Законы Валерианы и Порциана
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2011 г. ) |
Законы Валериана и Порциана были римскими законами, принятыми между 509 и 184 годами до нашей эры. Они освобождали римских граждан от унизительных и позорных форм наказания, таких как порка , бичевание или распятие . Они также установили определенные права для римских граждан, в том числе плебейским право на обращение к трибунам . Закон Валерианы также разрешил убивать любого гражданина, замышлявшего установить тиранию. Этот пункт использовался несколько раз, самым важным из которых было его использование убийцами Юлия Цезаря .
Валерианский закон
[ редактировать ]Первый закон о Валериане был принят Публием Валерием Публиколой в 509 году до нашей эры, через несколько лет после основания республиканского Рима . Оно предоставляло римскому гражданину, приговоренному мировым судьей к смерти или бичеванию, право апелляции к народу ( provocatio ad populum ), то есть к народу, состоящему из сенаторов , патрициев и плебеев . [ 1 ] Таким образом, консулы больше не имели права выносить смертный приговор римскому гражданину без согласия народа. В результате закон Валериана лишил консулов права наказывать преступления, тем самым уничтожив в римском правительстве остатки той неограниченной власти, которая была прерогативой царей Тарквиния .
Тем не менее, закон Валерианы не соблюдался на протяжении всех пятисот лет Римской республики. Действительно, Тит Ливий (Ливий) утверждает, что закон Валерианы был принят снова, в третий раз, в 299 г. до н.э. Эндрю Линтотт предполагает, что эффектом этого третьего закона Валериана было упорядочение провокации : апелляции народа через Плебейскую трибуну были фактом жизни, с которым мировым судьям приходилось иметь дело до принятия закона, но теперь магистратам было приказано подчиняться решениям народа в делах, требующих смертной казни. [ 2 ] Ливи отмечает, что во всех трех случаях закон был принят семьей Валериусов . Более того, Ливий отмечает, что, если судья пренебрегает законом Валерианы, его единственным упреком будет то, что его действия будут считаться незаконными и злыми. Отсюда следует, что закон Валериана оказался не столь уж эффективным в защите плебса.
Законы Порция
[ редактировать ]Законы Порциана ( лат . Leges Porciae ) — три римских закона, расширяющие права закона Валерианы. Они были приняты членами Gens Porcia во II веке до нашей эры. Мы не знаем их точных дат, но они, похоже, положили конец суммарным казням римских граждан на местах и в провинциях и предоставили гражданам возможность избежать смертного приговора путем добровольного изгнания . Цицерон в «Государстве» (2.54) ссылается на три leges Porciae, но не уточняет их конкретные детали.
- Lex Porcia I ( Lex Porcia ): возможно, предложенный плебейским трибуном П. Порцием Лаэкой в 199 г. до н. э., он распространял право на провокацию еще на 1000 шагов за пределы Рима , на римских граждан в провинциях и на римских солдат. . До этого времени вполне вероятно, что провинциальные власти применяли полное принуждение .
- Lex Porcia II ( Lex Porcia de tergo civium ): возможно, предложенный М. Порцием Катоном ( Катоном Старшим ), консулом в 195 и 184 годах до н. э., он расширял право на провокацию против порки.
- Lex Porcia III : возможно, предложенный М. Порцием Катоном ( Катоном Старшим ) или Л. Порцием Лицинием, он предусматривал очень суровые санкции (возможно, смерть) против магистратов, которые отказывались дать провокацию .
Законы Порция , кажется , не полностью защитили гражданских солдат от , центурионов виноградных посохов поскольку Тацит упоминает о жестоких избиениях , продолжавшихся при принципате .
Другие законы
[ редактировать ]Другой закон, который был принят с целью защитить граждан от суровых наказаний со стороны губернаторов и магистратов, — это lex Julia de vi publica , принятый около 50 г. до н. э. Был принят закон, определяющий изнасилование как принудительный секс против «мальчика, женщины или кого-либо еще», и насильник подлежал казни. Мужчины, подвергшиеся изнасилованию, были освобождены от потери юридического или социального положения, от которой страдали те, кто предоставил свое тело для использования для удовольствия других; мужчина-проститутка или артист считался infamis и исключался из сферы правовой защиты, предоставляемой гражданам с хорошей репутацией. По закону раба нельзя было изнасиловать; его считали собственностью, а не юридическим лицом . Однако владелец раба мог привлечь насильника к ответственности за материальный ущерб. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако этот закон для всех практических целей является лишь подтверждением права апелляции, присутствующего в законах Валериана и Порциана.
Нарушение
[ редактировать ]Эта святость личности гражданина высоко ценилась римлянами, и поэтому любое нарушение законов Валериана и Порциана считалось чуть ли не кощунством . Речь Цицерона , направленная против Верреса, указывает на то, насколько высоко было доведено это чувство. Веррес, который, будучи губернатором Сицилии (73–70 гг. до н. э.), жестоко убил несколько римских граждан, в конце концов предстал перед сенаторами в Риме по обвинению в вымогательстве (Cic. Ver. 5.161-2).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ленц 1993 , с. 120 .
- ^ Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 37–38. ISBN 978-0-19-926108-6 .
- ^ Дайджесты 48.6.3.4 и 48.6.5.2.
- ^ Ричлин, «Не раньше гомосексуализма», стр. 562–563. См. также Сборник 48.5.35 [34] о юридических определениях изнасилования, включающего мальчиков.
- ^ Ричлин, «Не раньше гомосексуализма», стр. 558–561.
- ^ Кантарелла, Ева (20 октября 2017 г.). Бисексуальность в Древнем мире . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300093025 – через Google Книги.
Ссылки
[ редактировать ]- Ленц, Джон К. (1993). Портрет Павла работы Луки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43316-9 .