Мартовские иды

( Мартовские иды / aɪ d z / ; латынь : Idus Martiae , средневековая латынь : Idus Martii ) [1] — день в римском календаре, отмеченный как Ид , примерно середина месяца Мартия , соответствующий 15 марта по григорианскому календарю . Он был отмечен несколькими важными религиозными обрядами . В 44 г. до н. э. он стал известен как дата убийства Юлия Цезаря , сделавшего мартовские иды поворотным моментом в римской истории.
Иды
[ редактировать ]Римляне не нумеровали каждый день месяца от первого до последнего дня. Вместо этого они отсчитывали обратный отсчет от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, за восемь дней до ид), ид (13-го числа для большинства месяцев, но 15-го числа в марте, мае, июле и октябре). и календы (1-е число следующего месяца).
Первоначально иды определялись по полнолунию , что отражало лунное происхождение римского календаря. Мартий (март) был первым месяцем римского года вплоть до середины II века до нашей эры. Этот порядок отражен в числовых названиях месяцев с сентября (седьмой месяц) по декабрь (десятый месяц), не соответствующих их нынешнее положение по григорианскому календарю. В самом раннем римском календаре мартовские иды были первым полнолунием нового года. [2] Будучи фиксированной точкой в месяце, Иды накапливали функции, которые должны были выполняться каждый месяц, и были днем, когда наступали выплаты по долгам и арендной плате. [3] [4]
Религиозные обряды
[ редактировать ]Месяц Мартий был назван в честь бога Марса , чей « день рождения » отмечался 1-го числа, но иды каждого месяца были посвящены Юпитеру , верховному божеству римлян. Фламен Диалис , верховный жрец Юпитера, вел «овцу Ид» ( ovis Idulis ) в процессии по Виа Сакра к арксу , где ее приносили в жертву . [5]
Март сохранил многие из своих новогодних церемоний, даже когда в календаре ему предшествовали январь и февраль. Помимо ежемесячного жертвоприношения, мартовские иды были также поводом для праздника Анны Перенны , богини года (лат. annus ), чей праздник первоначально завершал церемонии нового года. Этот день с энтузиазмом отмечался среди простого народа пикниками, выпивками и весельем. [6] Один источник поздней античности также относит Мамуралии к мартовским идам. [7] Это соблюдение, имеющее аспекты ритуала козла отпущения или древнегреческого фармакоса ритуала , включало избиение старика, одетого в шкуры животных, и, возможно, изгнание его из города. Ритуал, возможно, представлял собой новогодний праздник, олицетворяющий изгнание старого года . [8] [9]
В более поздний имперский период иды стали началом «священной недели» фестивалей, посвященных Кибеле и Аттису . [10] [11] [12] это день Канна интрат («Тростник входит»), когда Аттис родился и был найден среди тростников фригийской реки . [13] Его обнаружили пастухи или богиня Кибела, известная также как Magna Mater («Великая Мать») (предания расходятся). [14] Через неделю, 22 марта, состоялось торжественное поминовение Арбор интрат («Дерево входит») в память о смерти Аттиса под сосной. Коллегия жрецов, дендрофоров («носителей деревьев») ежегодно срубает дерево. [15] на нем висело изображение Аттиса, [16] и с причитаниями отнес его в храм Великой Матери . Этот день был официально закреплен как часть официального римского календаря при Клавдии ( ум. 54 г. н.э.). [17] Последовал трехдневный траур. [18] кульминацией которого стало празднование возрождения Аттиса 25 марта, в день весеннего равноденствия по юлианскому календарю . [19]
Убийство Цезаря
[ редактировать ]
В наше время мартовские иды наиболее известны как дата Юлия Цезаря убийства в 44 году до нашей эры. Цезарь был зарезан на заседании Сената . Было задействовано до 60 заговорщиков во главе с Брутом и Кассием . По мнению Плутарха , [20] провидец предупредил, что в мартовские иды Цезарю будет нанесен вред. По пути в Театр Помпея , где его должны были убить, Цезарь прошел мимо провидца и пошутил: «Ну, наступили мартовские иды», подразумевая, что пророчество не исполнилось, на что провидец ответил: «Да, они пришли, но не ушли». [20] Эта встреча широко драматизирована в Уильяма Шекспира « пьесе Юлий Цезарь» предупреждает Цезаря , когда прорицатель «остерегаться мартовских ид». [21] [22] Римский биограф Светоний [23] идентифицирует «провидца» как гаруспика по имени Спуринна.
Убийство Цезаря открыло последнюю главу кризиса Римской республики . После победы Цезаря в гражданской войне его смерть спровоцировала серию дальнейших гражданских войн в Риме , которые в конечном итоге привели к единоличной власти его приемного наследника Октавиана. В 27 г. до н. э. Октавиан стал императором Августом и таким образом окончательно положил конец Римской республике. [24] Написав при Августе , Овидий изображает убийство как кощунство, поскольку Цезарь был также верховным понтификом Рима и жрецом Весты . [25] В четвертую годовщину смерти Цезаря в 40 г. до н. э., после победы при осаде Перуджи , Октавиан казнил 300 сенаторов и всадников , сражавшихся против него под предводительством Луция Антония , брата Марка Антония . [26] Казни были одним из серии действий Октавиана, чтобы отомстить за смерть Цезаря. Светоний и историк Кассий Дион охарактеризовали резню как религиозное жертвоприношение . [27] [28] отметив, что это произошло в мартовские иды у нового алтаря обожествленного Юлия .
См. также
[ редактировать ]- Мартовские иды — роман Торнтона Уайлдера 1948 года.
- Мартовские иды (основано в 1964 г.) - американская музыкальная группа.
- «Мартовские иды» — песня группы Iron Maiden 1981 года.
- «Мартовские иды» - песня Сильверстайна 2005 года.
- Мартовские иды — фильм Джорджа Клуни , Бо Уиллимона и Гранта Хеслова , 2011 год.
- Мартовские иды - музыкальный альбом Майлза Кеннеди 2021 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анскомб, Альфред (1908). Англосаксонское исчисление исторического времени в девятом веке (PDF) . Британское нумизматическое общество . п. 396. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Издательство Корнельского университета. стр. 42–43 . ISBN 9780801414022 .
- ^ Сарит Каттан Грибец, «Вопрос времени: запись еврейской памяти в римскую историю», AJS Review 40:1 (2016), стр. 58, н. 4.
- ^ Агнес Кирсопп Михелс, Календарь Римской республики (Princeton University Press, 1967), стр. 78.
- ^ Скаллард, Его Святейшество Фестивали и церемонии Римской республики . п. 43.
- ^ Скаллард, Его Святейшество Фестивали и церемонии Римской республики . п. 90.
- ^ Лид, Иоанн (6 век). Около месяцев 4.36 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) Другие источники указывают 14 марта. - ^ Зальцман, Мишель Рене (1990). По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета. стр. 124 и 128–129. ISBN 9780520065666 .
- ^ Фаулер, Уильям Вард (1908). Римские праздники периода республики . Лондон: Макмиллан. стр. 44–50 .
- ^ Ланчеллотти, Мария Грация (2002). Аттис, Между мифом и историей: царь, священник и Бог . Брилл. п. 81.
- ^ Лансон, Бертран (2001). Рим в поздней античности . Рутледж. п. 91.
- ^ Боржо, Филипп (2004). Мать Богов: От Кибелы до Девы Марии и Хохрота, Лиза (Переводчик) . Издательство Университета Джонса Хопкинса. С. 51, 90, 123, 164.
- ^ Гэри Форсайт, Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории (Routledge, 2012), стр. 88; Ланчеллотти, Аттис, Между мифом и историей , с. 81.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (University of California Press, 1990), стр. 166.
- ^ Хайме Альвар, Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы, Исиды и Митры, перевод Ричарда Гордона (Brill, 2008), стр. 288–289.
- ^ Firmicus Maternus , Об ошибке светских религий , 27.1; Рабун Тейлор, «Римские качели: оценка», RES: Anthropology and Aesthetics 48 (осень 2005 г.), стр. 97.
- ^ Лидус, Де Менсибус 4.59; Светоний , Отон 8,3; Форсайт, Время в римской религии, с. 88.
- ^ Форсайт, Время в римской религии, с. 88.
- ^ Макробиус, Сатурналии 1.21.10; Форсайт, Время в римской религии, с. 88; Зальцман, По римскому времени, с. 168.
- ^ Jump up to: а б Плутарх , Параллельные жизни , Цезарь 63
- ^ «Уильям Шекспир, Юлий Цезарь, акт 1, сцена II» . Литературная сеть . Ялик, Инк. 2010 г. Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ «Вильям Шекспир, Юлий Цезарь, акт 3, сцена I» . Литературная сеть . Ялик, Инк. 2010 г. Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Светоний, Divus Julius 81.
- ^ «Форум в Риме», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , стр. 215.
- ^ Овидий, Фасти 3.697–710; А.М. Кейт, статья об «Овидии», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , стр. 128; Джеральдин Герберт-Браун, Овидий и Фасти: историческое исследование (Оксфорд: Clarendon Press, 1994), стр. 70.
- ^ Мелисса Барден Даулинг, Милосердие и жестокость в римском мире (University of Michigan Press, 2006), стр. 50–51; Артур Кивени, Армия в Римской революции (Routledge, 2007), стр. 15.
- ↑ Светоний, Жизнь Августа 15. Архивировано 31 июля 2022 года в Wayback Machine.
- ^ Кассий Дион 48.14.2. Архивировано 22 ноября 2022 года в Wayback Machine.