Римское погребальное искусство

Погребальное искусство Древнего Рима менялось на протяжении существования Римской республики и Империи и принимало множество различных форм. На протяжении всей истории римляне использовали два основных метода захоронения: кремацию и погребение. Сосуды, используемые для этих практик, включают саркофаги , ящики для пепла , урны и алтари. Помимо этого, мавзолеи , стелы в память об умерших использовались и другие памятники. Метод увековечивания памяти римлян определялся социальным классом, религией и другими факторами. Хотя памятники умершим строились в римских городах, сами останки хоронили за пределами городов.
После окончания этрусского правления римские законы относительно захоронения умерших стали очень строгими. Главным вопросом была законность и моральность захоронения мертвых в черте города. Многие римские города и провинции имели подобные правила, часто в своих уставах, таких как Lex Ursonensis . [2] Особенно в самом конце республики исключения из этого принципа стали более частыми, хотя и только для самых влиятельных лидеров. Средства, используемые для поминовения умерших, служили признанием богов, но также служили средством социального самовыражения, изображающего римские ценности и историю.
Ранние христиане продолжали этот обычай до поздней античности , но предпочитали хоронить их рядом с могилами мучеников . катакомбы и погребальные залы Вокруг могил знаменитых мучеников за стенами Рима выросли , ставшие впоследствии великими церквями.
Погребальные алтари
[ редактировать ]В Древнем Риме римские граждане увековечивали память своих умерших, создавая циппи или могильные алтари. Эти алтари не только заказывали богатые, но также обычно возводили вольноотпущенники и рабы. [3] Функция этих алтарей заключалась либо в хранении праха умерших, либо просто в символическом увековечении памяти об умерших. [4] Часто для демонстрации сосудов, содержащих пепел и сожженные кости умерших, сооружались практичные погребальные алтари. Эти урны с пеплом помещались в глубокие полости алтарей, которые затем закрывались крышкой. [5] В других случаях в алтаре было углубление, в которое можно было совершать возлияния. [6] Некоторые римские погребальные алтари были снабжены трубками, чтобы эти возлияния могли «питать» останки. [5] Реже тело умершего клали в алтарь. [7] Хотя некоторые алтари содержали останки умерших, большинство римских погребальных алтарей не имели практической функции и возводились только для увековечения памяти умерших. [7]
Практика возведения римских погребальных алтарей связана с традицией строительства вотивных алтарей в честь богов. Из-за признания того, что алтари действуют как символ благоговения, считается, что погребальные алтари использовались для героизации умерших. [8] Погребальные алтари отличались от вотивных алтарей, почитавших богов, тем, что на них не приносились кровавые жертвоприношения . Могильные алтари героев были связаны с ритуальными жертвоприношениями, а алтари обычных римских граждан — нет. Эта практическая разница определяется тем, что римские погребальные алтари не имеют жертвенных сковородок или жаровен. [9] Имея внешний вид, похожий на обетные алтари, подразумевался символизм почитания жертвы, тем самым передавая должное уважение к мертвым. [10] Несмотря на разное значение, оба типа алтарей были построены одинаково: как надземные, так и круглой или прямоугольной формы. [11]
Погребальные алтари более богатых римских граждан часто можно было найти внутри более сложных гробниц. [4] Алтари, воздвигнутые средним классом, также устанавливались внутри или снаружи монументальных гробниц, а также в погребальных помещениях, расположенных вдоль дорог, ведущих из города Рима. [12] Алтари, входившие в комплексы гробниц, устанавливались на семейных участках или на участках под застройку, купленных спекулянтами, которые затем продавали их индивидуальным владельцам. [13] Гробницы и алтари имели в сознании римлянина тесную связь, о чем свидетельствуют латинские надписи, где гробницы описываются так, как если бы они были алтарями. [14]
Эпитафии
[ редактировать ]Эпитафии на погребальных алтарях содержат много информации об умершем, чаще всего включая его имя, родство или племя. [12] Реже в эпитафии указывали возраст и профессию умершего. [15] Типичная эпитафия на римском погребальном алтаре начинается с посвящения мане , или духу мертвых, и завершается хвалебными словами в адрес лауреата. [15] Эти эпитафии, наряду с изобразительными атрибутами алтарей, позволяют историкам узнать много важной информации о древнеримских погребальных практиках и памятниках. Собранные из погребальных алтарей, они дают понять, что большинство алтарей были воздвигнуты однородной группой граждан среднего класса. [15]
Посвящённые и лауреаты
[ редактировать ]
В эпитафиях часто подчеркиваются отношения между умершим и посвященным, причем большинство отношений носят семейный характер (мужья и жены, родители и дети и т. д.). На многих алтарях также есть портреты умерших. [12] Экстраполируя данные эпитафий и портретов на алтарях, можно заключить, что чаще всего заказывали погребальные алтари в Риме вольноотпущенники и их потомки — люди, которые были учителями, архитекторами, магистратами, писателями, музыкантами и т. д. [16]
Самый распространенный вид алтарного посвящения – от родителей умершему ребенку. В эпитафии часто указывается возраст ребенка, чтобы еще больше выразить скорбь по поводу смерти в таком юном возрасте. С другой стороны, на эпитафии редко ставится возраст умершего человека в более старшем возрасте. [15] Некоторые другие, менее распространенные, посвящения детей родителям, причем ребенок, скорее всего, мальчик. [17] Вторые по распространенности отношения лауреатов - это муж с женой или жена с мужем. [18]
Вне семейных отношений покровители иногда посвящали алтари рабу или вольноотпущеннику и наоборот. [19] Отношения между посвящением и почетным лицом некоторых алтарей, подтверждающие этот вывод, на самом деле были отношениями мужа и жены, поскольку покровители иногда женились на своих освобожденных рабах. [20] Хотя отношения между покровителем и рабом или вольноотпущенником могли включать в себя брак, иногда у этих граждан просто были личные отношения с человеком, не связанным с кровью, о котором они хотели почтить память. [20]
В отличие от большинства памятников, сохранившихся из Рима, женщины играли важную роль в погребальных алтарях, поскольку многие алтари были воздвигнуты в честь женщин или по их заказу. [12] Этих женщин почитали как жен, матерей и дочерей, а также помнили за их профессии. Например, профессиональных женщин почитали как жриц , музыкантов и поэтов. Иногда эпитафия не меняет сведений о профессии заслуженной женщины, но детали портрета (например, платье портрета) дают подсказку о ее призвании. [21] Многие сохранившиеся алтари посвящены женщинам, потому что в Древнем Риме женщины имели тенденцию умирать молодыми из-за родов и общих трудностей, связанных с браком и переутомлением. [22] Римских женщин часто чтили их мужья: некоторые алтари посвящались паре, а некоторые - просто почтению жены. Кроме того, некоторых девочек чествовали на алтарях по заказу их убитых горем родителей. [23]
Дизайны
[ редактировать ]
Римские погребальные алтари имели разнообразную конструкцию, большинство из которых отражало конструкцию вотивных алтарей с плоскими вершинами. [24] Для других, которые, скорее всего, предназначались для приема подношений, вершины жертвенников были выпуклыми. [10] Для размещения внутри них урн с пеплом были созданы более глубокие полости. [7] Размеры алтарей могли варьироваться от миниатюрных экземпляров до 2 метров в высоту. [12] Некоторые несли бюсты, статуи или портреты умерших. [12] Самой простой и распространенной формой погребального алтаря было основание с фронтоном , на котором часто располагался портрет или эпитафия. [25] Почти все они прямоугольной формы и больше в высоту, чем в ширину. Простые или спиральные колонны обычно обрамляют портрет или сцену на алтаре. [26]
Наряду с типичным портретом и эпитафией в алтарях были начертаны и другие мотивы. Эти мотивы часто имели потустороннее или погребальное значение, к которым относятся лавровые венки или фрукты-подарки. [27] Мифологические аллюзии в оформлении алтаря часто имели целью уподобить умершего божественному существу. [28] Примеры этих аллюзий включают молодую девушку, представленную в образе Дафны, превращенной в лавровое дерево, или другую девушку, изображаемую как богиня Диана . Иногда на алтаре размещались инструменты, характерные для профессии умершего. [29] Дизайн римских погребальных алтарей различается в зависимости от каждого отдельного алтаря, но есть много общих тем.
Саркофаги
[ редактировать ]«...каменный памятник является выражением постоянства. Поэтому неудивительно, что одержимость римлян личным бессмертием приобрела свою физическую форму в камне». [30]
Саркофаги использовались в римском погребальном искусстве начиная со второго века нашей эры и продолжались до четвертого века. Саркофаг, что в переводе с греческого означает «пожиратель плоти», представляет собой каменный гроб, используемый для погребений погребения. [31] Саркофаги заказывали не только для элиты римского общества (зрелых граждан мужского пола), [32] но и для детей, целых семей, любимых жен и матерей. Самые дорогие саркофаги были изготовлены из мрамора, но использовались и другие камни, свинец и дерево. [31] Наряду с разнообразием материалов изготовления существовало множество стилей и форм, в зависимости от того, где и для кого изготавливался саркофаг.
До саркофагов
[ редактировать ]Погребальная практика ингумации и использование саркофагов не всегда были излюбленным римским погребальным обычаем. Этруски и греки использовали саркофаги на протяжении веков , прежде чем римляне наконец переняли эту практику во втором веке. [31] До этого периода умерших обычно кремировали и помещали в мраморные сундуки для пепла или пепельные алтари или просто поминали на могильном алтаре, который не был предназначен для хранения кремированных останков. Несмотря на то, что они были основным погребальным обычаем во времена Римской республики, ящики для пепла и могильные алтари практически исчезли с рынка всего через столетие после появления саркофагов. [33]
Часто предполагается, что популярность саркофагов началась с римской аристократии и постепенно стала более приемлемой для низших классов. [32] Однако в прошлом самые дорогие и показные могильные алтари и ящики для пепла чаще заказывались богатыми вольноотпущенниками и другими представителями формирующегося среднего класса, чем римской элитой. [34] В связи с этим фактом и отсутствием надписей на ранних саркофагах недостаточно данных, чтобы судить о том, началась ли мода на саркофаги с определенного социального класса. Сохранившиеся свидетельства указывают на то, что подавляющее большинство ранних саркофагов предназначались для детей. Это говорит о том, что изменение практики захоронения могло быть вызвано не просто изменением моды, а, возможно, изменением отношения к погребению. Возможно, решение начать захоронение тел было принято потому, что семьи считали захоронение более добрым и менее тревожным погребальным обрядом, чем кремация, что вызвало необходимость переноса захоронения. [32]
Стилистический переход от алтарей и пепельниц к саркофагам.
[ редактировать ]Хотя могильные алтари и ящики для пепла практически исчезли с рынка во втором веке, аспекты их украшения сохранились в некоторых стилистических элементах саркофагов. Самая крупная стилистическая группа ранних саркофагов второго века — саркофаги-гирлянды — обычай украшения, ранее использовавшийся на пепельных сундуках и могильных алтарях. Хотя суть украшения одинакова, есть некоторые различия. Опоры гирлянд часто представляют собой человеческие фигурки, а не головы животных, которые использовались ранее. Кроме того, поле заполняют конкретные мифологические сцены, а не маленькие птицы или другие второстепенные сцены. Надписи на алтарях и сундуках из ясеня с гирляндами также отсутствуют на саркофагах с гирляндами. Если на саркофаге действительно была надпись, она казалась дополнительным дополнением и обычно проходила по верхнему краю сундука или между украшениями. [35] Тот факт, что ранние гирляндные саркофаги продолжали традицию могильных алтарей с украшенными гирляндами, позволяет предположить, что заказчики и скульпторы саркофагов имели схожие подходы с теми, кто приобретал и производил гробницы. Оба памятника использовали схожий набор стилистических мотивов с лишь небольшими изменениями в иконографии. [36]
Центры производства митрополита Римского, Аттического и Азиатского саркофагов.
[ редактировать ]
В производстве саркофагов Древней Римской империи участвовали три основные стороны: заказчик, скульптурная мастерская, вырезавшая памятник, и карьерная мастерская, поставлявшая материалы. Расстояние между этими сторонами сильно различалось из-за огромных размеров Империи. [37] Метрополитен-римский, аттический и азиатский были тремя основными региональными типами саркофагов, которые доминировали в торговле по всей Римской империи. [31] Хоть они и были разделены на регионы, производство саркофагов было не таким простым, как могло показаться. Например, аттические мастерские находились недалеко от горы Пентеликон , источника своих материалов, но обычно находились очень далеко от своего клиента. Обратное наблюдалось в мастерских Римской митрополита, которые, как правило, импортировали большие, грубо обработанные саркофаги из отдаленных карьеров, чтобы выполнить свои заказы. В зависимости от расстояния и запросов клиентов (некоторые клиенты могли оставить элементы своих саркофагов незавершенными до будущей даты, что дает возможность дальнейшей работы после основной комиссии), саркофаги находились на разных стадиях производства во время транспортировки. В результате сложно разработать стандартизированную модель производства. [38]
Боевые саркофаги
[ редактировать ]Сравнительно небольшое количество, около 25, саркофагов изображают большие и многолюдные батальные сцены. Скорее всего, датируются 170–210 гг., Изготовлены в Риме или, в некоторых случаях, в Афинах. Саркофаг битвы при Людовизи, датируемый примерно 250–260 гг., является поздним исключением: предположительно умершим был римский полководец. В аналогичном саркофаге Портоначчо (ок. 170 г.) лицо римского полководца незакончено; возможно, ждали портрета.
Митрополит Рим
[ редактировать ]Рим был основным производственным центром в западной части империи. Саркофаг митрополита-римлянина часто имел форму невысокого прямоугольного ящика с плоской крышкой. Поскольку саркофаг обычно размещался в нише или у стены мавзолея, его обычно украшали только спереди и две более короткие стороны. Многие были украшены резьбой в виде гирлянд, фруктов и листьев, а также сюжетными сценами из греческой мифологии. Также были популярны батальные и охотничьи сцены, биографические события из жизни умершего, портретные бюсты, профессия умершего и абстрактные рисунки. [31]
Чердак
[ редактировать ]Афины были основным центром производства саркофагов в аттическом стиле. Эти мастерские в основном производили саркофаги на экспорт. Они имели прямоугольную форму и часто украшались со всех четырех сторон, в отличие от митрополичьего римского стиля, орнаментальной резьбой по нижнему и верхнему краю памятника. Крышки также отличались от плоского столичного римского стиля и отличались скатной двускатной крышей. [31] или крышка-клин, вырезанная в стиле диванных подушек, на которых возлежит фигура умершего. [39] Подавляющее большинство этих саркофагов также изображали мифологические сюжеты, особенно Троянскую войну , Ахилла и битвы с амазонками . [31]
Малая Азия (Азиатский)
[ редактировать ]
Мастерские Докимеона во Фригии специализировались на изготовлении крупных азиатских саркофагов архитектурной формы. Многие из них представляли собой серию колонн, соединенных со всех четырех сторон антаблементом с человеческими фигурами в пространстве между колоннами. Крышки часто делали с остроконечной крышей, чтобы завершить архитектурный стиль саркофагов, чтобы гроб образовывал своего рода дом или храм для умершего. Саркофаги с гирляндами изготавливались и в других городах Малой Азии. Как правило, саркофаги украшались с трех или с четырех сторон, в зависимости от того, должны ли они были выставляться на постаменте под открытым небом или у стен внутри гробниц. [31]
Миф и смысл древнеримских саркофагов
[ редактировать ]Переход от классической гирлянды и сезонных рельефов с меньшими мифологическими фигурами к большему вниманию к полноценным мифологическим сценам начался с распадом классического стиля в конце второго века, ближе к концу правления Марка Аврелия . [40] Этот сдвиг привел к развитию популярных тем и значений, изображаемых через мифологические сцены и аллегории. Самые популярные мифологические сцены на римских саркофагах служили для римских граждан средством скорби, видениями жизни и счастья, а также возможностью самоизображения. Изображения Мелеагра , хозяина калидонской охоты на вепря , оплакиваемого Аталантой, а также изображения Ахилла, оплакивающего Патрокла, были очень распространены на саркофагах, служивших вспомогательными средствами скорби. В обоих случаях мифологические сцены были сродни траурным обычаям простых римских граждан, стремившихся отразить их горе и утешить их, когда они посетили гробницу. [41] игривые изображения нереид , триумфов Диониса и любовных сцен Диониса и Ариадны . На саркофагах также часто изображались [42] Вполне возможно, что эти сцены счастья и любви перед лицом смерти и траура побуждали живых наслаждаться жизнью, пока они могли, и отражали празднование и трапезу, которыми скорбящие позже наслаждались в гробнице, когда они возвращались, чтобы навестить умершего. [43]
Третий век ознаменовался возвращением популярности самоизображений на римских саркофагах. Римские граждане подходили к самопрезентации на саркофагах по-разному. На некоторых саркофагах были настоящие изображения лица или фигуры умершего. В других случаях мифологические портреты использовались для связи характеристик умершего с чертами изображаемого героя или героини. Например, распространенные мифологические портреты умерших женщин отождествляли их с женщинами с восхваляемыми чертами в мифах, такими как преданная Селена или верная Алкестида . [44]
Сцены с фигурами Мелеагра и Ахилла выражали храбрость и часто воспроизводились на саркофагах с умершими мужчинами. [31] Для поминовения усопших использовались и биографические сцены, подчеркивающие истинные добродетели римских граждан. Ученые утверждают, что эти биографические сцены, а также сравнения с мифологическими персонажами позволяют предположить, что автоизображения на римских саркофагах существовали не для того, чтобы прославить черты умерших, а, скорее, для того, чтобы подчеркнуть предпочитаемые римские культурные ценности. [45] и продемонстрировать, что семья умершего была образованными членами элиты, способными понимать сложные мифологические аллегории. [46]
Саркофаги третьего и четвертого веков.
[ редактировать ]Распад классического стиля привел к периоду, когда, о чем говорилось выше, более популярными стали полные мифологические рельефы с увеличением числа фигур и удлинением форм. Пропорции фигур на рельефах также становились все более несбалансированными: главные фигуры занимали наибольшую площадь, а более мелкие фигуры толпились в небольших карманах пустого пространства. [47] В третьем веке еще один переход в теме и стиле саркофагов связан с возвращением популярности изображения мифологических и немифологических портретов умерших. [48] Образы четырех времен года также становятся популярными в третьем и четвертом веках. С приходом христианства в третьем веке традиционные мотивы, такие как времена года, сохранились, и появились изображения, представляющие веру в загробную жизнь. Изменение стиля, привнесенное христианством, возможно, является наиболее значительным, поскольку оно сигнализирует об изменении акцента на образах ретроспективы и представлении изображений загробной жизни. [49] Саркофаг Юния Басса представляет собой необычно сложный пример с повествовательными христианскими сценами.
Катакомбы
[ редактировать ]Римские катакомбы представляют собой серию подземных кладбищ, которые были построены в нескольких крупных городах Римской империи, начиная с первого и второго веков до нашей эры. Позднее эта традиция была скопирована в нескольких других городах по всему миру, хотя подземные захоронения были распространены во многих культурах еще до христианства. [50] Слово «Катакомбы» означает большое подземное христианское кладбище. Из-за законов, запрещающих захоронение в городе, катакомбы были построены вокруг города вдоль существующих дорог, таких как Виа Аппиа , где можно найти Сан-Каликст и Сан-Себастьяно, две из наиболее значительных катакомб. [51] Согласно традиции, катакомбы часто назывались в честь святых, которые были похоронены в них, хотя на момент их захоронения культы мучеников еще не достигли такой популярности, чтобы предоставить им роскошные гробницы. [52] После 750 г. до н. э. большая часть останков этих мучеников была перенесена в церкви города выше. [51] В основном это предпринял Папа Павел I , который решил переместить мощи из-за запущенного состояния катакомб. [53] Строительство катакомб началось в конце первого века, и в это время они использовались только для захоронений и погребальных обрядов. Однако в пятом веке от процесса подземного захоронения отказались. [54] Несколько катакомб оставались открытыми для использования в качестве мест паломничества из-за обилия реликвий. [52]
До того, как христиане начали использовать катакомбы для захоронения, они хоронили своих умерших в языческих могильниках. [55] В результате экономического и организационного роста своей общины христиане смогли открыть исключительно христианские кладбища. [56] Члены общины создали «общинный фонд», который гарантировал похороны всех членов. Христиане также настаивали на погребении, и катакомбы позволяли им практиковать это организованно и практично.
Виды гробниц
[ редактировать ]
Планировка и архитектура были разработаны таким образом, чтобы максимально эффективно использовать пространство. [57] и состоял из нескольких уровней с мансардными окнами, которые были расположены как для максимального освещения, так и для выделения определенных элементов декора. [58] В катакомбах имеется несколько типов гробниц, самым простым и распространенным из которых является локулус ( мн. loculi ), полость в стене, перегороженная мраморными или терракотовыми плитами. Обычно они просты и очень экономно организованы и располагаются вдоль стен коридоров катакомб. Менса — это ниша в стене, в которой находится саркофаг, тогда как кубикулюс более приватный, более монументальный и обычно более украшенный. [59] В Cubicula используются архитектурные конструкции, такие как колонны, пилястры и арки, а также смелые геометрические формы. [60] Их размер и изысканный декор указывают на более богатых жильцов. С изданием Миланского эдикта , поскольку христиане стали меньше преследоваться и приобрели больше представителей высшего класса, катакомбы значительно расширились и стали более монументальными. [61]
Виды декора
[ редактировать ]Материал гробниц
[ редактировать ]Большая часть материалов гробниц была бывшей в употреблении, на некоторых даже до сих пор сохранились языческие надписи, оставшиеся от предыдущего использования. [62] Мрамор использовался часто, отчасти потому, что он отражал свет и имел светлый цвет. [63] Глиняные кирпичи были еще одним распространенным материалом, который использовался для строительства и декора. Римский бетон (вулканическая порода, известковая замазка и вода – комбинация, невероятно устойчивая к износу) и тонкий слой штукатурки покрывали стены голых скал. Это было не структурное, а только эстетическое здание и обычно расписывалось фресками. [64]
Надписи
[ редактировать ]Гробницы обычно отмечались эпитафиями, печатями, христианскими символами или молитвами в виде надписи или рисовались свинцовым суриком, хотя часто на них было указано только имя обитателя. [59] Надписи в христианских катакомбах обычно были на латыни или греческом языке, тогда как в еврейских катакомбах они были написаны либо на греческом, либо на иврите. [65] Большинство из них религиозно нейтральны, а некоторые представляют собой лишь графические имитации эпитафий (тире и буквы), которые не имеют никакого смысла, кроме продолжения погребальной темы в анонимном и эффективном массовом производстве. Текстовые надписи также содержали графические элементы и сочетались по размеру и значению с декоративными элементами и сложными знаками препинания. [66] Некоторые христиане были слишком бедны, чтобы позволить себе надписи, но могли написать на своей могиле короткое и несколько небрежное граффито , пока раствор еще сохнул; [67] В конце концов, был установлен кодекс равенства, гарантирующий, что могилы более бедных христиан по-прежнему будут украшаться, хотя и в минимальной степени. Качество письма на языческих надгробиях заметно превосходит качество письма на христианских надгробиях. Вероятно, это было связано с тем, что христиане имели меньше средств, меньший доступ к специализированным работникам и, возможно, больше заботились о содержании своих надписей, чем об их эстетической ценности. [68]
Объекты
[ редактировать ]Предметы часто устанавливались перед, в известковом растворе гробниц. Они имели форму скамеек, табуретов, столов и столовой посуды и, возможно, использовались для таких обрядов, как refrigerium ( погребальная трапеза), в ходе которых использовались настоящая еда и питье. [69] На столах, скорее всего, стояли подношения с едой, а в вазах или других стеклянных или керамических сосудах — подношения с вином. Такие предметы, как основания золотых стеклянных стаканов, ракушки, куклы, пуговицы, украшения, колокольчики и монеты, добавляли в раствор локулов или оставляли на полках возле гробницы. Некоторые из этих предметов могли быть заключены в гробницу вместе с телом и позже удалены. [70] Предметы были гораздо более распространены во время и после Константиновского периода. [69]
Фрески
[ редактировать ]Предметы, окружавшие гробницу, нашли отражение во фресках банкетов. [71] В гробницах иногда использовалась мозаика, но фрески были гораздо популярнее мозаики. Стены обычно были побелены и разделены на секции красными и зелеными линиями. Это свидетельствует о влиянии помпейской настенной живописи, которая имеет тенденцию к крайнему упрощению архитектурной имитации. [72]
«Период Севера рассматривает поверхность стены как хроматическое единство, которое больше не задумывалось как пространство, открытое к иллюзорной глубине, а скорее как твердая и существенная поверхность, которая может быть соединена с панелями». [72]
Символизм
[ редактировать ]
Организованный и простой стиль фресок проявляется в двух формах: имитации архитектуры и четко определенных образов. Изображения обычно представляют один предмет религиозного значения и объединяются, чтобы рассказать знакомую (типично христианскую) историю. Цветочный мотив [73] а Геркулесовы подвиги (часто используемые в языческих погребальных памятниках) наряду с другими эллинистическими образами распространены и сливаются в своих изображениях природы с христианскими представлениями об Эдеме. [74] Точно так же времена года являются общей темой и представляют собой путешествие по жизни от рождения (весна) до смерти (зима), что сопровождается редкими изображениями богинь Цереры и Прозерпины. В христианских катакомбах можно найти множество примеров языческой символики, которые часто используются как параллели с христианскими историями. Феникс, языческий символ, используется для обозначения Воскресения; [75] Геркулес в саду Гесперид символизирует Адама, Еву и Змея в Эдемском саду; [76] Самый известный символ катакомб, Добрый Пастырь, иногда изображается как Христос, а иногда как греческий образ Орфея. [75]
Чаще всего языческие образы используются для подчеркивания райских аспектов. [77] хотя это также может указывать на то, что покровитель или художник был язычником. [78] Другие символы включают исторических мучеников, [79] погребальные банкеты, [80] и символы профессии умершего. [81] Самыми популярными символами являются цикл Ионы, Крещение Христа, Доброго пастыря и рыбака. [82] Добрый пастырь использовался как пожелание мирного покоя мертвым, но также выступал в качестве проводника для мертвых, которых представляли овцы. Иногда Добрый Пастырь изображался вместе с рыбаком и философом как символ окончательного «мира на суше и на море», хотя это популярно лишь на короткое время. [83] Эти сцены Ветхого Завета также можно увидеть в еврейских катакомбах.
Надгробия и погребальные надписи
[ редактировать ]Имея культурное значение на всей территории Империи, возведение и освящение погребальных надгробий было обычной и доступной практикой захоронения. [84] Как и в наше время, эпитафии были средством публичной демонстрации своего богатства, чести и статуса в обществе. [84] Таким образом, надгробия служили не только памятью об умерших, но и отражали изысканность римского мира. [84] Таким образом, обе стороны – живые и мертвые – почитались и получали пользу от публичных захоронений. [85] Хотя римские надгробия различались по размеру, форме и стилю, написанные на них эпитафии были в основном одинаковыми. [86] Традиционно эти надписи включали молитву Манесу , имя и возраст умершего, а также имя поминовителя. [87] Некоторые погребальные надписи, хотя и редкие, включали год, месяц, день и даже час смерти. [88] Дизайн и расположение самой эпитафии часто оставлялись на усмотрение наемного каменщика. [86] В некоторых случаях каменщик даже выбирал надпись, выбирая общую фразу, дополняющую биографические сведения, предоставленные семьей умершего. [89] После смерти у человека была возможность идеализировать и романтизировать свои достижения; следовательно, некоторые погребальные надписи могут вводить в заблуждение. [90] Поэтому надгробия и эпитафии не следует рассматривать как точное изображение римской демографии. [91]
Вольноотпущенники и их дети
[ редактировать ]В римском мире детская смертность была обычным явлением и широко распространена по всей Империи. [92] Следовательно, родители часто оставались эмоционально отстраненными от маленьких детей, чтобы предотвратить или уменьшить будущее горе. [93] Тем не менее среди вольноотпущенников были распространены надгробия и эпитафии, посвященные младенцам. [94] Из сохранившейся коллекции римских надгробий примерно 75 процентов были изготовлены вольноотпущенниками и рабами и для них. [95] Независимо от класса, надгробия служили символом ранга и были популярны главным образом среди людей рабского происхождения. [96] В качестве публичного экспоната надгробия были средством достижения социального признания и утверждения своего выхода из рабства. [97] Более того, надгробия способствовали свободе свободнорожденных сыновей и дочерей, которые, в отличие от своих освобожденных родителей, были римскими гражданами по рождению. [98] ребенка Tria Nomina , который служил доказательством того, что ребенок достоин и истинно римлянин, обычно был начертан на надгробии. [94] На камне у младенцев дополнительно были начертаны один или два эпитета , подчеркивавшие нравственные стороны жизни ребенка. [99] Эти эпитеты служили для выражения того факта, что даже маленькими детьми управляли римские добродетели . [100]
Социальная элита
[ редактировать ]
Представители правящего класса заинтересовались возведением погребальных памятников в период Августа-Тиверии. [101] Однако в целом этот интерес был кратковременным. Хотя вольноотпущенникам часто приходилось демонстрировать свой успех и социальную мобильность посредством возведения общественных памятников, элита не чувствовала особой необходимости в открытых демонстрациях такого рода. [102] Археологические находки в Помпеях позволяют предположить, что количество гробниц и памятников, воздвигнутых вольноотпущенниками, увеличилось в тот самый момент, когда количество возведенных элитой начало уменьшаться. [103] Это изменение обычаев означает восстановление минимализма и строгости доавгустовского периода среди аристократии Рима. [103] В это время самовоспоминание среди социальной элиты стало редкостью. [104] Тем не менее, древние римляне, руководствуясь сильным чувством долга и религиозным благочестием, предпочитали поминать умерших в частном порядке. [105] Благодаря этому изменению благородные или аристократические семьи стали почтить память умерших, добавляя надписи или простые надгробия к существующим местам захоронения. [106] Эти места, которые часто располагались в загородном поместье семьи, обеспечивали уединение скорбящей семье. [106] В отличие от вольноотпущенников, римская элита редко использовала надгробия или другие погребальные памятники как индикаторы социального статуса. [107] размер и стиль циппи были в значительной степени личным выбором, а не чем-то, влиявшим на необходимость выполнения более серьезных социальных обязательств. Например, [102]

Солдаты
[ редактировать ]В военном контексте места захоронений служили в честь павших солдат, а также для обозначения недавно изолированных римских территорий, таких как Майнц . [108] Самым распространенным погребальным памятником римским солдатам была стела – скромный, ничем не украшенный кусок камня, вырезанный в форме прямоугольника. [109] На камне будет написано имя, звание и воинская часть умершего, а также его возраст и годы службы в римской армии . [109] При желании имя памятника, обычно наследника или близкого члена семьи, можно было написать внизу стелы. [109] Единообразный по своей природе, последовательный стиль этих надгробий отражал упорядоченный и систематический характер самой армии. [109] Каждое надгробие служило свидетельством силы и стойкости римской армии, а также отдельных солдат. [110] В некоторых уникальных случаях военные надгробия украшались скульптурой. [111] Эти типы надгробий обычно принадлежали членам вспомогательных подразделений, а не легионеров . [112] Главным различием между этими двумя единицами было гражданство. [112]
В то время как солдаты-легионеры были гражданами Рима, вспомогательные солдаты прибыли из провинций Империи. Вспомогательные солдаты имели возможность получить римское гражданство только после увольнения. [112] Надгробия служили для того, чтобы отличать римлян от неримлян и укреплять социальную иерархию, существовавшую внутри военных легионов. [113] Для мужчин, погибших в бою, возведение богато украшенных надгробий было последней попыткой романизации. [114] Рельефы на надгробиях вспомогательных войск часто изображают мужчин верхом на лошадях, что свидетельствует о мужестве и героизме кавалеристов вспомогательных войск . [115] Хотя надгробия были дорогими, они, вероятно, были по средствам простого солдата. [113] В отличие от большинства граждан низшего сословия в Древнем Риме, солдаты получали регулярный доход. [113] Более того, некоторые историки предполагают создание погребального клуба — группы, организованной для сбора регулярных денежных пожертвований от легионов. [113] Вырученные средства пошли на субсидирование расходов на захоронение павших солдат. [113] Бесчисленное количество солдат погибло во время римской войны. Таким образом, надгробия были способом обозначить и почтить военную службу и личные достижения на поле боя. [116] Эти надгробия посвящены не солдатам, погибшим в бою, а скорее солдатам, погибшим в мирное время, когда генералы и товарищи могли спокойно похоронить себя должным образом. [116] Солдат, погибших в бою, раздевали, кремировали и хоронили в братских могилах возле лагеря. [110] В некоторых случаях наследники или другие члены семьи заказывали строительство кенотафов для погибших солдат – погребальных памятников, которые увековечивали память погибших, как если бы тело было найдено и возвращено домой. [117]
Мавзолея
[ редактировать ]Мавзолей назван так в честь Мавсола Карийского . (377–353/2 до н.э.) В Мавзолее обычно обитало несколько человек, поскольку их пространство было очень обширным, хотя этой практике потребовалось время, чтобы стать обычным явлением в Ранней Республике, как и идея «хоронить» мертвых над землей. Массовые захоронения были обычным явлением, но только для простых людей. Члены королевской семьи, политики, генералы и самые богатые граждане изначально делили могилу только с ближайшими родственниками. Изменения были постепенными, главным образом потому, что погребальная практика, как правило, следовала строгим традициям, особенно в древнем мире. [118] На разработку «римской» концепции мавзолея ушли столетия. Между тем, практика щедрого украшения мест захоронений сохранялась по всей республике и Империи. Надземные сооружения Империи и Поздней Республики содержали произведения искусства, подходящие для жизни оккупантов, как и их подземные альтернативы.
Несколько мавзолеев внутри померия появились еще до Империи. Большинство мавзолеев существовало на специально отведенных местах захоронений в стране, хотя городские исключения из запрета на строительство погребальных построек только увеличились во времена Империи. Также было популярно строить их вдоль главных дорог, чтобы они были постоянно видны публике. Тенденцией Средней и Поздней Империи было строительство мавзолеев на семейной собственности, даже если она находилась в пределах города. [119]
История
[ редактировать ]Римляне во многом переняли традиции этрусского погребального искусства . Надземные мавзолеи все еще были редкостью; подземные гробницы и курганы были гораздо более распространенными методами захоронения. Ранние римляне хоронили тех, кто не мог позволить себе такое жилье, в братских могилах или кремировали их. [119] Из немногих мавзолеев, построенных ими во времена зарождения Рима, многие превратились в руины при неизвестных обстоятельствах. Таким образом, их отсутствие мало что указывает на практику строительства мавзолеев римлянами в эти годы. Заметным исключением является Пренесте, или нынешняя Палестрина , где сохранилось около сорока ранних мавзолеев. [120]
, стили мавзолеев становились все более единообразными Этрусское влияние продолжалось и в раннюю республику, и по мере того, как римское влияние увеличивалось по всей Латинской лиге . Постройки этой эпохи редки, но, как и в предыдущие столетия, большинство из тех, что римляне построили в это время, больше не существуют. [119]
Средняя Республика
[ редактировать ]Рим, наряду с остальным средиземноморским миром, пережил возрождение греческой культуры , известное как эллинистический период . [119] И интерьеры, и экстерьеры мавзолеев приняли элементы классической архитектуры, такие как цилиндрические сводчатые крыши; клинай , которые представляли собой скамьи в полный рост, на которых лежали мертвецы; крашеные фасады ; богато украшенные колонны ; и фризы по крышам. В то время большинство римлян признавали идею о том, что надземное захоронение позволит людям лучше помнить умершего. [118] Очевидно, в соответствии с традициями и достоинствами mos maiorum , римляне начали откладывать деньги на строительство огромных новых мавзолеев для сохранения своего наследия. [121] Конечно, эта тенденция была постепенной, но к концу республики она получила распространение .
Гробница Сципионов является примером большого подземного комплекса камер, высеченных в скале; им пользовалась семья Сципионов с III по I век до нашей эры. Несмотря на свою грандиозность, над землей оно было довольно неприметным.

Также присутствовало влияние земель к востоку от Греции . Хотя архитектурный вклад Малой Азии сильно отличался от вклада греков, Малая Азия ранее открылась для эллинских стилей ранее, в четвертом веке до нашей эры. В те годы римляне заимствовали большую часть своей архитектуры у греков, поэтому большинство римских стилей, похожих на стили Малой Азии, на самом деле пришли в Рим через Грецию. Конечно, римляне заимствовали и непосредственно греческий стиль. Анатолийские мавзолеи отличаются своей башенной конструкцией, ярким примером является гробница Гарпии , построенная примерно в 480–470 годах до нашей эры. [122]
Приближаясь к Поздней республике, новое разнообразие в дизайне позволило тем, кто мог себе это позволить, построить более крупные и роскошные мавзолеи. Хотя политики, особенно сенаторы , всегда использовали свои памятники для провозглашения своего статуса, они все чаще рассматривали величие своих мавзолеев как дополнительный выход для выражения политического доминирования. [119] Примерно в это же время большинство римлян приняли сходство мавзолеев и храмов , хотя их предки осознавали этот очевидный аналог на протяжении веков. [122]
Поздняя республика
[ редактировать ]В течение последних двух столетий республики римские мавзолеи черпали вдохновение из другого географического региона: Северной Африки . Сама североафриканская архитектура уступила место греческой практике со времен греко- финикийских торговых поселений с восьмого века до нашей эры. Опять же, римляне переняли этот стиль, закрепив свое завоевание Северной Африки во втором и первом веках до нашей эры. Ко времени Августа влияние Греции, Малой Азии и Африки объединилось, чтобы создать уникальный «римский» стиль . [123]
Когда республика распалась, все больше людей продолжали обходить правила, запрещающие городские захоронения. [124] Одним из последних республиканских лидеров, сделавших это, был Сулла , который решил построить мавзолей на Марсовом поле . [125] Многие могильники за пределами города стали переполнены, поскольку с эллинистической эпохи мавзолеи увеличились в размерах, богатстве и количестве. В первом веке до нашей эры некоторые римляне остановились на меньших и более простых мавзолеях, чтобы просто зарезервировать место на видном месте захоронения, таком как некрополь Isola Sacra за пределами Портуса , где посетители могут заметить меньшие мавзолеи, отчаянно заполняющие случайное пространство вокруг более крупных. правильное расстояние между более крупными. [126] Говард Колвин приводит мавзолею консула Миниция Фундана на Монте-Марио и Лицинии - Кальпурнии на Виа Салария как примеры более компактных сооружений, возникших в результате разбросания мест захоронений. [124]
Гробница Эврисака Пекаря (50–20 гг. до н. э.) представляет собой яркий пример гробницы богатого вольноотпущенника с рельефами, иллюстрирующими италийский стиль, на который меньше повлияло эллинистическое искусство, чем официальные или патрицианские памятники.
Ранняя Империя
[ редактировать ]
Новое правительство Рима привнесло новый подход к мавзолеям, политически и социально. Неэлита стала более заметной в Сенате, [ нужна ссылка ] обуздание многих давних распрей аристократии . Поскольку многие из этих людей были homines novi , или новыми людьми, у них были другие стимулы для утверждения доминирования; Паттерсон [ нужны разъяснения ] отмечает, что их мавзолеи больше ориентировались на придание престижа своему собственному имени, а не на свержение имени кого-то другого. Такая повестка дня проявляется в возросшем интересе к строительству мавзолеев на семейной собственности. [127] Многие богатые семьи владели великолепными поместьями в стране, где они были свободны от погребальных законов города. Хотя искусство и дизайн самих сооружений оставались грандиозными, строители переключили интерес на украшение территории вокруг мавзолея. Статуи, подии , стелы и хорти (сады) приобрели популярность среди тех, у кого было место и деньги для возведения мавзолеев на своей территории. [128] Пирамида Цестия, построенная примерно в 12 г. до н.э., остается довольно эксцентричной римской достопримечательностью; возможно, он участвовал в нубийских кампаниях.
С приходом Империи инклюзивность мавзолеев возросла по двум направлениям. Во-первых, число обитателей многих новых мавзолеев было больше, чем у их предшественников-республиканцев, которые обычно не оставляли места ни для кого, кроме своих ближайших родственников. Многие в Империи, заказавшие мавзолеи на свое имя, также просили место для большой семьи, рабов , вольноотпущенников , наложниц , клиентов , животных и других близких знакомых. [124] Во-вторых, больше людей могли позволить себе мавзолей. Помимо тех, кого хозяин пригласил в свой мавзолей, некоторые вольноотпущенники получили собственные мавзолеи при финансовой помощи своих бывших хозяев. Некоторые мавзолеи вольноотпущенников столь же впечатляющи, как и мавзолеи богатых горожан. [129]
Поздняя Империя
[ редактировать ]Примерно в конце второго века нашей эры Рим достиг максимальной территориальной протяженности. Первоначально медленный, но быстро ускоряющийся упадок Империи позволил мавзолею попасть в руки римских избирателей и врагов . Примечательно, что после кризиса третьего века возрождение мавзолея во времена Тетрархии и за ее пределами вызвало интерес среди христианского населения . Они начали строить мавзолеи в том же стиле, что и римляне во времена Империи, и украшали их христианскими произведениями искусства . Мавзолеи продолжали оставаться основным средством захоронения множества людей в средние века . [130]
Мавзолей Елены в Риме, построенный Константином I для себя, но позже использованный для его матери, сохраняет традиционную форму, но церковь Санта-Костанца , построенная как мавзолей для дочери Константина, была построена над важными катакомбами, где находилась Святая Агнесса. был похоронен и либо всегда предназначался, либо вскоре превратился в погребальный зал , где христиане могли покупать места для захоронения. Большинство великих христианских базилик в Риме прошли через погребальные залы, полные саркофагов и памятников, прежде чем в раннем средневековье превратились в более традиционные церкви .
Известные мавзолеи императоров
[ редактировать ]Август
[ редактировать ]
В 28 г. до н.э. Август воздвиг мавзолей на Марсовом поле , ранее общественном месте, строительство которого обычно было незаконным. Это поставило под сомнение его притязания на звание принцепса , поскольку его враги сочли это действие слишком амбициозным для обычного гражданина и, следовательно, выше закона. Примечательные особенности мавзолея включали бронзовую статую Августа, костры и египетские обелиски среди различных обычных погребальных украшений. Мавзолей серьезно пострадал в 410 году нашей эры во время вторжения готов в Рим. [131]
Адриан
[ редактировать ]
У Адриана был величественный мавзолей, ныне более известный как Замок Сант-Анджело , построенный для него и его семьи в Понс Элии в 120 году нашей эры. Помимо славы места упокоения императора, конструкция мавзолея знаменита сама по себе, поскольку имеет особо сложную вертикальную конструкцию. Прямоугольное основание поддерживает обычную цилиндрическую раму. На каркасе находится садовая крыша с памятником в стиле барокко со статуей ангела. [132] Оригинальная статуя золотой квадриги , среди других сокровищ, стала жертвой различных нападений, когда мавзолей служил замком и папской крепостью в средние века . Пройдет более столетия, прежде чем в новом мавзолее появятся останки императора. Коррупция северанцев и кризис третьего века не давали особых возможностей для такой славной увековечения памяти. [133]
Тетрархия
[ редактировать ]У Диоклетиана , Максенция , Галерия и Констанция I были свои мавзолеи. [134] Диоклетиан и Галерий, правившие Восточной империей , имеют особенно заметное восточное влияние в своих мавзолеях, которые теперь являются обеими церквями. [130] Зрители могут увидеть башню в здании первого, построенную во дворце Диоклетиана в Сплите, Хорватия , и темные фрески маслом внутри здания второго в Салониках . Мавзолей Диоклетиана сейчас является основной частью Сплитского собора . Мавзолей Максенция за пределами Рима — единственный из четырех в Италии. Он расположен на Виа Аппиа , где его вилла и цирк лежат в руинах . Колвин утверждает, что армия, скорее всего, похоронила Констанция в Трире , но вещественных доказательств нет. [134]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мраморный сундук для погребения с крышкой», Метрополитен-музей, инвентарный номер 27.122.2a, b.
- ^ Надежда (2007) , с. 130
- ^ Хорнблауэр, Спофорт и Эйдинов (2012) , стр. 87
- ^ Jump up to: а б Тойнби (1996) , с. 266
- ^ Jump up to: а б Кляйнер (1987a) , с. 22
- ^ Тойнби (1996) , с. 253
- ^ Jump up to: а б с Кляйнер (1987a) , с. 23
- ^ Коултон (2005) , с. 128
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 21
- ^ Jump up to: а б Коултон (2005) , с. 129
- ^ Коултон (2005) , с. 145
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кляйнер (1987b) , с. 547
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 24
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 27
- ^ Jump up to: а б с д Кляйнер (1987a) , с. 45
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 28
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 50
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 51
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 54
- ^ Jump up to: а б Кляйнер (1987a) , с. 55
- ^ Кляйнер (1987b) , с. 550
- ^ Кляйнер (1987b) , с. 548
- ^ Кляйнер (1987b) , с. 549
- ^ Коултон (2005) , с. 29
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 29
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 31
- ^ Тойнби (1996) , с. 265
- ^ Тойнби (1996) , с. 46
- ^ Кляйнер (1987a) , с. 46
- ^ Элснер, Хаскинсон и Рассел (2010) , стр. 119
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Облака (2007)
- ^ Jump up to: а б с Элснер, Хаскинсон и Дэвис (2010) , с. 47
- ^ Элснер, Хаскинсон и Дэвис (2010) , стр. 21–22.
- ^ Элснер, Хаскинсон и Дэвис (2010) , с. 45
- ^ Элснер, Хаскинсон и Дэвис (2010) , с. 40
- ^ Элснер, Хаскинсон и Дэвис (2010) , стр. 44–45.
- ^ Элснер, Хаскинсон и Рассел (2010) , стр. 123–124.
- ^ Элснер, Хаскинсон и Рассел (2010) , стр. 125–126.
- ^ Стронг и Тойнби (1995) , с. 192
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , с. 249
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 62–66.
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 128–132.
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 169–170.
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 199–206.
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , с. 199
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , с. 30
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 249–250.
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , с. 252
- ^ Занкер и Эвальд (2012) , стр. 261–266.
- ^ Николай (1999) , с. 16
- ^ Jump up to: а б Николай (1999) , с. 9
- ^ Jump up to: а б Бисконти (1999) , с. 129
- ^ Осборн (1985) , с. 287
- ^ Николай (1999) , с. 13
- ^ Николай (1999) , с. 14
- ^ Николай (1999) , с. 15
- ^ Николай (1999) , с. 17
- ^ Бисконти (1999) , с. 72
- ^ Jump up to: а б Николай (1999) , с. 20
- ^ Николай (1999) , с. 44
- ^ Николай (1999) , с. 37
- ^ Бисконти (1999) , с. 100
- ^ Бисконти (1999) , с. 85
- ^ Санчес-Мораль и др. (2005)
- ^ Мацзолени (1999) , с. 152
- ^ Бисконти (1999) , с. 78
- ^ Мацзолени (1999) , с. 149
- ^ Бисконти (1999) , с. 79
- ^ Jump up to: а б Николай (1999) , с. 45
- ^ Бисконти (1999) , с. 81
- ^ Бисконти (1999) , с. 110
- ^ Jump up to: а б Бисконти (1999) , с. 89
- ^ Бисконти (1999) , с. 99
- ^ Берг (1994) , стр. 219.
- ^ Jump up to: а б Бисконти (1999) , с. 103
- ^ Берг (1994) , стр. 229.
- ^ Бисконти (1999) , с. 123
- ^ Берг (1994) , стр. 220.
- ^ Бисконти (1999) , с. 105
- ^ Бисконти (1999) , с. 109
- ^ Бисконти (1999) , с. 115
- ^ Бисконти (1999) , с. 116
- ^ Бисконти (1999) , с. 120
- ^ Jump up to: а б с Оливер (2000) , с. 1
- ^ Кинг (2000) , с. 118
- ^ Jump up to: а б Кинг (2000) , с. 130
- ^ Кэмпбелл (2015)
- ^ Кинг (2000) , с. 139
- ^ Кинг (2000) , стр. 130–131.
- ^ Надежда (2000) , с. 156
- ^ Надежда (2000) , с. 157
- ^ Надежда (2003) , с. 93
- ^ Кинг (2000) , с. 117
- ^ Jump up to: а б Кинг (2000) , с. 122
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 38.
- ^ Кинг (2000) , с. 121
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 60–61.
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 61.
- ^ Кинг (2000) , стр. 140–141.
- ^ Кинг (2000) , с. 141
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б Моуритсен (2005) , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Моуритсен (2005) , стр. 50.
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 46.
- ^ Кинг (2000) , с. 120
- ^ Jump up to: а б Моуритсен (2005) , стр. 51.
- ^ Моуритсен (2005) , стр. 43.
- ^ Надежда (2000) , с. 160
- ^ Jump up to: а б с д Надежда (2000) , с. 163
- ^ Jump up to: а б Надежда (2003) , с. 87
- ^ Надежда (2000) , с. 165
- ^ Jump up to: а б с Надежда (2000) , с. 167
- ^ Jump up to: а б с д и Надежда (2000) , с. 161
- ^ Надежда (2000) , с. 180
- ^ Надежда (2000) , с. 171
- ^ Jump up to: а б Надежда (2003) , с. 85
- ^ Надежда (2003) , с. 89
- ^ Jump up to: а б Колвин (1991) , с. 16
- ^ Jump up to: а б с д и Паттерсон (2000) , с. 265
- ^ Смит (2000) , с. 23
- ^ Паттерсон (2000) , с. 273
- ^ Jump up to: а б Колвин (1991) , с. 21
- ^ Колвин (1991) , с. 29
- ^ Jump up to: а б с Паттерсон (2000) , с. 266
- ^ Надежда (2007) , с. 137
- ^ Надежда (2007) , с. 134
- ^ Паттерсон (2000) , с. 267
- ^ Паттерсон (2000) , с. 271
- ^ Паттерсон (2000) , с. 269
- ^ Jump up to: а б Колвин (1991) , с. 53
- ^ Колвин (1991) , с. 43
- ^ Колвин (1991) , с. 49
- ^ Колвин (1991) , с. 50
- ^ Jump up to: а б Колвин (1991) , с. 52
Библиография
[ редактировать ]- Аван, Хизер Т. (2007). «Римские саркофаги». Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Берг, Беверли (1994). «Алкестида и Геркулес в катакомбах Виа Латина». бдения Христианские 48 (3): 219–234. дои : 10.2307/1584095 . JSTOR 1584095 .
- Бисконти, Фабрицио (1999). «Украшение римских катакомб». Христианские катакомбы Рима: история, украшения, надписи . Перевод Кристины Карло Стеллы и Лори-Энн Тушетт (3-е изд.). Рим: Шнелл и Штайнер.
- Кэмпбелл, Элизабет (2015). «Латинские погребальные надписи» . Археологический музей Джонса Хопкинса . Проверено 8 апреля 2015 г.
- Коултон, Джей Джей (2005). «Пьедесталы как «алтари» в римской Малой Азии». Анатолийские исследования . 55 : 127–157. дои : 10.1017/S0066154600000697 . JSTOR 20065539 . S2CID 193331281 .
- Колвин, Ховард (1991). Архитектура и загробная жизнь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. С. 16, 21, 29–30, 49–50, 52–53, 59.
- Элснер, Джас; Хаскинсон, Джанет; Дэвис, Гленис (2010). «Перед саркофагами». Жизнь, смерть и представление: некоторые новые работы над римскими саркофагами . Том. 29. Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 21–55.
- Элснер, Джас; Хаскинсон, Джанет; Рассел, Бен (2010). «Римский саркофаг «Промышленность»: пересмотр». Жизнь, смерть и представление: некоторые новые работы над римскими саркофагами . Том. 29. Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 119–149.
- Надежда, Валери М. (2000). «Надпись и скульптура: построение идентичности в военных надгробиях римского Майнца». В Грэме Оливере (ред.). Эпиграфия смерти: исследования по истории и обществу Греции и Рима . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 155–185. ISBN 9780853239154 .
- Надежда, Валери М. (2003). «Трофеи и надгробия: в память о римском солдате». Мировая археология . 35 (1): 79–97. дои : 10.1080/0043824032000078090 . JSTOR 3560213 . S2CID 31467438 .
- Надежда, Валери М. (2007). Смерть в Древнем Риме: Справочник . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 129–130 , 133–134, 136–137.
- Хорнблауэр, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (2012). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Кинг, Маргарет (2000). «Память младенцев по римским надгробным надписям». В Грэме Оливере (ред.). Эпиграфия смерти: исследования по истории и обществу Греции и Рима . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 117–154. ISBN 9780853239154 .
- Кляйнер, DEE (1987a). Погребальные алтари Римской империи с портретами . Рим: Джорджио Бретшнайдер, редактор.
- Кляйнер, DEE (1987b). «Женщины и семейная жизнь на погребальных алтарях Римской империи». Латомус . 46 (3): 545–554. JSTOR 41540684 .
- Мацзолени, Данило (1999). «Надписи в римских катакомбах». Христианские катакомбы Рима: история, украшения, надписи . Перевод Кристины Карло Стеллы и Лори-Энн Тушетт (3-е изд.). Рим: Шнелл и Штайнер.
- Муритсен, Хенрик (2005). «Вольноотпущенники и декурионы: эпитафии и социальная история в императорской Италии». Журнал римских исследований . 95 : 38–63. дои : 10.3815/000000005784016315 . JSTOR 20066816 . S2CID 162253187 .
- Николай, Винченцо Фиокки (1999). «Происхождение и развитие римских катакомб». Христианские катакомбы Рима: история, украшения, надписи . Перевод Кристины Карло Стеллы и Лори-Энн Тушетт (3-е изд.). Рим: Шнелл и Штайнер.
- Оливер, Грэм (2000). «Введение в эпиграфику смерти: погребальные надписи как доказательства». В Грэме Оливере (ред.). В «Эпиграфике смерти: исследования по истории и обществу Греции и Рима» . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 1–23. ISBN 9780853239154 .
- Осборн, Дж. (1985). «Римские катакомбы в средние века». Документы Британской школы в Риме . 53 : 278–328. дои : 10.1017/S0068246200011569 . S2CID 163223163 .
- Паттерсон, Джон Р. (2000). «Жизнь и смерть в Риме: дома и гробницы». В книге Джона Коулстона и Хейзел Додж (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета. стр. 265–269, 271, 273, 278.
- Санчес-Мораль, С.; Люке, Л.; Куэзва, С.; Солер, В.; Бенавенте, Д.; Лаиз, Л.; Гонсалес, Дж. М.; Саис-Хименес, К. (2005). «Ухудшение строительных материалов в римских катакомбах: влияние посетителей». Наука об общей окружающей среде . 349 (1–3): 260–276. Бибкод : 2005ScTEn.349..260S . doi : 10.1016/j.scitotenv.2004.12.080 . JSTOR 16198686 . ПМИД 16198686 .
- Смит, Кристофер (2000). «Ранний и архаический Рим». В книге Джона Коулстона и Хейзел Додж (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета.
- Стронг, Дональд Эмрис; Тойнби, JMC (1995). Роджер Линг (ред.). Римское искусство . Издательство Йельского университета.
- Тойнби, JMC (1996). Смерть и погребение в римском мире . Балтимор, Мэриленд: JHU Press.
- Занкер, Пол; Эвальд, Бьорн К. (2012). Жизнь с мифами: образы римских саркофагов . Перевод Джулии Слейтер. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.