Jump to content

Конституция поздней Римской империи

Конституция поздней Римской империи представляла собой неписаный набор руководящих указаний и принципов, передаваемых, главным образом, через прецеденты, которые определяли способы поздней Римской империей . управления [1] Согласно историческому соглашению, поздняя Римская империя возникла из Римского принципата (ранней Римской империи) с воцарением Диоклетиана в 284 году нашей эры, его правление ознаменовало начало Тетрархии . [2] Конституция Домината прямо признала монархию истинным источником власти и, таким образом, положила конец фасаду двоевластия, при котором император и Сенат вместе управляли империей. [3]

Реформы Диоклетиана в имперском правительстве наконец положили конец периоду, когда старые республиканские магистратуры (например, консулы и преторы ) обладали реальной властью. С тех пор у консулов ​​почти не было реальных обязанностей, кроме председательства на заседаниях Сената, а в обязанности младших магистратов фактически заключалось просто проведение различных игр, например, гонок на колесницах . [3] Большинство других меньших магистратур просто исчезли.

Диоклетиан попытался реформировать саму имперскую систему в структуру, в которой четыре императора, состоящие из двух Августов и двух Цезарей , управляли каждый четвертью Империи. [4] Эта конституционная структура, известная как Тетрархия, однако, не смогла пережить даже Диоклетиана, который дожил до краха своей системы и гражданских войн , которые последовали за его выходом на пенсию после отречения от престола в 305 году нашей эры.

Он также провел крупные административные реформы в Империи. Его разделение Империи на восток и запад, каждая половина которого находилась под командованием отдельного императора, сохранялось с краткими перерывами в политическом единстве. [5] Хотя он оставался единственной столицей до тех пор, пока Константинополь не был повышен до этого статуса в 359 году, город Рим перестал быть резиденцией имперского правительства, которое на Западе обычно находилось в Медиолане (ныне Милан ), а иногда и в Августе Тревероруме (ныне Трир) . ) если там проживал император или где бы он ни находился, начиная с 4-го века, императоры перемещались в пределах своих владений, хотя в Риме все еще был свой Praefectus urbi над всеми другими муниципальными губернаторами и мэрами, а также свой собственный Сенат с императорским уровнем выше всех другие муниципальные советы (кроме Константинопольского с 359 г.), сохраняющие статус столицы де-юре.

Викарий Апеннин , позже два викария при преторианском префекте Италии , возглавляли имперскую администрацию Италии, один в пригородной Италии (к югу от и островов), а другой в Аннонарской Италии (к северу от Апеннин и Реции ). Сенат и исполнительные магистраты продолжали действовать так, как первоначально предписывало конституция Диоклетиана. Гражданское и военное деление империи Диоклетиана осталось в силе с небольшими изменениями, хотя Верхним Египтом с середины пятого века управлял генерал, герцог, который также осуществлял гражданскую власть над населением. Позже император Константин изменит конституцию Диоклетиана. [6] путем некоторого изменения ролей чиновников, но не административной структуры. Лишь при Юстиниане I 527–565 гг. произошли серьезные изменения, которые привели к почти полной отмене регионального уровня чиновников и серьезному ослаблению Казначейства ( Sacrae largitones ) и Королевских поместий.

Август и Цезарь

[ редактировать ]
Римский император Диоклетиан, составивший конституцию Тетрархии.

Согласно новой конституции Диоклетиана, власть была разделена между двумя императорами по имени Августи . Создание двух равноправных Августов ознаменовало возрождение старого республиканского принципа коллегиальности , поскольку все законы, декреты и назначения, исходившие от одного из Августов , должны были признаваться как исходящие от обоих одновременно. Один Август должен был править западной половиной Империи, а другой Август должен был править восточной половиной Империи. Диоклетиан сделал Максимиана своим соправителем Августом и подарил ему Западную империю, а Диоклетиан захватил Восточную империю. Диоклетиан сделал своей столицей Никомедию, а Максимиан — Милан. Чтобы две половины символически казались едиными, Диоклетиан назвал свою территорию patres Orientis , а Максимиан назвал свою территорию patres Occidentis .

Августы принцепсов юридически отличались от старых при ( римских императоров принципате ) , потому что при принципате принцепсы заняли место старых республиканских магистратов. Когда принцепс издавал указ, этот указ был действителен только до тех пор, пока этот принцепс был императором, тогда как при республике, напротив, любой указ, изданный магистратом, был действителен только до тех пор, пока этот магистрат находился на своем посту. При республике и принципате только сенат и законодательные собрания были непрерывными институтами, и, следовательно, только они могли принимать законы, которые оставались в силе на неопределенный срок. При новой Тетрархии Диоклетиана августы заняли место Сената и собраний, и, таким образом, любой указ Августа оставался в силе даже после того, как этот конкретный император покинул свой пост. Такой акт мог признать недействительным только будущий император. Логическое расширение этой концепции означало, что ни магистрат, ни собрания, ни сенат не могли юридически сдерживать императора.

Старые республиканские магистраты, а также принцепсы имели законный статус. При республике государство давало магистратам право занимать свои должности, а при принципате государство давало принцепсам законное право быть императором. Напротив, августам августы не требовалось разрешение государства, чтобы стать императором, потому что сами становились государством. Высший авторитет августов подтверждался их одеждами (отделанными драгоценными камнями) и императорской диадемой, а также тщательно продуманной церемонией, требуемой от каждого, кто к ним приближался. В отличие от старых принцепсов , августы считались более чем смертными, о чем свидетельствовали почести, которые они получали. В прошлом эти почести предоставлялись только богам. Хотя в прошлом императоры удостаивались таких почестей, они получали их только после смерти, и тем не менее августы могли получать такие почести еще при жизни.

В 293 году Диоклетиан и Максимиан назначили двух Цезарей , в результате чего возникла договоренность, известная как « Тетрархия » («правление четырех»). Цезари , и единственной властью, которой они обладали , подчинялись своим августам была та, которая была дана им их августами . Их статус был настолько ниже, чем у августов , что они получали фиксированную зарплату. Полномочия, которые им делегировались, обычно включали право рассматривать апелляции, и им часто назначался ряд провинций, чтобы они могли контролировать губернаторов этих провинций. Причина, по которой Диоклетиан создал должность Цезаря, заключалась в том, чтобы создать метод, с помощью которого могла бы происходить упорядоченная преемственность, чтобы, когда один Август умер, один из двух Цезарей заменил этого Августа . Когда был назначен новый Цезарь , его Август усыновил . Диоклетиан надеялся, что Августы совместно уйдут в отставку в определенный момент и позволят своим Цезарям заменить их.

Администрация Империи

[ редактировать ]

Диоклетиан разделил гражданский административный аппарат и военный, чтобы снизить риск того, что будущие генералы могут попытаться захватить трон силой, а затем реорганизовал их оба. Хотя последующие императоры внесли изменения, базовая структура, установленная Диоклетианом, будет управлять Империей до ее окончательного падения на Западе в V веке и ее общей реформы на Востоке во время правления Ираклия в VII веке.Правительство Империи было разделено (как в гражданской, так и в военной структуре) между центральным и провинциальным уровнями. Под генералом центрального правительства подразумеваются гражданские чиновники, непосредственно связанные с императорским двором, и высшие военные офицеры. В состав правительства провинции входят губернаторы провинций всех уровней и местные военачальники.

Императорский двор

[ редактировать ]

Центральное правительство Римской империи состояло из императорского двора. Во главе центрального правительства стоял сам император. Из его присутствия исходила вся имперская власть, как гражданская, так и военная. Указы Императора были обязательными для всех людей на всей территории Империи. Чтобы поддержать Императора в управлении Империей, Императора посетили многочисленные придворные чиновники (« приходит » или «считается»).

Главным среди этих придворных чиновников был императорский канцлер magister officiorum »). Он был своего рода министром внутренних дел по государственной безопасности. Его должность начиналась довольно скромно, когда он был трибуном дворцовой гвардии, которого Константин Великий в 320 году нашей эры возвысил для надзора за имперскими секретариатами. Он выполнял функции сторожевого пса главы администрации, хотя и не мог приказывать другим ветвям администрации, таким как префектуры, казначейство и королевские поместья, что делать, без прямого приказа императора. Канцлер, получивший звание графа Империи , курировал всю государственную службу, officia (однако префекты и его подчиненные имели юрисдикцию над персоналом в гражданских и уголовных делах). , это были «глаза императора» По словам оратора Либания . В портфолио канцлера имеется значительное количество функций, выполняемых современными государственными чиновниками. Канцлер отвечал за проведение придворных церемоний и регламентировал аудиенции у императора. Вся корреспонденция с иностранными державами отправлялась канцлером, а посольства иностранных держав к императору принимались. Канцлер приказал Имперской разведывательной службы Корпус (« Agentes in rebus »), «люди государственных дел», которые занимались связью между Императором и правительствами провинций, а также собирали разведданные в качестве административной полиции Императора. Это были курьеры/бюрократы, которых часто направляли в другие отделы по особым поручениям. С начала 340-х годов старшие агенты в ребусах назначались главами офисов, принципами, префектами, викариями и двумя из трех проконсульств (не азиатских). Все входящие и исходящие из этих офисов дела проверялись этими должностными лицами; написал конфиденциальные отчеты канцлера. [7] Ничто не могло быть выдано без их контрассигнации. Их небольшой личный состав не входил в состав офисного персонала, за деятельностью которого они следили. В нем ведутся споры о том, в какой степени викарии контролировали принципы. Их присутствие в префектурах и проконсульских учреждениях связывало их непосредственно с палатинской администрацией, возглавляемой главами канцелярий, а также с префектами и косвенно с региональными контролерами казначейства и управляющими королевскими поместьями, чьи офисы почти все располагались в епархиальные см. города, которые были пунктами назначения масс информации для обработки для высшего звена управления при императорах. [8] [9] [10]

Канцлеры курировали Имперскую транспортную службу Cursus publicus »). Это поддерживалось префектурой и финансировалось провинциальными властями. Несмотря на название государственной почты, она управлялась частным образом под руководством государства. [11] [12] С 340-х годов его использование находилось под контролем ребусных агентов, направлявшихся в провинции и размещавшихся вместе с губернаторами. Система состояла из «станций», постов охраны, «мутаций», переодевалок и «особняков», более крупных помещений для ночлега, часто оборудованных столовыми и банями. они распространились вдоль основных систем дорог, соединяющих регионы римского мира . Раздевалки находились на расстоянии 8–12 миль друг от друга, а отель/конюшни обычно находились на расстоянии 25–30 миль друг от друга. Они служили ретрансляционными пунктами и предоставляли лошадей для отправки всадников (обычно солдат) и транспортных средств для придворных чиновников. Корпус Императорской гвардии Scholae Palatinae ») находился под командованием канцлера. Имперские оружейные склады, Fabricae, находились в ведении преторианских префектов, а мануфактуры по производству ткани и красок - под управлением Казначейства (как ни странно, 3 из них находились в ведении Королевского поместья (69 на Западе перечислены; список на Востоке неполный). перешел под контроль magister officiorum в 390 г. В 442 г. он был назначен генеральным инспектором частей пограничной армии, ответственность за которую возлагалась на префектов и их викариев. [13]

Канцлер имел прямой контроль над Имперской канцелярией , центральным административным органом Империи, который координировал гражданские функции Империи и обеспечивал прямую поддержку Императору. Императорская канцелярия была разделена на четыре бюро («sacra scrinia»): канцелярское бюро («scrinium memoriae»), бюро корреспонденции («scrinium epistularum»), юридическое бюро («scrinium libellorum») и аранжировочное бюро. («scrinium dispositionum»). Каждое из этих бюро поддерживало директора бюро («magistri scriniorum»), который подчинялся канцлеру, но не находился под его полным контролем до начала V века.

  • Канцелярское бюро готовило официальные документы для одобрения Императора, такие как императорские указы и назначения, и служило центральным Императорским архивом.
  • Бюро корреспонденции получало и отвечало на корреспонденцию государственных чиновников императору, управляло представительством в иностранных державах и выполняло функции имперской службы переводов.
  • Юридическое бюро рассматривало различные юридические петиции, полученные Императором, в том числе апелляции из судов низшей инстанции.
  • Организационное бюро курировало административные вопросы, с которыми император сталкивался во время путешествия.

Судья Имперского суда Quaestor Sacre Palatii ») был высшим юридическим должностным лицом Империи и отвечал за отправление правосудия на всей территории Империи. Выбранный из числа людей со значительной юридической подготовкой, судья служил главным юрисконсультом Императора и отвечал за надзор за принятием законов и разработку императорских указов. Начиная с начала V века, он председательствовал в высшем трибунале Империи, который рассматривал апелляции различных судов низшей инстанции Империи.

Одним из самых высокопоставленных придворных чиновников был императорский камергер Praepositus Sacre Cubuli »). Камергер, обычно евнух , руководил повседневной деятельностью Императорского дворца. Он курировал дворцовую прислугу («кубикулярии»), а также евнухов, и отвечал за императорскую опочивальню, гардероб и приемы. Хотя формально Чемберлен не обладал никакой административной властью, кроме управления императорским двором, его ежедневные и тесные контакты с Императором давали ему большое влияние на других придворных чиновников, позволяя ему де-факто координировать власть над всеми придворными чиновниками. В случае слабых императоров влияние Чемберлена делало его самым могущественным человеком в Империи. Однако, если бы Император был могущественной силой, роль Чемберлена в управлении Империей была бы минимальной.

Финансовое управление возлагалось на графа императорского казначейства Comes Sacrarum largitionum »), который курировал сбор и распределение имперских денежных налогов, управлял императорским казначейством, а также контролировал имперские монетные дворы, государственные фабрики и текстильные фабрики, а также государственные фабрики. горнодобывающие объекты. Он был главным финансовым директором, пока Константин не заменил его префектами претория. Граф также осуществлял судебные функции, связанные с финансовыми вопросами, находившимися под его контролем, без возможности обжалования его решения. Другим ключевым финансовым чиновником был граф Императорских поместий Comes rerum privatarum »), который управлял частной собственностью Императора и управлял всеми императорскими поместьями, включая сбор полученной от них ренты. Префекты преторианцев, вице-регенты, однако, контролировали уплату натуральных налогов и отдельный военный налог Анноны, сборы и пересмотры, переписи и общие бюджеты, составляемые на епархиальной основе с разделением по провинциям и муниципалитетам или другим местным единицам. Только они, как императоры, могли выносить окончательные вердикты. С конца 320-х годов дела о фискальных апелляциях SL и RP принимались префектами, викариями, проконсулами и городскими префектами из соответствующих низших провинциальных и региональных административных судов. В 385 г. обоим графам снова было разрешено получать апелляции непосредственно из своих административных судов низшей инстанции после 60 г. До этого они действовали исключительно в консультативном качестве по отношению к императорам, перед которыми они представляли свои собственные интересы, как это делали контролеры SL и Руководители РП перед викариями и другими вышеназванными должностными лицами по поводу восстановления власти. [14]

Первые тетрархи конституции Тетрархии

Правительство провинции

[ редактировать ]

Когда Диоклетиан реформировал административную машину Империи, он лишил гражданских администраторов их военных полномочий (вместо этого предоставив им отдельные должности). Кроме того, он разделил различные провинции на более мелкие единицы, фактически удвоив количество провинций с пятидесяти до более чем ста. Для этой новой организации он ввел два новых бюрократических уровня между императорами и провинциями: префектуры и епархии. Диоклетиан сгруппировал эти сто провинций в двенадцать епархий, которые затем были сгруппированы в четыре префектуры. В результате правительственные единицы стали намного меньше и, следовательно, более управляемыми, чем до реформ Диоклетиана. Это не только облегчило управление Империей, но и помогло свести к минимуму риск восстания.

Четыре префектуры, каждую из которых возглавлял гражданский преторианский префект praefecti praetorio »), служили высшим уровнем управления провинцией. Префекты были высшими администраторами Императора, по достоинству стоявшими чуть ниже самого Императора. Первоначально префекты были заместителями императора во всех вопросах имперской администрации (военные, гражданские, судебные, налоговые и т. д.), но постепенно часть их полномочий была лишена их и передана другим должностям: магистрам солдат. по военным делам и имперский канцлер по центральной гражданской администрации. Эти реформы были результатом как отсутствия чиновников, подходящих для выполнения широких задач префекта, так и желания уменьшить потенциальный вызов авторитету Императора, исходящий от властного префекта. Однако гражданские полномочия префектов по-прежнему были обширными, поскольку они могли назначать людей на должность губернатора, контролировать поведение губернаторов или даже увольнять губернатора. Префекты также могли толковать закон, рассматривать апелляции, контролировать финансы, а на некоторых даже назначались военные обязанности. Полномочия префектов были настолько обширны, что Диоклетиан позволял каждому префекту оставаться на своем посту только в течение короткого периода времени. Четыре префектуры назывались Восток , Иллирик , Италия и Галлия , причем Константинополь, Сирмий, Милан и Тревес составляют столицы соответствующих префектур.

Города Рим и Константинополь были освобождены от контроля преторианского префекта и вместо этого контролировались их собственными гражданскими губернаторами, подчинявшимися непосредственно императору. Эти два префекта города Praefectus urbi ») отвечали за гражданскую администрацию своего города, председательствовали в соответствующем Сенате и были главными судьями по гражданским и уголовным делам в городе. Префекты командовали городскими когортами Cohortes Urbanae ») и городскими стражами Vigiles »), чтобы поддерживать порядок и безопасность в городе. Префект также курировал содержание городских акведуков и рынки. Одной из его наиболее важных обязанностей было наблюдение за поставками зерна в его городе.

Между префектурами и провинциями находились епархии. Каждую епархию возглавлял гражданский губернатор, известный как викарий викарий », что означает «заместитель [преторианского префекта]»). Каждый викарий назначался императором по рекомендации соответствующего префекта и имел звание графа второго класса.

Непосредственно ниже викария стояли губернаторы провинций , которые назначались императором и имели различные титулы. Все губернаторы провинций были графами третьего класса. Высшими провинциальными губернаторами были проконсулы, управлявшие провинциями Африки , Азии и Археи . Эти три губернатора провинций подчинялись непосредственно Императору из-за их стратегической ценности.

Все остальные провинции управлялись губернаторами, которых называли президентами Praeses »), судьями (iudices) или модераторами. Основными обязанностями губернаторов провинций были административные, судебные и финансовые. Губернатор мог издавать указы, которые, в случае одобрения императором, становились обязательными для провинции. Губернатор также был высшим судебным чиновником провинции, апелляции рассматривались викарием епархии или епархий, управляемых префектами.

имеет значение

[ редактировать ]

Гражданские и военные администраторы поздней Империи обычно причислялись к графам приходит », что означает «спутник [Императора]»). Звание графа началось как титул, присваиваемый доверенным лицам Императора в знак императорского доверия, а затем превратилось в формальный ранг. «Граф» не был наследственным титулом, как в феодализме , а скорее званием, связанным с определенным положением в имперской администрации. Все графы автоматически становились членами сенаторского ордена. Однако по мере расширения имперской системы потребовались новые должности, что привело к развитию трех классов в ранге графа:

  • Vir illustris - «Прославленные люди», графы первого класса.
  • Vir spectabilis - «Замечательные люди», граф второго класса.
  • Vir clarissimus - «Самые известные люди», считается третьим классом.

Наиболее важные должности при Императорском дворе, высшие военачальники и императорский камергер - все были графами первого класса. Графами второго класса были различные проконсулы, викарии епархий, провинциальные военачальники и другие. Граф третьего класса был основным требованием для поступления в Сенат, включая должность губернатора провинции и других нижних должностей.

Военная структура

[ редактировать ]
Римский император Константин, реформировавший конституцию Тетрархии.

К реформированной гражданской структуре Диоклетиан добавил реорганизованное высшее военное командование. Очевидны две важные части реформы: отделение военных командиров от гражданской администрации и разделение армии на два класса: полевые армии comitatenses ») и пограничные войска limitanei »). Полевые армии служили стратегическим резервом Империи для реагирования на кризисы, где они могли возникнуть, тогда как Пограничные войска постоянно дислоцировались вдоль границ Империи (« лаймы »). Из рядов полевых армий были набраны подразделения Дворцовых войск Палатини »), которые сопровождали Императора в его путешествиях по Империи, а также были преемниками Принципата преторианской гвардии .

Высшим военачальником Поздней Империи был магистр солдат magister Militum »). По всей Империи было семь таких Мастеров (два на Западе и пять на Востоке). Установление исключительно военных чиновников обеспечило более профессиональное военное руководство. Все магистры были графами первого класса.

  • На Востоке были мастера воинов в Иллирии, Фракии и на Востоке. Каждый из этих трех магистров осуществлял независимое командование одной из трех полевых армий Восточной Империи. Присутствовали также два магистра солдат , которые сопровождали Восточного императора и каждый из которых командовал половиной дворцовых войск. Каждый из пяти Мастеров имел одинаковый рейтинг между собой.
  • На Западе существовали магистр обеих служб ( magister utriusque militiae ) и магистр конюшни . Магистр обеих служб был верховным военачальником Запада, стоявшим только ниже Императора и выше всех других военачальников, и командующим половиной дворцового войска. Мастер конницы командовал половиной дворцовых войск и полевой армией Галлии, но все еще находился под командованием магистра обеих служб.

Для поддержки Военных Мастеров Империя учредила несколько Военных Графов Comes rei militaris »). По всей Империи было шесть таких военных графов. Все военные графы были графами второго класса.

  • На Востоке был только один военный граф: военный граф Египта Comes rei militaris Aegypti »). В отличие от военных графов Запада, этот граф командовал пограничными войсками, дислоцированными в Египте, и подчинялся непосредственно восточному императору.
  • На Западе было шесть таких военных округов, по одному на каждую из пяти полевых армий в Иллирии, Африке, Тингитании, Испании и Британии. Шестой военный граф, граф Саксонского берега Comeslittoris Saxonici per Britanniam »), командовал пограничными войсками по обе стороны Ла-Манша и подчинялся графу Британии. Пять регулярных военных графов подчинялись магистру обеих служб.

Различные пограничные войска находились под командованием герцогов duces limitis » или «пограничных командиров»). Эти полководцы были духовными преемниками императорских легатов Legatus Augusti pro praetore ») Принципата . Большинству герцогов было дано командование войсками в одной провинции, но некоторые контролировали более чем одну провинцию. На Востоке герцоги подчинялись магистру солдат своего округа, тогда как на Западе они подчинялись соответствующему военному графу.

Сенат и магистраты

[ редактировать ]

Удаление резиденции правительства из Рима превратило римский сенат в муниципальный орган, и этот имидж укрепился, когда император Константин позже создал аналогичный орган в Константинополе. Диоклетиан также прекратил практику ратификации Сенатом имперских полномочий нового императора. [ нужна ссылка ] Начиная с основания города, считалось, что контроль над государством возвращается к Сенату всякий раз, когда главная магистратура становится вакантной, и поэтому эта конкретная реформа лишила Сенат его статуса хранителя высшей власти. Реформы Диоклетиана также положили конец оставшейся фикции о том, что Сенат обладал существенными законодательными полномочиями, а поскольку магистратуры стали бессмысленными, избирательные полномочия Сената не имели реального значения. Сенат сохранил свои законодательные полномочия в отношении публичных игр и сенаторского порядка, а также право рассматривать дела, особенно государственную измену, если Император дал разрешение.

Исполнительные магистраты были не более чем муниципальными чиновниками задолго до того, как Диоклетиан стал императором, и поэтому реформы Диоклетиана просто заявили об этом открыто. Консул теперь мог только председательствовать в Сенате, а претор и квестор могли управлять только публичными играми, хотя претор сохранял некоторую ограниченную судебную власть. Все остальные магистратские должности исчезли. Первые два « римских консула » в данном году, ординарии , назначались императором, и срок их полномочий теперь заканчивался 21 апреля, в то время как все остальные консулы в данном году (менее престижные консулы suffecti ) избирались Сенат. Сенат также избирал « преторов » и « квесторов », хотя для вступления в силу требовалось одобрение императора.

См. также

[ редактировать ]
  • Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN   0-543-92749-0 ).
  • Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103–23.
  • Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
  • Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN   0-19-926108-3 ).
  • Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
  • Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN   0-472-08125-X ).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Документ Сената типографии правительства США 103-23. п. 161.
  2. ^ Эбботт, Фрэнк Фрост (1963). История и описание римских политических институтов . Нью-Йорк: Библо и Таннен. п. 334.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 337.
  4. ^ Эбботт 1963 , стр. 335–336.
  5. ^ Эбботт 1963 , стр. 335–339.
  6. ^ Эбботт 1963 , с. 340.
  7. ^ Пиганьоль, Андре; Частаньоль, Андре (1973). Христианская империя . Прессы Universitaires de France. дои : 10.3917/puf.piga.1973.01 . ISBN  978-2-13-032125-5 .
  8. ^ Боак, Артур (1924). Два исследования поздней римской и византийской администрации . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. дои : 10.3998/mpub.9690323 . ISBN  978-0-472-75038-2 .
  9. ^ Сентамор, Джулио (30 июня 2020 г.). Коллективные переговоры и множественность категорий . Юридический семинар Болонского университета. Издательство Университета Бононии. дои : 10.30682/sg301 . ISBN  978-88-6923-567-2 . S2CID   225746028 .
  10. ^ Синниген, Уильям Г. (1959). «Два отделения позднеримской секретной службы». Американский журнал филологии . 80 (3): 238–254. дои : 10.2307/291793 . ISSN   0002-9475 . JSTOR   291793 .
  11. ^ Адамс, Колин (06 декабря 2012 г.). Адамс, Колин; Лоуренс, Рэй (ред.). Путешествие и география в Римской империи . Рутледж. дои : 10.4324/9780203995594 . ISBN  978-0-203-99559-4 .
  12. ^ Блэк, EW (1995). Cursus Publicus: Инфраструктура правительства в Римской Британии . Оксфорд, Великобритания: Британские археологические отчеты. дои : 10.30861/9780860547815 . ISBN  978-0-86054-781-5 .
  13. ^ Гарнси, Питер (2010), МакГилл, Скотт; Соньо, Кристиана; Уоттс, Эдвард (ред.), «Римское покровительство», От тетрархов до феодосианцев , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 33–54, doi : 10.1017/cbo9780511712296.003 , ISBN  978-0-511-71229-6
  14. ^ Талберт, Ричард Дж. А. (ноябрь 1991 г.). «Р. Дельмер, Sacred Largesses et res privata. Императорский эрариум и его управление с 4 по 6 век (Собрание французской римской школы CXXI). Рим: École Française de Rome, 1989. Стр. xvii + 759. ISBN 2-7283-0163-8 Fr. 600. - Р. Дельмэр, Ответственный за имперские финансы в поздней Римской империи (4–6 века): Просопографические исследования (Сборник Latomus CCIII Брюссель: Latomus, 323. ISBN). 2-87031-143-5. Журнал римских исследований . 81 : 235–236. дои : 10.2307/300549 . ISSN   0075-4358 . JSTOR   300549 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бери, Дж. Б. (2018) [1910]. Конституция Поздней Римской империи . Архив Кубка . GGKEY:1LPTHZ0BA4T.
  • Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
  • Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
  • Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871-1888 гг.
  • Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
  • Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
  • Истории Полибия
  • Кембриджская древняя история, тома 9–13.
  • А. Кэмерон, Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
  • М. Кроуфорд, Римская республика (Fontana Press, 1978).
  • Э. С. Грюн, «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
  • Ф. Миллар, Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
  • А. Линтотт, «Конституция Римской республики» (Oxford University Press, 1999).

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичный исходный материал

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4881430983f6f9b123ccbb48848bb25__1713378120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/25/d4881430983f6f9b123ccbb48848bb25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of the late Roman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)