Jump to content

Допустимая религия

Квинт Флорент Тертуллиан

Religio licita («разрешенная религия», [1] также переводится как «одобренная религия». [2] ) — фраза, использованная в « Апологетикуме» Тертуллиана . [3] описать особый статус евреев в Римской империи . Это не был официальный термин в римском праве . [4]

Хотя оно встречается только в одном святоотеческом тексте и ни в каких классических римских источниках или надписях, [5] эта фраза породила множество научных предположений о ее возможном значении. Некоторые ученые зашли так далеко, что воображали, что все религии в Империи имели юридический статус либо licita , либо illicita , несмотря на отсутствие каких-либо древних текстов, относящихся к этим категориям. [6] Самая крайняя точка зрения заключается в том, что фраза Тертуллиана означает, что всем иностранным религиям требуется лицензия римского правительства. [7] Однако римский обычай разрешал или даже поощрял подчиненные народы римской провинции и иностранные общины в Риме сохранять свою исконную религию, если только определенные практики не считались подрывными или подрывными: [8] « Религия была licita для конкретной группы на основе племени или национальности и традиционных обычаев, а также при условии, что ее обряды не были оскорбительными для римского народа или его богов ». [9]

Тертуллиан использует эту фразу в отрывке, утверждая, что христианам должна быть предоставлена ​​такая же свобода исповедовать свою религию, как и любому другому жителю империи; сам отрывок, а не фраза religio licita , является свидетельством общей терпимости , обеспечиваемой римской религиозной системой . [10]

Иудаизм как licita

[ редактировать ]

Religio licita иногда воспринималась как формальное признание или хартия, исходящая от Юлия Цезаря и воплощенная в различных частях римского законодательства, касающихся евреев, задуманная как последовательная политика. [11] Фактически, различные привилегии и льготы, предоставленные евреям, были ответом на конкретные жалобы или просьбы, сделанные в контексте традиционной сети патронажа . [12] и не имело ничего общего с предполагаемым статусом religio licita . [13] В той степени, в которой римляне уважали иудаизм, это происходило из-за глубокой древности этой религии, а наследственная традиция рассматривалась как источник социальной и политической стабильности. [14]

Было замечено, что « римские магистраты обращались с евреями так, как они поступали, не потому, что они были сознательно терпимы, а просто потому, что у них не было причин препятствовать свободному осуществлению еврейских религиозных обрядов». [15]

Христианство как незаконное

[ редактировать ]

Хотя этот термин нигде не встречается, было высказано предположение, что объявление христианства как illicita было правовой основой для официальных преследований. Однако «ни одного закона, ни существующего раздела уголовного права, ни специального законодательства, направленного против христиан, не было, по которому христиане преследовались бы в первые два столетия». [16] В Риме не было единой политики или правового кодекса в отношении иностранных культов. [17] и до христианской гегемонии в IV веке не существовало юридического языка для обозначения понятия, аналогичного « ереси » или преступлениям против ортодоксальной религии. [18] Некоторые ученые утверждают, что христианство было объявлено religio illicita (недопустимой или незаконной религией) Нероном после Великого пожара в Риме в 64 году. [19] [20]

При Константине Великом христианство друидизм и другие религии стали терпимы согласно эдикту в 313 году. Терпимость не распространялась на религии, практиковавшие человеческие жертвоприношения , такие как Миланскому . Такое положение дел продолжалось до 380 года, когда никейское христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи , после чего начались гонения на нехристианские и неникейские культы. Присциллиан был казнен за ересь в 385 году, а Феодосий I объявил вне закона традиционные религиозные ритуалы Рима в 391 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Licita причастие прошедшего времени от licet , «разрешено, законно».
  2. ^ Йорг Рюпке , Религия римлян (Polity Press, 2007, первоначально опубликовано на немецком языке в 2001 г.), стр. 35.
  3. ^ Тертуллиан, Апологетикум 21.1.
  4. ^ Филип Фрэнсис Эслер, Сообщество и Евангелие в Евангелии от Луки – Деяния: социальные и политические мотивы богословия Лукана (Cambridge University Press, 1989, 1996), стр. 211, начинает свой анализ теории religio licita «с немедленного отказа от идеи о том, что в Риме существовал какой-то процесс лицензирования иностранных религий. Для этого нет никакого исторического подтверждения; ... никогда не существовало юридической категории religio licita ». См. также Рюпке, Религия римлян , с. 35; Соломон Грейзел, «Евреи и римское право», Jewish Quarterly Review , 59 (1968), стр. 93–117; Бен Уизерингтон III , Деяния апостолов: социально-риторический комментарий (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1997), с. 542; Джон Дж. О'Киф, статья «Religio licita», в Словаре еврейско-христианских отношений (Cambridge University Press, 2005), стр. 371.
  5. ^ Бенджамин Х. Исаак, Изобретение расизма в классической античности (Princeton University Press, 2004, 2006), с. 449; Тесса Раджак, «Существовала ли римская хартия для евреев?» Журнал римских исследований , 74 (1984), стр. 107–123. Как Стивен Уилсон, Родственные незнакомцы: евреи и христиане, 70–170 гг. Н. Э. (Аугсбургская крепость, 1995, 2005), стр. 68, отметил, что religio licita «является не римской, а христианской концепцией».
  6. ^ Филип А. Харланд, Ассоциации, синагоги и конгрегации: претендуя на место в древнем средиземноморском обществе (Аугсбургская крепость, 2003), с. 222.
  7. ^ Эслер, Сообщество и Евангелие в Евангелии от Луки – Деяния , с. 206, принимая во внимание Фоукса Джексона и Кирсоппа Лейка, Б.С. Истона и ранние работы Х. Дж. Кэдбери как примеры этой крайности интерпретации.
  8. ^ Исаак, Изобретение расизма в классической древности , с. 449; Йорг Рюпке, «Римская религия – религии Рима», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 4.
  9. ^ WHC Френд, Мученичество и преследования в ранней церкви: исследование конфликта от Маккавеев до Доната (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1967), стр. 106.
  10. ^ Сесилия Эймс, «Римская религия в видении Тертуллиана», в «Спутнике римской религии» , стр. 467.
  11. ^ Э. Мэри Смоллвуд, Евреи под римским правлением: от Помпея до Диоклетиана: исследование политических отношений (2-е изд.; Лейден: EJ Brill, 1981), стр. 539 и др .
  12. ^ Харланд, Ассоциации, синагоги и конгрегации , стр. 221–222; Леонард Виктор Рутгерс, «Римская политика в отношении евреев: изгнание из города Рима в первом веке нашей эры», Classical Antiquity , 13 (1994), стр. 58-59.
  13. ^ Эслер, Сообщество и Евангелие в Евангелии от Луки – Деяния , с. 211.
  14. ^ Эслер, Сообщество и Евангелие в Евангелии от Луки – Деяния , с. 215.
  15. ^ Леонард Виктор Рутгерс, «Римская политика в отношении евреев: изгнание из города Рима в первом веке нашей эры», Classical Antiquity 13 (1994), стр. 73.
  16. ^ JEA Crake, «Ранние христиане и римское право», Phoenix 19 (1965), с. 70.
  17. ^ TD Barnes, «Законодательство против христиан», Journal of Roman Studies 58 (1968), 50.
  18. ^ Рутгерс, «Римская политика», с. 68.
  19. ^ Де Сте. Круа, Джеффри (1963). Почему преследовались первые христиане . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 7.
  20. ^ Джеффри EM де Сте. Круа, «Почему преследовались ранние христиане?» Прошлое и настоящее , 26 (1963), стр. 6–38.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3e746ba9bca5e6de4f09ef88067cb0e__1715905140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/0e/d3e746ba9bca5e6de4f09ef88067cb0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religio licita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)