Новый человек
Novus homo или homo novus ( букв. « новый человек » ; мн.: novi homines или homines novi ) — термин в Древнем Риме, обозначавший человека, который первым в своей семье служил в римском сенате или, точнее, занимал должность быть избранным консулом . Когда человек вступал в общественную жизнь в беспрецедентных масштабах для высокой общественной должности, тогда использовался термин novus civis ( множественное число: novicives ) или «новый гражданин». [1]
История
[ редактировать ]
В Ранней республике традиция считала, что и членство в Сенате, и консульство были ограничены патрициями . Когда плебеи получили право на эту должность во время конфликта орденов , все вновь избранные плебеи, естественно, были novi homines . Со временем novi homines становились все более редкими, поскольку некоторые плебейские семьи закрепились в Сенате так же, как и их коллеги-патриции. Ко времени Первой Пунической войны уже было сенсацией, что novi homines консулами два года подряд избирались ( Гай Фунданиус Фундул в 243 г. до н. э. и Гай Лутаций Катул в 242 г. до н. э.). В 63 г. до н.э. Цицерон стал первым новусом за более чем тридцать лет. [2]
К моменту Поздней республики различие между орденами стало менее важным. Консулы происходили из новой элиты, nobiles ( дворян ), искусственной аристократии , состоящей из всех, кто мог продемонстрировать прямое происхождение по мужской линии от консула. [3]
Список известных новых домов
[ редактировать ]- Луций Секстий Латеран (избран в 366 г. до н.э.)
- Гай Лициний Столо (избран в 361 г. до н.э.)
- Марк Попиллий Ленас (избран в 359, 356, 350, 348 г. до н.э.)
- Гай Плавтий Прокул (избран в 358 г. до н.э.)
- Гай Марций Рутил (избран в 357, 352, 344, 342 гг. до н.э.)
- Публий Деций Мус (избран в 340 г. до н.э.)
- Луций Волумний Фламма Виоленс (избран в 307 г. до н.э. и 296 г. до н.э.)
- Спурий Карвилий Максим (избран в 293, 272 г. до н.э.)
- Маний Отацилий Красс (избран в 263 г. до н.э.)
- Гай Дуилий (избран в 260 г. до н.э.)
- Гай Аврелий Котта (избран в 252 и 248 гг. До н.э.)
- Гай Фунданиус Фундул (избран в 243 г. до н.э.)
- Гай Лутаций Катул (избран в 242 г. до н.э.)
- Гай Фламиний (избран в 223 и 217 г. до н.э.)
- Марк Порций Катон (Цензор/Старейшина) (избран в 195 г. до н. э.)
- Гай Кальпурний Пизон (избран в 180 г. до н.э.)
- Гней Октавий (избран в 165 г. до н.э.)
- Луций Муммий Ахаик (избран в 146 г. до н. э.)
- Квинт Помпей (избран в 141 г. до н.э.)
- Гай Марий (избран в 107 г. до н.э., 104–100 г. до н.э., 86 г. до н.э.)
- Гней Маллий Максим (избран в 105 г. до н.э.)
- Тит Дидий (избран в 98 г. до н.э.)
- Гай Целий Калд (избран в 94 г. до н.э.)
- Гней Помпей Страбон (избран в 89 г. до н. э.)
- Марк Туллий Цицерон (избран в 63 г. до н.э.)
- Марк Виниций (назначен консулом в 19 г. до н.э.)
- Гай Помпоний Грецин (назначен в 16 г. н.э.)
- Гай Корнелий Тацит (назначен в 97 г. н.э.)
Топос «нового человека»
[ редактировать ]Литературная тема homo novus , или «как человек низкого происхождения, но по своей сути достойный, может достичь выдающегося положения в мире», была топосом влиятельного . Послания Сенеки XLIV [4] В конце поздней античности это также было предметом » Боэция « Утешения философией (iii, vi). В средние века Данте » «Convivio (книга IV) и ( Петрарки «De remediis utriusque fortunae» эту тему поднимают Чосера I.16; II.5), а также « Жена из рассказа Бата» .
В христианских интерпретациях эта тема предполагала напряжение в scala naturae или великой цепи бытия , возникшей посредством свободной воли человека . [5]
Эта тема была естественной для гуманистов эпохи Возрождения, которые часто были homines novi. [6] поднимаясь собственным умом в сети дворянских дворов , которые зависели от высокограмотных новых людей, которые управляли все более сложными канцеляриями и создавали культурную пропаганду, которая была современным средством достижения благородной славы и, следовательно, предлагала своего рода интеллектуальный cursus Honorum . В пятнадцатом веке Буонаккорсо да Монтеманьо в «Диалоге веры благородных» говорил об «истинном благородстве», присущем достойному человеку; Поджо Браччолини также подробно написал De nobilitate , подчеркивая ренессансный взгляд на человеческую ответственность и эффективность, которые лежат в основе гуманизма: sicut virtutis ita et nobilitatis sibi quisque Existit Auctor et Opifex . [7]
Более краткое изложение темы можно было найти в книге Франческо Патрици « О республиканских учреждениях» (VI.1) и в Родриго Санчеса де Аревало энциклопедии «Speculum vitae humanae» . В шестнадцатом веке эти и новые тексты стали широко печататься и распространяться. Санчеса де Аревало «Зеркало» было впервые напечатано в Риме в 1468 году, и существует более двадцати изданий пятнадцатого века ; Были напечатаны переводы на немецкий, французский и испанский языки. Герои Бальдассаре Кастильоне » « Книги придворного (1528) обсуждают требование, чтобы кортеджано был благородным (I.XIV-XVI). Оно было переведено на французский, испанский, английский, латынь и другие языки. [8] Книга Херонимо Осорио да Фонсека « De nobilitate» (Лиссабон, 1542 г. и семь переизданий в шестнадцатом веке), подчеркивающая propria strennuitas («собственное решительное стремление»), получила английский перевод в 1576 году.
Римская фигура, которую чаще всего приводят в качестве примера, — это Гай Марий , чья речь самооправдания была знакома читателям по сюжету Саллюстия , Bellum Jugurthinum 85; Самый распространенный формат в трактатах эпохи Возрождения - это диалог , в котором противопоставляются два источника благородства, при этом доказательства склоняются в пользу «нового человека».
См. также
[ редактировать ]- Новые мужчины
- Новый Человек (утопическая концепция)
- Человек, играющий
- Гомо советикус
- Нувориш
- Илиада – первый пример простого человека в литературе
- Героическое фэнтези - источники римской и греческой литературы для virtus и простого человека.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Беккер, МБ, «Республиканский город-государство во Флоренции: исследование его происхождения и выживания (1280–1434)», Speculum , 35 (1960), стр. 46–47.
- ↑ Цицерон, De lege agraria , описывает этот интервал как perlongo Intervallo , а его консульство «почти первое на памяти живущих».
- ^ Впервые продемонстрировано в Маттиасе Гельцере, Die nobilität der römischen Republik 1912, исправляя Теодора Моммзена более раннее предположение о том, что все семьи, обладающие ius imaginum , то есть происходящие от курульных магистратов , назывались дворянами . Д. Р. Шеклтон Бейли, «Пересмотр Нобилов и Нови», Американский журнал филологии, 107.2 (лето 1986 г.), стр. 255–260, оценивает и отвергает некоторые очевидные исключения из правила Гельцера.
- ^ Источники, которые следуют ниже, взяты из Р. В. Трумэна, «Ласаро де Тормес и традиция «Homo Novus»», The Modern Language Review 64.1 (январь 1969 г.), стр. 62-67.
- ^ CA Patrides , «Масштаб природы и трактаты эпохи Возрождения о дворянстве» Studia Neophilologica 36 (1964), стр. 63-68.
- ^ GM Vogt, «Краткая информация по истории чувств: Generositas Virtus non Sanguis» Журнал английской и германской филологии 24 (1925): 102-24».
- ^ «Таким образом, путь к мужественному совершенству и благородству автора и мастера» .
- ^ См.: П. Берк. Судьба придворного: европейский прием Кортеджано Кастильоне . (Кембридж: Polity Press, 1995).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буркхардт, Леонхардт А. 1990. «Политическая элита Римской республики: комментарии к недавнему обсуждению концепций Nobilitas и Homo Novus». История 39:77–99.
- Карни, Томас Ф. 1959. «Еще раз речь Мариуса после выборов в 108 г. до н.э.». Символы Ослоенсис 35.1: 63–70.
- Дуган, Джон. 2005. Создание нового человека: цицероновское самоформирование в риторических произведениях. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Фиг Вишня, Рэйчел. 2012. Римские выборы в эпоху Цицерона: общество, правительство и голосование. Лондон: Рутледж.
- Хилл, Герберт. 1969. «Нобилитас в имперский период». История 18.2: 230–250.
- Шпет, Томас. 2010. «Цицерон, Туллия и Марк: гендерные проблемы семейных традиций?». В детях, памяти и семейной идентичности в римской культуре. Под редакцией Вероники Дасен , 147–172. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Ван дер Блом, Генриетта. 2010. Образцы для подражания Цицерона: политическая стратегия новичка. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Вандербрук, Пол Дж. Дж. 1986. «Снова Homo Novus». Хирон 16:239–242.
- Уайзман, Т. Питер. 1971. Новые люди в римском сенате, 139 г. до н.э. – 14 г. н.э. Оксфорд: Oxford Univ. Нажимать.
- Райт, Эндрю. 2002. «Веллиус Патеркул и Л. Мунаций Планк». Классическая филология 97.4: 178–184.
- Уайли, Грэм Дж. 1993. «П. Вентидий: от Novus Homo до «военного героя»». Акта Классика 36:129–141.
Внешние ссылки
[ редактировать ]