Jump to content

Римский диктатор

(Перенаправлено с Римского диктатора )
Денарий Публия Сепуллия Мацера, 44 г. до н.э., с головой Юлия Цезаря на аверсе. В легенде упоминается, что Цезарь был вечным диктатором . [1]

Римский диктатор был чрезвычайным должностным лицом в Римской республике, наделенным полной властью решать какую-то конкретную проблему, которую ему поручили. Он получил все полномочия государства, подчиняя других магистратов, включая консулов , с конкретной целью решить этот вопрос, и только этот вопрос, а затем немедленно отказываясь от этих полномочий.

Диктатор по-прежнему находился под контролем и подотчетен во время своего пребывания у власти: Сенат по-прежнему осуществлял некоторые надзорные полномочия, и право плебейских трибунов накладывать вето на его действия или права народа обжаловать их были сохранены. Объем мандата диктатора строго контролировал цели, на которые могла быть направлена ​​его власть. Диктаторы также подлежали судебному преследованию после истечения срока их полномочий.

Диктаторов часто назначали с самого раннего периода республики вплоть до Второй Пунической войны (218–201 гг. До н.э.), но затем магистратура приостановилась более чем на столетие. Позже он был возрожден в значительно измененной форме сначала Суллой между 82 и 79 годами до нашей эры, а затем Юлием Цезарем между 49 и 44 годами до нашей эры, который стал вечным диктатором незадолго до своей смерти. Эта более поздняя диктатура была использована для осуществления широкомасштабных и полупостоянных изменений в римском обществе. После убийства Цезаря в 44 г. эта должность была формально упразднена и больше не возродилась.

Традиционная диктатура

[ редактировать ]

Причины, по которым кого-то могли назначить диктатором, были разными. Целью диктатуры было вернуть Рим к статус-кво до того, как возникнет какая-либо угроза. [2] Диктатура существовала «для того, чтобы устранять все, что возникало и выходило за рамки, а затем устранять себя, чтобы можно было возобновить нормальную работу обычного правительства». [3]

Источник

[ редактировать ]

Отмена римской монархии ок. 509 г. до н. э. , согласно традиции, передал королевские полномочия двум ежегодно избираемым консулам . Создание диктатуры является частью этой традиции, которая несколько запутана. [4] Его первоначальный титул был magister populi , «магистр пехоты». [а] . [5] Его заместителем был magister equitum , «мастер лошадей». [б] . [5] Диктатора, возможно, также называли « претор-максимус» , как упоминал Ливий, ссылаясь на старый закон, требующий, чтобы «претор-максимус» вбивал гвоздь в стену храма в сентябрьские иды . [6]

Неизвестно, кем был первый диктатор и в каком году он был назначен. [7] Ливий приводит две версии: по одной, первым диктатором был Тит Ларций в 501 г. до н.э. Другая его версия гласит, что первым диктатором был Маний Валерий Максим , хотя Ливий считал это маловероятным, поскольку он ранее не был консулом и, если бы Валерий был желателен, отец Мания, Марк, который был консулом в 505 г. до н.э., мог бы быть выбран вместо этого. [8] [9] Однако немногие современные ученые особо доверяли этим традиционным рассказам: к тому времени, когда римская история начала записываться, диктатура как военачальник уже стерлась из памяти живущих. [10]

Диктатура, похоже, была задумана как способ обойти обычную римскую политику и создать краткосрочного магистрата с особыми полномочиями. [5] служение для защиты Республики во время войны или иным образом для сдерживания внутренних гражданских беспорядков, [11] особенно если такие беспорядки ставили под угрозу ведение войны. [7] В целом существует две точки зрения на происхождение диктатуры: то, что она произошла от латинян , или то, что это был уникальный римский институт. [10]

Римская точка зрения подчеркивает, что диктатура, как утверждается, существовала с самых первых лет республики и была создана как «неотъемлемая часть республиканской конституции». [12] И хотя в других латинских городах существовали диктатуры, они вышли из упраздненных монархий как обычные магистраты, а не как чрезвычайные магистраты, назначаемые только во время кризиса. [10] Другие утверждали, что диктатура существовала как средство избежать неэффективности новой коллегиальной магистратуры, утверждая, что римляне не сделали бы ее - с королевскими полномочиями - неотъемлемой частью своей конституции сразу после отмены монархии. поэтому ограничивая его второстепенной и исключительной ролью. [13] Другие ученые выдвинули теории о том, что консулы появились после диктатуры, а не до нее. [14]

Латинская точка зрения утверждает, что диктатура возникла из-за необходимости ротации командования между латинскими государствами в роли командования объединенными армиями Латинской лиги . [15] Хотя Рим не был формальным членом Лиги, он требовал, чтобы латиняне участвовали в римских войнах под командованием римского командующего, которым мог быть диктатор, назначенный по этому случаю. [16] Одним из аргументов в пользу этого является осада Вей: в течение девяти лет осады Рим не прибегал к помощи диктатора до тех пор, пока в прошлом году этрусское вмешательство не вынудило Рим призвать своих латинских союзников. [17] Более того, вполне вероятно, что диктатура была заимствована у других латинских муниципалитетов, в которых диктатор занимал должность военного командира. [17] Эта точка зрения также подчеркивает преемственность между Римским королевством и последующей республикой, при этом диктатура является мостом между двумя периодами. [18]

Изображение Квинта Фабия Максима Веррукоза . Фабий был диктатором в 217 г. до н.э. [19]

Номинация

[ редактировать ]

Диктатор был единственным назначенным важным должностным лицом в римском государстве. [с] Право назначать диктатора принадлежало консулам, один из которых мог назначить человека на эту должность; ему не нужно было советоваться со своим коллегой, и ни один другой судья не имел таких полномочий. Однако диктатор мог быть создан комитальным законодательством по предложению других магистратов, как это позже сделали Сулла и Цезарь. [5] [20]

Выдвижение консульских кандидатур происходило в рамках ночного ритуала, которому обычно предшествовал совет Сената с просьбой о назначении конкретного человека. [д] но это не было строго необходимо. [23] [24] Можно было провести народное голосование, но это было необычно, возможно, за исключением случаев, когда номинант был неконсульским. [5] В случае с Квинтом Фабием Максимом Веррукозом народ мог сделать его диктатором непосредственно законодательным путем. [25] После ц. 300 г. до н.э. большинство засвидетельствованных диктаторов были бывшими консулами; однако не похоже, чтобы это вытекало из какого-либо законодательства, как это подразумевается в Ливии на этот счет. [26]

Диктаторские полномочия, вероятно, простирались за пределы срока полномочий назначившего магистрата, и зарегистрировано, что большинство диктаторов отказались от своих полномочий как можно быстрее. [27] Обычное право могло требовать от диктаторов отказаться от своих полномочий сразу после завершения возложенной на них задачи. [28]

Диктатор мог быть назначен по разным причинам . Эти causae были сродни provinciae , сферам управления, закрепленным за магистратом, которые ограничивали его свободу действий. [29] Различные причины были:

  • rei gerundae causa , «для ведения дела», используется в случае военных чрезвычайных ситуаций, [30]
  • для проведения комиций ; или выборов, когда консулы не могли этого сделать [31]
  • clavi figendi causa , чтобы создать диктатора для важного религиозного обряда, включающего вбивание гвоздя в стену Храма Юпитера Оптимуса Максимуса , в качестве защиты от эпидемии;
  • для подавления мятежа; [32]
  • за установление религиозного праздника; [33]
  • за проведение Римских игр , древнего религиозного праздника; [34]
  • для расследования определенных действий; [35] и,
  • в одном исключительном случае для назначения сенаторов после битвы при Каннах . [36]

Эти причины можно объединить (например, . для подавления мятежа и для войны) [32] Однако исторические данные Средней республики ясно показывают, что диктаторы назначались скорее как временные чрезвычайные магистраты, чтобы совершить некоторые очень конкретно определенные действия перед отставкой, действуя в качестве доверенных лиц или заменяющих обычных магистратов того года; также обсуждается историчность диктаторов, назначенных в ранний период для подавления мятежа, которые обычно принимали сторону протестующих. [37]

Римляне не были последовательными в классификации конкретных угроз, а затем в назначении диктатора, если они соответствовали некоторым критериям. Скорее, они оценивали этот вопрос субъективно, так что диктатора в военных вопросах назначали бы только в том случае, если бы существовали сходящиеся угрозы со стороны множества врагов, продолжающиеся всепоглощающие войны или угрозы исчезновения города, с которыми мог бы справиться человек, «чья наделение полномочиями диктатуры давало больше гарантий успеха, чем действующие магистраты». [38] В качестве альтернативы, диктаторы могли быть назначены, если требовался еще один судья, подобный консулу. [39]

Обычно одновременно существовал только один диктатор, хотя новый диктатор мог быть назначен после отставки другого. [и] Диктатор мог быть вынужден уйти в отставку, не выполнив свою задачу и не отсидев свой срок, если было обнаружено, что в системе, под которой он был назначен, была обнаружена ошибка. [40] После назначения диктатор должен был свой империй ратифицировать куриатскими комициями , вынося этот вопрос на рассмотрение самого Собрания, аналогично тому, как это делают консулы. [41]

Знаки отличия

[ редактировать ]

Как и другие курульные магистраты, диктатор имел право на тогу претекста и курульное седло . Однако диктатора сопровождали двадцать четыре ликтора, а не двенадцать ликторов, как обычно у консула. Однако в померии он мог показать двенадцать. [42]

В качестве примечательного исключения из нежелания римлян воссоздавать символы королей, ликторы диктатора никогда не снимали топоры со своих фасций, даже внутри померия , что символизировало их власть над жизнью и смертью и отличало диктатора от обычных магистратов. . [43] В знак необычайного почтения, [ нужна ссылка ] ликторы других магистратов вообще не могли носить фасций, предстая перед диктатором. [42]

Латинская теория происхождения диктатуры также предполагает, что двадцать четыре ликтора возникли в результате объединения «двух правительств». [15] диктатора Возможно, это также просто сигнализировало о том, что империй превосходит империй консулов. [44] или что он был наделен властью обоих консулов. [45] Поскольку короли имели обыкновение появляться верхом на лошадях, это право было запрещено диктатору, если он предварительно не получил разрешения комиций . [5]

Полномочия и ограничения

[ редактировать ]

Полная степень диктаторской власти была значительной, но не неограниченной. Оно ограничивалось условиями назначения диктатора, а также развивающимися традициями римского права и в значительной степени зависело от способности диктатора работать вместе с другими магистратами. Точные ограничения этой власти не были четко определены, но были предметом споров, разногласий и спекуляций на протяжении всей римской истории. [46]

в достижении своей цели Власть диктатора была почти абсолютной. Однако, как правило, он не мог превысить мандат, на который был назначен; диктатор, назначенный руководить комициями, не мог тогда принять на себя военное командование вопреки желанию Сената. [ф] [г] Диктаторы могли выполнять функции, выходящие за рамки их первоначальных назначений, но только по указанию Сената; это включало в себя получение средств из государственной казны, что диктатор мог делать только с разрешения Сената. [29]

Империум других магистратов не освобождался от назначения диктатора. Они продолжали выполнять свои должностные обязанности, хотя и подчинялись власти диктатора, и оставались на своем посту до истечения своего года, к этому времени диктатор обычно уходил в отставку. [42] Диктаторская власть также не подавляла власть трибунов. В то время как некоторые источники утверждают, что действия диктатора не обращались к трибунам, другие источники документально подтверждают степень полномочий диктатора в померии , апелляции против диктаторских действий и угрозы трибунов наложить вето на выборы, проводимые диктаторами. [50]

Большинство авторитетов считают, что диктатор не может быть привлечен к ответственности за свои действия после ухода с поста. Однако есть случаи, когда это утверждается в литературных источниках, а сохранившийся текст lex repetundarium предполагает, что диктатор и его magister equitum могут быть привлечены к ответственности после истечения срока их полномочий. [46] [51] Скорее, некоторые современные ученые придерживаются позиции, что безответственность - это «юридическая иллюзия». [52]

Некоторые источники, как древние, так и современные в сводках должности, утверждают, что срок полномочий диктатора был ограничен шестью месяцами, но это противоречит зарегистрированной практике, и у Ливия есть возражение диктатора против шестимесячного ограничения явно как вызывающе неортодоксальное. [53]

Упадок и исчезновение

[ редактировать ]

До Первой Пунической войны, начавшейся в 264 г. до н. э., когда Рим установил гегемонию над Италией, диктаторы в подавляющем большинстве назначались для проведения военных кампаний, а также назначались регулярно. [54] Однако этим диктаторам не давались лучшие команды — они редко одерживали триумфы: только пять из примерно 75 триумфов между 363 и 264 годами до н. э., что позволяет предположить, что они действовали как замена обычным магистратам. [55] Средняя республика также демонстрирует значительное использование диктатуры для проведения выборов консулов: это происходило двенадцать раз во время Первой Пунической войны и восемь раз в течение следующей Второй. [56] Magistri equitum умел побеждать на выборах, проводимых диктаторами, что может объяснить, почему эта ограниченная диктатура также приостановилась. [37]

Во внутренних делах диктаторы иногда — согласно традиции — назначались для разрешения споров между патрициями и плебеями во время так называемого конфликта орденов . [57] В этой роли диктаторы всегда выступали на стороне плебса, подразумевая, что более поздняя традиция диктатуры как инструмента патрицианской тирании является постсулланским анахронизмом. [57] Их усилия, возможно, имели решающее значение, поскольку законы, принятые в Ассамблеях, созванных диктаторами, не нуждались в одобрении Сената, помогая выйти из тупика между упрямым Сенатом, наполненным патрициями, и требованиями народа. [58]

После Второй Пунической войны и Третьей Македонской войны все крупные войны велись промагистратами и обычно длились несколько лет, что делало короткий срок диктатуры непригодным. [46] Более того, тот факт, что эти конфликты происходили вдали от Рима, радикально ограничивал возможность панических волнений, которые могли привести к назначению диктатора. [59] Рост пророгации также означал, что римляне, отказавшись от ежегодного срока, получили на поле боя больше генералов, чем в прошлом. [59] [60] Эти промагистраты также напоминали архаичных диктаторов: они были освобождены от обычных консульских обязанностей, но при этом им было поручено выполнить ограниченную задачу — провинцию . [61]

В то же время появление новых промагистратов также означало, что консулы могли проводить больше времени в Риме, а это означало, что стало менее необходимо назначать диктаторов для проведения выборов. [62] Во время различных войн 140-х годов до нашей эры возможность иметь больше командиров под преторианским или проконсульским руководством означала, что можно было оставить хотя бы одного консула в Риме, в то время как другой воевал за границей. [63] Даже когда Сенат хотел действовать против таких людей, как Тиберий Гракх или Гай Гракх , диктаторы не назначались: в первом случае консул отказывался действовать, исключая диктаторское назначение, а во втором Сенат разрешал консулу применять силу. посредством так называемого ультимумного сената . [64]

Религиозная цель диктатуры, заключавшаяся в проведении ритуалов умиротворения богов в случае эпидемий или других бедствий, также была заменена. Диктаторы, назначенные для умиротворения богов, реагировали крайне резко, но со временем накопление прецедентов формализовало духовный процесс. [65] Вместо специального подхода Сенат рекомендовал бы - в моменты необходимости - ознакомиться с Сивиллинными Книгами и напрямую выполнить рекомендации Книг. [66]

Поздняя республиканская диктатура

[ редактировать ]

Предполагается, что это голова Луция Корнелия Суллы . Сулла был диктатором с 82 по 79 год до нашей эры. [67]

Новые диктатуры Суллы и Цезаря сильно отличались от традиционной диктатуры. Длительный период бездействия, в течение которого находилась диктатура, означал, что такие люди, как Сулла и Цезарь, больше не были связаны цепями многовековой традиции, требующей от любого человека, назначенного на диктатуру - традиционно человека, которому доверяли все римляне, - действовать от имени всех римлян. , решить вопрос, по которому он был назначен, а затем немедленно уйти в отставку. [68]

Луций Корнелий Сулла

[ редактировать ]

После гражданской войны Суллы . Луций Корнелий Сулла возродил диктатуру В 82 г. до н.э. консулы отсутствовали в городе, он побудил центуриатные комиции , названные Луцием Валерием Флакком интеррексом . , принять закон, прямо назначающий Суллу диктатором [69] государство и воссоздавать законы писать [70] ему также был предоставлен иммунитет от всех действий (включая прошлые и будущие) [71]

После значительных изменений в законах и запретах он выполнил эту задачу 1 января 79 г. до н. э. и подал в отставку, чтобы занять должность обычного консульства. [72] Эта диктатура соответствовала одному аспекту архаической диктатуры – восстановлению стабильности – поскольку государство фактически находилось в упадке после господства и проскрипций Луция Корнелия Цинны , Гая Мариуса и Гнея Папирия Карбона . [73] «Сулла никогда не стремился к постоянной тирании»; [71] желая, чтобы его поселение было успешным, и представляя его в квазиреспубликанских терминах, он отказался от диктатуры вместо обычных судей. [74] Реформы и запреты Суллы действительно стабилизировали республику, хотя и на радикально реформированной основе. [75] с Суллой как «законодателем», который дал Риму «новую конституцию, которая положит конец политическим и социальным раздорам» [76] — и восстановить в некоторой степени свободные выборы на следующие несколько десятилетий, ценой огромной цены. Но прецедент, который он создал, дважды выступив со своими армиями на Рим, окажет столь же дестабилизирующее влияние. [77]

Между Суллой и Цезарем

[ редактировать ]

После диктатуры Суллы было несколько случаев, когда диктатура предположительно рассматривалась как средство смены режима.

Одна из версий предполагаемого Первого Катилинарского заговора ок. 65 г. до н. э. (что само по себе сейчас считается в современной науке вымышленным [78] ), описанный Светонием, означало бы создание диктатуры во главе с Марком Лицинием Крассом с Юлием Цезарем в качестве magister equitum. [79] Версия событий Светония может быть анахронизмом, а участие Красса и Цезаря является приукрашиванием. Тем не менее, предложение о диктатуре «принадлежит, возможно, к позднереспубликанской школе мысли, которая рассматривала устаревшую должность консульства как неэффективный путь к господству над Римом», а диктатуру - как «очевидный инструмент для смены республиканского режима». информированный о запретах и ​​реформах Суллы. [80] Фразеология того, как Красс предположительно должен был стать диктатурой, также предполагает, что красс рассматривался как доступный инструмент для амбициозных лидеров фракций, чтобы добиться корыстных перемен. [81]

Сообщается, что более позднее консульство Помпея в 52 г. до н.э. также изначально задумывалось как диктатура; однако оно было прервано его избранием единственным консулом (без коллеги) для восстановления порядка. [82] Ученые расходятся во мнениях относительно причин, по которым Помпей был назначен единственным консулом: все древние источники (Аппиан, Дион и Плутарх) полагали, что это произошло, чтобы лишить его диктатуры; «Недавние исследования подчеркивают, что консульство Помпея скорее является средством выхода из политического тупика». [83] [час] Если бы это была неудавшаяся диктатура, это было бы «последним отголоском архаичных диктаторов» с единственной целью — восстановить порядок в городе. [83]

Цезарь также возродил диктатуру во время Гражданской войны , сначала проведя выборы, на которых он был возвращен в качестве консула на следующий год, а также неоднократно в период с октября 48 г. до н.э. до своей смерти в 44 г. [85] Неясно, какие из действий Цезаря были предприняты под его дублирующей диктаторской, проконсульской, консульской или частной властью. [86] В отличие от консульства, которое было ограничено сотнями лет прецедента, диктатура, в силу своего «отделения от своих основ в результате 120 лет неиспользования», а также примера Суллы, предложила Цезарю положение, которое дало ему обширные возможности. , плохо определенные и в значительной степени неограниченные полномочия. [87] Его диктатура также основывалась на диктатуре Суллы: он изменил количество магистратур и реформировал государство. [88] но диктатура Цезаря была административной, а не диктатурой, от которой отказывались после выполнения какой-либо задачи. [89] С этой целью незадолго до своей смерти Цезарь сам назначил диктатора perpetuo , т. е. при диктатуре, продолжавшейся каждый год без необходимости добиваться одобрения сената или назначения одного из консулов. [90] Эта новая и преобразованная диктатура, наделенная царской властью, закончилась убийством Цезаря . [91]

Изображение убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. работы Жана-Леона Жерома (середина 19 века).

После смерти Цезаря стало незаконным предлагать, голосовать за или принимать любую диктатуру. Любой человек, ставший диктатором, также мог быть казнен без суда и следствия. По сути, этот титул был проклят и исключен из республиканской конституции . Любопытно, что человеком, который сделал это, был не один из освободителей , а бывший магистр Цезаря Марк Антоний . [92] Сторонники Антония прославляли его за то, что он избавил республику от этого орудия тирании. [93]

Потребность в диктатуре, особенно как в орудии псевдокоролевской власти, явно уже отпала: в 22 г. до н.э. сенаторская делегация умоляла Августа принять диктатуру, но Август отказался, зная, что этот титул вызовет только ненависть, и что его собственного неофициального авторитета, «не обремененного ни древними, ни недавними прецедентами», было бы достаточно. [93]

Мастер лошади

[ редактировать ]

Заместителем диктатора был magister equitum , или «мастер лошадей». Первым действием диктатора был выбор этого лейтенанта, обычно по своему усмотрению. [94] Диктатор обычно назначал magister equitum, даже если он был назначен по невоенным причинам. [ нужна ссылка ]

magister equitum также был курульным магистратом, наделенным полномочиями созывать Сенат, а также, возможно, также полномочиями созывать Собрание; однако ликторов у него было всего шесть, [46] символизируя его подчинение диктатору и его ожидание быстрого освобождения должности. [94] Magister equitum обязательно подчинялся диктатору, хотя это не всегда мешало им расходиться во мнениях. [46]

Теоретически magister equitum был командиром кавалерии, но он не ограничивался этой ролью. Диктатор и magister equitum не всегда выходили на поле боя вместе; в некоторых случаях magister equitum поручался защищать город, в то время как диктатор выводил армию в поле боя, тогда как в других случаях диктатор оставался в Риме, чтобы выполнить какую-то важную обязанность, и поручал magister equitum управлять армией в полевых условиях. .

Список римских диктаторов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Буквально «народ», имея в виду простых солдат, в отличие от кавалерии.
  2. ^ Буквально, всадников , иногда переводится как «рыцари».
  3. ^ «Каждое другое [т.е. не диктатор] важное должностное лицо в римском государстве было избрано... интеррекс избирался сенаторами-патрициями и из их числа; сенат принцепса первоначально избирался куриями ... понтификами и Фламены были избраны, однако диктаторы назначались по единоличному усмотрению одного консула». [20]
  4. Есть указания на то, что консулы могли назначать кого угодно. Например, после поражения в морском сражении Публию Клавдию Пульхеру было приказано назначить диктатора; он назначил своего низкородного подчиненного, Марка Клавдия Глиция , который в результате последовавшего возмущения подал в отставку. [21] [22]
  5. ^ Главное исключение произошло в 216 г. до н.э., когда Марк Фабий Бутео был назначен диктатором, чтобы пополнить ряды Сената после битвы при Каннах , даже когда диктатор Марк Юний Пера держал военное командование против Ганнибала . [36]
  6. Например, Луций Манлий Капитолин был назначен clavi figendi causa в 363 г. до н.э., но хотел возглавить армию против герников . Он приступил к набору войск, но был вынужден уйти в отставку, прежде чем смог выйти на поле боя, и в следующем году был привлечен к ответственности. [47] [48]
  7. ^ Диктатор также мог быть назначен по причине, отличной от публично объявленной; например, Гай Юлий Юл был назначен в 352 г. до н.э. для ведения войны, но на самом деле был назначен для обеспечения выборов двух патрицианских консулов, в нарушение закона Licinia Sextia . [49]
  8. В частности, Помпей был назначен единственным консулом посредством выборов из комиций , вопреки некоторым древним источникам, чтобы помешать Милону стать консулом и получить иммунитет от судебного преследования. [84]
  1. ^ Кроуфорд 1974 , с. 490.
  2. ^ Wilson 2021 , стр. 333, 334. « Целью диктатора было отбросить Рим назад , вернув его к нормальному состоянию, в котором он существовал до того, как возникла необходимость или кризис, требующий разрешения» (курсив в оригинале).
  3. ^ Уилсон 2021 , с. 334.
  4. ^ Линтотт 1999 , с. 109.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Линтотт 1999 , с. 110.
  6. ^ Дрогула 2015 , стр. 27–28. (цитата по Ливи , 7.3.5; см. также Дрогула 2015 , стр. 15.
  7. ^ Jump up to: а б Ридли 1979 , с. 303.
  8. ^ Ливий , 2.18.
  9. ^ Уилсон 2021 , с. 35.
  10. ^ Jump up to: а б с Ридли 1979 , с. 304.
  11. ^ Линтотт 1999 , стр. 109–10.
  12. ^ Ридли 1979 , с. 304. Ридли приписывает эту точку зрения Моммзену; он также добавляет: «Часто цитируемая фраза о том, что диктатура была «временной реставрацией монархии», на самом деле не была истинной точкой зрения Моммзена».
  13. ^ Ридли 1979 , стр. 304, 305.
  14. ^ Ридли 1979 , с. 305.
  15. ^ Jump up to: а б Ридли 1979 , с. 306.
  16. ^ Дрогула 2015 , стр. 29–30.
  17. ^ Jump up to: а б Ридли 1979 , с. 307.
  18. ^ Ридли 1979 , стр. 307, 308.
  19. ^ Бротон 1951 , с. 243.
  20. ^ Jump up to: а б Уилсон 2021 , с. 124.
  21. ^ Бротон 1951 , с. 215.
  22. ^ Vervaet 2015 , «Процедуры и полномочия», пункт 1.
  23. ^ Уилсон 2021 , с. 131.
  24. ^ Vervaet 2015 , «Процедуры и полномочия», параграф 1.
  25. ^ Уилсон 2021 , с. 132.
  26. ^ Vervaet 2015 , «Процедуры и полномочия», пункт 2.
  27. ^ Линтотт 1999 , с. 110-11.
  28. ^ Vervaet 2015 , «Основные особенности народной магистратуры», параграф 2.
  29. ^ Jump up to: а б Vervaet 2015 , «Процедуры и полномочия», пункт 3.
  30. ^ Vervaet 2015 , «Основные особенности народной магистратуры», параграф 2.
  31. ^ Vervaet 2015 , «Роль и значение в Ранней и Средней республике», параграф 3.
  32. ^ Jump up to: а б Бротон 1951 , с. 112.
  33. ^ Бротон 1951 , с. 132.
  34. ^ Бротон 1951 , с. 150.
  35. ^ Бротон 1951 , с. 152.
  36. ^ Jump up to: а б Бротон 1951 , с. 248.
  37. ^ Jump up to: а б Вервает 2015 , «Роль и значение в Ранней и Средней республике», параграф 3.
  38. ^ Уилсон 2021 , с. 70.
  39. ^ Уилсон 2021 , с. 89. Если бы консул оказался в ловушке, только один консул мог бы передвигаться, что потребовало бы диктатора; если оба консула заняты войной, для проведения выборов может быть назначен диктатор; если один из консулов ​​был убит, диктатор мог быть назначен вместо него, прежде чем мог быть избран преемник.
  40. ^ Например, Бротон 1951 , с. 145.
  41. ^ Уилсон 2021 , с. 166.
  42. ^ Jump up to: а б с Линтотт 1999 , с. 111.
  43. ^ Уилсон 2021 , с. 158.
  44. ^ Vervaet 2015 , «Основные особенности народной магистратуры», параграф 1.
  45. ^ Шервин-Уайт и Линтотт, 2012 .
  46. ^ Jump up to: а б с д и Линтотт 1999 , с. 112.
  47. ^ Бротон 1951 , с. 117.
  48. ^ Ливий , 7.3.9.
  49. ^ Бротон 1951 , с. 125.
  50. ^ Линтотт 1999 , с. 111. «Ссора между Л. Папирием Курсором и его хозяином конницы К. Фабием Максимом Руллианом , по-видимому, [иллюстрирует], что верховная власть диктатора не обязательно распространялась на город... [она также показала], что власть диктатор не отменил решения трибунов - об этом свидетельствует также традиция об апелляциях против диктатора К. Мения и угроза трибуна наложить вето на выборы, проводимые диктатором». Об угрозе вето на выборах см. Livy 27.6.2–11.
  51. ^ Например, Бротон 1951 , с. 118 (отмечено преследование Луция Манлия Капитолийского в 362 г. до н. э.).
  52. ^ Например, Уилсон 2021 , с. 333.
  53. ^ Wilson 2021 , стр. 248 и последующие, 252–53, 256.
  54. ^ Vervaet 2015 , «Роль и значение в Ранней и Средней республике», параграф 2.
  55. ^ Vervaet 2015 , «Роль и значение в Ранней и Средней республике», абзацы 3, 4.
  56. ^ Vervaet 2015 , «Роль и значение в ранней и средней республике», параграф 4.
  57. ^ Jump up to: а б Вервает 2015 , «Роль и значение в Ранней и Средней республике», пункт 5.
  58. ^ Хартфилд, Марианна (1982). Римская диктатура: ее характер и эволюция (доктор философии). Калифорнийский университет, Беркли.
  59. ^ Jump up to: а б Уилсон 2021 , с. 268.
  60. ^ Уилсон 2021 , с. 269. «Не случайно первые годы широкого использования проконсульства совпали с последними годами опоры на диктатуру».
  61. ^ Уилсон 2021 , с. 269.
  62. ^ Уилсон 2021 , с. 270.
  63. ^ Уилсон 2021 , с. 275.
  64. ^ Линтотт 1999 , стр. 112–13.
  65. ^ Уилсон 2021 , с. 285.
  66. ^ Уилсон 2021 , с. 286, 287.
  67. ^ Бротон 1952 , стр. 66, 74, 79, 82.
  68. ^ Уилсон 2021 , стр. 334–336.
  69. ^ Уилсон 2021 , с. 290-91. «Валерий, вероятно, курировал не выборы как таковые... а принятие закона о назначении Суллы диктатором в порядке, установленном для Фабия Максима».
  70. ^ Бротон 1952 , с. 66.
  71. ^ Jump up to: а б Бадиан, Эрнст (2012). «Корнелий, Сулла Феликс, Луций». В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 384, 385. ISBN.  978-0-19-954556-8 . OCLC   959667246 .
  72. ^ Vervaet 2015 , «Диктатура Л. Корнелия Суллы, 82–79 до н.э.».
  73. ^ Уилсон 2021 , с. 291–293.
  74. ^ Цветок 2010 , с. 133. «Как убедительно доказывалось, Сулла рассматривал свою диктатуру в квазиреспубликанских терминах, как специальную должность, призванную выполнять конкретную задачу, а именно установление конституционной (республиканской) формы правления».
  75. ^ Цветок 2010 , с. 120.
  76. ^ Цветок 2010 , с. 133.
  77. ^ Уилсон 2021 , с. 301-2.
  78. ^ Уилсон 2021 , с. 303 н. 1.
  79. ^ Уилсон 2021 , стр. 304. Ссылаясь на Суэта. Июль. 9.1.
  80. ^ Уилсон 2021 , с. 305.
  81. ^ Уилсон 2021 , с. 305, описывая диктатуру как «меч, лежащий наготове для любого [человека], у которого есть авторитет и амбиции, чтобы поднять его [на благо] диктатора и его фракции».
  82. ^ Уилсон 2021 , стр. 307, 308.
  83. ^ Jump up to: а б Уилсон 2021 , с. 308.
  84. ^ Рэмси, Джон Т. (2016). «Как и почему Помпей стал единственным консулом в 52 г. до н.э.?» . Historia: Журнал древней истории . 65 (3): 298–324. дои : 10.25162/история-2016-0017 . ISSN   0018-2311 . JSTOR   45019234 . S2CID   252459421 .
  85. ^ Уилсон 2021 , с. 309.
  86. ^ Уилсон 2021 , с. 315.
  87. ^ Уилсон 2021 , с. 325.
  88. ^ Уилсон 2021 , с. 326.
  89. ^ Уилсон 2021 , с. 328.
  90. ^ Уилсон 2021 , стр. 328–29.
  91. ^ Уилсон 2021 , с. 331.
  92. ^ Уилсон 2021 , с. 329.
  93. ^ Jump up to: а б Уилсон 2021 , с. 330.
  94. ^ Jump up to: а б Vervaet 2015 , «Процедуры и полномочия», пункт 4.

Источники

[ редактировать ]

Современные источники

Древние источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f84e560a377d3ba223bc8ab51e91e9a9__1716333180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/a9/f84e560a377d3ba223bc8ab51e91e9a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman dictator - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)