Jump to content

Римские прически

Мраморный бюст «Матидия 1», ок. 119 г. н.э.
Римская статуя женщины с замысловатой прической ( Афродисиас , II век нашей эры)

Мода на прически в Риме постоянно менялась, и особенно в период Римской империи существовало множество различных способов укладки волос. Как и в случае с одеждой, в древнем обществе существовало несколько причесок, которые были доступны только определенным людям. Стили настолько самобытны, что сегодня позволяют ученым создать хронологию римской портретной живописи и искусства; мы можем датировать изображения императриц на монетах или идентифицировать бюсты в зависимости от их причесок.

Барбери было представлено в Риме Публием Титинием Менасом , который в 209 или 300 году до нашей эры привез цирюльника из греческих колоний на Сицилии . На ранних этапах римской истории большинство людей выступали в роли парикмахеров. Из-за сложности обращения с парикмахерскими инструментами это ремесло превратилось в профессию. Эта профессия наиболее процветала в имперский период.

Значение

[ редактировать ]
Молодая женщина сидит, пока слуга поправляет ей волосы с помощью амура , который держит зеркало, чтобы отразить его, деталь фрески с Виллы Мистерий , Помпеи , ок. 50 г. до н.э.

Как и сегодня, волосы для римлян были таким же выражением личности, как и одежда. Прически определялись рядом факторов, а именно полом, возрастом, социальным статусом, богатством и профессией. Женская прическа выражала ее индивидуальность в древнеримском мире. То, как человек укладывал волосы, было показателем статуса и роли человека в обществе.

Волосы были для римлян очень эротичной областью женского тела, и привлекательность женщины была связана с подачей ее волос. В результате для женщины было сочтено уместным тратить время на прическу, чтобы создать привлекательный внешний вид. Парикмахерское дело и его необходимое сопровождение – рассматривание зеркала – считались чисто женскими занятиями. Длительные сеансы ухода за женщинами допускались, несмотря на то, что такие писатели, как Тертуллиан и Плиний, отмечали свое отвращение к времени и энергии, которые женщины посвящают своим волосам. [1] Однако многочисленные изображения женщин, занимающихся парикмахерскими и смотрящих в зеркало, на рельефах гробниц и портретах являются свидетельством того, насколько парикмахерское дело считалось частью женской сферы. [2]

Укладка волос была не просто привлекательным занятием, а досугом культурной и элегантной женщины. Волосы считались показателем богатства и социального статуса, а также вкуса и моды. Но в отличие от современных причесок, комфорт и натурализм для римлян отошли на второй план по сравнению с прическами, которые максимально демонстрировали богатство владельца. Другими словами, сложная и неестественная прическа будет предпочтительнее простой, потому что она продемонстрирует богатство ее владельца, который может позволить себе потратить время на укладку волос. [3] Модная прическа для женщин показывала, что они являются частью элегантной римской культуры.

«Естественный» стиль ассоциировался с варварами, у которых, по мнению римлян, не было ни денег, ни культуры для создания этих стилей. «Натуральность» демонстрировала недостаток культуры, а уход за волосами шел рука об руку с принадлежностью к развитой цивилизации. Ассоциация с варварами была причиной того, что римские мужчины стригли волосы коротко. [3] Работа рабов-парикмахеров, называемых орнаментиками , заключалась в том, чтобы каждый день создавать новую прическу своего хозяина, а также выдергивать седые волосы. [4]

Помимо общества, волосы использовались символически для обозначения обрядов посвящения; например, распущенные волосы были обычным явлением на похоронах, а сеникрины были прической, которую носили невесты и весталки ; разделяли и заплетали на шесть кос, а у невесты разделяли копьем. [5] Волосы невесты разделялись на пробор Hasta Recurva или Hasta Caelibaris — изогнутым железным наконечником копья и увенчивались цветами. Помимо обрядов прическа определяла возраст женщины. [6] Была заметная разница в волосах, приемлемых для девочек-подростков и половозрелых женщин. У девочек предподросткового возраста часто длинные волосы ниспадали вниз по спине, тогда как у женщин были такие же длинные волосы, но их можно было контролировать с помощью обертывания и плетения.

Медицинские и религиозные

[ редактировать ]

Моряки обычно брили брови и посвящали волосы богам, чтобы заслужить их защиту. Весталки освящения вешали остатки волос на деревья в знак религиозной службы и для человека . В Марсиала» «Эпиграммах персонаж . по имени Энколп посвящает свои волосы персонажу по имени Феб [7] Римляне также считали, что бритье головы необходимо для диагностики определенных заболеваний . Плиний Старший предложил множество возможных лекарств и средств от облысения . [8] Был популярный обычай волосы от первой стрижки посвящать богам . Обычно римляне совершали это действие, когда им исполнялось 20 лет или они надевали тогу вириллис . [9]

Головной убор

[ редактировать ]
Статуя, изображающая паллу , нарисованную над головой. Эта прическа относится к периоду Антонинов.

Возможно, из-за своей эротической ассоциации волосы часто ассоциировались с римскими представлениями о женской скромности и чести. Мы знаем, что вуали играли важную роль в этом случае, поскольку они защищали (или поощряли, согласно Сенеке Старшему ) домогательства со стороны мужчин. [10] Палла . была знаком замужней, респектабельной женщины Это был кусок ткани, обернутый вокруг тела и перекинутый одним концом через плечо. Есть веские доказательства того, что палла накинулась на затылок как вуаль. [11]

Палла . предположительно означала достоинство и сексуальную скромность замужней женщины, но из-за ее обременительного характера вуали было много споров о том, носила ли ее публично только аристократия или вообще работницы из низших классов . [12] Витте представляли собой шерстяные ленты, которыми перевязывали волосы замужней женщины. Они были еще одним показателем скромности и чистоты жены и рассматривались как часть одежды и внешнего вида матроны. [13] Витты могли быть инкрустированы драгоценными камнями, а в случае с Фламиниками они были фиолетового цвета.

Из-за особенностей волос и относительно влажного климата в верховьях Римской империи сохранившихся до наших дней образцов париков очень мало. Женщины носили парики независимо от того, были они лысыми или нет. То же самое делали и мужчины; Император Отон носил парик, как и Домициан . [14] Парики позволяли женщинам лучше достигать «высоких» стилей, которые особенно характерны для эпох Флавиев и Траянов (например, периоды 69–96 и 98–117 годов нашей эры). Эти прически были настолько высокими, что древний писатель Ювенал уподоблял их многоэтажным домам.

Так важно дело благоустройства; так много ярусов и этажей, нагроможденных один на другой на ее голове!

Ювенал, Сатиры [15]
Фреска, изображающая женщину, смотрящую в зеркало и одевающую (или раздевающую) волосы, с виллы Арианны в Стабиях (Кастелламмаре-ди-Стабия), I век нашей эры.

Парики делались из человеческих волос; Особенно ценились светлые волосы из Германии и черные из Индии, особенно если волосы происходили с головы человека из завоеванной цивилизации. [16] Светлые волосы у различных германских народов символизировали военные трофеи. В тех случаях, когда для сокрытия облысения использовались парики, предпочтение отдавалось естественному виду, поэтому носили парик с цветом волос, похожим на исходный у владельца. Но в тех случаях, когда парик носили с целью похвастаться, натурализм не играл большой роли. Очевидно, предпочтение отдавалось искусственным парикам, иногда переплетенным с двумя контрастирующими цветами волос: светлыми волосами из Германии и черными из Индии. [17] Золотая пыль также придавала волосам вид светлых и подчеркивала и без того светлые волосы. Говорят, что император Луций Вер (годы правления 161–169 гг. н.э.), у которого были натуральные светлые волосы, посыпал голову золотой пылью, чтобы сделать себя еще светлее. [18]

Мраморный портрет молодой девушки в парике, около 120–230 гг. Н.э., Британский музей.

Удобство париков, используемых римлянами, заключается в том, что их можно было прикрепить непосредственно к голове владельца, а это означает, что прическа могла быть достигнута гораздо быстрее, чем если бы это было сделано с собственными волосами владельца. Кроме того, это уменьшит неудобства, связанные с необходимостью отращивать слишком длинные волосы. Было высказано предположение, что необходимая длина для ежедневного создания таких причесок должна быть значительно ниже плеч, возможно, до талии. [19]

Во времена Римской империи существовало два типа париков: полный парик, называемый capillamentum , и половинный парик, называемый galerus . [20] Галерус . мог иметь форму пучка шерстяных волос, используемого в качестве набивки для создания сложной прически, или в виде парика на затылке или передней части головы Парики прикреплялись булавками или пришивались к куску кожи и прикреплялись как парик. Кроме того, для прикрепления его к коже головы можно было использовать клей или, альтернативно, как иллюстрирует бюст из Британского музея, парик можно было заплести в существующие волосы. [21]

Джанет Стивенс — археолог-любитель и парикмахер, которая реконструировала некоторые прически Древнего Рима, пытаясь доказать, что они делались не с помощью париков, как принято считать, а с использованием собственных волос человека. [22] [23]

Съемные мраморные парики

[ редактировать ]

Сами бюсты могли иметь съемные парики. Было много предположений, почему некоторые бюсты были созданы со съемными париками, а некоторые – без них. Возможно, главная причина заключалась в том, чтобы бюст выглядел актуальным. Было бы слишком дорого заказывать новый бюст каждый раз, когда менялась мода на прически, поэтому для женщин с меньшими деньгами предпочтительнее было бы комбинировать бюст. [24] Возможно, еще одна причина заключалась в том, чтобы соответствовать сирийскому ритуалу помазания черепа бюста маслом. [24]

Или, более того, в тех случаях, когда бюст был заказан на погребение, можно с уверенностью предположить, что у героя бюста не было бы возможности позировать для другого портрета после своей смерти. [25] Хотя точно неизвестно, как были прикреплены эти мраморные парики, вероятная сложность эффективной замены «париков», вероятно, в первую очередь заставила бы многих женщин отказаться от выбора съемного и повторно прикрепляемого бюста. [26]

Профессия

[ редактировать ]

Красители

[ редактировать ]

Окрашивание волос было популярно среди женщин, хотя частое окрашивание часто делало их слабее. Тертуллиан обсуждает краску для волос, которая обжигала кожу головы и была вредна для головы. [27] Искусственные красители применялись в виде порошков и гелей. хну или животный жир. Чтобы сделать волосы более послушными, можно нанести [28] Чтобы предотвратить поседение, некоторые римляне наносили на ночь пасту из трав и дождевых червей; кроме того, голубиный помет использовался для осветления волос. Чтобы покрасить волосы в черный цвет, Плиний Старший предлагает применять пиявок, гнивших в красном вине в течение 40 дней. [29]

Для окрашивания волос в красный цвет использовалась смесь животного жира и золы бука. [30] в то время как шафран использовался для золотистых тонов. [31] Овидий упоминает несколько растительных красителей. [32] Для лечения таких заболеваний, как выпадение волос, Плиний предлагает применять желчный пузырь свиньи, смешанный с бычьей мочой, или пепел гениталий осла, или другие смеси, например, пепел оленьих рогов, смешанный с вином. Кроме того, говорят, что козье молоко или козий навоз излечивают от вшей. [33]

Римская булавка из кости со следами зеленой краски

Светоний в своих «Двенадцати цезарях» утверждает: [34]

Их он приберег для своего парада, заставив их не только покрасить волосы в красный цвет и отрастить длинные волосы, но и отрастить их.

- Светоний, Двенадцать Цезарей

Римские проститутки красили волосы в желтый цвет, чтобы обозначить свою профессию. Обычно они просто носили парик , окрашенный в желтый цвет. Чтобы покрасить волосы в желтый цвет, они использовали смесь золы сожженных орехов или растений. Римляне изготавливали черную краску, ферментируя пиявок в свинцовом сосуде. [35]

Круглая картина, изображающая женщину с вьющимися волосами в золотой сетке для волос и с восковой табличкой в ​​руках. Стилус у нее в правой руке, а кончик во рту.
Золотая сетка для волос, имперский период, Помпеи

Щипцы для завивки, шпильки и сетки для волос

[ редактировать ]

Каламиструм название римской щипцов для завивки волос . Он состоял из полого металлического внешнего цилиндра и твердого цилиндра меньшего размера внутри него. Волосы будут обернуты вокруг твердого цилиндра и вставлены в металлическую внешнюю часть. Металлическая внешняя часть нагревалась на огне, отчего волосы вьлись. Сообщалось, что из-за частоты и температуры завивки волос у женщин часто наблюдались истончение и повреждение волос. [36]

Хотя гель и хна, как упоминалось выше, использовались для ухода за волосами, широко использовались также сетки и заколки для волос. Бедные женщины использовали бы деревянные булавки, а аристократы использовали золото, слоновую кость, хрусталь, серебро или окрашенную кость. Булавки украшались резьбой богов, бусами и подвесками. [37]

Общество

[ редактировать ]

Большинство парикмахерских располагалось в тавернах . Множество магазинов скопилось вокруг Храма Флоры и Большого цирка . [38] Вполне возможно, что только парикмахерам, имеющим связи с богатыми людьми, разрешалось или могло практиковать в тавернах, в то время как большинство других были вынуждены практиковать под открытым небом. Их можно было узнать по вывескам с изображением ножниц или зеркал, расположенным снаружи помещения магазина. Плавт , древнеримский драматург , писал о героях, идущих в парикмахерскую. Находясь там, они часто обсуждали сплетни и говорили о новостях . [39] Это привело к тому, что римские парикмахеры приобрели привычку чрезмерно рассказывать своим клиентам о последних новостях и сплетнях . Часто парикмахерские становились невероятно переполненными. Император Домициан регулировал работу парикмахерских, запрещая вынимать бритвы посреди густой толпы, а парикмахерам практиковаться в общественных местах. Другой император, Траян , однажды задумался, как Lex Aquilia , закон об ответственности , будет противоречить этому закону. Траян привел пример раба, которому цирюльник перерезал горло, потому что цирюльник, который практиковал в общественном месте, двигал рукой мяча. Существовали также профсоюзы парикмахеров . [9] [40]

Чтобы начать стрижку, клиент вставал на низкий табурет. Затем цирюльник накинул на них обертку, чтобы защитить тогу . Он продолжал расчесывать волосы клиентов, спрашивая их, что ему делать с их волосами. Большинству римлян нравилось, чтобы их волосы были одинаковой длины . [40] голову или брови . Иногда даже брили [41] Помимо стрижки волос, римские парикмахеры также чистили и стригли ногти . своих клиентов, используя специальные ножи [40] Мозоли также были срезаны, вырванные волосы выщипаны, а бородавки удалены. [40] Ножницами стригли волосы на макушке головы. По окончании работы парикмахер подносил зеркало к лицу клиента, чтобы тот мог оценить качество своей работы. [41] Парикмахер также использовал щипцы для завивки волос , пинцеты и бритвы . [41] У каждой бритвы был свой футляр. [42] Некоторые парикмахеры зарабатывали достаточно денег, чтобы владеть 20 рабами и 20 лошадьми . [40]

Стили со временем

[ редактировать ]

Римские прически менялись, но существовало несколько постоянных причесок, которые использовались постоянно, например , пачка или пучок. Улей, шлем, букет для волос или дот — современные названия римских причесок.

затмение

[ редактировать ]

Первоначально пачка стилем , была этрусским который обычно носили в конце VI - начале V веков до нашей эры. [43] — это прическа, которую носили в основном materfamilias , мать семейства. [44] Он оставался в постоянном использовании, даже когда мода менялась. Для этого волосы разделяли, собирали высоко и формировали пучок, после чего связывали фиолетовыми нитями шерсти. К концу волосы будут иметь коническую форму. Такую же прическу носили фламиники . [44]

Портрет головы молодой женщины на современном бюсте, конец I – начало II века н.э. (Рим, Капитолийские музеи 434)

Стили республиканского периода и эпохи Августа

[ редактировать ]

Стиль нодус был особенно распространен в республиканский период. В императорской иконографии прическа «нодус» ассоциировалась преимущественно с женщинами из дома Августа. В стиле нодус волосы разделялись на три части: волосы по бокам головы были завязаны в пучок сзади, а средняя часть закручивалась назад, создавая эффект, мало чем отличающийся от (сравнительно современного) стиля Помпадур . [45] Ливия , жена Августа , и Октавия , сестра Августа, особенно отдавали предпочтение стилю нодус , обе продолжали использовать его даже в имперский период. [46]

Другие стили эпохи Юлия-Клавдия были простыми: волосы были разделены на две части и завязаны в пучок сзади. Возможно, это было сделано для того, чтобы противопоставить римскую скромность Клеопатре и ее яркости. [47]

Прически Флавианов и Антонинов

[ редактировать ]
Задняя часть портретной головы, показанная выше, конец I – начало II века н.э. (Рим, Капитолийские музеи 434).

Прически Флавиев и Антонинов сильно различались у мужчин и женщин в реальной жизни, а также по внешнему виду волос мужских и женских скульптур. В Древнем Риме волосы были основным фактором, определяющим физическую привлекательность женщины; женщины предпочитали выглядеть молодыми и красивыми. Таким образом, женские скульптуры, как известно, имели эффектные локоны, вырезанные с сильными светотени эффектами . С другой стороны, у большинства мужчин в период Флавиев конца первого века н.э. волосы коротко подстригались на макушке, как, например, на портрете Домициана (на фото), который подразумевал активную роль в обществе, в то время как женщина подразумевала пассивность.

Прически Флавиев и Антонинов , пожалуй, самые известные и экстравагантные стили императорского Рима. За это время самым ярким стал аристократический женский стиль (кипрские кудри). Прически были высокими, с множеством фигурных завитков и кос. Высокие изогнутые короны спереди делались из шерстяных лент и париков и могли прикрепляться как к затылку, так и к передней части. Как правило, как и в случае со знаменитым бюстом Фонсека (на фото), именно эта прическа, по-видимому, была популярна в период Флавиев. Волосы были зачесаны на две части; передняя часть была зачесана вперед и украшена локонами, а задняя часть была заплетена и свернута в сложный пучок ( orbis comarum ). [48] Эту моду писатель Ювенал описал как прически, благодаря которым женщины выглядели высокими спереди, но совсем наоборот – сзади.

В более поздний период Антонинов кудри на передней части головы были доведены до более низкого уровня, чем в период Флавиев. Косы, закрученные на затылке, выносились дальше вперед, вместо этого часто опираясь на макушку. В другом стиле периода Антонинов волосы были разделены на заклепки и завязаны сзади. [49]

Более того, вопрос о том, точно ли римские портреты передают настоящие прически натурщиков, является проблематичным из-за нехватки сохранившихся волос, что не оставляет оснований для сравнения. Вторая проблема — физическая точность самих римских портретов. Однако из-за того, что во многих скульптурах есть отсылка к волосам, этнографы и антропологи признали, что волосы играют ключевую роль в определении пола и определении общества, к которому принадлежали люди. [49] [50]

Северанская династия

[ редактировать ]

Юлия Домна , жена Септимия Севера , имела особенно примечательную прическу. Юлия Домна была самым влиятельным покровителем парика. На ней был тяжелый шаровидный парик с простыми волнами размером с палец и простым пробором по центру. Юлия Домна была дочерью высокопоставленного священника из Сирии , и предполагалось, что ее стиль указывал на ее иностранное происхождение. [51] Несмотря на то, что она была родом с Востока, она носила парик, чтобы создать знакомый римский облик и, в частности, чтобы подражать своей предшественнице Фаустине Младшей. [52] В 2012 году Джанет Стивенс « видео Джулия Домна: судебно-медицинская парикмахерская» , воссоздающее более позднюю прическу римской императрицы, было представлено на Археологического института Америки ежегодном собрании в Филадельфии. Иностранки часто носили волосы иначе, чем римлянки, а женщины из Пальмиры обычно завивали волосы простым пробором по центру, сопровождая их диадемами и тюрбанами в соответствии с местными обычаями. Известно, что женщины Востока обычно не носили парики, предпочитая вместо этого создавать сложные прически из собственных волос. [52] Со временем прически Северан изменились с пробора по центру с завитками пальцев на стиль с большим количеством кудрей и локонов спереди и сзади головы, часто сопровождаемый париком. [53]

Мужские прически

[ редактировать ]
Бюст Юлия Цезаря в Национальном археологическом музее Неаполя.

Римские мужские прически менялись на протяжении древних времен. Хотя мужские волосы, возможно, требовали не меньшего ежедневного внимания, чем женские, укладка, а также социальная реакция, которую она вызывала, радикально отличались. Длительные сеансы ухода за мужчинами будут считаться табу. На протяжении всего периода женские волосы вырезали в разных техниках в зависимости от пола. Например, одна из основных особенностей, которая наблюдается у многих женщин, но никогда у мужчин, — это длинные волосы, разделенные центральной пробором. Очевидно, что мужчины никогда не носили это, поскольку не существует биологической разницы в волосах между полами, эта практика определяется исключительно культурой. С бровями обоих полов обычно обращались одинаково. [54]

В древние времена, скорее всего, римские мужчины носили длинные волосы. С появлением примерно в 300 г. до н.э. цирюльников, называемых тонсорами, стало принято носить короткие волосы. В Древнем Риме домашние рабы выполняли парикмахерские функции для богатых мужчин. Однако мужчины, у которых не было доступа к частным парикмахерским и бритвенным услугам, или те, кто предпочитал более социальную атмосферу, ходили в парикмахерскую ( тонстрина ). Парикмахерские были местом общественных собраний, и первое бритье молодого человека часто даже отмечалось в обществе как переход к взрослости. Парикмахеры обычно брили лица клиентов железными бритвами и наносили мази после бритья, которые могли содержать паутину. Стрижка волос и бритье были правилом в Риме во втором веке до нашей эры. Римляне, носившие бороды, не допускались в сенат, если они не брились. [55]

Бюст императора Адриана в Капитолийских музеях

В Древнем Риме мужчинам было желательно иметь густые волосы. Это было проблемой для Юлия Цезаря . В то время лысина считалась уродством, поэтому Цезарь приложил все усилия, чтобы скрыть свои редеющие волосы, зачесывая тонкие локоны вперед на макушку. Светоний писал: «Его лысина сильно беспокоила его». Сенат разрешил Цезарю носить лавровый венец, с помощью которого он мог замаскировать свою залысину.

Во времена Римской империи легко узнать, как императоры носили волосы. Например, постоянной чертой портретов Августа является его прическа с характерными раздвоенными прядями волос на лбу. [56] В то время императора чаще всего считали законодателем моды. Об этом свидетельствует император Нерон (54–68 гг. н. э.), который носил сложные прически с локонами и даже имел бакенбарды. Мужчины стали чаще завивать волосы, и Нерон положил начало этой тенденции. После периода Флавиев у большинства мужчин волосы были коротко подстрижены на макушке и лишены сильной пластичности. [54] мужчин была популярна прямая стрижка с челкой на лбу В течение следующих нескольких десятилетий среди траянских . Еще одно направление, начало которому положил император Адриан (117–138 гг. н.э.). Он был первым императором, носившим бороду, и после него многие императоры продолжили эту тенденцию. [57] Обычно это рассматривалось как знак его преданности Греции и греческой культуре. Один литературный источник, Historia Augusta , утверждает, что Адриан носил бороду, чтобы скрыть пятна на лице. [58]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:7.
  2. ^ Кампман (1981), 149–52.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман (2001), 6 лет
  4. ^ Каркопино (1973), 167
  5. ^ Бартман (2001), 4
  6. ^ «Римская свадебная одежда» . www.tribunesandtriumphs.org . Проверено 22 ноября 2015 г.
  7. ^ Мартиалис, Марк Валерий. Эпиграммы
  8. ^ Плиний Старший. Естественная история .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кауфман, Дэвид Б. (21 марта 1932 г.). « Римские парикмахеры ». Классический еженедельник . № 25. JSTOR 4339078.
  10. ^ Сенека Старший., Controversiae 2.7.6
  11. ^ Олсон (2008), 33
  12. ^ Фантэм (2008), 166-7; Олсен (2008), 33–6 предлагают обсуждение этого вопроса.
  13. ^ Олсон (2008), 36
  14. ^ Светоний., Жизнь Отона, 12 [1] ; Морган (1997), 214
  15. ^ Ювенал., Книга сатиры 6, 58-9.
  16. ^ Овидий, Аморес, 1:14:45-6 [2] ; Бартман (2001), 14 [3]
  17. ^ Бартман (2001), 14
  18. ^ Майкл Грант (1994). Антонины: Римская империя в переходный период . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0-415-10754-7 , стр. 27–28.
  19. ^ Олсон (2008), 71; Бартман (2001), 10 лет
  20. ^ Олсон (2008), 74
  21. ^ Бюст Матидии, Лондон, Британский музей 1805,7–3,96; Бартман (2001), 10 лет
  22. ^ Стивенс, Джанет (2008). «Древнеримское парикмахерское искусство: на (волосах) шпильках и иголках». Журнал римской археологии . 21 : 110–132. дои : 10.1017/S1047759400004402 . S2CID   193177068 .
  23. ^ Песта, Эбигейл (6 февраля 2013 г.). «На иголках: стилист переворачивает дебаты о древних прическах с ног на голову» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 22 января 2014 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйнер и Мэтисон (1996), 174.
  25. ^ Фитшен и Занкер (1983), 105
  26. ^ Бартман (2001), 19
  27. Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:6.
  28. ^ Бартман (2001), 12 волос и хитрость римских женских украшений дои : 10.2307/507324 ; Алласон-Джонс (1989), 133–7
  29. ^ Плиний Старший., Естественная история, 32:23.
  30. Плиний Старший., Естественная история, 28:51.
  31. ^ Тертуллиан, De Culti Feminarum, 2:6:1
  32. Овидий, Ars Amatoria, 3:158-64.
  33. ^ Плиний Старший., Естественная история, 28:46.
  34. ^ Светоний Транквилл, Гай. Двенадцать Цезарей
  35. ^ Кенни, Эрин; Доктор философии, Элизабет Гакстеттер Николс (22 июня 2017 г.). Красота во всем мире: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN   978-1-61069-945-7 .
  36. ^ Олсон (2008), 73
  37. ^ Кляйнер и Мэтисон (1996), 162; Олсон (2008), 75–6
  38. ^ Холлеран, Клэр (26 апреля 2012 г.). Шопинг в Древнем Риме: розничная торговля в Поздней республике и принципате . ОУП Оксфорд. стр. 125–126. ISBN   978-0-19-969821-9 .
  39. ^ Апулей, Луций. Метаморфоз 3.16 Книга
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Николсон, Фрэнк В. (1891). «Греческие и римские цирюльники» . Гарвардские исследования по классической филологии . 2 : 41–56. дои : 10.2307/310326 . JSTOR   310326 . Проверено 11 ноября 2020 г.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кауфман, Дэвид Б. (21 марта 1932 г.). «Римские парикмахеры» . Классический еженедельник . № 25. JSTOR   4339078 .
  42. ^ Живой век . Компания Живой Возраст. 1919.
  43. ^ Себеста, Джудит Линн (2001). Мир римского костюма . Мэдисон: Университет Висконсина.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (2008), 39 лет
  45. ^ [4] Примеры стиля Нодус.
  46. ^ Дальнейшие примеры Нодусов [5] и [6]
  47. ^ Кляйнер и Мэтисон (1996), 37
  48. ^ Бартман (2001), 18
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Примеры стилей Антонин [7] и клепаных [8]
  50. ^ Эндрюс, Уильям (1904). У знака парикмахерского столба: исследования по истории Хирсута . Дж. Р. Тутин.
  51. ^ Бартман (2001), 17
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман (2001), 17–8
  53. ^ Пример стиля Северана, волны пальцев под Паллой.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартман, Элизабет. «Искусство римского женского украшения». Американский журнал археологии .
  55. ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. п. 162.
  56. ^ «Портрет головы Августа» . Музей Гетти . Проверено 22 августа 2017 г.
  57. ^ Алчин, Линда. «Римские прически» . Трибуны и триумфы . Проверено 22 августа 2017 г.
  58. ^ «Британский музей – Адриан – образ правителя» . www.britishmuseum.org . Проверено 22 ноября 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a4eadc4e8d0e9d0f424f0e111c9623b__1721865660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/3b/3a4eadc4e8d0e9d0f424f0e111c9623b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman hairstyles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)