Нортия
Нортия — латинизированное имя этрусской богини Нуртии (варианты чтения рукописи включают Норцию , Норсию , Нерцию и Ниртию ), [ 1 ] сферой влияния которого были время, судьба , судьба и случай . [ 2 ]
Доказательство
[ редактировать ]Этрусских свидетельств существования Нортии практически не сохранилось или вообще не сохранилось. Ее имени нет среди божеств на Печени Пьяченцы . [ 3 ] Она несколько раз появляется в латинской литературе и надписях. [ 4 ] Она упоминается в одной из сатир Ювенала и отождествляется с римской богиней Фортуной . [ 5 ] и Марсиан Капелла перечисляет ее вместе с другими богинями судьбы и случая, такими как Сорс , Немезида и Тихе . [ 6 ] Тертуллиан дважды упоминает Нортию в христианской полемике . [ 7 ]
Имя было расшифровано как, возможно, Нортия среди имен других божеств в , найденной в умбрийском святилище на вилле Фиделия надписи в Хиспелуме . [ 8 ] IV века Писатель и консул Авиений , который был родом из резиденции Нортии в Вольсиниях, обратился к богине в религиозной надписи:
Нортия, я почитаю тебя, я, выросшая из вольсинийского лара , [ 9 ] живу сейчас в Риме, удостоенный чести двойного срока на посту проконсула , сочиняю множество стихов, веду жизнь без чувства вины, здоров для своего возраста, доволен своим браком с Плацидой и ликую по поводу нашей серийной плодовитости в потомстве. Пусть дух будет жизнеспособен для тех дел, которые, по закону судьбы, еще предстоит осуществить. [ 10 ]
Древнее расположение Вольсинии вызывает сомнения, и этрусский город был заново основан римлянами. В Больсене , наиболее вероятном кандидате на роль новых Вольсиний, за воротами Флоренции есть руины, известные в местном масштабе как Темпио ди Норция , но, как указал Джордж Деннис в 19 веке, нет никаких доказательств, кроме существования культа. Нортия поддерживает эту идентификацию, а архитектура является римской . [ 11 ]
Ритуал с гвоздем
[ редактировать ]Атрибутом Нортии был гвоздь, [ 12 ] который вбивали в стену ее храма в Вольсинии ежегодно в ознаменование Нового года . Римский историк Ливий обратил внимание на этот ритуал:
Цинций , усердный исследователь антикварных дел, подтверждает, что в Вольсиниях в храме этрусской богини Нортии имеются гвозди, прикрепленные для обозначения количества лет. [ 13 ]
Ритуал словно «закрепляет» судьбу людей на год. Цицерон ссылается на форму хронометража, при которой нужно передвинуть гвоздь года (clavum anni movebis) . [ 14 ] В контексте, вероятно, имеется в виду парапегматы , календари, в которых день отмечается перемещением колышка. В некоторых сохранившихся римских календарях из камня или металла для этой цели есть отверстия. [ 15 ]
Х. С. Верснель предположил, что ритуал гвоздя был связан с ежегодным собранием этрусского союза и что супругой Нортии мог быть Вольтумна , аналог Романа Вортумна . Этот обряд аналогичен или является заимствованным прецедентом аналогичного ритуала в Риме, первоначально проводившегося в храме Капитолийского Юпитера , рядом со статуей Минервы . [ 16 ] Таким образом, Нортия могла быть связана с этрусской Менервой . [ 17 ] В Риме богиня Нецесситас , божественное олицетворение необходимости, также изображалась с гвоздем, «адамантиновым гвоздем / Та мрачная Необходимость гонит», как описал августовский поэт Гораций . [ 18 ] В стихотворении, обращенном к Фортуне и признающем ее власть над всеми, от самых низких до самых высоких, [ 19 ] Гораций рисует необходимость носить с собой гвозди, достаточно большие, чтобы вбить их в деревянные балки и клинья . [ 20 ]
Ритуал гвоздя освещает загадочную иконографию на обратной стороне этрусского бронзового зеркала . Мелеагр изображен под крыльями другой этрусской богини судьбы, идентифицированной по надписи как Атрпа , двойника греческой богини судьбы Атропос, которая является одной из трех Мойр . Атрпа держит в правой руке молоток, а в левой — гвоздь. С Мелеагром находится его возлюбленная Аталанта (оба имени даны в этрусском написании ), которую разлучит его смерть на охоте на кабана, предвещаемая в начале композиции. Туран и Атунис (этрусский миф о Венере и Адонисе ) также появляются как еще одна пара, чья любовь разрушена дикостью охоты. Готовый забить гвоздь молоток символизирует «неумолимость человеческой судьбы». [ 21 ]
Р. С. Конвей сравнил Нортию с венецианской богиней Рехтией, чье имя, по-видимому, является венетическим эквивалентом латинского rectia , «верно, правильно». Бронзовые гвозди с тонкими надписями посвящений были найдены на территории храма, предположительно принадлежавшей Рехтии в Атесте (современный Эсте ). На головках гвоздей есть звенья, которые прикрепляют их к небольшим предметам или амулетам, возможно, к «клиньям необходимости», которые, по словам Горация, носил с собой Фортуна. Рехтия рассматривалась как аналог римской Юстиции, божественного воплощения справедливости . [ 22 ] или греческие богини Фемида или Дике . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрика Саймон, «Боги в гармонии: этрусский пантеон», в книге «Религия этрусков» (University of Texas Press, 2006), стр. 59.
- ^ Массимо Паллоттино , «Религия в доримской Италии», в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 30; Нэнси Томсон де Граммонд, Этрусские мифы, священная история и легенды (Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 2006), стр. 96 онлайн.
- ^ Луиза Банти, Этрусские города и их культура (Калифорнийский университет Press, 1973, первоначально опубликовано в 1968 году на итальянском языке), стр. 185.
- ^ Доказательства, собранные Карлом Отфридом Мюллером, Die Etrusker (Штутгарт, 1877), том. 3, стр. 52–53 онлайн. Если не указано иное, древние источники, приведенные в этой статье, перечислены Мюллером.
- ↑ Схолион Ювеналу , Сатира 10.74.
- ^ Martianus Capella 1.88, книга «Обручение» « Брак филологии и Меркурия» : «И тогда пришла самая разговорчивая из девушек, щеголяя и прыгая с проворной легкостью, постоянно нестабильной, экстравагантной то в одну сторону, то в другую; некоторые называют ее Сорс , некоторые Немезида , многие Тихе и другие Нортия», английский перевод Уильяма Харриса Сталя с Э. Л. Берджем, Марсианусом. Капелла и семь свободных искусств: брак филологии и Меркьюри (издательство Колумбийского университета, 1977), том. 2, с. 30.
- ^ Однажды, когда он протестует против того, что римляне разрешают свободу религии другим людям, но не христианам, и приводит вольсинийский культ Нортии как пример свободно исповедуемой религии ( Apologeticus 24; см. также « Religio licita ») . В другом месте Нортия появляется в каталоге божеств, над которыми высмеивает Тертуллиан, потому что находит их бессмысленно неясными ( Adnationes 2.8).
- ^ Гай Брэдли, Древняя Умбрия: государство, культура и идентичность в Центральной Италии от железного века до эпохи Августа (Oxford University Press, 2000), стр. 101-116. 100 и 201, цитируется Ф. Коарелли, «Романизация Умбрии», в книге «Романизация на Западе » под редакцией Х. Бласкеса и Х. Альвара (Мадрид, 1996), стр. 100 и 201. 63.
- ^ Лар метонимия был домашним божеством, использовавшимся здесь как дома или места рождения.
- ^ Тойфель , История латинской литературы (английское издание 1892 г.), том. 2, с. 362 со ссылкой на CIL 6.537 (= 2944 шекелей ). См. также Джейкоб Буркхардт , Эпоха Константина Великого (University of California Press, 1949, перепечатано в 1983 г.), стр. 129–130. На латыни:
Нортия, я кланяюсь тебе, lare cretus Вульсиния,
Проживавшие в Риме проконсулы-близнецы увеличили почет.
петь много стихов, петь песни, целый век,
Счастливое замужество Плациды посещали многие.
ликующие дети. Пусть дух горшков будет живым
остальные соединения вытянуты по закону судьбы.
Текст в интерпретации Дж. Мангаса и Д. Пласидо, Авиено: Ora martima: Descriptio orbis terrae; Феномены (History Editions, 2000), с. 16. - ^ Джордж Деннис , Города и кладбища Этрурии , (Лондон, 1878), том. 2, с. 24.
- ^ Информацию о других ритуальных практиках, связанных с гвоздем, см. в Таблице проклятий .
- ^ Ливий, Ab Urbe Condita 7.3.7: утверждает, что Вольсини также любят сравнивать гвозди, указывающие на количество лет, закрепленных в храме Нортии, этрусской богини. Цинций, автор таких памятников ,
- ^ Цицерон, Ad Atticum 4.14
- ^ Дарин Леу, Астрономия, погода и календари в древнем мире: парапегматы и родственные тексты в классических и ближневосточных обществах (Cambridge University Press, 2007), стр. 200.
- ^ HS Верснель, Триумф: исследование происхождения, развития и значения римского триумфа (Brill, 1970), стр. 274–276, 295. Эту точку зрения разделяет Саймон, «Боги в гармонии», стр. 53.
- ^ Саймон, «Боги в гармонии», с. 59.
- ^ Гораций , Кармен 3.24.5 в переводе Дэвида Ферри, Оды Горация (Фаррар, Штраус и Жиру, 1997), с. 231.
- ^ Гораций, Кармен 1.35.
- ↑ Гораций, Песня 1.35.16–17, он носил в руке гвозди и клинья .
- ^ Саймон, «Боги в гармонии», стр. 52–52, с контурным рисунком зеркала на стр. 22.
- ^ Р. С. Конвей был озабочен Ретией в начале 20 века; см. его статью «Италия (Древняя)» в « Энциклопедии религии и этики» (1915), т. 1, с. 7, с. 461; «Доэллинские надписи Пресоса», Ежегодник Британской школы в Афинах 8 (1901–1902), с. 147; «Некоторые вотивные подношения венецианской богине Рехтии», Журнал Королевского антропологического института 46 (1916). В дарственных надписях это имя встречается по-разному.
- ^ «Прослушивания за сентябрь 1904 г.», Сделки и протоколы Американской филологической ассоциации 35 (1904), стр. xxxii.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-каталог Nortia The Obscure Goddess