Jump to content

Древнеримская технология

Пон-дю-Гар (I век нашей эры), над Гардоном на юге Франции, является одним из шедевров римской технологии.

Древнеримские технологии — это совокупность техник, навыков, методов, процессов и инженерных практик, которые поддерживали римскую цивилизацию и сделали возможным расширение экономики и вооруженных сил Древнего Рима (753 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Римская империя была одной из наиболее технологически развитых цивилизаций древности, причем некоторые из наиболее передовых концепций и изобретений были забыты в бурные эпохи поздней античности и раннего средневековья . Постепенно некоторые технологические достижения римлян были заново открыты и/или улучшены в средние века и в начале современной эпохи ; некоторые из них были в таких областях, как гражданское строительство, строительные материалы, транспортные технологии, а также в некоторых изобретениях, таких как механическая жатка , которые не улучшались до 19 века. Римляне достигли высокого уровня технологий во многом потому, что они заимствовали технологии у греков , этрусков , кельтов и других.

Имея ограниченные источники власти, римлянам удалось построить впечатляющие сооружения, некоторые из которых сохранились до наших дней. Долговечность римских построек, таких как дороги, плотины и здания, учитывается в строительных технологиях и методах, которые они использовали в своих строительных проектах. Рим и его окрестности содержали различные типы вулканических материалов, с которыми римляне экспериментировали при создании строительных материалов, особенно цемента и строительных растворов. [1] Наряду с бетоном в качестве строительных материалов римляне использовали камень, дерево и мрамор. Они использовали эти материалы для строительства объектов гражданского строительства в своих городах и транспортных средств для наземных и морских путешествий.

Война была важным аспектом римского общества и культуры. Военные использовались не только для территориального захвата и защиты, но и в качестве инструмента, который гражданские администраторы могли использовать для укомплектования штатов провинциальных правительств и оказания помощи в строительных проектах. [2] Римляне переняли, усовершенствовали и разработали военные технологии для пехоты, кавалерии и осадных орудий для наземных и морских условий.

Помимо военной инженерии, римляне также внесли значительный вклад в медицинские технологии . [3]

Виды власти

[ редактировать ]

Человеческая сила

[ редактировать ]

Наиболее доступными источниками энергии для древних были человеческая сила и сила животных. Механические устройства были разработаны для помощи в манипулировании объектами, которые превосходили человеческие силы - одним из таких устройств была лебедка , в которой для манипулирования объектами использовались веревки и шкивы. Устройство приводилось в действие за счет того, что несколько человек толкали или тянули ручные шипы, прикрепленные к цилиндру.

Человеческая сила также была фактором движения кораблей, особенно военных. Хотя паруса с приводом от ветра были доминирующим видом энергии на водном транспорте , военные суда часто использовали греблю во время боевых сражений. [4]

Сила животных

[ редактировать ]

В основном сила животных использовалась для транспортировки. Для разных задач использовались несколько видов животных. Будучи сильными и дешевыми в содержании, быки использовались для ведения сельского хозяйства и перевозки больших масс товаров. Если требовалась скорость, использовались лошади. Основной средой, требующей скорости, было поле битвы, где в кавалерии и разведывательных отрядах использовались лошади. Для перевозки пассажиров или легких материалов обычно использовались ослы или мулы, поскольку они были быстрее волов и дешевле по корму, чем лошади. Животные использовались не только в качестве транспортного средства, но и в работе вращающихся мельниц.

Схема водяного колеса Overshot

За пределами суши была обнаружена схема корабля, приводимого в движение животными. В работе, известной как Anonymous De rebus bellicis, описывается корабль, приводимый в движение волами. При этом волы прикреплены к вращающемуся устройству, которое движется по кругу на полу палубы и вращает два гребных колеса, по одному с каждой стороны корабля. Вероятность того, что такой корабль когда-либо будет построен, невелика из-за непрактичности управления животными на плавсредстве. [4]

Гидроэнергетика

[ редактировать ]

Энергия из воды вырабатывалась с помощью водяного колеса . Водяное колесо имело две основные конструкции: недолет и перелет. Подъемное водяное колесо генерировало энергию за счет естественного потока проточной воды, воздействующего на погруженные в воду лопасти колеса. Водяное колесо с овершотом вырабатывало энергию за счет потока воды по его ведрам сверху. Обычно этого достигали путем строительства акведука над колесом. Хотя можно сделать водяное колесо с перелетом на 70 процентов более эффективным, чем с недолетом, обычно предпочтительным водяным колесом является недолет. Причина заключалась в том, что экономические затраты на строительство акведука были слишком высоки для небольшой выгоды от более быстрого вращения водяного колеса. Основная цель водяных колес заключалась в выработке энергии для фрезерных операций и поднятии воды выше естественной высоты системы. Существуют также свидетельства того, что водяные колеса использовались для привода пил, хотя сохранились лишь скудные описания таких устройств. [4]

Реконструкция паровой машины героя Александрийского Эолипила, I век н.э.

Энергия ветра

[ редактировать ]

Энергия ветра использовалась при эксплуатации плавсредств за счет использования парусов. Ветряные мельницы, похоже, не были созданы в древние времена. [4]

Солнечная энергия

[ редактировать ]

Римляне использовали Солнце в качестве пассивного источника солнечного тепла для зданий, таких как бани. Термы были построены с большими окнами, выходящими на юго-запад, где находится Солнце в самое жаркое время суток. [5]

Теоретические типы власти

[ редактировать ]

Мощность пара

[ редактировать ]

Производство электроэнергии с помощью пара оставалось теоретическим в римском мире. Герой Александрийский опубликовал схему парового устройства, вращавшего шар на оси. Устройство использовало тепло котла для подачи пара через систему трубок к шару. Устройство производило примерно 1500 об/мин, но никогда не было бы практичным в промышленном масштабе, поскольку трудозатраты на эксплуатацию, заправку и поддержание тепла устройства обошлись бы слишком дорого. [4]

Технология как ремесло

[ редактировать ]

Римская технология во многом основывалась на системе ремесел. Технические навыки и знания содержались в конкретной профессии, например, каменщики. В этом смысле знания обычно передавались от мастера-ремесленника к ученику ремесленника. Поскольку существует лишь несколько источников, из которых можно черпать техническую информацию, предполагается, что торговцы держали свои знания в секрете. Витрувий , Плиний Старший и Фронтин — одни из немногих писателей, опубликовавших техническую информацию о римских технологиях. [5] Существовал корпус руководств по основам математики и естественных наук, таких как многочисленные книги Архимеда , Ктесибия , Герона (он же Герой Александрийский) , Евклида и так далее. , не все руководства, которые были доступны римлянам, сохранились утраченные работы Как показывают .

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

Строительные материалы и инструменты

[ редактировать ]
высотой 10,4 метра Реконструкция римского строительного крана в Бонне , Германия.

Древесина

[ редактировать ]

Римляне создали огнеупорную древесину, покрыв ее квасцами . [6]

Идеально было добывать камни из карьеров, расположенных как можно ближе к месту строительства, чтобы снизить затраты на транспортировку. Каменные блоки формовались в карьерах путем пробивания отверстий нужной длины и ширины. Затем в отверстия забивали деревянные клинья. Затем отверстия были заполнены водой, чтобы клинья раздулись с достаточной силой, чтобы вырезать каменный блок из земли. Были найдены блоки размерами 23 х 14 х 15 футов и весом около 1000 тонн. Есть свидетельства того, что пилы были разработаны для резки камня еще в имперскую эпоху. Первоначально римляне использовали пилы с ручным приводом для резки камня, но позже разработали пилы для резки камня, приводимые в движение водой. [6]

Соотношение смеси римских известковых растворов зависело от того, где был приобретен песок для смеси. Для песка, собранного в реке или море, соотношение смеси составляло две части песка, одну часть извести и одну часть измельченных ракушек. Для песка, собранного дальше вглубь суши, смесь состояла из трех частей песка и одной части извести. Известь для строительных растворов готовили в известковых печах — подземных ямах, предназначенных для защиты от ветра. [6]

Другой тип римского раствора известен как раствор пуццолана . Пуццолана — это вещество вулканической глины, расположенное в Неаполе и его окрестностях. Соотношение смеси для цемента составляло две части пуццолана и одна часть известкового раствора. Благодаря своему составу пуццолановый цемент мог образовываться в воде и оказался таким же твердым, как и естественная формирующаяся порода. [6]

Краны использовались для строительных работ и, возможно, для погрузки и разгрузки судов в портах, хотя в отношении последнего использования, согласно «нынешнему уровню знаний», до сих пор нет никаких доказательств. [7] Большинство кранов были способны поднять около 6–7 тонн груза и, судя по рельефу, показанному на Колонне Траяна, работали с помощью гусеничного колеса .

Купол Пантеона , построенный в 113–125 годах нашей эры.

Римляне проектировали Пантеон, думая о понятиях красоты, симметрии и совершенства. Римляне включили эти математические концепции в свои проекты общественных работ. Например, концепция совершенных чисел была использована при проектировании Пантеона, встроив в купол 28 сундуков. Совершенное число — это число, в котором его делители складываются само собою. Так, число 28 считается совершенным числом, поскольку его делители 1, 2, 4, 7 и 14 в сумме дают 28. Совершенные числа встречаются крайне редко, и на каждое количество цифр приходится только одно число. (один для однозначных, двузначных, трехзначных, четырехзначных чисел и т. д.). Воплощение в конструкции математических концепций красоты, симметрии и совершенства передает техническую изощренность римских инженеров. [8]

Римский бетон имел важное значение для дизайна Пантеона. Раствор, используемый при строительстве купола, состоит из смеси извести и вулканического порошка, известного как пуццолана. Бетон подходит для строительства толстых стен, поскольку для затвердевания ему не требуется полное высыхание. [9]

Строительство Пантеона было масштабным мероприятием, потребовавшим большого количества ресурсов и человеко-часов. По оценкам Делана, общее количество рабочей силы, необходимой для строительства Пантеона, составляет около 400 000 человеко-дней. [10]  

Собор Святой Софии

[ редактировать ]
Собор Святой Софии в Стамбуле , построен в 537 году нашей эры.

Хотя собор Святой Софии был построен после падения Западной империи, при его строительстве использовались строительные материалы и технологии, характерные для Древнего Рима. Здание было построено с использованием пуццоланового раствора. Доказательством использования этого вещества является провисание арок конструкции во время строительства, поскольку отличительной особенностью пуццоланового раствора является большое количество времени, необходимое для его застывания. Инженерам пришлось снять декоративные стены, чтобы дать раствору затвердеть. [11]

Пуццолановый раствор, использованный при строительстве собора Святой Софии, содержит не вулканический пепел, а измельченную кирпичную пыль. Состав материалов, используемых в растворе из пуццолана, обеспечивает повышенную прочность на разрыв. Раствор, состоящий в основном из извести, имеет прочность на разрыв примерно 30 фунтов на квадратный дюйм, тогда как раствор из пуццолана, в котором используется измельченная кирпичная пыль, имеет прочность на разрыв 500 фунтов на квадратный дюйм. Преимуществом использования пуццоланового раствора при строительстве собора Святой Софии является увеличение прочности швов. Швы из раствора, используемые в конструкции, шире, чем можно было бы ожидать в типичной конструкции из кирпича и раствора. Тот факт, что швы раствора широкие, позволяет предположить, что проектировщики собора Святой Софии знали о высокой прочности раствора и использовали его соответствующим образом. [11]

Гидротехнические сооружения

[ редактировать ]

Акведуки

[ редактировать ]

Римляне построили множество акведуков для подачи воды. Сам город Рим снабжался одиннадцатью акведуками из известняка, которые ежедневно обеспечивали город более 1 миллиона кубических метров воды, что достаточно для 3,5 миллионов человек даже в наше время. [12] и общей длиной 350 километров (220 миль). [13]

Римский акведук Сеговии в современной Испании, построенный в I веке нашей эры.

Вода внутри акведуков полностью зависела от гравитации. Возвышающиеся каменные каналы, по которым текла вода, были слегка наклонены. Воду возили прямо из горных источников. После прохождения акведука вода собиралась в резервуары и по трубам подавалась в фонтаны, туалеты и т. д. [14]

Главными акведуками Древнего Рима были Аква Клавдия и Аква Марсия . [15] Большинство акведуков были построены под поверхностью земли, и лишь небольшие их части над землей поддерживались арками. [16] Традиционно считалось, что самый длинный римский акведук длиной 178 километров (111 миль) снабжает город Карфаген . Сложная система, построенная для снабжения Константинополя, имела самые отдаленные источники снабжения, расположенные на расстоянии более 120 км по извилистому маршруту длиной более 336 км. [17]

Римские акведуки были построены с удивительно тонкими допусками и в соответствии с технологическими стандартами, равных которым не было до наших дней. Работая исключительно под действием силы тяжести , они очень эффективно транспортировали очень большие объемы воды. Иногда, когда приходилось преодолевать впадины глубиной более 50 метров, перевернутые сифоны . для нагнетания воды в гору использовались [16] Акведук также снабжал водой овершотные колеса в Барбегале в Римской Галлии , комплексе водяных мельниц, провозглашенном «величайшей известной концентрацией механической энергии в древнем мире». [18]

Однако римские акведуки вызывают в воображении образы воды, перемещающейся на большие расстояния по арочным мостам; только 5 процентов воды, транспортируемой по системам акведуков, перемещается по мостам. Римские инженеры старались сделать маршруты акведуков максимально практичными. На практике это означало проектирование акведуков, которые протекали бы на уровне земли или ниже уровня поверхности, поскольку они были более экономически эффективными, чем строительство мостов, учитывая, что стоимость строительства и обслуживания мостов была выше, чем стоимость наземных и подземных возвышений. Мосты-акведуки часто нуждались в ремонте и годами не использовались. Кража воды из акведуков была частой проблемой, которая приводила к трудностям с оценкой количества воды, протекающей по каналам. [19] Чтобы предотвратить разрушение каналов акведуков, использовался пластырь, известный как opus Signinum. [5] Штукатурка включала измельченную терракоту в типичную римскую смесь из пуццолана и извести. [20]

Плотина Прозерпина была построена в первом-втором веке нашей эры и используется до сих пор.

Римляне построили плотины для сбора воды, такие как плотины Субиако , две из которых питали Анио Новус , один из крупнейших акведуков Рима . Они построили 72 плотины только в одной стране, Испании , и многие другие плотины известны по всей Империи, некоторые из них используются до сих пор. В одном месте, Монтефурадо в Галисии , они, похоже, построили дамбу через реку Сил, чтобы обнажить россыпные месторождения золота в русле реки. Это место находится недалеко от впечатляющего римского золотого рудника Лас Медулас . известно несколько земляных плотин Из Британии , в том числе хорошо сохранившийся образец из римского Ланчестера, Лонговициум , где она, возможно, использовалась в кузнечном или плавильном деле в промышленных масштабах , судя по грудам шлака, найденным на этом месте в северной Англии. Резервуары для хранения воды также распространены вдоль систем акведуков, и известны многочисленные примеры только из одного места — золотых рудников в Долаукоти на западе Уэльса . Каменные плотины были распространены в Северной Африке и обеспечивали надежное водоснабжение из вади за многими поселениями.

Римляне строили плотины для хранения воды для орошения. Они понимали, что водосбросы необходимы для предотвращения размывания грунтовых берегов. В Египте римляне переняли у набатейцев водную технологию, известную как орошение вади . Вади представляли собой метод, разработанный для улавливания большого количества воды, образующейся во время сезонных наводнений, и хранения ее на вегетационный период. Римляне успешно развили эту технику в более широком масштабе. [19]

Санитария

[ редактировать ]
Римские бани в английском городе Бат. Первоначально на этом месте в 60 году нашей эры был построен храм, а со временем достраивался купальный комплекс.

Римляне не изобретали водопровод или туалеты, а позаимствовали систему удаления отходов у своих соседей, особенно у минойцев. [21] Система утилизации отходов не была новым изобретением, а существовала примерно с 3100 г. до н.э., когда она была создана в долине реки Инд. [22] Римские общественные бани или термы выполняли гигиенические, социальные и культурные функции. В банях было три основных помещения для купания. Раздевшись в аподитериуме или раздевалке, римляне направлялись в тепидарий или теплую комнату. В умеренно сухой жаре тепидария некоторые выполняли разминочные упражнения и растягивались, в то время как другие натирали себя маслом или просили рабов смазывать их маслом. Основная цель тепидария заключалась в том, чтобы стимулировать потоотделение для подготовки к следующей комнате, кальдарию или парной. В кальдарии, в отличие от тепидария, было чрезвычайно влажно и жарко. Температура в кальдарии могла достигать 40 градусов по Цельсию (104 градуса по Фаренгейту). Во многих из них были паровые бани и фонтан с холодной водой, известный как губа . Последней комнатой был фригидарий или холодная комната, в которой предлагалась холодная ванна для охлаждения после кальдария. У римлян также были туалеты со смывом .

Римские бани

[ редактировать ]

Сохранение тепла в помещениях было важно при эксплуатации бань, чтобы посетители не простудились. Чтобы двери не оставались открытыми, дверные стойки были установлены под наклоном, чтобы двери автоматически закрывались. Еще одним методом повышения теплоотдачи было использование деревянных скамеек поверх камня, поскольку дерево проводит меньше тепла. [23]

Транспорт

[ редактировать ]
Древний Аппиев путь

Римляне в первую очередь строили дороги для своих военных. Их экономическое значение, вероятно, также было значительным, хотя движение повозок по дорогам часто запрещалось, чтобы сохранить их военную ценность. В общей сложности было построено более 400 000 километров (250 000 миль) дорог, 80 500 километров (50 000 миль) из которых были вымощены камнем. [24]

Правительство регулярно обслуживало вдоль дорог промежуточные станции с прохладительными напитками. Сохранялась также отдельная система пересадок для официальных и частных курьеров. Это позволило отправке преодолеть максимум 800 километров (500 миль) за 24 часа с использованием эстафеты лошадей.

Дороги строились путем рытья ям по всей длине предполагаемого участка, часто в скале . Яму сначала засыпали камнями, гравием или песком, а затем слоем бетона. Наконец, они были вымощены многоугольными каменными плитами. Римские дороги считаются самыми современными дорогами, построенными до начала 19 века. Через водные пути были построены мосты. Дороги были устойчивы к наводнениям и другим экологическим опасностям. После падения Римской империи дороги все еще были пригодны для использования и использовались более 1000 лет.

Большинство римских городов имели форму квадрата. К центру города или форуму вели 4 основные дороги. Они образовывали форму креста, и каждая точка на краю креста была воротами в город. К этим главным дорогам соединялись дороги поменьше, улицы, на которых жили люди.

Римские мосты строились из камня и/или бетона и использовали арку . Построенный в 142 году до нашей эры Понс Эмилий , позже названный Понте Ротто (сломанный мост), является старейшим римским каменным мостом в Риме, Италия. Самым большим римским мостом был мост Траяна через нижний Дунай, построенный Аполлодором Дамасским , который на протяжении тысячелетия оставался самым длинным мостом, построенным как по общей длине, так и по длине пролета. Большую часть времени они находились на высоте не менее 60 футов (18 м) над водой.

Мост Алькантара, построенный в 104–106 годах нашей эры, был построен в стиле, аналогичном мосту Траяна.

Римские повозки имели множество назначений и имели самые разные формы. Для перевозки грузов использовались грузовые телеги. Тележки-бочки использовались для перевозки жидкостей. Повозки имели большие цилиндрические бочки, уложенные горизонтально верхом вперед. Для перевозки строительных материалов, например песка или грунта, римляне использовали повозки с высокими стенками. Также использовались тележки общественного транспорта, некоторые из которых были рассчитаны на размещение до шести человек. [25]

Римляне разработали железнодорожную грузовую систему для перевозки тяжелых грузов. Рельсы представляли собой канавки, встроенные в существующие каменные дороги. Тележки, использовавшиеся в такой системе, имели большие блок-оси и деревянные колеса с металлическими кожухами. [25]

Тележки также имели тормоза, упругие подвески и подшипники. В эластичных системах подвески использовались кожаные ремни, прикрепленные к бронзовым опорам, для подвешивания кареты над осями. Система помогла сделать езду более плавной за счет снижения вибрации. Римляне переняли подшипники, разработанные кельтами. Подшипники уменьшили трение вращения за счет использования грязи для смазки каменных колец. [25]

Промышленный

[ редактировать ]
Римский золотой рудник Розия Монтана

Горное дело

[ редактировать ]

Римляне также широко использовали акведуки в своих обширных горнодобывающих операциях по всей империи: в некоторых местах, таких как Лас Медулас на северо-западе Испании, было по крайней мере 7 основных каналов, входящих в шахту. Другие участки, такие как Долаукоти на юге Уэльса, питались как минимум пятью участками , все из которых вели к резервуарам и резервуарам или цистернам высоко над нынешним открытым карьером. Вода использовалась для гидравлической добычи полезных ископаемых , когда потоки или волны воды выбрасываются на склон холма, сначала для обнаружения золотосодержащей руды, а затем для обработки самой руды. Обломки камней можно было смыть с помощью заглушения , а воду также использовать для тушения пожаров, возникающих с целью разрушения твердой породы и жил, - метод, известный как поджог .

Месторождения россыпного золота можно было разрабатывать и извлекать золото без необходимости дробления руды. Под резервуарами были установлены промывочные столы для сбора золотой пыли и любых присутствующих самородков. Жильное золото нуждалось в дроблении, и они, вероятно, использовали дробильные или штамповочные мельницы с водяными колесами, чтобы измельчить твердую руду перед промывкой. Большое количество воды требовалось также при глубокой добыче полезных ископаемых для удаления мусора и привода в действие примитивных машин, а также для промывки измельченной руды. Плиний Старший дает подробное описание добычи золота в книге xxxiii своей Naturalis Historia , большая часть которого подтверждена археологией . То, что они широко использовали водяные мельницы в других местах, подтверждается мукомольными мельницами в Барбегале на юге Франции и на Яникулуме в Риме .

Военная техника

[ редактировать ]

Римские военные технологии варьировались от личного снаряжения и вооружения до смертоносных осадных машин.

Пеший солдат

[ редактировать ]

Вооружение

[ редактировать ]

Пилум (копье): тяжелое римское копье было оружием, излюбленным легионерами, и весило примерно пять фунтов/2,25 килограмма. [26] Усовершенствованное копье было рассчитано на одноразовое использование и было уничтожено при первом использовании. Эта способность не позволяла противнику повторно использовать копья. Все солдаты имели при себе две версии этого оружия: основное копье и резервное. Твердый деревянный брусок в середине оружия обеспечивал легионерам защиту рук при ношении устройства. По словам Полибия , у историков есть записи о том, «как римляне бросали копья, а затем атаковали мечами». [27] Эта тактика, казалось, была обычной практикой среди римской пехоты.

Римские чешуйчатые доспехи

В то время как тяжелые, замысловатые доспехи не были редкостью ( катафракты ), римляне усовершенствовали относительно легкие доспехи полного туловища, сделанные из сегментированных пластин ( lorica сегментата ). Этот сегментированный доспех обеспечивал хорошую защиту жизненно важных участков, но не закрывал такую ​​большую часть тела, как лорика хамата или кольчуга. обеспечивала Сегментированная лорика лучшую защиту, но пластинчатые ленты были дорогими, их было сложно производить и ремонтировать в полевых условиях. Как правило, кольчуга была дешевле, ее легче производить и проще в обслуживании, она была универсальной и ее было удобнее носить; таким образом, он оставался основной формой доспехов, даже когда сегментированная лорика использовалась .

Тестудо — тактический военный маневр, придуманный в Риме. Эта тактика была реализована путем того, что подразделения поднимали свои щиты, чтобы защитить себя от падающих на них вражеских снарядов. Эта стратегия работала только в том случае, если каждый член тестудо защищал своего товарища. Обычно используемая во время осадных сражений, «чистая дисциплина и синхронизация, необходимые для формирования Тестудо», были свидетельством способностей легионеров. [28] Testudo, что на латыни означает «черепаха», «не было нормой, а скорее применялось в конкретных ситуациях для борьбы с конкретными угрозами на поле боя». [28] Греческая фаланга и другие римские формирования послужили источником вдохновения для этого маневра.

Кавалерия

[ редактировать ]

Седло римской кавалерии имело четыре рога [1] и, как полагают, было скопировано у кельтских народов.

Осадная война

[ редактировать ]

Римские осадные машины, такие как баллисты , скорпионы и онагры, не были уникальными, но римляне, вероятно, были первыми людьми, которые ставили баллисты на повозки для лучшей мобильности в походах. Считается, что на поле боя их использовали для уничтожения лидеров противника. Есть одно сообщение об использовании артиллерии в бою у Тацита, «Истории III, 23»:

Вступив в бой, они отбросили врага только для того, чтобы быть отброшенными сами, поскольку вителлийцы сосредоточили свою артиллерию на возвышенности, чтобы у них была свободная и открытая площадка для ведения огня; их предыдущие выстрелы разлетелись и попали в деревья, не причинив врагу вреда. Баллиста огромных размеров, принадлежащая Пятнадцатому легиону, стала причинять большой вред линии флавианцев огромными камнями, которые она швыряла; и это вызвало бы большие разрушения, если бы не блестящая храбрость двух солдат, которые, взяв несколько щитов у мертвых и замаскировавшись таким образом, перерезали канаты и пружины машины . [29]

Помимо инноваций в сухопутной войне, римляне также разработали корвус (абордажное устройство) — разводной мост, который мог прикрепиться к вражескому кораблю и позволить римлянам подняться на борт вражеского корабля. Разработанная в годы Первой Пунической войны, она позволила им применить опыт ведения сухопутной войны на море. [29]

Баллисты и онагры

[ редактировать ]

Хотя основные изобретения артиллерии были созданы греками, Рим увидел возможность улучшить эту артиллерию дальнего действия. Крупные артиллерийские орудия, такие как карробаллисты и онагры, обстреливали позиции противника, прежде чем наземная атака была осуществлена ​​пехотой. Манубаллисту «часто описывают как самую совершенную двуручную торсионную машину, используемую римской армией». [28] Оружие часто выглядит как установленный арбалет, способный стрелять снарядами. Точно так же онагр, «названный в честь дикого осла из-за его «удара ногой», был более крупным оружием, способным метать большие снаряды в стены или форты. [28] Оба были очень способными военными машинами и использовались римской армией.

Компьютерная модель гелеполиса

Гелеполис

[ редактировать ]

Гелеполис был транспортным средством, используемым для осады городов. У машины были деревянные стенки, защищавшие солдат, когда их транспортировали к стенам противника. Достигнув стен, солдаты высаживались на вершине 15-метрового сооружения и падали на вражеские валы. Чтобы быть эффективным в бою, Хелеполис был спроектирован как самоходный. Самоходные машины приводились в движение с помощью двух типов двигателей: внутреннего двигателя, приводимого в движение людьми, или двигателя с противовесом, приводимого в движение силой тяжести. В двигателе с приводом от человека использовалась система тросов, которые соединяли оси с кабестаном. Было подсчитано, что для поворота шпиля потребуется не менее 30 человек, чтобы превысить силу, необходимую для перемещения транспортного средства. Вместо одного шпиля, возможно, использовались два, в результате чего количество людей, необходимых на один кабестан, сократилось до 16, в общей сложности 32 человека для питания гелеполиса. В двигателе противовеса с гравитационным приводом использовалась система тросов и шкивов для приведения в движение транспортного средства. Веревки были обернуты вокруг осей и пропущены через систему шкивов, которая соединяла их с противовесом, висящим наверху автомобиля. Противовесы могли быть сделаны из свинца или ведра с водой. Свинцовый противовес был заключен в трубу, наполненную семенами, чтобы предотвратить его падение. Противовес ведра с водой опорожнялся, когда он достигал нижней части транспортного средства, поднимался обратно наверх и заполнялся водой с помощью возвратно-поступательного водяного насоса, чтобы снова можно было добиться движения. Подсчитано, что для перемещения гелеполиса массой 40000 кг необходим противовес массой 1000 кг. [25]

Греческий огонь

[ редактировать ]

Первоначально зажигательное оружие, перенятое у греков в VII веке нашей эры, греческий огонь «является одним из очень немногих изобретений, ужасающая эффективность которого была отмечена» [28] множество источников. Римские новаторы сделали это и без того смертоносное оружие еще более смертоносным. Его природу часто называют «предшественником напалма». [28] Военные стратеги часто эффективно использовали это оружие во время морских сражений, а ингредиенты его конструкции «остались тщательно охраняемой военной тайной». [28] Несмотря на это, разрушения, причиненные греческим огнем в бою, неоспоримы.

Изображение римского понтонного моста на колонне Марка Аврелия , построенного в 193 году нашей эры.

Транспорт

[ редактировать ]

Понтонный мост

[ редактировать ]

Мобильность для вооруженных сил была важным ключом к успеху. Хотя это не было римским изобретением, поскольку были случаи, когда «древние китайцы и персы использовали плавающий механизм». [28] Римские полководцы с большим успехом использовали это нововведение в кампаниях. Более того, инженеры усовершенствовали скорость строительства этих мостов. Лидеры с большим успехом удивили вражеские подразделения, быстро переправившись через опасные водоемы. Легкие поделки «организовывались и связывались с помощью досок, гвоздей и тросов». [28] Вместо строительства новых импровизированных мостов чаще использовались плоты, что позволяло быстро строить и демонтировать. [30] Целесообразное и ценное нововведение понтонного моста также объяснило его успех выдающимися способностями римских инженеров.

Хирургические инструменты, которыми пользовались древние римляне

Медицинская техника

[ редактировать ]

Операция

[ редактировать ]

Хотя в древнем мире практиковались различные уровни медицины, [31] Римляне создали или впервые изобрели множество инновационных операций и инструментов, которые используются до сих пор, например, кровоостанавливающие жгуты и артериальные хирургические зажимы. [32] Рим также был ответственным за создание первого подразделения боевой хирургии, и этот шаг в сочетании с их вкладом в медицину сделал римскую армию силой, с которой нужно считаться. [32] Они также использовали элементарную версию антисептической хирургии за годы до того, как ее использование стало популярным в 19 веке, и имели очень способных врачей. [32]

Технологии, разработанные или изобретенные римлянами

[ редактировать ]
Технология Комментарий
Абак, Роман Портативный.
квасцы Производство квасцов (KAl(SO 4 ) 2 .12H 2 O) из алунита (KAl 3 (SO 4 ) 2 . (OH) 6 ) археологически засвидетельствован на острове Лесбос. [33] Это место было заброшено в VII веке, но датируется, по крайней мере, II веком нашей эры.
Амфитеатр См., например, Колизей .
Многоквартирный дом См., например, Инсула .
Акведук , настоящая арка Пон-дю-Гар , Сеговия и т. д.
Арка , монументальная
Баня, монументальная общественная ( Thermae ) См., например, Термы Диоклетиана.
Книга ( Кодекс ) Впервые упоминается Марсьялем в I веке нашей эры. Имеет много преимуществ перед свитком.
Латунь Римляне имели достаточно знаний о цинке , чтобы производить чеканку латунных монет; см . сестерций .
Мост, настоящая арка См., например, римский мост Чавес или мост Северан .
Мост, сегментарная арка Известно, что более дюжины римских мостов имеют сегментные (= плоские) арки. Ярким примером является мост Траяна через Дунай, менее известный сохранившийся мост Лимира в Ликии.
Мост, остроконечная арка Самым ранним известным мостом с остроконечной аркой, построенным в ранневизантийскую эпоху V или VI века нашей эры. , является мост Карамагара [34]
Верблюжья упряжь Запряжка верблюдов в плуги засвидетельствована в Северной Африке в III веке нашей эры. [35]
Камеи Вероятно, эллинистическое нововведение, например, Кубок Птолемеев, но перенятое императорами, например, Джеммой Августой , Джеммой Клавдией и т. д.
Чугун Недавно археологически обнаружен в Валь-Габбии на севере Ломбардии, датируемый V и VI веками нашей эры. [36] Это технически интересное нововведение, похоже, не имело большого экономического эффекта. Но археологи, возможно, не смогли распознать характерный шлак, поэтому дату и место этого нововведения можно пересмотреть.
Цемент

Конкретный

пуццоланы Сорт
Кривошипная рукоятка Римская железная рукоятка была раскопана в Августе Раурике , Швейцария. Деталь длиной 82,5 см с ручкой длиной 15 см имеет пока неизвестное назначение и датируется не позднее ок. 250 год нашей эры. [37]
Кривошип и шатун Найден на нескольких водяных лесопилках, датируемых концом III ( лесопильная мельница Иераполиса ) — VI веком нашей эры (в Эфесе, соответственно, в Герасе ). [38]
Кран, беговое колесо
Плотина, Арка [39] В настоящее время лучше всего засвидетельствована плотина в Глануме , Франция, датированная ок. 20 г. до н.э. [40] Структура полностью исчезла. О его существовании свидетельствовали выемки в скале с обеих сторон, ведущие к стене плотины, высота которой составляла 14,7 метра, толщина у основания 3,9 метра, сужающаяся до 2,96 метра наверху. Самое раннее описание действия арки в плотинах такого типа, сделанное Прокопием около 560 г. н.э., плотина Дара. [41]
Плотина, Архигравитация Примеры включают изогнутые плотины в Орукая, [42] Чавдархисар , Турция (II век) [42] Плотина Кассерин в Тунисе, [43] и плотина Пюи Форададо в Испании (2–3 века) [44]
Плотина, Мост Банд-и-Кайсар, построенный римскими военнопленными в Шустаре, Персия, в III веке нашей эры. [45] представлял собой плотину в сочетании с арочным мостом - многофункциональное гидравлическое сооружение, которое впоследствии распространилось по всему Ирану. [46]
Плотина, Контрфорс Засвидетельствовано на ряде римских плотин в Испании. [44] длиной 600 м. как плотина Консуэгра
Плотина, многоарочный контрфорс Плотина Эспаррагалехо , Испания (1 век нашей эры), самое раннее из известных [47]
Зубные пломбы Впервые упоминается Корнелием Цельсом в I веке нашей эры. [48]
Купол , монументальный См., например, Пантеон .
Соляной цветок Продукт солевых прудов-испарителей Dunaliella salina. [49] используется в парфюмерной промышленности (Pliny Nat. Hist. 31,90 )
Силовой насос, используемый в пожарной машине См. изображение заостренной насадки.
Выдувание стекла Это привело к ряду инноваций в использовании стекла. Оконное стекло засвидетельствовано в Помпеях в 79 году нашей эры. Во 2 веке нашей эры. [50] были представлены подвесные стеклянные масляные лампы. В них использовались плавающие фитили, что за счет уменьшения самозатенения давало больше люменов в направлении вниз. Чашки-клетки (см. фотографию) предположительно представляют собой масляные лампы.
Дихроичное стекло, как в Чаше Ликурга . [2] Обратите внимание: этот материал свидетельствует о неизвестном ранее химическом процессе (или другом способе?) генерации наноразмерных частиц золота и серебра.
Стеклянные зеркала ( Pliny the Elder Naturalis Historia 33,130)
Холодные рамы для теплиц ( Плиний Старший Naturalis Historia 19.64; Колумелла от 11.3.52)
Гидраулис Водный орган. Позже также пневматический орган.
Приглушение Описано Плинием Старшим и подтверждено в Долаукоти и Лас-Медуласе.
Гидравлическая добыча Описано Плинием Старшим и подтверждено в Долаукоти и Лас-Медуласе.
Ареометр Упоминается в письме Синезия.
Гипокауст Система подогрева пола и стен. Описан Витрувием.
Нож, многофункциональный [3]
Маяки Лучшими сохранившимися примерами являются Дуврский замок и Башня Геркулеса в Ла-Корунье.
Кожа, Дубленая Консервирование шкур с помощью растительных танинов было изобретением доримской эпохи, но не того периода, когда-то предполагалось. (Тавинг был гораздо более древним.) Римляне были ответственны за распространение этой технологии в районах, где она ранее была неизвестна, таких как Британия и Каср-Ибрим на Ниле. В обоих местах эта технология была утеряна, когда римляне отступили. [51]
Миллс MJTLewis представляет убедительные доказательства того, что вертикальные молотильные машины с водяным приводом появились в середине I века нашей эры для валяния , шелушения зерна (Pliny Nat. Hist. 18,97 ) и дробления руды (археологические данные на золотых рудниках Долаукоти и в Испании).
Мельница зерновая, роторная. По словам Морица (стр. 57), роторные мельницы не были известны древним грекам, но датируются периодом до 160 г. до н.э. В отличие от поршневых мельниц, роторные мельницы можно легко адаптировать к использованию энергии животных или воды. Льюис (1997) утверждает, что роторная мельница датируется V веком до нашей эры в западном Средиземноморье. Вращающиеся мельницы с приводом от животных и воды появились в III веке до нашей эры.
Лесопилка, водяная. Записано 370 годом нашей эры. Засвидетельствовано в поэме Авзония «Мозелла». В переводе [4] « Рувер быстро посылает жернова, чтобы размолоть кукурузу, И пронзительно пронзает пилами гладкие мраморные блоки ». Недавние археологические данные из Фригии, Анатолия, теперь отодвигают дату к III веку нашей эры и подтверждают использование рукоятки на лесопилке. [52]
Корабельная мельница (хотя и небольшая, общепринятый термин — «судостроительная», а не лодочная, вероятно, потому, что всегда была палуба и обычно закрытая надстройка, защищающая муку от сырости), где к лодкам прикреплялись водяные колеса , была первой записано в Риме в 547 году нашей эры в » Прокопия Кесарийского ( «Готских войнах 1.19.8–29), когда Велизавр там был осажден .
Основы парового двигателя инженерам были известны все необходимые элементы для устройства паровой машины: сила пара (в Героя эолипиле К концу III века нашей эры римским ), кривошипно-шатунный механизм (на лесопилке Иераполиса ), цилиндр и поршень (в металлические силовые насосы), обратные клапаны (в водяных насосах) и зубчатые передачи (в водяных мельницах и часах) [53]
Водяная мельница . Улучшения предыдущих моделей. Самый крупный известный мельничный комплекс см. в Барбегале.
Меркурий Позолота как в « Лошадях Сан-Марко»
Газета, элементарная См. Ежедневные протоколы .
Одометр
Лодки с гребными колесами In de Rebus Bellicis (возможно, только бумажное изобретение).
олово Упоминается Плинием Старшим ( Naturalis Historia 34, 160–1). Сохранившиеся примеры - это в основном романо-британцы 3-го и 4-го веков, например [5] и [6] . Римское олово содержало широкий диапазон пропорций олова, но преобладали пропорции 50%, 75% и 95% (Beagrie 1989).
Озеро удовольствий Искусственный водоем, весьма необычный тем, что предназначался скорее для рекреационных, чем утилитарных целей, был создан в Субиако , Италия, для императора Нерона (54–68 гг. н.э.). Плотина оставалась самой высокой в ​​Римской империи (50 м). [54] и в мире до его разрушения в 1305 году. [55]
Плуг
железное лезвие (гораздо более древнее нововведение (например, Библия; 1 Царств 13, 20–1), которое стало гораздо более распространенным в римский период)
колесный ( Pliny the Elder Naturalis Historia 18. 171–3) (Более важен для Средневековья, чем для этой эпохи.)
Керамика, глянцевая то есть самосская посуда
Жнец Машина для раннего сбора урожая: валлус ( Плиний Старший Naturalis Historia 18,296, Палладий 7.2.2–4 [7] )
Паруса, продольное вооружение Внедрение продольного вооружения 1) Латинский парус 2) Spritsail , последний из которых уже засвидетельствован во 2 веке до нашей эры в северной части Эгейского моря. [56] Примечание: нет никаких свидетельств какой-либо комбинации продольного вооружения с квадратными парусами на одном и том же римском корабле.
Паруса, Латин Представления показывают латинские паруса в Средиземноморье еще во II веке нашей эры. Использовались как четырехугольный, так и треугольный тип. [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66]
Роликовые подшипники Археологически засвидетельствовано на кораблях озера Неми. [67]
Руль направления, кормовой На изображении видно что-то очень похожее на руль направления ахтерштевня.
Колбаса сухая ферментированная (вероятно) См . салями .
Винтовой пресс Нововведение примерно середины I века нашей эры. [68]
канализация См., например, Cloaca Maxima.
Мыло твердое (натриевое) Впервые упоминается Галеном (ранее калий, мыло — кельтское).
Винтовая лестница Хотя винтовые лестницы впервые были засвидетельствованы еще в V веке до нашей эры в греческом Селинунте , они стали более распространенными только после их принятия в колонне Траяна и колонне Марка Аврелия .
Стенография – это система См. заметки Тирониана .
Карта улиц, ранняя См. Forma Urbis Romae (Мраморный план Северана), резной мраморный план всех архитектурных особенностей древнего Рима. [69]
Солнечные часы портативные См. Феодосия Вифинского.
Хирургические инструменты разные
Зубные имплантаты, железо По археологическим данным в Галлии [70]
тропа например, рядом с Дунаем, см. «дорогу» на мосту Траяна.
Туннели Раскопаны с обоих концов одновременно. длиной 5,6 км (3,5 мили). Самым длинным из известных является сток озера Фучине
Транспортные средства одноколесные Засвидетельствовано исключительно латинским словом в 4 веке нашей эры. Scriptores Historiae Augustae Heliogabalus 29. Поскольку это вымысел, свидетельства датируются временем их написания.
Деревянный шпон Плиний Нат. Хист. 16. 231–2

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ланкастер, Линн (2008). Техника и технологии в классическом мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 260–266. ISBN  9780195187311 .
  2. ^ Дэвис, Гвин (2008). Техника и технологии в классическом мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 707–710. ISBN  9780195187311 .
  3. ^ 10 инноваций, которые построили Древний Рим
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ланделс, Джон Г. (1978). Инженерное дело в Древнем мире . Лондон: Чатто и Виндус. стр. 9–32. ISBN  0701122218 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Николич, Милорад (2014). Темы в римском обществе и культуре . Канада: Издательство Оксфордского университета. стр. 355–375. ISBN  9780195445190 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нойбугер, Альберт, и Броуз, Генри Л. (1930). Технические искусства и науки древних . Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 397–408. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Майкл Матеус: «Средневековые портовые краны», в: Ута Линдгрен (ред.): Европейские технологии в средние века. 800–1400, Берлин, 2001 (4-е изд.), стр. 345–48 (345).
  8. ^ Мардер, Тод А. и Уилсон Джонс, Марк (2014). Пантеон: от древности до наших дней . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 102. ИСБН  9780521809320 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Мардер, Тод А., Уилсон Джонс, Марк (2014). Пантеон: от древности до наших дней . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 126. ИСБН  9780521809320 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Мардер, Тод А., Уилсон Джонс, Марк (2014). Пантеон: от древности до наших дней . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 173. ИСБН  9780521809320 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ливингстон, Р. (1993). «Анализ материалов кладки собора Святой Софии в Стамбуле». WIT-транзакции в искусственной среде . 3 : 20–26 – через ProQuest.
  12. ^ ГРСТ-инжиниринг .
  13. ^ Фронтинус
  14. ^ Чендлер, Фиона «Усборнская интернет-энциклопедия римского мира», стр. 80. Издательство Usborne, 2001 г.
  15. ^ Форман, Джоан «Римляне», с. 34. Macdonald Educational Ltd., 1975 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б История воды .
  17. ^ Дж. Кроу, 2007 «Земля, стены и вода в позднеантичном Константинополе» в книге «Технологии переходного периода», 300–650 гг. Н. Э., в изд. Л.Лаван, Э.Занини и А. Сарантис Брилл, Лейден
  18. ^ Грин 2000 , с. 39
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Норман (1978). «Римская гидравлическая техника». Научный американец . 238 (5): 154–61. Бибкод : 1978SciAm.238e.154S . doi : 10.1038/scientificamerican0578-154 – через JSTOR.
  20. ^ Ланкастер, Линн (2008). Оксфордский справочник по технике и технологиям в классическом мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН  9780195187311 .
  21. ^ «Древняя деревня Кноссос / Поселение / Разные земляные работы - The Modern Antiquarian.com» . Themodernantiquarian.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
  22. ^ Брюс, Александра. 2012: Наука или суеверие: полное руководство по феномену Судного дня, с. 26.
  23. ^ Нойбургер, Альберт и Брозе, Генри Л. (1930). Технические искусства и науки древних . Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 366–76. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Габриэль, Ричард А. Великие армии древности . Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2002. с. 9.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Росси, Чезаре, Томас Чондрос, Г. Милидонис, Кипрос Савино и Ф. Руссо (2016). «Древние устройства дорожного транспорта: развитие от бронзового века до Римской империи». Границы машиностроения . 11 (1): 12–25. Бибкод : 2016FrME...11...12R . дои : 10.1007/s11465-015-0358-6 . S2CID   113087692 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Хрдлика, Дэрил (29 октября 2004 г.). «НАСКОЛЬКО СИЛЬНО БИТ? Исследование Атлатла и дартс-баллистики» (PDF) . Тудскейв (PDF) .
  27. ^ Жмодиков, Александр (5 сентября 2017 г.). «Римские республиканские тяжёлые пехотинцы в бою (IV-II вв. до н.э.)». Historia: Журнал древней истории . 49 (1): 67–78. JSTOR   4436566 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я М, Даттатрея; др (11 ноября 2016 г.). «10 невероятных римских военных инноваций, о которых вам следует знать» . Царство истории . Проверено 9 мая 2017 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Корвус – Ливий» . www.livius.org . Проверено 6 марта 2017 г.
  30. ^ Ходжес, Генри (1992). Технологии в Древнем мире . Издательство Barnes & Noble. п. 167.
  31. ^ Куомо, С. (2007). Технология и культура в греческой и римской древности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 17–35.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эндрюс, Эван (20 ноября 2012 г.). «10 инноваций, которые построили Древний Рим» . Канал «История» . Проверено 9 мая 2017 г.
  33. ^ А. Архонтиду, 2005 г. Мастер-класс по приготовлению квасцов из алунита на острове Лесбос в L'alun de Mediterranee под ред. П. Боргарда и др.
  34. ^ Гальяццо 1995 , с. 92
  35. ^ RWBulliet, Верблюд и колесо 1975; 197
  36. ^ Джанничедда, 2007 г. «Производство металлов в поздней античности» в «Технологии переходного периода», 300–650 гг. Н.э. , изд. Л. Лаван Э. Занини и А. Сарантис Брилл, Лейден; р200
  37. ^ Лаур-Беларт 1988 , стр. 51–52, 56, рис. 42
  38. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 161; Греве 2009 , стр. 429–454.
  39. ^ Смит 1971 , стр. 33–35; Шниттер 1978 , с. 31; Шниттер 1987а , с. 12; Шниттер 1987c , с. 80; Ходж 1992 , с. 82, табл. 39; Ходж 2000 , с. 332, сн. 2
  40. ^ С. Агуста-Буларо и Дж. Пайе 1997 «Плотина и Западный акведук Гланума: первая сводчатая плотина в истории техники?» Археологическое обозрение стр. 27–78
  41. ^ Шниттер 1978 , с. 32; Шниттер 1987а , с. 13; Шниттер 1987c , с. 80; Ходж 1992 , с. 92; Ходж 2000 , с. 332, сн. 2
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шниттер 1987а , с. 12; Джеймс и шансон 2002
  43. ^ Смит 1971 , стр. 35 и далее; Джеймс и шансон 2002
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аренильяс и Кастильо, 2003 г.
  45. ^ Шниттер 1987a , с. 13; Ходж 2000 , стр. 337f.
  46. ^ Фогель 1987 , с. 50
  47. ^ Шниттер 1978 , с. 29; Шниттер 1987b , стр. 60, таблица 1, 62; Джеймс и шансон 2002 ; Аренильяс и Кастильо, 2003 г.
  48. ^ «10 древнеримских изобретений, которые вас удивят» . www.thecollector.com . 4 августа 2020 г. Проверено 7 января 2021 г.
  49. ^ I. Longhurst 2007 Ambix 54.3 стр. 299–304. Идентичность Flos salis Плиния и римских духов.
  50. ^ CH Wunderlich «Свет и экономика: эссе об экономии доисторических и древних ламп» в Nouveautes lychnologiques 2003.
  51. ^ К. ван Дриэль-Мюррей Древняя обработка кожи и влияние Рима на технологию дубления в Le Travail du cuir de la prehistoire, Антиб, 2002 г.
  52. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 154; Греве 2009 , стр. 429–454.
  53. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 156, сн. 74
  54. ^ Смит 1970 , стр. 60 и далее; Смит 1971 , с. 26
  55. ^ Ходж 1992 , с. 87
  56. ^ Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN   0-8018-5130-0 , Приложение
  57. ^ Кассон 1995 , стр. 243–245.
  58. ^ Кассон 1954 г.
  59. ^ Уайт 1978 , с. 255
  60. ^ Кэмпбелл 1995 , стр. 8–11.
  61. ^ Баш 2001 , стр. 63–64
  62. ^ Макрис 2002 , с. 96
  63. ^ Фридман и Зороглу, 2006 , стр. 113–114.
  64. ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 153–161.
  65. ^ Кастро и др. 2008 , стр. 1–2
  66. ^ Уайтрайт 2009 г.
  67. ^ Музей римских кораблей Неми : Моретти, Джузеппе, ум. 1945. Рим: Государственная библиотека.
  68. ^ H Schneider Technology в Кембриджской экономической истории греко-римского мира, 2007; п. 157 КУБОК
  69. ^ Стэнфордский университет: Форма города Рима
  70. ^ BBC: Протезы зубов и ногтей.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 568f91dca06b16d12e6983005941931e__1719834300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/1e/568f91dca06b16d12e6983005941931e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Roman technology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)