Джон Гей
Джон Гей | |
---|---|
![]() Картина маслом Годфри Кнеллера, изображающая неизвестного человека, которого традиционно называют Джоном Геем. [1] | |
Рожденный | Барнстейпл , Англия | 30 июня 1685 г.
Умер | 4 декабря 1732 г. Лондон, Англия | ( 47 лет
Известный | Поэзия , драма , баллада-опера |
Заметная работа | Опера нищего |
Покровитель(и) | Уильям Палтни, 1-й граф Бат ; Третий граф Берлингтон; Чарльз Дуглас, третий герцог Куинсберри ; Принц Уильям, герцог Камберлендский |
Джон Гей (30 июня 1685 — 4 декабря 1732) — английский поэт и драматург , член клуба «Скриблерус» . [2] Его лучше всего помнят по «Нищий» (1728) опере- балладе . [3] Персонажи, в том числе капитан Мачит и Полли Пичам, стали нарицательными. [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гей родился в Барнстейпле , Англия, последний из пяти детей Уильяма Гэя (умер в 1695 году) и Кэтрин (умерла в 1694 году), дочери Джонатана Ханмера, «ведущего богослова-нонконформиста города». [5] как основатель Конгрегации независимых диссидентов в Барнстейпле. Семья Гей – «довольно обеспеченная… хотя и далеко не богатая» – [6] жил в «большом доме под названием Красный Крест на углу Джой-стрит». [5] Семья Гей имела «почти древнюю историю» в Северном Девоне и была связана с поместьем Голдсуорси в Паркхэме и с приходом Фрителсток (где оставалась старшая линия, проживавшая в монастыре Монастырский зал с его землями до 1823 года). [7] и стал «могущественным и многочисленным» в городе, «на протяжении поколений обосновавшимся среди ведущих семей Барнстейпла». [8] Прадед Гэя, Энтони Гей, занимал пост мэра; [9] трехкратного мэра Барнстейпла его жена Элизабет была дочерью торговца и Ричарда Бипла . [10] Гей получил образование в городской гимназии . По окончании школы его старший брат Джонатан, армейский офицер, унаследовавший семейное имущество, [11] шелком Гей был отдан в ученики торговцу , утомленный в Лондоне, но, по словам Сэмюэля Джонсона «либо сдержанностью, либо рабством своего занятия», он вскоре вернулся в Барнстейпл, где получил образование у своего дяди, преподобного Джона. Ханмер, -нонконформист министр городской . Затем он вернулся в Лондон. [4]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Его первая пьеса «Мохоки» (1712) имела проблемы с цензурой. В следующем году он написал комедию «Жена Бата» , которая появилась в театре «Друри-Лейн» . [12]
Посвящение его книги «Сельские виды спорта» (1713 г.) Александру Поупу положило начало прочной дружбе с ним. В 1714 году Гей написал «Неделю пастыря» — серию из шести пасторалей, взятых из английской деревенской жизни. Поуп убеждал его сделать это, чтобы высмеять аркадские пасторали Амвросия Филипса , которого хвалило недолговечное современное издание «Гардиан» , пренебрегая заявлением Поупа о том, что он был первым писателем-пасторалем того времени и истинным истинным писателем. Английский Теокрит . Пасторали Гэя достигли этой цели, и его нелепые изображения английских деревенских парней и их возлюбленных оказались интересными сами по себе. [4]
В 1713 году Гей и Поуп присоединились к клубу Scriblerus , группе писателей- консерваторов , поддерживающих первого министра Роберта Харли , в которую также входили Джон Арбутнот , Джонатан Свифт и Томас Парнелл . [13]
Дипломатическая служба
[ редактировать ]В 1714 году Гей был назначен секретарем графа Кларендона, нового британского посла в Ганноверском электорате, благодаря влиянию Свифта. Однако смерть королевы Анны три месяца спустя положила конец его надеждам на официальное трудоустройство. [4] Миссия была неудачной попыткой тори снискать расположение курфюрста Георга , наследника престола, который был рассержен тем, что Утрехтский мир привел к отказу Британии от своих союзников в войне против Франции , и подозревал, что руководство тори поддерживает Якобиты .
Ганноверская преемственность привела к изгнанию министерства Харли и установлению вигской олигархии , и Гей больше никогда не занимал правительственный пост. В Ганновере он встретил Каролину Ансбахскую , будущую принцессу Уэльскую , и Генриетту Ховард , которая стала его близким другом. [14]
Вернуться в Лондон
[ редактировать ]В 1715 году, вероятно, с некоторой помощью Папы Римского, Гей выпустил книгу «Как вы это называете ?». Это драматическая пародия на современную трагедию со специальной ссылкой на Томаса Отуэя » «Сохраненную Венецию . Это появилось 23 февраля 1715 года как продолжение на Друри-Лейн Николаса Роу трагедии «Джейн Шор» . [15] Публика осталась настолько в неведении относительно своего внутреннего значения, что Льюис Теобальд и Бенджамин Гриффин опубликовали « Полный ключ к тому, как вы это называете», чтобы объяснить это. В пьесе также была представлена баллада «Когда ревут моря» , написанная в соавторстве с Георгом Фридрихом Генделем , которая сама по себе стала популярной.
В 1716 году появилась его «Пустья, или Искусство ходить по улицам Лондона» , стихотворение в трех книгах, в отношении которого он признался, что получил несколько подсказок от Свифта. Он содержит графические и юмористические описания Лондона того периода, изображая город с фотографической точностью и служа путеводителем для представителей высшего и среднего класса общества. Приняв пародийно-героическую форму, стихотворение Гэя смогло высмеять идею полного реформирования уличной вежливости, а также предложить идею реформы с точки зрения отношения к ходьбе. В январе 1717 года он поставил комедию « Три часа после свадьбы» , которую сочли крайне неприличной (но не забавной) и провалившейся. Ему помогали Поуп и Джон Арбетнот , но они позволили предположить, что Гей был единственным автором. [4]
К 1717 году Гей был связан с Джорджем, принцем Уэльским , который в рамках раскола вигов создал двор, конкурирующий со своим отцом-королем, который часто посещали оппозиционные виги и тори. [16] В 1718 году он сотрудничал с Генделем над маской «Ацис и Галатея» , для которой написал либретто .
Покровители
[ редактировать ]У Гэя было множество покровителей, и в 1720 году он опубликовал «Стихи на несколько случаев» по подписке, получив 1000 фунтов стерлингов или больше. В том же году госсекретарь Джеймс Крэггс подарил ему часть акций Южных морей . Гей, проигнорировав советы Поупа и других своих друзей, вложил все свои деньги в акции Южных морей и, дожив до конца «пузыря Южных морей», потерял все. Сообщается, что из-за шока он серьезно заболел. Друзья не подвели его в этот момент. У него были покровители в лице Уильяма Палтни , впоследствии графа Бата, третьего графа Берлингтона, который постоянно развлекал его в Чизвике или в Берлингтон-хаусе, а также герцога и герцогини Куинсберри . Он был частым гостем у Поупа и получал неизменную доброту от Уильяма Конгрива и Джона Арбутнота .
В 1727 году он написал для шестилетнего принца Уильяма , впоследствии герцога Камберлендского, «Пятьдесят одну басню в стихах» , за которую, естественно, надеялся получить некоторое повышение, хотя в них он многое может сказать о раболепии придворных и тщеславие придворных почестей. Ему предложили должность джентльмена-привратника принцессы Луизы, которая тоже была еще ребенком. Он отказался от этого предложения, поскольку все его друзья, по-видимому, сочли это «без очень очевидной причины» унизительным. Его друзья считали, что им несправедливо пренебрегают, но Гей, который никогда не оказывал никаких особых услуг двору, тем не менее, в 1722 году получил синекуру в качестве комиссара по лотереям с зарплатой в 150 фунтов стерлингов в год, а с 1722 по 1729 год жил в дворец в Уайтхолле. [4]
Опера нищего
[ редактировать ]Он определенно не сделал ничего, чтобы снискать расположение правительства своей следующей работой, «Опера нищего» , оперой-балладой, поставленной 29 января 1728 года Джоном Ричем , в которой сэр Роберт Уолпол был карикатурно изображен. Это знаменитое произведение, которое, как говорили, сделало «богатых геев и геев богатыми», во многих отношениях было новшеством.
Сатира пьесы имеет двойную аллегорию. Персонаж Пичема был вдохновлен вором Джонатаном Уайлдом , казненным в 1725 году, а главная фигура Мачита отражала воспоминания о французском разбойнике Клоде Дювале , чья казнь произвела сенсацию в Лондоне и который был примером яркости и галантности. литературного героя Гэя. На решение Гэя начать работу, вероятно, также повлиял огромный интерес, который Джек Шеппард , взломщик кокни, вызвал ко всему, что имело отношение к тюрьме Ньюгейт . Однако персонаж Пичама также считался олицетворением Роберта Уолпола , который, как и Уайлд, считался публичным, но морально сомнительным персонажем и чье правительство терпимо относилось к воровству Уайлда и побегу директоров Южных морей от наказания. Под прикрытием фигурировавших в нем воров и разбойников была замаскирована сатира на общество, поскольку Гей ясно дал понять, что, описывая моральный кодекс своих персонажей, он имел в виду развращенность правящего класса. Часть успеха «Опера нищего», возможно, возникла благодаря игре Лавинии Фентон , впоследствии герцогини Болтонской, в роли Полли Пичам. Эфиры « Оперы нищего» отчасти отсылают к известным популярным балладам, а тексты Гэя иногда обыгрывают их формулировки, чтобы развлечь и развлечь публику. [17]
Спектакль длился шестьдесят два вечера. Говорят, что Свифт предложил эту тему, и во время работы с Поупом и Арбутнотом постоянно консультировались, но Гэй следует считать единственным автором. Увидев раннюю версию работы, Свифт с оптимизмом смотрел на ее коммерческие перспективы, но, как известно, предупредил Гэя, чтобы он был осторожен со своими доходами: «Я умоляю вас быть бережливыми и научиться ценить шиллинг». [4]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Он написал продолжение «Полли» , повествующее о приключениях Полли Пичам в Вест-Индии; его производство было запрещено лордом -камергером , несомненно, под влиянием Уолпола. Этот акт «притеснения» не причинил Гаю никаких потерь. Это оказалось прекрасной рекламой для «Полли» , вышедшей по подписке в 1729 году и принесшей автору несколько тысяч фунтов. Герцогиню Куинсберри уволили из суда за вербовку подписчиков во дворце. В 1730 году существенно переписанная версия Гэя его пьесы 1713 года «Жена из Бата» появилась в театре Линкольнс-Инн-Филдс и длилась три вечера. [18]
Герцог Куинсберри предоставил Гею дом, и герцогиня продолжала оказывать ей нежное покровительство до самой смерти Гея в Лондоне 4 декабря 1732 года. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве . Эпитафия на его могиле написана Папой Римским, за ней следует насмешливое двустишие самого Гэя: [19]
Жизнь — шутка, и все это показывает,
Когда-то я так думал, но теперь я это знаю.
Работает
[ редактировать ]
Скупой смотрит на свой золотой запас через очки, украшенный шестью строками стихов Джона Гэя.
Среди работ Гая:
- Вино – 1708 г.
- Современное состояние остроумия – 1711 г.
- Жена Бата - 1713 г.
- Сельский спорт – 1713 г.
- Пастушеская неделя – 1714 г.
- Как вы это называете - 1715 г.
- Пустяки, или Искусство ходить по улицам Лондона – 1716 г.
- Три часа после свадьбы - 1717 г.
- Ацис и Галатея - 1718 г.
- Диона – 1720 г.
- Стихи на несколько случаев - 1720 г.
- Пленники - 1724 г.
- Басни (также известные как «Пятьдесят одна басня в стихах» или «Басни Джона Гея» ) — 1727 г. ( Часть вторая — 1738 г.)
- Опера нищего - 1728 г.
- Полли – 1729 г.
- Ахиллес - 1733 г.
- Бедящая жена - 1743 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Неизвестный мужчина, ранее известный как Джон Гей – Национальная портретная галерея» . Национальная портретная галерея . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «100 лучших романов, № 3 — Путешествия Гулливера Джонатана Свифта (1726)» . Хранитель . Лондон. 6 октября 2013 года . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ «Опера нищего: первая в мире сатирическая опера в новой фестивальной постановке» . Эдинбургский фестиваль . 13 июля 2018 года . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жизнь и письма Джона Гэя (1685–1732), автора «Оперы нищего», изд. Льюис Мелвилл, Дэниел О'Коннор, 1921 (переиздание 2022 года), стр. 1
- ^ Поэтические произведения Джона Гэя, изд. Джон Андерхилл, Лоуренс и Буллен, 1893, стр. xiii, xv – xvi.
- ^ Западный антиквар; Или «Записная книжка Девона и Корнуолла», том. 5 (июнь 1885 г. - май 1886 г.), изд. WHK Райт, 1886, с. 124
- ^ Джон Гей, профессия дружбы, Дэвид Ноукс, Oxford University Press, 1995, стр. 15
- ^ «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/10473 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Посещения графства Девон: включающие посещения герольдов 1531, 1564 и 1620 годов, Дж. Л. Вивиан, Эксетер, 1895, стр. 81, 393–394.
- ^ Жизнь и письма Джона Гэя (1685–1732), автора «Оперы нищего», изд. Льюис Мелвилл, Дэниел О'Коннор, 1921 (переиздание 2022 года), стр. 2
- ^ Кэлхун Винтон, Джон Гей и Лондонский театр . Университетское издательство Кентукки, 2014. стр. 30–33.
- ^ Винтон, с. 39.
- ^ Винтон, с. 40.
- ^ Винтон, с. 49.
- ^ Винтон, с. 56.
- ^ Бейер, Стефан (2012). Джон Гей – сатирик без цели . п. 66. ИСБН 978-3639390919 .
- ^ Винтон, стр. 146–147.
- ^ «Памятник Джону Гею» , Вестминстерское аббатство.
Источники
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 540–541.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Добсон, Генри Остин (1890). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 21. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
- Гей, Джон (1966). Берджесс, Честер Фрэнсис (ред.). Письма Джона Гэя . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198114598 .
- Гей, Джон (1974). Диринг, Винтон Адамс (ред.). Поэзия и проза . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-811897-Х . [2 тома]
- Гэй, Фиби Фенвик (1938). Джон Гей: Его место в восемнадцатом веке (Иллюстрированное издание). Коллинз.
- Ирвинг, Уильям Генри (1940). Джон Гей: Любимец острословов . Издательство Университета Дьюка.
- Мелвилл, Льюис (1921). Жизнь и письма Джона Гэя (1685–1732): автор «Оперы нищего» . Дэниел О'Коннор.
- Уорнер, Оливер (1971). Джон Гей . Писатели и их работа: № 171 (Переизданная ред.). Для Британского Совета, Лонгман.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Джон Гей в Архиве поэзии восемнадцатого века (ECPA)
- Работы Джона Гэя в Project Gutenberg
- Работы Джона Гэя или о нем в Internet Archive
- Работы Джона Гэя в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Люминариум: John Gay Life, обширная коллекция работ, учебные ресурсы.
- Гей Джон из FOLDOC
- Басни и другие произведения Джона Гэя в English Poetry