Мефитис
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2013 г. ) |
В римской мифологии Мефитис ( или Мефитис ; Mefite по-итальянски) была второстепенной богиней ядовитых газов, выделяющихся из-под земли в болотах и вулканических испарениях.
Обзор [ править ]
Мефитис была самнитской и оскийской богиней зловонных газов земли, которой поклонялись в центральной и южной Италии еще до римских времен, ее главная святыня находилась на вулкане Ампсанктус в Самнии .
были посвящены ей храмы В Кремоне и на Эсквилинском холме в Риме . Предполагается, что Мефитис изначально была богиней подземных источников, таких как природные источники — тот факт, что многие из этих источников были сернистыми, привел к ее ассоциации с ядовитыми газами. Ее почти всегда отождествляют с вулканами, ей поклонялись в Помпеях . Ее имя, которое, вероятно, означает «та, кто курит посередине», иногда пишется как Мефитис. Связь с подземными пространствами связывает ее и с хтоническими божествами. [1] [2]
Зловонные геологические трещины, связанные с божественностью (см. ниже), расположены в Италии вдоль Виа Аппиа между Римом и Бриндизи . Там древние римляне отдыхали во время своих путешествий и отдавали дань уважения богине, совершая жертвоприношения животных, используя смертельные газы трещины. [3] Многие глиняные статуэтки и другие предметы, найденные в долине Ансанто, изображают диких кабанов, что, возможно, указывает на то, что эти животные были особенно священны для богини. [4] Было высказано предположение, что святыни Мефитиса были связаны с исцелением через близлежащие серные источники. [2]
Сегодня он находится недалеко от деревни Рокка-Сан-Феличе в провинции Авеллино (регион Кампания). [5]
Вергилий описывает это святилище в « Энеиде» :
Посреди Италии, известной славой,
Там находится озеро (Амсанктус — это имя). Под высокими горами: по обе стороны Густые леса скрывают запретный вход. Полный в центре священного леса Поднимается рука Стигийского потопа, Которая, вырываясь снизу с ревом, Кружат черные волны и гремят камни вокруг. Вот Плутон задыхается из своей камеры,
И широко раскрывает ухмыляющуюся пасть ада.
- Книга VII, строки 563–570.
Варрон упоминает рощу Мефитиса на Эсквилине. [6] женский праздник Матралия . где 1 марта отмечался [7] Близлежащие алтари Мала Фортуне, аспекту богини Фортуны, связанной с несчастьем, и Фебриде , богине лихорадок, по-видимому, указывают на то, что воздух в этой части Рима считался нездоровым. [8]
В Россано-ди-Вальо было святилище, посвященное богине. [1] Реконструкции поселения и святилища находятся в Museo delle Antiche Genti. Находки с этого сайта связывают Мефитиса с Мамерсом, [1] бог плодородия, которому оски поклонялись с доримских времен и считался вариантом Марса . Мирабелла Эклано (Ирпиния) была местом расположения еще одного святилища. Надпись на стене Дома Великого Фонтана в Помпеях упоминает праздник в честь Мефитиса, организованный родом Мамиа . [1]
Мефитис, как и Клоацина , иногда рассматривался как аспект Венеры . Другими божествами, связанными с серными источниками и, следовательно, с Мефитисом, были Албунея и греческая богиня Левкотея .
Этимология и производные [ править ]
Этимология имени Мефитис спорна, но, по мнению итальянского лингвиста Альберто Манко, система эпитетов, идентифицировавших богиню от места к месту, доказывала бы ее родство с водным измерением. [9] Относительно этимологии имени богини было выдвинуто множество гипотез. Поччетти предположил, что слово «medhio-dhuīhtis» означает «то, что горит внутри». [3]
«Мефитик», производное от Mefitis , теперь является прилагательным в английском языке, означающим «оскорбительный запах»; «вредный»; и «ядовитый». По-итальянски мефит — это также сольфатара или фумарола (т. е. газовая трещина).
Название семейства животных Mephitidae (мефитиды, или скунсы и их родственники) и рода Mephitis (скунсы Северной и Центральной Америки) оба связаны с mephitic , названным так из-за ядовитых выделений их пахучих желез.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Баттилоро, Илария (2017). Археология луканских культовых мест Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317103110 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крёцль, Куулиала и Мустакаллио (2016). Немощь в древности и средневековье . Тейлор и Фрэнсис. п. 198. ИСБН 9781317116950 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шилинчук, Агата (2022). «Культ богини Мефитис в свете литературных и эпиграфических источников» (PDF) . digilib.phil.muni.cz . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Онорато, Джованни Оскар (1960). Археологические исследования в Ирпинии, Авеллино . п. 32.
- ^ Мишель Систо и др. , Геокартографическая история памятника природы Южных Апеннин: геосайт Мефиты в долине Ансанто (на итальянском языке), academia.edu , ссылка получена 1 июля 2020 г.
- ^ Варрон. Де Лингва Латина V.49 . Перевод Кента, Роланда Г. Леба. п. 46.
- ^ Дайсон, Стивен Л. (2010). Рим – живой портрет древнего города . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 63. ИСБН 9781421401010 .
- ^ Уордлоу, Уильям (1863). Руководство по римским древностям . п. 37.
- ^ Альберто Манко, «Мефитис: эпитеты», AION Linguistica 31/2009, 301-312.
- «МЕФИТИС Божество перехода» . Самниты Археология древнего Самния (на итальянском языке).
Дальнейшее чтение [ править ]
- Люцерн, Мария Федерика Петрачча. «Мефитис: «спасительная богиня»?» В: Герион Том. 32, № 32, 2014, стр. 181-198. ISSN 0213-0181 .
- Шилинчук, Агата. « Культ богини Мефитис в свете литературных и эпиграфических источников ». В: Греко-латинская Бруненсия . 2022, вып. 27, вып. 1, стр. 107–117. ISSN 1803-7402 ; ISSN 2336-4424 ; DOI: 10.5817/GLB2022-1-8