мамуралия
В древнеримской религии Mamuralia античности или Sacrum Mamurio («Обряд Мамурия») — праздник , проводившийся 14 или 15 марта, названный только в источниках поздней . По словам Джоаннеса Лидуса , старика, одетого в звериные шкуры, ритуально избивали палками. [ 1 ] Имя связано с Мамурием Ветурием , который по традиции был мастером, изготовившим ритуальные щиты ( ancilia ), висевшие в храме Марса . Поскольку римский календарь первоначально начинался в марте, Sacrum Mamurio обычно рассматривается как ритуал, отмечающий переход от старого года к новому. Он имеет некоторые общие характеристики с козла отпущения или фармакоса ритуалом .
Ремесло Мамурия
[ редактировать ], поручил Мамурию Согласно легенде, Нума , второй царь Рима изготовить одиннадцать щитов, идентичных священному анцилу , упавшему с небес как залог предназначения Рима править миром. Анчиле был одним из священных гарантов римского государства ( Pignora Imperii ) . [ 2 ] а копии предназначались для сокрытия личности оригинала и предотвращения его кражи; таким образом, это было своего рода «общественной тайной». [ 3 ]
Щиты находились под опекой жрецов Марса Салии , которые использовали их в своих ритуалах. В качестве оплаты Мамурий потребовал, чтобы его имя было сохранено и упомянуто в песне салиев « Кармен Салиаре» , когда они выполняли движения щитами и исполняли свой вооруженный танец. [ 4 ] Сохранились фрагменты этого архаичного гимна , в том числе обращение к Мамурию. [ 5 ] В нескольких источниках упоминается призыв к гимну и история кузнеца, но только Лид описывает ритуал как избиение старика.
Предполагалось также, что Мамурий изготовил бронзовую замену кленовой статуи Вертумна , привезенной в Рим во времена Ромула. [ 6 ] Возможно, он был осканом и считался похороненным на своей родине, поскольку в конце поэмы о Вертумне Проперций заставляет бога выразить пожелание, чтобы осканская земля не истощила умелые руки Мамурия. [ 7 ] Ветуриус считается либо этрусской , либо осканской фамилией. [ 8 ]
«Мамурий Ветурий» стал прозвищем Марка Аврелия Мариуса Августа , бывшего кузнеца или мастера по металлу, который некоторое время был римским императором в 269 году. [ 9 ]
Календарь и имя
[ редактировать ]Предполагается, что божественный щит упал с неба 1 марта, в первый день месяца Мартия , названного в честь бога Марса . В самом раннем римском календаре, который, как полагали римляне, был установлен Ромулом , десятимесячный год начинался с месяца Марса, и сам бог, таким образом, ассоциировался с сельскохозяйственным годом и циклом жизни и смерти. Число анцилий соответствует двенадцати месяцам в реформированном календаре, приписываемом Нуме, и ученые часто интерпретируют Мамуралию как первоначально новогодний праздник с различными объяснениями того, как он был перенесен с начала месяца на середину.
Мамуралия названа так только в календарях и источниках, датируемых IV веком христианской эры и позднее. [ 10 ] В календаре Филокала (354 г. н. э.) он помещен 14 марта, а Лида — в иды . В самых ранних дошедших до нас календарях 14 марта отмечается Эквиррия , одна из сакральных гонок на колесницах в честь Марса. [ 11 ] праздник Анны Перенны , богини года ( annus В Иды проходил ). Макробиус понял, что ее двойное имя означает «в течение года» ( perennis , англ. «многолетнее»). [ 12 ] Джейн Эллен Харрисон считала Анну Перенну женским эквивалентом Мамурия, представляющим лунный год его солнечного года . [ 13 ] Иды должны были определяться по полнолунию , что отражало лунное происхождение римского календаря . По самому раннему календарю мартовские иды были первым полнолунием нового года. [ 14 ]
Х. С. Верснель утверждал, что изменения, внесенные в календарь с течением времени, привели к тому, что Мамуралия была перенесена из исходного места, как последний день года (день перед мартовскими календами ), в день перед идами, в результате чего Эквиррия приходится на февраль. 27, которое должно быть повторено 14 марта. Мамурий, с этой точки зрения, ассоциировался с февралем , месяцем очищений и ухода за умершими, который первоначально заканчивал год, и представлял концепции люстрации , обрядов перехода и лиминальности . [ 15 ]
Поскольку имя Ветурий можно объяснить как родственное латинскому vetus, veteris , «старый», ритуальную фигуру Мамурия часто интерпретировали как олицетворение Старого года , а обряд — как его изгнание. [ 16 ] Мамурий может быть формой Мамерса , имени Марса на осканском языке ( лат. Mavors ). Римское личное имя Мамеркус произошло от слова Мамерс , которое само образовалось в результате удвоения звательной основы имени бога; Мамуриус , таким образом, был бы связан с звательным Мармаром в Кармен Арвале , культовой песне братьев Арвал . [ 17 ] Мамурий Ветурий станет «старым Марсом» как воплощением года.
Покойный -республиканец ученый Варрон , однако, берет имя Мамури Ветури в том виде, в котором оно появляется в салианской песне, и анализирует его в семантическом поле , относящемся к «памяти», выводя редупликативный глагол meminisse («помнить») от memoria («память»). ), «потому что то, что осталось в уме, снова перемещается». Он также помещает каузативный глагол monêre , «предупреждать, советовать, напоминать», в эту же группу, объясняя, что глагольное действие предназначено для создания воспоминания или monimenta , «памятника(ов)». Поэтому, говорит Варрон, когда Салии воспевают Мамури Ветури , они символически отсылают (значительно) к архаической памяти. [ 18 ] Плутарх в расширенном отрывке о щитах в своей «Жизни Нумы » также отмечает, что Мамурия призвали Салии, но «некоторые говорят», что эта фраза означает не имя, а veterem memoriam , «древнее воспоминание». [ 19 ]
Уильям Уорд Фаулер в своей работе 1899 года о римских праздниках согласился с Моммзеном в том, что история Мамурия может быть «одним из тех сравнительно редких примеров более позднего ритуала, вырастающего из мифа». Имя Мамурия , произносимое Салиями в марте, могло быть связано с Эквиррией от 14 марта, которая отсутствует в источниках, перечисляющих Мамуралии. [ 20 ]
Ритуал
[ редактировать ]Наиболее полное описание ритуала, известного как Мамуралия, дано Иоанном Лидусом VI века в его работе De mensibus («О месяцах»). Лид сообщает, что старика по имени Мамурий одели в звериные шкуры и избили белыми палками. [ 21 ] имеются в виду ветки, очищенные от коры; [ 22 ] в структуралистской интерпретации очищенные палочки переворачивают покрытие гладкой человеческой плоти грубыми шкурами животных. [ нужна ссылка ] Лид не утверждает, что старика изгнали из города, но ученые обычно делают такой вывод. В мифе об анцилиях ремесленник Мамурий кажется благотворной фигурой, и его наказание незаслуженно. [ 23 ]
Позднее появление этого отчета вызвало вопросы о подлинности или древности фестиваля, поскольку ссылки в республиканских и императорских календарях или литературных источниках отсутствуют или являются косвенными. [ 24 ] Лид, возможно, неправильно понял описания салианских обрядов. Сервий говорит, что Мамурию был посвящен день, когда Салии «наносили удары по шкуре, подражая его искусству», то есть ударам, наносимым кузнецом. [ 25 ] Отрывок из Минуция Феликса указывает на то, что салии били шкуры, когда щиты несли в процессии. [ 26 ] Две мозаики императорской эпохи были интерпретированы как иллюстрирующие обряд Мамурия. [ 27 ] На календарной мозаике из Эль-Джема , Тунис ( Римская Африка ), первым месяцем которой является март, изображены трое мужчин, которые бьют палками шкуру животного.
Понимание Лидусом Мамурия может быть связано со средневековыми преданиями о лесном человеке или диком человеке, который мог играть аналогичную роль в зимних или новогодних церемониях, связанных с Двенадцатой Ночью и карнавалом . [ 28 ]
Более поздняя статуя
[ редактировать ]Бронзовая статуя Мамурия стояла возле храма Квирина вдоль Альта-Семита , в регионе VI Альта-Семита . Вероятно, он связан с Curia Saliorum Collinorum, Курией . Colline Salii, которая, возможно, посвятила его [ 29 ]
Кливус Мамурий
[ редактировать ]«Улица Мамуриуса» упоминается в средневековых записях и получила свое название от статуи. По словам Помпонио Лето , итальянского гуманиста , статуя и «район Мамурия» ( Vicus Mamuri) находились в церкви Св. Сусанны на Квиринальском холме , хотя региональные каталоги помещают ее ближе к Капитолию Вет. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 124 и 128–129; Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 44–50.
- ^ Джозеф Рикверт, Идея города: антропология городской формы в Риме, Италии и древнем мире (MIT Press, 1976, 1988), стр. 96.
- ^ В терминологии Майкла Тауссига , обсуждаемой Томасом Хабинеком, «Мир римской песни: от ритуальной речи к социальному порядку» (Johns Hopkins University Press, 2005), стр. 10 ff.
- ^ Древние источники истории Мамурия включают Ливий 1.20; Овидий , Фасти 3; Плутарх , Жизнь Нумы 13 , издание Билла Тэйера в LacusCurtius .
- ^ См. издание К.М. Зандера 1888 года, Carminis Saliaris reliquiae , стр. 8 онлайн , с примечаниями (на латинице).
- ^ Проперций 4.2; Дэниел П. Хармон, «Религия у латинских элегистов», Взлет и падение римского мира 2.16.3 (1986), стр. 1960–61.
- ^ WA Camps, Проперций: Книга элегий IV (Cambridge University Press, 1968), стр. 77.
- ^ Джон Ф. Холл, «От Тарквиниев до цезарей: этрусское управление в Риме», в «Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современной эпохи» (Indiana University Press, 1996), стр. 179.
- ^ История Августа 2,104. Хабинек, Мир римской песни, с. 25.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 45.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 45.
- ^ Роберт Шиллинг, «Анна Перенна» в «Римской и европейской мифологии » (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 112.
- ^ Джейн Эллен Харрисон , Фемида (издательство Кембриджского университета, 1912, 1927), стр. 198. Эллинист Харрисон рассматривает длительное дискурсивное исследование Овидием политических и мифологических аспектов Анны Перенны в « Фасти» как «кучу мусора» «догадок».
- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 42–43.
- ^ HS Versnel, Несоответствия в греческой и римской религии: переход и изменение в мифах и ритуалах (Brill, 1993, 1994), том. 2, стр. 301–304.
- ^ Жорж Дюмезиль , Латинские богини и ведические мифы , Сборник Latomus 25 (Брюссель, 1956), с. 30.
- ^ Хендрик Вагенворт , «Характерные черты древнеримской религии», в Pietas: Selected Studies in Roman Religion (Brill, 1980), p. 242.
- ^ Варрон , De lingua latina 6.49: « Meminisse, «помнить», происходит от memoria , «память», поскольку снова происходит движение назад к тому, что осталось в уме; возможно, это произошло от manere, «чтобы оставайся», как память . И таким образом, Салии, когда они поют «О Мамурий», означают память « , напоминание», потому что тот, кто напоминает, подобен памяти памяти » « , « увещевают, следовательно, и память; таким образом увещевают... ) , как переведено Мэри Джегер, «Письменный Рим Ливи» (University of Michigan Press, 1997), стр. 15.
- ^ Плутарх, Жизнь Нумы 13.7. В своем издании в LacusCurtius Билл Тэйер отмечает, что в классической библиотеке Леба есть «Мамертиус».
- ^ Фаулер, Римские фестивали , стр. 44–49; Лесли Адкинс и Рой А. Адкинс, Справочник по жизни в Древнем Риме (Oxford University Press, 1998), с. 283.
- ^ Джон Лидус , Месяцы 4.36
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 46.
- ^ Пьер Грималь, Словарь классической мифологии (Блэквелл, 1996, первоначально опубликован в 1951 году на французском языке), стр. 271.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 45.
- ^ Сервий, примечание к Энеиде 7.188, цитируется Фаулером, Римские фестивали, стр. 47.
- ^ Минуций Феликс, Октавий 24.3, цитируется Фаулером, Римские фестивали, с. 47.
- ^ Х. Стерн, «Заметка о двух изображениях месяца Марса», REL 52 (1974) 70–74.
- ^ Элисон Уильямс, Трикстеры и шутники: мошенничество во французской и немецкой литературе средневековья и эпохи Возрождения (Родопи, 2000), с. 125.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 370.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 89.