Джемма Огастеа
Гемма Августа (лат. « Драгоценный камень Августа ») — древнеримский с камеей и барельефом, драгоценный камень вырезанный из двухслойного арабского оникса . Принято считать, что огранщиком драгоценных камней, создавшим его, был либо Диоскурид, либо один из его учеников во втором или третьем десятилетии I века нашей эры.
Создание и характеристики
[ редактировать ]Gemma Augustea низким рельефом, с камеей и — это драгоценный камень вырезанный из двухслойного арабского оникса. [1] Один слой белый, а другой голубовато-коричневый. Кропотливый метод огранки камня позволил обеспечить мельчайшие детали с резким контрастом между изображениями и фоном, а также обильную игру теней. Размер драгоценного камня также облегчил манипуляции и сделал сцену более величественной. Его высота составляет 7,5 дюймов (190 мм), ширина — 9 дюймов (230 мм), а средняя толщина — 0,5 дюйма (13 мм).
Принято считать, что огранщиком драгоценных камней , создавшим Джемму Августу, был либо Диоскурид, либо один из его учеников. Диоскурид был любимым огранщиком драгоценных камней Цезаря Августа , и его работы и их копии можно увидеть по всему древнеримскому миру. Что касается возраста портретных фигур, то драгоценный камень «закреплен» как бы в период ок. 10–20 гг. н. э., хотя некоторые ученые полагают, что он был создан десятилетия спустя из-за их интерпретации этой сцены.
Если это сделал Диоскурид или резчики, последовавшие его примеру, то гемма, вероятно, была изготовлена при дворе Цезаря Августа. В какой-то момент античности он переехал в Византию , возможно, после того, как Константин I официально перенес туда столицу империи. Август, хотя полностью принимал и поощрял культовое поклонение императору за пределами Рима и Италии, особенно в более отдаленных провинциях с традициями обожествленных правителей, не позволял поклоняться себе как богу внутри Рима. Если бы этот драгоценный камень был изготовлен при его жизни (он умер в 14 году нашей эры), возможно, его сделали бы в подарок уважаемой семье в римской провинции или клиентском королевстве . Альтернативно, если драгоценный камень был изготовлен после смерти Августа, идентичность одного или нескольких портретов может отличаться от обычной идентификации. Другая точка зрения состоит в том, что драгоценный камень действительно изображает Августа как бога при его жизни, но был огранен специально для близкого друга или родственника из ближайшего придворного круга. Подобные проблемы возникают и с другими имперскими камеями, такими как Камея Блакаса в Британском музее .
Местонахождение геммы не было задокументировано, хотя она оставалась относительно нетронутой и, вероятно, всегда находилась над землей, пока в 1246 году она не была записана в сокровищнице аббатства Сен-Сернен во французском городе Тулузе . Гемма с того времени возбуждала похоти сильных мира сего: в 1306 году папа Климент V предложил обменять ее на строительство моста через Гаронну, магистратам Тулузы тогда пришлось усилить надзор за ней, поскольку было несколько попыток захватить ее с помощью соучастие аббатов, в том числе папы Павла II, в 1470 году. В 1533 году король Франции Франциск I , посетив город, воспользовался случаем, чтобы присвоить его под предлогом показа его папе Клименту VII . Но он отвез его прямо в свой дворец в Фонтенбло, где сторонники Католической лиги Франции украли его в 1590 году. [2] Вскоре после этого он был продан за 12 000 дукатов Рудольфу II, императору Священной Римской империи . В 17 веке он был оправлен в немецкое золото. Эта оправа показывает, что драгоценный камень, должно быть, был поврежден: верхняя левая сторона сломана, а по крайней мере еще одна фигура отсутствует, вероятно, до того, как Рудольф II купил его, но определенно до 1700 года. Сейчас драгоценный камень находится в Музее истории искусств в Вене . [3]
Интерпретации фигур и сцен.
[ редактировать ]Верхний ярус
[ редактировать ]Фигура на троне (№1 на пронумерованной иллюстрации) обычно принимается за Августа, хотя в некоторых интерпретациях она может представлять собой более позднего римского правителя. Фигура №1 держит посох авгура, известный как литуус , символ высшего военного командования. Рисунок № 3 является наиболее легко узнаваемым, поскольку он не имеет характеристик, присущих другим. Женщина – Ойкумена – олицетворение обитаемого мира. Этот обитаемый или цивилизованный мир – это либо мир ранней Римской империи , либо, что более вероятно, средиземноморский мир, завоеванный Александром Великим . [4] На голове она носит настенную корону и вуаль . Она венчает фигуру № 1 короной из дубовых листьев , которой восхваляют человека, спасшего жизнь римского гражданина. Однако в этом масштабном изображении он отдан фигуре №1, потому что он спас множество римских граждан.
Рисунки №5 и №6 кажутся тесно связанными. Фигура №5 — это Океан или Нептун , значение которого часто рассматривается как уравновешивающее сцену между №4 и №7, а также важный наблюдатель, поскольку он представляет царство воды. Под ним находится наклоненная персонификация Геи или Италии Турриты (№6). Ученые, видевшие Гею, связывают ее с рогом изобилия и окружающими ее детьми, которые могут представлять времена года. Может показаться странным, что Гея держит рог изобилия, хотя кажется, что в данный момент рог ничего не производит. Это подтверждает аргумент о том, что она не Гея, а Италия, поскольку исторически на месте происшествия был голод. Кроме того, она носит на шее буллу , своего рода медальон, который, опять же, показался бы странным для Гайи. В любом случае дети представляют времена года, вероятно, лето и осень, поскольку один из них несет зерно.
Рисунок №10 орел Юпитера . — Орел мог бы показывать, что фигура №1 сидит в роли Юпитера. Рядом с цифрой №1 сидит Рома . Богиня в шлеме держит копье в правой руке, а левая рука слегка касается рукояти меча, вероятно, показывая, что Рим всегда был готов к войне. Помимо того, что Рома показывает свои ноги, опирающиеся на доспехи побежденных, она, кажется, с восхищением смотрит на фигуру №1. Хотя могут возникнуть споры относительно того, кто является номером 1, часто говорят, что образ Ромы сильно напоминает Ливию , жену-долгожителя Августа. Она была не только его женой, но и от предыдущего брака матерью Тиберия . Причина огранки этого драгоценного камня также подвергается сомнению, когда отмечается, что цыганам не поклонялись в Риме вплоть до правления Адриана . Таким образом, драгоценный камень мог быть огранен по индивидуальному заказу для друга в провинции.
На рисунке № 4 изображена Виктория , управляющая колесницей , на которой находится спускающаяся фигура № 7. Она, очевидно, является избавительницей победителей, но не обязательно здесь для празднования, поскольку кажется, что она может нетерпеливо подталкивать цифру №7 к его следующей кампании. Связывая Викторию с колесницей , необходимо проанализировать некоторую историческую важность, связанную с колесницей и лошадьми вокруг нее. Две лошади в ракурсе перед колесницей являются частью упряжки колесницы, тогда как единственная лошадь сбоку не может им быть и может принадлежать фигуре № 8. Исторически победная колесница управлялась четырьмя лошадьми, образующими квадригу , а не двумя, представленными на гемме, биге . Это может показать, что фигура №7 не является триумфатором .
Нижний ярус: возведение тропея.
[ редактировать ]Нижняя сцена, в которой фигуры менее различимы, изображает возведение тропея . В некоторых интерпретациях сцены все нижние фигуры намеренно анонимны. Другие интерпретации приписывают фигурам определенных реальных или мифологических личностей. Слева сидящие мужские и женские фигуры (объединенные в № 11) являются либо кельтами , либо немцами, что видно по их одежде и прическам, включая бороду мужчины, и представляют собой военнопленных, символизирующих римскую победу. Мужчина связан, руки за спиной, и обе, судя по всему, собираются привязать к основанию еще наполовину возведенного тропея (рис. 19), военного трофея, выставляемого после победы в битве и обычно закрепляемого на позиции «перелома» сражения в пользу победителей. Трофей представляет собой деревянный крест, предназначенный для поддержки человеческой одежды. Сверху надевается шлем, а на него нагрудник и вооружение противника. В этой сцене четверо молодых людей поднимают трофей в вертикальное положение. Фигура №18 наименее узнаваема, но его шлем заставил некоторых поверить в то, что он может быть Македонский солдат короля Реметалка I , помогавший Тиберию в Паннонии .
Фигуру №15 часто идентифицируют как олицетворение бога Марса с его доспехами и струящимся плащом. Хотя фигуры №16 и №17 кажутся менее важными, они очень похожи и могут представлять созвездие Близнецов . Близнецы — созвездие, которое сложнее выделить, и оно может отражать скрытую личность фигуры №8. Однако два других более очевидны. Рисунок № 20 представляет собой щит с большого скорпиона изображением . Тиберий родился в ноябре и поэтому мог быть изображен с таким предметом. На рисунке №9 показан любимый знак Августа — Козерог . Хотя Август мог быть зачат в декабре, своим созвездием он назвал Козерога. За знаком видно солнце или луну, которые были необходимы, чтобы показать всю мощь созвездия. Марс представлен цифрой (№ 15), и, таким образом, по крайней мере три знака Зодиака очевидны .
Фигура №13, вероятно, представляет собой Диану, отождествляемую с Луной, хотя некоторые комментаторы полагают, что она всего лишь вспомогательный отряд с №14. Диана держит копья в левой руке, а ее правая рука, кажется, лежит на голове человека на рисунке № 12, но не сжимает его волосы, как полагают многие. Еще одна отличительная черта Дианы — ее густые волосы, завязанные для охоты, и охотничья одежда. Фигура №14 может быть вспомогательной, но, скорее всего, он олицетворяет Меркурия (Меркурия/ Гермеса ), опознаваемого по шляпе в оправе. Меркурий, кажется, тащит женщину на рисунке №12 за волосы к тропею . Сцена явно сложная. Многие интерпретации настаивают на том, что «вспомогательные силы» тащат пленных варваров, чтобы они присоединились к своим сородичам и были привязаны к трофею. Однако есть признаки того, что это может быть совсем не так. Сначала мужчина на коленях умоляет Диану о пощаде, которая смотрит на него свысока. Тот же мужчина носит на шее гривну , указывающую на то, что он кельт или немец. Может быть важно, что Диана повернулась спиной к наблюдателю и, возможно, к самой сцене. Она единственная как таковая, и, возможно, в отличие от празднования победы в битве, вместо этого она проявляет милосердие к тому, кто просит сохранить ему жизнь. Кроме того, поскольку мужчина является лидером, лучше пропагандировать то, что он должен молить о пощаде перед римской богиней. Меркурий, возможно, не тащил женщину, чтобы привязать ее к трофею, но мог также поставить ее на колени перед Дианой, чтобы молить о пощаде. Она показывает знак перемирия, прикладывая руку к груди. Возможно, Диана и Меркурий укрывают их, возможно, предлагают им спасение в последние минуты победы. В любом случае, пара в № 12 не сравнима с отчаявшейся парой в № 11, с которой они одновременно уравновешиваются и контрастируют; баланс, имея варваров справа и слева, буквально уравновешивая композицию, и контрастирует, когда одна пара обречена быть связанной за трофей, а другая просит о том, что выглядит как шанс на пощаду.
Общая сцена
[ редактировать ]Верхняя и нижняя сцены происходят в разное время, иллюстрируя причину и следствие. Действие нижней сцены происходит на северных границах, сразу после битвы, выигранной римлянами и воздвигнувшими победный трофей. Собравшиеся военнопленные в горе ждут своего наказания или молят о пощаде у помогающих богов. Триумф на поле битвы предшествует триумфу на верхней плите.
Верхняя сцена представляет собой сплав Рима, Олимпа и мира городов. Август заметно возвышается над знаком рождения, который, как он утверждал, был обозначен, а орел, олицетворяющий его как Юпитера, находится ниже. Он положил конец многолетней внутренней борьбе за Рим и навсегда будет носить дубовую корону. В правой руке он держит литуус – свою авгурическую палку, с помощью которой он читает знаки и объявляет войны справедливыми. Он противостоит Роме, представляя всех, кого он объединил и спас от гражданского кровопролития. Он сидит наравне с Ромой, олицетворяя бога. Его ноги лежат на доспехах, которые можно отождествить с недавно завоеванными варварами или же они могут изображать происхождение семьи Юлианов с Марса через его человеческих детей Ромула и Рема . В отличие от всех остальных фигур, за исключением №7 и №8, изображение Августа считается настоящим портретом из-за радужной оболочки, видимой в его глазу. Тиберий, приемный сын Августа, недавно сражавшийся на севере, на мгновение возвращается – Виктория с тревогой убеждает его продолжать сражаться в новых битвах и добиться своего триумфа.
Однако с такой интерпретацией есть проблемы. Колесница не является колесницей победы. Было бы необычно использовать для триумфа колесницу, запряженную двумя лошадьми. Кроме того, Тиберий носит тогу . Тога символизирует цивилизованность и мир, а не войну. Возможно, это способ передать победу предзнаменованиям Августа. Тиберий сходит с колесницы, поклоняясь Августу, даруя своему приемному родителю триумф и победу. Если все это правда, то цифра №8 все равно может быть одним из двух человек, Друзом или Германиком . К этому возрасту Друз, вероятно, уже был мертв, упав с лошади и получив смертельные травмы. Тогда это могло быть изображением Друза и его памяти, поскольку почти все относились к нему с любовью. Поскольку он одет в боевую одежду, шлем, вероятно, находится рядом с ним под колесницей и по совпадению стоит рядом с лошадью, это вполне может быть Друз. Кроме того, к трем портретам относятся три созвездия. Друз утверждал бы, что Близнецы, хотя Близнецы весьма скрытны. Однако если бы на портрете был изображен живой Друз, драгоценный камень был бы изготовлен примерно в то же время, что и Ара Пацис и Алтарь Августа , где-то до 9 г. до н.э., года смерти Друза.
Другие, однако, думают, что Рисунок №8 — это Германик, сын Друза. [5] Если бы драгоценный камень был введен в эксплуатацию не ранее 12 г. н.э. и относился к триумфу Тиберия над германцами и паннонцами, то можно было бы предположить, что Германик, родившийся в 13 г. до н.э., был достаточно взрослым, чтобы надеть снаряжение и подготовиться к войне, спустя годы после его смерть отца. Август и другие относились к Германику также с любовью. Спор продолжается.
«Джемма Августа» словно основана на драматических эллинистических композициях. Изысканный стиль исполнения был более распространен в эпоху позднего Августа или раннего Тиберия, хотя, скорее всего, в эпоху Августа. Говорят, что образ Августа как Юпитера связан с будущими римскими триумфами Горация в его одах :
Храбрым будет тот, кто доверится врагам вероломным,
и он сокрушит карфагенян во второй войне
который покорно чувствовал цепи на своих скованных
запястья и стоял в страхе смерти.
Такой, не умеющий прожить жизнь безопасно,
смешал мир с войной.
О могучий Карфаген, ты восстаешь
тем выше на итальянских руинах!
Тис сказал, что он отказался от целомудренных поцелуев жены и своих
маленькие дети, как бесправные,
и строго устремил свой мужественный взор в землю
пока он не укрепит колеблющуюся цель Сената
по совету, который никогда не давался раньше,
и среди скорбящих друзей следует поспешить в славное изгнание.
Он прекрасно знал, что творил варвар-мучитель.
готов к нему; и все же он оттолкнул сородичей
кто преграждал ему путь и люди, которые мешали ему идти
с не меньшим равнодушием, чем если бы какое-нибудь дело рассматривалось в суде
было решено, и он оставил скучную
дела своих клиентов, мчащихся на поля Венафрана,
или в Лакедемонский Тарент.- Гораций, Оды III 5
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Другие примерно одновременные и сравнительно крупные предметы из сардоникса императорского качества, изготовленные ювелирами Александрийской школы, включают Тацца Фарнезе и Великую Каме де Франс .
- ^ Коллективная работа под руководством Паскаля Жюльена, «Каталог выставки Тулузского Возрождения», Somogy éditions d'art, 2018.
- ^ Джемма Августа, khm.at (2004). Архивировано 22 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Галинский, Карл. Культура Августа: интерпретативное введение , Princeton University Press , Принстон, Нью-Джерси, 1996, стр. 120 .
- ^ Галинский, Карл. Культура Августа: поясняющее введение Princeton University Press , Нью-Джерси, 1996. стр. 120–121 , , Принстон .
Источники
[ редактировать ]- Клейтон, Питер, Сокровища Древнего Рима , Нью-Джерси, 1995, стр. 163–165.
- Галинский, Карл. Культура Августа: поясняющее введение Princeton University Press , Нью-Джерси, 1996. стр. 53 , 120–121 , , Принстон .
- Ханфманн, Джордж М.А. Римское искусство: современный обзор искусства императорского Рима . WW Norton & Company, Inc. , Нью-Йорк, 1975, стр. 248–249.
- Гораций: Оды и эподы . Классическая библиотека Леба. Великобритания, 1914 год. Оды III, 5.
- Интернет: https://web.archive.org/web/20050325040449/http://etext.lib.virginia.edu/users/morford/augimage.html.
- Поллини, Джон. «Идеология, риторические образы и создание династического повествования», в книге «Повествование и события в древнем искусстве» , Питер Дж. Холлидей, изд. (Кембриджские исследования в области новой истории искусства) 1993.
- Рэймидж, Нэнси Х. и Эндрю Рэймидж. Римское искусство: от Ромула до Константина . Harry N. Abrams, Inc. , Нью-Йорк, 1991. стр. 106–107.
- Шефер, Юрген. Гемма Августа (начало I века н.э.) Инв. А 158, uni-muenster.de (1999).
- Стокстад, Мэрилин. История искусств: Том первый . Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1995. с. 249.
- Занкер, Пол. Сила изображений в эпоху Августа. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Джеммой Августой, на Викискладе?
- Художественно-исторический музей | Джемма Огастеа
- Джемма Огастеа — первоначальная форма Джеммы Августеа