История Конституции Римской Республики
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
История Конституции Римской республики представляет собой исследование древней Римской республики , в котором прослеживается развитие римского политического развития от основания Римской республики в 509 г. до н.э. до основания Римской империи в 27 г. до н.э. Конституционную историю Римской республики можно разделить на пять этапов. Первый этап начался с революции, свергнувшей Римское королевство в 509 г. до н.э., а заключительная фаза закончилась революцией, свергнувшей Римскую республику и, таким образом, создавшей Римскую империю в 27 г. до н.э. На протяжении всей истории Республики конституционная эволюция была обусловлена борьбой между аристократией и простыми гражданами.
Римская аристократия состояла из класса граждан, называемых патрициями ( лат . patricii ), тогда как всех остальных граждан называли плебеями ( лат . plebs ). На первом этапе политического развития в государстве доминировала патрицианская аристократия , а плебеи начали добиваться политических прав. На втором этапе плебеи полностью свергли патрицианскую аристократию, а поскольку аристократия была свергнута просто путем внесения изменений в римское право , эта революция не была насильственной. На третьем этапе возникло объединение патрицио-плебейской аристократии, а также опасная военная ситуация, которая помогла сохранить внутреннюю стабильность внутри республики. Четвертая фаза началась вскоре после окончания экспансионистских войн Рима, поскольку без этих войн фактор, обеспечивавший внутреннюю стабильность, был устранен. В то время как плебеи стремились решить свои экономические проблемы посредством принятия законов, основные проблемы в конечном итоге были вызваны организацией общества. Заключительный этап начался, когда Юлий Цезарь пересек реку Рубикон и завершился полным ниспровержением республики. Эта последняя революция вызвала масштабную реорганизацию конституции, а вместе с ней и возникновение Римской империи.
Эпоха патрициев (509–367 до н. э.)
[ редактировать ]Согласно легенде, Римское королевство было основано в 753 году до нашей эры и управлялось сменявшими друг друга семью королями . [1] Последний царь, Луций Тарквиний Гордый , правил тиранически. [2] а в 510 г. до н. э. его сын Секст Тарквиний изнасиловал дворянку по имени Лукреция . Лукреция, жена сенатора по имени Луций Тарквиний Коллатин , покончила жизнь самоубийством из-за изнасилования, и это привело к заговору , который изгнал Тарквиния из города. С изгнанием Тарквиния была основана Римская республика, а главные заговорщики Коллатин и сенатор Луций Юний Брут были избраны первыми римскими консулами (т.е. руководителями исполнительной власти). [3] [4] Хотя эта история может быть не чем иным, как легендой, которую позже создали римляне, чтобы объяснить свое прошлое, вполне вероятно, что Римом правил ряд царей. [5] которые, вероятно, были, как предполагают легенды, быстро свергнуты.
Исполнительные судьи
[ редактировать ]
Конституционные изменения, произошедшие сразу после революции, вероятно, не были такими масштабными, как предполагают легенды, поскольку наиболее важные конституционные изменения, вероятно, касались главы исполнительной власти. До революции король ( rex ) избирался сенаторами ( patres или «отцы») на пожизненный срок, теперь же два претора («вождя») избирались гражданами на годовой срок. [1] Этих магистратов в конечном итоге стали называть « консулами » ( на латыни это означает « те, кто ходит вместе »), и каждый консул проверял своего коллегу, а их ограниченный срок пребывания в должности открывал для них возможность судебного преследования, если они злоупотребляли полномочиями своей должности. [5] Глава исполнительной власти по-прежнему был наделен той же властью империя («командования»), что и старый король, и полномочия каждого из двух консулов, когда они осуществлялись вместе, ничем не отличались от полномочий старого короля. [6] Сразу после революции римский сенат и римские собрания были почти так же бессильны, как и при монархии . [6]
В годы монархии только патриции ( patres в Сенат допускались или «отцы»). Однако революция 510 г. до н.э. настолько истощила ряды Сената, что была призвана группа плебеев ( conscripti для заполнения вакансий ). Старый Сенат патрициев ( patres ) превратился в Сенат patres et conscripti («отцов и призывников»). Однако эти новые сенаторы-плебеи не могли ни голосовать за auctoritas patrum («власть отцов» или «власть сенаторов-патрициев»), ни быть избранными интеррексами . [6] В 494 году до нашей эры в городе шла война. [7] но солдаты-плебеи отказались выступить против врага и вместо этого отошли на Авентинский холм . [8] Патриции быстро отчаялись положить конец забастовке рабочих . [8] и таким образом они быстро согласились на требования плебеев предоставить им право выбирать своих собственных чиновников. [7] Плебеи назвали этих новых чиновников плебейскими трибунами ( tribuni plebis ) и дали им двух помощников — плебейских эдилов ( aediles plebi ). [9] [10]
В первые годы республики плебеям не разрешалось занимать обычные политические должности. В 445 г. до н. э. плебеи потребовали права баллотироваться на выборы в консульство. [11] но сенат отказался предоставить им это право. После длительного сопротивления новым требованиям сенат (454 г.) направил в Грецию комиссию из трех патрициев для изучения и доклада о законодательстве Солона и других законодателей. [12] [13] Когда они вернулись, Ассамблея (451 г.) выбрала десять человек — децемвиров — для разработки нового кодекса и предоставила им высшую правительственную власть в Риме сроком на два года. Эта комиссия под председательством решительного реакционера Аппия Клавдия преобразовала старое обычное право Рима в знаменитые Двенадцать таблиц , представила их Ассамблее (которая приняла их с некоторыми изменениями) и выставила на Форуме для всех желающих. хотел бы и мог бы прочитать. Двенадцать таблиц признали определенные права и предоставили плебеям своих представителей — трибунов . Однако консульство оставалось закрытым для плебеев. Консульская командная власть ( империум ) была предоставлена избранному числу военных трибунов . Эти люди, так называемые консульские трибуны , избирались Центуриатным собранием , и сенат имел право наложить вето на любые такие выборы. [11] Это была первая из многих попыток плебеев добиться политического равенства с патрициями. Начиная примерно с 400 г. до н.э., велась серия войн, и хотя патрицианская аристократия наслаждалась плодами последовавших завоеваний, [11] Плебеи в армии стали изнуренными и ожесточенными. Они потребовали реальных уступок, и поэтому в 367 г. до н.э. был принят закон (« Закон Лицинио-Секстиана »). [14] который касался экономического положения плебеев. Однако закон также требовал ежегодного избрания хотя бы одного плебейского консула. [8] Открытие консульства для плебеев, вероятно, было причиной уступки 366 г. до н.э., в которой претура и курульная эдилия . были созданы [10] но открыт только для патрициев. [15] [16]
Сенат и законодательные собрания
[ редактировать ]Вскоре после основания республики Центуриатное собрание стало главным римским собранием , в котором избирались магистраты, принимались законы и проводились судебные процессы. Во время своего консульства в 509 г. до н. э. Публий Валерий Публикола издал закон ( lex Valeria ), который гарантировал надлежащую правовую процедуру каждому римскому гражданину. Любой осужденный гражданин мог воспользоваться своим правом Provocatio, которое обжаловало любое осуждение в Собрании Центуриата. [17] [18] [19] и который был предшественником хабеас корпус . Также примерно в это же время плебеи собрались в неофициальное Плебейское куриатское собрание , которое было первоначальным Плебейским советом . Поскольку они были организованы на базе курии [20] [21] (и, таким образом, по клану), они оставались зависимыми от своих покровителей-патрициев. В 471 г. до н.э. благодаря усилиям трибуна Волеро Публилия был принят закон. [22] что позволило плебеям организоваться по племени , а не по курии. Таким образом, Плебейское Куриатское собрание стало Плебейским Плебейским собранием, а плебеи обрели политическую независимость. [22]
В царственный период король назначил двух квесторов своими помощниками, а после свержения монархии консулы сохранили эту власть. [9] Однако в 447 г. до н.э. Цицерон записал, что квесторов стали избирать [10] племенным собранием под председательством магистрата . [23] Похоже, что это был первый случай совместного патрицио-плебейского племенного собрания и, таким образом, вероятно, было огромной выгодой для плебеев. Хотя патриции могли голосовать на совместном собрании, в Риме никогда не было много патрициев. Таким образом, большинство избирателей были плебеями, и тем не менее любой магистрат, избранный совместным собранием, имел юрисдикцию как над плебеями, так и над патрициями. Таким образом, плебеи впервые как бы косвенно приобрели власть над патрициями. [23] В IV веке до нашей эры [24] была проведена серия реформ ( leges Valeriae Horatiae ), которые в конечном итоге потребовали, чтобы любой закон, принятый Плебейским советом, имел полную силу закона как для плебеев, так и для патрициев. Это впервые придало плебейским трибунам, председательствовавшим в Плебейском совете, положительный характер. До того, как эти законы были приняты, трибуны могли только ставить под сомнение неприкосновенность своей личности ( intercessio ) и накладывать вето на акты Сената, собраний или магистратов. [25] Это была модификация закона Валерианы. [26] в 449 г. до н. э., который сначала позволил актам Плебейского совета иметь полную силу закона, но в конечном итоге был принят последний закон в этой серии (« Закон Гортензия »), который устранил последнюю проверку, которую патриции в сенате имели над эта сила.
Конфликт орденов (367–287 до н.э.)
[ редактировать ]В течение десятилетий после принятия закона Лицинио-Секстиана 367 г. до н. э., который требовал избрания хотя бы одного плебейского консула каждый год, был принят ряд законов, которые в конечном итоге предоставили плебеям политическое равенство с патрициями. [27] Эпоха патрициев полностью завершилась в 287 г. до н.э. с принятием закона Гортензия. [27] Эта эпоха также была отмечена значительными внешними событиями. Вплоть до 295 г. до н.э. самниты и кельты были главными соперниками Рима, но в том же году в битве при Сентинуме римляне победили объединенные армии самнитов и кельтов. За этой битвой последовало полное подчинение римлянам как самнитов, так и кельтов, а также превращение Рима в бесспорного хозяина Италии. [27] [28]
Плебеи и магистраты
[ редактировать ]Когда курульная эдилия , она была открыта только для патрициев. была создана [29] В конце концов, однако, плебеи добились полного допуска в курульные эдилы. Кроме того, после того, как консульство было открыто для плебеев, плебеи получили фактическое право удерживать как римскую диктатуру , так и римскую цензуру (которая была создана в 443 г. до н.э.). [15] поскольку только бывшие консулы могли занимать любую должность. В 356 году до нашей эры был назначен первый плебейский диктатор . [30] а в 339 г. до н. э. плебеи способствовали принятию закона (lex Publicia ), который требовал избрания по крайней мере одного плебейского цензора на каждый пятилетний срок. [30] первый плебейский претор . В 337 г. до н. э. был избран [30]
В 342 г. до н.э. были приняты два важных закона. Один из этих двух законов признавал незаконным занятие более чем одной должности в любой момент времени, а другой закон требовал, чтобы прошел десятилетний интервал, прежде чем какой-либо судья мог претендовать на переизбрание на любую должность. [31] В результате принятия этих двух законов военная ситуация быстро стала неуправляемой. В этот период Рим расширялся внутри Италии и начал предпринимать шаги за пределы Италии , и поэтому военачальникам стало необходимо занимать свои должности в течение нескольких лет. Эта проблема была решена с созданием промагистральных должностей , так что, когда срок полномочий человека истекал, его командование могло быть приостановлено ( prorogatio imperii ). [32] Фактически, когда срок полномочий магистрата истекал, его империум продлевался. [32] и обычно он носил титул проконсула или пропретора . [33] Этот конституционный механизм не находился в гармонии с основополагающим принципом римской конституции , и его частое использование в конечном итоге проложило путь к империи . Кроме того, в эти годы плебейские трибуны и сенаторы все больше сближались. [32] Сенат осознал необходимость использования чиновников-плебеев для достижения желаемых целей. [32] и поэтому, чтобы привлечь на свою сторону трибунов, сенаторы предоставили трибунам большую власть, и неудивительно, что трибуны начали чувствовать себя обязанными перед сенатом. По мере того как трибуны и сенаторы сближались, сенаторам-плебеям часто удавалось обеспечить трибунат для членов своих семей. [34] Со временем Трибунат стал ступенькой к более высокой должности. [34]
Закон Овиниана и новая аристократия
[ редактировать ]
В эпоху королевства римский король назначал новых сенаторов, но после свержения королевства эту власть приобрели консулы. Однако примерно в середине IV века до нашей эры Плебейский совет издал «Овинианский плебисцит» ( plebiscitum Ovinium ), [35] что давало право назначать новых сенаторов римским цензорам . Он также закрепил общепринятую практику, которая практически требовала от цензора назначения любого вновь избранного магистрата в сенат. [35] [36] К этому моменту плебеи уже занимали значительное количество судейских должностей, поэтому число сенаторов-плебеев, вероятно, быстро увеличивалось. [36] По всей вероятности, приход плебеев к доминированию в сенате был просто вопросом времени. [36]
В соответствии с новой системой вновь избранные магистраты автоматически получали членство в сенате, хотя плебею из неизвестной семьи по-прежнему было трудно войти в сенат. [36] Несколько факторов затрудняли избрание на высокие должности лиц из неизвестных семей, в частности, само наличие давней знати, поскольку это апеллировало к глубоко укоренившемуся у римлян уважению к прошлому. [36] В конечном итоге возникла новая патрицио-плебейская аристократия, [37] пришедший на смену старой патрицианской знати. Именно господство давней патрицианской знати в конечном итоге вынудило плебеев вести долгую борьбу за политическую власть . Однако новое дворянство коренным образом отличалось от старого дворянства. [38] Старое дворянство существовало благодаря силе закона, поскольку только патрициям разрешалось занимать высокие посты, и в конечном итоге оно было свергнуто после изменения этих законов. Однако теперь новое дворянство существовало благодаря организации общества, и как таковое оно могло быть свергнуто только посредством революции . [38]
Провал «Конфликта приказов»
[ редактировать ]Конфликт орденов наконец подходил к концу, поскольку плебеи добились политического равенства с патрициями . [38] Небольшое количество плебейских семей достигло того же положения, которое всегда имели старые аристократические патрицианские семьи, но эти новые плебейские аристократы были так же не заинтересованы в тяжелом положении среднего плебея, как всегда были старые аристократы-патриции. [38] В этот период тяжелое положение плебеев было смягчено из-за постоянного состояния войны, в котором находился Рим. [24] Эти войны обеспечивали работу, доход и славу среднему плебею, а чувство патриотизма, возникшее в результате этих войн, также устранило любую реальную угрозу плебейских волнений. Закон Публилии , который требовал избрания по крайней мере одного плебейского цензора каждые пять лет, содержал еще одно положение. До этого времени любой законопроект, принятый собранием (либо Плебейским советом , Племенным собранием или Центуриатным собранием ), мог стать законом только после того, как сенаторы-патриции дали свое одобрение. Это одобрение пришло в форме auctoritas patrum («авторитет отцов» или «авторитет сенаторов-патрициев»). Закон Publilia изменил этот процесс, требуя, чтобы auctoritas patrum был принят до того, как закон может быть проголосован одним из собраний, а не после того, как закон уже был проголосован. [39] Неизвестно почему, но эта модификация, похоже, сделала auctoritas patrum неактуальной. [26]
К 287 г. до н.э. экономическое положение среднего плебея ухудшилось, и результатом стало окончательное отделение плебеев. Плебеи отошли на холм Яникулум , и чтобы положить конец отделению, был назначен диктатор по имени Квинт Гортензий . Гортензий, плебей, принял закон под названием «Закон Гортензии» ( Lex Hortensia ), который отменил требование о том, чтобы auctoritas patrum был принят до того, как какой-либо законопроект мог быть рассмотрен либо Плебейским советом, либо Племенным собранием. [40] Требование не было изменено для Центуриатной Ассамблеи. Важность закона Гортензия заключалась в том, что он лишил сенат его окончательного контроля над Плебейским советом (главным народным собранием). [41] Поэтому его не следует рассматривать как окончательный триумф демократии над аристократией. [41] поскольку через трибунов сенат все еще мог контролировать Плебейский совет. Таким образом, окончательное значение этого закона заключалось в том, что он лишил патрициев их последнего оружия над плебеями. В результате окончательный контроль над государством упал не на плечи демократии, а на плечи новой патрицио-плебейской аристократии. [41]
Господство новой знати (287–133 до н.э.)
[ редактировать ]Великим достижением закона Гортензия было то, что он лишил патрициев их последнего оружия над плебеями. Таким образом, новая патрицио-плебейская аристократия заменила старую патрицианскую аристократию, и последний великий политический вопрос предыдущей эпохи был решен. Таким образом, между 287 и 133 годами до нашей эры не произошло никаких важных политических изменений. [42] Всю эту эпоху господствовали зарубежные войны, что устраняло необходимость устранения недостатков действующей политической системы, поскольку патриотизм плебеев подавлял их стремление к дальнейшим реформам. Однако эта эпоха создала новые проблемы, которые начали осознаваться ближе к концу II века до нашей эры. Например, изменился характер римских военачальников . Римские солдаты более ранних эпох вели короткие войны, а затем возвращались на свои фермы. Поскольку их генералы делали то же самое, солдаты стали относиться к своим генералам не более чем к согражданам-солдатам. Однако теперь войны становились все более длительными и масштабными. Таким образом, в этот период возросла близость между обычным гражданином и его генералом, в то время как генералы приобрели больше власти, чем когда-либо прежде. [43]
Сенат
[ редактировать ]Когда lex Hortensia был принят в качестве закона, Рим теоретически стал демократией (во всяком случае, в той мере, в какой это касалось землевладельцев). В действительности, однако, Рим оставался олигархией , поскольку важнейшие законы все еще принимались римским сенатом . [44] По сути, демократия была удовлетворена обладанием властью, но не стремилась фактически ее использовать. [ нужны разъяснения ] . Сенат имел верховную власть в ту эпоху, потому что в ту эпоху доминировала внешняя политика. [45] Хотя право голоса имели более 300 000 граждан, [45] многие из этих лиц жили на большом расстоянии от Рима, и поэтому собрать их всех вместе в короткий период времени было невозможно. Вопросы внешней политики часто требовали быстрых ответов, и 300 сенаторов были более способны к быстрым действиям, чем тысячи избирателей. Вопросы также были более сложными, чем вопросы предыдущей эпохи, и средний гражданин не был должным образом информирован об этих вопросах. [45] Сенаторы, напротив, обычно были весьма опытными. [45] а тот факт, что у них были источники дохода, независимые от их политической роли, облегчил им участие в решении политических вопросов в течение длительных периодов времени. [46]

Поскольку большинство сенаторов были бывшими магистратами , Сенат был связан сильным чувством коллегиальности. В любой момент времени многие из самых высокопоставленных членов Сената были бывшими консулами, что способствовало созданию связи между председательствующим консулом и этими старшими членами. [3] Кроме того, консула всегда выбирали из Сената, и поэтому он обычно придерживался тех же идеалов, что и его коллеги-сенаторы. Когда его годовой срок закончился, он вернулся в их ряды и поэтому вряд ли смог бы противостоять своим коллегам-сенаторам. До принятия Закона Овиниана консулы назначали новых сенаторов, но после принятия этого закона цензоры назначали новых сенаторов, [47] что привело к тому, что сенат стал еще более независимым от председательствующего консула. Кроме того, Закон Овиниана практически требовал, чтобы в Сенат назначались бывшие магистраты, и поэтому процесс назначения цензорами новых членов Сената стал вполне объективным. Это еще больше повысило компетентность и, следовательно, престиж Сената. [48]
Плебеи и аристократия
[ редактировать ]В последние десятилетия этой эпохи экономическое положение многих плебеев ухудшилось. [49] Длительные военные кампании вынудили граждан покинуть свои фермы, что часто приводило к тому, что эти фермы приходили в упадок. Эта ситуация усугубилась во время Второй Пунической войны , когда Ганнибал воевал с римлянами по всей Италии , а римляне в ответ приняли и партизанской стратегию войны . истощения Когда солдаты возвращались с поля боя, им часто приходилось продавать свои фермы, чтобы выплатить долги, и земельная аристократия быстро скупала эти фермы по сниженным ценам. Войны также принесли в Рим большой избыток недорогого рабского труда, который землевладельцы использовали для укомплектования своих новых ферм. [49] Вскоре массы безработных плебеев начали хлынуть в Рим и в ряды законодательных собраний . [50]
В то же время аристократия чрезвычайно богатела. [51] Несколько итальянских городов встали на сторону Ганнибала во время Второй Пунической войны, и эти города в конечном итоге были наказаны за свою нелояльность, что открыло для аристократов еще больше дешевых сельскохозяйственных угодий. С разрушением Карфагена , великого коммерческого соперника Рима , появилось еще больше возможностей для получения прибыли. С появлением такого большого количества новых территорий сбор налогов (который всегда передавался частным лицам) также стал чрезвычайно прибыльным. [51] Пока аристократы тратили свое время на использование новых возможностей для получения прибыли, Рим завоевывал новые цивилизации на востоке. Эти цивилизации часто были высокоразвитыми и поэтому открыли римлянам мир роскоши. До этого момента большинство римлян жили лишь простой жизнью, [50] но когда одновременно стали доступны и богатство, и восточная роскошь, наступила эпоха разрушительного упадка . [50] Суммы, потраченные на эти предметы роскоши, не имели прецедента в предшествующей римской истории. Было принято несколько законов, чтобы остановить эту волну упадка, но эти законы не имели никакого эффекта, и попытки цензоров смягчить этот упадок были столь же тщетными. [50]
К концу этой эпохи Рим стал полон безработных плебеев. Затем они начали пополнять ряды собраний, и тот факт, что они больше не находились вдали от Рима, облегчил им голосование . В главном законодательном собрании — Плебейском совете — [52] любой человек голосовал в племени , к которому принадлежали его предки. [53] Таким образом, большинство этих новых безработных плебеев принадлежали к одному из тридцати одного сельского племени, а не к одному из четырех городских племен, и безработные плебеи вскоре приобрели такую большую политическую власть, что Плебейский совет стал крайне популистским . [50] Эти плебеи часто злились на аристократию, что еще больше обостряло классовую напряженность . Их экономическое положение обычно побуждало их голосовать за кандидата, который предлагал им больше всего, или, по крайней мере, за кандидата, чьи игры или взятки были наиболее великолепными. Тот факт, что они обычно были неосведомлены о стоящих перед ними вопросах, не имел значения, потому что они все равно обычно продавали свои голоса тому, кто предложит самую высокую цену. [50] Взяточничество стало такой проблемой, что в конечном итоге были приняты важные реформы, в частности требование о том, чтобы все голоса проводились тайным голосованием . Возникала новая культура зависимости, которая искала у любого лидера-популиста . помощи [54]
От Гракхов до Цезаря (133–49 до н. э.)
[ редактировать ]
Предыдущая эпоха была отмечена большими военными успехами. [55] и великие экономические неудачи, [56] в то время как патриотизм плебеев удерживал их от поисков каких-либо новых реформ. Однако теперь военная ситуация стабилизировалась, и солдат требовалось меньше. Это, в сочетании с новыми рабами, которые были импортированы из-за границы, еще больше обострило ситуацию с безработицей. Наплыв безработных граждан в Рим сделал собрания весьма популистскими и, таким образом, создал все более агрессивную демократию. Эта новая эпоха началась с Трибуната Гая Гракха и закончилась, когда Юлий Цезарь переправился через реку Рубикон .
Тиберий и Гай Гракх
[ редактировать ]Тиберий Гракх был избран плебейским трибуном в 133 г. до н.э. и в качестве трибуна попытался принять закон, который распределял землю среди безземельных граждан Рима. [37] Аристократы, которые могли потерять огромную сумму денег, были категорически против этого предложения. Тиберий представил этот закон Плебейскому совету , но на закон было наложено вето трибуном по имени Марк Октавий , и поэтому Тиберий использовал Плебейский совет для привлечения к ответственности Октавия. Теория о том, что представитель народа перестает быть таковым, когда он действует против воли народа, была противна гению римской конституционной теории . [57] Если довести эту теорию до логического конца, то она устранит все конституционные ограничения народной воли и поставит государство под абсолютный контроль временного народного большинства. Эта теория в конечном итоге нашла свой логический конец в будущей демократической империи военного популиста Юлия Цезаря. [57] Закон был принят, но Тиберий был убит, когда баллотировался на переизбрание в трибунат. Десять лет, последовавших за его смертью, были политически бездействующими. Единственным важным событием был рост силы демократической оппозиции аристократии. [57]
Брат Тиберия Гай был избран плебейским трибуном в 123 г. до н.э. Конечная цель Гая Гракха заключалась в ослаблении Сената и усилении демократических сил. [58] поэтому он сначала принял закон, который поместил рыцарей ( всадников или граждан высшего среднего класса) в суды присяжных вместо сенаторов. Затем он принял закон о зерне, который поставил в невыгодное положение губернаторов провинций, большинство из которых были сенаторами. Рыцари, с другой стороны, могли получить большую выгоду от этих зерновых реформ, и в результате Гаю удалось настроить самый могущественный класс несенаторов против Сената. [58] В прошлом Сенат устранял политических соперников либо путем создания специальных судебных комиссий, либо путем принятия senatus Consultum ultimum («окончательного декрета Сената»). [46] [59] Оба устройства позволили Сенату обойти обычные процессуальные права, которыми обладали все граждане. [60] Гай объявил судебные комиссии вне закона и объявил Consultum ultimum неконституционным senatus . Затем Гай предложил закон, который предоставил права гражданства итальянским союзникам Рима, но эгоистичная демократия в Риме, которая ревностно охраняла свой привилегированный статус, покинула его из-за этого предложения. [60] Он баллотировался на переизбрание на третий срок в 121 г. до н.э., но потерпел поражение, а затем был убит. [37] Однако демократия наконец осознала, насколько слабым стал Сенат. [60]
Конституционные реформы Суллы
[ редактировать ]возникла новая держава Несколько лет спустя в Азии . В 88 г. до н. э. римская армия была послана, чтобы свергнуть эту власть понтийского царя Митридата VI , но потерпела поражение. Несмотря на возражения бывшего консула Гая Мариуса , консула этого года, сенат приказал Луцию Корнелию Сулле принять на себя командование войной против Митридата. [61] Марий, член демократической (« народной ») партии, приказал трибуну отменить приказ Суллы о войне против Митридата. [62] поэтому Сулла, член аристократической (« оптимальной ») партии, привел свою армию обратно в Италию и двинулся на Рим. Марий бежал, а его сторонники либо бежали, либо были убиты Суллой. [63] Сулла так рассердился на Трибуна Мариуса, что принял закон, призванный навсегда ослабить Трибунат. [64] Затем он вернулся к войне против Митридата. [65] а после ухода Суллы народы под предводительством Мариуса и Луция Корнелия Цинны вскоре взяли под свой контроль город. [66] Популярной пластинкой нельзя было гордиться. [64] поскольку они несколько раз переизбирали Мариуса консулом, не соблюдая положенного десятилетнего интервала. Они также нарушили демократию, выдвинув неизбранных лиц на руководящие должности и заменив народное законодательство судебными указами. Сулла вскоре заключил мир с Митридатом. [67] а в 83 г. до н.э. он вернулся в Рим, преодолел все сопротивление и снова захватил город. [68] Затем Сулла и его сторонники убили большинство сторонников Мариуса. [67] хотя один из таких сторонников, 17-летний популяр (и зять Цинны) по имени Юлий Цезарь , в конечном итоге был пощажен.
Сулла, наблюдавший насильственные результаты радикальных народных реформ (особенно реформ Мариуса и Цинны), по своей природе был консерватором, и поэтому его консерватизм был скорее реакционным, чем дальновидным. [67] Таким образом, он стремился укрепить аристократию и, следовательно, сенат. [69] После назначения римским диктатором [70] в 82 г. до н. э. он провел ряд конституционных реформ . [71] Он отказался от диктатуры в 80 г. до н. э., вышел в отставку в 79 г. до н. э. и умер год спустя. Хотя он думал, что прочно установил аристократическое правление, его собственная карьера продемонстрировала фатальные слабости конституции. В конечном счете именно армия , а не сенат диктовала судьбу государства. [72]
В 77 г. до н. э. сенат направил одного из бывших наместников Суллы, Гнея Помпея Великого , [73] подавить восстание в Испании . К 71 году до нашей эры Помпей вернулся в Рим после завершения своей миссии, и примерно в то же время другой из бывших помощников Суллы, Марк Лициний Красс , [73] только что подавил восстание рабов в Италии. По возвращении Помпей и Красс обнаружили, что народная партия яростно нападает на конституцию Суллы. [74] и поэтому они попытались заключить соглашение с Народной партией. Если бы и Помпей, и Красс были избраны консулами в 70 г. до н.э., они бы уничтожили наиболее неприятные компоненты конституции Суллы. [75] Обещания Помпея и Красса, а также присутствие обеих их армий у ворот Рима, помогли «убедить» народ избрать обоих на консульство. [75] Как только они были избраны, они разрушили большую часть конституции Суллы. [75]
Первый Триумвират
[ редактировать ]В 62 г. до н. э. Помпей вернулся с победой из Азии , но сенат отказался ратифицировать договоренности, которые он заключил со своими солдатами. [76] Помпей, по сути, стал бессильным, и поэтому, когда Юлий Цезарь вернулся со своего поста губернатора в Испании в 61 г. до н. э., ему было легко договориться с Помпеем. [76] Цезарь и Помпей вместе с Крассом заключили частное соглашение, известное как Первый Триумвират . По соглашению должны были быть ратифицированы договоренности Помпея в Азии, а его солдатам должна была быть предоставлена земля. Цезарь должен был быть избран консулом в 59 г. до н.э., а затем в течение пяти лет служить губернатором Галлии. Крассу обещали будущее консульство. [76]
Цезарь стал консулом в 59 г. до н. э., но его коллега Марк Кальпурний Бибул был крайним аристократом . [76] Цезарь представил законы, которые он обещал Помпею, римскому сенату , но сенат отверг эти законы, и поэтому он затем представил их ассамблеям . Бибул пытался воспрепятствовать принятию этих законов, и поэтому Цезарь применил насильственные (и, следовательно, незаконные) средства, чтобы обеспечить их принятие. [76] Затем Цезарю было поручено командовать четырьмя легионами и обещано управление тремя провинциями ( Цизальпийская Галлия , Трансальпийская Галлия и Иллирик ). Это назначение должно было начаться 1 марта 59 г. до н.э., когда он еще был консулом. Цезарь не хотел оставлять сенат в руках таких неумелых политиков, как Помпей и Красс, прежде чем он сломит дух сената и лишит его двух самых опасных вождей, Катона и Цицерона . [77] Поэтому он отправил Катона с миссией на Кипр , что, вероятно, испортило его репутацию. [77] а затем способствовал избранию бывшего патриция Публия Клодия Пульхера в трибунат на 58 г. до н. э. Клодий, опасный демагог , [77] добился принятия нескольких законов для предстоящей атаки на Цицерона. [77] Один закон запрещал использование примет ( ауспиций ) как обструкционного средства в Плебейском совете, а второй закон делал законными некоторые «клубы» «полуполитического характера» (т.е. вооруженные банды). [77] Затем Клодий издал два закона, которые изгнали Цицерона на том основании, что он лишил нескольких заговорщиков Катилины их прав на надлежащую правовую процедуру ( provocatio ), когда он казнил их по простому указу сената. [77]
Помпей и Красс оказались настолько некомпетентны, насколько и надеялся Цезарь. [77] Клодий терроризировал город своими вооруженными бандами и взволновал Помпея до такой степени, что Помпей смог добиться принятия в 57 г. до н.э. закона, который вернул Цицерона из изгнания. [77] Однако это был скорее триумф сената, чем Помпея, поскольку Помпей был в союзе с Цезарем. Помпей был настолько некомпетентен, что сенат решил его отвергнуть. [77] и отменить земельные законы, принятые Цезарем в 59 г. до н. э. для ветеранов Помпея. [78] Это вызвало обновление триумвирата : Помпею и Крассу было обещано консульство в 55 г. до н.э., а срок Цезаря на посту губернатора был продлен на пять лет. Дочь Цезаря и жена Помпея, Юлия , вскоре умерла при родах, а год спустя Красс был убит во время его вторжения в Парфянскую империю . Эти два события разорвали последнюю оставшуюся связь между Помпеем и Цезарем.
Начиная с лета 54 г. до н.э., Рим охватила волна политической коррупции и насилия. [78] Этот хаос достиг апогея в январе 52 г. до н. э., когда Клодий был убит в ходе войны между бандами. Кроме того, гражданские волнения привели к тому, что календарем стали пренебрегать. Календарь требовал ежегодных корректировок, чтобы предотвратить его смещение относительно любого весеннего равноденствия , и поэтому, чтобы исправить несовпадение календаря, вставной месяц в конце февраля 52 г. до н.э. был добавлен , и Помпей был избран единственным консулом на этот месяц. Это возвышение до чрезвычайной власти было последней каплей для Цезаря. [78] а после смерти Красса Помпей искал любой предлог, чтобы сокрушить Цезаря и утвердиться в качестве хозяина государства. [78] 1 января 49 г. до н.э. агент Цезаря по имени Гай Скрибоний Курион предъявил сенату ультиматум, но ультиматум был отклонен, и затем сенат принял резолюцию, в которой говорилось, что, если Цезарь не сложит оружие к июлю того же года, году, что он будет действовать против rem publicam (фактически объявив его врагом республики). [79] 7 января 49 г. до н.э. [79] сенат провел последнюю консультацию сената [79] который приостановил гражданское правительство и объявил нечто похожее на военное положение. Помпей, по сути, был наделен диктаторскими полномочиями, но его армия состояла в основном из непроверенных призывников. Затем Цезарь пересек реку Рубикон со своей ветеранской армией и двинулся к Риму. Быстрое продвижение Цезаря вынудило Помпея, консулов и сенат покинуть Рим и перейти в Грецию , и Цезарь вошел в город без сопротивления.
Переходный период (49–27 до н. э.)
[ редактировать ]Эпоху, которая началась, когда Юлий Цезарь пересек Рубикон в 49 г. до н. э., и закончилась, когда Октавиан вернулся в Рим после битвы при Акциуме в 29 г. до н. э., можно разделить на две отдельные части. Разделительной линией между этими двумя периодами является убийство Цезаря в марте 44 г. до н.э., хотя с конституционной точки зрения четкой разделительной линии между этими двумя периодами не было. [80] Силы, которые поддерживали Помпея в начале первого периода, объединились против Марка Антония и Октавиана в 43 и 42 годах до нашей эры, а конституционные средства, с помощью которых Цезарь удерживал власть до его убийства, использовались Антонием и Октавианом для удержания власти. после убийства Цезаря. С конституционной точки зрения не имеет значения, является ли автократ [81] носит титул римского диктатора , как это сделал Цезарь, или триумвира , как это сделали Антоний и Октавиан. [80] С конституционной точки зрения эти двадцать лет образовали единое целое, благодаря которому конституционная эволюция предыдущего столетия ускорилась быстрыми темпами. К 27 г. до н. э. Рим завершил переход от города-государства с сетью зависимых территорий к столице мировой империи. [80]
Конституционные реформы Юлия Цезаря
[ редактировать ]
В начале своей карьеры Цезарь видел, насколько хаотичной и неблагополучной Римская республика стала . Республиканский механизм рухнул под тяжестью империализма , центральное правительство стало бессильным, провинции были преобразованы в независимые княжества под абсолютным контролем своих губернаторов , а армия заменила конституцию как средство достижения политических целей. Между переходом Рубикона в 49 г. до н. э. и убийством в 44 г. до н. э. Цезарь утвердил новую конституцию , призванную достичь трех отдельных целей. [82] Во-первых, он хотел подавить любое вооруженное сопротивление в провинциях и таким образом вернуть порядок в империю. Во-вторых, он хотел создать сильное центральное правительство в Риме. И, наконец, он хотел сплотить всю империю в единое целое. [82]
Цезарь владел и диктатурой , и плебейским трибунатом , но попеременно занимал консульство и проконсульство . [83] Его власть в государстве, похоже, опиралась на эти магистратуры. [83] Диктатура Цезаря фундаментально отличалась от диктатуры ранней и средней республики, поскольку он занимал этот пост пожизненно, а не на шесть месяцев, а также обладал определенными судебными полномочиями, которых не было у обычных диктаторов. [84] В 48 г. до н. э. Цезарь получил постоянные полномочия трибуна. [85] что сделало его личность священной, [86] позволил ему наложить вето на сенат римский , [25] и позволил ему доминировать в Плебейском совете . Поскольку трибуны всегда избирались Плебейским советом, [52] Цезарь надеялся предотвратить избрание трибунов, которые могли бы противостоять ему. [85] В 46 г. до н.э. Цезарь присвоил себе титул «Префекта нравственности» ( praefectura morum ), который был новым только по названию, поскольку его полномочия были идентичны полномочиям цензоров. [85] Таким образом, он мог обладать цензурными полномочиями, формально не подвергая себя тем же проверкам, которым подвергались обычные цензоры, и использовал эти полномочия для наполнения сената своими сторонниками. Он также создал прецедент, которому последовали его императорские преемники, потребовав от сената даровать ему различные титулы и почести. [87] На монетах было его изображение, и ему было предоставлено право первым говорить на заседаниях Сената. [87]

Затем Цезарь увеличил число судей, избираемых каждый год, что создало большой резерв опытных судей и позволило Цезарю вознаградить своих сторонников. [88] Цезарь даже предпринял шаги, чтобы превратить Италию в провинцию и более тесно связать другие провинции империи в единое сплоченное целое. Этот процесс окостенения всей Римской империи в единое целое, а не сохранения ее как сети неравных княжеств, в конечном итоге будет завершен преемником Цезаря, императором Августом . Когда Цезарь вернулся в Рим в 47 г. до н.э., он увеличил число членов Сената до 900 человек. [88] В то время как римские собрания продолжали собираться, Цезарь представил в собрания всех кандидатов для избрания и все законопроекты в собрания для принятия, в результате чего собрания стали бессильными и неспособными противостоять ему. [89] Чтобы свести к минимуму риск того, что другой генерал может попытаться бросить ему вызов, Цезарь принял закон, ограничивавший срок полномочий губернаторов. [87] Ближе к концу своей жизни Цезарь начал готовиться к войне против Парфянской империи . Поскольку его отсутствие в Риме могло ограничить его способность назначать собственных консулов, он принял закон, который позволял ему назначать всех магистратов в 43 г. до н.э., а также всех консулов и трибунов в 42 г. до н.э. [88] Это, по сути, превратило судей из представителей народа в представителей диктатора. [88] и лишил народные собрания большей части оставшегося влияния. [88]
Убийство Цезаря и Второй Триумвират
[ редактировать ]Цезарь был убит в марте 44 г. до н. э. Мотивы заговорщиков были как личными, так и политическими. [82] Многие из последних убийц Цезаря завидовали ему и были недовольны признанием, которое они получили от него. [82] Большинство заговорщиков были сенаторами, и многие из них были недовольны тем фактом, что он лишил Сенат большей части его власти и престижа. [82] Они также были недовольны тем, что, хотя они получили мало почестей, Цезарь получил много почестей. Ходили также слухи, что он собирается сделать себя королем и перенести резиденцию правительства в Александрию . Обиды, которые они питали к нему, были смутными, [82] и поэтому их план против него был расплывчатым. Тот факт, что их мотивы были неопределенными и что они понятия не имели, что делать после его убийства, оба были совершенно очевидны по последующему ходу событий . [82]
После убийства Цезаря Марк Антоний , который был начальником конницы Цезаря , заключил союз с приемным сыном и внучатым племянником Цезаря Гаем Октавианом . [90] Вместе с Марком Эмилием Лепидом они сформировали союз, известный как Второй Триумвират . [91] Они обладали полномочиями, почти идентичными полномочиям, которыми обладал Цезарь согласно своей конституции. [80] и поэтому Сенат и собрания остались бессильными. Заговорщики потерпели поражение в битве при Филиппах в 42 г. до н.э. Лепид стал бессилен, и Антоний отправился в Египет искать славы на востоке, а Октавиан остался в Риме. В конце концов, однако, Антоний и Октавиан сразились друг с другом в последней битве. Антоний потерпел поражение в морской битве при Акциуме в 31 г. до н.э. и покончил жизнь самоубийством в 30 г. до н.э. В 29 г. до н. э. Октавиан вернулся в Рим как бесспорный хозяин государства. В 27 г. до н. э. Октавиан предложил отказаться от диктаторских полномочий, которыми он обладал с 42 г. до н. э., но Сенат отказался и таким образом подтвердил его статус хозяина государства. Он стал первым римским императором Августом , и переход от Римской республики к Римской империи был завершен.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Голландия, 2
- ^ Голландия, 1
- ^ Перейти обратно: а б Полибия, 132
- ^ Берд, 20 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 25 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 26 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 28 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Голландия, 22
- ^ Перейти обратно: а б Берд, 31 год
- ^ Перейти обратно: а б с Голландия, 5
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 35 лет
- ^ Ливи, 2002, с. 23
- ^ Дюрант, 1942, с. 23
- ^ Эбботт, 36, 41.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 37 лет
- ^ Эбботт, 38 лет.
- ^ Эбботт, 27 лет.
- ^ Цицерон, 235
- ^ Цицерон, 236
- ^ Берд, 33 года.
- ^ Тейлор, 3, 4
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 29 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 33 года
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 49 лет
- ^ Перейти обратно: а б Голландия, 26
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 51 год
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 41 год
- ^ Голландия, 6
- ^ Эбботт, 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 42 года
- ^ Берд, 110
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 44 года
- ^ Линтотт, 113
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 45 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 46 лет
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эбботт, 47 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Голландия, 27
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 48 лет
- ^ Эбботт, 50 лет.
- ^ Эбботт, 52 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 53 года
- ^ Эбботт, 63 года.
- ^ Эбботт, 64 года.
- ^ Эбботт, 65 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 66 лет
- ^ Перейти обратно: а б Полибия, 133
- ^ Линтотт, 119
- ^ Эбботт, 67 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 77 лет
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эбботт, 79 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 78 лет
- ^ Перейти обратно: а б Линтотт, 43 года
- ^ Линтотт, 51 год.
- ^ Эбботт, 80 лет.
- ^ Эбботт, 88 лет.
- ^ Эбботт, 94 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 96 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 97 лет
- ^ Полибий, 136.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 98 лет
- ^ Голландия, 64 года.
- ^ Голландия, 66
- ^ Голландия, 70 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 103 года
- ^ Голландия, 74
- ^ Голландия, 86
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 104 года
- ^ Голландия, 90
- ^ Голландия, 71 год.
- ^ Голландия, 99
- ^ Голландия, 100
- ^ Голландия, 106
- ^ Перейти обратно: а б Голландия, 88
- ^ Эбботт, 108
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 109
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эбботт, 112
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Эбботт, 113
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 114
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 115 лет
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 129 лет
- ^ Цицерон, 237
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эбботт, 133 года
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 134 года
- ^ Берд, 24 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 135 лет
- ^ Берд, 23 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 136 лет
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эбботт, 137 лет
- ^ Эбботт, 138
- ^ Эбботт, 267
- ^ Голдсуорси, с. 237
Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классика. ISBN 0-543-92749-0 .
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Документ Сената типографии правительства США 103–23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах» . Том. 1 (Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах Фрэнсиса Бархэма, эсквайра). Лондон: Эдмунд Спеттиг.
- Дюрант, В. (1942). История цивилизации . Саймон и Шустер.
- Голсуорси, Адриан (2003). Во имя Рима: Люди, которые завоевали Римскую империю . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84666-3 .
- Холланд, Том (2005). Рубикон: Последние годы Римской республики . Случайные домашние книги. ISBN 1-4000-7897-0 .
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926108-3 .
- Ливий; Де Селинкур, А.; Огилви, РМ; Окли, СП (2002). Ранняя история Рима: книги IV «Истории Рима от его оснований» . Классика пингвинов. ISBN 0-14-044809-8 .
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Том. 2 (Пятое изд.). Оксфорд: Напечатано У. Бакстером.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08125-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кембриджская древняя история, тома 9–13.
- Кэмерон, А. Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- Кроуфорд, М. Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Грюн, ES «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
- Миллар, Ф. Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871–1888 гг.
- Полибий . Истории
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.