Лекс Джуния Норбана
В римском праве lex Iunia Norbana делил всех вольноотпущенников на два класса в зависимости от способа предоставления избирательных прав: получившие избирательные права граждане (вольноотпущенники, имевшие римское гражданство) и получившие избирательные права латини (вольноотпущенники, имевшие только латинские права ). [ 1 ] [ 2 ] Дата этого лекса неизвестна: есть аргументы, относящиеся уже к 25 г. до н. э., чаще к 17 г. до н. э. или уже к 19 г. н. э. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Вольноотпущенникам будут предоставлены только латинские права, если освобождение раба не будет отвечать ни одному из условий, установленных Законом Элия Сентия 4 года нашей эры для предоставления римского гражданства. Это предусматривало, что для того, чтобы вольноотпущенник получил римское гражданство, раб должен был быть освобожден в возрасте 30 лет или старше, владелец должен был иметь квиритное право собственности, а церемония должна была быть публичной. Для рабов моложе тридцати лет освобождение должно было быть одобрено специальным советом. Освобождение рабов, попавших в рабство из-за преступлений, возвысило бы их только до положения дедициев (военных пленников). [ 6 ] Таким образом, закон Юния Норбана предоставил рабам, которые не имели права стать римскими гражданами в соответствии с законом Элия Секстия, латинянам. Закон сохранил дедитики. Статья закона «отняла у этих латиноамериканцев-джуниани, как их называли, права составлять завещание, принимать под завещание и назначаться опекунами на основании завещания». [ 7 ]
Институты, которые были частью Corpus Juris Civilis (Свода гражданского права), созданного по заказу Юстиниана I в шестом веке, зафиксировали, что в прежние времена существовало три формы вольноотпущенников: те, кто стал римскими гражданами, те, кто приобрел низшую свободу как Латиняне по закону Юнии Норбаны и те, кто получил еще меньшую свободу как дедитики по закону Элия Сентия . Этот последний статус пришел в упадок, и к тому времени латиноамериканцы стали редкостью. В институтах также отметили, что два указа исправили эту ситуацию. Один отменил дедиции , а другой «сделал всех вольноотпущенников римскими гражданами без каких-либо различий в отношении возраста, способа освобождения или полномочий освобождающей стороны, как это практиковалось раньше». [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нэсмит, Д., Очерк римской истории от Ромула до Юстиниана (2006), стр. 87
- ^ Браунд, Д., Август Нерону (Возрождение Рутледжа): Справочник по римской истории, 31 г. до н.э. – 68 г. н.э. (2015)
- ^ Эгберт Купс, «Мастера и Фриден: юньские латиняне и борьба за гражданство», в книге « Интеграция в Риме и в римском мире: материалы десятого семинара по международному сетевому влиянию империи» (Лилль, 23-25 июня 2011 г.) (Брилл 2014), с. 114, особенно н. 58.
- ^ Маргарита Хирт, «В поисках юнийских латинян», Historia 67:3 (2018), стр. 288, особенно н. 2.
- ^ Луиджи Пеллекки, «Фонд LegaL: Leges Iunia et Aelia Sentia », в юнийской латыни в Римской империи. Том. 1: История, право, литература , Эдинбургские исследования древнего рабства (Edinburgh University Press, 2023), стр. 60–64.
- ^ Кэмпбелл, Г., Сборник римского права (2008). п. 171
- ^ Уильям Смит, В., Словарь греческих и римских древностей.
- ^ Постановления Юстиниана, Институты, Книга 1, Раздел 5, О вольноотпущенниках, 3