Искусство Августа и Юлия-Клавдия
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2020 г. ) |

Искусство Августа и Юлио-Клавдия — это художественное производство, которое имело место в Римской империи во времена правления Августа и династии Юлио-Клавдиев , продолжавшееся с 44 г. до н.э. по 69 г. н.э. В это время римское искусство развивалось в направлении безмятежного « неоклассицизма », отражавшего политические цели Августа и Pax Romana , направленные на построение прочного и идеализированного образа империи.
Искусство эпохи Августа характеризуется утонченностью и элегантностью, адаптированными к трезвости и мере, которую Август навязал себе и своему двору. Во времена княжества Августа началась радикальная городская трансформация Рима в монументальном смысле. Светоний вспоминает:
Рим не соответствовал величию Империи и подвергался наводнениям и пожарам, но он украсил его до такой степени, что справедливо хвалился тем, что покинул найденный им город из кирпичей мрамора. Вдобавок к этому, это также обеспечило ей безопасность в будущем, поскольку она могла обеспечить потомство». [1]
По-прежнему влиятельной была греческая скульптура V века до нашей эры, от которой сохранилось много произведений. Это продолжение неоаттизма повлияло на архитектуру, мастерство и живопись. Символическими произведениями этой эпохи являются Ara Pacis , Via Labicana Augustus и Augustus Prima Porta .
Эволюция в политике и иконографии Августа
[ редактировать ]![]() |
Политическая эволюция Августа быстро нашла отражение в официальном искусстве, о чем свидетельствует серия императорских портретов. Типичные черты его портретов — ровные глаза, прямой нос, несколько впалое лицо, хорошо выраженные скулы, тонкий рот и прядь волос «с щипцами» на правой стороне лба.
Портрет Октавиана в Капитолийских музеях показывает его таким, каким он был в период между 35 и 30 годами до нашей эры, когда Август еще не принял императорских титулов и все еще был занят борьбой за политическое господство. У него пылкое выражение лица, но с аурой вдохновения, типичной для портретов эллинистических правителей. Однако, вероятно, он был создан в начале его принципата.
И наоборот, статуи Августа на Прима Порта и на Виа Лабикана Август имеют самообладание, напоминающее Поликлета и других классических греческих скульпторов. Они демонстрируют выражение гордой сдержанности, характер, продемонстрированный Августом в его Res Gestae Divi Augusti .
Официальная иконография Августа была широко распространена. Res Gestae сообщает, что в Империи было воздвигнуто около 80 статуй из серебра. [2]
Портреты членов семьи Августа основывались на сходстве с Августом, почти нивелируя индивидуальные черты, чтобы максимально подчеркнуть общие черты.
Скульптура
[ редактировать ]Во времена Августа создавались произведения тщательного технического и формального совершенства. Художники стремились объединить детальный реализм с богатством творчества. Эта эпоха была определена нео-аттиками и в конечном итоге стала тормозом зарождающейся индивидуальности римского искусства.
Ара Пацис — символ эпохи Августа, построенный между 13 и 9 годами до нашей эры. Общий курсивный подход смешивается с неоаттическими рельефами и фризом в стиле Пергама ; все это сочетается без точных логических связей между архитектурными частями и декорациями. Лишь небольшой фриз на центральном алтаре считается истинно местным произведением искусства.
Ара Пиетатис , построенный во времена правления Клавдия , считается более единым произведением. Произведениям искусства, созданным при Клавдии, не хватало тепла и цвета, присущих другим эпохам.
Архитектура
[ редактировать ]

Во времена Августа Рим принял облик, похожий на вид важнейших эллинистических городов. Август руководил заменой многих кирпичных построек мраморными.
В этот период было больше экспериментов с архитектурой, особенно в отношении триумфальных арок, бань, амфитеатров и мавзолеев в Риме. Например, Арка Августа была первой постоянной трехпролетной аркой, когда-либо построенной в Риме. Он был воздвигнут Августом около 20 г. до н. э.
В этот период появилось больше зданий, посвященных развлечениям: римский театр Оранжа был основан в 40 г. до н. э., Театр Марцелла датируется 11 г. до н. э., а арена Пулы была построена во времена Клавдия и Тита .
Влияние римской архитектуры на Грецию также можно увидеть в эту эпоху. Это очевидно на примере Римской Агоры в Афинах, построенной в 15 г. до н.э.
Рисование
[ редактировать ]
В этот период мы видим переход от второго к третьему помпейскому стилю .
Написанная в доме Ливии на Палатинском холме в Риме, она представляет собой классический образец второго стиля. Убранство Casa della Farnesina , приписываемое художнику Студиусу между 30 и 20 годами до нашей эры, было упомянуто Плинием Старшим . [3] Это относится к третьему стилю.
В конце правления Августа в большой комнате Виллы Ливии были написаны подробные садовые фрески . Те же самые художники, вероятно, украсили Аудиторию Мецената (теперь в значительной степени утерянную без адекватной фотографической каталогизации после открытия). Роспись этих типов садов происходит от восточного влияния: примеры более низкого качества найдены в некоторых гробницах некрополя Габбари .
Самый известный зал Виллы Мистерий также, вероятно, относится ко временам Августа, где смешаны копии греческих картин и римские вставки.
Реконструкции Помпеи после землетрясения 62 года увидели новые украшения, впервые в так называемом четвертом стиле. В этом же стиле выполнены украшения Domus Transitoria и Domus Aurea , связанные с именами художника Фабула и самого Нерона . [ нужна ссылка ]
Металлообработка и резные драгоценные камни
[ редактировать ]
Прекрасные римские работы по металлу в основном следовали греческим художникам, таким как Паситель , который также написал несколько книг по чеканке . В период Августа это искусство имело замечательный технический и художественный уровень, о чем свидетельствуют многочисленные серебряные изделия, найденные в различных частях Империи, в частности, Сокровище Хильдесхайма .
группа очень качественных крупных гравированных драгоценных камней Сохранилась , в том числе крупные камеи , вероятно, из государственной мастерской, обслуживавшей двор. После 29 г. до н.э. Джемма Августа была создана . Великая Камея Франции последовала в эпоху Тиберия . Камея в Блакасе, Августа возможно, была создана вскоре после его смерти.
Провинциальное искусство
[ редактировать ]
Великое развитие, которое получили в этот период западные провинции, совпало с зарождением и утверждением особенностей провинциального искусства. Искусство римских провинций основывалось на художественной традиции плебейского искусства , уже широко распространенной среди римского среднего класса, призванного обычно формировать ядра новых колоний ветеранов. Среди наиболее очевидных примеров — производство в колонии Аквилея .
Произведениями, получившими широкое распространение в провинции, были погребальные памятники, украшенные рельефами, где подчеркивались социальный статус, дела и общественные услуги заказчика (как в Погребальном памятнике Лусиусу Стораксу ). Портреты в этих работах почти всегда типовые, без реальных индивидуальных деталей. В результате зачастую бесполезно пытаться датировать их по прическам и фасонам одежды, изображенной на картине.
В провинциальном искусстве наблюдаются две основные оригинальные тенденции: концепция фигур, высеченных в блоках, с акцентированием массы по краям («кубистическая» концепция, существовавшая также в этрусском искусстве , а затем исчезнувшая в республиканскую эпоху) ; и фигуры с более мягким выражением лица.
Галлия Нарбонна
[ редактировать ]Уникальными являются характеристики художественного производства Нарбонской Галлии ( Сен-Реми-де-Прованс , Карпентра , Оранж ). Памятники этой провинции, датировка которых уже давно обсуждается, представляют собой богатый стиль, с большей пространственной свободой даже, чем памятники Рима того же времени, со стилистическими элементами (такими как контуры фигур, выделенными резной линией), которые проявляются в Рим только со второго века. Известные сооружения включают Мавзолей Юлиев , датируемый между 25 и 30 годами до нашей эры, и Триумфальную арку Оранжа 26 года нашей эры.
- Рельеф на Триумфальной арке Оранжа
Известные художники
[ редактировать ]Список известных римских художников того периода включает:
- Эннион , стекольщик
- Официант , художник
- Квинт Педий , художник
- Прокл , мозаичист
- Фаддей Спуриус , художник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Светоний Транквилл, Гай. «Жизнь божественного Августа». Жития цезарей Книга VIII п. 28
- ^ Август «II». Деяния божественного Августа п. 24 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Плиний, Естественная история , XXXV, 16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, Искусство классической древности, Этрурия-Рома , Утет, Турин, 1976.
- (на итальянском языке) Пьерлуиджи Де Векки и Эльда Черкьяри, Времена искусства , том 1, Бомпиани, Милан, 1999 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]