Жерар де Лересс

Жерар или Жерар (де) Лерес ( Французское произношение: [ʒeʁaʁ də lɛʁɛs] ; 11 сентября 1641 — июнь 1711) — голландский художник и теоретик искусства Золотого века . Его широкий спектр навыков включал музыку, поэзию и театр. Де Лересс находился под влиянием перуджийца Чезаре Рипы. [ 1 ] [ 2 ] и французские художники-классики, такие как Шарль ле Брюн , Симон Вуэ и такие авторы, как Пьер Корнель и Жан Расин . Его значение возросло в период после смерти Рембрандта . [ 3 ] Его трактаты о живописи и графике Grondlegginge Ter Teekkonst (1701 г.), [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] основанные на геометрии и Грооте Шильдербуке (1707 г.), оказали большое влияние на художников 18 века. [ 7 ]
Карьера художника
[ редактировать ]

Де Лерес родился в Льеже и был вторым сыном художника Ренье де Лересса (1597–1667). Он изучал искусство у своего отца, а с 1655 года — у Бертоле Флемаля . [ 8 ] Он работал в Кельне и Экс-ла-Шапель у Максимилиана Генриха Баварского с 1660 года. В 1664 году Де Лерес бежал из Льежа после того, как роман с двумя сестрами, его моделями, привел к трудностям. Он отправился на север с девушкой по имени Мари Сальме и женился на ней в Визе . Пара поселилась в Утрехте , где в апреле 1665 года крестили сына. Когда его талант художника обнаружил торговец произведениями искусства Геррит ван Эйленбург , он переехал в Амстердам. Де Лерес прибыл со своей скрипкой, которой он произвел впечатление на Яна ван Пи и, вероятно, на Антони Класа де Греббера в студии Эйленбурга. [ 9 ] В 1670 году родился сын Авраам; гравер Авраам Блутелинг , с которым он сотрудничал, был свидетелем при крещении; [ 10 ] еще один сын был крещен в 1673 году. [ 11 ]
В 1671 году, когда Ван Эйленбург пытался продать 13 картин Фридриху Вильгельму, курфюрсту Бранденбурга , Хендрик Фромантиу успешно посоветовал курфюрсту отправить 12 картин обратно как подделки. Фромантиу утверждал, что картины являются копиями итальянских картин, и он мог указать на оригиналы, находящиеся в Голландии. Де Лересс был одним из 51 человека, участвовавшего в этом деле благодаря своему опыту.
Некоторое время спустя Де Лерес переехал в Шпинхейстиг, где стал членом литературного общества Nil volentibus arduum , которое, судя по всему, собиралось в его доме с 1676 по 1681 год. [ 12 ] В 1682 году он продал экземпляры нот, сочиненных Люллием. [ 13 ] В мае 1684 года он арендовал близлежащий дом Каспара Барлеуса . [ 14 ] его ученики Филип Тайдман Там же жили и Луи Абри.
Де Лересс создавал картины для украшения дворца Сестдейк между 1676 и 1683 годами. В 1684 году он переехал в Гаагу и проработал там год. В 1685 писал произведения для Лооского дворца . В 1688–1689 годах он украсил зал гражданского совета Хоф ван Холланд в Бинненхофе , ныне известный как зал Лэресс, семью картинами на сюжеты из истории Римской республики , все из которых демонстрируют замечательную юридическую иконографию. [ 15 ]
Стиль
[ редактировать ]

Поначалу Де Лерес находился под сильным влиянием Рембрандта , но позже он сосредоточился на более французском стиле, подобном Николя Пуссену . [ 16 ] Французы даже прозвали его «голландским Пуссеном», хотя на него повлияли также Пьер Миньяр и Шарль Альфонс дю Френуа .
В Амстердаме во второй половине 17-го века набожная строгость протестантских голландцев в эпоху Рембрандта уступила место необузданному богатству, даже декадансу, и классический французский стиль де Лересса , или стиль барокко , идеально соответствовал этой эпохе. Это сделало его одним из, если не самым популярным художником Амстердама того времени. Поэтому Де Лересса часто нанимали для украшения интерьеров правительственных зданий и домов ( домов на канале ) богатых амстердамских бизнесменов роскошными гризайлями , потолками в стиле «тромплей» и настенными росписями. Некоторые из этих картин до сих пор существуют в первоначальных зданиях, где они были написаны.
Де Лересс как теоретик искусства
[ редактировать ]Де Лерес родился с врожденным сифилисом , из-за которого он ослеп около 1690 года. [ 17 ] Седловидный нос , который подарил ему болезнь, хорошо виден на его портрете, написанном Рембрандтом около 1665 года, и на гравюре в « Немецкой академии » Иоахима фон Зандрарта (1683). [ 18 ] Потеряв зрение, Де Лересс был вынужден бросить рисование и вместо этого сосредоточился на чтении лекций два раза в неделю. Де Лерес прямо заявляет, что, несмотря на свою слепоту, он все же смог создать идеальную композицию. Он рисовал на двух досках , и ему помогали его аудитория и его сын Йоханнес, которые собирали свои записи. Через несколько лет были опубликованы две книги об искусстве:
- «Основы рисования» , опубликованные в 1701 году. [ 4 ] [ 5 ]
- Het groot schilderboeck («Великая книга живописи»), опубликованная в 1710 году.
В «Het groot schilderboeck » Де Лёресс выразил неодобрение стилю реализма , используемому голландскими художниками Золотого века, такими как Рембрандт, Адриан Брауэр , Адриан ван Остаде и Франс Хальс, потому что они часто изображали повседневные сцены и обычных людей, таких как солдаты, фермеры, горничные и даже нищие. По мнению Де Лересса, картины должны изображать высокие библейские, мифологические и исторические сцены в духе Карела ван Мандера , который считал сложную историческую аллегорию высшим из жанров. «В хорошей картине есть подсказка, указывающая на то, что объединяет композицию». [ 2 ]
Де Лерес различает две манеры живописи: хорошую и плохую, каждая из которых исходит из подражания действительности. Правильный выбор — искать красоту и изящество и выбирать наиболее совершенные проявления явлений природы, а не копировать их наугад. Этот метод позволит создать искусство, оказывающее сильное воздействие на сознание зрителя. Оно основано на знании, понимании, силе суждения и природных дарах. [ 2 ]
Он был дисциплинированным интеллектуалом, вдохновленным идеей о том, что только правильная теория может создать хорошее искусство. Для него теория означала строгое следование правилам. Конечной целью изобразительного искусства было совершенствование человечества, и поэтому искусство должно быть прежде всего высоким и поучительным. Он установил иерархию социального статуса, предметов и самой красоты. Художник, по его словам, должен научиться изяществу, смешиваясь с социальной и интеллектуальной элитой, должен позволить своему предмету учить высшим моральным принципам и должен стремиться к идеальной красоте. Он должен внимательно следовать природе, но не обращать внимания на ее несовершенства. [ 19 ]
В главной приемной должны быть гобелены или картины на стене с фигурами в натуральную величину ... а на кухне изображения кухонного инвентаря и охотничьих трофеев, изображение какой-нибудь горничной, служанки, собаки или кошки . Де Лересс, для которого живописный иллюзионизм имел первостепенное значение, также писал о месте картин на стенах. Например, он призывал вешать пейзажи (да и вообще все картины) на такой высоте, чтобы их горизонт находился на уровне глаз. Де Лересс призывал вешать портреты высоко и иметь низкую точку обзора. Жерар де Лерес осознавал проблемы, связанные с просмотром картин на расстоянии, и установил связь между положением подвешивания и масштабом и стилем отдельных картин. Он отметил ... что произведение размером десять футов с фигурами в натуральную величину следует рассматривать на расстоянии десяти футов, а произведение меньшего размера высотой пять футов с фигурами в натуральную величину и в половину длины должно находиться на расстоянии пяти футов. . [ 20 ]
Наследие
[ редактировать ]
Его трактаты о живописи и графике Groundlegginge ter teekkonst (1701). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и Хет Гроот Шильдербёк (1707 г.) оказали большое влияние на более поздних художников, таких как Якоб де Вит . Он также работал со многими известными художниками своего времени, такими как Баренд Граат , Йоханнес Глаубер и Фредерик де Мушерон , над более крупными заказами на украшение домов.
Де Лерес привлек многих учеников, в том числе Яна ван Мириса , Симона ван дер Дуса и братьев Теодора и Кшиштофа Лубенецких . По словам Хубракена, Ян Хоогсаат был одним из его лучших учеников. [ 21 ] По данным Нидерландского института истории искусств (RKD), среди его учеников также были Якоб ван дер Дус (Младший), Гиллиам ван дер Гаувен , Луи Фабрициус Дюбур , Теодор Любеницки , Бонавентура ван Овербек , Ян Ванделаар . [ 22 ]
Прославленный при жизни и вплоть до 18 века, его ругали в 19 веке. С оправданием или без него, его считали поверхностным и изнеженным и считали во многом ответственным за упадок голландской живописи. Через двести лет после его смерти в 1711 году Британская энциклопедия , 11-е издание (1911 г.), вообще не включила Де Лересса в список, посвятив Рембрандту четыре страницы сплошного текста. [ 19 ]
Работы Де Лересса сейчас выставлены во многих музеях по всему миру, в том числе в Рейксмузеуме и Амстердамском историческом музее в Амстердаме, Лувре в Париже, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Национальная портретная галерея и галерея Тейт в Лондоне, а также Художественный музей Кливленда . прошла выставка и конференция, посвященные творчеству Де Лёресса В 2016–2017 годах в Рейксмузеуме Твенте в Энсхеде . [ 23 ]
Работает
[ редактировать ]
К известным картинам де Лересса относятся его «Аллегория пяти чувств» (1668), «Диана и Эндимион» ( ок. 1680 ) и «Высадка Клеопатры в Тарсе» . Некоторые из его картин демонстрируют влияние « Иконологии Чезаре Рипы» , книги, которую ему подарил брат после возвращения из Италии. [ 24 ] Разносторонний художник, Де Лересс также сделал множество гравюр для книжных иллюстраций (например, для поэта Андриса Пелса ) (1668). Среди прочего, De Lairesse произвела:
- Набор иллюстраций для Герарда Рейнста коллекции Signorum Veterum Icones (1670), серии гравюр, основанных на итальянских скульптурах из амстердамской коллекции Рейнста.
- Три потолочные росписи Triomf der Vrede (Триумф мира) 1671 года для амстердамского регента Андриса де Граффа . Картины прославляли роль семьи Де Графф как защитника Голландской республики , а произведения искусства можно рассматривать как визуальное заявление, выступающее против возвращения Дома Оранских в качестве штатгальтеров республики. Они были созданы для Андриеса де Граеффа «Саэль» в резиденции его мэра в Амстердаме. Росписи на потолке теперь украшают комнату Фердинанда Бола во Дворце мира в Гааге. [ 25 ] [ 26 ]
- Большинство его пластинок были первоначально опубликованы Николаесом Вишером II , который опубликовал собрание под названием «Opus Elegantissimum» в ок. 1675 . [ 27 ]
- Эскизы декораций для Шоубурга Ван Кампена , амстердамского театра (после 1676 или 1681 года, когда он был вновь открыт). [ 28 ]
- Набор иллюстраций к Говерта Бидлоо анатомическому атласу Anatomia Humani Corporis (1685 г.). 105 иллюстраций в: Годефрид Бидлоо, доктор медицины и хирург, «Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное». Дж. Де Лересс ad vivus описал, продемонстрировал, объяснил старые и недавние открытия и многие, до сих пор не открытые, Illvstrata. [ 29 ] [ 30 ] Амстердам 1685 г.
- Ставни церковного органа в Вестеркерке в 1686 году.
- Портрет голландского штатгальтера и короля Англии Вильгельма III Английского (1688 г.).
-
Титульный лист Signorum Veterum Icones , 1670 г.
-
Анатомический рисунок из «Анатомии человеческого тела» , 1685 г.
-
Рассечение человеческого тела
-
Титульный лист Гроота Шильдербука , 1712 г. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жерар де Лерес, Большая книга с рисунками , 1707 г.
- ^ Jump up to: а б с Ликль де Врис «Де Лэресс о теории и практике»
- ^ Джонсон, ХА (24 мая 2012 г.). «Хортон А. Джонсон, «Жерар де Лересс: гений среди трепонем» . Журнал Королевского медицинского общества . 97 (6): 301–303. : 10.1177 /014107680409700616 . PMC 1079501. . PMID 15173339 doi
- ^ Jump up to: а б с Лересс, Жерар де, Фонд рисования 1701 г., полная цифровая копия
- ^ Jump up to: а б с Лэресс, Жерар де, Grondlegginge ter teekkonst 1701, полная цифровая копия, Библиотека Гейдельбергского университета
- ^ Jump up to: а б Основание техники рисования (1701 г.) и Большой книги живописи (1707 г.)
- ^ «Жерар де Лересс» (на голландском языке). Рейксмузеум Амстердам. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года.
- ^ Биография Жерара де Лэра в De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) книге Арнольда Хубракена , любезно предоставлена Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Ламмерце, Ф. и Дж. ван дер Вин (2006) Uylenburgh & Zoon. Искусство и коммерция от Рембрандта до Лэрессы, с. 217.
- ^ Городской архив Амстердама [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Городской архив Амстердама [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Триумф мира» . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ JH GISKES (1994) Амстердам, центр музыки, музыкантов и художников Золотого века, стр. 51–54. В: Ежегодник Амстелодамум.
- ^ Маандблад Амстелодамум 1949, с. 59.
- ^ Т. Любберс, «Искусство для суда: новая интерпретация картин Жерара де Лереса для Апелляционного суда Голландии (1688–1689)», Oud Holland 2019/132, выпуск 2/3, стр. 109–134.
- ^ Принципы рисования: или простой и знакомый метод, с помощью которого молодежь будет заниматься этим полезным искусством. Это полноценная книга для рисования: ... К которой добавлено введение в рисование; ... Переведено с французского г-на Жерара де Лересса и дополнено рефератами К. А. Дю Френуа.'» [1]
- ^ Европейские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков, с. 144. Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Чарльз Стерлинг [2]
- ^ Vitenporträt Gérard de Lairesse (Академия 1683, пластина 7)
- ^ Jump up to: а б Джонсон, ХА (24 мая 2012 г.). «Жерар де Лерес: гений среди трепонем» . JR Soc Med . 97 (6): 301–3. дои : 10.1177/014107680409700616 . ПМЦ 1079501 . ПМИД 15173339 .
- ^ Лафман, Дж. и Дж.М. Монтиас (2000) Общественные и частные пространства. Произведения искусства в голландских домах семнадцатого века , с. 34, 41, 106, 117-118.
- ^ (на голландском языке) Биография Яна Хоогсаата в De grotee schouburgh der Nederlantsche konstschilders enхудожницы» (1718) книге Арнольда Хубракена « , любезно предоставлена Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Жерар де Лерес в РКД
- ^ « Жерар де Лересс: Heden en Toekomst», Амстердамский центр изучения Золотого века» . Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Летье Липс (2009) "Баренд Граат Амстердам 1628-1709"
- ^ «Триумф Мира (ru)» . Triomfdervrede.nl. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ↑ Реставрационный проект «Триумф мира» завершен.
- ^ Британский музей
- ^ Бен Альбах (1977) Вдоль ярмарок и Ховена, с. 123.
- ^ Бидлоо, Ховард (1685). Анатомия человеческого тела, сто пять таблиц художников. Г. де Лересс привлечен к жизни, продемонстрирован, объяснен с помощью древних и новейших открытий и проиллюстрирован многими, до сих пор неоткрытыми . Амстердам: вдова Сумптибуса Дж. Сомерен - через библиотеки Университета Торонто.
- ^ Бидлоо, Ховард; Лересс, Жерар де [Иллинойс] (30 августа 2012 г.). Бидлоо, Ховард; Лересс, Жерар де [Иллинойс]: Годефрид Бидлоо, доктор медицины и хирург, Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное. Г. De Lairesse ad vivus delineatis, Demonstrata, Verum Recentium Inventi объясненный и многие, до сих пор не открытые, Illvstrata (Амстердам, 1685) . Digi.ub.uni-heidelberg.de Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Большая книга по живописи, в которой подробно преподавалось рисование во всех его частях, а также объяснялось рассуждениями и печатными изображениями; с примерами из лучших произведений старой и новой пуйкской живописи, подтверждено: и указаны их преимущества и недостатки, Том 1 , Жерар де Лересс, Филип Тидеман , Гиллиам ван дер Гаувен , Ян ван Брукхейзен, Ян Каспар Филипс , Давид ван Хоогстратен , Йоханнес Волленхове , Авраам Алевин, Маттейс Пул , опубликовано Анри Дебордом, Амстердам, 1712 г., цифровая версия работы в Google Книгах.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Жераром де Лерессом, на Викискладе?
- Аллегория науки в Рейксмузеуме , гризайль де Лересса.
- Годефрид Бидлоо, доктор медицины и хирург, Анатомия человеческого тела: сто пять таблиц на искусственное. G. De Lairesse ad vivu delineatis, Demonstrata, Veterum Recentiorum Inventi объяснены и многие, до сих пор не обнаруженные, Illvstrata 105 иллюстраций Жерара де Лересса. Амстердам 1685 г.
- Ян Жозеф Мари Тиммерс (1942) «Жерар Лерес», колл. «Академическая диссертация Неймеген, 1», Амстердам.
- Трек на YouTube со многими его картинами.
- 1640-е годы рождения
- 1711 смертей
- Голландские художники Золотого века
- Голландские художники-мужчины
- Художники-тромплёй
- Писатели из Амстердама
- Художники 17 века из княжеского епископства Льежского.
- Голландские слепые
- Слепые художники
- Голландские историки искусства
- Валлонские эмигранты в Голландской Республике
- Ученые Рембрандта
- Ученые нидерландского искусства