Римские прически
Мода на прически в Риме постоянно менялась, и особенно в период Римской империи существовало множество различных способов укладки волос. Как и в случае с одеждой, в древнем обществе существовало несколько причесок, которые были доступны только определенным людям. Стили настолько самобытны, что сегодня позволяют ученым создать хронологию римской портретной живописи и искусства; мы можем датировать изображения императриц на монетах или идентифицировать бюсты в зависимости от их причесок.
Барбери было представлено в Риме Публием Титинием Менасом , который в 209 или 300 году до нашей эры привез цирюльника из греческих колоний на Сицилии . На ранних этапах римской истории большинство людей выступали в роли парикмахеров. Из-за сложности обращения с парикмахерскими инструментами это ремесло превратилось в профессию. Эта профессия наиболее процветала в имперский период.
Значение
[ редактировать ]Как и сегодня, волосы для римлян были таким же выражением личности, как и одежда. Прически определялись рядом факторов, а именно полом, возрастом, социальным статусом, богатством и профессией. Женская прическа выражала ее индивидуальность в древнеримском мире. То, как человек укладывал волосы, было показателем статуса и роли человека в обществе.
Волосы были для римлян очень эротичной областью женского тела, и привлекательность женщины была связана с подачей ее волос. В результате для женщины было сочтено уместным тратить время на прическу, чтобы создать привлекательный внешний вид. Парикмахерское дело и его необходимое сопровождение – рассматривание зеркала – считались чисто женскими занятиями. Длительные сеансы ухода за женщинами допускались, несмотря на то, что такие писатели, как Тертуллиан и Плиний, отмечали свое отвращение к времени и энергии, которые женщины посвящают своим волосам. [1] Однако многочисленные изображения женщин, занимающихся парикмахерскими и смотрящих в зеркало, на рельефах гробниц и портретах являются свидетельством того, насколько парикмахерское дело считалось частью женской сферы. [2]
Укладка волос была не просто привлекательным занятием, а досугом культурной и элегантной женщины. Волосы считались показателем богатства и социального статуса, а также вкуса и моды. Но в отличие от современных причесок, комфорт и натурализм для римлян отошли на второй план по сравнению с прическами, которые максимально демонстрировали богатство владельца. Другими словами, сложная и неестественная прическа будет предпочтительнее простой, потому что она продемонстрирует богатство ее владельца, который может позволить себе потратить время на укладку волос. [3] Модная прическа для женщин показывала, что они являются частью элегантной римской культуры.
«Естественный» стиль ассоциировался с варварами, у которых, по мнению римлян, не было ни денег, ни культуры для создания этих стилей. «Натуральность» демонстрировала недостаток культуры, а уход за волосами шел рука об руку с принадлежностью к развитой цивилизации. Ассоциация с варварами была причиной того, что римские мужчины стригли волосы коротко. [3] Работа рабов-парикмахеров, называемых орнаментиками , заключалась в том, чтобы каждый день создавать новую прическу своего хозяина, а также выдергивать седые волосы. [4]
Помимо общества, волосы использовались символически для обозначения обрядов посвящения; например, распущенные волосы были обычным явлением на похоронах, а сеникрины были прической, которую носили невесты и весталки ; разделяли и заплетали на шесть кос, а у невесты разделяли копьем. [5] Волосы невесты разделялись на пробор Hasta Recurva или Hasta Caelibaris — изогнутым железным наконечником копья и увенчивались цветами. Помимо обрядов прическа определяла возраст женщины. [6] Была заметная разница в волосах, приемлемых для девочек-подростков и половозрелых женщин. У девочек предподросткового возраста часто длинные волосы ниспадали вниз по спине, тогда как у женщин были такие же длинные волосы, но их можно было контролировать с помощью обертывания и плетения.
Медицинские и религиозные
[ редактировать ]Моряки обычно брили брови и посвящали волосы богам, чтобы заслужить их защиту. Весталки освящения вешали остатки волос на деревья в знак религиозной службы и для человека . В Марсиала» «Эпиграммах персонаж . по имени Энколп посвящает свои волосы персонажу по имени Феб [7] Римляне также считали, что бритье головы необходимо для диагностики определенных заболеваний . Плиний Старший предложил множество возможных лекарств и средств от облысения . [8] Был популярный обычай волосы от первой стрижки посвящать богам . Обычно римляне совершали это действие, когда им исполнялось 20 лет или они надевали тогу вириллис . [9]
Головной убор
[ редактировать ]вуали
[ редактировать ]Возможно, из-за своей эротической ассоциации волосы часто ассоциировались с римскими представлениями о женской скромности и чести. Мы знаем, что вуали играли важную роль в этом случае, поскольку они защищали (или поощряли, согласно Сенеке Старшему ) домогательства со стороны мужчин. [10] Палла . была знаком замужней, респектабельной женщины Это был кусок ткани, обернутый вокруг тела и перекинутый одним концом через плечо. Есть веские доказательства того, что палла накинулась на затылок как вуаль. [11]
Палла . предположительно означала достоинство и сексуальную скромность замужней женщины, но из-за ее обременительного характера вуали было много споров о том, носила ли ее публично только аристократия или вообще работницы из низших классов . [12] Витте представляли собой шерстяные ленты, которыми перевязывали волосы замужней женщины. Они были еще одним показателем скромности и чистоты жены и рассматривались как часть одежды и внешнего вида матроны. [13] Витты могли быть инкрустированы драгоценными камнями, а в случае с Фламиниками они были фиолетового цвета.
Парики
[ редактировать ]Из-за особенностей волос и относительно влажного климата в верховьях Римской империи сохранившихся до наших дней образцов париков очень мало. Женщины носили парики независимо от того, были они лысыми или нет. То же самое делали и мужчины; Император Отон носил парик, как и Домициан . [14] Парики позволяли женщинам лучше достигать «высоких» стилей, которые особенно характерны для эпох Флавиев и Траянов (например, периоды 69–96 и 98–117 годов нашей эры). Эти прически были настолько высокими, что древний писатель Ювенал уподоблял их многоэтажным домам.
Так важно дело благоустройства; так много ярусов и этажей, нагроможденных один на другой на ее голове!
— Ювенал, Сатиры [15]
Парики делались из человеческих волос; Особенно ценились светлые волосы из Германии и черные из Индии, особенно если волосы происходили с головы человека из завоеванной цивилизации. [16] Светлые волосы у различных германских народов символизировали военные трофеи. В тех случаях, когда для сокрытия облысения использовались парики, предпочтение отдавалось естественному виду, поэтому носили парик с цветом волос, похожим на исходный у владельца. Но в тех случаях, когда парик носили с целью похвастаться, натурализм не играл большой роли. Очевидно, предпочтение отдавалось искусственным парикам, иногда переплетенным с двумя контрастирующими цветами волос: светлыми волосами из Германии и черными из Индии. [17] Золотая пыль также придавала волосам вид светлых и подчеркивала и без того светлые волосы. Говорят, что император Луций Вер (годы правления 161–169 гг. н.э.), у которого были натуральные светлые волосы, посыпал голову золотой пылью, чтобы сделать себя еще светлее. [18]
Удобство париков, используемых римлянами, заключается в том, что их можно было прикрепить непосредственно к голове владельца, а это означает, что прическа могла быть достигнута гораздо быстрее, чем если бы это было сделано с собственными волосами владельца. Кроме того, это уменьшит неудобства, связанные с необходимостью отращивать слишком длинные волосы. Было высказано предположение, что необходимая длина для ежедневного создания таких причесок должна быть значительно ниже плеч, возможно, до талии. [19]
Во времена Римской империи существовало два типа париков: полный парик, называемый capillamentum , и половинный парик, называемый galerus . [20] Галерус . мог иметь форму пучка шерстяных волос, используемого в качестве набивки для создания сложной прически, или в виде парика на затылке или передней части головы Парики прикреплялись булавками или пришивались к куску кожи и прикреплялись как парик. Кроме того, для прикрепления его к коже головы можно было использовать клей или, альтернативно, как иллюстрирует бюст из Британского музея, парик можно было заплести в существующие волосы. [21]
Джанет Стивенс — археолог-любитель и парикмахер, которая реконструировала некоторые прически Древнего Рима, пытаясь доказать, что они делались не с помощью париков, как принято считать, а с использованием собственных волос человека. [22] [23]
Съемные мраморные парики
[ редактировать ]Сами бюсты могли иметь съемные парики. Было много предположений, почему некоторые бюсты были созданы со съемными париками, а некоторые – без них. Возможно, главная причина заключалась в том, чтобы бюст выглядел актуальным. Было бы слишком дорого заказывать новый бюст каждый раз, когда менялась мода на прически, поэтому для женщин с меньшими деньгами предпочтительнее было бы комбинировать бюст. [24] Возможно, еще одна причина заключалась в том, чтобы соответствовать сирийскому ритуалу помазания черепа бюста маслом. [24]
Или, более того, в тех случаях, когда бюст был заказан на погребение, можно с уверенностью предположить, что у героя бюста не было бы возможности позировать для другого портрета после своей смерти. [25] Хотя точно неизвестно, как были прикреплены эти мраморные парики, вероятная сложность эффективной замены «париков», вероятно, в первую очередь заставила бы многих женщин отказаться от выбора съемного и повторно прикрепляемого бюста. [26]
Профессия
[ редактировать ]Красители
[ редактировать ]Окрашивание волос было популярно среди женщин, хотя частое окрашивание часто делало их слабее. Тертуллиан обсуждает краску для волос, которая обжигала кожу головы и была вредна для головы. [27] Искусственные красители применялись в виде порошков и гелей. хну или животный жир. Чтобы сделать волосы более послушными, можно нанести [28] Чтобы предотвратить поседение, некоторые римляне наносили на ночь пасту из трав и дождевых червей; кроме того, голубиный помет использовался для осветления волос. Чтобы покрасить волосы в черный цвет, Плиний Старший предлагает применять пиявок, гнивших в красном вине в течение 40 дней. [29]
Для окрашивания волос в красный цвет использовалась смесь животного жира и золы бука. [30] в то время как шафран использовался для золотистых тонов. [31] Овидий упоминает несколько растительных красителей. [32] Для лечения таких заболеваний, как выпадение волос, Плиний предлагает применять желчный пузырь свиньи, смешанный с бычьей мочой, или пепел гениталий осла, или другие смеси, например, пепел оленьих рогов, смешанный с вином. Кроме того, говорят, что козье молоко или козий навоз излечивают от вшей. [33]
Светоний в своих «Двенадцати цезарях» утверждает: [34]
Их он приберег для своего парада, заставив их не только покрасить волосы в красный цвет и отрастить длинные волосы, но и отрастить их.
- Светоний, Двенадцать Цезарей
Римские проститутки красили волосы в желтый цвет, чтобы обозначить свою профессию. Обычно они просто носили парик , окрашенный в желтый цвет. Чтобы покрасить волосы в желтый цвет, они использовали смесь золы сожженных орехов или растений. Римляне изготавливали черную краску, ферментируя пиявок в свинцовом сосуде. [35]
Щипцы для завивки, шпильки и сетки для волос
[ редактировать ]Каламиструм — название римской щипцов для завивки волос . Он состоял из полого металлического внешнего цилиндра и твердого цилиндра меньшего размера внутри него. Волосы будут обернуты вокруг твердого цилиндра и вставлены в металлическую внешнюю часть. Металлическая внешняя часть нагревалась на огне, отчего волосы вьлись. Сообщалось, что из-за частоты и температуры завивки волос у женщин часто наблюдались истончение и повреждение волос. [36]
Хотя гель и хна, как упоминалось выше, использовались для ухода за волосами, широко использовались также сетки и заколки для волос. Бедные женщины использовали бы деревянные булавки, а аристократы использовали золото, слоновую кость, хрусталь, серебро или окрашенную кость. Булавки украшались резьбой богов, бусами и подвесками. [37]
Общество
[ редактировать ]Большинство парикмахерских располагалось в тавернах . Множество магазинов скопилось вокруг Храма Флоры и Большого цирка . [38] Вполне возможно, что только парикмахерам, имеющим связи с богатыми людьми, разрешалось или могло практиковать в тавернах, в то время как большинство других были вынуждены практиковать под открытым небом. Их можно было узнать по вывескам с изображением ножниц или зеркал, расположенным снаружи помещения магазина. Плавт , древнеримский драматург , писал о героях, идущих в парикмахерскую. Находясь там, они часто обсуждали сплетни и говорили о новостях . [39] Это привело к тому, что римские парикмахеры приобрели привычку чрезмерно рассказывать своим клиентам о последних новостях и сплетнях . Часто парикмахерские становились невероятно переполненными. Император Домициан регулировал работу парикмахерских, запрещая вынимать бритвы посреди густой толпы, а парикмахерам практиковаться в общественных местах. Другой император, Траян , однажды задумался, как Lex Aquilia , закон об ответственности , будет противоречить этому закону. Траян привел пример раба, которому цирюльник перерезал горло, потому что цирюльник, который практиковал в общественном месте, двигал рукой мяча. Существовали также профсоюзы парикмахеров . [9] [40]
Процесс
[ редактировать ]Чтобы начать стрижку, клиент вставал на низкий табурет. Затем цирюльник накинул на них обертку, чтобы защитить тогу . Он продолжал расчесывать волосы клиентов, спрашивая их, что ему делать с их волосами. Большинству римлян нравилось, чтобы их волосы были одинаковой длины . [40] голову или брови . Иногда даже брили [41] Помимо стрижки волос, римские парикмахеры также чистили и стригли ногти . своих клиентов, используя специальные ножи [40] Мозоли также были срезаны, вырванные волосы выщипаны, а бородавки удалены. [40] Ножницами стригли волосы на макушке головы. По окончании работы парикмахер подносил зеркало к лицу клиента, чтобы тот мог оценить качество своей работы. [41] Парикмахер также использовал щипцы для завивки волос , пинцеты и бритвы . [41] У каждой бритвы был свой футляр. [42] Некоторые парикмахеры зарабатывали достаточно денег, чтобы владеть 20 рабами и 20 лошадьми . [40]
Стили со временем
[ редактировать ]Римские прически менялись, но существовало несколько постоянных причесок, которые использовались постоянно, например , пачка или пучок. Улей, шлем, букет для волос или дот — современные названия римских причесок.
затмение
[ редактировать ]Первоначально пачка стилем , была этрусским который обычно носили в конце VI - начале V веков до нашей эры. [43] — это прическа, которую носили в основном materfamilias , мать семейства. [44] Он оставался в постоянном использовании, даже когда мода менялась. Для этого волосы разделяли, собирали высоко и формировали пучок, после чего связывали фиолетовыми нитями шерсти. К концу волосы будут иметь коническую форму. Такую же прическу носили фламиники . [44]
Стили республиканского периода и эпохи Августа
[ редактировать ]Стиль нодус был особенно распространен в республиканский период. В императорской иконографии прическа «нодус» ассоциировалась преимущественно с женщинами из дома Августа. В стиле нодус волосы разделялись на три части: волосы по бокам головы были завязаны в пучок сзади, а средняя часть закручивалась назад, создавая эффект, мало чем отличающийся от (сравнительно современного) стиля Помпадур . [45] Ливия , жена Августа , и Октавия , сестра Августа, особенно отдавали предпочтение стилю нодус , обе продолжали использовать его даже в имперский период. [46]
Другие стили эпохи Юлия-Клавдия были простыми: волосы были разделены на две части и завязаны в пучок сзади. Возможно, это было сделано для того, чтобы противопоставить римскую скромность Клеопатре и ее яркости. [47]
Прически Флавианов и Антонинов
[ редактировать ]Прически Флавиев и Антонинов сильно различались у мужчин и женщин в реальной жизни, а также по внешнему виду волос мужских и женских скульптур. В Древнем Риме волосы были основным фактором, определяющим физическую привлекательность женщины; женщины предпочитали выглядеть молодыми и красивыми. Таким образом, женские скульптуры, как известно, имели эффектные локоны, вырезанные с сильными светотени эффектами . С другой стороны, у большинства мужчин в период Флавиев конца первого века н.э. волосы коротко подстригались на макушке, как, например, на портрете Домициана (на фото), который подразумевал активную роль в обществе, в то время как женщина подразумевала пассивность.
Прически Флавиев и Антонинов , пожалуй, самые известные и экстравагантные стили императорского Рима. За это время самым ярким стал аристократический женский стиль (кипрские кудри). Прически были высокими, с множеством фигурных завитков и кос. Высокие изогнутые короны спереди делались из шерстяных лент и париков и могли прикрепляться как к затылку, так и к передней части. Как правило, как и в случае со знаменитым бюстом Фонсека (на фото), именно эта прическа, по-видимому, была популярна в период Флавиев. Волосы были зачесаны на две части; передняя часть была зачесана вперед и украшена локонами, а задняя часть была заплетена и свернута в сложный пучок ( orbis comarum ). [48] Эту моду писатель Ювенал описал как прически, благодаря которым женщины выглядели высокими спереди, но совсем наоборот – сзади.
В более поздний период Антонинов кудри на передней части головы были доведены до более низкого уровня, чем в период Флавиев. Косы, закрученные на затылке, выносились дальше вперед, вместо этого часто опираясь на макушку. В другом стиле периода Антонинов волосы были разделены на заклепки и завязаны сзади. [49]
Более того, вопрос о том, точно ли римские портреты передают настоящие прически натурщиков, является проблематичным из-за нехватки сохранившихся волос, что не оставляет оснований для сравнения. Вторая проблема — физическая точность самих римских портретов. Однако из-за того, что во многих скульптурах есть отсылка к волосам, этнографы и антропологи признали, что волосы играют ключевую роль в определении пола и определении общества, к которому принадлежали люди. [49] [50]
Северанская династия
[ редактировать ]Юлия Домна , жена Септимия Севера , имела особенно примечательную прическу. Юлия Домна была самым влиятельным покровителем парика. На ней был тяжелый шаровидный парик с простыми волнами размером с палец и простым пробором по центру. Юлия Домна была дочерью высокопоставленного священника из Сирии , и предполагалось, что ее стиль указывал на ее иностранное происхождение. [51] Несмотря на то, что она была родом с Востока, она носила парик, чтобы создать знакомый римский облик и, в частности, чтобы подражать своей предшественнице Фаустине Младшей. [52] В 2012 году Джанет Стивенс « видео Джулия Домна: судебно-медицинская парикмахерская» , воссоздающее более позднюю прическу римской императрицы, было представлено на Археологического института Америки ежегодном собрании в Филадельфии. Иностранки часто носили волосы иначе, чем римлянки, а женщины из Пальмиры обычно завивали волосы простым пробором по центру, сопровождая их диадемами и тюрбанами в соответствии с местными обычаями. Известно, что женщины Востока обычно не носили парики, предпочитая вместо этого создавать сложные прически из собственных волос. [52] Со временем прически Северан изменились с пробора по центру с завитками пальцев на стиль с большим количеством кудрей и локонов спереди и сзади головы, часто сопровождаемый париком. [53]
Мужские прически
[ редактировать ]Римские мужские прически менялись на протяжении древних времен. Хотя мужские волосы, возможно, требовали не меньшего ежедневного внимания, чем женские, укладка, а также социальная реакция, которую она вызывала, радикально отличались. Длительные сеансы ухода за мужчинами будут считаться табу. На протяжении всего периода женские волосы вырезали в разных техниках в зависимости от пола. Например, одна из основных особенностей, которая наблюдается у многих женщин, но никогда у мужчин, — это длинные волосы, разделенные центральной пробором. Очевидно, что мужчины никогда не носили это, поскольку не существует биологической разницы в волосах между полами, эта практика определяется исключительно культурой. С бровями обоих полов обычно обращались одинаково. [54]
В древние времена, скорее всего, римские мужчины носили длинные волосы. С появлением примерно в 300 г. до н.э. цирюльников, называемых тонсорами, стало принято носить короткие волосы. В Древнем Риме домашние рабы выполняли парикмахерские функции для богатых мужчин. Однако мужчины, у которых не было доступа к частным парикмахерским и бритвенным услугам, или те, кто предпочитал более социальную атмосферу, ходили в парикмахерскую ( тонстрина ). Парикмахерские были местом общественных собраний, и первое бритье молодого человека часто даже отмечалось в обществе как переход к взрослости. Парикмахеры обычно брили лица клиентов железными бритвами и наносили мази после бритья, которые могли содержать паутину. Стрижка волос и бритье были правилом в Риме во втором веке до нашей эры. Римляне, носившие бороды, не допускались в сенат, если они не брились. [55]
В Древнем Риме мужчинам было желательно иметь густые волосы. Это было проблемой для Юлия Цезаря . В то время лысина считалась уродством, поэтому Цезарь приложил все усилия, чтобы скрыть свои редеющие волосы, зачесывая тонкие локоны вперед на макушку. Светоний писал: «Его лысина сильно беспокоила его». Сенат разрешил Цезарю носить лавровый венец, с помощью которого он мог замаскировать свою залысину.
Во времена Римской империи легко узнать, как императоры носили волосы. Например, постоянной чертой портретов Августа является его прическа с характерными раздвоенными прядями волос на лбу. [56] В то время императора чаще всего считали законодателем моды. Об этом свидетельствует император Нерон (54–68 гг. н. э.), который носил сложные прически с локонами и даже имел бакенбарды. Мужчины стали чаще завивать волосы, и Нерон положил начало этой тенденции. После периода Флавиев у большинства мужчин волосы были коротко подстрижены на макушке и лишены сильной пластичности. [54] мужчин была популярна прямая стрижка с челкой на лбу В течение следующих нескольких десятилетий среди траянских . Еще одно направление, начало которому положил император Адриан (117–138 гг. н.э.). Он был первым императором, носившим бороду, и после него многие императоры продолжили эту тенденцию. [57] Обычно это рассматривалось как знак его преданности Греции и греческой культуре. Один литературный источник, Historia Augusta , утверждает, что Адриан носил бороду, чтобы скрыть пятна на лице. [58]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:7.
- ^ Кампман (1981), 149–52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман (2001), 6 лет
- ^ Каркопино (1973), 167
- ^ Бартман (2001), 4
- ^ «Римская свадебная одежда» . www.tribunesandtriumphs.org . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Мартиалис, Марк Валерий. Эпиграммы
- ^ Плиний Старший. Естественная история .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кауфман, Дэвид Б. (21 марта 1932 г.). « Римские парикмахеры ». Классический еженедельник . № 25. JSTOR 4339078.
- ^ Сенека Старший., Controversiae 2.7.6
- ^ Олсон (2008), 33
- ^ Фантэм (2008), 166-7; Олсен (2008), 33–6 предлагают обсуждение этого вопроса.
- ^ Олсон (2008), 36
- ^ Светоний., Жизнь Отона, 12 [1] ; Морган (1997), 214
- ^ Ювенал., Книга сатиры 6, 58-9.
- ^ Овидий, Аморес, 1:14:45-6 [2] ; Бартман (2001), 14 [3]
- ^ Бартман (2001), 14
- ^ Майкл Грант (1994). Антонины: Римская империя в переходный период . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-10754-7 , стр. 27–28.
- ^ Олсон (2008), 71; Бартман (2001), 10 лет
- ^ Олсон (2008), 74
- ^ Бюст Матидии, Лондон, Британский музей 1805,7–3,96; Бартман (2001), 10 лет
- ^ Стивенс, Джанет (2008). «Древнеримское парикмахерское искусство: на (волосах) шпильках и иголках». Журнал римской археологии . 21 : 110–132. дои : 10.1017/S1047759400004402 . S2CID 193177068 .
- ^ Песта, Эбигейл (6 февраля 2013 г.). «На иголках: стилист переворачивает дебаты о древних прическах с ног на голову» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйнер и Мэтисон (1996), 174.
- ^ Фитшен и Занкер (1983), 105
- ^ Бартман (2001), 19
- ↑ Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:6.
- ^ Бартман (2001), 12 волос и хитрость римских женских украшений дои : 10.2307/507324 ; Алласон-Джонс (1989), 133–7
- ^ Плиний Старший., Естественная история, 32:23.
- ↑ Плиний Старший., Естественная история, 28:51.
- ^ Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:6:1
- ↑ Овидий, Ars Amatoria, 3:158-64.
- ^ Плиний Старший., Естественная история, 28:46.
- ^ Светоний Транквилл, Гай. Двенадцать Цезарей
- ^ Кенни, Эрин; Доктор философии, Элизабет Гакстеттер Николс (22 июня 2017 г.). Красота во всем мире: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-945-7 .
- ^ Олсон (2008), 73
- ^ Кляйнер и Мэтисон (1996), 162; Олсон (2008), 75–6
- ^ Холлеран, Клэр (26 апреля 2012 г.). Шопинг в Древнем Риме: розничная торговля в Поздней республике и принципате . ОУП Оксфорд. стр. 125–126. ISBN 978-0-19-969821-9 .
- ^ Апулей, Луций. Метаморфоз 3.16 Книга
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Николсон, Фрэнк В. (1891). «Греческие и римские цирюльники» . Гарвардские исследования по классической филологии . 2 : 41–56. дои : 10.2307/310326 . JSTOR 310326 . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кауфман, Дэвид Б. (21 марта 1932 г.). «Римские парикмахеры» . Классический еженедельник . № 25. JSTOR 4339078 .
- ^ Живой век . Компания Живой Возраст. 1919.
- ^ Себеста, Джудит Линн (2001). Мир римского костюма . Мэдисон: Университет Висконсина.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (2008), 39 лет
- ^ [4] Примеры стиля Нодус.
- ^ Дальнейшие примеры Нодусов [5] и [6]
- ^ Кляйнер и Мэтисон (1996), 37
- ^ Бартман (2001), 18
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Примеры стилей Антонин [7] и клепаных [8]
- ^ Эндрюс, Уильям (1904). У знака парикмахерского столба: исследования по истории Хирсута . Дж. Р. Тутин.
- ^ Бартман (2001), 17
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман (2001), 17–8
- ^ Пример стиля Северана, волны пальцев под Паллой.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман, Элизабет. «Искусство римского женского украшения». Американский журнал археологии .
- ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. п. 162.
- ^ «Портрет головы Августа» . Музей Гетти . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Алчин, Линда. «Римские прически» . Трибуны и триумфы . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ «Британский музей – Адриан – образ правителя» . www.britishmuseum.org . Проверено 22 ноября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каталог причесок. Архивировано 29 ноября 2009 г. в Wayback Machine.