Флиакс игра

Пьеса «Флиакс» ( древнегреческий : φλύαξ , также phlyakes ), также известная как хиларотрагедия ( Ἱλαροτραγῳδία ), была бурлескной драматической формой, которая развилась в греческих колониях Великой Греции в 4 веке до нашей эры. Его название происходит от слова Phlyakes или «Сплетники» на дорическом греческом языке . Судя по сохранившимся названиям пьес, они представляли собой форму мифологического бурлеска, в котором персонажи греческого пантеона смешивались с характерными персонажами и ситуациями «Аттической новой комедии» .
Поименно известны лишь пять авторов жанра: и Скирас Тарантский , и Блез Каприй , Сопатер Пафосский Ринтон Гераклид. Сами пьесы сохранились лишь в виде названий и нескольких фрагментов. [1] Считается, что значительная часть южноитальянских ваз представляет собой сцены флиаков, что дает повод для множества спекуляций о греческом сценическом искусстве и драматических формах.
Характеристики
[ редактировать ]Носсис из Локри дает наиболее близкое современное объяснение этого жанра в своей эпитафии Ринтону:
Пройдите мимо с громким смехом и добрым словом
Для меня: я Ринтон Сиракузский,
Соловей Муз; и все же
Для трагифарса я сорвал венок из плюща. [2]

Текстовые и археологические свидетельства дают частичное представление об этих бурлесках мифологии и повседневной жизни. Отсутствие какого-либо сохранившегося сценария привело к предположению, что они были в основном импровизированы . Росписи на вазах указывают на то, что они исполнялись на приподнятой деревянной сцене с верхней галереей, а актеры носили гротескные костюмы и маски, подобные костюмам из аттической старой комедии. Главной особенностью флиакса были акробатика и фарсовые сцены.
Флиаки, похоже, вымерли к концу III века, но осканские жители Кампании впоследствии развили традицию фарсов, пародий и сатир под влиянием поздних греческих моделей, которая стала популярной в Риме в III веке до нашей эры. Этот жанр был известен как ателланский фарс , где Ателла — название кампанского города. Ателланский фарс представил в латинской комедии ряд стандартных персонажей , таких как Маккус и Букко; даже в древности их считали предками персонажей Плавта . [3] и, возможно, отдаленно от комедии дель арте . Хотя более старая точка зрения считала, что аттическая комедия была единственным источником римской комедии , утверждалось, что Ринтон, в частности, повлиял на «Амфитру» Плавта . [4]
Картины в вазах
[ редактировать ]
Так называемые фляксовые вазы являются основным источником информации об этом жанре. К 1967 году было идентифицировано 185 таких ваз. [5] Поскольку изображения театра и особенно комедии редко встречаются в других тканях, кроме южноитальянских, считалось, что они отражают отчетливо местную театральную традицию. [6] Вазы впервые появились в конце V века до нашей эры, но большинство из них относятся к IV веку. Они представляют собой гротескных персонажей, маски комедии и реквизит комического представления — лестницы, корзины, открытые окна. Около четверти из них изображают невысокую деревянную временную сцену, но использовалась ли она в действительности, является предметом споров. [7]
Некоторые ученые считают, что вазы изображают аттическую старую комедию, а не флиаков. [8] Вюрцбургская ваза Telephus Travestitus ( колокольчик , H5697) была идентифицирована в 1980 году как флиаксовая ваза, [9] но Чапо [10] и Таплин [11] независимо друг от друга утверждали, что на самом деле он представляет Thesmophoriazousai Аристофана собой .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Рудольф Кассель, Греческие поэты-комики Колина Остина, том. 1, стр. 257–88. 2001 г.
- ^ Палатинская антология 7.414
- ^ Например, Гораций , Послания II, 1, 170 и сл.
- ^ З. Стюарт, «Амфитру» Плавта и Еврипида «Вакханки» TAPHA 89, 1958, 348–73.
- ^ Трендалл, Вазы Флиакса, 1967.
- ↑ Этот аргумент был впервые выдвинут Х. Хайдеманном в книге Die Phlyakendarstellungen der bemalten Vasen в 1886 году. Ученые конца 20-го и начала 21-го веков, в частности работы Оливера Тэплина , поставили под сомнение это приписывание ваз видевшим их флиакам. вместо этого это изображения Чердачной старой комедии.
- ↑ Маргарет Бибер , «История греческого и римского театра» , 1961, стр. 146, интерпретирует это довольно буквально, тогда как У. Беар, «Римская сцена» , 1964, настаивает, что это вопрос интерпретации художника.
- ^ Трендалл и Вебстер, «Иллюстрации греческой драмы» , 1971, сопоставили греческие и римские раскрашенные льняные комические маски с их изображениями на вазах.
- ^ Коссац-Дайсманн, в Тайнии: Festschrift для Роланда Хампе , 1980
- ^ Э. Чапо, Заметка о Вюрцбургском колоколе-кратере H5697, Phoenix 40, 1986, 379–92.
- ^ О. Таплин, Классическая филология, иконографическая пародия и Аристофан в горшке, Dioniso 57, 1987, 95–109, используя вазу как свидетельство того, что Аттическая старая комедия разыгрывалась за пределами Афин после смерти Аристофана.
Библиография
[ редактировать ]- Рудольф Кассель и Колин Остин. Греческие поэты-комики , 2001.
- Клаус Нейендам. Искусство актерского мастерства античности: иконографические исследования в классическом, эллинистическом и византийском театре .
- Оливер Тэплин. Комические ангелы: и другие подходы к греческой драме через вазописи .
- Артур Дейл Трендалл. Фляксовые вазы , 1967 год.
- AD Trendall и TBL Webster. Памятники, иллюстрирующие греческую драму , 1971.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со сценами с Флиаксом, на Викискладе?