Латиальная культура
Географический диапазон | Центральная Италия: Лацио |
---|---|
Период | Ранний железный век |
Даты | в. 900 г. до н.э. – ок. 700 г. до н.э. |
Предшественник | Протовилланованская культура , Культура Урнфилда , Апеннинская культура |
С последующим | Римское королевство |
Латиальная культура распространялась примерно на территории древнего Старого Лациума . Латиальная культура железного века совпала с приходом в регион людей, говоривших на старолатыни . Таким образом, культура, вероятно, отражала фазу социально-политического самосознания латинского племени в период правления королей Альба-Лонги и основания Римского королевства .
Латиальную культуру идентифицируют по погребальным урнам в форме хижин. Урны протовиллановаской культуры имеют простую биконическую форму и были захоронены в глубокой шахте. Урна избушка представляет собой круглую или квадратную модель избы с остроконечной крышей. Доступ внутрь осуществляется через дверь на одной из сторон. Кремация практиковалась так же, как и захоронение. Стиль своеобразный. Урны из хижин представляли собой миниатюрные версии хижин, в которых жило население, хотя в этот период также получили развитие использование камня для храмов и других общественных зданий. [1] [2]
Апеннинская культура Лациума плавно перешла в латиальную без каких-либо свидетельств навязчивого перемещения населения. Население обычно отказывалось от мест, имевших чисто экономическое преимущество, в пользу защищенных мест, которые позже стали городами. Для этой эпохи используется термин предгородской. Перемещение населения в более защищенные места может указывать на рост мародерства . [3]
Периодизация
[ редактировать ]Стандартная периодизация, основанная на керамике, принимается как стандарт с небольшими вариациями; однако подразумевается допуск ±25 лет. [2] [4] [5] [6] [7] Более поздние работы, основанные на дендрохронологии, указали на необходимость пересмотра некоторой периодизации, при этом сохранившиеся древесины указывают на то, что традиционная хронология может быть примерно на пятьдесят лет позже и не синхронизирована с остальной Европой; это вызывает некоторые трудности, поскольку даты древесины не совпадают с датами керамики. [8]
Первый период латиальной культуры соответствует остаткам прото-вилланованской культуры в археологических памятниках на большей части итальянского полуострова. Второй и третий периоды соответствуют виллановской культуре в Этрурии . Для них характерна простая и не украшенная керамика, а также кремация как основной погребальный обряд. [9] Четвертый этап соответствует тенденции ориентализации в Этрурии; третий этап знаменует собой переход между ними. Иностранные влияния начинают проникать в гончарное производство с Латиалом III и становятся местными с Латиалом IV. Многие из этих изменений в материальной культуре соответствуют современным изменениям в этрусских памятниках; Лациум, однако, в целом был более бедным районом, поскольку здесь не было богатых минеральных жил, присутствующих дальше на север. [10]
Период | Дата до нашей эры (Корнелл) [11] | Дата до нашей эры (Ломас) [12] | Фаза |
---|---|---|---|
латиальный я | 1000-900 | 1085–1020 | Предгородской ( поздний бронзовый век ) |
Латиальный IIA | 900-830 | 1020–950 | Предгородской ( ранний железный век ) |
Латия IIB | 830-770 | 950–880 | Протогород (ранний железный век) |
латиальный III | 770-730 | 880–750 | Протогород (ранний железный век) |
Латиальная IVA | 730-630 | Протоурбанистический ( ранний и средний ориентализм ) | |
Латиальный IVB | 630-580 | Архаичный городской ( Поздний ориентализм ) |
Ранняя латиальная культура
[ редактировать ]Ранний латиальный период характеризуется небольшими деревнями с населением менее нескольких сотен человек. Материальные остатки их домов указывают на отсутствие технологии каменного строительства; вместо этого были обычным явлением овальные глинобитные хижины диаметром редко превышающие 20 футов (6,1 м) с соломенными крышами . Керамика того периода производилась, вероятно, на домашнем уровне с использованием спиральной техники , поскольку гончарный круг не был введен до восьмого века до нашей эры. Из-за отсутствия печей мягкую глину того периода также нагревали на открытом огне, что приводило к ее черному и закопченному виду. Специализированных навыков, кроме обработки металла, не существовало. [10]
Начиная с латиала I–II, ингумация постепенно заменила кремацию как основной погребальный обряд. Использовался погребальный инвентарь: археологи обнаружили на Римском форуме и на холмах Альбана урны с пеплом, моделировавшие хижины, которые, вероятно, представляли собой жилища в загробной жизни. Большая часть свидетельств погребальной практики происходит из близ Габии в Остерии дель Оса и из шестисот раскопанных там могил. [10] Обнаруженный там погребальный инвентарь указывает на простое и бедное общество, статус которого во многом определялся полом и возрастом; товары постепенно становились более развитыми с течением времени, но в любой момент времени были относительно однородными, что указывает на относительно низкий уровень имущественного неравенства. Кремация из-за расхода топлива предназначалась «почти исключительно» для взрослых мужчин в возрасте от 17 до 45 лет на момент смерти. [13] Мужские могилы включали полноразмерное или миниатюрное репрезентативное оружие, а женские могилы - веретена; оба отражают гендерное разделение труда. Личные украшения чаще хоронили вместе с женщинами. [14]
Погребальный инвентарь из Латиала III начинает проявлять меньшую последовательность: миниатюрное оружие чаще заменяется полноразмерным оружием из бронзы. Ювелирные изделия из янтаря и керамика, импортированные из Этрурии и, в некоторых случаях, из Греции (на одной шаровидной колбе с металлическим острием написаны греческие буквы EULIN ) начинают появляться в могилах. На расширение металлургии указывают также бронзовые клады; появление гончарного круга также заменяет спиральные сосуды. К этому времени население также начинает рассеиваться, что приводит к увеличению количества земель под сельское хозяйство и увеличению излишков, что подпитывает образ жизни местной элиты. [15]
Поздняя латиальная культура
[ редактировать ]Могилы в Кастель-ди-Десима, расположенном на улице Виа-Остиенсис в 10 милях (16 км) к югу от Рима, относятся к Лациалу IV и демонстрируют гораздо более существенный разброс погребального инвентаря. Большинство погребений были простыми, без каких-либо вещей, но в некоторых из самых богатых могил, датированных седьмым веком, находились женщины, одетые в богатые одежды, украшенные янтарными и стеклянными бусинами, золотыми и серебряными фибулами и декоративной серебряной проволокой. [16] Женщин также хоронили с чашами для смешивания вина, что позволяет предположить, что женщины из высшего сословия Лациума участвовали в симпозиумах и общественных собраниях в качестве хозяек. В самой богатой мужской могиле на этом месте находились меч, копье, нагрудник, три щита и миниатюрная колесница. [17]
Сложные гробницы – особенно гробницы Барберини и Бернардини, обнаруженные в 1855 и 1876 годах соответственно – содержали большое количество золотых и серебряных предметов, а также внутренние произведения искусства, вдохновленные Ближним Востоком. Некоторые предметы, вероятно, были импортированы из Египта или Финикии: одна серебряная чаша содержит финикийскую надпись, изображающую египетского фараона в бою. [17] В прошлом считалось, что эти гробницы в Лациуме отражают господство этрусков, но дальнейшие данные со всей Италии указывают на то, что княжеские гробницы такого типа были обычным явлением на полуострове и, вероятно, отражали период ориентализации в культурах полуострова. [18]
Примерно с 650 г. до н. э. хижины начали заменять каменной кладкой на каменном фундаменте с черепичной крышей. Погребальный инвентарь также начал исчезать по всей Италии, что, вероятно, отражает завершение периода ориентализации, начиная с ок. 580 г. до н.э. Начали строиться монументальные храмы, в том числе Храм Минервы в Лавиниуме и Храм Матери Матуты в Сатрикуме . Эти сдвиги, вероятно, отражали создание городов-государств под влиянием Греции, а также развитие металлообработки и керамики в сочетании с ростом населения и более высоким уровнем сельскохозяйственного производства. К этому времени местные элиты уже укрепили социальный статус, организованный вокруг политической и религиозной власти. Лациум, однако, по-прежнему оставался беднее, чем Этрурия на севере, из-за отсутствия крупных месторождений полезных ископаемых, из-за чего он был менее связан, чем этруски, с пан-средиземноморскими торговыми сетями. [19]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Корнелл (1995), стр. 48-51.
- ^ Jump up to: а б Гордон (2007), с. 46.
- ^ Смит (1996), с. 34.
- ^ Смит (1996), с. xii.
- ^ Корнелл (1995), с. 50.
- ^ Джованни Колонна , Культурные аспекты первобытного Рима: недавний период ориентализации , в ArchCl XVI, 1964, стр. 1-12. (итальянский)
- ^ Джованни Колонна, Предыстория и протоистория Рима и Лацио , в книге «Народы и цивилизации древней Италии» , II, Рим, 1974, стр. 275-346. (итальянский)
- ^ Ломас 2018 , стр. 20, 349 с. 11.
- ^ Форсайт 2005 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б с Форсайт 2005 , с. 54.
- ^ Корнелл 1995 , с. 50.
- ^ Ломас 2018 , с. 20, под заголовком таблицы «Пересмотренные даты».
- ^ Форсайт 2005 , стр. 54–55.
- ^ Форсайт 2005 , стр. 55–56.
- ^ Форсайт 2005 , с. 56.
- ^ Форсайт 2005 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2005 , с. 57.
- ^ Форсайт 2005 , стр. 57–58.
- ^ Форсайт 2005 , с. 58.
Источники
[ редактировать ]- Корнелл, Тимоти Дж (1995). «Происхождение Рима: археология в Риме и Старом Лациуме: природа свидетельств». Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) . Рутледж История древнего мира. Рутледж. стр. 48–80. ISBN 978-0-415-01596-7 .
- Форсайт, Гэри (2005). «Архаическая Италия ок. 800–500 гг. до н.э.». Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 28–58 . ISBN 9780520226517 .
- Ломас, Кэтрин (2018). Возвышение Рима . История Древнего мира. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. дои : 10.4159/9780674919938 . ISBN 978-0-674-65965-0 . S2CID 239349186 .
- Рюпке, Йорг (2007). «Исторические основы». Религия римлян . Перевод Гордона, Ричарда. Кембридж, Великобритания: Polity Press. стр. 39–64. ISBN 978-0-7456-3014-4 .
- Смит, Кристофер Джон (1996). Ранний Рим и Лацио: экономика и общество ок. 1000–500 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815031-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Комната 1: Урна в форме хижины» . Музеи Ватикана онлайн: Григорианско-этрусский музей. 2003–2007 гг . Проверено 18 июля 2009 г.
- Ниджбоер, Эй Джей; Ван дер Плихт, Дж; Биетти Сестиери, AM; Де Сантис, А. (1999–2000). «Высокая хронология раннего железного века в центральной Италии» . Палеоистория (41/42) (Адаптированная ред.). Университет Гронингена: Лаборатория консервации и изучения материалов: 163–176 . Проверено 28 июля 2009 г.