Жерар де Лересс

Жерар или Жерар (де) Лерес ( Французское произношение: [ʒeʁaʁ də lɛʁɛs] ; 11 сентября 1641 — июнь 1711) — голландский художник и теоретик искусства Золотого века . Его широкий спектр навыков включал музыку, поэзию и театр. Де Лересс находился под влиянием перуджийца Чезаре Рипа. [ 1 ] [ 2 ] и французские художники-классики, такие как Шарль ле Брюн , Симон Вуэ и такие авторы, как Пьер Корнель и Жан Расин . Его значение возросло в период после смерти Рембрандта . [ 3 ] Его трактаты о живописи и графике Grondlegginge Ter Teekkonst (1701 г.), [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] основанные на геометрии и Грооте Шильдербуке (1707 г.), оказали большое влияние на художников 18 века. [ 7 ]
Карьера художника
[ редактировать ]

Де Лерес родился в Льеже и был вторым сыном художника Ренье де Лересса (1597–1667). Он изучал искусство у своего отца, а с 1655 года — у Бертоле Флемаля . [ 8 ] Он работал в Кельне и Экс-ла-Шапель у Максимилиана Генриха Баварского с 1660 года. В 1664 году Де Лерес бежал из Льежа после того, как роман с двумя сестрами, его моделями, привел к трудностям. Он отправился на север с девушкой по имени Мари Сальме и женился на ней в Визе . Пара поселилась в Утрехте , где в апреле 1665 года крестили сына. Когда его талант художника обнаружил торговец произведениями искусства Геррит ван Эйленбург , он переехал в Амстердам. Де Лерес прибыл со своей скрипкой, которой он произвел впечатление на Яна ван Пи и, вероятно, на Антони Класа де Греббера в студии Эйленбурга. [ 9 ] В 1670 году родился сын Авраам; гравер Авраам Блутелинг , с которым он сотрудничал, был свидетелем при крещении; [ 10 ] еще один сын был крещен в 1673 году. [ 11 ]
В 1671 году, когда Ван Эйленбург пытался продать 13 картин Фридриху Вильгельму, курфюрсту Бранденбурга , Хендрик Фромантиу успешно посоветовал курфюрсту отправить 12 картин обратно как подделки. Фромантиу утверждал, что картины являются копиями итальянских картин, и он мог указать на оригиналы, находящиеся в Голландии. Де Лересс был одним из 51 человека, участвовавшего в этом деле благодаря своему опыту.
Некоторое время спустя Де Лерес переехал в Шпинхейстиг, где стал членом литературного общества Nil volentibus arduum , которое, судя по всему, собиралось в его доме с 1676 по 1681 год. [ 12 ] В 1682 году он продал экземпляры нот, сочиненных Люллием. [ 13 ] В мае 1684 года он арендовал близлежащий дом Каспара Барлеуса . [ 14 ] его ученики Филип Тайдман Там же жили и Луи Абри.
Де Лересс создавал картины для украшения дворца Сестдейк между 1676 и 1683 годами. В 1684 году он переехал в Гаагу и проработал там год. В 1685 писал произведения для Лооского дворца . В 1688–1689 годах он украсил зал гражданского совета Хоф ван Холланд в Бинненхофе , ныне известный как зал Лэресс, семью картинами на сюжеты из истории Римской республики , все из которых демонстрируют замечательную юридическую иконографию. [ 15 ]
Стиль
[ редактировать ]

Поначалу Де Лерес находился под сильным влиянием Рембрандта , но позже он сосредоточился на более французском стиле, подобном Николя Пуссену . [ 16 ] Французы даже прозвали его «голландским Пуссеном», хотя на него повлияли также Пьер Миньяр и Шарль Альфонс дю Френуа .
В Амстердаме во второй половине 17-го века набожная строгость протестантских голландцев эпохи Рембрандта уступила место необузданному богатству, даже декадансу, и классический французский стиль де Лересса , или стиль барокко , идеально соответствовал этой эпохе. Это сделало его одним из, если не самым популярным художником Амстердама того времени. Поэтому Де Лересса часто нанимали для украшения интерьеров правительственных зданий и домов ( домов на канале ) богатых амстердамских бизнесменов роскошными гризайлями , потолками в стиле «тромплей» и настенными росписями. Некоторые из этих картин до сих пор существуют в первоначальных зданиях, где они были написаны.
Де Лересс как теоретик искусства
[ редактировать ]Де Лерес родился с врожденным сифилисом , из-за которого он ослеп около 1690 года. [ 17 ] Седловидный нос , который ему подарила болезнь, хорошо виден на его портрете, написанном Рембрандтом около 1665 года, и на гравюре в « Немецкой академии » Иоахима фон Зандрарта (1683). [ 18 ] Потеряв зрение, Де Лересс был вынужден бросить рисование и вместо этого сосредоточился на чтении лекций два раза в неделю. Де Лерес прямо заявляет, что, несмотря на свою слепоту, он все же смог создать идеальную композицию. Он рисовал на двух досках , и ему помогали его аудитория и его сын Йоханнес, которые собирали свои записи. Через несколько лет были опубликованы две книги об искусстве:
- «Основы рисования» , опубликованные в 1701 году. [ 4 ] [ 5 ]
- Het groot schilderboeck («Великая книга живописи»), опубликованная в 1710 году.
В «Het groot schilderboeck » Де Лёресс выразил неодобрение стилю реализма , используемому голландскими художниками Золотого века, такими как Рембрандт, Адриан Брауэр , Адриан ван Остаде и Франс Хальс, потому что они часто изображали повседневные сцены и обычных людей, таких как солдаты, фермеры, горничные и даже нищие. По мнению Де Лересса, картины должны изображать высокие библейские, мифологические и исторические сцены в духе Карела ван Мандера , который считал сложную историческую аллегорию высшим из жанров. «В хорошей картине есть подсказка, указывающая на то, что объединяет композицию». [ 2 ]
Де Лересс различает две манеры живописи: хорошую и плохую, каждая из которых исходит из подражания действительности. Правильный выбор — искать красоту и изящество и выбирать наиболее совершенные проявления явлений природы, а не копировать их наугад. Этот метод позволит создать искусство, оказывающее сильное воздействие на сознание зрителя. Оно основано на знании, понимании, силе суждения и природных дарах. [ 2 ]
Он был дисциплинированным интеллектуалом, вдохновленным идеей о том, что только правильная теория может создать хорошее искусство. Для него теория означала строгое следование правилам. Конечной целью изобразительного искусства было совершенствование человечества, и поэтому искусство должно быть прежде всего высоким и поучительным. Он установил иерархию социального статуса, предметов и самой красоты. Художник, по его словам, должен научиться изяществу, смешиваясь с социальной и интеллектуальной элитой, должен позволить своему предмету учить высшим моральным принципам и должен стремиться к идеальной красоте. Он должен внимательно следовать природе, но не обращать внимания на ее несовершенства. [ 19 ]
В главной приемной должны быть гобелены или картины на стене с фигурами в натуральную величину ... а на кухне изображения кухонного инвентаря и охотничьих трофеев, изображение какой-нибудь горничной, служанки, собаки или кошки . Де Лересс, для которого живописный иллюзионизм имел первостепенное значение, также писал о месте картин на стенах. Например, он призывал вешать пейзажи (да и все картины) на такой высоте, чтобы их горизонт находился на уровне глаз. Де Лересс призывал вешать портреты высоко и иметь низкую точку обзора. Жерар де Лерес осознавал проблемы, связанные с просмотром картин на расстоянии, и установил связь между положением подвешивания и масштабом и стилем отдельных картин. Он отметил ... что произведение размером десять футов с фигурами в натуральную величину следует рассматривать на расстоянии десяти футов, а произведение меньшего размера высотой пять футов с фигурами в натуральную величину и в половину длины должно находиться на расстоянии пяти футов. . [ 20 ]
Наследие
[ редактировать ]
Его трактаты о живописи и графике Groundlegginge ter teekkonst (1701). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и Хет Гроот Шильдербёк (1707 г.) оказали большое влияние на более поздних художников, таких как Якоб де Вит . Он также работал со многими известными художниками своего времени, такими как Баренд Граат , Йоханнес Глаубер и Фредерик де Мушерон , над более крупными заказами на украшение домов.
Де Лерес привлек многих учеников, в том числе Яна ван Мириса , Симона ван дер Дуса и братьев Теодора и Кшиштофа Лубенецких . По словам Хубракена, Ян Хоогсаат был одним из его лучших учеников. [ 21 ] По данным Нидерландского института истории искусств (RKD), среди его учеников также были Якоб ван дер Дус (Младший), Гиллиам ван дер Гаувен , Луи Фабрициус Дюбур , Теодор Любеницки , Бонавентура ван Овербек , Ян Ванделаар . [ 22 ]
Прославленный при жизни и вплоть до 18 века, его ругали в 19 веке. С оправданием или без него, его считали поверхностным и изнеженным и считали во многом ответственным за упадок голландской живописи. Через двести лет после его смерти в 1711 году Британская энциклопедия , 11-е издание (1911 г.), вообще не включила Де Лересса в список, посвятив Рембрандту четыре страницы сплошного текста. [ 19 ]
Работы Де Лересса сейчас выставлены во многих музеях по всему миру, в том числе в Рейксмузеуме и Амстердамском историческом музее в Амстердаме, Лувре в Париже, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Национальная портретная галерея и галерея Тейт в Лондоне, а также Художественный музей Кливленда . прошла выставка и конференция, посвященные творчеству Де Лёресса В 2016–2017 годах в Рейксмузеуме Твенте в Энсхеде . [ 23 ]
Работает
[ редактировать ]
К известным картинам де Лересса относятся его «Аллегория пяти чувств» (1668), «Диана и Эндимион» ( ок. 1680 ) и «Высадка Клеопатры в Тарсе» . Некоторые из его картин демонстрируют влияние « Иконологии Чезаре Рипы» , книги, которую ему подарил брат после возвращения из Италии. [ 24 ] Разносторонний художник, Де Лересс также сделал множество гравюр для книжных иллюстраций (например, для поэта Андриса Пелса ) (1668). Среди прочего, De Lairesse произвела:
- Набор иллюстраций для Герарда Рейнста коллекции Signorum Veterum Icones (1670), серии гравюр, основанных на итальянских скульптурах из амстердамской коллекции Рейнста.
- Три потолочные росписи Triomf der Vrede (Триумф мира) 1671 года для амстердамского регента Андриса де Граффа . Картины прославляли роль семьи Де Графф как защитника Голландской республики , а произведения искусства можно рассматривать как визуальное заявление, выступающее против возвращения Дома Оранских в качестве штатгальтеров республики. Они были созданы для Андриеса де Граффса «Саэль» в резиденции его мэра в Амстердаме. Росписи на потолке теперь украшают комнату Фердинанда Бола во Дворце мира в Гааге. [ 25 ] [ 26 ]
- Большинство его пластинок были первоначально опубликованы Николаесом Вишером II , который опубликовал собрание под названием «Opus Elegantissimum» в ок. 1675 . [ 27 ]
- Эскизы декораций для Шоубурга Ван Кампена , амстердамского театра (после 1676 или 1681 года, когда он был вновь открыт). [ 28 ]
- Набор иллюстраций к Говерта Бидлоо анатомическому атласу Anatomia Humani Corporis (1685 г.). 105 иллюстраций в: Годефрид Бидлоо, доктор медицины и хирург, «Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное». Дж. Де Лересс ad vivus описал, продемонстрировал, объяснил старые и новейшие открытия и многие, до сих пор не открытые, иллюстрации. [ 29 ] [ 30 ] Амстердам 1685 г.
- Ставни церковного органа в Вестеркерке , 1686 год.
- Портрет голландского штатгальтера и короля Англии Вильгельма III Английского (1688 г.).
-
Титульный лист Signorum Veterum Icones , 1670 г.
-
Анатомический рисунок из «Анатомии человеческого тела» , 1685 г.
-
Рассечение человеческого тела
-
Титульный лист Гроота Шильдербука , 1712 г. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жерар де Лерес, Большая книга с рисунками , 1707 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ликль де Врис «Де Лерес о теории и практике»
- ^ Джонсон, ХА (24 мая 2012 г.). «Хортон А. Джонсон, «Жерар де Лересс: гений среди трепонем» . Журнал Королевского медицинского общества . 97 (6): 301–303. : 10.1177 /014107680409700616 . PMC 1079501. . PMID 15173339 doi
- ^ Перейти обратно: а б с Лересс, Жерар де, Фонд рисования 1701 г., полная цифровая копия
- ^ Перейти обратно: а б с Лэресс, Жерар де, Grondlegginge ter teekkonst 1701, полная цифровая копия, Библиотека Гейдельбергского университета
- ^ Перейти обратно: а б Основание техники рисования (1701 г.) и Большой книги живописи (1707 г.)
- ^ «Жерар де Лересс» (на голландском языке). Рейксмузеум Амстердам. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года.
- ^ Биография Жерара де Лэра в De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) книге Арнольда Хубракена , любезно предоставлена Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Ламмерце, Ф. и Дж. ван дер Вин (2006) Uylenburgh & Zoon. Искусство и коммерция от Рембрандта до Лэрессы, с. 217.
- ^ Городской архив Амстердама [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Городской архив Амстердама [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Триумф мира» . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ JH GISKES (1994) Амстердам, центр музыки, музыкантов и художников Золотого века, стр. 51–54. В: Ежегодник Амстелодамум.
- ^ Маандблад Амстелодамум 1949, с. 59.
- ^ Т. Любберс, «Искусство для суда: новая интерпретация картин Жерара де Лересса для Апелляционного суда Голландии (1688-1689)», Oud Holland 2019/132, выпуск 2/3, стр. 109-134.
- ^ Принципы рисования: или простой и знакомый метод, с помощью которого молодежь занимается этим полезным искусством. Это полноценная книга для рисования: ... К которой добавлено введение в рисование; ... Переведено с французского г-на Жерара де Лереса и дополнено рефератами от К. А. Дю Френуа.'» [1]
- ^ Европейские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков, с. 144. Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Чарльз Стерлинг [2]
- ^ Vitenporträt Gérard de Lairesse (Академия 1683, пластина 7)
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, ХА (24 мая 2012 г.). «Жерар де Лерес: гений среди трепонем» . JR Soc Med . 97 (6): 301–3. дои : 10.1177/014107680409700616 . ПМЦ 1079501 . ПМИД 15173339 .
- ^ Лафман, Дж. и Дж.М. Монтиас (2000) Общественные и частные пространства. Произведения искусства в голландских домах семнадцатого века , с. 34, 41, 106, 117-118.
- ^ (на голландском языке) Биография Яна Хоогсаата в De grotee schouburgh der Nederlantsche konstschilders enхудожницы» (1718) книге Арнольда Хубракена « , любезно предоставлена Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Жерар де Лерес в РКД
- ^ « Жерар де Лересс: Heden en Toekomst», Амстердамский центр изучения Золотого века» . Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Летье Липс (2009) "Баренд Граат Амстердам 1628-1709"
- ^ «Триумф Мира (ru)» . Triomfdervrede.nl. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ↑ Реставрационный проект «Триумф мира» завершен.
- ^ Британский музей
- ^ Бен Альбах (1977) Вдоль ярмарок и Ховена, с. 123.
- ^ Бидлоо, Говард (1685). Анатомия человеческого тела, сто пять таблиц художников. Г. де Лересс привлечен к жизни, продемонстрирован, объяснен с помощью древних и новейших открытий и проиллюстрирован многими, до сих пор неоткрытыми . Амстердам: вдова Сумптибуса Дж. Сомерен - через библиотеки Университета Торонто.
- ^ Бидлоо, Ховард; Лересс, Жерар де [Иллинойс] (30 августа 2012 г.). Бидлоо, Ховард; Лересс, Жерар де [Иллинойс]: Годефрид Бидлоо, доктор медицины и хирург, Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное. Дж. Де Лэресс ad vivus delineatis, «Продемонстрированные, старые и недавние открытия, объясненные» и многие, до сих пор не открытые, «Illvstrata» (Амстердам, 1685 г.) . Digi.ub.uni-heidelberg.de Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Большая книга по живописи, в которой подробно преподавалось рисование во всех его частях, а также объяснялось рассуждениями и печатными изображениями; с примерами из лучших произведений старой и новой пуйкской живописи, подтверждено: и указаны их преимущества и недостатки, Том 1 , Жерар де Лересс, Филип Тидеман , Гиллиам ван дер Гаувен , Ян ван Брукхейзен, Ян Каспар Филипс , Давид ван Хугстратен , Йоханнес Волленхове , Авраам Алевин, Маттейс Пул , опубликовано Анри Десбордом, Амстердам, 1712 г., Цифровая версия произведения в Google Книгах.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Жераром де Лерессом, на Викискладе?
- Аллегория науки в Рейксмузеуме , гризайль де Лересса.
- Годфри Бидлоо, доктор медицины и хирург, «Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное состояние». G. De Lairesse ad vivum delineatis, Demonstrata, Veterum Recentium Inventi объяснил многие, до сих пор не обнаруженные, иллюстрации Жерара де Лересса Illvstrata 105. Амстердам 1685 г.
- Ян Жозеф Мари Тиммерс (1942) «Жерар Лерес», колл. «Академическая диссертация Неймеген, 1», Амстердам.
- Трек на YouTube со многими его картинами.
- 1640-е годы рождения
- 1711 смертей
- Голландские художники Золотого века
- Голландские художники-мужчины
- Художники-тромплёй
- Писатели из Амстердама
- Художники 17 века из княжеского епископства Льежского.
- Голландские слепые
- Слепые художники
- Голландские историки искусства
- Валлонские эмигранты в Голландской Республике
- Ученые Рембрандта
- Ученые нидерландского искусства