Jump to content

Мартовские иды

Смерть Юлия Цезаря (1806) Винченцо Камуччини

( Мартовские иды / d z / ; латынь : Idus Martiae , средневековая латынь : Idus Martii ) [1] — день в римском календаре, отмеченный как Ид , примерно середина месяца Мартия , соответствующий 15 марта по григорианскому календарю . Он был отмечен несколькими важными религиозными обрядами . В 44 г. до н. э. он стал известен как дата убийства Юлия Цезаря , сделавшего мартовские иды поворотным моментом в римской истории.

Римляне не нумеровали каждый день месяца от первого до последнего дня. Вместо этого они отсчитывали обратный отсчет от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, за восемь дней до ид), ид (13-го числа для большинства месяцев, но 15-го числа в марте, мае, июле и октябре). и календы (1-е число следующего месяца).

Первоначально иды определялись по полнолунию , что отражало лунное происхождение римского календаря. Мартий (март) был первым месяцем римского года вплоть до середины II века до нашей эры. Этот порядок отражен в числовых названиях месяцев с сентября (седьмой месяц) по декабрь (десятый месяц), не соответствующих их нынешнее положение по григорианскому календарю. В самом раннем римском календаре мартовские иды были первым полнолунием нового года. [2] Будучи фиксированной точкой в ​​месяце, Иды накапливали функции, которые должны были выполняться каждый месяц, и были днем, когда наступали выплаты по долгам и арендной плате. [3] [4]

Религиозные обряды

[ редактировать ]
Предполагается, что панель изображает Мамуралию из мозаики месяцев, в которых март расположен в начале года (первая половина III века нашей эры, из Эль-Джема , Тунис , в Римской Африке ).

Месяц Мартий был назван в честь бога Марса , чей « день рождения » отмечался 1-го числа, но иды каждого месяца были посвящены Юпитеру , верховному божеству римлян. Фламен Диалис , верховный жрец Юпитера, вел «овцу Ид» ( ovis Idulis ) в процессии по Виа Сакра к арксу , где ее приносили в жертву . [5]

Март сохранил многие из своих новогодних церемоний, даже когда в календаре ему предшествовали январь и февраль. Помимо ежемесячного жертвоприношения, мартовские иды были также поводом для праздника Анны Перенны , богини года (лат. annus ), чей праздник первоначально завершал церемонии нового года. Этот день с энтузиазмом отмечался среди простого народа пикниками, выпивками и весельем. [6] Один источник поздней античности также относит Мамуралии к мартовским идам. [7] Это соблюдение, имеющее аспекты ритуала козла отпущения или древнегреческого фармакоса ритуала , включало избиение старика, одетого в шкуры животных, и, возможно, изгнание его из города. Ритуал, возможно, представлял собой новогодний праздник, олицетворяющий изгнание старого года . [8] [9]

В более поздний имперский период иды стали началом «священной недели» фестивалей, посвященных Кибеле и Аттису . [10] [11] [12] это день Канна интрат («Тростник входит»), когда Аттис родился и был найден среди тростников фригийской реки . [13] Его обнаружили пастухи или богиня Кибела, известная также как Magna Mater («Великая Мать») (предания расходятся). [14] Через неделю, 22 марта, состоялось торжественное поминовение Арбор интрат («Дерево входит») в память о смерти Аттиса под сосной. Коллегия жрецов, дендрофоров («носителей деревьев») ежегодно срубает дерево. [15] на нем висело изображение Аттиса, [16] и с причитаниями отнес его в храм Великой Матери . Этот день был официально закреплен как часть официального римского календаря при Клавдии ( ум. 54 г. н.э.). [17] Последовал трехдневный траур. [18] кульминацией которого стало празднование возрождения Аттиса 25 марта, в день весеннего равноденствия по юлианскому календарю . [19]

Убийство Цезаря

[ редактировать ]
Обратная сторона монеты Мартовских ид ( денарий ), выпущенной убийцей Цезаря Брутом осенью 42 г. до н.э., с аббревиатурой ЭИД МАР ( Eidibus Martiis – «в мартовские иды») под « шапкой свободы » между двумя кинжалы

В наше время мартовские иды наиболее известны как дата Юлия Цезаря убийства в 44 году до нашей эры. Цезарь был зарезан на заседании Сената . Было задействовано до 60 заговорщиков во главе с Брутом и Кассием . По мнению Плутарха , [20] провидец предупредил, что в мартовские иды Цезарю будет нанесен вред. По пути в Театр Помпея , где его должны были убить, Цезарь прошел мимо провидца и пошутил: «Ну, наступили мартовские иды», подразумевая, что пророчество не исполнилось, на что провидец ответил: «Да, они пришли, но не ушли». [20] Эта встреча широко драматизирована в Уильяма Шекспира « пьесе Юлий Цезарь» предупреждает Цезаря , когда прорицатель «остерегаться мартовских ид». [21] [22] Римский биограф Светоний [23] идентифицирует «провидца» как гаруспика по имени Спуринна.

Убийство Цезаря открыло последнюю главу кризиса Римской республики . После победы Цезаря в гражданской войне его смерть спровоцировала серию дальнейших гражданских войн в Риме , которые в конечном итоге привели к единоличной власти его приемного наследника Октавиана. В 27 г. до н. э. Октавиан стал императором Августом и таким образом окончательно положил конец Римской республике. [24] Написав при Августе , Овидий изображает убийство как кощунство, поскольку Цезарь был также верховным понтификом Рима и жрецом Весты . [25] В четвертую годовщину смерти Цезаря в 40 г. до н. э., после победы при осаде Перуджи , Октавиан казнил 300 сенаторов и всадников , сражавшихся против него под предводительством Луция Антония , брата Марка Антония . [26] Казни были одним из серии действий Октавиана, чтобы отомстить за смерть Цезаря. Светоний и историк Кассий Дион охарактеризовали резню как религиозное жертвоприношение . [27] [28] отметив, что это произошло в мартовские иды у нового алтаря обожествленного Юлия .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Анскомб, Альфред (1908). Англосаксонское исчисление исторического времени в девятом веке (PDF) . Британское нумизматическое общество . п. 396. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  2. ^ Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Издательство Корнельского университета. стр. 42–43 . ISBN  9780801414022 .
  3. ^ Сарит Каттан Грибец, «Вопрос времени: запись еврейской памяти в римскую историю», AJS Review 40:1 (2016), стр. 58, н. 4.
  4. ^ Агнес Кирсопп Михелс, Календарь Римской республики (Princeton University Press, 1967), стр. 78.
  5. ^ Скаллард, Его Святейшество Фестивали и церемонии Римской республики . п. 43.
  6. ^ Скаллард, Его Святейшество Фестивали и церемонии Римской республики . п. 90.
  7. ^ Лид, Иоанн (6 век). Около месяцев 4.36 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) Другие источники указывают 14 марта.
  8. ^ Зальцман, Мишель Рене (1990). По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета. стр. 124 и 128–129. ISBN  9780520065666 .
  9. ^ Фаулер, Уильям Вард (1908). Римские праздники периода республики . Лондон: Макмиллан. стр. 44–50 .
  10. ^ Ланчеллотти, Мария Грация (2002). Аттис, Между мифом и историей: царь, священник и Бог . Брилл. п. 81.
  11. ^ Лансон, Бертран (2001). Рим в поздней античности . Рутледж. п. 91.
  12. ^ Боржо, Филипп (2004). Мать Богов: От Кибелы до Девы Марии и Хохрота, Лиза (Переводчик) . Издательство Университета Джонса Хопкинса. С. 51, 90, 123, 164.
  13. ^ Гэри Форсайт, Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории (Routledge, 2012), стр. 88; Ланчеллотти, Аттис, Между мифом и историей , с. 81.
  14. ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (University of California Press, 1990), стр. 166.
  15. ^ Хайме Альвар, Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы, Исиды и Митры, перевод Ричарда Гордона (Brill, 2008), стр. 288–289.
  16. ^ Firmicus Maternus , Об ошибке светских религий , 27.1; Рабун Тейлор, «Римские качели: оценка», RES: Anthropology and Aesthetics 48 (осень 2005 г.), стр. 97.
  17. ^ Лидус, Де Менсибус 4.59; Светоний , Отон 8,3; Форсайт, Время в римской религии, с. 88.
  18. ^ Форсайт, Время в римской религии, с. 88.
  19. ^ Макробиус, Сатурналии 1.21.10; Форсайт, Время в римской религии, с. 88; Зальцман, По римскому времени, с. 168.
  20. ^ Jump up to: а б Плутарх , Параллельные жизни , Цезарь 63
  21. ^ «Уильям Шекспир, Юлий Цезарь, акт 1, сцена II» . Литературная сеть . Ялик, Инк. 2010 г. Проверено 15 марта 2010 г.
  22. ^ «Вильям Шекспир, Юлий Цезарь, акт 3, сцена I» . Литературная сеть . Ялик, Инк. 2010 г. Проверено 15 марта 2010 г.
  23. ^ Светоний, Divus Julius 81.
  24. ^ «Форум в Риме», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , стр. 215.
  25. ^ Овидий, Фасти 3.697–710; А.М. Кейт, статья об «Овидии», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , стр. 128; Джеральдин Герберт-Браун, Овидий и Фасти: историческое исследование (Оксфорд: Clarendon Press, 1994), стр. 70.
  26. ^ Мелисса Барден Даулинг, Милосердие и жестокость в римском мире (University of Michigan Press, 2006), стр. 50–51; Артур Кивени, Армия в Римской революции (Routledge, 2007), стр. 15.
  27. Светоний, Жизнь Августа 15. Архивировано 31 июля 2022 года в Wayback Machine.
  28. ^ Кассий Дион 48.14.2. Архивировано 22 ноября 2022 года в Wayback Machine.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cd7c9afd4e9929d1388187500c52235__1715482200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/35/7cd7c9afd4e9929d1388187500c52235.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ides of March - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)