Сдаваться

В древнем Риме dediticii cives или peregrini dediticii представляли собой класс свободных провинциалов, которые не были ни рабами , ни гражданами, обладавшими ни полным римским гражданством как , ни латинскими правами как Latini . [2]
Побежденные люди, которые были dediticii, не теряли индивидуально свою свободу, но политическое существование их сообщества было расторгнуто в результате deditio , безоговорочной капитуляции. [3] По сути, их политика или civitas прекратила свое существование. Их территория стала собственностью Рима, общественной землей, на которой они тогда жили в качестве арендаторов. [4] Иногда эта утрата была временной мерой, почти испытательным периодом, чтобы проверить, сохраняется ли мир, пока народ включается в римское управление; [5] территориальные права народа или права собственности отдельных лиц могли быть восстановлены декретом сената ( senatus Consultum ), как только отношения будут считаться стабилизировавшимися. [6]
В имперскую эпоху существовало три категории людей, имевших статус дедициуса, определяемый как свобода без прав: peregrini dediticii («иностранцы по договору»), которые сдались; перегрини , иммигрировавшие в империю; [7] и бывшие рабы, которые были обозначены как libertini qui dediticiorum numero sunt, вольноотпущенники, которые навсегда считались dediticii из-за уголовного статуса, который лишал их прав, обычно вытекающих из освобождения . [8]
Я сдался закону Элии Сентии
[ редактировать ]При Августе , в 4 году нашей эры, закон Aelia Sentia создал новый класс вольноотпущенников , которые, хотя и были технически свободны, не имели никаких прав гражданства, статуса, который они разделяли с peregrini dediticii . Юрист Гай назвал статус дедициуса «худшим видом свободы». [9] В современной науке этих бывших рабов иногда называют dediticii Aeliani, чтобы отличить их от первоначальных dediticii , свободных людей, которые сдались и были привлечены к ответственности по договору. [10] [а]
Если раб во время своего рабства подвергался определенным наказаниям, но позже освобождался (либо хозяином, который его наказал, либо последующим владельцем), он был исключен из политической свободы, которая обычно следовала за формальным освобождением в республиканском Риме . Гай описывает этих рабов как тех, «которые были скованы своими хозяевами в качестве наказания, или тех, кого заклеймили, или допросили под пытками по поводу какого-либо проступка, и признали виновными в этом преступлении, или передали для участия в гладиаторских боях на мечах или с оружием в руках». диких зверей , либо отправляли на игры ( люди ) , либо бросали под стражу», а затем отпускали на волю . [12] Они существовали в состоянии постоянной преступности (turpitudo) . [13] Дедитиция , уличенного в прелюбодеянии, можно было безнаказанно убить. [14] Однако освобожденный раб не стал бы дедитицием , если бы он был связан во время использования в качестве поручителя по ссуде или если заковывание в цепи было выполнено психически больным человеком (furiosus) или подопечным. [15]
В отличие от peregrini dedicitii , которые могли составить завещание в соответствии с местным законодательством своего сообщества, [16] эти дедитики были подобны рабам, не имея никаких прав на наследование , и поэтому не могли создать стабильную семейную линию путем передачи собственности. [17] Когда они умерли, все имущество, которое у них было, досталось человеку, освободившему их. [18] Их ассимиляция со статусом капитулировавших иностранцев вызвала у ученых некоторое недоумение; У. В. Бакленд считал это одним из случаев в римском праве, когда «правила... были созданы для применения к случаям, совершенно отличным от тех, для которых они были изобретены». [19]
Закон также создал дилемму для владельцев, в частности, сельскохозяйственных рабов . Заковывание в цепи было обычным средством контроля и дисциплинирования рабов, которое можно было предпочесть более суровым наказаниям, таким как порка, пытки или уродование. Его использование теперь означало, что хозяева автоматически лишали своих рабов всякой надежды когда-либо стать гражданами, надежды, которая использовалась как способ побудить их усердно и охотно работать. Таким образом, lex Aelia Sentia был еще одним способом, с помощью которого Август присвоил традиционную власть отца семейства по управлению своим собственным домом. [20] Даже если хозяин приобретал раба, подвергнутого одной из этих форм наказания, но сам не заковывал и не наказывал раба, а затем отпускал его на волю, бывший раб все равно не мог пользоваться правами гражданства. [21]
Эти бывшие рабы, подвергшиеся уголовному преследованию, были охарактеризованы как угроза обществу, и если бы они приблизились к Риму на расстояние ста миль, они и их имущество могли быть конфискованы. [22] Затем дедиций был продан в вечное рабство за пределами радиуса ста миль. Если его освобождал хозяин, он становился рабом римского народа, в распоряжении государства, но без каких-либо привилегий государственных рабов ( servi publici ) на государственной службе. [23]
Почему закон Aelia Sentia разрешал освобождение раба, воспринимаемое как опасность, не совсем ясно. [24] В договорах купли-продажи иногда предусматривался срок рабства, обычно от одного до пяти лет, после чего раб должен был быть освобожден. [25] Август назначил срок от двадцати до тридцати лет военнопленным , оказавшим сопротивление ; [26] Можно было бы подумать, что возраст и физические потери рабства, намного превышающие среднюю продолжительность жизни рабов, уменьшают угрозу. [ нужна ссылка ]
Посвящение и конституция Антонина
[ редактировать ]
Constitutio Antoniniana 212 года нашей эры, согласно которой Каракалла предоставил универсальное гражданство всем свободным людям в империи, иногда интерпретировалась как исключающая тех, кто стал подданным через deditio (то есть человека, который был dediticius ). [27] Однако эта конституция не сохранилась в виде единого, целостного и неповрежденного текста; формулировка, относящаяся к исключенным дедициям , вызывает раздражение; и Ульпиан , и Дион Кассий ясно заявляют, что грант был универсальным. [28]
На основании Tabula Banasitana утверждалось, что намерение состояло в том, чтобы исключить недавних dediticii , лояльность которых не была гарантирована. [29] Но до принятия конституции не было никаких препятствий для получения гражданства peregrini dediticii , и те, кто служил в римской армии — как это делали «варварские» войска нумеров — регулярно становились гражданами в качестве награды по окончании службы. [30] Если бы все иностранные провинции, находящиеся под договором, были исключены, стало бы труднее понять, как конституция достигнет своих целей по расширению налоговой базы и расширению культивирования римской религии . [31] Предоставление гражданства не могло бы быть осмысленно «универсальным», если бы оно исключало так много людей, и хотя о подобном крупномасштабном расширении гражданства неизвестно, к V веку свободные жители империи ясно представлены в источниках как все граждане. . [32] «Потенциально нелояльные» были бы расплывчатой категорией, которую нелегко определить с точки зрения закона, и вероятное решение состоит в том, чтобы исключить только подгруппу dediticii , бывших рабов рассматривать как преступников и запретить им иметь гражданство по закону Aelia Sentia . [33] С этой точки зрения, [34] в Таким образом , исключение dediticii Каракаллы конституции было тщательно ограничено и сформулировано так, чтобы не противоречить 200-летнему прецеденту закона Августа . [35]
Дедитики отсутствуют в более поздних имперских законах, а Юстиниан (правил в 527–565 гг. Н.э.) отменил этот статус как уже устаревший. [36] в 530 году. [37] Однако раннесредневековый юридический текст соотносит вергильды , компенсацию, выплачиваемую за лишение жизни в соответствии с социальным статусом жертвы, с римскими статусами, включая статус дедиция , хотя вергильды не были особенностью римского права. [38]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Термин Latini Aeliani также встречается в современной науке, но lex Aelia на самом деле не позволял рабам, столь криминализированным, получать латинские права , как могли освобождать людей, привлеченных к ответственности . [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пэт Саузерн , « Числа Римской императорской армии», Britannia 20 (1989), стр. 139, нет. 16; CIL 13.6592 = AE 1983, 729); дальнейшее обсуждение Ииро Каянто, «Эпиграфические свидетельства культа Фортуны в Романской Германии», Latomus 47:3 (1988), стр. 570–572, 578.
- ^ Адольф Бергер, св. "Dediticii", Энциклопедический словарь римского права (Американское философское общество, 1953), стр. 427.
- ^ Кристиан Бальдус, «Vestigia pacis. Римский мирный договор: структура или событие?» в «Мирных договорах и международном праве в европейской истории от позднего средневековья до Первой мировой войны» (Cambridge University Press, 2004), с. 122.
- ^ Герберт В. Бенарио, « Посвящения Constitutio Antoniniana », Труды и труды Американской филологической ассоциации 85 (1954), стр. 192.
- ^ Бенарио, « Посвящение Антониновой конституции », с. 194
- ^ Л. Де Лигт, «Провинциальные Дедитики в эпиграфическом Lex Agraria 111 г. до н.э. ?» Classical Quarterly 58:1 (2008), стр. 359–360.
- ^ Мэри Т. Боутрайт, «Принятие и одобрение: перемещение римлян неримского населения, 180 г. до н.э. – ок. 70 г. н.э.» Phoenix 69:1/2 (2015), стр. 124 и др . .
- ^ Герберт В. Бенарио, « Посвящение Конституции Антонина », стр. 188–189, 191.
- ^ Pessima… libertas : Gaius, Institutiones 1.26, цитируется Деборой Камен, «Корпус надписей: изображение рабских знаков в древности», Мемуары Американской академии в Риме 55 (2010), стр. 104.
- ^ Педро Лопес Барха, «Республиканская история и условия Августа для создания юнианской латинизации», в «Юнианской латинизации в Римской империи » , стр. 97.
- ^ Педро Лопес Барха и Хакобо Родригес Гарридо, «О мышах и юнианцах: о латинском состоянии», в юнианской латинизации в Римской империи ,стр. 124–126.
- ^ Ульрика Рот, «Люди без надежды», Документы Британской школы в Риме 79 (2011), стр. 90, цитируя Гая, Институты 1.13, а также указывая на Светония , Divus Augustus 40.4.
- ^ Луиджи Пеллекки, «Правовое основание: Leges Iunia et Aelia Sentia », в юнийской латыни в Римской империи, том. 1: История, право, литература (Издательство Эдинбургского университета, 2023), стр. 1. 62 и н. 34, цитируется Гай, Institutiones 1.15.
- ^ Саймон Коркоран, «Юнианская латынь в позднеримских и раннесредневековых текстах: обзор с третьего по одиннадцатый века нашей эры», в « Юнианской латыни в Римской империи », стр. 136.
- ^ Коркоран, «Юнианская латинизация в позднеримских и раннесредневековых текстах», с. 135, н. 26.
- ^ Эгберт Купс, «Мастера и вольноотпущенники: юнийские латиняне и борьба за гражданство», Интеграция в Риме и в римском мире: материалы десятого семинара по международному сетевому влиянию империи (Лилль, 23-25 июня 2011 г.) ( Брилл, 2014), стр. 115–116, №69.
- ^ Рот, «Люди без надежды», с. 91.
- ^ Пеллекки, «Правовая основа», стр. 63.
- ^ WW Бакленд , Римское право рабства: положение раба в частном праве от Августа до Юстиниана (Cambridge University Press, 1908), стр. 534.
- ^ Рот, «Люди без надежды», стр. 92–93.
- ^ Рот, «Люди без надежды», стр. 93–94.
- ^ Джейн Ф. Гарднер, «Рабство и римское право», в Кембриджской всемирной истории рабства (Cambridge University Press, 2011), том. 1, с. 429.
- ^ Бакленд, Римский закон о рабстве , с. 596.
- ^ Барха, «Республиканская история», с. 82.
- ^ Томас Э. Дж. Видеманн, «Регулярность освобождения от освобождения в Риме», Classical Quarterly 35: 1 (1985), стр. 169–173.
- ^ Видеманн, «Регулярность освобождения», с. 170, н. 21, цитирует Светония , Августа 21; Кассий Дион 53.25.4.
- ^ Оливье Хекстер, Рим и его империя, 193–284 гг. н.э. (издательство Эдинбургского университета, 2008), стр. 47.
- ^ Герберт В. Бенарио, « Посвящение Конституции Антонина », стр. 188–189, 191.
- ^ А. Н. Шервин-Уайт , « Табула Банасы и Constitutio Antoniniana », Журнал римских исследований 63 (1973), стр. 97–98.
- ^ Бенарио, « Посвящение Антониновой конституции », с. 194
- ^ Бенарио, « Посвящение Антониновой конституции », стр. 188, 191
- ^ AHM Jones, «Другая интерпретация Constitutio Antoniniana », Journal of Roman Studies 26:2 (1936), стр. 224, 227.
- ^ Бенарио, « Посвящение Антониновой конституции », с. 196
- ^ Принято также Т. Купсом, «Мастера и вольноотпущенники: юнийские латиняне и борьба за гражданство», стр. 124–125.
- ^ Бенарио, « Посвящение Антониновой конституции », с. 196
- ^ Бакленд, Римский закон о рабстве , с. 402.
- ^ Коркоран, «Юнианская латинизация в позднеримских и раннесредневековых текстах», стр. 141.
- ^ Коркоран, «Юнианская латинизация в позднеримских и раннесредневековых текстах», с. со ссылкой на Эгидийский Эпитом 9-го века (Par. Lat. 4416 f. 50v).