Jump to content

Джакомо Казанова

(Перенаправлено с Казановы )

Джакомо Казанова
Портрет Алессандро Лонги , ок. 1774 г.
Рожденный ( 1725-04-02 ) 2 апреля 1725 г.
Умер 4 июня 1798 г. ) ( 1798-06-04 ) ( 73 года
Родители

Джакомо Джироламо Казанова ( / ˌ k æ s ə ˈ n v ə , ˌ k æ z ə -/ , [1] [2] [3] Итальянский: [ˈdʒaːkomo dʒiˈrɔːlamo kazaˈnɔːva, kasa-] ; 2 апреля 1725 — 4 июня 1798) — итальянский авантюрист и писатель из Венецианской республики . [4] [5] Его автобиография «Histoire de ma vie» ( «История моей жизни ») считается одним из наиболее достоверных и провокационных источников информации об обычаях и нормах европейской общественной жизни XVIII века. [6]

Казанова, как известно, использовал псевдонимы , такие как барон или граф Фарусси (девичья фамилия его матери) или шевалье де Зейнгалт ( Французское произношение: [sɛ̃ɡɑl] ). [7] После того, как он начал писать по-французски после второго изгнания из Венеции, он часто подписывал свои работы как «Жак Казанова де Сенгальт». [а] Он утверждает, что общался с европейскими королевскими особами , папами и кардиналами , а также с деятелями искусства Вольтером , Гете и Моцартом .

Он стал настолько известен своими зачастую сложными и тщательно продуманными связями с женщинами, что его имя «можно назвать синонимом распутника ». [8] Его последние годы прошли в замке Дукс ( Богемия ) в качестве библиотекаря в графа Вальдштейна доме , где он также написал свою автобиографию.

Биография

[ редактировать ]

Молодость

[ редактировать ]
Венеция в 1730-х годах.

Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции в 1725 году в семье актрисы Занетты Фарусси , жены актера и танцора Гаэтано Казановы . Джакомо был первым из шести детей, за ним следовали Франческо Джузеппе (1727–1803), Джованни Баттиста (1730–1795), Фаустина Маддалена (1731–1736), Мария Маддалена Антония Стелла (1732–1800) и Гаэтано Альвизе (1734–1736). 1783). [9] [10]

На момент рождения Казановы Венеция процветала как столица развлечений Европы, которой управляли политические и религиозные консерваторы, терпившие социальные пороки и поощрявшие туризм. [11] Это была обязательная остановка в Гранд-туре , куда путешествовали молодые люди, достигшие совершеннолетия, особенно принадлежащие к британской аристократии. Знаменитый карнавал , игорные дома и красивые куртизанки были мощными приманками. Эта среда дала ему много формирующего опыта. [12]

Сан-Самуэле – район детства Казановы.

Его бабушка, Марция Балдиссера, заботилась о нем, пока его мать гастролировала по Европе в театре. Его отец умер, когда ему было восемь лет. В детстве у Казановы было кровотечение из носа, и его бабушка обратилась за помощью к ведьме: «Выйдя из гондолы, мы входим в лачугу, где находим сидящую на тюфяке старуху с черным котом на руках и еще пять-шесть человек вокруг. ее." [13] Хотя нанесенная мазь оказалась неэффективной, Казанова был очарован заклинанием. [14] Возможно, чтобы вылечить носовое кровотечение (врач винил в этом плотность венецианского воздуха), Казанову в свой девятый день рождения отправили в пансион на материке в Падуе . Для Казановы пренебрежение со стороны родителей было горьким воспоминанием. «Итак, они избавились от меня», — заявил он. [15]

Условия в пансионе были ужасающими, поэтому он попросил, чтобы его отдали под опеку аббата Гоцци, его основного преподавателя, который обучал его академическим предметам, а также игре на скрипке. Казанова переехал к священнику и его семье и прожил там большую часть своих подростковых лет. [16] В доме Гоцци Казанова впервые вступил в контакт с противоположным полом, когда младшая сестра Гоцци Беттина ласкала его в возрасте 11 лет. Беттина была «красивой, беззаботной и большой читательницей романов. однажды, хотя я понятия не имел, почему именно она мало-помалу зажгла в моем сердце первые искры чувства, которое впоследствии стало моей главной страстью». [17] Хотя впоследствии она вышла замуж, Казанова всю жизнь сохранял привязанность к Беттине и семье Гоцци. [18]

Казанова может похвастаться тем, что с самого начала продемонстрировал сообразительность, сильную тягу к знаниям и постоянно пытливый ум. Он поступил в Падуанский университет в 12 лет и окончил его в 1742 году, получив степень по юриспруденции («к которому я испытывал непреодолимое отвращение»). [19] Его опекун надеялся, что он станет церковным юристом. [16] Казанова также изучал моральную философию, химию и математику и очень интересовался медициной. («Мне следовало бы позволить поступить так, как я хотел, и стать врачом, в котором шарлатанство даже более эффективно, чем в юридической практике».) [19] Он часто прописывал собственные методы лечения себе и друзьям. [20] Во время учебы в университете Казанова начал играть в азартные игры и быстро влез в долги, из-за чего бабушка отозвала его в Венецию, но пристрастие к азартным играм прочно утвердилось.

Церковь Сан-Самуэле, где крестился Казанова, и Палаццо Малипьеро ок. 1716 г.

Вернувшись в Венецию, Казанова начал свою карьеру канцелярского юриста и был принят в сан аббата наградил его небольшими орденами после того, как Патриарх Венеции . Он ездил туда и обратно в Падую, чтобы продолжить обучение в университете. К этому времени он стал чем-то вроде денди: высокий и темноволосый, его длинные волосы напудрены, надушены и тщательно завиты. [б] Он быстро снискал расположение покровителя (чем он должен был заниматься всю свою жизнь), 76-летнего венецианского сенатора Альвизе Гаспаро Малипьеро, владельца Палаццо Малипьеро , расположенного недалеко от дома Казановы в Венеции. [23] Малипьеро вращался в лучших кругах и многому научил юного Казанову хорошей еде и вину, а также тому, как вести себя в обществе. Однако Казанову поймали за общением с предполагаемым объектом соблазнения Малипьеро, актрисой Терезой Имер , и сенатор выгнал их обоих из своего дома. [18] Растущее любопытство Казановы к женщинам привело к его первому полноценному сексуальному опыту с двумя сестрами, Нанеттой и Мартоном Саворнанами, которым тогда было 14 и 16 лет, которые были дальними родственниками Гримани . Казанова заявил, что эта встреча прочно утвердила его жизненное призвание. [24]

Ранняя карьера в Италии и за рубежом

[ редактировать ]

Скандалы омрачили короткую церковную карьеру Казановы. После смерти бабушки Казанова ненадолго поступил в семинарию, но вскоре из-за долгов он впервые попал в тюрьму. кафедре епископа Попытка его матери обеспечить ему место при епископе Бернардо де Бернардисе была отклонена Казановой после очень краткого испытания условий на калабрийской . [25] Вместо этого он нашел работу писцом у могущественного кардинала Аквавивы в Риме . При встрече с Папой Бенедиктом XIV Казанова смело попросил разрешения читать «запрещенные книги» и не есть рыбу (которая, как он утверждал, воспаляла его глаза). Он также сочинял любовные письма для другого кардинала. Когда Казанова стал козлом отпущения в скандале с участием местной пары несчастных любовников, кардинал Аквавива уволил Казанову, поблагодарив его за жертву, но фактически положив конец его церковной карьере. [26]

В поисках новой профессии Казанова купил комиссию, чтобы стать военным офицером Венецианской республики . Его первым шагом было выглядеть соответствующе:

Размышляя о том, что теперь маловероятно, что я добьюсь успеха в своей церковной карьере, я решил одеться солдатом... Я напрашиваюсь на хорошего портного... он приносит мне все, что мне нужно, чтобы выдать себя за последователя Марса. ...Мундир у меня был белый, с синим жилетом, с серебряно-золотым узлом на плече... Я купил длинный меч, с красивой тростью в руке, в аккуратной шляпе с черной кокардой, с подстриженными волосами. бакенбарды и длинную накладную косичку, я намеревался произвести впечатление на весь город.

- Казанова (2006), с. 223.
Константинополь в 18 веке.

Он присоединился к венецианскому полку на Корфу , его пребывание было прервано короткой поездкой в ​​Константинополь , якобы для того, чтобы доставить письмо от своего бывшего хозяина кардинала. [27] Считая свое продвижение слишком медленным, а свои обязанности скучными, он умудрился потерять большую часть своей зарплаты, играя в фараон . Казанова вскоре отказался от военной карьеры и вернулся в Венецию.

В возрасте 21 года он намеревался стать профессиональным игроком, но, потеряв все деньги, оставшиеся от продажи комиссионных, обратился за работой к своему старому благодетелю Альвизе Гримани. Таким образом, Казанова начал свою третью карьеру в качестве скрипача в театре Сан-Самуэле , «черного подмастерья возвышенного искусства, в котором, если тот, кто преуспевает, вызывает восхищение, то посредственность справедливо презирается... Моя профессия не была благородной». , но мне было все равно, называя все предрассудками, я вскоре приобрел все привычки моих деградировавших собратьев-музыкантов». [28] Он и некоторые его товарищи «часто проводили ночи, бродя по разным кварталам города, придумывая самые скандальные розыгрыши и приводя их в исполнение... мы развлекались тем, что отвязывали пришвартованные перед частными домами гондолы, которые затем дрейфовали с течением». Они также посылали акушерок и врачей по ложным вызовам. [29]

Удача пришла на помощь, когда Казанова, недовольный своей судьбой музыканта, спас жизнь венецианскому патрицию из рода Брагадинов, у которого случился инсульт во время поездки с Казановой в гондоле после свадебного бала. Они немедленно остановились, чтобы пустить кровь сенатору. Затем во дворце сенатора врач снова пустил сенатору кровь и применил ртутную мазь — универсальное, но токсичное в то время средство. [30] — на грудь сенатора. Это подняло его температуру и вызвало сильную лихорадку, и Брагадин, казалось, задыхался от распухшего трахеи . Вызвали священника, поскольку смерть, казалось, приближалась. Однако, несмотря на протесты лечащего врача, Казанова приказал удалить мазь и промыть грудь сенатора прохладной водой. Сенатор выздоровел от болезни с помощью отдыха и разумной диеты. [31] Из-за его молодости и легкого изложения медицинских знаний сенатор и двое его друзей-холостяков сочли Казанову мудрым не по годам и пришли к выводу, что он, должно быть, обладает оккультными знаниями. Поскольку они сами были каббалистами , сенатор пригласил Казанову в свой дом и стал его пожизненным покровителем. [32]

Казанова заявил в своих мемуарах:

Я выбрал самый достойный, самый благородный и единственно естественный путь. Я решил поставить себя в такое положение, когда мне больше не придется обходиться без жизненных потребностей: и что это были за потребности для меня, никто не мог судить лучше меня... Никто в Венеции не мог понять, как могла существовать близость между я и трое мужчин их характера, все они небо, а я вся земля; они очень суровы в своих нравах, и я пристрастился к всякому распутному образу жизни.

- Казанова (2006), с. 247.

Следующие три года под покровительством сенатора, номинально работая помощником юриста, Казанова вел жизнь дворянина, великолепно одеваясь и, что было для него естественно, проводя большую часть времени в азартных играх и занимаясь амурными занятиями. [33] Его покровитель был чрезвычайно терпим, но предупредил Казанову, что когда-нибудь он заплатит за это; «Я пошутил над его ужасными пророчествами и пошел своей дорогой». Однако вскоре Казанова был вынужден покинуть Венецию из-за дальнейших скандалов. Казанова выкопал только что захороненный труп, чтобы подшутить над врагом и отомстить, но жертва впала в паралич, и ей так и не удалось прийти в себя. В другом скандале обманувшая его молодая девушка [ нужны разъяснения ] обвинил его в изнасиловании и обратился к чиновникам. [34] Позже Казанова был оправдан в этом преступлении за отсутствием улик, но к этому времени он уже сбежал из Венеции.

Рисунок его брата Франческо.

Сбежав в Парму , Казанова вступил в трехмесячный роман с француженкой, которую он назвал «Генриеттой», возможно, это была самая глубокая любовь, которую он когда-либо испытывал, — женщина, сочетавшая в себе красоту, ум и культуру. По его словам: «Те, кто верят, что женщина не способна сделать мужчину одинаково счастливым все двадцать четыре часа в сутки, никогда не знали Генриетты. Радость, которая наполняла мою душу, была гораздо больше, когда я разговаривал с ней во время днем, чем когда я держал ее на руках ночью. Начитавшись и обладая естественным вкусом, Генриетта обо всем судила правильно». [35] Она также проницательно судила Казанову. Как отмечал казановист Дж. Ривс Чайлдс, писал:

Пожалуй, ни одна женщина не очаровала Казанову так, как Генриетта; немногие женщины смогли так глубоко понять его. Она проникла в его внешнюю оболочку в самом начале их отношений, сопротивляясь искушению объединить свою судьбу с его. Она поняла его непостоянный характер, отсутствие у него социального происхождения и нестабильность его финансов. Прежде чем уйти, она сунула ему в карман пятьсот луидоров в знак своей оценки его.

Гранд тур

[ редактировать ]

Удрученный и подавленный, Казанова вернулся в Венецию и после удачной серии азартных игр выздоровел и отправился в большое турне , достигнув Парижа в 1750 году. [36] По пути из одного города в другой он попадал в сексуальные выходки, напоминающие оперные сюжеты. [37] В Лионе он вступил в общество масонства , которое апеллировало к его интересу к тайным обрядам и которое, по большей части, привлекало людей интеллекта и влияния, которые оказались полезными в его жизни, обеспечив ценные контакты и знания без цензуры. Казанову также привлекало розенкрейцерство . [38] В Лионе Казанова стал компаньоном и, наконец, принял высшую степень мастера шотландского обряда масона . [39] [40] [8]

О его посвящении в масонство шотландского обряда в Лионе в « Воспоминаниях » говорится:

Именно в Лионе один почтенный человек, с которым я познакомился в доме г-на де Рошбарона, добился для меня чести быть посвященным в возвышенные мелочи масонства. Я прибыл в Париж простым учеником; через несколько месяцев после моего прибытия я стал компаньоном и хозяином; последняя, ​​безусловно, является высшей степенью масонства, поскольку все остальные степени, которые я получил впоследствии, являются лишь приятными изобретениями, которые, хотя и символичны, но ничего не добавляют к достоинству мастера.

- Мемуары Жака [Джованни Джакомо] Казановы де Сенгалта 1725–1798. В Париж и тюрьму, Том 2А — Париж. [39] [41]

Казанова пробыл в Париже два года, выучил язык, много времени проводил в театре и знакомился с знатными людьми. Однако вскоре его многочисленные связи были замечены парижской полицией, как и почти в каждом городе, который он посетил. [42]

В 1752 году он и его брат Франческо переехали из Парижа в Дрезден , где жили его мать и сестра Мария Маддалена. Его новая пьеса «Молюкшеида» , ныне утерянная, была поставлена ​​в Королевском театре, где его мать часто играла в главных ролях. [43] [44] Затем он посетил Прагу и Вену , где более строгая моральная атмосфера ему не нравилась. Наконец он вернулся в Венецию в 1753 году. [45] Там Казанова возобновил свои авантюры, схватив множество врагов и завоевав внимание венецианских инквизиторов. Его полицейский послужной список превратился в длинный список сообщений о богохульствах, соблазнениях, драках и публичных спорах. [46] Государственный шпион Джованни Мануччи был нанят, чтобы выведать у Казановы знания о каббализме и масонстве, а также проверить его библиотеку на наличие запрещенных книг. Сенатор Брагадин, на этот раз совершенно серьезно (будучи сам бывшим инквизитором), посоветовал своему «сыну» немедленно уйти, иначе ему грозят самые суровые последствия.

Заключение и побег

[ редактировать ]

26 июля 1755 года, в возрасте 30 лет, Казанова был арестован за оскорбление религии и приличия: [47] «Трибунал, приняв во внимание серьезные проступки, совершенные Г. Казановой, прежде всего в публичных посягательствах против святой религии, их превосходительства добились ареста и заключения под стражу под руководством». [48] « Свинцы » представляли собой тюрьму из семи камер на верхнем этаже восточного крыла дворца дожей , предназначенную для заключенных более высокого статуса, а также определенных типов преступников, таких как политические заключенные, лишенные сана или распутные священники или монахи, и ростовщики — и названы в честь свинцовых пластин, покрывающих крышу дворца. 12 сентября следующего года без суда и без уведомления о причинах ареста и приговоре он был приговорен к пяти годам тюремного заключения. [47] [49]

«Это он. Поместите его под стражу!»

Его поместили в одноместную комнату с одеждой, кроватью из поддонов, столом и креслом в «худшей из всех камер». [50] где он сильно страдал от темноты, летней жары и «миллионов блох». Позже его поместили вместе с несколькими сокамерниками. Через пять месяцев и личное обращение графа Брагадина ему дали теплую зимнюю постель и ежемесячную стипендию на книги и лучшее питание. Во время прогулок на тюремном чердаке он нашел кусок черного мрамора и железный прут, которые тайно пронес обратно в камеру; он спрятал бар в своем кресле. Временно оказавшись без сокамерников, он две недели затачивал на камне брусок в шип. Затем он начал долбить деревянный пол под своей кроватью, зная, что его камера находится прямо над комнатой Инквизитора. [51] Всего за три дня до предполагаемого побега во время фестиваля, когда в камере внизу не было чиновников, Казанову перевели в более просторную и светлую камеру с видом, несмотря на его протесты, что он совершенно счастлив там, где находится. В своей новой келье «я сидел в своем кресле, как человек в оцепенении; неподвижный, как статуя, я видел, что напрасно потратил все приложенные мною усилия и не мог в них раскаяться. Я чувствовал, что у меня нет ничего». надеяться, и единственным облегчением, которое мне оставалось, было не думать о будущем». [52]

Казанова разработал другой план побега. Он обратился за помощью к заключенному в соседней камере, отцу Бальби, священнику-отступнику. Шип, перенесенный в новую камеру внутри кресла, был передан священнику в Библейском фолианте, который обманутый тюремщик принес под тарелку с макаронами. Священник проделал дыру в потолке, перелез и проделал дыру в потолке кельи Казановы. Чтобы нейтрализовать своего нового сокамерника, который был шпионом, Казанова играл на его суевериях и запугивал его, заставляя молчать. [53] Когда Бальби прорвался в камеру Казановы, Казанова поднялся через потолок, оставив после себя записку, в которой цитировался 117-й псалом (из латинской Вульгаты ): «Я не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». [54]

Иллюстрация из «Истории моего полета»

Шпион остался позади, слишком напуганный последствиями, если его поймают при побеге вместе с остальными. Казанова и Бальби пробрались сквозь свинцовые плиты на покатую крышу Дворца дожей в клубящемся густом тумане. Падение к близлежащему каналу было слишком большим, поэтому Казанова открыл решетку слухового окна и разбил окно, чтобы проникнуть внутрь. Они нашли длинную лестницу на крыше и, дополнительно воспользовавшись простыней «веревкой», приготовленной Казановой, спустились в комнату, пол которой находился на 25 футов (7,6 м) ниже. Они отдохнули до утра, переоделись, затем взломали небольшой замок на выходной двери и прошли в дворцовый коридор, через галереи и покои и вниз по лестнице, где, убедив стражу, их случайно заперли во дворце после официального функция, они вышли через последнюю дверь. [55] Было шесть часов утра, и они скрылись на гондоле. В конце концов Казанова добрался до Парижа, куда прибыл в тот же день (5 января 1757 года), когда Робер-Франсуа Дамьен совершил покушение на Людовика XV . [56] (Позже Казанова станет свидетелем и опишет его казнь.)

Тридцать лет спустя, в 1787 году, Казанова написал «Историю моего полета» , которая пользовалась большой популярностью и была переиздана на многих языках, а чуть позже он повторил эту историю в своих мемуарах. [57] Характерно мнение Казановы об этом подвиге:

Таким образом, Бог дал мне все необходимое для побега, который должен был стать чудом, если не чудом. Признаюсь, я горжусь этим; но моя гордость проистекает не из того, что я добился успеха, поскольку в этом во многом виновата удача; оно происходит от того, что я пришел к выводу, что это можно сделать, и имел смелость предпринять это.

- Казанова (2006), с. 502.

Вернуться в Париж

[ редактировать ]

Он знал, что его пребывание в Париже может быть долгим, и действовал соответственно: «Я видел, что для достижения чего-либо я должен задействовать все свои физические и моральные способности, познакомиться с великими и могущественными людьми, проявлять строгий самоконтроль. и поиграй в хамелеона». [58] Казанова повзрослел, и на этот раз в Париже, хотя временами он все еще зависел от быстроты мышления и решительных действий, он был более расчетливым и обдуманным. Его первой задачей было найти нового покровителя. Он воссоединился со своим старым другом де Берни , ныне министром иностранных дел Франции . Его покровитель посоветовал Казанове найти способ сбора средств для государства, чтобы получить мгновенную благосклонность. Казанова быстро стал одним из попечителей первой государственной лотереи и одним из лучших продавцов билетов. [59] Предприятие быстро принесло ему большое состояние. [60] Имея деньги на руках, он путешествовал в высших кругах и предпринимал новые соблазнения. Он обманул многих светских людей своим оккультизмом, особенно маркизу Жанну д'Юрфе , используя свою прекрасную память, из-за которой казалось, будто он обладает колдовскими способностями к нумерологии . По мнению Казановы, «обмануть дурака — подвиг, достойный умного человека». [61]

Мадам де Помпадур , ок. 1750 г.

Казанова утверждал, что он розенкрейцер и алхимик , способности, которые сделали его популярным среди некоторых из самых выдающихся деятелей той эпохи, среди них мадам де Помпадур , граф Сен-Жермен , Даламбер и Жан-Жак Руссо . Алхимия была настолько популярна среди дворян, особенно поиски « философского камня », что Казанова пользовался большим спросом за свои предполагаемые знания, и он хорошо заработал. [62] Однако ему встретился достойный соперник в лице графа Сен-Жермена: «Этот весьма необычный человек, рожденный быть самым бесстыдным из всех самозванцев, безнаказанно, с небрежным видом заявил, что ему триста лет, что он обладал универсальным лекарством, что он делал из природы все, что хотел, что он создавал алмазы». [63]

Де Бернис решил отправить Казанову в Дюнкерк с его первой шпионской миссией. Казанове хорошо платили за его быструю работу, и этот опыт побудил его сделать одно из немногих замечаний против старого режима и класса, от которого он зависел. Оглядываясь назад, он заметил: «Все французские министры одинаковы. Они расточали деньги, полученные из карманов других людей, чтобы обогатить свои создания, и они были абсолютными: угнетенные люди ничего не значили, и благодаря этому задолженность государства и финансовая неразбериха были неизбежными результатами. Революция была необходима». [64]

Париж в 18 веке

Когда началась Семилетняя война , Казанову снова призвали [65] способствовать увеличению государственной казны. Ему была поручена миссия по продаже государственных облигаций в Амстердаме , Нидерландах, которые в то время были финансовым центром Европы. [66] Ему удалось продать облигации со скидкой всего 8%, и следующий год был достаточно богатым, чтобы на свои доходы основать шелковую мануфактуру. Французское правительство даже предложило ему титул и пенсию, если он станет гражданином Франции и будет работать от имени министерства финансов, но он отказался, возможно, потому, что это удовлетворило бы его страсть к путешествиям. [67] Казанова достиг своего пика состояния, но не смог его удержать. Он плохо управлял бизнесом, брал большие займы, пытаясь спасти его, и тратил большую часть своего состояния на постоянные связи со своими работницами, которые были его « гаремом ». [68]

За свои долги Казанова был снова заключен в тюрьму, на этот раз в Фор-л'Эвеке , но был освобожден через четыре дня по настоянию маркизы д'Юрфе . К сожалению, хотя он и был освобожден, его покровитель де Берни в то время был уволен Людовиком XV , и враги Казановы окружили его. Он продал остальную часть своего имущества и организовал еще одну миссию в Голландию, чтобы дистанцироваться от своих проблем. [68]

Однако на этот раз его миссия провалилась, и он бежал в Кельн , а затем Штутгарт весной 1760 года в , где потерял остальную часть своего состояния. Его снова арестовали за долги, но ему удалось бежать в Швейцарию . Утомленный своей распутной жизнью, Казанова посетил монастырь Эйнзидельн и задумался о простой ученой жизни монаха. Он вернулся в свой отель, чтобы обдумать решение, но встретил новый объект желания и, вернувшись к своим старым инстинктам, все мысли о жизни монаха были быстро забыты. [69] Двигаясь дальше, он посетил Альбрехта фон Галлера и Вольтера , прибыл в Марсель , затем в Геную , Флоренцию , Рим , Неаполь , Модену и Турин , переходя от одного сексуального развлечения к другому. [70]

В 1760 году Казанова начал называть себя шевалье де Сенгальта — имя, которое он все чаще использовал до конца своей жизни. Иногда он также называл себя графом де Фарусси (используя девичью фамилию своей матери), и когда папа Климент XIII вручил Казанове папский орден Золотой шпоры , на груди у него был впечатляющий крест и лента. [71]

Вернувшись в Париж, он приступил к реализации одного из своих самых возмутительных планов — убедить свою старую обманутую маркизу д'Юрфе, что он может превратить ее в молодого человека оккультными средствами. План не принес Казанове той крупной выгоды, на которую он надеялся, и маркиза д'Юрфе окончательно потеряла в него веру. [72]

Лондон XVIII века Уильяма Хогарта

Казанова отправился в Англию в 1763 году, надеясь продать свою идею государственной лотереи британским чиновникам. Он писал об англичанах: «Люди обладают особым характером, общим для всей нации, который заставляет их думать, что они превосходят всех остальных. Это убеждение разделяют все нации, каждая из которых считает себя лучшей. верно." [73] Благодаря своим связям он добился аудиенции у Георга III , используя большую часть ценностей, украденных им у маркизы д'Юрфе. Работая над политическими вопросами, он, по своей привычке, также проводил много времени в спальне. Чтобы найти женщин для своего удовольствия, не умея говорить по-английски, он поместил в газету объявление о сдаче квартиры «нужному» человеку. Он опросил множество молодых женщин, выбрав одну «госпожу Полину», которая ему хорошо подошла. Вскоре он обосновался в ее квартире и соблазнил ее. Однако эти и другие связи ослабили его венерическим заболеванием , и он покинул Англию бедным и больным. [74]

Он отправился в Австрийские Нидерланды , выздоровел, а затем в течение следующих трех лет путешествовал по всей Европе, преодолевая на автобусе около 4500 миль (7200 км) по неровным дорогам и добираясь до Москвы и Санкт-Петербурга (среднедневная норма). поездка на автобусе составляет около 30 миль (48 км)). Опять же, его главной целью было продать свою лотерейную схему другим правительствам и повторить тот большой успех, которого он добился с французским правительством, но встреча с Фридрихом Великим не принесла никаких плодов, и в окружающих немецких землях тот же результат. Не имея ни связей, ни уверенности, Казанова поехал в Россию и встретился с Екатериной Великой , но та наотрез отвергла идею лотереи. [75]

В 1766 году он был выслан из Варшавы после дуэли на пистолете с полковником Францишеком Ксаверием Браницким из-за итальянской актрисы, их подруги. Оба дуэлянта были ранены, Казанова — на левую руку. Рука восстановилась самостоятельно после того, как Казанова отказался от рекомендации врачей ампутировать ее. [76] Из Варшавы он отправился в Бреслау в Прусском королевстве , затем в Дрезден, где заразился еще одной венерической инфекцией. [77] [78] [79] В 1767 году он вернулся в Париж на несколько месяцев и посещал игорные салоны, но был выслан из Франции по приказу самого Людовика XV, прежде всего за аферу Казановы с участием маркизы д'Юрфе. [80] Теперь Казанова, известный по всей Европе своим безрассудным поведением, с трудом сможет преодолеть свою дурную славу и получить какое-либо состояние, поэтому он направился в Испанию, где он не был так известен. Он попробовал свой обычный подход, опираясь на хорошо расположенные контакты (часто масоны), побеждая и обедая с влиятельными дворянами и, наконец, устраивая аудиенцию у местного монарха, в данном случае Карла III . Однако, когда перед ним не открывались двери, он мог только бродить по Испании, мало что показывая. В Барселоне он избежал покушения и угодил в тюрьму на 6 недель. Его испанское приключение провалилось, он ненадолго вернулся во Францию, а затем в Италию. [81]

Вернуться в Венецию

[ редактировать ]

В Риме Казанове пришлось готовиться к возвращению в Венецию. В ожидании сторонников [82] Чтобы добиться законного въезда в Венецию, Казанова начал свой современный тосканско-итальянский перевод «Илиады » , « Историю смуты в Польше » и комическую пьесу. Чтобы снискать расположение венецианских властей, Казанова занимался для них коммерческим шпионажем. Однако после нескольких месяцев без отзыва он написал апелляционное письмо непосредственно инквизиторам. Наконец он получил долгожданное разрешение и заплакал, прочитав: «Мы, государственные инквизиторы, по известным нам причинам, предоставляем Джакомо Казанове бесплатную охранную грамоту... давая ему право приходить, уходить, останавливаться и возвращайся, поддерживай связь, где ему угодно, без помех и препятствий. Такова наша воля». Казанове разрешили вернуться в Венецию в сентябре 1774 года после 18 лет изгнания. [83]

Поначалу его возвращение в Венецию было сердечным, и он стал знаменитостью. Даже инквизиторы хотели услышать, как он сбежал из их тюрьмы. Однако из трех его покровителей-холостяков только Дандоло был еще жив, и Казанову снова пригласили жить с ним. Он получал небольшую стипендию от Дандоло и надеялся жить за счет своих сочинений, но этого было недостаточно. Он неохотно снова стал корреспондентом Венеции, получая сдельную оплату , и писал репортажи о религии, морали и торговле, большая часть которых была основана на сплетнях и слухах, которые он почерпнул из социальных контактов. [84] Он был разочарован. Никаких финансовых возможностей, представляющих интерес, не появилось, и для него открылось мало дверей в обществе, как в прошлом.

В возрасте 49 лет годы безрассудной жизни и тысячи миль путешествий взяли свое. Шрамы от оспы, впалые щеки и крючковатый нос Казановы стали еще более заметными. Его непринуждённость теперь стала более сдержанной. Принц Шарль де Линь , друг (и дядя его будущего работодателя), описал его примерно в 1784 году:

Он был бы красивым человеком, если бы не был уродлив; он высок и сложен, как Геракл, но африканского оттенка; глаза полные жизни и огня, но обидчивые, настороженные, злобные — и это придает ему свирепый вид. Его легче разозлить, чем сделать геем. Он мало смеется, но смешит других. ... Его манера говорить вещи напоминает мне Арлекина или Фигаро и делает их остроумными.

Венеция для него изменилась. У Казановы теперь было мало денег на азартные игры, мало желающих женщин, за которыми стоит ухаживать, и мало знакомых, которые могли бы оживить его трусливые и импульсивные наклонности. Он услышал о смерти своей матери и, что еще более болезненно, посетил смертное одро Беттины Гоцци, которая впервые познакомила его с сексом и которая умерла у него на руках. [85] Его «Илиада» была опубликована в трех томах, но с ограниченным числом подписчиков и принесла мало денег. Он вступил в опубликованный спор с Вольтером по поводу религии. [86] Когда он спросил: «Предположим, вам удастся уничтожить суеверие. Чем вы его замените?» Вольтер ответил: «Мне это нравится. Когда я избавлю человечество от свирепого зверя, который пожирает его, можно ли меня спросить, что я положу на его место?» С точки зрения Казановы, если бы Вольтер «был настоящим философом, он бы промолчал на эту тему… людям нужно жить в невежестве ради общего спокойствия нации». [87]

В 1779 году Казанова нашел Франческу, необразованную швею, которая стала его любовницей и экономкой и преданно любила его. [88] Позже в том же году инквизиторы включили его в штат и отправили расследовать торговлю между папским государством и Венецией. Другие издательские и театральные предприятия потерпели неудачу, в первую очередь из-за нехватки капитала. По нисходящей спирали Казанова был снова изгнан из Венеции в 1783 году после того, как написал порочную сатиру, высмеивающую венецианскую знать. В нем он сделал свое единственное публичное заявление. [89] что Гримани был его настоящим отцом. [90]

Вынужденный снова возобновить свои путешествия, Казанова прибыл в Париж и в ноябре 1783 года встретил Бенджамина Франклина во время презентации, посвященной воздухоплаванию и будущему воздушного транспорта. [91] Некоторое время Казанова служил секретарем и памфлетистом Себастьяна Фоскарини, венецианского посла в Вене. Он также познакомился с Лоренцо да Понте , либреттистом Моцарта , который заметил о Казанове: «Этот исключительный человек никогда не любил ошибаться». [92] Заметки Казановы указывают на то, что он, возможно, делал предложения Да Понте относительно либретто для «Дон Жуана» Моцарта . [93]

Последние годы в Богемии

[ редактировать ]
Замок Дукс

В 1785 году, после смерти Фоскарини, Казанова начал искать другую должность. Несколько месяцев спустя он стал библиотекарем графа Йозефа Карла фон Вальдштейна , камергера императора, в замке Дукс , Богемия (ныне Чехия ). Граф — сам масон, каббалист и частый путешественник — приглянулся Казанове, когда они встретились годом ранее в резиденции Фоскарини. Хотя эта работа предлагала безопасность и хорошую оплату, Казанова описывает свои последние годы как скучные и разочаровывающие, хотя для него это было продуктивное время для писательской деятельности. [94] Его здоровье резко ухудшилось, и жизнь среди крестьян его не устраивала. Ему удавалось лишь время от времени приезжать в Вену и Дрезден в поисках помощи. Хотя Казанова хорошо ладил с графом, его работодателем был гораздо более молодой человек со своими эксцентричными особенностями. Граф часто игнорировал его за едой и не мог познакомить с важными гостями. Более того, Казанову, вспыльчивого чужака, совершенно не любили большинство других обитателей замка Дукс. Единственными друзьями Казановы, похоже, были его фокстерьеры. В отчаянии Казанова подумывал о самоубийстве, но вместо этого решил, что должен жить дальше, чтобы записать свои мемуары, что и делал до самой смерти. [95]

Прага в 1785 году

Он неоднократно посещал Прагу , столицу и главный культурный центр Богемии. В октябре 1787 года он встретил Лоренцо да Понте, либреттиста оперы Вольфганга Амадея Моцарта « Дон Жуан» , в Праге во время первой постановки оперы и, вероятно, в то же время встретился с композитором. Есть основания полагать, что он также был в Праге в 1791 году на коронации императора Священной Римской империи Леопольда II как короля Богемии, событие, которое включало в себя первую постановку оперы Моцарта «Милосердие Тито» . [96] Известно, что Казанова составил диалог, подходящий для драмы «Дон Жуан», во время своего визита в Прагу в 1787 году, но ни один из его стихов так и не был включен в «Дон Жуан» Моцарта . [97]

В 1797 году пришло известие, что Венецианская республика прекратила свое существование и что Наполеон Бонапарт захватил родной город Казановы. Возвращаться домой было уже поздно. Казанова умер 4 июня 1798 года в возрасте 73 лет. Говорят, что его последними словами были: «Я жил как философ и умираю как христианин». [98] Казанова был похоронен в Дуксе (ныне Духцов в Чехии), но место его могилы забыто.

Страница из рукописи с автографом «Истории жизни»

Изоляция и скука последних лет Казановы позволили ему, не отвлекаясь, сосредоточиться на своей «Истории жизни» , без которой его память была бы значительно уменьшена, если не полностью стерта. Он начал думать о написании своих мемуаров примерно в 1780 году, а всерьез начал к 1789 году, как «единственное средство, позволяющее не сойти с ума или не умереть от горя». [99] Первый проект был завершен к июлю 1792 года, и следующие шесть лет он редактировал его. В дни одиночества он делает счастливое лицо, написав в своем произведении: «Я не могу найти более приятного времяпрепровождения, чем беседовать с самим собой о своих делах и предоставлять самый достойный предмет для смеха моей благовоспитанной публике». [100] На момент его смерти его мемуары все еще составлялись, а его отчет дошел только до лета 1774 года. [101] В его письме 1792 года говорится, что он пересматривал свое решение опубликовать их, полагая, что его история была презренной и что он наживет врагов, написав правду о своих делах, но он решил продолжить, используя инициалы вместо настоящих имен и тонов. по самым крепким проходам. [102] Он писал по-французски, а не по-итальянски, потому что «французский язык более известен, чем мой». [103]

Мемуары открываются словами:

Я начинаю с того, что заявляю своему читателю, что всем хорошим или плохим, что я сделал на протяжении своей жизни, я уверен, что заслужил заслугу или взял на себя вину и что, следовательно, я должен считать себя свободным агентом. ... Несмотря на превосходную нравственную основу, неизбежный плод божественных принципов, укоренившихся в моем сердце, я всю жизнь был жертвой своих чувств; Мне нравилось сбиваться с пути, и я постоянно жил в заблуждении, не имея другого утешения, кроме осознания того, что я заблуждался. ... Мои глупости — это глупости молодости. Вы увидите, что я смеюсь над ними, и если вы будете добры, вы будете смеяться над ними вместе со мной. [104]

Казанова писал о цели своей книги:

Я ожидаю дружбы, уважения и благодарности моих читателей. Их благодарность, если чтение моих воспоминаний принесет пользу и удовольствие. Их уважение, если, отдавая мне должное, они найдут, что у меня больше достоинств, чем недостатков; и их дружба, как только они увидят, что я заслуживаю ее той откровенностью и добросовестностью, с которой я подчиняюсь их суду, никоим образом не скрывая, кто я есть. [105]

Он также сообщает своим читателям, что они «не найдут всех моих приключений. Я исключил те, которые оскорбили бы людей, сыгравших в них свою роль, поскольку они сыграли бы в них жалкую фигуру. иногда сочтет меня слишком нескромным; я сожалею об этом». [106] В последней главе текст резко обрывается намеками на незаписанные приключения: «Три года спустя я увидел ее в Падуе, где возобновил знакомство с ее дочерью на гораздо более нежных условиях». [107]

В первоначальной публикации мемуары были разделены на двенадцать томов, а полный английский перевод Уилларда Р. Траска насчитывает более 3500 страниц. Хотя его хронология временами запутанна и неточна, а многие из его рассказов преувеличены, большая часть его повествования и многие детали подтверждаются современными произведениями. [108] У него хороший слух к диалогу, и он подробно пишет обо всех классах общества. [109] Казанова по большей части откровенен в своих ошибках, намерениях и мотивах и с хорошим юмором делится своими успехами и неудачами. [110] Исповедь во многом лишена покаяния и раскаяния. Вместе со своими читателями он восхваляет чувства, особенно в отношении музыки, еды и женщин. «Мне всегда нравилась очень приправленная еда... Что касается женщин, то я всегда обнаруживал, что та, в которую я был влюблен, хорошо пахла, и чем обильнее ее пот, тем слаще он мне находился». [111] Он упоминает более 120 сексуальных/романтических выходок с женщинами и девушками, а также несколько завуалированных упоминаний о любовниках-мужчинах. [112] [113] Он описывает свои дуэли и конфликты с негодяями и чиновниками, свои провокации и побеги, свои замыслы и заговоры, свои страдания и свои вздохи удовольствия. Он убедительно демонстрирует: «Я могу сказать vixi («Я жил»)». [100]

Рукопись мемуаров Казановы хранилась у его родственников, пока не была продана издателям Ф. А. Брокгаузу и опубликована сначала в сильно сокращенных версиях на немецком языке около 1822 года, затем на французском языке. Во время Второй мировой войны рукопись пережила бомбардировку Лейпцига союзниками. Мемуары на протяжении веков активно разграблялись пиратами и были переведены примерно на двадцать языков. Лишь в 1960 году весь текст был опубликован на французском языке оригинала. [114] В 2010 году рукопись была приобретена Национальной библиотекой Франции , которая приступила к ее оцифровке. [115]

Отношения

[ редактировать ]

Для Казановы, как и для его местных современников из высшего сословия, любовь и секс имели тенденцию быть случайными и не наделенными торжественностью, характерной для других романтических литературных произведений XIX века. [116] Флирт, игры в спальне и кратковременные связи были обычным явлением среди дворян, вступавших в брак ради социальных связей, а не по любви.

Портрет Манон Баллетти работы Жана-Марка Наттье (1757 г.)

Многогранная и сложная личность Казановы, как он ее описывал, находилась во власти его чувственных побуждений: «Культивирование того, что доставляло удовольствие моим чувствам, всегда было главным делом моей жизни; я никогда не находил занятия более важным. рожденный для противоположного моего пола, я всегда любил его и делал все, что мог, чтобы он меня любил». [111] Он отметил, что иногда использовал « гарантийные колпачки », чтобы не допустить зачатия своих любовниц. [117]

Идеальная связь Казановы включала в себя элементы, выходящие за рамки секса, включая сложные сюжеты, героев и злодеев, а также галантные исходы. По образцу, который он часто повторял, он обнаруживал привлекательную женщину, попавшую в беду с жестоким или ревнивым любовником (Акт I); он облегчил бы ее трудности (Акт II); она выкажет свою благодарность; он соблазнит ее; последует короткий захватывающий роман (Акт III); чувствуя упадок пыла или наступающую скуку, он сослался на свое недостоинство и устроил ее замужество или спаривание с достойным мужчиной, а затем ушёл со сцены (акт IV). [118] Как Уильям Болито указывает в книге «Двенадцать против богов» , секрет успеха Казановы у женщин «не содержал в себе ничего более эзотерического, чем [предложение] того, что должна требовать каждая уважающая себя женщина: все, что у него было, все, чем он был, с ( чтобы компенсировать отсутствие законности) ошеломляющую привлекательность единовременной выплаты по сравнению с тем, что чаще всего раздается в рассрочку на протяжении всей жизни». [119] Казанова заявляет: «Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, которую мужчина не был бы уверен в том, что завоюет ее благодарностью. Это один из самых надежных и кратчайших средств». [120] Алкоголь и насилие для него не были подходящим инструментом соблазнения. [121] Вместо этого следует использовать внимательность и небольшие услуги, чтобы смягчить сердце женщины, но «мужчина, который выражает свою любовь словами, — глупец». Вербальное общение необходимо — «без речи удовольствие от любви уменьшается по крайней мере на две трети», — но слова любви должны подразумеваться, а не смело провозглашаться. [120]

Казанова утверждал, что ценит в женщине интеллект: «Ведь красивая женщина, лишенная собственного ума, оставляет своего возлюбленного без средств после того, как он физически насладился ее прелестями». Однако его отношение к образованным женщинам было неблагоприятным: «Для женщины обучение неуместно; оно ставит под угрозу основные качества ее пола... женщины не сделали никаких научных открытий... (что) требует Энергия, которой не может быть у женского пола, но в простоте рассуждений и тонкости чувств мы должны уступить женщинам». [35]

В наше время многие могут счесть действия Казановы хищническими, несмотря на его собственные заявления об обратном («мой руководящий принцип заключался в том, чтобы никогда не направлять свои атаки на новичков или тех, чьи предрассудки могли оказаться препятствием»), тем более что он часто преследовал молодых, неуверенных в себе или эмоционально незащищенных женщин. [122]

Играть в азартные игры

[ редактировать ]

Азартные игры были обычным развлечением в социальных и политических кругах, в которых вращался Казанова. В своих мемуарах Казанова обсуждает многие формы азартных игр XVIII века, в том числе лотереи , фарао , бассет , пике , бириби , примеро , квинзу и вист , а также страсть к ним среди дворянства и высшего духовенства. [123] Читы (известные как «корректоры удачи») были несколько более терпимы, чем сегодня, в общественных казино и в частных играх для приглашенных игроков, и редко вызывали оскорбление. Большинство игроков остерегались мошенников и их уловок. Мошенничества всех видов были обычным явлением, и Казанову они забавляли. [124]

Казанова играл в азартные игры на протяжении всей своей взрослой жизни, выигрывая и проигрывая крупные суммы. Его обучали профессионалы, и он был «обучен тем мудрым принципам, без которых азартные игры губят тех, кто в них участвует». Он был не прочь время от времени обманывать, а иногда даже объединялся с профессиональными игроками ради собственной выгоды. Казанова утверждает, что он был «расслаблен и улыбался, когда я проиграл, а выиграл без жадности». Однако, когда его возмутительно обманули, он мог действовать агрессивно, иногда вызывая на дуэль. [125] Казанова признает, что он не был достаточно дисциплинирован, чтобы стать профессиональным игроком: «У меня не было ни достаточно благоразумия, чтобы остановиться, когда судьба была неблагоприятна, ни достаточного контроля над собой, когда я выиграл». [126] Ему также не нравилось, когда его считали профессиональным игроком: «Профессиональные игроки никогда не могли доказать, что я принадлежу к их адской клике». [126] Хотя Казанова временами использовал азартные игры тактично и умело — для быстрого заработка, флирта, установления связей, галантного поведения или демонстрации себя джентльменом среди начальства, — его практика также могла быть навязчивой и безрассудной, особенно во время эйфории нового сексуальный роман. «Почему я играл в азартные игры, когда так остро ощущал потери? Играть меня побуждала жадность. Я любил тратить, и мое сердце обливалось кровью, когда я не мог сделать это с деньгами, выигранными в карты». [127]

Слава и влияние

[ редактировать ]

Современники признавали Казанову необыкновенной личностью, человеком широкого ума и любознательности. [ нужна ссылка ] Казанова была признана потомками одним из выдающихся летописцев своего времени. Он был настоящим авантюристом, путешествующим по Европе из конца в конец в поисках удачи, разыскивая самых выдающихся людей своего времени, чтобы они помогли его делу. [ нужна ссылка ] Он был слугой истеблишмента и таким же декадентом, как и его время, но также был участником тайных обществ и искателем ответов, выходящих за рамки обычного. Он был религиозным, набожным католиком и верил в молитву: «Отчаяние убивает; молитва рассеивает его; и после молитвы человек доверяет и действует». Наряду с молитвой он также верил в свободную волю и разум, но явно не разделял мнения, что поиск удовольствий удержит его от рая. [128]

По призванию и призванию он был юристом, священнослужителем, военным офицером, скрипачом, мошенником, сутенером, гурманом, танцором, бизнесменом, дипломатом, шпионом, политиком, медиком, математиком, социальным философом, каббалистом, драматургом и писателем. [ нужна ссылка ] Он написал более двадцати произведений, в том числе пьесы и эссе, а также множество писем. Его роман «Икосамерон» — раннее произведение научной фантастики. [112]

Рожденный из актеров, он имел страсть к театру и к импровизированной, театральной жизни, но при всех своих талантах часто поддавался поиску удовольствий и секса, часто избегал постоянной работы и установленных планов и попадал в неприятности, когда был благоразумен. действие принесло бы ему больше пользы. Его истинное занятие заключалось в том, чтобы жить во многом за счет своей сообразительности, стальных нервов, удачи, социального обаяния и денег, данных ему в благодарность и обманом. [129]

Принц Шарль де Линь , хорошо понимавший Казанову и знавший большинство выдающихся личностей того времени, считал Казанову самым интересным человеком, которого он когда-либо встречал: «нет ничего в мире, на что он не был бы способен». Завершая портрет, принц также заявил:

Единственные вещи, о которых он ничего не знает, — это те, в которых он считает себя знатоком: правила танца, французский язык, хороший вкус, образ жизни, умение жить . Только его комедии не смешны, только его философские произведения лишены философии — все остальные наполнены ею; всегда есть что-то весомое, новое, пикантное, глубокое. Он богат знаниями, но цитирует Гомера и Горация до тошноты . Его остроумие и остроты подобны аттической соли . Он чувствителен и великодушен, но стоит ему малейшего недовольства, и он неприятен, мстителен и мерзок. Он не верит ни во что, кроме самого невероятного, будучи суеверным во всем. Он любит и жаждет всего. ... Он горд, потому что он ничто. ... Никогда не говорите ему, что вы слышали историю, которую он вам расскажет. ... Никогда не упускайте возможности поприветствовать его мимоходом, ибо малейшая мелочь сделает его вашим врагом. [130]

«Казанова», как и « Дон Жуан », — давно устоявшийся термин в английском языке. Согласно Университетскому словарю Мерриама Вебстера , 11-е изд., существительное Казанова означает «любовник; особенно : мужчина, который является беспорядочным и беспринципным любовником». Первое использование этого термина в письменном английском языке произошло примерно в 1852 году. В культуре ссылки на Казанову многочисленны — в книгах, фильмах, театре и музыке.

[ редактировать ]
  • «Большой канал» (1983), расширенная ансамблевая пьеса бродвейского мюзикла « Девять» (музыка и слова Мори Йестона ), в которой представлены романтические запутанности его главного героя с точки зрения легендарных сексуальных подвигов Казановы.
  • Казанова-фантазия-вариации для трех виолончелей (1985), пьеса для трио виолончели Вальтера Бурле-Маркса
  • « Казанова » (1987) песня R&B группы LeVert . Песня достигла 1-го места в R&B-чарте, а также 5-го места в поп-чарте.
  • Casanova (1996), альбом британской камерной поп-группы The Divine Comedy , вдохновленный Казановой.
  • "Casanova 70" (1997), сингл французского электронного дуэта Air.
  • Казанова (2000), пьеса для виолончели и духовых инструментов Йохана де Мейха
  • «Casanova in Hell» (2006), песня британской группы Pet Shop Boys из их альбома Fundamental.

Перформансные работы

[ редактировать ]

Телевидение

[ редактировать ]

Письменные работы

[ редактировать ]
  • Джакомо К. , бельгийский сериал комиксов из 15 альбомов Жана Дюфо и Гриффо, в котором главный герой основан на Казанове.

Работает

[ редактировать ]
Казанова в 1788 году
  • 1752 - Зороастр: трагедия в переводе с французского для исполнения в Королевском избирательном театре Дрездена труппой итальянских комиков, находящихся на нынешней службе Его Величества на карнавале года MDCCLII . Дрезден .
  • 1753 — La Moluccheide, или Пусть близнецы будут соперниками . Дрезден.
  • 1769 — Опровержение истории венецианского правительства Амело де ла Уссэ . Лугано .
  • 1772 — Козья шерсть: Послание оборотня . Болонья .
  • 1774 — История Смуты Польши . Гориция .
  • 1775–78 — «Илиада» Гомера переведена на октавную рифму . Венеция .
  • 1779 г. - Scrutinio del libro Восхваления господина де Вольтера разными авторами. Венеция.
  • 1780 — Разные брошюры (содержащие «Дуэль в Варшаве» и «Письма благородной дамы Сильвии Беленьо к благородной девице Лауре Гуссони »). Венеция.
  • 1780–81 — «Посланник Талии» . Венеция.
  • 1782 - О венецианских военных и любовных анекдотах четырнадцатого века под догами Джованни Градениго и Джованни Дольфина . Венеция.
  • 1783 — Ни любви, ни женщины, или Убранная конюшня . Венеция.
  • 1786 — Монолог мыслителя . Прага .
  • 1787 — Икосамерон, или История Эдварда и Элизабет, проведших восемьдесят один год среди мегамикров, аборигенов Протокосма в глубине нашего земного шара . Прага.
  • 1788 — История моего побега из тюрьмы Венецианской республики под названием «Веди» . Лейпциг .
  • 1790 г. – Решение проблемы деликатеса . Дрезден.
  • 1790 г. – Следствие удвоения шестигранника . Дрезден.
  • 1790 г. — Геометрическая демонстрация удвоения куба . Дрезден.
  • 1797 — Леонарду Снетлаге, доктору права Геттингенского университета, Жаку Казанове, доктору права Падуанского университета . Дрезден.
  • 1822–29 — Первое издание « Histoire de ma vie » в адаптированном немецком переводе в 12 томах, как « Из воспоминаний венецианца Якоба Казановы де Зейнгалта, или его жизнь, как он ее записал в Дуксе в Богемии» . Первое полное издание оригинальной французской рукописи не было опубликовано до 1960 года Брокгаузом ( Висбаден ) и Плоном ( Париж ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Свои итальянские работы он всегда подписывал просто «Джакомо Казанова», поскольку в Венеции никогда не использовались дворянские частицы, и все знали, что он венецианец.
  2. Казанова описал свой рост как «Ayant la Taille de cinq pieds et neuf pouces» («Имеющий рост пять футов девять дюймов»). [21] Под пегим Казанова имеет в виду ступню французского короля, которая по современным меркам составляла 12,8 дюйма (33 см). Пус , или исторический французский дюйм , был немного больше современных дюймов: 1,067 дюйма (2,71 см). Таким образом, рост Казановы можно рассчитать как около 1,868 м (6,13 фута). Он был примерно на 16 см (6,3 дюйма) выше среднего европейца того времени. [22]
  1. ^ «Казанова» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
  2. ^ «Казанова» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
  3. ^ "Казанова, Джованни Якопо" (США) и «Казанова, Джованни Якопо» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года.
  4. ^ «Джакомо Казанова | Итальянский авантюрист» . Британская энциклопедия .
  5. ^ «КАЗАНОВА, Джакомо в «Биографическом словаре» » .
  6. ^ Цвейг, Пол (1974). Авантюрист . Нью-Йорк: Основные книги. п. 137 . ISBN  978-0-465-00088-3 .
  7. ^ Казанова, История моей жизни , Жерар Лауати и Мари-Франсуаза Луна, изд., Галлимар, Париж (2013), Введение, стр. xxxvii.
  8. ^ Jump up to: а б И. Гилберт (премьер-министр, PDDGM). «Джованни Джакомо Казанова: распутник, игрок, шпион, государственный деятель, масон» (PDF) . http://chicagologe.org . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2017 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
  9. ^ Мастера 1969 , с. [ нужна страница ] .
  10. ^ Чайлдс 1988 , с. 3.
  11. ^ Требуется цитирование.
  12. ^ Казанова (2006). История моей жизни . Нью-Йорк: Библиотека обывателя. страница х. ISBN   0-307-26557-9
  13. ^ Казанова (2006), с. 29.
  14. ^ Чайлдс 1988 , с. 5.
  15. ^ Мастера 1969 , с. 13.
  16. ^ Jump up to: а б Мастерс 1969 , с. 15.
  17. ^ Казанова (2006), с. 40.
  18. ^ Jump up to: а б Чайлдс 1988 , с. 7.
  19. ^ Jump up to: а б Казанова (2006), с. 64.
  20. ^ Чайлдс 1988 , с. 6.
  21. История моего побега из тюрьмы Венецианской республики под названием Les Plombs , Éditions Bossard, Париж, 1922, стр. 58.
  22. ^ Йорг Батен, Миколай Шолтысек (январь 2012 г.) Рабочий документ MPIDR WP 2012-002 : Человеческий капитал Центрально-Восточной и Восточной Европы в европейской перспективе . Институт демографических исследований Макса Планка.
  23. ^ Мастерс 1969 , стр. 15–16.
  24. ^ Мастерс 1969 , с. 19.
  25. ^ Мастерс 1969 , с. 32.
  26. ^ Мастерс 1969 , с. 34.
  27. ^ Чайлдс 1988 , с. 8.
  28. ^ Казанова (2006), с. 236.
  29. ^ Казанова (2006), с. 237.
  30. ^ Требуется цитирование.
  31. ^ Казанова (2006), стр. 242–243.
  32. ^ Мастерс 1969 , с. 54.
  33. ^ Чайлдс 1988 , с. 41.
  34. ^ Мастерс 1969 , с. 63.
  35. ^ Jump up to: а б Казанова (2006), с. 299.
  36. ^ Мастерс 1969 , с. 77.
  37. ^ Мастерс 1969 , с. 78.
  38. ^ Мастера 1969 , с. 80.
  39. ^ Jump up to: а б « Мемуары Джованни Якопо Казановы» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
  40. ^ «История и известные личности масонства шотландского обряда» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года . Проверено 22 сентября 2018 г.
  41. ^ Жак Казанова де Сенгальт (30 октября 2006 г.). В Париж и тюрьму: Париж. Мемуары Жака Казановы де Сенгалта 1725-1798 гг . Архивировано из оригинала 6 июля 2006 года . Проверено 20 сентября 2018 г. - через Gutenberg Project.
  42. ^ Мастерс 1969 , с. 83.
  43. ^ Мастерс 1969 , с. 86.
  44. ^ Казанова (2013), с. 64
  45. ^ Мастерс 1969 , с. 91.
  46. ^ Мастерс 1969 , с. 100.
  47. ^ Jump up to: а б Казанова, История моей жизни , Жерар Лауати и Мари-Франсуаза Луна, изд., стр. lxv.
  48. ^ Чайлдс 1988 , с. 72.
  49. ^ Мастерс 1969 , с. 102.
  50. ^ Казанова (2006), с. 493.
  51. ^ Мастерс 1969 , с. 104.
  52. ^ Казанова (2006), с. 519.
  53. ^ Мастерс 1969 , с. 106.
  54. ^ Казанова (2006), с. 552.
  55. ^ Келли 2011 , с. 186.
  56. ^ Мастерс 1969 , стр. 111–122.
  57. ^ Чайлдс 1988 , с. 75.
  58. ^ Казанова (2006), с. 571.
  59. ^ Стиглер, С.М. (2022). Лотерея Казановы: история революционной азартной игры . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  60. ^ Мастерс 1969 , с. 126.
  61. ^ Казанова (2006), с. 16.
  62. ^ Чайлдс 1988 , с. 83.
  63. ^ Чайлдс 1988 , с. 85.
  64. ^ Чайлдс 1988 , с. 81.
  65. ^ Кем?
  66. ^ Мастерс 1969 , с. 132.
  67. ^ Чайлдс 1988 , с. 89.
  68. ^ Jump up to: а б Мастерс 1969 , с. 141.
  69. ^ Мастерс 1969 , с. 151.
  70. ^ Мастерс 1969 , стр. 157–158.
  71. ^ Мастерс 1969 , с. 158.
  72. ^ Мастерс 1969 , стр. 191–192.
  73. ^ Казанова (2006), с. 843.
  74. ^ Мастерс 1969 , стр. 203, 220.
  75. ^ Мастерс 1969 , стр. 221–224.
  76. ^ Мастера 1969 , с. 230.
  77. ^ «Выборча.пл» . wroclaw.wyborcza.pl . Проверено 31 марта 2017 г.
  78. ^ «Свободная любовь во Вроцлаве, часть II» . Skarbykultury.pl (на польском языке) . Проверено 31 марта 2017 г.
  79. ^ «Mamma mia, итальянцы во Вроцлаве - Музыка в городе» . mwm.nfm.wroclaw.pl . Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 31 марта 2017 г.
  80. ^ Мастерс 1969 , с. 232.
  81. ^ Мастерс 1969 , стр. 242–243.
  82. ^ Это то, что означает слово «сторонники»?
  83. ^ Мастерс 1969 , с. 255.
  84. ^ Мастерс 1969 , стр. 257–258.
  85. ^ ...Редактор догадывается, что это еще и автобиографическое украшение.
  86. ^ Требуется цитирование.
  87. ^ Чайлдс 1988 , с. 273.
  88. ^ Мастерс 1969 , с. 260.
  89. ^ Ранее в статье говорилось, что он переписывался и/или был опубликован; эту фразу необходимо отредактировать для обеспечения последовательности и ясности.
  90. ^ Мастерс 1969 , с. 263.
  91. ^ Чайлдс 1988 , с. 281.
  92. ^ Чайлдс 1988 , с. 283.
  93. ^ Чайлдс 1988 , с. 284.
  94. ^ Мастерс 1969 , с. 272.
  95. ^ Мастерс 1969 , стр. 272, 276.
  96. ^ Требуется цитирование.
  97. Связи Казановы с Да Понте и Моцартом исследуются в книге Дэниела Э. Фримена « Моцарт в Праге » (2021). ISBN   978-1-950743-50-6 .
  98. ^ Мастерс 1969 , с. 284.
  99. ^ Требуется цитирование.
  100. ^ Jump up to: а б Казанова (2006), с. 17.
  101. ^ Казанова (2006), с. 1127.
  102. ^ Чайлдс 1988 , с. 289.
  103. ^ Казанова (2006), с. 1178.
  104. ^ Казанова (2006), с. 15-16.
  105. ^ Казанова (2006), с. 22.
  106. ^ Казанова (2006), с. 23.
  107. ^ Казанова (2006), с. 1171.
  108. ^ Требуется цитирование; это было бы место для примеров.
  109. ^ Казанова (2006), стр. XXI.
  110. ^ Казанова (2006), стр. xxii.
  111. ^ Jump up to: а б Казанова (2006), с. 20.
  112. ^ Jump up to: а б Казанова (2006), стр. xix.
  113. ^ Мастерс 1969 , с. 288.
  114. ^ Мастерс 1969 , стр. 293–295.
  115. ^ Мемуары Казановы приобретены BnF , Национальной библиотекой Франции, 16 марта 2010 г., заархивированы из оригинала 26 ноября 2010 г.
  116. ^ Чайлдс 1988 , с. 12.
  117. ^ ДИНГУОЛЛ Э.Дж. (1953). «Новое и старое» . Британский медицинский журнал 1 (4800). п. 40. дои : 10.1136/bmj.1.4800.40 . ПМК   2015111 . ПМИД   12997834 .
  118. ^ Мастерс 1969 , с. 61.
  119. ^ Болито 1929 , с. 60 .
  120. ^ Jump up to: а б Чайлдс 1988 , с. 13.
  121. ^ Чайлдс 1988 , с. 14.
  122. ^ Мастерс 1969 , с. 289.
  123. ^ Чайлдс 1988 , с. 263.
  124. ^ Чайлдс 1988 , с. 266.
  125. ^ Чайлдс 1988 , с. 268.
  126. ^ Jump up to: а б Чайлдс 1988 , с. 264.
  127. ^ Казанова (1967), Том. IV, глава VII, с. 109.
  128. ^ Казанова (2006), с. 15.
  129. ^ Мастерс 1969 , с. 287.
  130. ^ Мастерс 1969 , стр. 290–291.
  131. ^ «Казанова: Музыкальная комедия Филипа Годфри» . Casanovamusical.co . Проверено 13 ноября 2020 г.
  132. ^ «Новый Казанова для Северного балета» . Время танцев . 24 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 г. Проверено 6 февраля 2019 г.
  133. ^ «Три совершенно новые балетные постановки будут показаны в Лидсе в 2017 году» . www.yorkshireeveningpost.co.uk .
  134. ^ «Цветочная группа «CASANOVA» Асуми жива = рецензент Сёко Кодама» , 11 апреля 2019 года .
  135. ^ Сабатини 1994 .
  136. ^ Кодреску 2002 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6b6817550f8387f80ea22fd616bf775__1721457960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/75/f6b6817550f8387f80ea22fd616bf775.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giacomo Casanova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)