Вертумн
Вертумн | |
---|---|
Бог времен года, перемен, садов, фруктовых деревьев и роста растений. | |
Символы | садовые инструменты |
Фестивали | Вертумналия |
Супруга | Помона |
Эквиваленты | |
Этрусский эквивалент | Вольтумна |
В римской мифологии англ . Вертумн ( Латинское произношение: [wɛr'tʊmnʊs] ; также Vortumnus или Vertimnus ) — бог времен года, перемен [1] и рост растений, а также сады и фруктовые деревья. Он мог менять свою форму по своему желанию; используя эту силу, согласно ( » Овидия «Метаморфозам xiv), он обманом заставил Помону заговорить с ним, замаскировавшись под старуху и проникнув в ее сад , а затем используя повествовательное предупреждение об опасностях отказа от жениха (встроенное сказка об Ифисе и Анаксарете ), чтобы соблазнить ее. Сказку о Вертумне и Помоне назвали «первой исключительно латинской сказкой». [2]
Вертумна Фестиваль назывался Вертумналия и проводился 13 августа. [3]
Культ и происхождение
[ редактировать ]Имя Вортумнус, скорее всего, происходит от этрусского Вольтумна . На его формирование на латыни, вероятно, повлиял латинский глагол vertere, означающий «изменять», отсюда и альтернативная форма Vertumnus . Древние этимологии основывались на зачастую поверхностном сходстве звучания, а не на принципах современной научной лингвистики, но отражают древние интерпретации функций божества. [4] Описывая праздник Весты в своем стихотворении о римском календаре , Овидий вспоминает время, когда форум еще был тростниковым болотом, и «тот бог, Вертумн, имя которого подходит ко многим формам, / Еще не был назван от плотины обратно за реку» ( averso amne ). [5]
Варрон был убежден, что Вортумн был этрусским и главным богом. [6] Культ Вертумна прибыл в Рим около 300 г. до н. э., а храм ему был построен на Авентинском холме к 264 г. до н. э., когда Вольсинии (этрусская Велзна) пал перед римлянами. Проперций , главный литературный источник бога, также утверждает, что бог был этрусским и происходил из Вольсинии .
Проперций имеет в виду бронзовую статую Вортумна. [7] сделанный легендарным Мамурием Ветурием , которому также приписывают двенадцать ритуальных ( ancilia ) Марса щитов жрецов Салии . Бронзовая статуя заменила древнюю из клена статую ( хоанон ), предположительно привезенную в Рим во времена Ромула . [8] Статуя Вортумна (signum Vortumni) стояла в простом святилище, расположенном в Викус Тускус недалеко от Римского форума . [9] и был украшен в соответствии со сменой времен года. В своей поэме о боге Проперций заставляет статую Вортумна говорить от первого лица, как будто с прохожим. [10]
Основание статуи было обнаружено в 1549 году, возможно, оно все еще находится на месте , но с тех пор было утеряно. Надпись [11] в память о реставрации статуи при Диоклетиане и Максимиане в начале 4 века нашей эры . [12]
Неоклассическая традиция
[ редактировать ]Сюжет Вертумна и Помоны привлекал европейских скульпторов и художников XVI-XVIII веков, придавая замаскированный эротический подтекст в сценарии, в котором юная женская красота противопоставлялась пожилой старухе . Рассказывая эту историю в «Метаморфозах» , Овидий заметил, что поцелуи Вертумна никогда не давались старухами: [13] «Так что улыбка Цирцеи скрывает злое намерение, а горячие поцелуи Вертумна плохо сочетаются с маскировкой старухи». [14]
Этот предмет даже был вплетен в гобелены в серии с общей темой «Любовь богов» середины XVI века , среди которых брюссельский гобелен в Музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне, сотканный по карикатурам, приписываемым Яну Вермейену , должен быть одним из самых ранних. Франсуа Буше предоставил эскизы ткачу гобеленов Морису Жаку на мануфактуре гобеленов Гобеленов для серии, в которую входили Вертумнус и Помона (1775–1778). Похожая тема эротической маскировки встречается в образе Юпитера, ухаживающего за Каллисто в облике Дианы , пример которого находится в музее Дж. Пола Гетти .
Мадам де Помпадур , которая хорошо пела и изящно танцевала, сыграла роль Помоны в пасторали, представленной небольшой публике в Версале ; [15] скульптура Жана-Батиста Лемуана (1760 г.) намекает на это событие.
Камилла Клодель создала чувственную мраморную версию «Вертумна и Помоны» в 1905 году (Музей Родена, Париж).
Иосиф Бродский написал стихотворение о Вертумне.
Современные интерпретации
[ редактировать ]Дэвид Литтлфилд обнаруживает в этом эпизоде движение от изнасилования к взаимному желанию, происходящее на фоне упорядоченного, «цивилизованного» латианского ландшафта. [16]
И наоборот, Роксана Джентилкоре читает в своей дикции и повествовательных стратегиях образы обмана, завуалированной угрозы и соблазнения, в которых Помона, прирученная гамадриада, олицетворяющая теперь фруктовый сад, не имеет голоса. [17]
Галерея
[ редактировать ]- Рококо . et Pomone (1760) Жана-Батиста Лемуана Vertumne
- Вертумн и Помона (1682–1683) Луки Джордано .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Значит, Вертумнус, вот и настал год» ( Томас Нэш , «Последняя воля и завещание лета» (1592, напечатано в 1600 г.)).
- ^ Чарльз Фантацци назвал ее первой исключительно латинской сказкой «Возрождением римского мифа в сказке о Помоне-Вертумне», в Н. Барбу и др. , ред. Овидианум (Бухарест, 1976:288), как отмечает Роксана Джентилкоре в «Пейзаже желания: рассказ о Помоне и Вертумне в «Метаморфозах» Овидия» , Phoenix 49.2 (лето 1995:110-120), стр. 110 («Ее также называли первой исключительно латинской сказкой») и примечание 1.
- ^ Овидий, Фасти .
- ^ Эитмология Проперция, Элегия 4; комментарий Л. Ричардсона-младшего (1977), в котором отмечается, что этимология не является филологически обоснованной.
- ↑ Овидий, Фасти , Книга 6, 9 июня.
- ^ Варрон, De lingua latina V.46: «Ими [этруски] называли Вика Туска, и поэтому там стоял Вортумнус, потому что он был богом Этрурии».
- ^ Проперций, Элегия 4.2.41-46.
- ^ Дэниел П. Хармон, «Религия у латинских элегистов», Взлет и падение римского мира 2.16.3 (1986), стр. 1960–61; WA Camps, Propertius: Книга IV элегий (Cambridge University Press, 1968), стр. 77.
- ^ Майкл Си Джей Патнэм, «Храм Вортумнуса», Американский журнал археологии, том 71 , 2, стр. 177-179 (апрель 1967 г.).
- ^ EC Маркиз (1974) «Вертумн в Проперции 4, 2». Гермес , том 102 , № 3, стр. 491-500.
- ^ CIL VI.1.804: ВОРТУМН ВРЕМЕН ДИОКЛЕТИАНА И МАКСИМИАНА
- ^ Р. Ланчиани (1903) История раскопок Рима, том. II, с. 204ф.
- ↑ Такие истины, каких никогда не давал старик — Овидий , Метаморфозы .
- ^ Латейнер, Дональд (февраль – март 1996 г.). «Невербальное поведение в поэзии Овидия, прежде всего в «Метаморфозах 14». Классический журнал . 91 (3): 225–253.
- ^ «Почему «Деревенский прорицатель» — пастораль?» ; [ мертвая ссылка ]
См. также статью Деревенский прорицатель . - ^ Дэвид Литтлфилд (1965) «Помона и Вертумнус: плод истории в « Метаморфозах » Овидия » Арион , том 4 , стр. 470.
- ^ Роксана Джентилкор (1995) «Пейзаж желания: Повесть о Помоне и Вертумне в «Метаморфозах» Овидия» , Phoenix 49.2 (лето 1995: 110-120).