Лекс Фуфия Каниния
Lex Fufia Caninia 2 г. до н.э. был законом, принятым при , первом римском императоре , относительно освобождения рабов Августе . Закон налагал ограничения на количество рабов, которые могли быть официально освобождены от рабства посредством завещания . Завещательное освобождение было установлено в раннем Риме как одна из трех процедур, признанных в римском праве не только предоставлением libertas (свободы) ранее порабощенному человеку, но и полного гражданства .
Положения
[ редактировать ]По мнению юриста Гая , закон предписывал количество рабов, которые могли быть освобождены по завещанию, пропорционально размеру имения.
- Поместье, в котором содержалось только один или два раба, было исключено из закона, и завещатель имел свободу усмотрения при освобождении.
- В имении, содержащем от трех до десяти рабов, можно было отпустить на волю не более половины;
- старше десяти и до тридцати — треть;
- свыше тридцати и до ста — четверть;
- свыше ста и до пятисот, пятая, с пределом в сто независимо от величины имения. [1]
Любые беглые рабы, принадлежавшие умершему, учитывались как часть общего числа рабов в поместье. [2] Каждый раб, подлежащий освобождению, должен был быть указан по имени в завещании. [3] хотя описание или должность могут быть приняты, если они уникальны, например, разрешение на освобождение ребенка указанной рабыни, если он еще не родился на момент составления завещания. [4]
Цель и эффект
[ редактировать ]Наряду с lex Iunia Norbana , чаще всего датируемым 17 г. до н. э., и lex Aelia Sentia 4 г. н. э., lex Fufia Caninia был частью программы социального законодательства Августа, которая, среди других целей, регулировала статусную связь раба и свободного человека. . [5] Древнее право хозяев распоряжаться своими рабами по своему усмотрению – вопрос частного права во времена республики и аспект римского патриархата ( patria potestas ) – было переформулировано этими законами как интересы государства. [6]

Сохранение стоимости имущества для наследников от преувеличения в конце жизни и защита требований кредиторов являются двумя предполагаемыми целями закона. [8] Некоторые древние источники утверждают, что хозяева освобождали рабов «без разбора» с условием, что они будут участвовать в погребальных обрядах , укрепляя социальный статус умершего за счет большого количества скорбящих, но в ущерб живым преемникам. [9] Историк экономики Питер Темин рассматривал закон с точки зрения рынка труда как способ побудить рабов доказать свою ценность и получить одну из ограниченных возможностей для освобождения. [10] Другие, такие как П. А. Брант , считают, что закон в целом поощряет владельцев фильтровать кандидатов на освобождение на основе их готовности участвовать в качестве граждан. [11]
Закон Fufia Caninia мог ограничить или не ограничить демографическое влияние бывших рабов на римское общество. [12] и большинство ученых XXI века не считают этот закон направленным в первую очередь на сокращение общего числа увольнений. [13] Но поскольку считается, что освобождение по завещанию было наиболее распространенной из трех форм создания нового гражданина посредством освобождения, [14] количественные ограничения могли привести к более неформальным увольнениям, которые не сопровождались полными правами гражданства. [15]
Закон Fufia Caninia был отменен в 528 году нашей эры при императоре Юстиниане во время реформ, которые ликвидировали большую часть законодательства Августа об освобождении. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гай, Institutiones 1.43, цитируется Педро Лопесом Барха, Карлой Маси Дориа и Ульрикой Рот, введение в юнийскую латынь в Римской империи. Том. 1: История, право, литература , Эдинбургские исследования древнего рабства (Edinburgh University Press, 2023), стр. 7–8.
- ^ Педро Лопес Барха, «Республиканская история и условия Августа для создания юнианской латинизации», в «Юнианской латинизации в Римской империи » , стр. 102.
- ^ Ричард Гамауф, « Диспенсатор : социальный профиль рабской профессии в сатирике и в текстах римских юристов», в книге «Положение римских рабов: социальные реалии и правовые различия , исследования зависимости и рабства» 6 (Де Грюйтер, 2023), п. 151.
- ^ WW Бакленд , Римское право рабства: положение раба в частном праве от Августа до Юстиниана (Cambridge University Press, 1908), стр. 547.
- ^ Барха и др., Введение в юнийскую латынь , с. 8.
- ^ Барха, «Республиканская история», стр. 83, 97.
- ^ Дж. М. К. Тойнби, Смерть и погребение в римском мире (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1971, 1996), стр. 45.
- ^ Кэтлин М.Т. Аткинсон, «Цель законов Августа об освобождении», Irish Jurist 1:2 (1966), стр. 368–370.
- ^ Барха, «Республиканская история», с. 99.
- ^ Питер Темин, «Рынок труда ранней Римской империи», Журнал междисциплинарной истории 34:4 (2004), стр. 531.
- ^ П.А. Брант, «Марк Аврелий и рабство», Бюллетень Института классических исследований 71 (1998), стр. 143.
- ^ Эндрю Уоллес-Хэдрил , «Август и передача римского гражданства», в «Документах Августа: новые подходы к эпохе Августа в двухтысячелетие его смерти » (Джордж Олмс, 2020), стр. 68–69.
- ^ Барха, «Республиканская история», с. 81.
- ^ Питер Гарнси , Города, крестьяне и еда в классической древности: Очерки социальной и экономической истории (Cambridge University Press, 1998), стр. 3, предупреждая, что относительная частота ускользает от окончательных доказательств.
- ^ Барха и др., Введение в юнийскую латынь , с. 8.
- ^ Саймон Коркоран, «Юнианская латынь в позднеримских и раннесредневековых текстах», в «Юнианской латыни в Римской империи» , стр. 141.