Портик Ливии
Галерея Ливии | |
![]() Фрагменты Forma Urbis, показывающие портик Ливии. | |
Расположение | Италия |
---|---|
Область | Рим Столица Метрополитен Лацио |
Координаты | 41 ° 53'39,12 "с.ш. 12 ° 29'47,04" в.д. / 41,8942000 ° с.ш. 12,4964000 ° в.д. |
Тип | портик |
Портик Ливии ( Porticus Liviae ) — портик в Regio III Isis et Serapis древнего Рима. Он был построен Августом в честь своей жены Ливии Друзиллы и расположен на Эсквилинском холме . Хотя сейчас от него мало что сохранилось, это был один из самых выдающихся портиков древнего города. Так называемая Ара Конкордия располагалась либо внутри портика, либо рядом с ним.
Расположение
[ редактировать ]
Портик Исиды расположен в районе III древнего Рима, названном в честь расположенного в этом районе святилища , и включает в себя части Эсквилинских и Оппиевых холмов. Само сооружение было найдено между улицами Виа делле Сетте Сале и Виа ин Селчи (последняя в древности называлась «Clivus Suburanus»). [ 1 ] Сооружение было построено в имении богатого вольноотпущенника по имени Публий Ведий Поллион , который после смерти оставил свой дом и землю Августу. [ 2 ] Его большое поместье находилось посреди довольно многолюдного района Субура , и жители этого района, вероятно, приветствовали новое место для отдыха. [ 3 ]
Портик находился так близко к Термам Траяна , что северный угол терм почти касался юго-западного угла портика. [ 2 ] К северу от портика в поздней античности была построена базилика ( Сан-Мартино-ай-Монти ), хотя под ней сохранились остатки римского здания, которое, как некоторые говорят, было домашней церковью, принадлежавшей раннему христианину по имени Эквитиус. [ 2 ] Нерона Просторный дом , Domus Aurea , также был построен к югу от этого портика.
Строительство
[ редактировать ]Строительство портика началось примерно в 15 г. до н.э., после смерти Ведия Поллиона, и было освящено в январе 7 г. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] Посвящение было связано с празднованием триумфа Тиберия , и Тиберий и Ливия устроили по этому случаю банкеты. [ 4 ] Только Ливия получила признание за Ара Конкордия, которая была посвящена отдельно от портика 11 июня, в праздник Матери Матуты . [ 5 ]
Структура и археология
[ редактировать ]Сегодня видимых остатков портика не сохранилось, но известны его размеры и основная структура. Он имел прямоугольную форму, около 120 метров в длину и 95 метров в ширину; один из коротких концов совпадал с Clivus Suburanus. [ 1 ] План Северанского мрамора (см. изображение выше), к счастью, сохраняет части портика, демонстрируя его большую прямоугольную форму, двойную колоннаду, прямоугольное ограждение посередине и выходы на улицы. Портик включал в себя сады, места для прогулок и произведения искусства, такие как картины, создавая роскошную и неторопливую зону. Примечательно, что это было общественное пространство, и его строительство поддерживало идеалы Августа о сокращении частной демонстрации богатства в пользу проектов общественного строительства. [ 1 ] [ 3 ]
Археологические раскопки 1984 года показывают, что портик был почти полностью разрушен; единственное, что осталось, - это черновые полы и более поздние захоронения на этом месте. [ 2 ]
Литературные свидетельства
[ редактировать ]Портик упоминается во множестве древних произведений. Описание Овидия в его «Фасти» подчеркивает благочестие Ливии в посвящении Ара Конкордия, а также значение замены Августом роскошного частного дома. [ 6 ]
И тебе, Конкордия, Ливия посвятила великолепную святыню, которую подарила своему дорогому мужу. Но узнай, будущий век: там, где сейчас стоит колоннада Ливии, когда-то стоял огромный дворец. Одинокий дом напоминал ткань города; он занимал площадь большую, чем стены многих городов. Его сравняли с землей не по обвинению в государственной измене, а потому, что его роскошь считалась вредной. Цезарь согласился разрушить столь обширную структуру и уничтожить столь большое богатство, наследником которого он сам был. Это способ осуществления цензуры; это способ подать пример, когда блюститель закона сам делает то, о чем он предупреждает других.
- Овидий, Фасти 6.636-648, пер. Джеймс Дж. Фрейзер, 1931 год.
Овидий также включает Портик Ливии в свой список Ars Amatoria хороших мест, где можно познакомиться с женщинами:
Не упустите возможность посетить тот портик, который, украшенный древними изображениями, называется портиком Ливии, по имени его основательницы.
- Овидий, Ars amatoria 1.71-72, пер. Дж. Льюис, май 1930 года.
Географ Страбон называет портик одним из самых великолепных памятников в центре Рима. [ 7 ] Светоний перечисляет его в своих «Жизнеописаниях цезарей» как один из памятников, которые Август построил от имени членов своей семьи (наряду с портиком Октавии , театром Марцелла и др.). [ 8 ]
Кассий Дион также упоминает портик в своей «Римской истории», написанной примерно через 200 лет после постройки портика. В книге 54 своего произведения он критикует характер Ведия Поллиона , описывая его как настолько богатого и настолько жестокого, что он бросал своих рабов в лужу плотоядных угрей, если они ему не нравились. [ 4 ] Якобы Август посетил Поллиона и был недоволен его жестокостью; поэтому после того, как Поллион умер и оставил императору свое поместье, решение Августа снести его дом было основано как на злобе, так и на желании построить общественное сооружение во имя Ливии. [ 4 ] В 55-й книге своей «Истории» он также описывает участие Тиберия в строительстве портика и торжествах, сопровождавших его открытие. [ 9 ] Храм Конкордии, который Тиберий ремонтировал, находился на римском форуме и не имеет отношения к Ара Конкордии, приписываемому Ливии. [ 5 ]
Тиберий в первый день года, когда он был консулом вместе с Гнеем Пизоном, созвал сенат в Октавической курии, так как она находилась за пределами померия. Поручив себе восстановить храм Согласия, чтобы он мог написать на нем свое имя и имя Друза, он отпраздновал свой триумф и вместе со своей матерью освятил участок, названный участок Ливии. Он устроил пир для сената на Капитолии, а она где-то за свой счет устроила пир для женщин.
- Кассий Дион, Римская история 55.8.1-2, пер. Эрнест Кэри, 1917 год.
Плиний Старший также упоминает портик в своей «Естественной истории» , но только в отношении некой виноградной лозы, росшей над дорожками портика и предположительно способной давать 12 амфор сока в год. [ 10 ] Плиний Младший также упоминает портик Ливии в своих письмах просто как место частных встреч. [ 11 ]
Памятник также внесен в Regio III Notitia , региональных каталогов Рима IV века. [ 12 ]
Ара Конкордия
[ редактировать ]Большинство ученых предполагают, что прямоугольная конструкция в середине портика — это Ара Конкордия , поскольку Ливия была тесно связана с божеством и Ара упоминается Овидием в связи с этим портиком. [ 1 ] Планировка центральной структуры напоминает Ara Pacis с внешним ограждением и внутренним алтарем; По углам ограды было четыре фонтана. [ 1 ] Однако Ара Конкордия не упоминается в Мраморном плане Северана, и нет уверенности в том, что это та «великолепная святыня» ( Magnifica aede ), о которой говорит Овидий, или же Ара Конкордия находилась где-то еще поблизости. [ 6 ] [ 5 ] Однако где бы он ни находился, этот алтарь был бы важным символом традиционных семейных ценностей, которые Август так решительно поддерживал во время своего правления. [ 3 ] «Эду» Конкордии можно было интерпретировать как символ супружеской гармонии между Ливией и Августом; окружающий портик мог бы стать еще одним символом семейного единства, поскольку его посвятили Ливии и ее сыну. [ 5 ]
Позднее использование
[ редактировать ]Согласно раскопкам, проведенным в 1984 году, есть свидетельства того, что портик продолжал использоваться и в V веке нашей эры. В ходе этих раскопок была обнаружена брусчатка эпохи Августа, а также уровни после Августа (эти уровни находятся на 10–6 метров ниже нынешнего уровня поверхности). [ 2 ] Однако к середине VI века н.э. это место уже использовалось для захоронений. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Коарелли, Филиппо (2014). Рим и окрестности: Археологический справочник (обновленное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 190. ИСБН 9780520282094 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларидж, Аманда (2010). Рим: Оксфордский археологический справочник (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 301–340.
- ^ Jump up to: а б с Занкер, Пол (2007). Сила изображений в эпоху Августа . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 137–139.
- ^ Jump up to: а б с Кассий Дион (1917). «54,23». Римская история . ISBN 9780674990920 .
- ^ Jump up to: а б с д Флори, Марлен Будро (1984). «Итак, примеры готовы: храм Ливии Конкордии и портик Ливии». История: Zeitschrift für Alte Geschichte . 33 (3): 309–330.
- ^ Jump up to: а б Овидий «6.637-648». быстро
- ^ Страбон (1877 г.). «5.3.8». Географический на счет и типа Б.Г.Тойбнери.
- ^ Светоний (1796 г.). «29 августа». Жития Цезарей .
- ^ Кассий Дион (1917). «55,8». Римская история . ISBN 9780674990920 .
- ^ Плиний Старший (1855 г.). Естественная история .
- ^ Плиний Младший (1969). «1.5.9». Письма . Книги о пингвинах. ISBN 9780140441277 .
- ^ «Регионаторы: описание XIV регионов Рима в четвертом веке» . Топография Urbis Romae: Древние источники . Билл Тайер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Модель Рима : Портик Ливии.