Гонки на колесницах

Гонки на колесницах ( греч . ἁρματοδρομία , harmatodromía ; латынь : ludi circenses ) были одним из самых популярных древнегреческих , римских и византийских видов спорта. В Греции гонки на колесницах играли важную роль в аристократических погребальных играх с давних времен . С введением официальных гонок и постоянных ипподромов гонки на колесницах стали использоваться во многих греческих государствах и их религиозных праздниках. Лошади и колесницы стоили очень дорого. Их владение было прерогативой самых богатых аристократов, чья репутация и статус только выигрывали от таких экстравагантных и захватывающих представлений. Их успехи можно было бы и дальше транслировать и отмечать заказными одами и другими стихами.
В стандартной греческой практике скачек в каждой колеснице находился один возница, и ее тянули четыре лошади, а иногда и две. Водители и лошади рисковали получить серьезные травмы или погибнуть в результате столкновений и аварий; это добавило азарта и интереса зрителям. Большинство возничих были рабами или профессионалами по контракту. Хотя в записях почти всегда упоминаются победители-победители и их лошади, их погонщики часто вообще не упоминаются. На древних Олимпийских играх и других Панэллинских играх гонки на колесницах были одним из самых важных конных соревнований, и их могли смотреть незамужние женщины. Замужним женщинам было запрещено смотреть любые олимпийские соревнования, но известно, что одна спартанская аристократка тренировала конные упряжки для Олимпийских игр и выиграла две гонки, одну из них в качестве гонщика.
В Древнем Риме гонки на колесницах были самым популярным из многих субсидируемых общественных развлечений и были важным компонентом нескольких религиозных праздников. Римские возницы колесниц имели очень низкий социальный статус, но им платили гонорар просто за участие. Победителей чествовали и хорошо платили за их победы, независимо от статуса, а лучшие могли зарабатывать больше, чем самые богатые юристы и сенаторы. Менеджеры гоночных команд, возможно, конкурировали за услуги особо опытных водителей и их лошадей. Пилоты могли участвовать в гонках индивидуально или в цветах команды: синем, зеленом, красном или белом. Зрители обычно предпочитали поддерживать одну команду и отождествлять себя с ее судьбой. Частные ставки на гонки принесли большие суммы командам, гонщикам и богатым спонсорам. Щедрые имперские субсидии в виде « хлеба и зрелищ » кормили, развлекали и отвлекали римские массы. Организованное насилие между конкурирующими гоночными группировками не было редкостью, но в целом его сдерживали. Роман и позже Византийские императоры , не доверяя частным организациям как потенциально подрывным, взяли под свой контроль команды, особенно «Синие» и «Зеленые», и назначили чиновников для управления ими.
важность гонок на колесницах в Западной Римской империи После падения Рима утратила свое значение ; последний известный забег там был организован в Большом цирке в 549 году остготов королем Тотилой . В Восточной Римской (Византийской) империи традиционные римские фракции гонок на колесницах продолжали играть заметную роль в массовых развлечениях, религии и политике на протяжении нескольких столетий. Сторонники синих команд соперничали со сторонниками зеленых за контроль над внешней, внутренней и религиозной политикой, а также за имперские субсидии для себя. Их проявления гражданского недовольства и неповиновения завершились неизбирательной резней византийских граждан военными во время беспорядков в Нике . После этого рост затрат и упадок экономики привели к постепенному упадку византийских гонок на колесницах.
Ранняя Греция
[ редактировать ]Изображения на керамике показывают, что гонки на колесницах существовали в Микенской Греции в тринадцатом веке до нашей эры . [а] Первое литературное упоминание о гонках на колесницах содержится в поэтическом рассказе Гомера о погребальных играх Патрокла в « Илиаде» , сочетающем практики собственного времени автора (ок. 8 века) с рассказами, основанными на легендарном прошлом. [2] [3] В этом забеге приняли участие ведущие деятели греков; Диомед Аргосский и , поэт , ахейский царевич Антилох царь Менелай Спарты . герой Мерионес , Евмел Забег, длившийся один круг вокруг пня дерева, выиграл Диомед, получивший рабыню и котел в качестве приза . Говорят, что гонка на колесницах стала событием, положившим начало Олимпийским играм ; по одному преданию, упомянутому Пиндаром , царь Эномай женихов своей дочери Гипподамии вызвал на скачки , но потерпел поражение от Пелопса , учредившего Игры в честь его победы. [4] [1]
Олимпийские игры
[ редактировать ]
Олимпийские игры традиционно были основаны в 776 году до нашей эры элеянами , богатой и престижной аристократией, владевшей лошадьми. Пиндар , самый ранний источник Олимпийских игр, включает гонки на колесницах в число пяти основных соревнований. [5] Намного позже Павсаний утверждает, что гонки на колесницах были добавлены только с 680 г. до н. э. и что, чтобы их можно было проводить, игры были продлены с одного до двух дней. В этой традиции забег на стадионе (около 600 футов) предлагал больший престиж. [6] [7] Вотивные подношения, связанные с олимпийскими победами, включают лошадей и колесницы. [8] [9] Одиночные скачки ( келес ) появились на играх поздно и были исключены в начале их истории. Основными гонками на колесницах Олимпийских и других Всегреческих игр были соревнования с участием четырех лошадей ( тетриппон , τέθριππον ) и двух лошадей ( synoris , συνωρὶς ). [б] [10] [11]
Павсаний описывает олимпийский ипподром второго века нашей эры, когда Греция входила в состав Римской империи. [с] План периметра к юго-востоку от самого святилища составлял примерно 780 метров в длину и 320 метров в ширину. [д] Участники мчались от места старта против часовой стрелки вокруг ближайшего (западного) поворотного столба, затем поворачивали на восточном поворотном столбе и направлялись обратно на запад. Количество кругов менялось в зависимости от мероприятия. Зрители могли наблюдать за происходящим с естественных насыпей на севере и искусственных набережных на юге и востоке. Для судей было отведено место на западной стороне северного берега. Павсаний не описывает центральный разделительный барьер в Олимпии, но археолог Викату предполагает, что он есть. [12]
Павсаний предлагает несколько теорий относительно происхождения объекта по имени Тараксипп («Возмущающий лошадей»), древнего круглого алтаря, гробницы или Герона, встроенного в один из входов на тропу. Его считали злонамеренным, поскольку он без видимой причины пугал лошадей, когда они проезжали мимо него, и был основной причиной аварий. Павсаний сообщает, что в результате «возничие приносят жертву и молятся, чтобы Тараксипп проявил благосклонность». [13] Возможно, он просто обозначил самый опасный и трудный участок пути, полукруглый конец. Павсаний описывает очень похожие места с одинаковыми названиями на других греческих ипподромах. Их имя могло быть эпитетом Посейдона , божества - покровителя лошадей и скачек. [14] [и] [15] [ф]

Гонки начинались с шествия на ипподром, а глашатай объявлял имена гонщиков и владельцев. Тетриппон состоял из двенадцати кругов. [16] Самым неотложным и сложным аспектом гонок для гонщиков, судей и стюардов было обеспечение честного старта и сведение к минимуму фальстартов и столкновений. Тогда, как и сейчас, сбор перевозбужденных скаковых лошадей мог оказаться серьезной трудностью. Для снижения вероятности человеческой ошибки использовались различные механические устройства. Переносные стартовые ворота ( гисплеги , единственное число: гисплекс ) имели тугий шнур в деревянной раме, который ослаблялся, чтобы опускаться вперед и начинать гонку. [17] По словам Павсания, колесница, наиболее удаленная от стартовой линии, начала двигаться, а за ней последовательно следовали остальные, так что, когда последние ворота будут открыты, все колесницы были в движении у стартовой линии. Для начала гонки поднимался бронзовый орел (знак Зевса , который был покровителем Олимпийских игр), а на каждом круге спускался бронзовый дельфин (знак Посейдона). [18] [г] Центральная пара лошадей выполняла большую часть тяжелой тяги через ярмо. Фланговая пара тянула и направляла, используя свои следы. Конные упряжки были хорошо обучены и послушны. Поклонники Греции считали кобыл лучшими лошадьми для гонок на колесницах. [20]
Владельцы и возничие
[ редактировать ]В большинстве случаев владельцем и водителем греческой гоночной колесницы были разные люди. В 416 г. до н.э. афинский полководец Алкивиад участвовал в гонке на семи колесницах и занял первое, второе и четвертое места; очевидно, он не мог сам гонять на всех семи колесницах. [21] Владение и обучение колесничных упряжек было дорогостоящим, и случай Алкивиада показывает, что для богатых это была эффективная и почетная форма саморекламы; от них не ожидалось, что они будут рисковать своей жизнью. С другой стороны, они не обязательно были опозорены, когда сделали это. Поэт Пиндар хвалил Геродота за то, что он управлял собственной колесницей, «используя свои руки, а не чужие». [22] [23]
Записи были исключительно греческими или утверждали, что таковые. Филипп II Македонский , выдающийся благодаря завоеванию большинства греческих государств и саморекламе как божеству, участвовал со своими конными и колесничными командами в нескольких крупных панэллинских соревнованиях и несколько из них выиграл. Он отметил этот факт на своих монетах, заявив, что это божественное подтверждение его легитимности как греческого повелителя. [24]
Женщины могли выигрывать скачки благодаря владению собственностью, хотя существовал запрет на участие замужних женщин в качестве участниц или даже зрителей на Олимпийских играх, предположительно под страхом смерти; это было нетипично для греческих праздников в целом, и не существует последовательных записей об этом запрете или применении наказаний. [6] Спартанка . Киниска , дочь Архидама II , участвовала и выиграла олимпийские гонки на колесницах, дважды как владелица и тренер и по крайней мере один раз как возница [25]
Большинство возничих были рабами или наемными профессионалами. [7] Погонщикам и их лошадям требовались сила, умение, смелость, выносливость и длительные интенсивные тренировки. Как и жокеи, возничие в идеале были худощавыми и поэтому часто молодыми, но в отличие от жокеев они были еще и высокими. Имена очень немногих возничих известны на греческих гоночных трассах. [час] В победных песнях, эпиграммах и других памятниках имена гонщиков-победителей обычно не упоминаются. [28]
Сами колесницы напоминали боевые колесницы, по сути деревянные двухколесные повозки с открытой спиной. [29] хотя к этому времени колесницы уже не использовались в бою. Возничие стояли на протяжении всего забега. Традиционно они носили только одежду с рукавами, называемую ксистис , которая обеспечивала хоть какую-то защиту от ударов и пыли. Оно доходило до щиколоток и застегивалось высоко на талии простым ремнем. Два ремня, перекрещивающиеся высоко в верхней части спины, предотвращали «раздувание» ксистиса во время забега. [30] Корпус колесницы опирался на ось, поэтому поездка была ухабистой. Самым захватывающим моментом гонки на колесницах, по крайней мере для зрителей, были повороты на концах ипподрома. Эти повороты были опасны, а иногда и смертельны. На полноразмерном гоночном стадионе колесницы могли развивать высокую скорость на прямых, а затем переворачиваться или быть раздавленными вместе со своими лошадьми и возницей следующими колесницами, вращавшимися вокруг столба. Наезд на соперника с целью заставить его разбиться технически был незаконен, но большинство аварий были случайными и часто неизбежными. В рассказе Гомера о погребальных играх Патрокла Антилох наносит такое поражение Менелаю . [31]
Панэллинские фестивали
[ редактировать ]Победителей забегов чествовали по всему греческому фестивалю, как от их собственного имени, так и от имени своих городов. В классическую эпоху в Малой Азии , Великой Греции и на материке возникли другие великие фестивали, которые давали городам возможность соревноваться за честь и славу, а их спортсменам – обретать славу и богатство. Помимо Олимпийских игр, наиболее заметными были Истмийские игры в Коринфе , Немейские игры , Пифийские игры в Дельфах и Панафинейские игры в Афинах , где победитель гонки на колесницах с четверками награждался 140 амфорами оливкового масла . очень ценный товар. Призы в других местах включали кукурузу в Элевсине , бронзовые щиты в Аргосе и серебряные сосуды в Марафоне . Греческие спортсмены-победители, независимо от их социального статуса, пользовались большим уважением в своих общинах. [я] Гонки на колесницах на Панафинейских играх включали в себя соревнования двух человек, апобатай , в которых один из членов команды был в доспехах и периодически спрыгивал с движущейся колесницы, бежал рядом с ней, а затем снова прыгал обратно. [32] Второй возничий взял поводья, когда апобаты выскочили; в каталогах победителей указаны имена обоих этих спортсменов. [33] На изображениях этого состязания изображены воины, вооруженные шлемами и щитами, восседающие на своих гоночных колесницах. [34] Некоторые ученые полагают, что это событие сохранило традиции гомеровского военного дела. [35]
Римские гонки на колесницах
[ редактировать ]
Римляне, вероятно, заимствовали технологию колесниц и дизайн гоночных трасс у этрусков , которые, в свою очередь, позаимствовали их у греков. Общественные развлечения Рима также находились под прямым влиянием греческих примеров. [36] [37] [Дж] Гонки на колесницах как особенность римских игр засвидетельствованы в мифах об основании Рима, а также в 66 из 177 дней религиозных праздников , запланированных в позднеримском календаре на 354 год . [40] Скачки проводились как часть триумфальных шествий, обрядов по случаю годовщины основания и погребальных игр, субсидируемых магнатами в эпоху королевства и республиканцев, а также императорами в эпоху Империи. Согласно римской легенде , Рим в первые дни своего существования столкнулся с нехваткой женщин, способных выйти замуж. Ромул , основатель города, пригласил сабинян на празднование Консуалии , в честь бога зерна Конса скачками на лошадях и гонками на колесницах в Большом цирке . Пока сабиняне наслаждались зрелищем, Ромул и его люди схватили сабинянок . В конце концов женщины вышли замуж за своих похитителей и сыграли важную роль в убеждении сабинян и римлян объединиться в один народ. Таким образом, гонки на колесницах сыграли свою роль в мифе об основании Рима и в местной политике. [41] [42] [43]
Консулы были обязаны субсидировать скачки в начале и в конце своего ежегодного срока, что было своего рода налогом на их должность и подарком народу Рима. Скачки 1 января сопровождали возобновление клятв верности; императоры устраивали ежегодные игры в годовщину своего престолонаследия, а также в свои дни рождения и дни рождения других императоров. [44]
Гонкам на колесницах предшествовал парад ( pompa circensis ), в котором участвовали колесничие, музыка, костюмированные танцоры и позолоченные изображения богов во главе с Викторией , богиней победы. Эти изображения помещались на обеденных диванах, которые были устроены на смотровой площадке ( пульвинар ) для наблюдения за скачками, номинально проводившимися в их честь. [45] Спонсор или редактор скачек поделился пульвинаром с этими божественными изображениями. В императорскую эпоху пульвинар в Большом цирке был напрямую связан с императорским дворцом на Палатинском холме. [46]
У некоторых божеств были постоянные храмы, святилища или изображения на разделительном барьере ( спина или еврип ) цирка. Хотя развлекательная ценность гонок на колесницах имела тенденцию затмевать любую священную цель, в поздней античности все отцы церкви еще считали их традиционной «языческой» практикой и советовали христианам не участвовать в них. [47] Вскоре после распада Римской империи на Западе влиятельный христианский ученый, администратор и историк Кассиодор описывает гонки на колесницах как инструмент Дьявола. [48]
Римские цирки
[ редактировать ]
В большинстве городов была хотя бы одна специальная трасса для гонок на колесницах. В городе Риме их было несколько; его главным центром был Большой цирк , который развивался на естественных склонах и в долине ( Долина Мурсии ) между Палатинским холмом и Авентинским холмом . [49] Он имел огромную вместимость; По оценкам Боутрайта, это число составляло 150 000 до его восстановления при Юлии Цезаре и 250 000 при Траяне . [41] [к] По словам Хамфри, более высокая оценка зрительских мест является традиционной, но чрезмерной, и даже при максимальной вместимости цирк, вероятно, вмещал не более 150 000 человек. [51] Это был самый ранний и величайший цирк Рима. Его основная форма и площадь считались более или менее ровесниками основания города или первых этрусских царей Рима. [49] [41] Юлий Цезарь перестроил его около 50 г. до н. э., сделав его длиной около 650 метров (2130 футов) и шириной 125 метров (410 футов). [52] У него был полукруглый конец и полуоткрытый, слегка наклоненный конец, где колесницы выстраивались в линию поперек трассы, чтобы начать гонку, каждая из которых была заключена в камеру, известную как carcere («тюрьма») за подпружиненными воротами. . Они были функционально эквивалентны греческому гисплексу, но были дополнительно расположены в шахматном порядке, чтобы вместить срединный барьер, известный первоначально как еврип (канал), но гораздо позже как позвоночник (позвоночник). [53] [54] Когда колесницы были готовы, редактор , обычно высокопоставленный судья, бросал белую ткань; [55] все ворота распахнулись одновременно, обеспечив честный старт для всех участников. Гонки проводились против часовой стрелки; стартовые позиции распределялись по лотерее. [56]

находились На позвоночнике счетчики в форме яиц или дельфинов; яйца наводили на мысль о Касторе и Поллуксе , мифических диоскурах , человеческом и божественном. Они родились из яйца, божественные покровители всадников и Конного ордена . Дельфины считались самыми быстрыми из всех существ; они символизировали Нептуна , бога моря, землетрясений и лошадей. [57] [54] [58]
присутствовали На позвоночнике водные элементы, сочетающиеся с декоративными и архитектурными элементами. Со временем он стал очень сложным, с храмами, статуями, обелисками и другими видами искусства, хотя добавление этих многочисленных украшений закрывало обзор зрителям на нижних сиденьях трассы, которые находились близко к месту действия. [59] На каждом конце позвоночника находилась мета , или поворотная точка, состоящая из трех больших позолоченных колонн. [60] [58]
Зрители
[ редактировать ]



Места в цирке были бесплатными для бедняков, а также бесплатными или субсидированными для массы граждан ( плебса ), чье неучастие в позднереспубликанской и имперской политике компенсировалось, что касается Ювенала , бесконечным запасом подачек. и развлечения, или panem et circenses (« хлеб и зрелища »). Места, ближайшие к дорожке, были отведены для сенаторов, ряды позади них – для всадников , а остальные – для всех остальных. Более состоятельные люди могли бы заплатить за затененные места с лучшим обзором. Весталки . заняли свои привилегированные места рядом с трассой Мужчины и женщины должны были занимать отдельные места, но «закон места» позволял большинству сидеть вместе, что для поэта Августа Овидия представляло возможности для соблазнения. [44] Цирк был одним из немногих мест, где население могло собираться в огромных количествах и осуществлять свободу слова, связанную с театральными фракциями и клаками , выражая поддержку или критику своих правителей и друг друга.
Гонки
[ редактировать ]Первые два круга возничим пришлось двигаться по своей полосе движения. Тогда они могли свободно бороться за позицию, пересекая пути своих конкурентов, двигаясь как можно ближе к позвоночнику и, когда это возможно, заставляя своих противников искать другой, гораздо более длинный путь вперед. В каждую команду входил наставник , который ехал верхом на лошади и подавал сигналы возничим своей фракции, чтобы они помогли им преодолеть опасности на трассе. [61] Римские возницы обвязывали поводья вокруг пояса и управляли автомобилем, используя вес своего тела; с поводьями, обвитыми вокруг их туловищ, они могли наклоняться из одной стороны в другую, чтобы направлять движение лошадей, сохраняя при этом руки свободными «для кнута и тому подобного». [62] [63] Попавший в аварию водитель рисковал быть затоптанным или утащенным по трассе собственными лошадьми; возницы носили изогнутый нож ( фалькс ), чтобы перерезать поводья, и носили шлемы и другое защитное снаряжение. [62] [58] Зрелищные аварии, в которых колесница была разрушена, а возничий и лошади были выведены из строя, назывались науфрагия («кораблекрушение»). [64]
Лучшие возничие могли заработать большие призовые деньги в дополнение к контракту на проживание. [65] Призовой фонд за место до четвертого был объявлен заранее: за первое место можно было получить до 60 000 сестерциев. Велись подробные записи о выступлениях погонщиков, а также имена, породы и родословные знаменитых лошадей. Ставки на результаты были широко распространены среди всех классов. [66] [67] [68] В большинстве гонок участвовали колесницы с четырьмя лошадьми ( квадриги ), реже — колесницы с двумя лошадьми ( биги ). Просто для того, чтобы продемонстрировать мастерство возницы и его лошадей, в одну колесницу можно было запрячь до десяти лошадей. Скачки квадриги были самыми важными и частыми. [54]
Частота и круги
[ редактировать ]Магнаты и императоры добивались популярности, организуя и субсидируя как можно больше скачек и как можно чаще. В Риме гонки обычно длились 7 кругов или даже 5, а не типичные 12 кругов греческой гонки. [54] Некоторые императоры были энтузиастами расточительства; Калигула спонсировал 10–12 скачек в день, Нерон — 20–24 в день. Коммод однажды провел и спонсировал 30 скачек всего за два часа одного дня; Дион Кассий предсказал, что такая расточительность может привести только к банкротству империи. В прошлом столетии императору Домициану удалось втиснуть невероятные 100 гонок за один день, предположительно за счет резкого сокращения количества кругов по сравнению со стандартными 7. Двадцать четыре гонки за один день стали нормой, пока медленный коллапс Экономика Рима на Западе, когда цены выросли, спонсоры были потеряны, а ипподромы заброшены. [69] В IV веке нашей эры ежедневно в течение 66 дней в году проводилось 24 скачки. [70] К концу того столетия публичные развлечения в Италии прекратились почти во всех городах, за исключением нескольких. [71] Большой Цирк по-прежнему поддерживался в надлежащем состоянии для использования, хотя неизвестно, для каких целей. Последняя известная охота на зверя произошла в 523 году. [72] Последняя зарегистрированная гонка состоялась в 549 году нашей эры и была организована остготским королем Тотилой ; неизвестно, было ли это проявлением верховой езды или гонками на колесницах. [73]
Фракции
[ редактировать ]
Большинство римских колесничих и многие из их сторонников принадлежали к той или иной из четырех фракций, социальных и деловых организаций, которые собирали деньги для спонсирования гонок. Фракции предлагали членам безопасность в обмен на их лояльность и вклад и возглавлялись покровителем или покровителями. Каждая фракция наняла большой штат для обслуживания и поддержки своих возничих. Кажется, что каждый цирк независимо следовал одной и той же модели организации, включая четырехцветную систему названий: красный, белый, синий и зеленый. Старшие менеджеры ( domini factionum ) обычно принадлежали к конному классу. Инвесторы часто были такими же богатыми, но имели более низкий социальный статус; вождение гоночной колесницы считалось занятием очень низкого класса, ниже достоинства любого гражданина, но зарабатывать на этом деньги было поистине позорно, поэтому инвесторы с высоким социальным статусом обычно прибегали к переговорам скрытно, через агентов, чтобы не рисковать потерей репутации. статус и привилегии через позор . Ни один современный источник не описывает эти фракции как официальные, но, в отличие от многих неофициальных организаций в Риме, к ним явно относились как к полезным и эффективным, а не боялись как к секретным и потенциально подрывным. [54] [л]

Тертуллиан утверждает, что первоначально существовало только две фракции, Белая и Красная, посвященные зиме и лету соответственно. [74] К его времени существовало четыре фракции; Красные были посвящены Марсу , белые — Зефиру , зеленые — Матери-Земле или весне, а синие — небу и морю или осени. [74] [75] Каждая фракция могла участвовать в гонке до трех колесниц. Члены одной и той же фракции часто сотрудничали против других участников, например, чтобы заставить их врезаться в позвоночник (законная и поощряемая тактика). [54] Одежда гонщика имела цветовую маркировку в соответствии с его фракцией, что помогало удаленным зрителям следить за ходом гонки. [76]
Император Домициан создал две новые фракции, Пурпурную и Золотую, но они исчезли из записей очень скоро после его смерти. [54] «Синие» и «Зеленые» постепенно стали самыми престижными фракциями, поддерживаемыми как императорами, так и населением. Во время гонок иногда вспыхивали столкновения синих и зеленых. Красные и белые редко упоминаются в литературе, но их продолжающаяся деятельность документируется в надписях и табличках с проклятиями . [77]
Римские возничие
[ редактировать ]Возничие занимали особое положение в римском обществе. Если изначально они были гражданами, выбранная ими карьера сделала их позорными , лишив их многих привилегий, защиты и достоинства полноценного гражданства. Гробовщики, проститутки и сутенеры, мясники, палачи и глашатаи по разным причинам считались печально известными; но хотя гладиаторы, актеры, возничие и все остальные, кто зарабатывал на жизнь на сцене, арене или ипподроме, пользовались дурной славой , лучшие из них могли заслужить поддержку народа и элиты, граничащую с обожанием, и почти сказочное богатство, если не респектабельность. Ювенал сетовал, что заработки возничего Лацерты в сто раз превышают гонорар адвоката. Императоры, которые брали бразды правления в качестве возничих, или повышали возниц до элитного статуса, или свободно смешивались с аренариями — как, например, Калигула , Нерон и Элагабал — также были общеизвестно «плохими» правителями. Два юриста поздней имперской эпохи и некоторые современные ученые выступают против юридического статуса возничих как позорных. на том основании, что спортивные соревнования были не просто развлечением, а «казались полезными» как достойное проявление римской силы и добродетели . [78]
Большинство римских возничих начинали свою карьеру в качестве рабов, которым нечего было терять ни репутации, ни чести. Из более чем 200 посвящений именным возничим, каталогизированных Хорсманом , более половины имеют неизвестный социальный статус. Из остальных 66 — рабы, 14 — вольноотпущенники, 13 — рабы или вольноотпущенники и только один — свободнорожденный гражданин. [79]
Всем участникам гонки, независимо от их социального статуса и того, завершили ли они гонку, выплачивался гонорар. Рабы-возничие не могли законно владеть собственностью, в том числе деньгами, но их хозяева могли платить им независимо или удерживать все или некоторые накопленные гонорары за вождение и выигрыши от их имени в качестве цены за их возможное освобождение . Хотя большинство освобожденных рабов-возничих стали бы клиентами своего бывшего хозяина , некоторые заработали бы более чем достаточно, чтобы сразу выкупить свободу, если бы они прожили так долго. Скорпус выиграл более 2000 гонок. [1] прежде чем погиб в результате столкновения на мета , когда ему было около 27 лет. Надпись на могиле возничего Флоруса описывает его как младенца (не взрослого). [80] Гай Аппулей Диокл за свою исключительно долгую и удачливую карьеру выиграл 1462 из 4257 гонок за различные команды. Когда он вышел на пенсию в возрасте 42 лет, его выигрыш за всю жизнь, как сообщается, составил 35 863 120 сестерциев (HS), не считая гонораров водителя. Его личная доля в этом неизвестна. [81] но Вамплью подсчитал, что даже если бы личный выигрыш Диокла составлял лишь десятую часть объявленного призового фонда, это принесло бы ему средний годовой доход в 150 000 HS. [82] [28]

Большинство гонок и побед были командными усилиями, результатом сотрудничества возничих одной фракции, но победы, одержанные в одиночных гонках, пользовались наибольшим уважением среди водителей и их публики. [83] Возничие занимались яростной, харизматической профессией, регулярно рисковали насильственной смертью и вызывали навязчивое, даже болезненное почтение среди своих последователей. Говорят, что сторонник Красной фракции бросился на погребальный костер своего любимого возничего. Чаще всего некоторые возничие и сторонники пытались заручиться сверхъестественной помощью, тайно закапывая таблички с проклятиями на трассе или рядом с ней, обращаясь к духам и божествам подземного мира с просьбой об успехе своих фаворитов или о катастрофе для своих противников; обычная практика среди римлян всех сословий, хотя, как и всякая магия, строго незаконна и карается смертью. [58] [80] [84]
Некоторых из самых талантливых и успешных возничих подозревали в победе через незаконное посредничество темных сил. Аммиан Марцеллин , писавший во время правления Валентиниана (364–375 гг. н. э.), описывает различные случаи, когда возницы колесниц привлекались к ответственности за колдовство или приобретение заклинаний. Одного возничего обезглавили за то, что он обучил своего маленького сына колдовству, чтобы помочь ему выиграть скачки; а еще одного сожгли на костре за колдовство. [85]
Лошади
[ редактировать ]
Лошади тоже могли стать знаменитостями; они были специально выведены и обучены относительно поздно, с 5 лет. Римляне отдавали предпочтение определенным местным породам из Испании и Северной Африки. Одна из лошадей Диокла по имени Котин участвовала в гонках с ним в различных упряжках 445 раз вместе с Абигеем, заветной «следовой» лошадью. «Следовые» лошади колесницы частично тянули колесницу, а частично направляли ее, выступая в качестве фланкеров по отношению к центральной паре, которая была запряжена в колесницу и обеспечивала как скорость, так и мощность. Стабильная работа левосторонней приспешной лошади может означать разницу между победой и катастрофой; кобылы считались самыми устойчивыми. [86] Лошади с левой стороны были ближе всего к позвоночнику и, скорее всего, будут упомянуты в протоколе скачек. Еще одним ключевым участником стандартной скачки квадриги была лошадь с правой упряжью. Знаменитые лошади, упомянутые в выдающемся рекорде Диокла, состоящем из 445 скачек и более 100 побед в год, включают Помпеяна, Люцида и Галату. [87]
Византийский контекст
[ редактировать ]Константин I (годы правления 306–337) воссоздал восточно-греческий город Византию как «Новый Рим», который служил административным центром восточной половины Империи, и переименовал его в Константинополь. Он заменил или восстановил городскую трассу для гонок на колесницах ( ипподром ), предоставленную Септимием Севером . Будучи христианским императором или, по крайней мере, человеком с христианскими взглядами, Константин поддерживал и финансировал инфраструктуру и накладные расходы Константинополя для гонок на колесницах, отдавая предпочтение гладиаторским боям, которые он считал пережитком язычества . [88] Возможность нанесения духовного вреда в результате наблюдения за традиционными публичными зрелищами беспокоила христианских апологетов, по крайней мере, со . времен Тертуллиана [89] Олимпийские игры в конечном итоге были прекращены императором Феодосием I (годы правления 379–395) в 393 году, возможно, в целях подавления язычества и продвижения христианства. [90] Со временем состязания гладиаторов были прекращены, но гонки на колесницах и театральные развлечения оставались популярными. Церковь . не предотвратила или, возможно, не смогла предотвратить их, хотя видные христианские писатели нападали на них [91] [92]
Реформированный правовой кодекс Юстиниана I конкретно запрещает водителям проклинать своих оппонентов и призывает их к сотрудничеству в привлечении правонарушителей к властям, а не действовать как убийцы или линчеватели. Это не только подтверждает давний запрет на колдовство по всей Империи, но и подтверждает репутацию колесничих, живущих на грани закона, совершающих насильственные кражи, шантаж и издевательства в качестве сборщиков долгов от имени своих хозяев, а также легкомысленных людей. преступность, которая может доходить до убийств противников и врагов, замаскированная под грубое, но законное правосудие. [80]
Византийское граффито шестого-седьмого веков в соборе Святой Софии изображает возничего по имени Самонас, совершающего победный круг. На граффито, датированном не ранее 537 г., выгравирован крест с просьбой о помощи Божией для возничего. В остальном Самонас неизвестен. [93] Несколько более ранних византийских возничих известны по именам или расовым записям, шестеро из них благодаря коротким хвалебным стихотворным эпиграммам ; [94] а именно Анастасий; Юлиан Тирский; Фаустин и его сын Константин; Уран; и Порфирий [95] Среди них единственная эпиграмма к Анастасию содержит очень мало личной информации, но Порфирию посвящено тридцать четыре. Его называют лучшим возничим своего времени; и как единственный известный возничий, выигравший диверсиум дважды за один день. [м]

Диверсиум был уникальным явлением для византийских гонок на колесницах - формального матча-реванша между победителем и проигравшим, в котором соревнующиеся возничие управляли командой и колесницей друг друга. Таким образом, победивший возничий мог одержать победу дважды, управляя той же упряжкой лошадей, которую он победил ранее, практически исключая простой случай или более хороших лошадей как решающие факторы в обеих победах. В византийских гонках на колесницах ожидаемые стандарты профессионального спорта были очень высокими. Иногда участников распределяли по возрастным категориям, хотя и очень свободно; молодые люди примерно до 17 лет (описываемые как «безбородые»), молодые люди (17–20 лет) и взрослые мужчины старше 20 лет; но мастерство имело большее значение, чем возраст или выносливость. В некоторых случаях возничие сами исполняли формальные ритуальные пантомимы или танцы, что приносило им известность и лесть. [96] Подготовка к гонкам могла включать в себя ритуальные публичные диалоги между возничими, имперскими чиновниками и императорами, предписанную литургию вопросов, ответов и порядок старшинства процессий. Каждая раса требовала согласия императора. [97] [98] [99] [100]
Византийские гоночные фракции
[ редактировать ]
В восточных провинциях и самом Константинополе самые ранние свидетельства существования цветных фракций относятся к 315 году нашей эры, что совпало с распространением имперской власти на местное самоуправление и общественную жизнь. Стоимость финансирования гонок была разделена между фракциями, государством, императорами и высокопоставленными чиновниками. Ежегодно назначаемые консулы были обязаны лично финансировать свои инаугурационные игры. [н] [101] [102]
Члены гоночных фракций (известных как демы ) составляли меньшинство среди энтузиастов гонок на колесницах в целом. В Византии, как и везде, любители скачек поддерживали своих любимых возничих и искали компанию единомышленников. Возничие могли менять свою фракционную принадлежность, но их поклонники не обязательно следовали за ними. [103] Полупостоянные союзы синих ( Βένετοι , венетой ) и зеленых ( Πράσινοι , Prasinoi ) затмили белых ( Λευκοὶ , Leukoi ) и красных ( Ῥούσιοι , Rhoúsioi ). В V веке выдающийся византийский возничий Порфирий в разное время участвовал в гонках как «Синий» или «Зеленый» и прославлялся каждой фракцией, правящим императором, а также был объектом нескольких крупных, субсидированных императором памятников в Ипподром. [104] В то время как скаковые фракции, их сторонники и население в целом состояли в подавляющем большинстве из простолюдинов, как, например, в Риме, Кэмерон (1976) не видит оправдания для описания какой-либо византийской скаковой фракции, спонсора скачек или фракционной идеологии как «популистов», а также конфликты между фракциями и властями как выражение «классового конфликта» или религиозных распрей в большом масштабе. Массовые городские волнения, которые характеризуют большую часть ранней истории Византии, не были связаны с гоночными фракциями до V века, когда имперское правительство назначило управляющих как цирковыми скачками, так и театрами, ответственными за постановку и исполнение песнопений, театральных представлений и щедрые религиозные церемонии, сопровождавшие императорские придворные ритуалы и гонки на колесницах. В приветствиях императоров и победителей-возничих использовались почти те же триумфальные слова, символы, почести и клятвы верности. Примерно с середины V века поддержка и одобрение фракций при подтверждении легитимности императоров стали формальным требованием. Фракции были представлены как лояльные простолюдины или «народ». [105]
Социальное недовольство и волнения в Константинополе, как правило, сосредоточивались на Ипподроме, который был не только идеальным для скачек, но и, безусловно, самым большим и наиболее удобно спроектированным местом для массовых собраний и их сдерживания. В 498 году толпа выразила свое недовольство императором Анастасием, градом камней забросав кафизму ; во время почти революционного бунта 512 года на ипподроме тот же император опасался за свою жизнь и предложил отречься от престола; толпа, видимо, посчитав это предложение одновременно скромным и великодушным, нашла что-то вроде «народного голоса» и сменила свою коллективную позицию с оппозиции на поддержку. [106] [107] Византийские театральные клаки, уже имевшие репутацию хорошо организованного насилия, теперь отождествлялись с гоночными группировками и считались самыми буйными и неконтролируемыми элементами среди синих и зеленых. [108] Соперничество сине-зеленых все чаще перерастало в вооруженную и смертоносную войну между бандами. Юстин I (годы правления 518–527) принял суровые, но, очевидно, неизбирательные, ошибочные и в конечном итоге неэффективные меры против городского насилия после того, как в церкви Святой Софии был убит гражданин. [109] Кульминацией длительных фракционных беспорядков стали беспорядки в Нике в 532 году нашей эры на фоне запланированных гонок на колесницах в январские иды , а также фракционного «недовольства» политической коррупцией и бесхозяйственностью. «Синие» и «зеленые» объединились и попытались свергнуть императора, но не смогли; тысячи были убиты византийскими военными в отместку, в том числе многие простые граждане. Византийский историк Прокопий рассматривал все это дело как неспособность Императора и его властей управлять своими имперскими войсками и своим народом, а также почти полное отсутствие специализированной полиции. [110]
Реформы гражданского права, проведенные Юстинианом I в 541 году, гарантировали, что только императоры или их представители могли субсидировать расы; вскоре после этого император Тиберий II Константин ограничил имперские расходы на фракции, что еще больше снизило их власть и влияние. [111] Гонки на колесницах еще больше пришли в упадок в течение седьмого века в связи с сокращением экономики Империи и потерей территорий. [112] После беспорядков в Нике фракции стали менее враждебными по отношению к имперской власти, поскольку их значение и роль в имперских церемониях возросли. [113] Император иконоборец - Константин V (годы правления 741–775) задействовал как зеленых, так и синих «хулиганов» в своих антимонашеских кампаниях, устраивая театральные представления, в которых монахи и монахини подвергались публичным насмешкам, оскорблениям и принудительным бракам. [114] Количество гонок за день резко сократилось до восьми в 10 веке. [115] императорский двор не был перенесен во Влахерны . Скаковые фракции в Византии продолжали свою деятельность, хотя и значительно сократившуюся, пока в XII веке [116]
См. также
[ редактировать ] СМИ, связанные с гонками на колесницах , на Викискладе?
Сноски
[ редактировать ]- ^ На ряде фрагментов керамики изображены две или более колесницы, очевидно, находящиеся в середине гонки. Беннетт утверждает, что это явное указание на то, что гонки на колесницах существовали как вид спорта еще в тринадцатом веке до нашей эры. Гонки на колесницах изображаются и на поздних геометрических вазах. [1]
- ^ Скачки различались только количеством задействованных лошадей. Синорис сменил Тетриппона в 384 г. до н.э. Тетриппон был вновь введен в обращение в 268 г. до н.э. [7]
- ^ Остатки ипподрома лежат на глубине нескольких метров в нераскопанном аллювии, но его присутствие и ориентация подтверждены радаром.
- ^ Павсаний указывает, что это четыре стадии в длину и один этап в четыре плетры в ширину.
- ^ Мало что известно о строительстве греческих ипподромов до римского периода.
- ↑ В 2008 году Анни Мюллер и сотрудники Немецкого археологического института использовали радар, чтобы обнаружить строение, местоположение, ориентация и размер которого соответствуют описанию Павсания. [ нужна ссылка ]
- ↑ Некоторые проблемы, описанные Павсанием, а также вероятные проблемы, связанные с честным стартом, обсуждаются у Харриса (1968) . [19]
- ^ хвалит Один из них - Каррот, которого Пиндар за то, что он сохранил свою колесницу невредимой. [26] Колесница Каррота принадлежала его другу и зятю Аркесилаю из Кирены; его победу можно было бы назвать свидетельством того, что традиционная аристократическая организация греческого общества также имела успех. [27]
- ^ Вернувшиеся спортсмены также получили различные льготы в своих родных городах, такие как налоговые льготы, бесплатную одежду и питание, а также призовые деньги. [1]
- ↑ В Риме гонки на колесницах представляли собой один из двух видов публичных игр — ludi circenses . Другой тип, ludi scaenici , состоял главным образом из театральных представлений, будь то трагедии с моральным уроком или доморощенные популярные комедии. [38] [39]
- ↑ По всей Римской империи было много других цирков, все они были созданы по образцу Большого цирка. Цирк Максенция , еще один крупный цирк, был построен в начале четвертого века до нашей эры за пределами Рима, недалеко от Виа Аппиа . Крупные цирки были в Александрии и Антиохии , а Ирод Великий построил четыре цирка в Иудее . Археологи, работавшие над жилищным строительством недалеко от древней римско-британской столицы Камулодуна , обнаружили первую в Британии римскую арену для гонок на колесницах. [50]
- ^ К законным, полуофициальным организациям относились похоронно-погребальные общества , которые обычно саморегулировались под руководством местного магната или магистрата; они также выполняли важные социальные функции и имели право на государственные гранты, но должны были использовать весь свой доход на оказание похоронных услуг, а не для получения прибыли инвесторам или заинтересованным сторонам.
- ↑ Возможно, это преувеличение, так как в эпиграмме 374 утверждается, что возничий по имени Константин выиграл 25 утренних гонок, 21 из них диверсиумом .
- ^ Императоры также могли занимать консульские должности, иногда несколько раз за время своего правления, с тем же обязательством финансировать свои собственные инаугурационные игры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Беннетт 1997 , стр. 41–48.
- ^ Хоуз, Мартин; Шенкер, Дэвид (2015). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья. п. 368. ИСБН 978-1118885956 .
- ^ Гомер. «Илиада» , 23.257–23.652 .
- ^ Земляной орех. «1,75» . Олимпийские оды .
- ^ Пиндар, Истмийские оды 1 , отредактированный и переведенный Race, WH, Классическая библиотека Леба. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1997.
- ^ Перейти обратно: а б Полидоро и Симри 1996 , стр. 101-1. 41–46.
- ^ Перейти обратно: а б с Валеттас и Джон 1945–1955 , с. 613
- ^ Монтгомери, ХК. Споры о происхождении Олимпийских игр: возникли ли они в 776 году до нашей эры? Классический еженедельник, 1936, 19.22, 169–174.
- ^ Муратидис Дж., Дата 776 г. до н.э. и некоторые проблемы, связанные с ней , Canadian J Hist Sport. 1985 год; 16 (2) стр. 1–14
- ^ Золотой 2004 , стр. 85–86, 94.
- ^ Адкинс и Адкинс 1998a , стр. 350, 420.
- ^ Викату 2007 .
- ^ Павсаний. «20.06.10–20.06.19» . Описание Греции .
- ^ Хамфри 1986 , с. 9.
- ^ Адкинс и Адкинс 1998a , стр. 218–21.
- ^ Адкинс и Адкинс 1998a , с. 420.
- ^ Золотой 2004 , с. 86.
- ^ Павсаний. «20.6.13» . Описание Греции .
- ^ Харрис, ХА (1968). «Стартовые ворота для колесниц в Олимпии». Греция и Рим . 15 (2): 113–126. дои : 10.1017/S0017383500017460 . JSTOR 642422 .
- ^ Золотой 2004 , стр. 34–35.
- ^ Фукидид . История Пелопоннесской войны , 6.16.2 .
- ^ Пиндар. Истмийские оды , 1.1 .
- ^ Кайл 2007 , с. 172.
- ^ Золотой 2004 , стр. 157–167.
- ^ Золотой 2004 , стр. 46, 57, 198.
- ^ Пиндар. Пифийский , 5.25–5.53
- ^ Догерти и Курк 2003 , Найджел Николсон, «Мемориалы аристократической победы», стр. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 2004 , с. 34.
- ^ Валеттас и Джон 1945–1955 , с. 614
- ^ Адкинс и Адкинс 1998a , с. 416.
- ^ Гагарин 1983 , стр. 35–39.
- ^ Лагерь 1998 , с. 40.
- ^ Апобаты 1955 .
- ^ Нилс и Трейси 2003 , с. 25.
- ^ Кайл 1993 , с. 189.
- ^ Золотой 2004 , с. 35.
- ^ Харрис 1972 , с. 185.
- ^ Болсдон 1974 , с. 248.
- ^ Перейти 2001-2011 гг .
- ^ Зальцман, М., «По римскому времени: календарь Кодекса 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности», Беркли, 1990,
- ^ Перейти обратно: а б с Боутрайт, Гаргола и Талберт 2004 , с. 383.
- ^ Скаллард 1981 , стр. 177–178.
- ^ Bell 2014 , стр. 493–495.
- ^ Перейти обратно: а б Белл 2014 , с. 499.
- ^ Овидий, Amores iii, 2.45, цитируется по Кэмерону (1973) , стр. 250.
- ^ Лансон 2000 , с. 144.
- ^ Борода, Норт и Прайс 1998 , с. 262.
- ^ Либешуец 2003 , стр. 217–218.
- ^ Перейти обратно: а б Адкинс и Адкинс 1998b , стр. 141–142.
- ^ Прудамес 2005 .
- ^ Для обсуждения см. Хамфри 1986 , с. 126
- ^ Кайл 2007 , с. 305.
- ^ Кайл 2007 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Болсдон 1974 , стр. 314–319.
- ^ Харрис 1972 , с. 215.
- ^ Хамфри 1986 , с. 175.
- ^ Хамфри 1986 , стр. 261–265.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рамзи 1876 , с. 348.
- ^ Харрис 1972 , с. 190.
- ^ Поттер и Маттингли 1999 , Хейзел Додж, «Развлечение масс: здания для развлечений и отдыха в римском мире», стр. 237.
- ^ Белл 2014 , с. 494.
- ^ Перейти обратно: а б Футрелл 2006 , стр. 191–192.
- ^ Кёне, Эвиглебен и Джексон 2000 , стр. 92.
- ^ Футрелл 2006 , с. 191.
- ^ Футрелл 2006 , стр. 198.
- ^ Харрис 1972 , стр. 224–225.
- ^ Лоуренс 1996 , с. 71.
- ^ Поттер 2006 , с. 375.
- ^ Кэмерон 1973 , с. 256.
- ^ Кайл 2007 , с. 304.
- ^ Либешуец 2003 , стр. 219–220.
- ^ Бауэрсок, Глен Уоррен; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. п. 674 . ISBN 978-0-674-51173-6 . ; цитирует Прокопия, «Готские войны» , 3. 37. 4. О последней известной охоте на зверя в Цирке см. Humphrey 1986 , p. 131. Хамфри описывает последнее известное мероприятие в Цирке (549) как «игры».
- ^ Болсдон 1974 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б TertullianТертуллиан очках , 9 О
- ^ Адкинс и Адкинс 1998b , стр. 347.
- ^ Футрелл 2006 , с. 192.
- ^ Футрелл 2006 , с. 209.
- ^ Bell 2014 , стр. 492–504, со ссылкой на Ульпиан, Дайджест , 3. 2. 4.
- ^ Bell 2014 , стр. 495–496, цитирует Хорсманна, Г. 1998. «Возничие Римской империи: исследования их социального статуса». Штутгарт, 1998, стр. 226–228.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли-Стекум, Паршия (2006). «Опасные репутации: колесничие и магия в Риме четвертого века». Греция и Рим . 53 (2): 224–234. дои : 10.1017/S0017383506000295 . JSTOR 4122472 .
- ^ Золотой 2004 , с. 164.
- ^ Вамплью, Рэй. «Хлеб и зрелища, оливковое масло и деньги: коммерциализированный спорт в Древней Греции и Риме». Международный журнал истории спорта (2022 г.): с. 6
- ^ Харрис 2014 , с. 308.
- ^ Футрелл 2006 , стр. 191–192, 203–205.
- ^ Аммиан Марцеллин, Римская история , Пер. Йонг, Г. Белл и сыновья, 1911 г.
- ^ Футрелл 2006 , стр. 205–206.
- ^ Golden 2004 , стр. 35–36, 94, 121, 162, 192.
- ^ Тредголд 1997 , с. 41.
- ^ Осик 2006 , с. 287.
- ^ МакКомб 2004 , с. 21.
- ^ Кэмерон 1973 , с. 228.
- ^ Кэмерон 1976 , с. 172.
- ↑ Томов, Томас, Болгария Mediaevalis , 10/2019.
- ^ Харрис 1972 , с. 240.
- ^ Харрис 1972 , стр. 240–241.
- ^ Кэмерон 1973 , стр. 121–151, 155.
- ^ Шродт, Барбара (зима 1981 г.). «Спорт Византийской империи». Журнал истории спорта . 8 (3): 56.
- ↑ Англоязычный перевод византийской «Книги церемоний» находится в Константин Багрянородный: Книга церемоний . Перевод Моффатта А.; Высокий, мосье Брилл. 2017. ISBN 978-90-04-34492-1 .
- ^ Греческая антология (английский перевод). В. Р. Патон , 1918, Эпиграмма 340, с. 362
- ^ Харрис 1972 , с. 241.
- ^ См. Хамфри 1986 , с. 539; См. также Кодекс Феодосиана 15.10.1.
- ^ Хамфри 1986 , стр. 430–439.
- ^ Кэмерон 1976 , стр. 202–203, 75.
- ^ Футрелл 2006 , с. 200.
- ^ Либешуец 2003 , с. 211.
- ^ Белл, Питер Н. (2013). Социальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничество . Издательство Оксфордского университета. п. 145.
- ^ Васильев, А.А. (1948). «Памятник Порфирию на ипподроме в Константинополе». Документы Думбартон-Окса . 4:30 . дои : 10.2307/1291048 . JSTOR 1291048 .
- ^ Кэмерон 1976 , стр. 202–203, 260–263.
- ^ Эванс 2005 , с. 17.
- ^ Кэмерон 1973 , стр. 56–57, 79, 234–239.
- ^ Кэмерон 1973 , стр. 255–257.
- ^ Либешуец 2003 , с. 219.
- ^ Кэмерон 1976 , с. 299.
- ^ Кэмерон 1976 , стр. 302–304.
- ^ Кэмерон 1973 , стр. 256–258.
- ^ Кэмерон 1976 , с. 308.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Феофан; Горлица, Гарри (1982). Хроники Феофана: английский перевод anni mundi 6095–6305 (602–813 гг. н. э.) . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-1128-3 .
- Гомер . – через Wikisource .
- Павсаний . Описание Греции , Книга 6: Элида II. Английский перевод программы Perseus .
- Пиндар . Истмийские оды – Истмийские 1 . См. исходный текст в программе Персей .
- Земляной орех. Олимпийские оды – Олимпиец 1 . См. исходный текст в программе Персей .
- Земляной орех. Пифийские оды – Пифийские 5 . См. исходный текст в программе Персей .
- Прокопий; Калделлис, Энтони (2010). Тайная история с соответствующими текстами . Индианаполис, Индиана: Hackett Publishing Company, Incorporated. ISBN 978-1-60384-180-1 .
- Фукидид. Ричарда Кроули – через Wikisource . . История Пелопоннесской войны . Перевод
- Тертуллиан . Де Спектакулис . Оригинальный текст смотрите в латинской библиотеке .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Адкинс, Лесли; Адкинс, Рой А. (1998a). Справочник по жизни в Древней Греции . Нью-Йорк и Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512491-Х .
- Адкинс, Лесли; Адкинс, Рой А. (1998b). Руководство к жизни в Древнем Риме . Нью-Йорк и Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512332-8 .
- «Апобаты». Энциклопедия «Гелиос» (на греческом языке). Том. III. Афины. 1945–1955.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Болсдон, Джон Перси Вивиан Дакр (1974). Жизнь и досуг в Древнем Риме . Бодли Хед.
- Борода, Мэри; Норт, Джон А.; Прайс, SRF (1998). Религии Рима: История . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31682-0 .
- Белл, Синклер В. (январь 2014 г.). «Римские гонки на колесницах: возничие, фракции, зрители». У П. Кристесена; Д. Кайл (ред.). Уайли-Блэквелл, компаньон по спорту и зрелищам в греческой и римской древности . дои : 10.1002/9781118609965.ch33 .
- Беннетт, Дирк (декабрь 1997 г.). «Гонки на колесницах в древнем мире» . История сегодня . 47 (12). Британия: 41–48. Архивировано из оригинала 06 февраля 2008 г.
- Боутрайт, Мэри Талиаферро; Гаргола, Дэниел Дж.; Талберт, Ричард Дж. А. (2004). «Цирки и гонки на колесницах». Римляне: от деревни к империи . Нью-Йорк и Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511875-8 .
- Кэмерон, Алан (1976). Цирковые фракции: синие и зеленые в Риме и Византии . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0198148043 .
- Кэмерон, Алан (1973). Порфирий: Возничий . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Кэмп, Джон Мак. (1998). Лошади и искусство верховой езды на Афинской Агоре . Принстон, Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах. ISBN 0-87661-639-2 .
- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (2005). «Ника-Восстание 532 года». Император Юстиниан и Византийская империя . Вестпорт, Китай: Издательская группа Greenwood. ISBN 0-313-32582-0 .
- Догерти, Кэрол; Курке, Лесли (2003). Культуры в рамках древнегреческой культуры: контакты, конфликты, сотрудничество . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81566-5 .
- Финли, Моисей И.; Плекет, HW (1976). Олимпийские игры: первая тысяча лет . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 0-670-52406-9 .
- Фриман, Чарльз (апрель 2004 г.). «Площадь Святого Марка: императорский ипподром?» . История сегодня . 54 (4). Британия: 39.
- Фатрелл, Элисон (2006). Римские игры: Справочник . Молден, Массачусетс и Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1569-6 .
- Гагарин, Михаил (январь 1983 г.). «Стратегия Антилоха: Гонки на колесницах в Илиаде 23». Классическая филология . 78 (1). Издательство Чикагского университета: 35–39. дои : 10.1086/366744 . JSTOR 269909 . S2CID 161210505 .
- Голден, Марк (2004). Спорт в Древнем мире от А до Я. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24881-7 .
- Грегори, Тимоти Э. (2010). История Византии . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8471-7 .
- Харрис, Гарольд Артур (1972). Спорт в Греции и Риме . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-0718-4 .
- Харрис, ХА (2014). «Организация римских скачек». В Скэнлоне, Томас Ф. (ред.). Спорт в греческом и римском мирах: Том 2, Спортивная идентичность греков и римские виды спорта и зрелища . Оксфордские чтения по классическим исследованиям. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198703785 .
- Хэтэуэй, Джейн (2003). «Двусторонний фракционализм в Османском Египте». Повесть о двух фракциях: миф, память и идентичность в Османском Египте и Йемене . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-5883-0 .
- Хамфри, Джон Х. (1986). Римские цирки: арены для гонок на колесницах . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. ISBN 978-0-520-04921-5 .
- Кёне, Эккарт; Эвиглебен, Корнелия; Джексон, Ральф (2000). Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме . Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2316-5 .
- Кайл, Дональд Г. (1993) [1987]. Легкая атлетика в Древних Афинах . Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл. ISBN 90-04-09759-7 .
- Кайл, Дональд Г. (2007). Спорт и зрелища в древнем мире . Молден, Массачусетс и Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-22971-1 .
- Лансон, Бертран (2000). «Фестивали и развлечения». Рим в поздней античности: повседневная жизнь и городские изменения, 312–609 гг. н.э. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-92976-8 .
- Лоуренс, Рэй (1996) [1994]. Римские Помпеи: Пространство и общество . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-14103-6 .
- Либешуец, Джон Хьюго Вольфганг Гидеон (2003). «Шоу и фракции». Упадок и падение римского города . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926109-1 .
- МакКомб, Дэвид Г. (2004). Спорт в мировой истории . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-31811-4 .
- Мейер, Фик; Уотерс, Лиз (2010). Гонки на колесницах в Римской империи . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-9697-2 .
- Муз, П. Дионисий (2001–2011). «Ludi Circenses (длинная версия)» . Societas через Роману . Проверено 2 февраля 2011 г.
- Нилс, Дженифер; Трейси, Стивен В. (2003). Игры в Афинах . Американская школа классических исследований в Афинах. ISBN 0-87661-641-4 .
- Оливова, Вера (1989). «Гонки на колесницах в древнем мире» . Никифор — журнал о спорте и культуре в древности . 2 . Вайдманн: 65-88. ISBN 3-615-00058-7 .
- Осик, Кэролайн (2006). «Самоопределяющаяся практика развивающейся Экклесии». В Митчелле, Маргарет М.; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Происхождение Константина . Кембриджская история христианства. Том. 1. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 274–292. ISBN 978-1-107-42361-9 .
- Полидоро, Дж. Ричард; Симри, Уриэль (май – июнь 1996 г.). «Игры 676 г. до н.э.: посещение столетия древних Олимпийских игр». Журнал физического воспитания, отдыха и танцев . 67 (5). Американский альянс здравоохранения, физического воспитания, отдыха и танцев: 41–46. дои : 10.1080/07303084.1996.10607397 .
- Поттер, Дэвид Стоун; Маттингли, диджей (1999). Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08568-9 .
- Поттер, Дэвид Стоун (2006). Спутник Римской империи . Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-22644-3 .
- Прудамес, Дэвид (5 января 2005 г.). «Римская арена для гонок на колесницах впервые обнаружена в Британии» . Культура 24 . Проверено 2 февраля 2011 г.
- Рамзи, Уильям Уордлоу (1876). «Игры цирка». Руководство по римским древностям . Лондон: Чарльз Гриффин и компания.
- Скаллард, Говард Хейс (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-1402-4 .
- Тредголд, Уоррен Т. (1997). «Возрождение Империи, 284–337». История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2630-2 .
- Валеттас, генеральный директор; Иоаннис, Пассас (1945–1955). «Гонки на колесницах». Энциклопедия «Гелиос» (на греческом языке). Том. III. Афины.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Викату, Олимпия (2007). «Олимпийский ипподром – Описание» . Греческие памятники всемирного наследия . Министерство культуры Греции . Проверено 2 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гонки на колесницах (История Организации Объединенных Наций цыган-победителей (UNRV) - Римская империя)
- Цирк: Римские гонки на колесницах (VRoma: виртуальное сообщество для преподавания и изучения классических произведений). Архивировано 20 сентября 2017 г. на Wayback Machine.
- Питер Доннелли - Некоторые наблюдения о римских гонках на колесницах. Архивировано 26 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- Пасько Варница – Спорт в древности