Фавн
Фавн | |
---|---|
Бог лесов, равнин и полей | |
Член Di Indigetes | |
![]() Статуя Фавна в замке Нордкирхен | |
Другие имена | Использовать |
Главный культовый центр | святыня на острове Тиберина |
Пол | мужской |
Фестивали | Фауналия (13 февраля и 5 декабря) |
Родители | Пикус и Каненс |
Супруга | Флора , Марика , Фауна |
Потомство | латинский |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Кастрюля |
Индоевропейский эквивалент | Пехусон |

В древнеримской религии мифах Фавн и [ ˈfau̯nʊs] был деревенским богом леса, равнин и полей; когда он сделал скот плодородным, его назвали Инуусом . В литературе его стали приравнивать к греческому богу Пану , после чего римляне изображали его как рогатого бога .
Фавн был одним из старейших римских божеств, известных как ди Индигетес . По словам эпического поэта Вергилия , он был легендарным царем латинян. К его тени обращались как к богине пророчеств под именем Фатуус с оракулами. [1] в священной роще Тибур Авентинском , вокруг колодца Албунеа и на холме в самом Древнем Риме . [2] [ нужна полная цитата ]
Марк Теренций Варрон утверждал, что ответы пророчества были даны в сатурнианских стихах . [3] Фавн открывал будущее в снах и голосах, которые сообщались тем, кто приходил спать в его владениях, лежа на руне принесенных в жертву ягнят. Фаулер (1899) предположил, что Фавн тождественен Фавонию , [4] [ нужен лучший источник ] один из римских богов ветра (ср. Анемоев ).
Этимология
[ редактировать ]имя Фавн Обычно считается, что происходит от прото-курсива * fawe или * fawono (вариант * fawōn(jo) ), что является родственным слову умбрийскому fons , foner («милосердный»). В конечном итоге оно может произойти от протоиндоевропейского (PIE) *bʰh₂u-n («благоприятный»), что также отражает древнеирландский búan («хороший, благоприятный, твердый») и средневаллийский Bun («девица, возлюбленная»). [5] [6] (стр. 102)
Другая теория утверждает, что Фавн является латинским результатом PIE * dhau-no- («душитель», таким образом обозначая «волка»), предположение, основанное на том факте, что два Луперци («люди-волки» ) , «волк») обычно рассматриваются как временные жрецы бога Фавна. [7] [8]
Источник
[ редактировать ]Фавн может иметь индоевропейское происхождение и быть родственником ведийского бога Рудры . [6] Считается, что до того, как он стал божеством природы, ему поклонялись традиционные римские фермеры. [9]
Супруги и семья
[ редактировать ]
В басне Фавн появляется как старый король Лациума, внук Сатурна , сына Пика и отец Латина от нимфы Марики (которая также иногда была матерью Фавна). После его смерти он возведен в положение божества-покровителя земли за многочисленные заслуги перед сельским хозяйством и скотоводством.
богиня подобных атрибутов, называемая Фауна и Фатуа В его поклонении участвовала . Ее считали его сестрой и женой. [2] Женское божество Бона Деа часто отождествляли с фауной.
Поскольку Пана сопровождал Панискои существование многих Фавнов, кроме главного Фавна. , или маленькие Паны, то предполагалось [2] Фавны — духи мест ( гении ) диких лесов. Образованные, эллинизированные римляне связывали своих фавнов с греческими сатирами , которые были дикими и оргическими пьяными последователями Диониса , имевшими особое происхождение.
Слияние с греческим Паном
[ редактировать ]Фавна естественным образом отождествляли с греческим богом Паном , который был пастырским богом-пастухом и, как говорили, жил в Аркадии . С возрастающим влиянием греческой мифологии на римскую мифологию в 3-м и 2-м веках до нашей эры римляне отождествляли свои собственные божества с греческими в так называемой интерпретации Romana .Однако многие считали эти два божества отдельными; например, эпический поэт Вергилий в своей «Энеиде » независимо упомянул и Фавна, и Пана.
Пан всегда изображался с рогами , в отличие от оригинального римского Фавна. Признак культурного смешения этих двух видов можно увидеть во многих римских изображениях Фавна, на которых Фавн также начал изображаться с рогами.
Фестивали
[ редактировать ]В воплощении Юстина Фавн отождествляется с Луперком («тот, кто отгоняет волка»), иначе говоря, жрецом Фавна. Ливий назвал Инууса богом, которому первоначально поклонялись в Луперкалии 15 февраля, когда его жрецы ( Луперки ) носили козлиные шкуры и били прохожих кнутами из козлиных шкур.
В его честь отмечались два праздника, получившие название «Фауналия» : один 13 февраля в храме Фавна на острове в Тибре , другой 5 декабря, когда крестьяне приносили ему деревенские подношения и развлекались танцами. [2]

Эвгемеристическое латинским описание сделало Фавна королем , сыном Пика и Канена . После его смерти его почитали как бога Фатууса , ему поклонялись в священном лесу за пределами нынешнего Тиволи , но со времен этрусков он был известен как Тибур, резиденция Тибуртинской Сивиллы . Его божественное присутствие узнавали по волчьим шкурам, венкам и кубкам.
В Нонноса « Дионисии » Фавн/Фавнос сопровождал Диониса, когда бог вел кампанию в Индии. [10]
Позднее поклонение
[ редактировать ]Фавну поклонялись во всей Римской империи на протяжении многих веков. Примером этого был набор из тридцати двух ложек IV века, найденный недалеко от Тетфорда в Англии в 1979 году. На них было выгравировано имя «Фавн», и на каждой был свой эпитет после имени бога. На ложках также были христианские символы, и было высказано предположение, что изначально они были христианскими, но позже были взяты и посвящены Фавну язычниками. IV век был временем крупномасштабной христианизации , и это открытие свидетельствует о том, что даже во время упадка традиционной римской религии богу Фавну все еще поклонялись. [11] [12]
В Галлии Фавна отождествляли с кельтским Дузиосом . [13] [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Описания Фавна как пророческого божества см.:
Вирджил . Энеида . vii.81.
OvidОвидий быстро iv. 649
CiceroЦицерон О природе богов ii.6, iii.15
CiceroЦицерон О гадании я.101
Дионисий Галикарнасский . Римские древности (на греческом языке ) . т.16.
PlutarchПлутарх Нума Помпилиус хв.3
LactantiusЛактанций Учреждения я.22.9
ServiusСлуга На « Энеиде» viii.314 - ^ Перейти обратно: а б с д Пек, Гарри (1897). «Фауналия Фаустина». Словарь классической литературы и древностей Харпера. Издательство Harper & Brothers. 662-663.
- ^ Варрон . Латинского языка . VII. 36.
- ^ Фаулер, WW (1899). Римские праздники периода республики: введение в изучение религии римлян . Лондон, Великобритания: Macmillan and Co. p. 259 . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ де Ваан 2008 , стр. 205–206.
- ^ Перейти обратно: а б Нечас Храсте, Даниэль; Вукович, Крешимир (2011). «Рудра-Шива и Сильван-Фавн: дикий и благоприятный». Журнал индоевропейских исследований . 39 (1–2): 100–115. ISSN 0092-2323 .
- ^ Брикель 1974 , с. 31.
- ^ Сержант 1991 , с. 18: «...самый близкий термин - латинский Faunus, который, по отношению к Luperci, должен быть волком»
- ^ «Фавн (древний итальянский бог)» . Британская энциклопедия . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «ФАВН (Phaunos) — греческий бог лесов (римский Фавн)» . www.theoi.com . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ Хаттон, Р. (1991). Языческие религии древних Британских островов . Блэквелл. стр. 260–261. ISBN 0-631-17288-2 .
- ^ Уоттс, Дороти Дж. (март 1988 г.). «Сокровище Тетфорда: переоценка» . Журнал антикваров . 68 (1): 55–68. дои : 10.1017/S0003581500022484 . S2CID 163068059 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ PapiasПапий Начальная школа
Они называют Дусии, которых римляне называют Faunus ficarius .
- как цитирует
- как цитирует
- ^ Макфарлейн, Кэтрин Нелл (1980). «Исидор Севильский о языческих богах ( Происхождение VIII. 11)». Труды Американского философского общества . 70 (3): 36–37. дои : 10.2307/1006189 . JSTOR 1006189 .
Библиография
[ редактировать ]- Брикель, Доминик (1974). «Проблема даунцев» . Смеси французской школы Рима . 86 (1): 7–40. дои : 10.3406/mefr.1974.962 .
- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 9789004167971 .
- Хаммонд, ШФЛУ; Скаллард, Х.Х., ред. (1970). Оксфордский классический словарь . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869117-3 .
- Нечас Храсте, Д.; Вукович, К. (2011). «Рудра-Шива и Сильван-Фавн: дикий и благоприятный». Журнал индоевропейских исследований . 39 (1 и 2): 100–115. ISSN 0092-2323 .
- Сержант Бернард (1991 г.). «Индоевропейские этнозоонимы» . Диалоги древней истории . 17 (2): 9–55. дои : 10.3406/dha.1991.1932 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нунан, JD (1993). «Даунус/Фавн в «Энеиде» 12». Классическая античность . 12 (1): 111–125. дои : 10.2307/25010986 . JSTOR 25010986 . По состоянию на 3 января 2023 г.