Jump to content

Публичный курс

Публичный курс, показанный в Tabula Peutingeriana.
Основные дороги Римской империи при Адриане (годы правления 117–138 гг.)

Cursus publicus ( латинский : «общественный путь»; древнегреческий : δημόσιος δρόμος , dēmósios drómos ) была уполномоченной и контролируемой государством курьерской и транспортной службой Римской империи . [1] [2] использование которого продолжалось в Восточной Римской империи . Это была система, основанная на обязательствах, возложенных на частных лиц Римским государством. В качестве подрядчиков, называемых манципес , они предоставили оборудование, животных и повозки. эта мера была отложена В Ранней Империи компенсация должна была быть выплачена, но в Позднюю Античность , когда на жителей вдоль маршрутов возлагались обязанности по содержанию. В службе содержался только тот персонал, который был необходим для управления и эксплуатации. В их число входили ветеринары, изготовители повозок и конюхи. Курьеры и возчики не принадлежали к службе: будь то государственные служащие или частные лица, они использовали помещения, реквизированные у местных жителей и общин. [3] Расходы в поздней античности возлагались на провинциалов как часть провинциальных налоговых обязательств в форме литургии / мунуса для частных налогоплательщиков.

Император Август создал его для перевозки сообщений, чиновников и налоговых поступлений между провинциями и Италией. [4] [5] [6] Служба еще полноценно функционировала в первой половине VI века в Восточной империи, когда историк Прокопий обвиняет императора Юстиниана в демонтаже большинства ее участков, за исключением пути, ведущего к персидской границе. [7] Масштабы cursus publicus показаны в Tabula Peutingeriana , карте римской дорожной сети, датируемой примерно 400 годом нашей эры. [8]

Структура

[ редактировать ]

Cursus publicus был доступен только правительству или военным. [9] [10] [11] [12] Граждане могли использовать cursus publicus только в том случае, если правительство разрешало это. [13] [14] Люди, которым не разрешалось пользоваться услугами cursus publicus, использовали рабов или знакомых для перевозки почты. [15] Правительство выдало бы этим людям специальное разрешение, которое означало бы, что им разрешено пользоваться услугами Cursus Publicus . [16] [17] [18] [19] Этот диплом , выданный самим императором, был необходим для использования услуг, оказываемых cursus publicus . [20] [21] [22] Они будут содержать имя человека, которому была предоставлена ​​​​эта привилегия, срок ее действия, средство передвижения, маршрут и жилье. [23] Существовали злоупотребления системой, поскольку губернаторы и второстепенные назначенцы использовали дипломатов, чтобы предоставить себе и своим семьям бесплатный транспорт. подделки и украденные дипломаты . Также использовались [24] Плиний Младший и Траян пишут о необходимости тех, кто желает отправить вещи через императорскую почту, иметь актуальные лицензии. [25] Если возникнет спор о действительности одного из этих дипломов, судье конфликт будет предложен . Эти документы раздавались редко из-за высокой стоимости использования и поддержания cursus publicus . [26] Эта организация будет доставлять почту, [27] военная техника и налоги . [28] [29] Наряду с этим, [30] они также работали в качестве имперской разведки . [31] [32] [33]

Хотя правительство контролировало функционирование и содержание сети перевалочных пунктов с ремонтными базами ( мутациями ). [34] [35] и пересадочные станции с полным набором услуг и жилыми помещениями ( особняки ), [36] [37] [38] [39] система не была почтовой службой, подобной современной Британской королевской почте , или серией государственных отелей и ремонтных предприятий. Как отмечает Алтай Джоскун в обзоре работ Анны Кольб, выполненных на немецком языке, система «просто обеспечивала инфраструктуру для магистратов и гонцов, путешествовавших по Империи. Она состояла из тысяч станций, расположенных вдоль главных дорог; [40] им нужно было поставлять свежих лошадей, мулов, [41] ослы и волы, а также повозки, продовольствие, фураж и жильё». [42] [43] [44] Тот, кто отправлял послание, должен был снабдить курьера, а станции должны были снабжаться за счет ресурсов местных территорий, через которые проходили дороги. Как видно из нескольких рескриптов и переписки Траяна и Плиния, император иногда оплачивал расходы на отправку посла в Рим по cursus publicus , особенно в случае справедливых причин. Наряду с этим существовали ретрансляционные пункты или перевалочные пункты ( станции ), предоставлявшие лошадей для отправки всадников и (обычно) солдат, а также транспортные средства для мировых судей или судебных приставов. [45] [46] Транспортные средства назывались clabulae , но о них мало что известно. Несмотря на это, свои обязанности они выполняли пешком. [47] [48]

Август сначала следовал персидскому методу передачи почты от одного курьера к другому, но вскоре он перешел на систему, при которой весь путь с посылкой совершал один человек. Хотя вполне возможно, что курьерская служба какое-то время существовала во времена Римской республики, самое четкое упоминание Светония гласит, что эту систему создал Август. [49] [50] [51] Светоний утверждает: [52] [53] [54]

Чтобы быстрее и без промедления доложить и узнать о том, что происходит в каждой из губерний, он сначала расставлял молодых людей через короткие промежутки времени вдоль военных дорог, а затем и на почтовых каретах. Последнее казалось более удобным, поскольку те же самые люди, которые приносят депеши из любого места, могут, если того потребует случай, также быть допрошены.

- Светоний, Жития цезарей, Жизнь Августа.

Другой термин, возможно, более точный, хотя и менее распространенный, для cursus publicus cursus vehicleris . [55] особенно в период до реформ Диоклетиана . [56] По крайней мере, один командир транспортных средств , Луций Волузий Мециан , [57] известно; он занимал этот пост во время правления Антонина Пия . [58] Предположительно, у него была своего рода надзорная обязанность обеспечивать эффективную работу сети станций по всей Империи и предотвращать злоупотребления объектом со стороны тех, кто не имел права его использовать. Есть свидетельства того, что инспекторы контролировали функционирование системы в провинциях, и можно предположить, что они подчинялись префекту в Риме. Однако эта должность, похоже, не считалась постоянной, поскольку Мециан также был наставником по праву молодого Марка Аврелия, что, по-видимому, было его основной функцией. [57] Префекту транспортных средств было поручено управлять cursus publicus в Италии . За пределами Италии организацией управляли местные губернаторы и чиновники. [59]

После реформ Диоклетиана и Константина I служба была разделена на две части: постную ( лат . cursus velox , греч . ὀξὺς δρόμος) и регулярную ( лат . cursus clabularis , греч . πλατὺς δρόμος). [60] [61] [62] Быстрая секция предоставила лошадей, [63] [64] разделялась на вереди («седельные лошади») и пархиппи («вьючные лошади») и мулов, а медленная секция содержала только волов. [52] [65] [66] Существование службы cursus clabularis показывает, что она использовалась для перевозки тяжелых грузов, а также для облегчения поездок высокопоставленных чиновников и перевозки правительственных посланий. [67] Содержание возлагалось на провинциалы под надзором губернаторов под общим руководством епархиальных викариев и преторианских префектов . [68]

Большинство членов Cursus publicus были набраны из вооруженных сил . [69] Обычно члены Cursus publicus раньше были спекулянтами (членами разведывательного агентства). [70]

Карта Персидской королевской дороги

Римляне заимствовали свою государственную почту из древней персидской сети царских конных курьеров. [71] ангарий . [72] Как сообщает Геродот , персы имели удивительно эффективное средство передачи сообщений, важных для функционирования царства, называемое Царской дорогой . [73] [74] Всадники размещались на расстоянии дневного пути по дороге, а письма передавались от одного курьера другому по мере того, как они совершали путешествие длиной в день, что позволяло сообщениям перемещаться быстро. [75] [76] Он был создан Августом для замены системы частных курьеров, которая использовалась во времена Римской республики . [77] [78] [79]

Тацит сообщает, что гонцы из Иудеи и Сирии принесли Вителлию весть о том, что легионы Востока присягнули ему на верность, [80] и это также показывает, что система ретрансляции была заменена системой, в которой первоначальный посланник совершал весь путь. Август модифицировал персидскую систему, как отмечает Светоний , потому что курьер, проехавший все расстояние, мог быть допрошен императором по прибытии для получения дополнительной информации в устной форме. Это могло иметь дополнительное преимущество, заключающееся в повышении безопасности почты, поскольку за успешную доставку сообщения отвечал один человек. Это не обходится без затрат, поскольку римляне не могли передать сообщение так быстро, как если бы оно переходило от одного всадника к другому.

Cursus publicus управлялся муниципальными магистратами до правления Нервы . [81] который реформировал системы так, чтобы ими управляли Рес манципи . [82] Многие римские дороги были построены или расширены, чтобы облегчить движение cursus publicus . [83] [84] [85] После падения Римской империи Cursus Publicus сохранился в Византийской империи и на бывших территориях Западной Римской империи . [86] [87] [88] Во времена Византийской империи агенты в ребусах контролировали cursus publicus и обеспечивали их необходимыми припасами и жильем. [89] [90] [29] Им также было поручено обеспечить юридическую силу дипломов, которыми обладали их пользователи. [91]

Скорость публикации

[ редактировать ]

Прокопий дает одно из немногих прямых описаний римской почты, позволяющих оценить среднюю скорость передвижения по суше. В VI веке он описал прежние времена: [92]

Прежние императоры, чтобы как можно скорее получить сведения о передвижениях противника в каком-либо квартале, смуте, непредвиденных происшествиях в отдельных городах и действиях наместников или других лиц во всех частях Империи, а также в Чтобы ежегодные дани могли отправляться без опасности и задержки, установили быструю службу общественных курьеров по всем своим владениям по следующей системе. В качестве дневного пути для активного человека они определяли восемь «этапов», иногда меньше, но, как правило, не менее пяти. На каждом этапе было по сорок лошадей и соответствующее количество конюхов. Курьеры, назначенные для работы, используя смены превосходных лошадей, выполняя упомянутые мною обязанности, часто преодолевали таким образом за один день такое же расстояние, какое в противном случае они преодолели бы за десять.

Если известно расстояние между пересадочными станциями, а обычное число составляет от пяти до восьми, можно рассчитать скорость cursus publicus. А. М. Рэмси пишет: [93] «Из Иерусалимского маршрута следует, что особняки, или ночлеги на дорогах, находились на расстоянии примерно двадцати пяти [римских] миль [23 миль или 37 км] друг от друга, и, как указывает Фридлендер, расстояние между Вифлеемом и Александрией ( около 400 римских миль [368 миль или 592 км]) считалось шестнадцатью особняками, а между Эдессой и Иерусалимом (по Антиохии около 625 [римских] миль [574 миль или 924 км]) двадцать пять особняков, хотя ни один маршрут не дает. Полный список мутаций и особняков для любой дороги, общее правило, по-видимому, заключалось в двух мутациях между каждыми двумя особняками или 37 км (23 мили). 12,4 км].» Типичная поездка составляла от 38 до 62 миль (61–100 км) в день или от 5 до 8 этапов. Но это в обычных, а не аварийных условиях, когда один гонщик за день может преодолеть 160 км (100 миль) и более.

Есть несколько случаев, когда срочные новости или нетерпеливые чиновники доходили быстрее. Есть путешествие Тиберия, упомянутое Валерием Максимом, известие о мятеже Гальбы , записанное Тацитом, и известие о смерти Нерона , описанное Плутархом . [94] В последних двух случаях стоит иметь в виду, что плохие новости распространялись быстрее, чем хорошие, и довольно явно: к переписке с известием о победе прикреплялся лавровый венец, а к копью - перо, как свидетельство спешки. посланника, несущего плохие новости. Во всех трех случаях, как указывает А. М. Рэмси, путешествие особенно срочное, и время путешествия может быть зафиксировано из-за его исключительной быстроты. Такие случаи нельзя было использовать для определения типичной скорости римской почты для перевозки подавляющего большинства товаров.

Рэмси, вслед за Вилькеном, иллюстрирует скорость римской почты по суше примерами того, сколько времени потребуется, чтобы доставить сообщение из Рима в Египет о восшествии на престол нового императора (в сезон, отличный от лета, когда сообщение путешествовал морем из Рима в Александрию). В случае с Пертинаксом известие о воцарении, которое произошло 1 января 193 года нашей эры, достигло Египта более шестидесяти трех дней и было объявлено 6 марта в Александрии. Поскольку маршрут, который должен был пройти по суше, составлял около 3177 километров (1974 миль) — 1400 километров (870 миль) от Рима до Византии, включая морской переход, и почти 1800 километров (1100 миль) от Византии до Александрии) — и поскольку Чтобы сообщение прибыло в Александрию, потребовалось около шестидесяти трех дней или чуть больше, это подтверждает среднюю скорость этого путешествия около 32 миль (51 км) в день.

Другой пример, основанный на латинской надписи, приводит Рамсей. Гай Цезарь , внук Августа, умер 21 февраля 4 года нашей эры в Лимире , что на побережье Ликии . [95] Известие о смерти содержится в надписи, датированной 2 апреля в Пизе. Время, которое потребовалось посланию для прибытия в Пизу, составляет не менее тридцати шести дней. Поскольку путешествие по морю в это время года было бы слишком опасным, сообщение было отправлено по суше на расстояние около 1345 миль (2165 км). Это подтверждает расчет средней скорости около пятидесяти км в сутки.

В своей статье «Новые доказательства скорости работы римской императорской почты» [96] Элиот согласен с А. М. Рэмси, что типичная скорость составляла около 50 миль (80 км) в день, и иллюстрирует это другим примером: [97] время, которое потребовалось известию о провозглашении императором Септимием Севером, чтобы достичь Рима из Карнунтума .

Эти оценки относятся к путешествиям по суше с использованием cursus publicus (или cursus vehicalis). Лайонел Кассон в своей книге о древних морских путешествиях приводит статистические данные о количестве времени, которое заняло шестнадцать путешествий между различными портами Римской империи. Эти путешествия, совершенные и зафиксированные римлянами, конкретно зафиксированы как проходившие при благоприятных ветровых условиях. В таких условиях, когда вычисляется среднее значение, судно может двигаться под парусом со скоростью около 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час) или 120 миль (190 км) в день. Кассон приводит еще одну таблицу десяти путешествий, совершенных в неблагоприятных условиях. В этих рейсах средняя скорость составляет около 2 узлов (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) или 50 миль (80 км) в день.

Область деятельности

[ редактировать ]

Курсус действовал в Италии и более развитых провинциях. Был только один в Египте и один в Малой Азии , о чем свидетельствуют письма Плиния к Траяну. Обычно каждые 12 миль (19 км) или около того существовала деревня, и там курьер мог отдыхать в больших частных особняках . которыми управлял манцепс или бизнесмен, Особняки, предоставляли еду и жилье. [98] и уход и кузнец для лошадей. Курсус также использовал поселения , расположенные вдоль имперских дорог. Эти города очень часто предоставляли еду и лошадей гонцам легионов , теоретически получая возмещение, и отвечали за уход за своим участком римских дорог . Споры возникали естественным образом, и какое-то время центральная администрация принимала в них более непосредственное участие. [99]

Финансовые затраты

[ редактировать ]

Затраты на cursus publicus всегда были высокими, и не всегда можно было гарантировать его поддержание. [ нужна ссылка ] Примерно во времена Нервы , в конце первого века, общие расходы были переведены в фиск (казначейство). Дальнейшая централизация произошла во время правления Адриана , который создал фактическую администрацию под руководством префекта, носившего титул praefectus vehiculorum . Cursus publicus обеспечивал инфраструктуру пересадочных станций и ночлегов, что позволяло довольно быстро доставлять сообщения, особенно по военным вопросам. Однако частное лицо отправляло письма и сообщения друзьям за море вместе с рабами и попутчиками. Большинство новостей в конце концов дошло до адресата.

Стремясь ограничить злоупотребление служебным положением, Юлиан (император 361–363) ограничил выдачу пропусков преторианским префектам и себе. [100] Это было неосуществимо. Двенадцать он пожаловал викариям и два губернаторам: один для использования в провинции, а другой для связи с императором. По четыре были выданы трем проконсулам Азии, Африки и Ахеи. Графы казначейства и королевских поместий могли получать ордера в любое время, поскольку эти два департамента обеспечивали доходы в золоте и частные доходы императоров соответственно, а это вопросы величайшей важности. Генералам самого высокого ранга и пограничным генералам выдавались пропуска, особенно тем, кто находился в опасных точках, таких как Месопотамия. [101]

Несмотря на огромные затраты, в Восточной Римской империи служба еще полноценно функционировала в первой половине VI века, когда историк Прокопий поручил императору Юстиниану демонтировать большую часть ее участков, за исключением маршрута, ведущего к Персидская граница ( Тайная история 30.1–11). Дромос ту продолжал существовать на протяжении всего византийского периода, большую часть которого контролировал логофетес дрому , хотя этот пост не засвидетельствован до середины восьмого века, и возрождение службы могло произойти тогда после существенного перерыва. К тому времени эта услуга была значительно сокращена и ограничивалась по существу остатками старого окси дромоса . Логофет тон агелон , надзиратель стад, также был важной фигурой, поскольку он предоставил много лошадей и других вьючных животных из конных ранчо (метада) Азии и Фригии . [102] К одиннадцатому веку содержание дромоса стало обязанностью местных крестьян, подобно воинским частям, находящимся на действительной службе. [102] Эти производители, вносившие вклад в содержание, записывались в особую категорию в фискальном регистре, освобождались от других государственных обременений и назывались exkoussatoi dromou . [103]

На западе оно сохранилось при остготах в Италии, [104] как Кассиодор сообщает из переписки Теодориха Великого . [105] [106]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бьянкетти, Катауделла и Герке 2015 , с. 234.
  2. ^ Джонгман 2003 , с. 324.
  3. ^ Колб 2001 , с. 98.
  4. ^ Колб 2015 , с. 661-663.
  5. ^ Бонд 2017 , с. 55-56.
  6. ^ Хинсон 2021 , с. 280.
  7. ^ Джонс 1964 , стр. 830–834.
  8. ^ Багроу 1964 .
  9. ^ Эрдкамп 2021 , с. 163-164.
  10. ^ Воротник и Кристенсен 2020 , стр. 70.
  11. ^ Брент 2015 , с. 247.
  12. ^ Белке 2017 , с. 35-36.
  13. ^ Григ и Келли 2012 , с. 316-319.
  14. ^ Уэллс 1923 , с. 15-16.
  15. ^ Пичин 2012 , с. 1.
  16. ^ Шелдон 2004 , с. 146.
  17. ^ Лаут 2022 .
  18. ^ Аллен и Нил 2020 , с. 96.
  19. ^ Крукс и Парсонс 2016 , с. 189.
  20. ^ Гилл и Гемпф 2000 , с. 21.
  21. ^ Ньюонер 2017 .
  22. ^ Чен-Эммонс 2014 , с. 30.
  23. ^ Тилбург 2007 .
  24. ^ Мэтьюз 2006 , с. 67.
  25. ^ Траян
  26. ^ Аллен, Нил и Майер 2009 , с. 72.
  27. ^ Уиллмор 2002 , с. 91.
  28. ^ Уикхэм 2006 , с. 128.
  29. ^ Перейти обратно: а б Джеффрис, Халдон и Кормак 2008 , с. 302.
  30. ^ Белке 2012 , с. 302-303.
  31. ^ Шелдон 2004 , с. 144-146.
  32. ^ Эрматингер 2018 , с. 94.
  33. ^ Арбластер 2008 , с. 1.
  34. ^ Салвей 2012 , с. 316.
  35. ^ Фулфорд 2017 , с. 315.
  36. ^ Томас 2016 , с. 96.
  37. ^ Адамс и Лоуренс 2012 .
  38. ^ Крауди 2011 , с. 38.
  39. ^ Рак и рак 2003 , с. 102.
  40. ^ Колб 2012 , с. 1.
  41. ^ Митчелл 2014 , с. 246-261.
  42. ^ Вестфаль 2015 , с. 269.
  43. ^ Бергер 2002 , с. 422.
  44. ^ Колб 2001 , с. 380.
  45. ^ Адкинс и Адкинс 2014 , с. 201.
  46. ^ Бэгналл 2006 , с. 84.
  47. ^ Шелдон 2004 , с. 143.
  48. ^ Матышак 2017 .
  49. ^ Сильверстайн 2007 , с. 30-31.
  50. ^ Николсон 2018 , с. 141.
  51. ^ Tranquillus 1913 , с. 203-205.
  52. ^ Перейти обратно: а б Бил 2019 .
  53. ^ Меллор 2012 , с. 404.
  54. ^ Tranquillus 1913 , с. 49.
  55. ^ Эрдкамп 2010 , с. 329.
  56. ^ Хезсер 2011 , с. 79.
  57. ^ Перейти обратно: а б Бирли 2012 .
  58. ^ Адамс 2013 , с. 66.
  59. ^ Колб 2019 , с. 2.
  60. ^ Станкович 2012 , стр. 135.
  61. ^ Беккер-Нильсен 2018 , стр. 2.
  62. ^ Берг 2010 , с. 447-448.
  63. ^ Берлокин 2008 , с. 13.
  64. ^ Сабин, Уис и Уитби 2006 , стр. 404.
  65. ^ Хенди 2008 , с. 603.
  66. ^ Джонс 2014 , с. 313.
  67. ^ Сесса 2018 , стр. 154-155.
  68. ^ Адамс и Лоуренс 2012 , с. 95-105.
  69. ^ Аргуин 2015 , с. 1.
  70. ^ Чен-Эммонс 2014 , с. 29.
  71. ^ Беккер-Нильсен 2004 , стр. 77-79.
  72. ^ Маккей 2012 , с. 1-2.
  73. ^ Хезсер 2011 , с. 54-58.
  74. ^ Гош и Стернс 2007 , с. 35-38.
  75. ^ Фукидид и др. 2021 .
  76. ^ Пастырь 2019 , с. 304.
  77. ^ Winspear & Geweke 1935 , с. 165.
  78. ^ Часто 2017 г.
  79. ^ Ямаути и Уилсон, 2022 .
  80. ^ Тацит , с. 73.
  81. ^ Малый 2022 , с. 65.
  82. ^ Сарторио и Вентре 2004 , с. 20.
  83. ^ Таппи 2012 , с. 43.
  84. ^ Нанков 2022 , с. 103.
  85. ^ Берг 2011 , с. 22-23.
  86. ^ Саррис 2012 , с. 1.
  87. ^ Латтвак 2011 , с. 109-110.
  88. ^ Бахрах 2013 , с. 21.
  89. ^ Шелдон 2015 , с. 11-12.
  90. ^ Ранков 2012 , с. 1.
  91. ^ ЛеПре и Джукич 2019 , с. 4.
  92. ^ Уильямсон 2007 .
  93. ^ Рэмси 1925 , с. 60-74.
  94. ^ Плутарх .
  95. ^ Ферреро 1909 , с. 287-288.
  96. ^ Элиот 1955 , стр. 76–80.
  97. ^ Сотинель 2009 , с. 127.
  98. ^ Клейтор 2012 , с. 1.
  99. ^ Бансон 2002 .
  100. ^ Келли 2006 .
  101. ^ Джонс 1964 , стр. 130, 402.
  102. ^ Перейти обратно: а б Хэлдон 2005 .
  103. ^ Kazhdan & Epstein 1990 , p. 19.
  104. ^ Классен 2015 .
  105. ^ Руссо 2012 .
  106. ^ Кассиодор 2018 , с. 131

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 744eb46fc92b8bebf8bd14b8ffad0ef6__1721127480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/f6/744eb46fc92b8bebf8bd14b8ffad0ef6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cursus publicus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)