Зрелища в Древнем Риме
Зрелища в Древнем Риме были многочисленными, открытыми для всех граждан и, как правило, бесплатными; некоторые из них отличались грандиозностью постановок и жестокостью.
Римляне предпочитали посещать гладиаторские бои, бои со свирепыми зверями ( venationes ), воспроизведения морских сражений ( naumachia ), гонки на колесницах , спортивные состязания , театральные представления мимов и пантомим .
Через сорок лет после обличительной речи Ювенала (н. между 55 и 60-м после 127), сетовавшего на республиканскую трезвость и строгость народа, стремившегося теперь только к panem et circenses , хлебу и зрелищам , Фронто (100–166) , почти теми же словами безутешно описал печальную действительность:
Действительно, римский правящий класс считал своей основной задачей раз в месяц раздавать людям пищу, отвлекать их и регулировать их досуг бесплатными развлечениями, предлагаемыми в религиозные праздники или светские мероприятия.
Праздники в римском календаре
[ редактировать ]У римлян было множество случаев посещать зрелища во время римских праздников по случаю религиозных праздников. Из грубого расчета «[...] пренебрегая некоторыми дублированиями, в результате которых два праздника совпадали [в один и тот же день] ... мы приходим к такому математическому расчету: обязательные праздники императорского Рима занимали более полугода .... "
Но кроме тех, что предлагались в Риме цезарями, были и такие, которые отмечались в сельской местности, в крестьянских деревнях, окрестные праздники в честь местных святынь, праздники новых культов, праздники гильдий ( scholae). [2] ), военные и, наконец, те, которые на удивление предлагали имперскую щедрость, такие как гладиаторские бои, которые во втором веке нашей эры могли длиться месяцами. Таким образом, «можно сказать, что [...] не было ни одного римского года, в котором не было бы двух праздников в рабочем дне». [3] и что спектакли проводились почти ежедневно. Светоний что, поскольку в зрелищах царил беспорядок и беспорядок, римский император Август пишет , ввёл порядок и дисциплину, [примечание 1] а также:
— Светоний, Август , 43.
Август также взял за привычку в дни, предшествовавшие зрелищам, на случай, если какое-нибудь животное, никогда прежде не виденное и достойное упоминания, было привезено в Рим , преподносить его народу необычным образом в любом месте: например, носорог у Саепта Юлия , тигр в театральной сцене, змея в пятьдесят локтей (около 22 метров) перед Племенным собранием . [4]
Опять же, Август имел сенатский указ , согласно которому на время публичных зрелищ, где бы они ни проводились, первый ряд скамей принадлежал сенаторам , и он запретил Риму позволять послам союзных или свободных наций занимать свои места в оркестре . потому что ему было неловко [узнать], что в некоторых делегациях были свободные рабы. [5] Он отделил солдат от народа; он выделил женатым плебеям собственные трибуны; тем, кто носил претесту, - определенный сектор трибуны и тот, что рядом с их наставниками; тем, кто был плохо одет, он запретил стоять на средних трибунах. Он не позволял женщинам сидеть во время гладиаторских боев, которые они когда-то могли наблюдать рядом со своими мужчинами, кроме как наверху и в одиночестве. Что касается драк между спортсменами, то он строго запретил женщинам входить в театр раньше пятого часа. [5]
Религиозное значение зрелищ
[ редактировать ]Первоначально с каждым фестивалем был связан религиозный культ. [6] Например: состязание рыболовов, состоявшееся 8 июня в присутствии претора и завершившееся поеданием жареной рыбы, первоначально было, как свидетельствует Фест , замещающим жертвоприношением в честь бога Вулкана , принявшего обмен рыбами ( мелкая рыбка) pro animis humanis (вместо человеческих душ). [7]
Религиозное жертвоприношение, о котором римляне теперь забыли, все еще присутствовало в скачках, состоявшихся на Форуме 13 октября. Победившую лошадь приносили в жертву, ее кровь проливали для люстраций , а за ее голову горячо спорили жители Виа Сакра. и те из Субурры , которые боролись за честь показать реликвию «Октябрьской лошади». Этот праздник был напоминанием о скачках, которые латиняне Древнего Рима отмечали по окончании ежегодной военной экспедиции, начинавшейся весной и заканчивавшейся осенью. В те далекие времена кровь принесенной в жертву лошади-победителя служила очищению города.
Священный характер присутствовал и в республиканскую эпоху, когда в 105 г. до н.э. гладиаторские государство учредило бои, первоначально зародившиеся как культ, воздаваемый частными лицами на могилах своих родителей. Религиозный характер сохранился в термине munus (государственная должность), которым обозначались эти кровавые бои, призванные умиротворить богов. Еще во втором веке нашей эры Фест называет их «приношениями, приносимыми на официальных основаниях», Тертуллиан — «обязательными почестями Мани», а Авзоний — «кровью, пролитой на земле, чтобы умилостивить бога, вооруженного серпом».
К имперской эпохе римская публика полностью забыла эти религиозные отсылки, хотя определенный ритуальный этикет был установлен еще со времен Августа : зрители, например, должны были носить праздничную тогу : [8] [9]
«Он стремился вернуть моду и обычаи прежних времен: однажды, увидев в скоплении народа толпу плохо одетых людей, он с негодованием воскликнул: «Вот римляне, хозяева мира, и люди, носящие тогу», и после этого проинструктировал эдилов не допускать, чтобы кто-либо останавливался на Форуме и вокруг него, пока он или она предварительно не сбросит плащ, закрывающий тогу.
— Светоний, Август , 40.
И, если они не хотели, чтобы их отвергли, им приходилось сохранять вежливое отношение: им можно было, наконец, ни есть, ни пить во время представлений. [10] Даже если во время инаугурационной процессии приходилось вставать со статуями императорских звезд наряду со статуями божеств, это делалось в знак уважения и благодарности императорской династии, предложившей им столь грандиозные зрелища.
Древний религиозный отпечаток игр для римлян эпохи империи теперь был сведен к формальностям, не имевшим никакого отношения к ритуалам ныне забытой религии, и был заменен астрологической символикой, изображенной на арене, которая представляла землю. а во рву, окружающем дорожку, — море; обелиск ( спина ) символизировал солнце на вершине неба; семь кругов гоночной трассы воспроизводили орбиту семи планет и последовательность семи дней недели; двенадцать дверей колесничных навесов, обращенных к цирку, изображали места зодиака . [11] [12] [13]
Отношения принца и толпы
[ редактировать ]Когда император появлялся в цирке , амфитеатре или театре , толпа приветствовала его, вставая и размахивая белыми носовыми платками, выражая ему почтение и демонстрируя свое присутствие и эмоциональное, почти религиозное участие в том, что он стал свидетелем того же зрелища, принимая место на виду.
Из этой толпы зрителей, имевших счастье «видеть князя лично среди своего народа», [15] император также сделал его орудием политической власти, формируя посредством своих непосредственных связей с толпой в зрелищах общественное мнение , которое в отсутствие древних Комиций и автономии Сената уже не имело возможности выражать сам.
Таким образом, зрелища усилили политическую власть принца и в то же время сохранили то, что осталось от традиционной религии. Зрелища, в условиях населения, где 150 000 человек жили, не работая за счет государства и где те, кто имел работу, имели половину дня, свободного от обязательств, в том числе и принудительно политических, служили занятию досуга, отвлечению и направлению страстей, инстинкты и насилие.
Народ, который зевает, созрел для восстания. Цезари не давали римскому плебсу зевать ни от голода, ни от скуки: зрелища были великим развлечением для безработицы их подданных и, следовательно, верным орудием абсолютизма.
- Каркопино 1971, с. 239
Светоний сообщает, что Август, посещая игры, обычно сидел в столовой одного из своих друзей или вольноотпущенников, иногда сидя на его трибуне вместе с женой и детьми. Он отсутствовал на спектаклях то по нескольку часов, то по несколько дней, извиняясь и рекомендуя народу судей , которые должны были занять его место в его отсутствие. Когда он присутствовал, он был очень внимателен и отзывчив, чтобы избежать недовольства, поскольку в прошлом люди жаловались на его приемного отца, Гая Юлия Цезаря , который во время игр посвящал себя чтению писем и петиций. Август с огромным удовольствием присутствовал на них, чего он никогда не скрывал. [16]
Так случилось, что он часто предлагал, даже за свой счет, гладиаторские зрелища и игры, организованные другими, с коронами и богатыми призами. Он не присутствовал ни на одном конкурсе спектаклей греческого происхождения и постановки, не отдав должное каждому из участников по достоинству. Особый интерес он имел к боксерским поединкам, особенно к латинским, которые он часто сравнивал с греческими, причем не только среди профессионалов, но и среди простолюдинов, дерувшихся на углах улиц, без специальной боксерской техники. Спортсменам он сохранил привилегии, даже увеличил их и запретил гладиаторам сражаться без соответствующего вознаграждения; Что касается истрионов, то он ограничил периодом игр и театра принудительную власть магистратов, которая раньше законом распространялась повсюду и на любой период. Он всегда требовал строгой дисциплины на соревнованиях среди спортсменов или в гладиаторских боях. В конце концов он подавил некоторые виды поведения, которые гистрионы считали морально неупорядоченными, и когда он узнал, что некий Стефаний, автор fabulae togatae , которого обслуживала за столом женщина с мальчишески подстриженными волосами, он изгнал его и приказал избить розгами в трех театрах. [16]
Очки
[ редактировать ]Агоны
[ редактировать ]Основными видами спорта в Древнем Риме были: панкратион , борьба , бокс , бег , метание копья , метание диска и толкание ядра , которые были созданы по образцу Древней Греции . Однако концепция спорта в Древнем Риме не отражала пристрастия греческой культуры к непрофессиональной спортивной деятельности, к агонам ( ἀγῶνες ), бескровным состязаниям, касающимся не только спорта, но и различных областей человеческой деятельности, где победитель получал приз за проявление , согласно греческому менталитету, его или ее превосходящие физические и моральные способности. За сорок лет до завоевания Греции, еще до того, как ее цивилизация оказала влияние на римскую цивилизацию, certamina graeca , подобные тем, что были учреждены Марком Фульвием Нобилиором в 186 г. военно-гимнастическая подготовка к ведению войны. Интеллигент Тацит писал, что он, как и часть римского общества, наиболее привязанная к традициям, опасается, что греческие утонченности могут лишить законной силы древние ценности:
Что остается сегодня [молодым людям], кроме как показать себя обнаженным, взять боксерские перчатки и подумать о тех боях, а не о военной службе.
— Тацит, Анналы , XIV, 20.
В том же духе следует рассматривать отвращение сенаторского класса к императорам, увлеченным греческой цивилизацией, таким как Калигула или Нерон , которые вызывали скандал, получая удовольствие от личного присутствия на играх.
Гонки на колесницах
[ редактировать ]Скорее всего, римляне обычай устраивать гонки на колесницах заимствовали у этрусков , которые, в свою очередь, заимствовали его у греков. Однако на римские обычаи греки оказали прямое влияние, особенно после того, как они завоевали материковую Грецию в 146 г. до н.э. Согласно одной римской легенде, Ромул использовал уловку организации гонок на колесницах вскоре после основания Рима, чтобы отвлечь сабинян . Пока сабиняне наслаждались зрелищем, Ромул и его люди схватили и похитили сабинянок. Это событие традиционно известно как «Изнасилование сабинянок» .
В Древнем Риме основным сооружением, предназначенным для проведения гонок на колесницах, был Большой цирк , расположенный в долине между Палатинским и Авентинским холмами и вмещавший до 250 000 зрителей. Строительство Большого цирка, вероятно, относится ко временам этрусков, но он был перестроен около 50 г. до н.э. по приказу Юлия Цезаря , достигнув длины около 600 метров при ширине около 225 метров. Один конец пути, тот, где вначале выстроились колесницы, был шире другого. Для организации стартов римляне использовали серию барьеров, называемых carceres , термин, имеющий то же значение, что и греческий гисплекс . Они располагались ступенями, как гисплексы, но были некоторые небольшие различия, поскольку у римских следов был срединный разделительный барьер, позвоночник , в центре самого следа. Карцеры . были установлены в одной из вершин пути, а вагоны располагались за этими барьерами, закрепленными системой защелкивания Когда все колесницы были готовы, император (или организатор гонок, если они проводились не в Риме) ронял ткань, известную как карта, и таким образом начинал гонку. Затем барьеры открылись одновременно, предоставив всем участникам равный старт.
Как только гонка началась, колесницы могли свободно передвигаться по трассе, пытаясь устроить аварию своим противникам, прижимая их к позвоночнику . На позвоночнике располагались «яйца» — большие сигналы, похожие на «дельфинов» греческих рас, которые бросали в желоб с водой, протекавшей через центр позвоночника, чтобы сигнализировать о количестве кругов, оставшихся до конца. Спина и другими произведениями искусства, до такой степени, что зрители часто не могли следовать за колесницами , в конечном итоге превратилась в очень сложную конструкцию, украшенную статуями , обелисками когда они находились на противоположной стороне (но, видимо, они думали, что этот факт сделал переживание более захватывающим за счет увеличения напряжения). На двух концах позвоночника были два изгиба трассы (называемые мета ), и там, как и в греческих гонках, происходили впечатляющие столкновения и несчастные случаи. Несчастные случаи, повлекшие за собой разрушение колесниц и серьезные травмы лошадей и возничих, назывались науфрагией , то же самое относится и к кораблекрушениям. Ход забега также был очень похож на ход греческих забегов, а главное отличие заключалось в том, что каждый день могли проводиться десятки забегов, а соревнования иногда длились сотни дней подряд. Однако гонка проводилась на дистанции всего 7 кругов (а в более поздние времена - 5, чтобы в один и тот же день можно было проводить больше гонок) вместо 12, из которых состоял греческий тип гонки. Римскую организацию также гораздо больше интересовали экономические аспекты: бегуны были профессионалами, а среди публики были широко распространены огромные ставки. Колесницы в гонках могли быть запряжены четырьмя лошадьми ( квадриги ) или двух лошадей ( биге ), но большее значение имели скачки среди тех, у кого было четверо лошадей. В некоторых редких случаях, когда возничий хотел продемонстрировать свое мастерство, он мог задействовать до десяти лошадей, но эта практика сочетала в себе большую сложность и небольшую реальную пользу. Римские возничие, в отличие от греческих, носили шлемы и другие средства защиты тела и обвязывали поводья вокруг талии, тогда как греки держали их в руках. Из-за последнего обычая римляне не могли отпустить поводья в случае аварии, поэтому лошади часто тащили их по тропе до тех пор, пока их либо не убивали, либо им не удавалось освободиться: вот почему они несли нож при себе, чтобы иметь возможность выйти из таких ситуаций. Самую известную и лучшую реконструкцию римских гонок на колесницах, несмотря на то, что она в некоторых отношениях не является исторически точной, можно увидеть в фильме 1959 года «Бен-Гур» . [17]
Гладиаторы
[ редактировать ]Происхождение гладиаторских боев остается предметом споров, хотя существует тенденция интерпретировать их как практику Этрурии , которая, как и многие другие аспекты этрусской культуры , была перенята римлянами. Существуют систематические свидетельства того, что это началось с римских погребальных обрядов во время Пунических войн (3 век до н.э.), и с тех пор оно быстро стало важным элементом политики и общественной жизни римского мира. Мунера гладиаториа , в частности, возникла из-за обычая более состоятельных людей предлагать народу за свой счет публичные зрелища в особых случаях, например, смертельные поединки между рабами по случаю похорон какого-нибудь родственника. Мунера посвященной могла быть ordinaria , то есть назначенной на определенные праздники, или extraordinaria, определенным событиям. Популярность гладиаторов привела к тому, что их стали использовать во все более роскошных и дорогих играх. Гладиаторские игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика между первым веком до нашей эры и вторым веком нашей эры. Династия Флавиев , начавшаяся с императора Веспасиана , наделила Рим особой монументальной инфраструктурой, специально посвященной мунере : прежде всего, амфитеатром Флавиев, вошедшим в историю как « Колизей », открытый императором Титом , к которому были пристроены императорские гладиаторские школы — луди ( Ludus Magnus , Ludus Gallicus , Ludus Matutinus и Ludus Dacicus ), построенные императором Домицианом . Таким образом, флавианцы и их преемники имели привилегированную сцену и специальную «конвейерную линию» для своих дорогих и кровавых зрелищ. Между 108 и 109 годами нашей эры Траян праздновал свои победы над даками, используя 10 000 гладиаторов и 11 000 животных в луди, продолжавшихся 123 дня. Стоимость гладиаторов и мунера продолжала бесконтрольно расти. Законодательство Марка Аврелия 177 года нашей эры мало что сделало для решения этой проблемы, и последующее правление Коммода , сына и наследника Марка Аврелия, было отмечено чрезмерным использованием munera и venationes . Христиане не одобряли эти игры, поскольку они включали в себя идолопоклоннические языческие обряды, а популярность гладиаторских боев в пятом веке снизилась, что привело к их упадку.
Первые мунеры проводились на могиле умершего или рядом с ней, и их организовывал мунер , букв. «тот, кто сделал подношение». Позже игры проводил редактор, идентичный мунератору или нанятому им чиновнику. Со временем эти названия и значения могли слиться. [18] В республиканские времена частные лица могли владеть гладиаторами и тренировать их или арендовать их у ланиста (владельца школы подготовки гладиаторов - см. Ниже). Начиная с принципата , частные лица могли держать мунеру и владеть гладиаторами только с разрешения императора, а роль редактора все больше была привязана к государственным чиновникам. , Законодательство Клавдия требовало чтобы квесторы , самый низкий ранг римского магистрата , лично субсидировали две трети стоимости игр для своих общин в случае небольших городов, таким образом формализуя фиксированные денежные расходы, которые одновременно были рекламой политики. личная щедрость и частичный выкуп своего долга. Более важные игры организовывали высокопоставленные судьи, которые могли себе их позволить. Самый большой и самый щедрый из всех был оплачен самим императором. [19] [20]
Первые виды гладиаторов были названы в честь врагов Римской республики: самнитов , фракийцев и галлов . Самниты Секутор , тяжело и элегантно вооруженные и, вероятно, самый популярный тип, были переименованы в , а галлы — в Мурмилло , поскольку земли, населенные этими народами, были присоединены к империи. В среднереспубликанском мунусе каждый тип гладиаторов сражался либо с себе подобными, либо с приравненным к нему типом. В поздней республике и ранней Империи были представлены различные типы «фэнтези», а также противоположные, но контрастирующие типы гладиаторов, которые были разными, но дополняющими друг друга: например, ловкий ретиарий («сетевой человек»), с непокрытой головой, в доспехах только на левой руке. и плечо, использовал сеть и трезубец, а затем атаковал кинжалом более тяжелобронированного Секутора, защищенного прочным шлемом. [21] Большинство изображений гладиаторов демонстрируют наиболее распространенные и популярные типы, в отношении которых нам сегодня доступны достоверные исторические реконструкции. Другие нововведения, представленные в этот период, включали сражение гладиаторов на боевых колесницах или в кавалерийских формированиях.
Торговля гладиаторами велась по всей империи и подлежала официальному надзору. Военный успех Рима привел к появлению солдат-пленников, которые были перераспределены для использования в шахтах или государственных амфитеатрах и для продажи на открытом рынке. Например, после Первой еврейской войны гладиаторские школы получили приток евреев : тех, кто был отклонен для обучения, отправляли прямо на арены как noxii (буквально «обидные»), а более стойких отправляли в Рим. . [22] [23] Согласно военному духу Рима, вражеские солдаты, которые сдались или позволили себя захватить и поработить, получили незаслуженный дар жизни. Их подготовка в качестве гладиаторов сводилась к искуплению чести через мунус . [24]
Наумахии
[ редактировать ]Наумахия , (лат. naumachia от древнегреческого ναυμαχία / naumachía , буквально «морской бой») обозначает в римском мире одновременно зрелище, изображающее морское сражение и водоем, или в более широком смысле здание, в котором они проводились.
Первой известной наумахией была та, что была организована Юлием Цезарем в Риме в 46 г. до н.э. в честь его четырехкратного триумфа . Выкопав у Тибра на Марсовом поле большой водоём , способный вместить настоящие биремы , триремы и квадриремы , он нанял из числа военнопленных 2000 бойцов и 4000 гребцов. Во 2 г. до н.э. для открытия храма Марса Ультора (Марса-мстителя) Август организовал наумахию , точно воспроизводившую храм Цезаря. Как он сам вспоминает в Res gestæ , [25] он приказал вырыть водоем на правом берегу Тибра , в месте, называемом «лесом Цезаря» ( nemus Caesarum ), где 3000 человек, не считая гребцов, на 30 судах с трибунами, и множество более мелких отрядов стояли против каждого другой.
Клавдий в 52 году провел наумахию на обширном естественном водоеме, озере Фучине , чтобы открыть дренажные работы через открытие туннелей Клавдия . [26] Участниками боевых действий были осужденные, приговоренные к смертной казни. Это известно, в частности, от Светония. [27] что наумачиарии (бойцы в наумахии ) перед битвой приветствовали императора ставшей знаменитой фразой: Morituri te salutant . Ошибочная традиция присвоила это слово ритуальной фразе гладиаторов императору, хотя на самом деле оно засвидетельствовано только в этом случае.
представляла Таким образом , наумахия собой более смертоносное зрелище, чем гладиаторское: последние привлекали меньший личный состав, и сражения систематически не заканчивались смертью побежденных. Появление наумахий тесно связано с появившимся несколько ранее другим зрелищем — «битвой между войсками», в которой сражались не пары, а две небольшие армии. Именно в последних бойцами чаще выступали каторжники без специальной подготовки, чем настоящие гладиаторы. Цезарь, создатель навмахии , просто перенес принцип сухопутных боевых порядков в военно-морскую обстановку.
Однако по отношению к войсковым боям навмахия имела особенность развивать историческую или псевдоисторическую тематику: каждый флот, стоящий друг перед другом, олицетворял народ, известный своей морской мощью в классической Греции или эллинистическом Востоке: египтяне и финикийцы Цезаря для навмахии , персы и афиняне для Августа, сикелы и родосцы для Клавдия. Причем это требовало значительных средств, больших, чем даже самые крупные войсковые сражения. Этот фактор сделал наумахию зрелищем, предназначенным для исключительных случаев, тесно связанным с празднованием императора, его побед и его памятников. Непреодолимая специфика спектакля и его тем, почерпнутых из истории греческого мира, объясняет происхождение термина: фонетическая транскрипция греческого слова, обозначающего морской бой (ναυμαχία / naumakhía), позже также указывающего на посвященные ему обширные водоемы. .
Театр
[ редактировать ]В Древнем Риме театр представлял собой одно из высших выражений латинской культуры . К середине третьего века до н.э. уже развились многочисленные формы драматического представления На итальянском полуострове , благодаря как греческому влиянию, так и местным традициям. [28] в том числе: (i) в Этрурии и Риме развилась фесеннин , который иногда сопровождался музыкой и танцами или спортивными играми; [29] (ii) на юге Кампании Ателлан Фарс был широко распространен; [30] (iii) наконец, в дорийских колониях Южной Италии и Сицилии ; флиакальные пьесы ставились [29] и в Таранто , италийской колыбели драматического искусства, пришедшего в Рим именно благодаря тарентийскому автору, [31] в частности, поэт Ринтон (323–285 до н.э.), придавший литературную форму мифологической пародии. [32]
Сохранившиеся у нас и лучше всего документированные театральные жанры имеют как греческое происхождение — паллиата (комедия) и котурната (трагедия — от cothurnus , типичная обувь трагических актеров), так и с римской обстановкой, называемой тогата или трабеата. (комедия) и претекста (трагедия) соответственно. Тогата отличается от более популярных комических жанров, таких как Ателланский фарс , сочетающийся с комедией дель арте и пантомимой . Римская сюжетная трагедия ( претекста ) возобновлялась в событиях с учетом исторических фактов. Табернария . , с другой стороны, представляла собой комическую пьесу в римской обстановке
Римский театр достиг своего апогея благодаря Ливию Андронику , Гнею Невию , Плавту и Теренцию в комедии и Сенеке в трагедии:
- Театральная постановка Ливия Андроника (280–200 до н. э.) переключила внимание римлян с долитературных комических произведений на трагический жанр. Андроник, с которого обычно начинается архаический век латинской литературы, был первым автором, хотя и греческого происхождения, сочинившим пьесу на латыни, представленную в 240 г. до н.э. на ludi scaenici, организованном в честь победы римлян в Первой Пунической войне. Война . Никаких фрагментов этого произведения не сохранилось, и даже невозможно определить, была ли это комедия или трагедия. [33] [34] [35] [36]
- Новшеством, которое Гней Невий (275–201 до н.э.) привнес в латинскую литературу, было введение претекста , трагедии, действие которой происходит в Риме, а не в Греции. Известны два титула: Ромул (или Люпус ) и Кластидиум . В «Ромуле» история Ромула и Рема рассказана ; Кластидиум рассказывает о битве при Кластидиуме в 222 г. до н.э., выигранной Марцеллом против галлов , победе, которая позволила римлянам завоевать Цизальпийскую Галлию . [37] Невий также написал шесть котурнатных трагедий, то есть трагедий с греческим сюжетом: «Эзиона» , «Даная» , «Эквос Троиана» , «Ифигения» , «Гектор Профицисценс» и «Ликург» . Даная и Эквос Троян (последний представлен на открытии театра Помпея в Риме в 55 г. до н.э.) повторяют названия Ливия Андроника, а наиболее известная из них — Ликург , история фракийского царя Ликурга (не путать с мифическим спартанским законодатель), который изгнал бога Вакха и вакханок со своей земли, вызвав губительный гнев бога вина, который в ответ убил царя и поджег его дворец (тема, актуальная для Рима, где культ Диониса был введен в последние десятилетия III в. до н.э. как умилостивительно-оргиастический обряд, запрещенный постановлением senatus Consultum de Bacchanalibus ), от которого до наших дней сохранилось 24 фрагмента. Что касается комического производства, то творчество Невия делает его самым важным предшественником Плавта в этой области; из дошедших до нас фрагментов мы отмечаем красочную словесную изобретательность, которая как бы подготавливает поле для изобретательности Плавта. [38]
- Тит Макций Плавт (255–184 до н. э.) был автором огромного успеха, как непосредственного, так и посмертного, а также большой плодовитости: кажется, что во втором веке было распространено до 130 комедий, связанных с его именем, но неизвестно, сколько были подлинными. Великая сила Плавта заключается в комедии, возникающей из отдельных ситуаций, взятых одна за другой, и в словесном творчестве, которое может раскрыть каждая новая ситуация. Однако только непосредственное прочтение может восстановить адекватное впечатление обо всем этом: и если комическое искусство Плавта по самой своей природе избегает слишком замкнутых формул, то большая систематичность возникает именно при рассмотрении сюжетов, в их самых основных конструктивных линиях. В комедии Плавта можно выделить, по уже древнему подразделению, девербию и кантику , т. е. диалогические части, с несколькими взаимодействующими друг с другом актерами, и певческие части, преимущественно монологи, но иногда и диалоги. между двумя или даже тремя символами. Часто повторяется картина любовной интриги, с молодым человеком( adulescens ) влюбляется в девушку. Его любовная мечта всегда сталкивается с проблемами при воплощении в реальность в зависимости от женщины, в которую он влюбляется: если она куртизанка, ему нужно найти деньги, чтобы жениться на ней, если она честна, то препятствие семейное. Преодолеть различные трудности ему помогает servus callidus ( хитрый раб ) или паразит (человек без гроша в кармане, который помогает ему в обмен на еду), которым с помощью различных обманов и ловушек удается преодолеть различные трудности и поженить их. Шалости, устраиваемые сервами, являются одними из наиболее значительных элементов плавтианской комедии. Сервус : - одна из фигур, наиболее широко используемых Плавтом в его комедиях, и занимает центральное место в метатеатре Плавта на самом деле он является персонажем, который берет на себя роль alter idem поэта как творца обмана.
- Публий Теренций Афер (190–159 до н. э.) написал всего шесть комедий, все из которых полностью сохранились до наших дней. [39] Теренс приспособился к греческой комедии ; в частности, он следовал образцам Аттической Новой комедии (νέα κωμῳδία) и, прежде всего, Менандра . [40] Из-за этой сильной художественной связи с греческим драматургом Юлий Цезарь назвал его « Менандер димидиат ». [41] Работа Теренция не ограничивалась простым переводом и переизданием греческих оригиналов, но обозначает себя как contaminatio , то есть введение в комедию персонажей и эпизодов, принадлежащих к разным комедиям, также имевшим греческое происхождение. Частично состояние Теренция можно отнести на счет способностей его актера Луция Амбивиуса Турпиона , одного из лучших в то время. [42] По сравнению с Плавтом Теренций настолько ориентировался на более культурную публику, что в некоторых комедиях можно встретить некоторые социокультурные темы Круга Сципиона , членом которого он был. [41] Кроме того, в отличие от комедий Плавта, названных моториями из-за чрезмерной зрелищности и характеризующихся фигурой servus currens , отстраненностью и наличием cantica , произведения Теренция называются stataria , поскольку они относительно серьезны и не включают в себя моменты метатеатра или кантики . Учитывая большую изысканность его пьес, можно сказать, что с Теренсом простые зрители отходят от театра, чего раньше никогда не случалось. Другое отличие заключается в тщательном подходе к сюжетам, которые более связны и менее сложны, чем сюжеты комедий Плавта, но в то же время и более интересны, поскольку Теренций, в отличие от Плавта, не использует поясняющий пролог (содержащий предшествующие события и предвосхищение сюжета). ). Особенно важным в Теренсе является также моральное послание, лежащее в основе всей его работы, направленное на то, чтобы подчеркнуть его humanitas , то есть его уважение к каждому другому человеческому существу, осознавая при этом ограничения каждого человека.
- Трагедии Луция Аннея Сенеки (4–65 гг. н.э.) — единственные латинские трагические произведения, дошедшие до нас в нефрагментарном виде и, таким образом, представляющие собой ценное свидетельство как целого литературного жанра, так и возрождения латинского трагического театра. после тщетных попыток культурной политики Августа способствовать возрождению театральной деятельности. В эпоху Юлиев-Клавдиев (27 г. до н. э. – 68 г. н. э.) и в раннюю эпоху Флавиев (69–96 гг.) сенаторская интеллектуальная элита прибегала к трагическому театру, чтобы выразить свою оппозицию режиму (латинская трагедия берет на себя и превозносит фундаментальный аспект классической Греческая трагедия, а именно ее республиканское вдохновение и проклятие тирании). Неудивительно, что трагики эпохи Юлиев-Клавдиев и Флавиев были видными фигурами римской общественной жизни. Есть девять трагедий, которые считаются подлинными (плюс десятая, « Октавия» , которая считается поддельной), все они имеют сюжеты из греческой мифологии. Произведения, пожалуй, предназначались прежде всего для чтения, что, возможно, не исключало временами выступления на сцене. Громоздкость или мрачная зрелищность некоторых сцен, казалось бы, предполагают сценическое представление, тогда как простое прочтение ограничивало бы эффекты, к которым стремится драматический текст. Различные трагические события принимают форму столкновения противоположных сил и конфликта между разумом и страстью. Хотя в трагедиях используются темы и мотивы философских произведений, сенецианский театр не является просто иллюстрацией в форме Это образ , представленный мифом стоического учения , как потому, что специфически литературная матрица остается сильной, так и потому, что в трагическом мире логос, рациональный принцип, которому стоическое учение поручает управление миром, оказывается неспособным обуздать страсти и остановить их. распространение зла. Различные трагические события разворачиваются на фоне реальности, окрашенной в мрачные и жестокие тона, что придает конфликту между добром и злом космическое измерение и вселенский масштаб. Особое место занимает фигура кровожадного и властолюбивого тирана, закрытого к умеренности и снисходительности, терзаемого страхом и тоской. Деспот дает повод для этических дебатов о власти, которые в размышлениях Сенеки являются наиболее важными. Почти из всех сенецианских трагедий сохраняются греческие модели, по отношению к которым Сенека обладает большой автономией, что, однако, предполагает постоянную связь с моделью, на основе которой автор осуществляет вмешательства контаминации, реструктуризации и рационализации в драматическое произведение. структура.
охота
[ редактировать ]Венационес (sing. venatio ) были формой развлечения, заключавшейся в охоте и убийстве диких животных. Дикие и экзотические звери привозились в Рим из дальних уголков империи, и венации проводились утром перед главным дневным событием — гладиаторскими поединками. Эти охоты проводились на Римском форуме , в Септе и в Большом цирке , хотя ни одно из этих мест не обеспечивало защиту толпы от диких животных на арене. Чтобы не допустить побега животных из этих мест, были приняты специальные меры предосторожности, такие как возведение заграждений и рытье канав. Очень немногим животным удалось избежать этой охоты, хотя иногда они побеждали бестиария , или охотника на диких зверей. За день были убиты тысячи диких животных. Например, во время игр, которые проводил Траян , когда он стал императором , было убито более 9000 животных. Не все животные были свирепыми, хотя большинство из них были свирепыми. Животные, появившиеся в венациях, включали львов , тигров , леопардов , слонов , медведи , олени , дикие козы и верблюды . [43]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В «Августе 44» Светоний рассказывает, что Август навел порядок в сфере развлечений, узнав, что сенатор на некоторых играх в Поццуоли никем не был принят, к принцепса . сильному негодованию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Fronto, Princip. hist. , V, 11
- ^ «Схола в энциклопедии | Sapere.it» . www.sapere.it (на итальянском языке). 05.06.2020. Архивировано из оригинала 24 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Каркопино 1971, стр. 234-235.
- ↑ Светоний, Август , 43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Светоний, Август , 44 года.
- ^ А. Пиганьоль, Исследование римских игр , Париж, Страсбург, 1923 г.
- ^ Дж. Каркопино, Вергилий и происхождение Остии , Париж, 1919, стр. 119-120
- ↑ Светоний, Август , 40 лет.
- ^ Светоний, Клавдий , 6
- ^ Квинтилиан, VI, 3, 63.
- ^ Вийомье П. (1927). «Цирк и астрология». Смеси Римской школы (на французском языке): 184–209.
- ^ CassiodorusКассиодор Варрон (на латыни). п. III, 51
- ^ Исидор Севильский . Происхождение (на латыни). Том. XVIII. п. 36.
- ^ Плиний Младший, Эп. ВИ, 5
- ^ Плиний Младший, Пан. , 51
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Светоний, Август , 45 лет.
- ^ «Гонки на колесницах в цирке Древнего Рима» . www.cultura-barocca.com . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Кайл 1998, с. 80
- ^ Футрелл 2006, с. 43
- ^ Видеманн 1992, стр. 440–446.
- ^ Кайл 2007, с. 313
- ^ Иосиф Флавий . Еврейская война (на латыни). п. 6.418, 7.37–40.
- ^ Кайл 1998, с. 93
- ^ Футрелл 2006, стр. 120–125.
- ^ Деяния Августа , 23
- ^ «Наумахия» . sapere.it . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Светоний, Клавдий , 21,6.
- ^ Медведь 2008, стр. 15-29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Медведь 2008, с. 30
- ^ Медведь 2008, стр. 155-162.
- ^ Плутарх, Пирр , 16.
- ^ Медведь 2008, с. 32
- ^ Авл Геллий, Аттические ночи, XVII, 21, 42.
- ^ Медведь 2008, с. 34
- ↑ Цицерон, Брут , 72.
- ^ Цицерон, Tusculanae disputations , I, 3.
- ^ Понтиджа Дж; Великие МС (март 1996 г.). Латинская литература. История и тексты . Милан: Княжество. п. 87.
- ^ Конте ГБ (1987). Латинская литература . Флоренция: Ле Монье. п. 33.
- ^ Дель Корно 2005
- ^ Дель Корно 2005, с. 24
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дель Корно 2005, с. 11
- ^ Дель Корно 2005, с. 37
- ^ «Животные в Древнем Риме: любовь древних римлян к экзотическим животным» . Кодами (на итальянском языке). 2022-01-26. Архивировано из оригинала 24 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- SuetoniusСветоний О жизни цезарей, книги I-II-III .
- Теренс (2005). Дель Корно, Д. (ред.). Адельфо (18-е изд.). Риццоли. ISBN 88-17-16616-2 .
- Беар, Уильям (2008). Римляне в театре . Перевод Де Нонно, Марио. Бари-Рим: Латерца. ISBN 978-88-420-2712-6 .
- Каркопино, Жером (1971). Повседневная жизнь в Риме . Бари: Universale Laterza.
- Грегори, Джанлука (2011). Люди и мунера. 25 лет исследований развлечений римской эпохи . Университетские издания LED. ISBN 978-88-7916-479-5 .
- Фатрелл, А. (2006). Справочник по Римским играм . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1568-8 .
- Кайл, генеральный директор (1998). Зрелища смерти в Древнем Риме . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09678-2 .
- Кайл, генеральный директор (2007). Спорт и зрелища в древнем мире . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-22970-4 .
- Видеманн, Т. (1992). Императоры и гладиаторы . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-12164-7 .