Статус в римской правовой системе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2012 г. ) |
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
В римском праве статус описывает правовой статус человека. Человек мог быть римским гражданином ( status civitatis ), в отличие от иностранцев; или он мог быть свободным ( status libertatis ), в отличие от рабов; или же он мог занимать определенное положение в римской семье ( status familiae ) либо как глава семьи ( pater familias ), либо как низший член ( filii familias ).
Состояние города
[ редактировать ]В Римском государстве, согласно римскому гражданскому праву ( ius Civile ), полными гражданскими и политическими правами обладали только римские граждане. Что касается статуса civitatis , то в римском государстве существовали цивы , латины и перегрини , а также иностранцы. За пределами Римского государства существовали экстерни , варвары и хосты .
Семейный статус
[ редактировать ]Status familiae – правовой статус человека в семье. patria potestas Властью в семье обладал pater familias ( ) , и все подчинялись ему по принципу adgnatio (родство только со стороны отца). Это оказало влияние на частное право. Существует различие между Alieni iuris (лицами, находящимися под patria potestas ) и sui iuris (лицами, независимыми от patria potestas , которые могут быть только самим pater familias). Filius familias имел ius suffragii и ius Honorum , но в области частного права он был ограничен из-за patria potestas.
Состояние свободы
[ редактировать ]Социально-правовой статус рабов в Римском государстве в разные эпохи был различным. Во времена старого гражданского права (ius Civile Quiritium) рабство имело патриархальную форму ( раб выполнял ту же работу и жил в тех же условиях, что и его хозяин и его семья). После победоносных войн Рима, начиная с III века до нашей эры, в Рим прибыло огромное количество рабов , что привело к работорговле и увеличению эксплуатации рабов. С этого времени раб стал лишь вещью (res)-servi pro nullis habentur .
Юридический статус
[ редактировать ]Правовое положение рабов основывалось на том, что раб был не субъектом, а объектом права . Хозяин имел право собственности на раба. Он мог продать его, отдать в залог, но уж точно не мог причинить ему вред или убить. Если кто-то ранил своего раба, хозяин мог возбудить судебное дело и потребовать защиты. Право собственности на раба называлось dominica potestas , а не dominium, как право собственности на предметы и животных.
В римской правовой системе у раба не было семьи . Его сексуальные отношения с другими рабами были не браком ( matrimonium ), а сожительством без юридических последствий ( contubernium ).
Хозяева также могли передать рабу определенное количество имущества (например, земли, зданий), известного как пекулий , для его управления и использования. Этот пекулий находился под защитой римского права и был недоступен для владельца. Это был еще один инструмент, который рабы могли использовать для приобретения своей свободы. [1]
Способ стать рабом
[ редактировать ]Самым старым способом стать рабом было быть захваченным в плен как враг на войне. Однако даже иностранец мог снова стать свободным, а даже римский гражданин мог стать рабом. Рабство передавалось по наследству, и ребенок рабыни становился рабом независимо от того, кем был отец. Однако по классическому праву ребенок раба становился свободным ( ingenuus ), если его мать была свободна, хотя бы на короткий период времени, во время беременности.
В римском обществе существовал ряд способов, с помощью которых свободный человек мог стать рабом.
- Согласно Двенадцати таблицам :
- Прошло всего 30 дней после того, как они признались в своем гневе и судили дела по закону.
- Лицу, которое признало свою задолженность или было признано задолженным, должно быть предоставлено 30 дней для выплаты.
- Далее следует ручная инъекция. Лидируйте в правильном направлении. Ни он не может выносить решения, ни кто-либо требовать его по закону, взяв его с собой, с выигрышем, или с цепями или кандалами в 15 фунтов; Если он пожелает своей жизнью, если он будет жить своей жизнью, кто его свяжет, я дам фунты и дни. Если он захочет, он даст больше.
- После этого кредитор может наложить на него руки и привлечь в суд. Если он не удовлетворит решение суда и никто за него не поручится, кредитор может взять ответчика с собой в колодах или цепях...
- Рабами могли стать и граждане, причастные к ложному представлению рабства в корыстных целях. Если свободного человека продали в рабство, то, доказав, что он свободен, он поделился выручкой от продажи с продавшей его стороной. Претор vindicatio in мог лишить продавца свободы ( libertatem ).
- Осужденные (большинство из которых были приговорены к смертной казни) могли стать рабами, а их имущество принадлежало государству.
- Римская гражданка могла стать рабыней (в соответствии с формой 52 Senatus Consultum Claudianum ), если она вела «совместное проживание» ( contubernium ) с рабом другого мужчины, несмотря на возражения хозяина.
Прекращение статуса раба
[ редактировать ]После Пунических войн в Риме началась массовая эксплуатация рабов . Однако развитие промышленности, торговли и других отраслей экономики требовало квалифицированных свободных рабочих, заинтересованных в своем деле.
Раб мог освободиться посредством акта освобождения, посредством которого хозяин освобождал его от своей власти. В разные эпохи увольнения были разными. Старый гражданский закон (ius Civile Quiritium) признавал три вида освобождений: [ нужны разъяснения ]
- Перепись Манумиссио была произведена мастером во времена собрания Центуриатов . Хозяину, желающему освободить своего раба, достаточно было лишь внести его в список цензора как гражданина.
- Manumissio vindicta — освобождение раба путем фиктивного требования свободы ( vindicatio in libertatem ). Это было сделано перед мировым судьей, когда какой-то гражданин ( adsertor libertatis ) тронул раба палкой ( vindicta ) и правыми словами сказал, что раб — свободный человек. Если бы хозяин не возражал против этого требования ( in iure cessio ), мировой судья подтвердил бы свободу раба ( addictio ). Это было сделано в соответствии со старым гражданским правом ( ius Civile Quiricium ).
- Manumissio testamento — освобождение раба по завещанию. В завещании хозяин обычно говорил: « Stichus servus meus liber esto », и раб будет свободен и без покровителя.
- Manumissio testamento fideicommissaria — это когда хозяин просил своего преемника освободить раба. Если этот раб освобождался, человек, освободивший его, становился его покровителем.
- Manumissio inter amicos — освобождение раба путем заявления перед друзьями. Преторы защищали этих свободных рабов (согласно Lex Junia Norbana , эти люди жили как свободные, но умирали как рабы). Этот вид освобождения зародился в конце республики.
- Manumissio per epistulam , то же самое, что и выше, только что сделано путем заявления в письме.
- Manumissio per mensam был аналогичен вышеупомянутым освобождениям. Это было не так формально, как освобождение во времена старого гражданского права, но имело ту же ценность, что и преторическое освобождение. Освобождения такого рода возникли еще во времена империи.
- Manumissio in ecclesia — это освобождение во времена христианских императоров в присутствии священника.
В начале империи из-за количества освобождений были введены юридические ограничения на увольнения. Эти ограничения были реализованы двумя законами: Lex Fufia Caninia и Lex Aelia Sentia .
По римскому праву освобожденные рабы ( libertinus , в отношении своего господина libertus ) становились римскими гражданами, но у них было гораздо меньше прав, чем у римских граждан, родившихся свободными ( ingenuus ). Бывший хозяин раба теперь становился его покровителем ( патронусом ), и либертус по-прежнему имел по отношению к нему обязательства (это регулировалось законом). Либертус ) должен был быть послушен и уважителен своему покровителю ( obsequium et reverentia . Покровитель мог наказать непокорного libertus . В прежние времена он мог даже убить его ( ius vitae necisque ), но позже не смог. В некоторых случаях он мог даже попросить магистрата превратить libertus снова в раба ( accusatio ingrati ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Темин, Петр (2006). «Экономика ранней Римской империи». Журнал экономических перспектив . 1. 20 : 133–151. дои : 10.1257/089533006776526148 .