Ахиллес на Скиросе

Ахиллес на Скиросе — эпизод мифа об Ахилле , греческом герое Троянской войны . Не существующий в Гомера эпической поэме «Илиада» , этот эпизод подробно описан в некоторых более поздних версиях этой истории, в частности в «Ахиллеиде» римского поэта Статия . История о том, как Ахилл переоделся девушкой при дворе царя Скироса , влюбился в одну из принцесс и женился на ней перед отъездом в Трою, стала популярной темой в искусстве и литературе с классических времен до середины 20 века. Карнавальные маскировки и гендерные транспозиции, лежащие в основе истории, были особенно популярны в опере: в период с 1641 по 1857 год на эту тему было написано более 30 различных опер.
История
[ редактировать ]
Вместо того, чтобы позволить своему сыну Ахиллу умереть в Трое, как и было предсказано, нимфа Фетида отправила его жить при дворе Ликомеда , царя Скироса , под видом другой дочери царя или фрейлины, под именем Пирра. «рыжая», Исса, или Керкисера. Там у Ахилла был роман с Деидамией , одной из дочерей Ликомеда, и у них родились один или два сына, Неоптолем и Онейрос. [1] Поскольку другое пророчество предполагало, что Троянская война не будет выиграна без Ахилла, Одиссей и несколько других ахейских вождей отправились на Скирос, чтобы найти его. Одиссей обнаружил Ахилла, предложив подарки, украшения и музыкальные инструменты, а также оружие дочерям царя, а затем заставив своих товарищей имитировать шум нападения врага на остров (в первую очередь, заставив услышать звук трубы), что побудил Ахилла проявить себя, выбрав оружие для отпора, и вместе они отправились на Троянскую войну. В некоторых версиях за ним следовал Дейдамия, одетый как мужчина. [2] [3]

Самая подробная и продуманная версия содержится в римской поэме « Ахиллеида» . [4] В стихотворении Фетида решает спрятать Ахилла при дворе Ликомеда. Ахилл сопротивляется, но в конце концов соглашается, привлеченный красотой самой прекрасной дочери короля, Дейдамии. Фетида переодевает его девушкой и представляет его Ликомеду как свою дочь, которая должна была иметь воспитание, подобное амазонке , и теперь ей нужно научиться женскому образу жизни, живя среди обычных девушек ее возраста, чтобы подготовиться к нормальному браку в будущее; Ликомед соглашается позаботиться о «девочке», и его ничего не подозревающие дочери принимают Ахилла в свою компанию как еще одну девушку. Через некоторое время у него складывается особенно близкая дружба с Дейдамией, и ему становится все труднее скрывать к ней свой романтический и сексуальный интерес. В конце концов, на ночном фестивале в честь Диониса , куда обычно не допускаются мужчины, Ахиллес дает волю своим сексуальным желаниям и насилует Деидамию.
После этого, пытаясь утешить ее, он раскрывает свое настоящее имя и происхождение; Несмотря на то, что Деидамия напугана произошедшим, она не хочет, чтобы Ахиллес понес наказание со стороны ее отца, и решает сохранить в секрете инцидент и его личность, а также тот факт, что она зачала ребенка. Когда Одиссей и его товарищи прибывают на Скирос, Ахиллес, давно раздраженный своей женской маскировкой, собирается раскрыть себя, но Деидамия удерживает его. Затем Одиссей проделывает трюк с дарами и трубой и тем самым раскрывает тайну. Ахиллес слышит плач Деидамии и признается Ликомеду, что они занимались сексом и у них родился ребенок. Когда ахейцы собираются отправиться на войну, Деидамия убита горем из-за надвигающейся потери Ахилла и спрашивает, может ли она пойти с ним, но это кажется невозможным; Затем она умоляет его помнить об их сыне и никогда не заводить детей от других женщин. Ахиллес клянется однажды вернуться в Деидамию, но читатель знает, что он умрет в Трое.
Художественные исполнения
[ редактировать ]
Эта часть мифов о Троянской войне была предметом многих произведений искусства на протяжении веков. Если смотреть с точки зрения Ахилла, Деидамии или нейтрального наблюдателя, в более поздних произведениях искусства и рассказах было уделено внимание ряду тем, начиная от комических аспектов переодевания и связанных с ним недопониманий до гендерных различий, героизма, гомосексуализма. гетеросексуальная любовь и обряды инициации — от изнасилования, инцеста и домашнего насилия. [3] [5]
Хотя большинство более поздних версий по существу восходят к версии Статиуса I века н.э. , история Ахилла на Скиросе была известна раньше. Есть ссылки на произведения Полигнота и Афиниона Маронейского , а также на ныне утерянную пьесу Еврипида V века до нашей эры . [6]
Одной из самых ранних и наиболее изученных эпохи Возрождения версий этой истории была пьеса Тирсо де Молины 1612 года «Эль Аквилес» . [3] [6] [7] За ним последовал ряд других испанских пьес на ту же тему. Одним из его фокусов было превращение Ахилла из беглеца от войны в героя войны. Это подчеркивалось множеством изменений и трансформаций, использованных в пьесе. Но более типичные темы гендерной путаницы и гомосексуальной любви также очевидны и усиливаются указанием на то, что роль Ахилла должна играть женщина. [7] [8]

Его часто использовали в качестве темы оперы или балета, из которых было либретто Метастазио наиболее популярным . Первой оперой, основанной на этой истории, кажется, была «La finta pazza» Франческо Сакрати на либретто Джулио Строцци . Это была первая и, вероятно, самая популярная опера XVII века. Впервые он был исполнен на открытии в 1641 году Театра Новиссимо в Венеции , впервые в истории здание было построено специально для исполнения опер. Анна Ренци была главной певицей. Затем постановку много раз ставили по всей Италии и за рубежом, в том числе спектакль 1645 года в Париже, который стал второй оперой, поставленной во Франции. [9]
Либретто Метастазио было впервые использовано для оперы Антонио Кальдара в 1736 году по случаю бракосочетания Марии Терезии с будущим императором Священной Римской империи Франциском I. Из-за короткого уведомления о свадьбе либретто было закончено всего за 18 дней по сравнению с тремя месяцами, которые обычно требовались Метастазио. Несмотря на это, он пользовался умеренным успехом и использовался на протяжении десятилетий, как минимум 29 композиторов положили его на музыку. Дальнейшая версия включает оперу 1737 года , Доменико Сарро использованную для открытия театра Сан-Карло , оперного театра Неаполя , с Витторией Тези в главной роли . [10] [11]
Популярность этой темы объяснялась рядом факторов, но большую часть составлял аспект маскировки и переодевания: Ахиллес был одет как девушка, а его роль часто исполняли женщины. Некоторые либреттисты, особенно ранние, такие как Джулио Строцци , Карло Капече и Ипполито Бентивольо, подходили к этому с карнавальной точки зрения, подчеркивая комедию, маскарад и (гомо-)эротические его аспекты. Другие, такие как Метастазио или Паоло Ролли, больше сосредоточились на неудавшейся борьбе за сокрытие мужественности архетипического героя Ахилла и на том, что внутренняя природа человека сильнее, чем воспитание , которое он получает. [9]
Среди известных композиторов, написавших оперы на эту тему, - Доменико Скарлатти с его «Тетидом в Сиро» 1712 года , Джона Гэя 1733 года «Ахиллес» и Георг Фридрих Гендель в 1741 году с «Деидамией» . [9]
Литература
[ редактировать ]
- ок. I век до н.э.: Эпиталамий Ахилла и Деидамии , анонимный, иногда приписываемый Биону из Смирны.
- I век н.э .: Ахиллес работы Статиуса
- II век н.э.: Речь посольства к Ахиллу (соч. 16 Бер) Элия Аристида , раздел 17 (Бер)
- XI век: Деидамия Ахилли , анонимное послание Овидия от Деидамии Ахиллу. [2]
- XIV век: история упоминается в Божественной комедии» Данте « , Чистилище, глава 9, стихи 34-42. [2]
- 1611: Ахиллес Тирсо де Молина
- 1667: Садовое чудовище Садовое чудовище Кальдерон де ла Барка.
- 1805: Ахилл на Скиросе , Жан-Шарль-Жюльен Люс де Лансиваль.
- 1890, Ахиллес на Скиросе , Роберт Бриджес (2-е издание 1892 г.)
- 1935: Ахилл, или ложь Маргариты Юрсенар , также опубликовано как Déidamie.
- 1995: «Ахиллес говорит о своем обмане при дворе Ликомеда» Майкла Мартона , впервые опубликовано в The American Voice , стр. 80–82. Переиздано в журнале «Четыре за квартал: Художественная литература» , [12] стр. 135-137. Мартон прочитал рассказ в Доме писателей Нокса. [13]
- 1998: история Ахилла на Скиросе включена в Бронзовый век». комиксы Эрика Шановера «
- 2011: версия этой истории включена в современный исторический фантастический роман Песнь Ахилла» « Мэдлин Миллер .
- 2022: Песня гнева богини Майи Дин представляет Ахиллеса на Скиросе трансгендерной женщиной.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]
- V век до н.э., Ахиллес на Скиросе работы Полигнота .
- IV или III век до н. э.: Афинион Маронейский нарисовал изображение Одиссея, обнаруживающего Ахилла в девичьей одежде. [14]
- I век до н. э.: Палата Ахилла на Скиросе , украшенная фресками, в Domus Aurea.
- I век н. э.: анонимные настенные росписи Ахилла на Скиросе в доме Диоскуров и других местах Помпеи. [15]
- Начало 17 века: Одиссей узнает Ахилла (переодетого женщиной) среди дочерей Ликомеда работы Франса Франкена Младшего.
- 1649-50: Николя Пуссен , Открытие Ахилла на Скиросе [16]
- 1656: Николя Пуссен , Ахиллес на Скиросе
- 1664: Ахиллес обнаружен Улиссом Яном де Бреем.
- 17 век: Ахиллес и Улисс покидают Скирос, Клод Франсуа
- Никколо Бамбини , Ахиллес на Скиросе
- Питер ван Линт, Ахиллес среди дочерей Ликомеда, Музей Израиля, Иерусалим
- Джан Пьетро Беллори , 2 картины Ахилла на Скиросе , одна сейчас находится в Музее изящных искусств, Бостон , одна в Музее изящных искусств Вирджинии , Ричмонд.
- XVIII век: Ахиллес при дворе царя Ликомеда с дочерьми - Помпео Батони
Гобелены
[ редактировать ]- Середина 18 века: Ахиллес среди дочерей Ликомеда на Скиросе, признанный Улиссом , сейчас хранится в отеле de Soubise.
Мозаика
[ редактировать ]- Ахиллес на Скиросе , мозаика из Зевгмы, Коммагены
- «Ахиллес на Скиросе, обнаруженный Улиссом», мозаика из [(Вилла Романа Ла Ольмеда, Испания)]
Скульптуры
[ редактировать ]
- 1695: Ахилле Скирос работы Филиберта Вижье , расположенный в Тапис-Верт в садах Версаля.
Этап
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- V век до н.э.: Скирии» Еврипида « (утерян, но описан как пьеса об Ахилле, скрывающемся на Скиросе)
- 1612: Ахиллес Тирсо де Молина [3]
- Около 1640 года: «Джентльмен де как леди» , Кристобаль Монрой-и-Сильва. [3]
- 1653: Садовое чудовище , Педро Кальдерон де ла Барка [3]
Опера
[ редактировать ]- 1641: La finta pazza ( Франческо Сакрати музыка) и Джулио Строцци ( либретто ) [9]
- 1663: Ахилл в «Широ» ( Джованни Легренци музыка) и Ипполито Бентивольо (либретто) [9]
- 1663: Ахилл в «Скиро» Антонио Драги (музыка) и Кав. Хименес (либретто)
- 1712: Тетис в Широ ( Доменико Скарлатти музыка) и Карло Сигизмондо Капече (либретто) [9]
- 1727: Ахилл в «Широ» , анонимное произведение, исполненное в оперном театре Франца Антона фон Шпорка в Праге и, вероятно, основанное на либретто Бентивольо.
- 1733: Ахилл , Джон Гэй [9]
- 1735: Ахилл и Деидами Андре Кампра (музыка) и Антуан Данше (либретто)
- 1736: Ахилл в «Скиро» Антонио Кальдара (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1737: Ахилл в «Скиро» ( Доменико Сарро музыка) и Метастазио (либретто)
- 1738: Ахилл в «Скиро» ( Джузеппе Арены музыка) и Метастазио (либретто)
- 1739: Ахилл в «Скиро» Пьетро Кьярини (музыка) и Метастазио (либретто) (адаптация Бартоломео Виттури)
- 1740: Ахилл в опере Леонардо Лео «Скиро » . [17]
- 1741: Деидамия Джорджа Фридриха Генделя (музыка) и Паоло Антонио Ролли (либретто)
- 1744: Ахилл в «Скиро» Франческо Корселли (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1745: Ахилл в «Скиро» Дженнаро Манны (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1747: Ахилл в «Скиро» Джованни Баттисты Ранчера (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1749: Ахилл в «Скиро» Никколо Жоммелли (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1751: Ахилл в опере Грегорио Широли «Широли» (музыка) и «Метастазио» (либретто)
- 1754: Ахилл в «Скиро» Антонио Марии Маццони (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1759: Ахилл в «Скиро» Иоганна Адольфа Хассе (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1759: Ахилл в «Скиро» Джузеппе Сарти (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1764: Ахиллес в «Скиро» Фердинандо Джузеппе Бертони (музыка)
- 1765: Ахилл в опере «Широ» Иоганна Фридриха Агриколы (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1766: Ахилл в опере ( Флориана Леопольда Гассмана «Широ» музыка) и «Метастазио» (либретто)
- 1767: «Ахилл в скиро» Иоганна Готлиба Наумана.
- 1772: Ахиллес в «Скиро» Антонио Амиконе
- 1773: Ахилл в «Петтикаотс» ( Томаса Арне музыка) и Джона Гэя (либретто)
- 1774: Ахилл в «Широ» Паскуале Анфосси (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1774: Ахилл в «Скиро» Пьетро Помпео Салеса (музыка) и Метастазио (либретто)
- 1778: Ахилл в опере Джованни Паизиелло «Скиро » .
- 1785: Ахилл в опере "Скиро" Гаэтано Пуньяни.
- 1794: Ахилл в «Скиро» и Марчелло Бернардини Метастазио (либретто)
- 1800: Ахилл в «Скиро»: музыкальная драматическая комедия , либретто Публио Квинтилиано Сеттимио.
- 1825: Ахилл в опере Пьетро Антонио Копполы « Широ » (музыка) и Раписарда (либретто)
- 1857: Ахилл в Скиросе Франсуа Анатоля Лорана де Рийе (оперетта)
Балет
[ редактировать ]- 1804: Ахиллес на Скиросе ( Пьера Гарделя балет) и Луиджи Керубини (музыка)
- 1830: Ахиллес на Скиросе , Карло Блазис.
- 1921, Ахилл на Скиросе Эгона Веллеса (музыка) по мотивам Гуго фон Хофмансталя
Примечания
[ редактировать ]- ^ Онейрос упоминается только Птолемеем Гефестионом (Новая книга истории 3, краткое изложение у Фотия , Библиотека , 190); вообще все источники говорят об одном сыне, Неоптолеме.
- ^ Jump up to: а б с Хагедорн, Сюзанна К. (2003). Брошенные женщины: переписывание классики Данте, Боккаччо и Чосера . Издательство Мичиганского университета. п. 232. ИСБН 9780472113491 . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Де Армас, Фредерик Альфред (1998). Звездный золотой век: миф и испанская комедия . Издательство Бакнеллского университета. п. 247. ИСБН 9780838753767 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Книга 1, пройти
- ^ Каллен Кинг, Кэтрин (2004). «Ахилл на поле сексуальной политики» . Подрывные темы: чтение Маргариты Юрсенар . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 252. ИСБН 9780838639924 . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Шектор, Нина Мария (2009). Ахиллеев герой в пьесах Тирсо де Молины . Питер Лэнг. п. 127. ИСБН 9780820433103 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б ДиПуччо, Дениз М. (1998). « Эль Аквилес и становление героя» . Распространение мифов комедии Золотого века . Издательство Бакнеллского университета. п. 236. ИСБН 9780838753729 . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Страуд, Мэтью Д. (2007). Повороты сюжета и критические повороты: странные подходы к испанскому театру раннего Нового времени . Издательство Бакнеллского университета. п. 267. ИСБН 9780838756690 . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хеслин, П.Дж. (2005). Трансвестит Ахиллес: пол и жанр в «Ахиллеиде» Статиуса . Издательство Кембриджского университета. п. 370. ИСБН 9780521851459 . Проверено 4 октября 2012 г.
- ^ Менчелли-Буттини, Франческа (2006). «Ахилл на Скиросе: драма и церемония» . В Мелания Буччарелли, Норберт Дубови и Рейнхард Штром (ред.). Итальянская опера в Центральной Европе, Том 1 . БВВ Верлаг. стр. 253–274. ISBN 9783830503811 . Проверено 4 октября 2012 г.
- ^ Либретто Метастазио к спектаклю 1774 года в Google Книгах.
- ^ Мартоне, Майкл (2011). Четыре за квартал: фантастика . ФК2. ISBN 9781573661638 .
- ^ Мартоне, Майкл. «Запись «Ахиллес говорит о своем обмане при дворе Ликомеда» » . Дом писателей Нокса . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Плиний Старший , Естественная история 35.134.
- ^ Тримбл, Дженнифер Ф. (2002). «Греческий миф, пол и социальная структура в римском доме» . Древнее искусство подражания: исследования художественного своеобразия и традиций от современности до классической античности . Издательство Мичиганского университета. п. 320. ИСБН 9780472111893 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Открытие Ахилла на Скиросе» . Музей изящных искусств Бостона . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ Оценка [ постоянная мертвая ссылка ] оперы Леонардо Лео в Google Книгах
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Ахиллесом на Скиросе, на Викискладе?