Римские фестивали
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Фестивали в древнем Риме были очень важной частью римской религиозной жизни как в республиканскую , так и в имперскую эпоху и являлись одной из основных особенностей римского календаря . Feriae («праздники» в смысле «святые дни»; в единственном числе также Feriae или dies Ferialis ) были либо публичными (publicae) , либо частными ( privatae ) . Государственные праздники отмечались римским народом и получали государственное финансирование. Игры ( ludi ) , такие как Ludi Apollinares , технически не были фериями , но дни, в которые они отмечались, были dies festi , праздниками в современном смысле выходных дней. Хотя ферии оплачивались государством, люди часто финансировались богатыми людьми. Feriae privatae — праздники, отмечаемые в честь частных лиц или семей. [1] В этой статье рассматриваются только государственные праздники, включая обряды, проводимые государственными священниками Рима в храмах, а также празднования кварталов, семей и друзей, проводимые одновременно по всему Риму.
Государственные праздники были трех видов:
- Стативы были ежегодными праздниками, которые имели фиксированную или стабильную дату в календаре.
- Conceptivae были ежегодными праздниками, которые были передвижными праздниками (например, Пасха по христианскому календарю или День Благодарения в Северной Америке); дату объявляли магистраты или священники . ответственные за них
- Imperativae — праздники, проводимые «по требованию» (от глагола impero, imperare — «приказывать, приказывать»), когда требовались особые торжества или искупления. [2]
Одним из наиболее важных источников римских праздников является « , » Овидия Фасти неполная поэма, описывающая и объясняющая происхождение праздников с января по июнь во времена Августа .
Соблюдение ферий
[ редактировать ]Варрон определял ферии как «дни, установленные ради богов». [3] проводились религиозные обряды На ярмарках , а общественная деятельность была приостановлена. Даже рабам полагалось давать какой-то отдых. Цицерон конкретно говорит, что свободные люди не должны заниматься тяжбами и ссорами, а рабы должны отдыхать от своих трудов. [4] Авторы-аграрники признали, что некоторые работы на ферме все еще необходимо выполнять, и уточнили, какие именно. Некоторые сельскохозяйственные работы, не разрешенные иным образом, можно было выполнить, если заранее было совершено искупление ( piaculum ) , обычно принесение в жертву щенка. [5] В Риме фламинам и священнику, известному как Rex Sacrorum, не разрешалось даже видеть выполненную работу.
На практическом уровне те, кто «непреднамеренно» работал, могли заплатить штраф или предложить пиакулум , обычно свинью. По мнению некоторых экспертов по религиозному праву, работа, считавшаяся жизненно важной либо для богов, либо для сохранения человеческой жизни, была простительна. Хотя римляне были обязаны не работать, от них не требовалось совершать никаких религиозных действий, если они не были священниками или не выполняли семейные обряды ( sacra gentilicia ) . [6]
Список фестивалей по месяцам
[ редактировать ]Ниже приводится помесячный список римских фестивалей и игр, которые имели постоянное место в календаре. Для некоторых указывается дата их первого создания. Праздник божества часто отмечал годовщину ( dies natalis , «день рождения») основания храма или его повторное освящение после капитального ремонта. Фестивали, не названные в честь божеств, считаются одними из старейших в календаре. [7]
Некоторые религиозные обряды проводились ежемесячно. Первым днем месяца были календы (или календы, от которых происходит английское слово «календарь»). Каждая календа была посвящена Юноне , а Regina Sacrorum («Королева обрядов», публичная жрица) отмечала этот день, председательствуя на жертвоприношении богине. Первоначально понтифик и Rex Sacrorum сообщили о появлении новолуния , а понтифик объявил, произошло ли ноны 5 или 7 числа того же месяца. На «Ноне» были сделаны объявления о событиях, которые состоятся в этом месяце; за исключением Поплифугии , перед Нонами не проводилось никаких крупных фестивалей, хотя могли проводиться и другие церемонии, такие как годовщины посвящения храмов. Иды посвящены (обычно 13-е, а в некоторые месяцы 15-е) были Юпитеру . вели белого ягненка В каждую Иду по Священной дороге в Капитолий для принесения в жертву Юпитеру.
Список также включает другие известные публичные религиозные мероприятия, такие как жертвоприношения и шествия, которые наблюдались ежегодно, но не являются ни Feriae , ни dies natales. Если не указано иное, календарь соответствует календарю Его Святейшества Скалларда « Фестивали и церемонии Римской республики» .
январь
[ редактировать ]- 1 ( Календы ): начиная с 153 г. до н.э., консулы вступали в должность в этот день, сопровождаясь vota publica (публичными клятвами на благо республики, а затем и императора) и принятием покровительства . Фестивали также проводились в честь импортированного культа Эскулапа и малоизвестного бога Ведиовиса . [8]
- : наиболее распространенные даты Компиталии , передвижного праздника. 3–5
- 5 (Нет): Dies natalis (день основания) святилища Вика Пота на Велианском холме. [9]
- 9: Агоналия в честь Януса , в честь которого назван месяц январь; первый из как минимум четырех фестивалей под названием Агоналия в течение года
- 11 и 15: Карменталия с Ютурной , празднуемой также 11 числа.
- 13 (Иды)
- 24–26: наиболее распространенные даты Sementivae , концептуальной ярмарки посева, возможно, также известной как Паганалии, празднуемой паги.
- 27: Dies natalis Храма Кастора и Поллукса или, возможно, знаменует его повторное освящение (см. также 15 июля); Люди Касторес («Игры на роликах») отмечались в Остии в имперский период.
февраль
[ редактировать ]В архаичном римском календаре февраль был последним месяцем года. Название происходит от слова фебруа , «средство очищения, искупительная жертва». Это ознаменовало собой поворот сезона: 5 февраля стал официальным первым днем весны, ознаменовав возобновление сельскохозяйственной деятельности после зимы. [10]
- 1 (Календы): Dies natalis для Храма Юноны Соспита, Матери и Королевы; Сакра в роще Алерна , близ Тибра, у подножия Палатинского холма.
- 5: Dies natalis для храма Согласия на Капитолийском холме.
- 13 (Иды): малый фестиваль Фавна на острове Тибр.
- 13–22: Паренталия , поминовение предков и умерших среди семей.
- 15: Луперкалия
- 17: последний день Feriae Conceptivae Fornacalia , Фестиваля духовок; Квириналия в честь Квирина
- 21: Фералия , единственное публичное наблюдение Паренталии, отмеченное буквой F (dies festus) в некоторых календарях и FP (обозначение неопределенного значения) в других, с темными обрядами, направленными на богов внизу ( di inferi ).
- 22: Каристия (или Cara Cognatio, «Дорогие сородичи»), общий обед, приготовленный всей семьей и разделенный в духе любви и прощения.
- 23: Терминалия , в честь Терминуса
- 24: Регифугиум
- 27: Эквиррия , первый из двух фестивалей скачек на Марсе.
Мартий
[ редактировать ]В старом римском календаре (возможно, вплоть до 153 г. до н.э.) mensis Martius («Месяц Марса») был первым месяцем года. Это один из немногих месяцев, названных в честь бога Марса , чьи фестивали доминируют в этом месяце.
- 1 (Календы): первоначальный Новый год, когда возобновился священный огонь Рима; танцующее вооруженное жречество Салии праздновало Feriae Marti (праздник Марса), который был также dies natalis («день рождения») Марса; также Матроналия в честь Юноны Люцины , матери Марса.
- 7: второй фестиваль Ведиовиса
- 9: умирает религиозный человек , когда Салии снова носят священные щиты ( ancilia ) по городу.
- 14: вторая Эквиррия , от Feriae Marti, также называемая Мамуралией или священным Мамурио.
- 15 (Иды): Ферии Иови , посвященные Юпитеру , а также праздник года богини Анны Перенны.
- 16–17: шествие Аргеев .
- 17: Либералия , в честь Либера ; также Агоналия Марса
- 19: Квинкватр , позже расширенный до пятидневного праздника как Квинкватрия, Feriae Marti , но также и праздник Минервы ее храм на Авентинском холме . , возможно, потому, что в этот день был посвящен
- 23: Tubilustrium , очищение труб.
- 24: день, отмеченный QRCF, когда Комиция Калата собралась для утверждения завещаний.
- 25: Илария . Двухнедельный фестиваль, посвященный оплакиванию Кибелы (пост, бичевание, тауроболиум, гирлянды, омовение) о смерти и ликованию по поводу воскресения ее смертного возлюбленного Аттиса .
- 31 год: годовщина храма Луны на Авентине.
апрель
[ редактировать ]Главным концептуальным праздником апреля стал Латинский фестиваль .
- 1 (Календы): Венералия в честь Венеры.
- 4–10: Ludi Megalenses или Megalesia, в честь Magna Mater или Кибелы , чей храм был освящен 10 апреля 191 г. до н.э.
- 5: годовщина Храма Фортуна Публика.
- 12–19: Цериалия или Луди Церери, фестиваль и игры Цереры , основанные в 202 г. до н.э.
- 13 (Иды): годовщина Храма Юпитера Виктора.
- 15: Фордицидия , подношение беременной коровы Теллусу («Земле»).
- 21: Парилия , деревенский праздник в честь Палеса и dies natalis Рима.
- 23: первый из двух винных фестивалей ( Виналия ), Виналия Приора для вина прошлого года, проводившийся первоначально для Юпитера, а затем для Венеры.
- 25: Робигалия , сельскохозяйственный фестиваль, связанный с жертвоприношением собак.
- 27 (28 по юлианскому календарю ) по 1 мая: Ludi Florales в честь Флоры , продленный до 3 мая при Империи.
Главный
[ редактировать ]этого Концептуальной ярмаркой месяца была Амбарвалия .
- 1 (Календы): Игры Флоры продолжаются; жертвоприношение Майе ; годовщина Храма Бона Деа на Авентине; обряды для Lares Praestites , опекунов города Рима
- 3: в имперский период последний праздник Флоры или годовщина одного из ее храмов.
- 9, 11, 13: Лемурия , праздник мёртвых с общественными и домашними обрядами, возможно, с жертвоприношением Мании 11-го числа.
- 14: годовщина Храма Марса Непокоренного (Марс Непокоренный); вторая процессия Аргеев [11]
- 15 (Иды): Меркуралии , в честь Меркурия ; Праздник Юпитера
- 21: одна из четырех Агоналий , возможно, третий фестиваль Ведиовиса.
- 23: второй Tubilustrium ; Праздники Вулкана
- 24: QRCF , после Tubilustrium, как и в марте.
- 25: годовщина Храма Фортуны Примигении.
Июнь
[ редактировать ]Скаллард назначает Таврические игры 25–26 июня. [12] но другие ученые сомневаются, что эти игры имели фиксированную дату или повторялись регулярно. [13]
- 1 (Календы): годовщины Храма Юноны Монеты; Храма Марса на склоне (склоне, улице) за пределами Порта Капена ; и, возможно, Храма Бурь ( богинь бури); также фестиваль сложной богини Кардеи или Карны.
- 3: годовщина Храма Беллоны
- 4: годовщина восстановления храма Геркулеса Кустоса.
- 5: годовщина храма Дия Фидия.
- 7: Люди Пискатории , «Рыбацкие игры».
- 7–15: Весталия , в честь Весты ; 9 июня стало религиозной смертью. для нее
- 8: годовщина Храма Менса
- 11: Матралия в честь Матери Матуты ; также годовщина Храма Фортуны на Бычьем форуме.
- 13 (Иды): Праздники Юпитера.
- 13–15: Quinquatrus minusculae , меньший Quinquatrus, прославляемый тибицинами , флейтистами в роли аккомпаниаторов религиозных церемоний.
- 19: поминки в храме Минервы на Авентине, годовщина которого отмечалась 19 марта.
- 20: годовщина Храма Суммануса.
- 24: фестиваль Форс Фортуна , который «кажется, был шумным». [14]
- 27: плохо засвидетельствованное празднование в честь Ларов ; годовщина Храма Юпитера Статора
- 29: годовщина Храма Геркулеса Мусарума , Геркулеса Муз
До переименования в честь Юлия Цезаря этот месяц назывался Quinctilis или Quintilis , первоначально это был пятый месяц (квинт-), когда год начинался в марте. С этого момента в календаре месяцы имели числовые обозначения.
- 1 (Календы): едва засвидетельствованная годовщина храма Юноны Фелиситас.
- 5: Поплифугия
- 6–13: Люди Аполлинарес , игры в честь Аполлона , впервые проведенные в 212 г. до н. э. как однодневное мероприятие (13 июля) и учрежденные как ежегодные в 208 г. до н. э.
- 6: Годовщина храма Фортуны Мулиебрис.
- 7 (Нет): Девятая Капротина ; Фестиваль служанок; [15] жертвоприношение Консусу неустановленными публичными священниками (sacerdotes publici) ; также небольшой фестиваль в честь двух Палеев
- 8: Голгофа
- 14–19: серия рынков или ярмарок ( mercatus ) после Ludi Apollinares; не религиозные праздники
- 15 (Иды): Transvectio equitum , кавалерийское шествие.
- 17: годовщина Храма Хоноса и Виртуса; жертва во имя Победы
- 18: dies ater («черный день», что означает день дурного предзнаменования), отмечающий поражение римлян от галлов в битве при Аллии в 390 г. до н.э., что привело к разграблению Рима галлами.
- 19, 21: Лукария
- 20–30: Ludi Victoriae Caesaris, «Игры Победоносного Цезаря», проводимые ежегодно с 45 г. до н. э. [16]
- 22: годовщина Храма Согласия у подножия Капитолия.
- 23: Нептуналия в честь Нептуна.
- 25: Фурриналия , государственный праздник в честь Фуррины.
- 30: годовщина Храма Фортуны сего дня
До переименования в честь Августа Цезаря этот месяц назывался Секстилис, первоначально это был шестой месяц (секс-), когда год начинался в марте.
- 1 (Календы): годовщина Храма Спес (Надежды) в Голориуме Форума , а также празднования «двух Побед» на Палатине.
- 3: Supplicia canum («наказание собак») необычное жертвоприношение собак и процессия в храмах Ювентаса («Юность») и Суммануса, связанные с галльской осадой.
- 5: публичное жертвоприношение на в храме Салуса Квиринале.
- 9: публичное жертвоприношение Sol Indiges
- 12: жертвоприношение телицы Геркулесу Непокоренному с возлиянием из скифоса Геракла.
- 13 (Иды): праздник Дианы на Авентине ( Неморалия ), на котором рабам дается выходной; другие божества, почитаемые в их храмах, включают Вортумнуса , Фортуну Эквестриса, Геркулеса Виктора (или Инвиктуса в Тройных воротах ), Кастора и Поллукса , Каменей и Флору.
- 17: Портуналия в честь Портуна ; годовщина Храма Януса
- 19: Vinalia Rustica , первоначально в честь Юпитера, но позже Венеры.
- 21: Консуалия с жертвоприношением на Авентине.
- 23: Вулканалия или Вулкан Фериэ в честь Вулкана , вместе с жертвоприношениями Майе, Нимфам в кампо («в поле», возможно, на Марсовом поле ), Ops Opifera и Хоре.
- 24: жертвоприношения Луне на Грекостазе ; таинственная ритуальная яма под названием Мундус. и первый из трех дней, когда была открыта
- 25: Opiconsivia или Feriae Opi в честь Ops Consivae в Regia.
- 27: Вольтурналии , когда Фламен Вольтурналис принесли жертву Вольтурнусу.
- 28: Игры в Большом Цирке ( Circenses ) для Солнца и Луны.
- 1 (Календы): церемонии Юпитера Тонанса («Громовержца») на Капитолии и Юноны Регины на Авентине.
- 5: годовщина одного из храмов Юпитера Статора.
- 5–19, Люди Романи или Люди Магни, «старейшие и самые известные» из людей. [17]
- 13 (Иды): годовщина Храма Юпитера Оптимуса Максимуса; или пир Юпитера ; эпулум Капитолийской триады
- 14: Equorum пробацио («Одобрение лошадей»), кавалерийский парад имперского периода.
- 20–23: дни, отведенные для рынков и ярмарок ( mercatus ), сразу после Ludi Romani.
- 23: годовщина повторного освящения храма Аполлона на Марсовом поле; Латона также была удостоена чести
- 26: годовщина храма Венеры Прародительницы, обещанного Юлием Цезарем.
Октябрь
[ редактировать ]- 1 (Календы): церемонии Фидес и Сорориума Тигиллум.
- 3–12: Люди Августалес, основанные в 14 году нашей эры после смерти Августа на основе Августалий. [18]
- 4: Ieiunium Cereris , день поста в честь Цереры , установленный в 191 г. до н.э. как пятилетний ежегодным. праздник, сделанный Августом
- 5: второй из трёх дней Мундуса. открытия
- 6: dies ater («черный день») в ознаменование годовщины битвы при Араузио (105 г. до н. э.).
- 7 (Нет): обряды для Юпитера Фульгура (Юпитера дневных молний) и Юноны Куритис.
- 9: обряды в святилищах Гения Публикуса , Фаусты Фелиситас и Венеры Победительницы на Капитолии.
- 10: церемонии по случаю повторного освящения храма Юноны Монеты.
- 11: Средиземноморье
- 12: Августалия , празднуемая с 14 г. н. э. в честь обожествленного Августа , установленная в 19 г. до н. э. с новым алтарем и жертвоприношением Фортуне Редукс. [19]
- 13: Фонтиналия в честь Фонса
- 14: церемонии, посвященные восстановлению Храма Пенатов Деи на Велианском холме.
- 15 (Иды): октябрьское жертвоприношение коня Марсу на Марсовом поле ; также Ферии Юпитера
- 19: Армилустриум , религиозный день в честь Марса.
- С 26 по 1 ноября: Ludi Victoriae Sullanae , «Игры победы Суллы», учрежденные как ежегодное мероприятие в 81 г. до н.э.
ноябрь
[ редактировать ]- 1 (Календы): Люди собираются закрыть Сулланские Игры Победы.
- 4–17: игры. Плебейские
- 8: третий из трёх дней, когда Мундус. была открыта ритуальная яма
- 13 (Иды): трапеза в четверг ; также церемонии Феронии и Фортуны Примигениае.
- 14: второе испытание лошадей (кавалерийский парад), как и 15 июля.
- 18–20: рынки и ярмарки ( mercatus ).
декабрь
[ редактировать ]- 3. Обряды Бона Деа только для женщин.
- 5 (Нет): сельский фестиваль фавна , проводимый паги.
- 8: праздник Тиберия Патера и Геи.
- 11: Агоналия для коренных народов ; также (вероятно, не связанный с этим) Септимонтий
- 12: церемонии в храме Консуса на Авентине.
- 13 (Иды): dies natalis Храма Теллуса и связанный с ним лектистерний Цереры.
- 15: Consualia или Feriae for Consus, второе число года.
- 17–23: Сатурналии в честь Сатурна с публичным ритуалом 17 числа.
- 18 Эпоналия в честь Эпоны
- 19: Опалия в честь Опса
- 21: Дивалия в честь Анджероны ; Геракл и Церера также получили жертву.
- 22: годовщина храма Лареса Пермарини в Портике Минуции.
- 23: Ларенталия ; поминки храмов Дианы и Юноны Регины в цирке Фламиния и Темпестатов ; Сигиллария , последний день Сатурналий, посвященный раздаче подарков.
- 25: Dies Natalis Solis Invicti («День рождения непокоренного Солнца»); Брумалия (обе Имперские)
Концептуальные праздники
[ редактировать ]Следующие «переносные праздники» перечислены примерно в хронологическом порядке.
- Компиталия , проходившая где-то между 17 декабря (Сатурналии) и 5 января; в более поздней Империи они регулярно проводились 3–5 января, но Макробий (V век н.э.) всё равно относил их к категории Conceptivae . [20]
- Sementivae , праздник посева в честь Теллуса и Цереры, установленный 24–26 января Овидием, который считает эти ферии тем же, что и Паганалии; Варрон может указать, что это были отдельные праздники. [21]
- Форнакалия , фестиваль выпечки в середине февраля, отмечаемый куриями , 30 архаичными подразделениями римского народа; дата была объявлена Curio maximus и установлена для каждой курии индивидуально, с общей Форнакалией 17 февраля для тех, кто пропустил свою собственную или не был уверен, к какой курии они принадлежат.
- Амбурбиум , церемония очищения города (городов) в целом, возможно, проводившаяся где-то в феврале.
- Feriae Latinae (Латиноамериканский фестиваль), главная и очень старая концепция апреля.
- Амбарвалия , очищение полей в мае.
Розалия Feriae или «Фестиваль роз» также не имел фиксированной даты, но технически не был одним из Conceptivae , дата которого объявлялась публичными священниками на основе архаичной практики.
Обязательные праздники
[ редактировать ]Фестивали также проводились в Древнем Риме в ответ на определенные события или с определенной целью, например, чтобы умилостивить или выразить благодарность богам. Например, Ливий сообщает, что после разрушения римлянами Альбы-Лонги в VII веке до нашей эры и переселения альбанского населения в Рим, сообщалось, что на Монс-Альбанус пролился каменный дождь . Для расследования этого сообщения была отправлена римская депутация, и стал свидетелем нового ливня камней. Римляне восприняли это как знак недовольства албанских богов, поклонение которым было прекращено после эвакуации Альба-Лонги. Далее Ливий сообщает, что римляне учредили публичный девятидневный праздник по наущению либо «небесного голоса», услышанного на Монс Альбанус, либо гаруспиков . Ливий также говорит, что в Риме давно сложилась практика: всякий раз, когда сообщалось о каменном дожде, в ответ объявлялся девятидневный фестиваль. [22]
Еще один нерегулярный праздник — Светские игры . В течение нескольких дней государство устраивало жертвоприношения, устраивало развлечения и игры, стремясь стать величайшим зрелищем, которое когда-либо видел кто-либо из живущих. Эти игры планировалось проводить каждые 100 лет, чтобы они проводились только один раз в жизни человека. В какой-то момент одновременно проводились два цикла Светских игр, в результате чего появились люди, которые фактически стали свидетелями этого дважды в своей жизни.
Рынок
[ редактировать ]Существительное mercatus (множественное число mercatūs ) означает «торговля» или «рынок» в целом, но оно также относится к ярмаркам или рынкам, проводимым сразу после определенных ludi . Цицерон сказал [23] что Нума Помпилиус , полулегендарный второй царь Рима , учредил меркатус в связи с религиозными праздниками для облегчения торговли, поскольку народ уже собирался в большом количестве. В ранние времена эти меркатусы , возможно, играли роль в оптовой торговле, но по мере того, как торговля в Риме становилась более сложной, к концу республики они, похоже, превратились в розничные ярмарки, специализирующиеся на праздничном рынке. Сигиллариа , прикрепленная к Сатурналиям , возможно, была меркатом в этом смысле . Выживание в фасти [24] запись Mercatus Apollinares , 14–19 июля; Mercatus Romani , 20–23 сентября; и Mercatus Plebeii , 18–20 ноября. Возможно, существовали и другие. Английское слово «fair» происходит от латинского слова «feria» . [25]
«Римские каникулы» как тропа
[ редактировать ]К началу девятнадцатого века и особенно в ответ на кровавую бойню последних лет Французской революции термин «римские каникулы» приобрел зловещие аспекты, подразумевая событие, которое вызывает удовольствие или прибыль за счет или происходит от страдания других, как в этом отрывке об умирающем гладиаторе из « Паломничества Чайльд-Гарольда» лорда Байрона :
Там играли его молодые варвары,
Там была их мать-дакийка — он их отец,
Зарезали, чтобы устроить римские каникулы». [26]
Более благосклонно эта фраза была использована в качестве названия романтического фильма « Римские каникулы» , действие которого происходит в Риме .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 38–39.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, с. 39.
- ^ Варрон, De lingua latina 6.12 (days deorum causa instituti , цитируется Скаллардом, стр. 39, отмечая также фразу dis dedicati , «посвященный богам», в Macrobius , Saturnalia 1.16.2.
- ^ Цицерон, De legibus 2.29, цитируется Скаллардом, стр. 39.
- ^ Катон Старший , De agricultura 138; Колумелла 2.21.2; Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, с. 39.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, стр. 39–40.
- ^ Хендрик Вагенворт , «Initia Cereris», в «Исследованиях римской литературы, культуры и религии» (Brill, 1956), стр. 163–164.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , стр. 52–58.
- ^ Записано только в Fasti Antiates .
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, стр. 70–71.
- ^ Альтернативно датировано 15 мая.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 156.
- ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 543; Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (издательство Эдинбургского университета, 2000), стр. 82.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 155.
- ↑ Записано только Полемием Сильвием .
- ^ Суми, Джеффри С. (1 августа 1997 г.). «Обзор: Комета 44 г. до н. э. и погребальные игры Цезаря» . Классический обзор Брин Мора .
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 183.
- ^ Мэтью Бансон, Словарь Римской империи (Oxford University Press, 1995), стр. 246–247; Ролан Оге, Жестокость и цивилизация: Римские игры (Routledge, 1972, 1994), стр. 212–213.
- ^ Джон Шейд , «Чтить принцепса и почитать богов: общественный культ, соседские культы и императорский культ в Августовском Риме», перевод Джонатана Эдмондсона , в Augustus (Edinburgh University Press, 2009), стр. 288–290.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 58.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 68.
- ^ Ливий , Из основанного города , 1:31
- ^ Цицерон , Республика 2.27.
- ^ Fasti Antiates Ministryorum , Fasti Fratrum Arvalii и «так называемые» Fasti Maffeani = Inscriptiones Italiae XIII.2.377
- ^ Клэр Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме: розничная торговля в поздней республике и принципате (Oxford University Press, 2012), стр. 189–190, 193.
- ^ «Жестокость». Оксфордский словарь фраз, высказываний и цитат, 2-е издание. Сьюзан Рэтклифф, изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002, 109–110.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Качор, Идалиана (2018). «Характеристика римских женских божеств». В: Studia Ceranea: Журнал Исследовательского центра истории и культуры Средиземноморья и Юго-Восточной Европы Вальдемара Серана 8 (декабрь): 23–41. https://doi.org/10.18778/2084-140X.08.02 .