Виттория Теси

( Антонио Мария Занетти )
Виттория Тези Трамонтини , также известная как «Ла Фиорентина» или «Ла Моретта» (флорентийка, мавританка или брюнетка) (13 февраля 1701 г.) [ 1 ] во Флоренции — 9 мая 1775 в Вене ) — итальянский оперный певец (впоследствии преподаватель пения) 18 века. Ее вокальный диапазон напоминал контральто . Она «считается первой выдающейся цветной певицей в истории западной музыки». [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]

Она родилась во Флоренции в 1701 году в дочери Алессандро, лакея африканского происхождения по прозвищу «иль Моретто» (Мавританский), и флорентийки Марии Антонии Рапаччуоли. Ее отец находился на службе у кастрата Франческо ( «Чеккино») Де Кастри (около 1650–1724), который был крестным отцом новорожденной девочки вместе со знаменитым сопрано Витторией. Тарквини в роли крестной матери: Тези, очевидно, была названа в честь последней, вероятно, благодаря таким необычным связям со сферой развлечений, у нее была возможность изучать пение (а также актерское мастерство и танцы) сначала во Флоренции, а затем в Болонье , где жила его семья. переехала в 1715 году. В следующем году она начала свою оперную карьеру в чрезвычайно молодом возрасте, выступив в возрожденной опере Эмануэле д'Асторга « Иль Дафни» в Парме , а позже также выступив в В 1718 году она была виртуозной камерой принца Пармского в Венеции . В следующем году она была в Дрездене , пела для Антонио Лотти вместе с Сенезино и Маргаритой Дурастанти. . К 1721 году она вернулась в Италию на Флорентийский карнавал, и в течение следующих 26 лет она выступала почти исключительно в Италии, деля годы между центральными северными городами и Неаполем и очень часто появляясь, с 1724 по 1732 год, вместе со своим большим другом Фаринелли. . Лишь в 1739–1740 годах, приняв сказочную помолвку, она выехала за пределы Италии и выступила при мадридском дворе, где постоянно обосновался сам Фаринелли.
Пик ее карьеры пришелся на конец 1730-х и в 1740-е годы, когда она пела вместе с такими певцами, как Каффарелли и Анджело Амореволи . В 1737 году она участвовала в открытии театра Сан-Карло в Неаполе, взяв на себя главную роль травести в Сарро опере « Ахилле в Широ» ; в 1744 году она исполнила заглавную партию в Глюка » « Иперместре в театре Сан-Джованни Гризостомо в Венеции, а в 1747 году она простилась с итальянской публикой, выступив при дворе Неаполя и в театре Сан-Карло в театральном фестивале «Согно ди Олимпия » Джузеппе де Майо , напротив Каффарелли, Джиззиелло и Джованни Манцуоли . В следующем году она переехала в Вену , где дебютировала на открытии нового Бургтеатра , в главной роли в «Семирамиде риконошюта» поставленной на либретто Метастазио Глюка . Метастазио, который отсутствовал в Италии с 1730 года и поэтому не имел в последнее время непосредственного опыта ее выступлений, был поражен и в письме к своему коллеге Джованни Клаудио Пасквини писал: «Тези играет так, что удивило и меня. как и все человечество в Вене, принадлежащее к обоим полам». [ 3 ]
После дальнейших успешных выступлений в Бургтеатре во второй половине 1748 и в 1749 годах (среди прочего, в Никколо Джоммелли » «Ахилле в опере «Скиро» и «Покинутой Дидоне» , оба поставлены на метастазийские либретти) и после настоящего турне из четырех человек новых опер и двух пастиччо в 1750 году, Тези начала уходить из своей профессиональной певческой карьеры. В 1751 году Метастазио сообщил, что она работала художником по костюмам в венском театре, а в 1754 году она появилась на сцене - вероятно, в последний раз - в роли Лисинга на премьере одноактной оперы Глюка Le cinesi в Энгельхартштеттене , в Замок Хоф по случаю визита императорской четы. Хоф был загородной резиденцией принца Йозефа Саксен-Хильдбургхаузена , ведущей фигуры при дворе Габсбургов, в венском дворце которого (Дворец Розенкавальер, нынешний Дворец Ауэрсперг ) она постоянно проживала после продажи на аукционе в 1753 году всего движимого имущества ее флорентийского дома. . «Там она регулярно принимала участие в частных концертах под руководством капельмейстера князя. Джозеф Бонно . Принц предложил Теси зарплату за проживание в его доме, но она отказалась от оплаты и отклонила все подарки, которые принц хотел ей сделать». [ 4 ] Она преподавала там пение, имея среди своих учениц Катерину Габриэлли и Элизабет Тейбер (1744–1816), и она сердечно принимала таких личностей, как Казанова или Моцарты ( отец и 6-летний сын ), проезжавших через Вену и желавших отдать дань уважения старой примадонне, живущей у принца Саксен-Хильдбургхаузена.
Тези умерла от пневмонии 9 мая 1775 года. Она была чрезвычайно богата и в соответствии со своей последней волей была похоронена в склепе церкви капуцинов на Нойер-Маркт , предоставив массовый благотворительный фонд в размере 1000 флоринов для присоединенного капуцинов монастыря . . [ 4 ]
Художественные особенности
[ редактировать ](Антонио Мария Занетти)
В 1777 году Сара и Анж Гудар написали это, хотя и «с неблагодарной [ 5 ] голос», она умела вести себя приятно и называла ее «возможно, первой актрисой, которая хорошо играла, но плохо пела». [ 6 ] Источники в целом сходятся во мнении, что актерское мастерство Теси ставят выше ее певческих качеств. Однако, по мнению большинства, и последние были далеко не плохими и бедными. Чарльз Бёрни сообщил, что «в юности она намного превосходила всех своих современников как в качестве певицы, так и в качестве актрисы». [ 7 ] Позже, почти буквально опираясь на мнение, высказанное Иоганном Иоахимом Кванцем , непосредственным свидетелем ранних выступлений певца, [ 8 ] он добавил: «Виттория Тези по своей природе обладала мужским, сильным голосом контральто . В 1719 году она обычно пела в Дрездене алл'оттава такие арии, которые созданы для основного [ sic ] голоса. Компас ее голоса был настолько необычен, что что ни высокое, ни низкое пение не доставляло ей беспокойства. Она не отличалась быстрыми и трудными пассажами». [ 9 ] Мастер пения Джованни Баттиста Манчини , которому в юности довелось выступать на сцене вместе с Тези и Фаринелли , сообщил, что она от природы обладала «самой совершенной интонацией» и, изучая, приобрела полное мастерство пения. [ 10 ]
Однако на самом деле в историю она вошла как «певица-актриса», выражаясь современным языком: «первая «дивина» в ключе контральто», как ее недавно называли. [ 11 ] По словам Стефано Артеаги и, в частности, вышеупомянутого Манчини, которые оба писали примерно во время ее смерти, она была величайшей оперной актрисой века. [ 12 ] и ее театральные способности, как природные, так и приобретенные в результате упорного обучения и тренировок, были таковы, что ни одна другая актриса никогда не могла выйти на оперную сцену, чтобы превзойти ее или хотя бы сравняться с ней. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В акте крещения (Opera di S. Maria del Fiore , Archivio dellefedi di battesimo di S. Giovanni , reg. 295, c. 84v; упоминается Франческо Лорой) указано 13 февраля 1700 года, и эта дата обычно указывается в основных источниках. . Однако он составлен в соответствии с флорентийским календарем, который тогда использовался в большей части Тосканы (где каждый новый год начинался 25 марта, в день Воплощения ) , и фактически соответствует 13 февраля 1701 года в современном григорианском календаре (где каждый новый год начинается 1 января). Так утверждает теперь Dizionario Biografico degli Italiani .
- ^ Итальянский : «... считается первым важным чернокожим певцом в истории западной музыки» ( Динко Фабрис , Серената Хассе на концерте в Санназаро в «Cappella Neapolitana» , « la Repubblica », 30 января 2019 г.).
- ^ Письмо Джованни Клаудио Пасквини, 29 июня 1748 г., в Сборнике научных, фамильярных и шутливых писем римского аббата Пьетро Метастазио , Рим, за счет Пьетро Пуччинелли, sd, III, стр. 338 (доступно в Интернете в Google Книгах ).
- ^ Jump up to: а б Лоренц .
- ^ Французский : «неблагодарный» .
- ^ (на французском языке) Разбой итальянской музыки , sn, 1777, стр. 38-39 (доступно онлайн на сайте Gallica - BNF ).
- ^ Берни, I , с. 324
- ^ (на немецком языке) Биографические данные г-на Иоганна Иоахима Кванцена, составленные им самим , в книге Фридриха Вильгельма Марпурга , Historisch-Kritische Contributions to the Recording of Music , Берлин, Вдова Шютцена, 1755, I, стр. 227 (доступно онлайн на сайте Commons ).
- ^ Берни, II , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Манчини, стр. 19 и 20.
- ^ (на итальянском языке) Родольфо Челлетти , Зернистость голоса. Оперы, режиссеры и певцы , 2-е издание, Рим, Бальдини и Кастольди, 2000, с. 238 ISBN 88-80-89-781-0
- ^ (на итальянском языке) Артеага, Революции итальянского музыкального театра от его истоков до наших дней , Болонья, Тренти, 1785, II, стр. 43.
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Берни , Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях ... (второе издание, исправленное), Лондон, Бекет, Робсон, Робинсон, 1775 (2 тома)
- Герхард Кролл , Тези (Трамонтини), Виттория , в Лауре Мэйси (редактор), Книга оперных певцов Рощи , Нью-Йорк, Oxford University Press, 2008, стр. 491–492, ISBN 978-0-19-533765-5 (также: Кролл, Герхард (2001). «Тезис победы». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . )
- Франческо Лора, « Тези, Виттория, известная как Ла Фиорентина или Ла Моретта », в Dizionario Biografico degli Italiani - Том 95, 2019 г. (на итальянском языке)
- Майкл Лоренц . «Завещание Виттории Тези Трамонтини» (Вена, 2016)
- Джамбаттиста (Джованни Баттиста) Манчини , Мысли и практические размышления о образном пении , Вена, Гелен, 1774 г. (на итальянском языке) (доступно онлайн в IMSLP , Google Books и Интернет-архиве )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдвард Джозеф Дент , Итальянская опера восемнадцатого века и ее влияние на музыку классического периода ; "Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft", xiv, 4. июль – сентябрь 1913 г., стр. 500–509 (доступно онлайн на Jstor )
- Алессандро Адемолло , Знаменитые итальянские певцы восемнадцатого века: Виттория Тези ; «Новая антология», сер.3, xxii (1889), 308–327 (на итальянском языке) (доступно в Интернете в Интернет-архиве )