Самнитское общество было расслоено на кантоны. Каждый город был победителем . Многие вичи были сгруппированы в пагу , а многие паги были сгруппированы в тоуто . было четыре Самнитских тоуто , по одному на каждое из самнитских племен. Помимо этой системы правления, в нескольких самнитских городах существовали политические образования, подобные сенату . Самниты редко, хотя и возможно, объединялись в коалицию; обычно племена и города действовали независимо друг от друга.
В самнитской религии поклонялись как духам, называемым нуминой , так и богам и богиням. Самниты чтили своих богов, принося в жертву живых животных и совершая жертвоприношения . Суеверия занимали видное место в религии самнитов. Считалось, что магические песнопения могут влиять на реальность, что магические амулеты могут защитить людей, а авгуры могут видеть будущее . Самнитские священники управляли религиозными праздниками и могли принуждать людей к клятвам. Святилища были важной частью самнитской религии. Они могли использоваться для получения выгоды от торговых сетей, могли обозначать границу между территориями и могли быть переплетены с правительством. Самнитские святилища, возможно, также использовались для укрепления групповой идентичности.
Осканская надпись. Справа налево написано: «В[ибий] Попидий, сын В[ибия], главный магистрат, отвечал за эту работу и одобрил ее».
Индоевропейский стало корень Saβeno или Sabh превратился в слово Safen , которое позже Safin . Слово Сафин , возможно, было первым словом, использованным для описания самнитов и Самнитского королевства. [5] [6] [7] Этимологически это имя общепризнано формой имени сабинян , которые были умбрами . [8] От Safinim , Sabinus , Sabellus и Samnis корень индоевропейский можно извлечь , * sabh- , который становится Sab- по- латино-фалискански и Saf- по -оско-умбрийски : Sabini и * Safineis . [9] Некоторые археологи полагают, что Сафин относится ко всем народам итальянского полуострова, другие говорят, что только к жителям Молизе . [10] [11] Это также может быть прилагательное, используемое для описания группы людей. Он появляется на могилах близ Абруццо V века, а также на осканских надписях и плитах в Пенна-Сант-Андреа . [10] Последнее известное использование этого слова встречается на монете времен Социальной войны . [11]
Сафин претерпел ряд изменений, кульминацией которых стало Сафиним , оскское слово, обозначающее Самний, что означает «культовое место Сафин народа . » [12] Это стало словом для самнитского народа Сафинеис . [5] [13] [14] а также другие слова на греческом языке, такие как Saini , Saineis , Samnitēs, Sabelli и Saunìtai . Эти термины, вероятно, возникли в V веке до нашей эры и происходят от слова saunion , греческого слова, обозначающего копье . [15]
В какой-то момент в доисторические времена население, говорящее на одном языке, распространилось как на Самний, так и на Умбрию . Салмон предполагает, что это был обычный курсив, и выдвигает дату 600 г. до н. э., после чего общий язык начал разделяться на диалекты. Эта дата не обязательно соответствует каким-либо историческим или археологическим свидетельствам; Разработка синтетического взгляда на этнологию протоисторической Италии — незавершенная и продолжающаяся задача. [16]
Лингвист Юлиус Покорный относит этимологию несколько дальше назад. Предполагая, что -a- была изменена из -o- во время какого-то доисторического проживания в Иллирии , он выводит имена из расширения o-степени * swo-bho- расширенной e-степени * swe-bho- притяжательного прилагательного , * s(e)we- , возвратного местоимения, * se- , «сам» (источник английского self ). В результате получается набор индоевропейских племенных названий (если не эндоним индоевропейцев): германские свебы и семноны , суйоны ; кельтские сеноны ; славянские сербы и лужи ; Курсив Сабелли , Сабини и т. д., а также большое количество терминов родства. [17]
Греческий географ Страбон писал, что самнитская цивилизация возникла из группы сабинских изгнанников . Согласно этому сообщению, либо во время голода , либо в рамках попытки положить конец войне с умбрами , сабиняне поклялись провести Ver Sacrum . В рамках этого ритуала в жертву приносились все вещи, произведенные в этом году , включая младенцев . [18] Когда эти младенцы достигли совершеннолетия , их сослали, а затем бык отвёз на их новую родину . [19] [20] Достигнув этой земли, они принесли этого быка в жертву Марсу . [11] [21] Другие самнитские племена утверждали, что их направляли разные животные. Хирпини утверждали , что их вел волк , а пиценты утверждали, что их вел дятел . [22] [23] Альтернативно, самниты могли быть связаны со Спартой . Эта легенда, возможно, апокрифическая . Возможно, он был создан греками для союза с самнитами или для включения италийских народов в их мировоззрение и, возможно, для того, чтобы подчеркнуть сходство между самнитами и спартанцами. [24] Археологические данные показывают, что самнитская цивилизация, вероятно, возникла на основе ранее существовавшей итальянской культуры. [25]
Самниты и римляне впервые вступили в контакт после римского завоевания вольсков. В 354 году до нашей эры они согласились установить свою границу по реке Лирис . [37] Ливий , римский историк, который является источником информации о Самнитских войнах, утверждает, что, когда самниты напали на кампанцев, последняя цивилизация заключила союз с римлянами. Разжигание войны между ними и самнитами в 343 г. до н. э. [38] [39] [40] Эта версия причины войны не является общепринятой среди современных историков. [41] [42] Ливи, возможно, пишет пропагандистские материалы или пытается сравнить эту войну с другими конфликтами. После трех поражений самнитов и римского вторжения самниты согласились подписать мирный договор . [43] [44] [45]
Есть две версии причин Второй Самнитской войны. Возможно, Рим объявил войну из-за союза самнитов с Вестинами и войн против Фрегелл и Палеополя . Кроме того, римляне хотели использовать экономическое процветание города Венафрум в своих целях. [37] Конфликт мог возникнуть и потому, что самниты хотели укрепить свою власть над важнейшими экономическими позициями. [5] После поражения римлян в битве при Каудин-Форкс обе стороны согласились на перемирие . [40] [41] [46] Боевые действия возобновились в 326 г. до н.э. [41] Война закончилась после римского похода на Апулию и Самний. [43] После окончания войны римляне аннексировали Бовианум и Фрегеллы и вытеснили самнитов из Апулии. [41] [44] [45]
Монета Социальной войны , изображающая самнитских солдат, приносящих клятву сражаться с римлянами.
Самниты были одним из итальянских народов, которые объединились с королем Эпира Пирром во время Пирровой войны . [49] После ухода Пирра на Сицилию римляне вторглись в Самний и были разгромлены в битве на холмах Кранита , но после поражения Пирра самниты не смогли сопротивляться самостоятельно и сдались Риму. Некоторые из них присоединились к Ганнибалу и помогали ему во время Второй Пунической войны , но большинство остались верными Риму. [50] После того как римляне отказались предоставить самнитам гражданство , они вместе с другими италийскими народами восстали против римлян. Эта война, известная как Социальная война , длилась почти четыре года и закончилась победой римлян. После этого кровавого конфликта самниты и другие италийские племена получили гражданство, чтобы избежать возможности новой войны.
В результате победы Суллы и его утверждения на посту диктатора Рима он приказал наказать тех, кто выступал против него. [55] Самниты, которые были одними из самых видных сторонников марийцев, были наказаны настолько сурово, что было записано, что «некоторые из их городов теперь превратились в деревни, а некоторые действительно полностью заброшены». После этого самниты не играли заметной роли в истории, были латинизированы и ассимилированы в римском мире. [20] [56] Некоторые из их родов впоследствии достигли высокого признания, в том числе Кассии , Хереннии и Вибии . [11]
Самнитская валюта возникла в конце пятого и начале четвертого веков до нашей эры, вероятно, вследствие взаимодействия с греками и войны, которая создала потребность в наемниках . Их бронзовые или серебряные деньги могли быть изготовлены в Неаполе, а затем «заказаны» в городских мастерских . Альтернативно, самнитские города могли поставлять материалы, необходимые для изготовления валюты. Или монеты могли быть импортированы из городов, в которых работали самнитские наемники. Например, Таранто . На валюте того времени обычно изображались такие места, как Аллифа , Нола , Филистия или такие народы, как Кампани. Эти образы связаны с развитием политической структуры самнитов. Монеты , возможно, использовались не отдельными лицами, а государственными учреждениями для финансирования административных задач. После этого раннего периода производства большого количества денег самниты начали чеканить меньше денег . [35] [72]
Самниты также производили , терракоты и импасто амфоры с черным блеском . Защитное покрытие, также называемое лаком , [74] использовался для покрытия керамики и амфор. Большинство амфор привозилось с Родоса , а керамика обычно приобреталась в Греции . [75] Керамика также редко импортировалась из Северной Африки или районов Адриатики . После урбанизации самнитского общества производство эллинистической или итальянской керамики резко возросло. [76] В керамике, гончарных изделиях и амфорах часто использовались узоры. Большинство этих узоров были товарными знаками или подписями мастеров. В других случаях на них изображались такие места, как остров Родос, или имена правительственных чиновников, например, Меддис Тувтикс. [11] [77] Один из примеров керамической печати: [15]
Детфри (раб) Херенниса Саттиса подписал in planta pedis.
- Отпечатано на плитке в Пьетраббонданте во втором веке до нашей эры.
На протяжении всего железного века Самнием управляли вожди и аристократы, которые использовали погребальные экспонаты, чтобы выставить напоказ свое богатство. В начале третьего и четвертого веков самнитская политическая система превратилась в организацию, ориентированную на сельские поселения, возглавляемую магистратами. [12] Самнитские поселения, или вичи , находились в самом низу самнитской социальной иерархии . Они были сгруппированы в кантоны, называемые паги , которыми управлял выборный чиновник, известный как меддис . Паги . были организованы в туты — самнитские племена Каждым тото руководил ежегодно избираемый чиновник с высшими исполнительными и судебными полномочиями, называемый меддис тувтикс.
Возможно, существовали политические образования, подобные советам, ассамблеям или сенатам, такие как комбеннио . [78] Комбеннио организацией в Помпеях , был демократической ответственной за выборы должностных лиц, а также за принятие законов и обеспечение их соблюдения. [5] [79] Сенаты располагались в столицах самнитских племен, таких как Бовианум, столица пентрийцев . Неясно, существовали ли эти формы правления до римского завоевания. [80] Несмотря на эти демократические институты, в самнитском обществе по-прежнему доминировала небольшая группа аристократических семей, таких как Папии , Стации , Эгнатии и Стаии . [43] [81] Каждое самнитское племя действовало независимо от других. союз, подобный Латинской лиге Однако между племенами иногда образовывался . Такой союз будет в первую очередь милитаристским , с командующим и вождем, обеспечивающим соблюдение всех законов, принятых альянсом. [82] Чтобы альянс принял закон , лидеры каждого племени должны были единогласно согласиться, прежде чем законопроект сможет стать законом. [35] [41] Такой союз был редкостью, и даже если некоторые племена объединялись, другие могли отказаться объединяться с другими племенами. Френтаны были еще одним италийским племенем , которое могло быть включено в этот союз, однако их значение для союза могло быть преувеличено. Роль самнитских племен в этой организации также может быть преувеличена; города могли бы иметь больше политической власти . [83]
Эта система правления сохранилась после римского завоевания Самния, хотя и с некоторым сокращением власти. Тоуто викус и пагус стали функционировать как миниатюрные республики, а остался неизменным. Единственное вмешательство со стороны римлян заключалось бы в том, что муниципалитет имел власть над всеми предыдущими институтами и мог их подавлять, в то время как префектуры имели мало власти над самнитами. [60]
Римские историки считали самнитское общество крайне милитаристским. Они боялись самнитской конницы и пехоты и прозвали их Belliger Samnis , что переводится как «Воины-самниты». [5] [84] Неясно, является ли это изображение точным, поскольку большинство римских исторических отчетов о самнитах были написаны после исчезновения этой цивилизации. Большая часть этой работы также может быть пропагандистской. [59] [85] В ранние периоды истории самнитов армия состояла из обученных воинов во главе с местными лидерами. Доступ к вооруженным силам (и военной технике) зависел от богатства и статуса , в то время как более бедные люди и люди с более низким статусом были вынуждены заниматься такой работой, как сельское хозяйство. [86] Самнитских солдат с раннего возраста обучали на треугольном форуме в Помпеях в составе группы, известной как Верейя . работ . После римского завоевания Верейя превратилась в группу общественных [5] [87] Во время Самнитских войн армия стала напоминать армии древнегреческих городов-государств . В этой новой системе использовались фаланги , гоплиты , манипулы и когорты из 400 человек, создавая армию, достаточно гибкую, чтобы сражаться в гористой местности. [88] [89] [90] В армию начали призывать солдат низшего сословия, увеличив ее численность до нескольких тысяч воинов, хотя эти рекруты были менее квалифицированными и плохо обученными.
Ливий упоминает legio linteata («льняной легион»); [91] это подразделение использовало яркую экипировку, чтобы отличаться от других самнитских воинов. По словам Ливия, этот легион дал клятву никогда не бежать из боя внутри льняного сооружения. [92] [93] Ученые полагают, что это описание было призвано подчеркнуть различия между «цивилизованными» римлянами и варварскими врагами Рима. [94] Ливий также мог попытаться передать историческую и религиозную мощь самнитов через единое целое. [95] Из-за подтверждающих археологических данных другие ученые заявляют, что было бы «опрометчиво» полностью отвергать всю эту историю. [5] [58]
Бронзовая самнитская кираса. Это произведение датируется периодом с 400 по 300 год до нашей эры в Южной Италии.
Самнитские солдаты носили небольшой нагрудник с одним диском . Этот нагрудник, называемый кардиофилаксом, состоял из ремней, которые проходили вокруг плеч, груди и спины и крепились вокруг точек. Хотя трехдисковая кираса обеспечивала большую защиту, эта броня продолжала использоваться как символ статуса . [96] Существовало три типа трехдисковых кирас. [97] [98] Первый использовал бронзу для заполнения пространства между тремя одинаковыми дисками. К этой бронзе крепились небольшие кольца, а для скрепления доспехов использовались боковые ремни. К этим маленьким кольцам также крепились погоны. Второй тип использовал край для очерчивания дисков, а третий использовал пластины для изображения голов религиозных деятелей, таких как Афина или демонов . Все три типа были построены путем размещения диска ниже и между двумя верхними дисками, образующими треугольную форму. [99]
Самнитские шлемы были созданы на основе греческого военного снаряжения — в них использовались нащечники, гребни и перья. Гребни обычно изготавливались путем прикрепления конских хвостов к металлической детали, висевшей на задней части шлема. Заклепки также можно было использовать для прикрепления гребней к козырьку шлема. Другой тип гребня был тонким и густым, с длинными свободными концами. Перья и рога были общей чертой самнитских гребней и перьев . [101] [99] Солдаты надевали поножи, опираясь ногой на камень и проверяя руками прилегание снаряжения . Эта часть снаряжения доходила до щиколотки и, вероятно, была изготовлена на заказ по размеру владельца. Изображений самнитских солдат в могилах мало, что означает, что они редко использовались за пределами ритуалов и «потешных боев». [99]
такие снаряды , как копья Самниты обычно использовали и дротики. Наконечники копий изготавливались из двух бронзовых или железных частей. [102] Верхняя часть представляла собой собственно наконечник копья, а нижняя часть представляла собой трубку, удерживающую конец деревянного древка. Для крепления древка к наконечнику копья гвозди через отверстие в древке вбивали . Трубки использовались для установки копья в бронзовую насадку , которая защищала деревянное древко. Метательное вооружение было настолько важно для самнитской тактики, что, если у солдата заканчивались снаряды, он бросал камни с земли.
Помимо копий, солдаты использовали мечи или даже рукопашный бой . [103] Изображения на керамике и статуэтки, такие как Воин Капестрано, демонстрируют самнитских солдат, использующих своего рода меч бронзового века, называемый антенным мечом . Другой вид меча, связанный с самнитской цивилизацией, — короткий меч . Короткие мечи переносились на длинном ремне, прикрепляемом либо к телу воина, либо к рукоятке меча . [99] Самнитское искусство изображает солдат, получающих мечи на ритуальных церемониях, и воинов, жаждущих получить мечи, подразумевая, что короткие мечи высоко ценились в самнитском обществе. Булавы были реже, чем копья или дротики, но все же были обычным явлением. У них были тяжелые и не украшенные железные головки, прикрепленные к ручке с отверстием или гнездом . Топоры использовались редко; возможно, они были в первую очередь символами власти. [40]
Археологических данных о самнитском щите мало, поскольку у большинства сохранившихся щитов большая часть компонентов была разрушена. Самнитское искусство обычно изображает самнитских солдат, использующих круглый щит, называемый асписом . Для переноски щита две лямки использовались . Один ремень был кожаным, украшенным узорами, и проходил вертикально через середину щита. Другой ремень, используемый для надежного захвата, проходил вертикально возле края щита. Наряду с аспидами самниты, возможно, использовали бронзовые овальные щиты с заостренными концами и резными украшениями. Не исключено, что самниты использовали скуту . Также возможно, что самнитский скутум повлиял на римский щит; [103] однако доказательства этого неясны. Самнитское искусство изображает их солдат, несущих скуты ; однако это либо трофеи, отнятые у врага, либо попытка подражать древнегреческому искусству . [104] [105] Ливий утверждает, что самнитский щит был широким около плеч и груди, но тоньше ближе к ногам. [106] [107] Археологические данные не подтверждают эту идею. Ливий, возможно, принял экипировку самнитского гладиатора за экипировку самнитского солдата. [99]
Самнитские могилы часто содержали товары. Например, у богатых людей были могилы со статуями или стелами. Эти товары указывали на богатство и статус человека в жизни. [59] При погребении требовалось соблюдение определенных правил, позволяющих достойно похоронить умерших. [124] [125] [126] Погребение, вероятно, было признаком социального статуса, поскольку хоронили его редко, несмотря на веру самнитов в загробную жизнь .
Святилища были важны для самнитской религии. [50] [60] [64] Они служили разным целям: выкачивали деньги с маршрутов отгонного животноводства, отмечали границы, служили центрами общения и местами отправления культа, а также играли роль в правительстве. [60] [50] Со временем святилища стали менее заметными в самнитской культуре, и вскоре после этого все они были заброшены. [60] [127] [128]
График, показывающий корреляцию между погребальным инвентарем и полом на Кампо Консолино
У самнитских женщин было две основные роли: домашняя и церемониальная. Женщины занимались ткачеством , что, вероятно, играло важную роль в экономике. [59] [129] [65] Они также, вероятно, осуществляли небольшую политическую власть через симпозиум , который был своего рода древнегреческим или этрусским банкетом. [130] Другие обязанности включали обучение молодых девушек танцам , воспитание детей и, возможно, ведение домашнего хозяйства . [59] [62] Отношения между самнитскими женами и мужьями неясны. возлияния Сцены могут свидетельствовать о том, что жена должна быть послушной и преданной своему мужу . [99] От женщин ожидалось, что они будут дисциплинированными — в » Горация « Одах он жалуется на то, что женщинам не хватает этих качеств. Возможно, свои ожидания от женщин он основывал на самнитских обычаях. [131] Другая возможность состоит в том, что женщины были способны приобретать большие богатства. Однако они, возможно, были способны только продемонстрировать богатство своего партнера. Произведения искусства и керамика, изображающие самнитских женщин, демонстрируют их участие в ритуалах или близлежащие алтари с вотивными подношениями. [99] В этих ритуалах женщины обычно почитают своих мужей подношениями вина или, возможно, молятся за своих мужей перед тем, как они уйдут сражаться.
Географ Страбон утверждает, что самниты брали десять девственниц и десять юношей, которые считались лучшими представителями своего пола , и женились на них. [132] После этого вторые лучшие женщины будут отданы вторым лучшим мужчинам. Это будет продолжаться до тех пор, пока все 20 человек не будут закреплены друг за другом. Возможно, «лучших» мужчин и женщин выбирали по спортивным способностям. Если кто-либо из вовлеченных лиц опозорит себя, он будет перемещен и насильно разлучен со своими партнерами. [5] [11] [62]
Самнитское общество, возможно, проводило различие между мужчинами , которые должны были быть воинами, и женщинами, которые должны были быть «украшены драгоценностями». [5] [133] Древние историки описывают самнитов как воинственный народ; однако большая часть этого, возможно, является пропагандой. Кампанская керамика часто изображает сражающихся самнитских воинов и кавалеристов, в то время как апулийская керамика имеет тенденцию изображать их в более широком разнообразии обстоятельств. На керамике тех же культур также изображены вооруженные люди, занимающиеся другими видами деятельности, такими как захоронение мертвых или бракосочетание. [85] Различия между мужскими и женскими могилами также подтверждают эту теорию. Мужчин хоронили с оружием и доспехами, а женщин хоронили с домашними товарами, такими как веретена или украшения . Молодых взрослых женщин обычно хоронили с катушками, подвесками, бусами, одеждой, веретенами и фибулами, похожими на те, что носили мальчики. [134] возможно, это означает, что женственность была связана с молодостью в самнитской культуре . Мужчины носили фибулы гораздо меньшего размера и менее сложные, что, возможно, указывает на то, что мужская идентичность была связана со зрелостью . [59] [135] Скелеты мужчин и женщин также имеют различия в травмах . Скелеты мужчин, найденные возле Понтеканьяно-Фаяно, имеют черепно-мозговую травму 12,9%, в то время как только 8% женских скелетов имели черепно-мозговые травмы. В другом поселении в Альфедене есть скелеты самнитов мужского пола с аналогичным уровнем черепно-мозговых травм. Это указывает на то, что от самнитских мужчин ожидалось, что они будут служить воинами и сражаться, а от женщин - нет. [136]
График, показывающий процент мужских и женских могил на Кампо Консолино, захороненных с определенным товаром.
Однако в большом количестве могил не закопаны предметы соответствующего пола. Самнитских мужчин хоронили с товарами, обычно ассоциируемыми с женщинами, а несколько самнитских женщин хоронили с товарами, ассоциирующимися с мужчинами. [137] Только 3% мужчин в Кампо-Консолино были похоронены с вещами соответствующего пола, а каждая пятая женщина была похоронена с оружием. Мужчин также находили похороненными с домашними вещами. Это можно было бы объяснить, если бы эти товары не указывали на жизненные обязанности человека, а были подношениями умершим. Редкость некоторых погребальных принадлежностей могла указывать на то, что они предназначались исключительно для лиц с высоким статусом. Например, украшения можно объяснить как признак богатства или женственности. Различия в украшениях на могилах подростков и молодых женщин могут быть формой профилактического здравоохранения ; возможно, это было сделано, чтобы защитить их во время родов . [135]
Анализ скелетов показал, что переломы , ушибы и травмы встречаются у представителей обоих полов, хотя у мужчин эти травмы встречаются гораздо чаще. [136] Эту разницу можно объяснить большим количеством мужских скелетов, чем женских. [59] Другие скелеты демонстрируют сходство жизни мужчин и женщин. Например, у обоих здоровые зубы , а это означает, что они питались здоровой пищей с низким содержанием углеводов . На рисунке изображены группы мужчин и женщин, почитающие как умерших мужчин, так и женщин, что указывает на то, что самнитских мужчин и женщин можно было почтить одинаково после смерти. [99] У каждого пола могли быть разные, но одинаково важные роли. Другая возможность состоит в том, что у самнитов было две гендерные категории: одна - взрослые мужчины, а другая - все остальные. [59]
Самнитское искусство представлено полихромными фресками и картинами . В фресках обычно использовались черные или красные цементные тротуары с узорами, проходящими по мозаике . стиля тессеры: червеобразный, или miculatum , и тканый, или oppus tessellatum . Существовало два разных Микулатум заключался во вставке мраморных и терракотовых подносов в мозаичный пол. В стиле oppus tessellatum мозаика использовалась для создания внешнего вида, напоминающего плетение. Самнитское искусство обычно было красочным и часто изображало мифы, воинов или греческие сюжеты. [140] Фрески, найденные в Помпеях, были призваны создать ощущение идиллии. [142]
Помимо фресок, до наших дней сохранились и другие произведения самнитского искусства. На стенах святилища в Пьетраббондате есть неопознанный рельеф, который, возможно, является атласом . Другая возможная работа самнитского или римского происхождения в Изернии изображает двух воинов в шлемах. [5] [140] [143] Одним из примеров самнитского изобразительного искусства может быть Воин Капестрано. [144] Однако статуя была найдена на территории Вести и изображает пицентинского воина. [111] [145]
Большая часть самнитской одежды была свободной, заколотой, драпированной , сложенной, а не сшитой или сшитой . одежда имела символическое В самнитском обществе и ритуальное значение. Например, одежда указывала на социальный статус, а хитоны часто использовались в церемониях. Самым ценным видом одежды был застегивающийся бронзовый или кожаный пояс, покрытый бронзой. [146] [147]
Мужчины носили кольца , амулеты со змеиными головами и ошейники . В воротниках обычно протыкали отверстия, к которым подвешивали амулеты и подвески, и гравировали резные украшения. Ошейники давались мужчине в детстве и никогда не снимались. Медвежьи шкуры также были распространенной одеждой. [84] [98]
Женская одежда была похожа на греческую одежду . Женщины носили длинную безрукавную баску , чепцы , шапки, похожие на пилей , хитоны , украшенные пояса, шатены . Замок имел центральную часть, состоящую из кольчуги и металлических спиралей, сделанных из перфорированных металлических дисков. [99] [148] [149] Важной частью женской одежды самнитов была одежда, достаточно длинная, чтобы касаться земли. Их носили вместе с цветными накидками , которые застегивались под подбородком и скреплялись брошью . Самнитские накидки закрывали всю верхнюю часть тела , руки и ноги , хотя ожерелья и амулеты оставались видимыми, так как вырез накидки не касался плеч. Женщины также носили еще один вид накидки, похожей на куртку . Эта куртка имела рукава , застегивалась спереди, имела глубокий вырез и плотно облегала тело, прикрывая большую его часть складками. Лобовая часть куртки висела чуть ниже талии, которая также находится неподалеку от того места, где она хранилась. На самнитские юбки сильно повлияла греческая одежда. Они покрывались гиматием , который обычно закрывал и бедра , и драпировку . Женщины носили головные уборы, сделанные из сложенного куска ткани. На одном из изображений этого типа головного убора он изображен как длинная вуаль , сложенная и пересекающая голову. На другом произведении искусства изображена самнитка с сеткой для волос под цилиндрический головной убор с идущими поперек белыми и красными полосами. [99] Некоторые виды одежды были гендерно нейтральными . Представители обоих полов носили красные, белые или черные пояса, покрытые узорами, которые обычно делались с помощью крючков для закрепления ткани или кожи в отверстиях. [99] В древнем Самнии и мужчины, и женщины не носили обуви . Несмотря на это, по-прежнему существовало множество стилей обуви. Некоторые туфли были низкими, некоторые доходили до щиколотки, а у третьих на кончике была маленькая дырочка. Другой тип имел подчеркнутый верхний край и достигал лодыжек. Стили обуви не сильно различались в зависимости от пола, за исключением стиля ботинок . Женские сапоги обычно были до щиколотки, а мужские — выше. Для закрепления шнуровки обуви можно было использовать белые пуговицы и заостренные, изогнутые или короткие линии, пересекающие горизонтальные шнурки. У самнитских сандалий были белые подошвы, для крепления подошвы к ноге использовался ремешок. Один вид сандалий оставлял ногу непокрытой, а другой закрывал ее. Носки, возможно, существовали в древнем Самнии. Если бы они этого не сделали, могла бы существовать альтернатива, например, своего рода мягкая ткань, используемая вместо носков. [99]
На курсивной керамике и самнитских гробницах изображены самнитские воины в туниках . Обычно их шили из одного куска ткани и украшали черными или белыми мотивами, которые почти всегда располагались на рукавах, но редко на нижней части туники. Распространенные мотивы включали полосы или точки. Туники скреплялись на талии широкими кожаными ремнями.
Ливий описывает самнитских солдат, носивших два вида одежды. Один из них назывался versicolor, то есть в одежде использовались контрастные цвета. Эта одежда, возможно, была разработана так, чтобы придать внешний вид хамелеона . Ливий, возможно, намеревался пробудить идеи Энея , который когда-то объединился с воином по имени Астир, у которого было разноцветное оружие и доспехи. Возможно, это также было сделано для того, чтобы продемонстрировать достоинство самнитов как противников Рима. Это не единственные возможности: Ливий, возможно, хотел сослаться на Платона » «Республику , в которой республики сравниваются с разноцветной одеждой. Также разноцветная одежда могла символизировать богатство. Другая группа самнитов носила серебряную одежду и несла оружие. [150] [151]
Этрусское буккеро. Такие чашки использовали самниты.
Питье и еда имели очень важное значение в жизни самнитов. Это служило способом развлечься , установить социальные связи и вести политические или трудовые переговоры . [59] Во время еды хозяин раздавал гостям еду и напитки. Взрослым мужчинам вино давали редко, хотя его употребляли представители других слоев населения. [5] На банкетах использовались большие контейнеры или сосуды для смешивания, сервировочные сосуды и небольшие предметы для индивидуального потребления. Крупные контейнеры часто представляли собой амфоры или кратеры . Сервировочные сосуды обычно представляли собой ковши или кувшины . Меньшими сосудами обычно были чашки , мензурки , килики и кантарои . Эти товары обычно импортировали, например, буккеро обычно импортировали из Этрурии. [11] [59]
Гладиаторские игры, возможно, зародились в Самнии. Римские и греческие авторы, такие как Ливий, Страбон, Гораций, Афиней и Силий Италикус, упоминают, что кампанские аристократы устраивали гладиаторские игры во время своих банкетов. [152] [153] Возможно, что самнитский гладиатор произошел от этих осканских и самнитских игр. Однако доказательства этого неубедительны. Другие ученые полагают, что гладиаторские игры произошли от Этрурии, кельтов или города Мантинеи . Слово ланиста может означать связь между гладиаторскими играми и этрусками. Хотя первых гладиаторов называли самнитами, слово ланиста , возможно, не имеет никакого отношения к этрускам. Искусство Кампании изображает самнитов на гладиаторских играх. На одном произведении искусства изображен мертвый гладиатор с воткнутым в голову копьем. Это указывает на то, что самниты, вероятно, были не прочь от жестокости. Искусство также демонстрирует большие гладиаторские игры наряду с гонками на колесницах и банкетами, подразумевая, что самнитские гладиаторские игры были грандиозными и носили развлекательный характер. Альтернативно, эти игры могли проводиться на похоронах . Обычно изображают игры, происходящие возле похорон, а на заднем плане изображают гранаты, которые были символами загробной жизни. [103] Воины в этих погребальных играх изображены в разноцветных доспехах. [154]
С бронзового до железного века количество самнитских поселений резко увеличилось. Большинство этих поселений были небольшими, большинство людей жили в деревнях и зарабатывали себе на жизнь работой. [29] [156] Эти небольшие поселения были организованы вокруг более крупных поселений, таких как Сепинум и Каятия . [56] Самнитские города, как правило, были не такими большими, как города в остальной Италии. [11] Они были в значительной степени дезорганизованы и, как правило, не имели городских центров. Дороги, называемые траттури, использовались для соединения летних пастбищ с зимними. [157] [158] Вдоль этих дорог в самнитских городах были такие здания, как храмы , обеденные комплексы , дома и святилища . [159] В их городах не было зданий, подобных форуму или Агоре , за исключением города Помпеи, в котором был небольшой форум с неправильной архитектурой и табернами . [160]
Самнитские города начали строить стены и другие оборонительные укрепления во время Самнитских войн. Стены обычно были грубыми и грубыми и располагались на гребне холма, и поблизости не было других защитных сооружений. Это указывало на то, что они были построены для того, чтобы позволить обороняющейся армии отступить и перегруппироваться, а не защитить город. Городские ворота были сильно укреплены с левой стороны, но не с правой. Это было сделано для того, чтобы заставить солдат атаковать город с той стороны, на которой они не держали свой щит. [5] [29]
Городища, построенные с многоугольными стенами, могли быть либо обычным оборонительным укреплением, либо формой поселения, которая представляла собой переходный этап между более сельским обществом и более городским. Неясно, были ли эти городища постоянной защитой, поскольку они могли быть заселены лишь временно. Ученые предложили другие возможные цели самнитских городищ. Возможно, они сыграли определенную роль в правительстве. [60] Форты также могли использоваться для передачи сигналов с помощью огня . [161]
Небольшие, личные и временные фермы или дома были обычными постройками. [169] Один фермерский дом, найденный недалеко от Кампобассо, состоит из квадратного модуля , который, вероятно, был конюшней, и ряда комнат с очагами, сосредоточенных вокруг здания суда. В доме есть небольшой бассейн для минометов, доля и другие контейнеровозы. Указание на то, что данные материалы использовались для переработки и хранения продукции. [165] Другая усадьба была построена в 200 г. до н.э. из блоков известняка, скрепленных желтым раствором. [170] Археологический объект, известный как «ACQ 11000», имел террасу , покрытую толстой глиной , огороженное пространство с мощеным полом и каменную стену. [171]
^ Страбон , География , книга 4, 7 г. до н.э., с. 465, Александрия,
^ Дионисий Галикарнасский . «Книга II.49». Римские древности . Но Зенодот Трезенский,... историк, сообщает, что умбры, коренной народ, сначала жили на территории Реатины, как она называется, и что, изгнанные оттуда пеласгами, они пришли в страну, которую они ныне населяющие и меняющие свое название с местом своего обитания, от умбрийцев называли сабинянами. Но Порций Катон говорит, что сабинская раса получила свое название от Сабуса, сына Санка, божества этой страны, и что этого Санка некоторые называли Юпитером Фидиусом.
^ Тикканнен, Карин В. (2017). «О построении повествования» . Мнемозина . 70 (6): 964. дои : 10.1163/1568525X-12342173 . JSTOR 26572882 . Существуют утверждения о происхождении, например, что сабины — самый древний и самобытный народ на полуострове, от которого произошли самниты (Стр. 5.3.1), но Страбон также предлагает длинное повествование о том, как именно произошло это «происхождение». место: сабиняне долгое время находились в состоянии войны с умбрами, и, чтобы положить конец военным действиям, дали обет — καθάπερ τῶν Ἑλλήνων τινές, «общий с некоторыми греческими народами», — что они посвятят богам продукты, τὰ γενόμενα, что означает все рожденное или иным образом появившееся на свет (животная или сельскохозяйственная продукция) в этом году.13 Они одержали победу, и соответственно из продуктов один вид приносился в жертву, а другой освящался.
^ Тикканнен, Карин В. (2015). О построении повествования: ритуал Ver Sacrum . Университет Гетеборга: Brill. п. 967. Утверждается, что эта практика возникла среди сабинян, от которых произошли самниты (Var. L. 29), а также пиценты (Str. 5.4.2; Plin. Nat. 3.110). Самниты, в свою очередь, послали юношей заселить земли на юге, которые, став луканами, в свою очередь породили бруттиев (Str. 5.3.1).20 В рассказе Страбона о самнитах избранных детей возглавляли бык, бос, и основал город Бовианум (Стр. 5.4.12); есть и другие упоминания о том, что хирпини и луканы руководствовались hirpos и lucos, что на их языках означает «волк» (Str. 5.4.12; Fest. 93L), и что будущие пиценты руководствовались пикус, дятел.
^ Лосось, ET (1958). «Самниты и римские Кумы». Вергилианский дайджест (4): 10–15. JSTOR 41616993 .
^ Ван Дюзен, Рэйчел (2012). «Сабиняне и самниты» . Энциклопедия древней истории . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–2. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah20121 . ISBN 978-1-4443-3838-6 . Более вероятно, что сабиняне и самниты возникли из существующих культур, а не в результате иммиграции. Археологические данные из Самния и внутренней части Сабиниума отражают культурную фацию, находящуюся под влиянием ранее существовавших культур.
^ Города Везувия: Помпеи и Геркуланум . Анонимный прод. Шеппард Фил. Phil Sheppard Productions, 2008. «Этруски и греки доминировали до тех пор, пока самниты не овладели большей частью этой территории, объединив Кампанию. Помпеи приобрели более италийский характер, отказавшись от последних следов эллинистического влияния. В 80 г. до н. э., после войны против Рима , самниты сдали Помпеи, и с тех пор ее история была связана с Римом».
^ Дарвин, Северная Каролина (25 апреля 2017 г.). «Помпеи» . Новости Северной территории . п. 1. ПроКвест 1891389663 . ОТ САМНИТСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ДО РИМСКОГО ГОРОДА В конце V века самниты, древний народ, живший на юге центральной Италии, завоевали Помпеи.
^ Мастер, Дэниел М. (2013). «Помпеи и Геркуланум». Оксфордская энциклопедия Библии и археологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-984653-5 . В конце четвертого века до нашей эры самниты, говорящие на осканском языке, изначально представлявшие собой загородную культуру, распространились из внутренних районов и постепенно захватили греческие и этрусские центры по всей Кампании. Они захватили этрусскую Капую в 424 г. до н. э. и греческие Кумы в 421 г. до н. э. и, по-видимому, основали скромное поселение в Помпеях ок. 350 г. до н. э. Только греческий Неаполь, по-видимому, оказал успешное сопротивление.
^ Так, Стивен (2012). Энциклопедия древней истории . Джон Вили и сыновья, ООО с. 1. ISBN 978-1-4443-3838-6 . Капуя была в союзе с Римом во время Самнитских войн (343–290). Альянс позволил Капуато свергнуть господство самнитов, одновременно дав Риму шанс противостоять самнитам в войне на два фронта.
^ Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (2014). Рим (история) (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-870677-9 . в котором римляне после серьезного поражения при Каудин-Форкс. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Стек, Тессе Д. (2009). Культовые места и культурные изменения в республиканской Италии: контекстуальный подход к религиозным аспектам сельского общества после римского завоевания . Издательство Амстердамского университета. стр. 8–222. JSTOR j.ctt46mtf2.12 .
^ Робинсон, Элизабет (7 марта 2016 г.). «Ларинум» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . Оксфордский классический словарь. п. 4. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3592 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Город активно взаимодействовал с окружающей его территорией, о чем свидетельствуют свидетельства торговли и денежного обмена с френтанами, самнитами и даунийцами.
^ Славные города Рима . Анонимный прод. Фуллер Линда и Паола Ди Флорио. A&E Television Networks , 1997. «Этруски жили бок о бок с латинянами, самнитами и сабинянами. Эти племена перемешались в торговле и образе жизни»
^ « Гробница, обнаруженная в Помпеях, — это окно в мир, о котором ученые мало что знают » . Christian Science Monitor , 25 сентября 2015 г. Gale OneFile: News. «Ученые полагают, что керамика, захороненная рядом с недавно обнаруженной самниткой, происходит из других регионов Италии, что позволяет предположить, что в то время между самнитами и другими культурами Италии существовала торговля».
^ «Многоликий лак» . Популярная работа по дереву . 04 мая 2007 г. Проверено 27 марта 2022 г. он обеспечивает превосходную защиту деревянных поверхностей и устойчивость к царапинам, нагреву, растворителям и химикатам.
^ Фрэнк, Тенни (1919). «Представительское правительство в древних государствах». Классический журнал . 14 (9): 548. JSTOR 3287871 . Однако мы знаем, что племенные настроения были очень сильны среди самнитов, марсов и других племен. У них издавна существовало местное самоуправление, были свои собрания, сенаты и магистраты.
^ Энрико Кампаниле, Чезаре Летта, «Исследования местных и муниципальных магистратур в Италии», Джардини, 1979, стр. 24–25
^ Николетта Фаркас, Лидерство среди самнитов и родственных осканоязычных народов между пятым и первым веками до нашей эры (докторская диссертация, Королевский колледж Лондона, сентябрь 2006 г.)
^ Бранд, С. (2009). Могучие люди и общественное дело: Достоинства гражданских армий в древнем мире (Приказ № 3368817). Доступно в ProQuest Central. (304830108). стр. 334 «Самниты были особенно искусны в ведении войны в горах и сражались небольшими, хорошо вооруженными манипулами, специализировавшимися на использовании пилума».
^ Тейлор, MJ (2020). ПАНОПЛИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ВО ВРЕМЯ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ . Документы Британской школы в Риме, 88 , 31–65. «Одна история происхождения скутума, безусловно, ложна, а именно то, что он был заимствован у самнитов. Осканские воины четвертого века до нашей эры носили круглые щиты, в том числе пехотинец на хорошо сохранившейся настенной росписи из Пестума. Первые скуты обнаружены в Оскане. живопись не как оружие, а как добыча, триумфально уносимая домой в сценах «возвращения воина» (возможно, захваченного у римлян!)
^ Адамс, JN (13 декабря 2007 г.). Региональная диверсификация латыни 200 г. до н.э. – 600 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46881-7 .
^ "boiano.org: Боянос, матезе-самниты" . 07.09.2008. Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 г. Проверено 16 января 2022 г.
^ Лисио, Антонио Ди; Руссо, Филиппо. «Геокартографическая история памятника природы Южных Апеннин: Геосайт Мефиты в долине Ансанто».
^ «Гражданский музей Ауфиденате - Кастель-ди-Сангро (AQ) | Регион Абруццо - Департамент туризма, культуры и ландшафта» . abruzzoturismo.it . Проверено 16 января 2022 г.
^ «Культурное наследие региона Абруццо». АбруццоКультура (на итальянском языке). Проверено 16 января 2022 г.
^ Риджуэй, Уильям (9 октября 2014 г.). Ранний период Греции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-43458-5 .
^ Кристенсен, Лисбет Бредхолт; Хаммер, Олав; Уорбертон, Дэвид (11 сентября 2014 г.). Справочник религий Древней Европы . Рутледж. ISBN 978-1-317-54453-1 .
^ Перего, Элиза; Скопакаса, Рафаэль (30 ноября 2016 г.). Погребение и социальные изменения в Италии первого тысячелетия до нашей эры: подход к социальным агентам . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-185-6 .
^ Уэлч, Кэтрин Э. (10 сентября 2007 г.). Римский амфитеатр: от истоков до Колизея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80944-3 .
^ Уоттс, Джеймс В. (27 апреля 2021 г.). Понимание Библии как Священного Писания в истории, культуре и религии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-119-73038-5 .
^ Мэнсфилд, Харви К. (15 апреля 2001 г.). Новые способы и порядки Макиавелли: исследование бесед о Ливии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-50370-7 .
^ Питер Гарнси, Еда и общество в классической древности (Издательство Кембриджского университета, 1999), стр. 136; Сара Элиза Панг, Римская военная служба: идеологии дисциплины в поздней республике и раннем принципате (Cambridge University Press, 2008), стр. 263–264.
^ Geographica , Страбон , Книга 5, стр. 467. «И они говорят, что среди самнитов есть закон, который действительно почетен и способствует благородным качествам; ибо им не разрешается выдавать своих дочерей замуж за того, за кого они хотят, но каждый год отбираются десять девственниц и десять юношей, самых благородных представителей каждого пола, и из них первый выбор дев отдается первому выбору юношей, второй - второму и так далее. до конца; но если юноша, выигравший почетную награду, изменится и окажется плохим, то его опозорят и отнимут у него данную ему женщину».
^ Джонс, Ховард (2004). Самний: поселение и культурные изменения: материалы Третьей конференции Э. Того по лососю по римским исследованиям . Центр археологии и искусства Старого Света. ISBN 978-0-9755249-0-9 .
^ Уильямс, Дэниел (2004). «Что скрывается под Помпеями: углубление открывает новый взгляд на древнеримский город» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, с. 3. ПроКвест 409671837 . Ванны и амулеты указывают на самнитскую практику ритуальной проституции, при которой молодые женщины, как богатые, так и бедные, занимались сексом как обрядом посвящения, сказал археолог Курти. «Нашему пост-викторианскому уму эта практика кажется странной. Но мы не можем смотреть на это общество своими глазами», — заметил он. Вероятно, в какой-то момент практика стала профессиональной. В конце концов, это был портовый город.
^ Хорснес, Хелле В.; Хелле, В. Хорснес (2002). Культурное развитие в северо-западной Лукании ок. 600–273 гг. до н.э. Л'ЕРМА ди БРЕТШНАЙДЕР. ISBN 978-88-8265-194-7 .
^ Ливий, Тит. История Рима – через Perseus.tufts.edu. Туники позолоченных воинов были разноцветными; те из серебряных были из льна ослепительно белого цвета.
^ Моммзен, Теодор (2006). ГЛАВА V: Покорение латинян и кампанцев Римом . Перевод Дикинсона, Уильяма. Издательство Кембриджского университета. стр. 247–252. ISBN 978-0-511-70750-6 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
^ БИСФАМ, Э.Х. и др. « К феноменологии самнитских укрепленных центров ». Античность , т. 74, нет. 283, март 2000 г., с. 23. Гейл Академический OneFile « Самнитские «крепости на холмах» для передачи огневых сигналов между долинами Сангро и Вольтурно ».
^ « Римская живопись ». Искусство и гуманитарные науки сквозь эпохи , под редакцией Эдварда И. Блейберга и др., том. 2: Древняя Греция и Рим, 1200 г. до н. э. – 476 г. н. э. Гейл, 2005, стр. 435. Электронные книги Гейла ,
^ Де Марре, Мартина (1987). Эдифиция Доместика . Южная Африка: Стелленбосский университет. п. 25. Капители с вылепленными на них фигурами обнаруживают сходство с этрусским искусством, но в остальном явно самнитского происхождения.
^ « Римская живопись ». Искусство и гуманитарные науки сквозь эпохи , под редакцией Эдварда И. Блейберга и др., том. Т. 2: Древняя Греция и Рим, 1200 г. до н. э. – 476 г. н. э. Гейл, 2005, стр. 435–439. Электронные книги Гейла ,
^ Глеба, Маргарита ; Хорснес, Хелле В. (2011). Отпечаток из книги «Передача идентичности в курсивных сообществах железного века» . Книги Оксбоу. п. 228. ИСБН 978-1-84217-991-8 . самнит К. Папий Мутил
^ Кирш, Йохан (1913). Католическая энциклопедия . Том. 6 . Англия: Энциклопедия Пресс . Благодаря мощному влиянию этого правителя кардинал-священник Феликс Самнийский, сын Кастория, был выдвинут в Риме в качестве преемника Иоанна, духовенство и миряне уступили желанию готского короля и избрали Феликса папой.
Форсайт, Гэри (2005). Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
Ховард, Джонс (2004). Самний: Расселение и культурные изменения: материалы Третьей конференции Э. Того по лососю по римским исследованиям . Провиденс: Род-Айленд: Центр археологии и искусства Старого Света.
Пейджет, РФ (1973). Центральная Италия: Археологический справочник; доисторические, виллановские, этрусские, самнитские, италийские и римские руины, а также древние дорожные системы . 1-е изд. США. Парк-Ридж, Нью-Джерси: Noyes Press. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Лосось, ET (1967). Самний и самниты . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
Сальвуччи, Клаудио (1999). Словарь оскана: включая осканские и самнитские глоссы . Саутгемптон: Пенсильвания: Паб Evolution.
Стек, Тессе (2010). Культовые места и культурные изменения в республиканской Италии: контекстуальный подход к религиозным аспектам сельского общества после римского завоевания . Амстердам: Издательство Амстердамского университета.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 5bb2be564f3cb9d3d098e2837cece183__1719135720 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/83/5bb2be564f3cb9d3d098e2837cece183.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Samnites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)