Jump to content

Ателлан Фарс

(Перенаправлено из фарса Ателлана )

Ателланский Latin: Atellanae Fabulae or Fabulae Atellanaeфарс [ 1 ] «Ателланская басня»; [ 2 ] Ателланический экзодиум : «Ателла, ты съешь» [ 3 ] ), также известные как Осканские игры ( лат . ludi Osci , «Осканские пьесы»), представляли собой замаскированные импровизированные фарсы в Древнем Риме . [ 4 ] Спортивные игры Оскана были очень популярны, и им обычно предшествовали более длительные пантомимы . [ 5 ] Происхождение Ателланского фарса неясно, но фарсы похожи на другие формы древнего театра, такие как южноитальянские флиаки, пьесы Плавта и Теренция , а также римские мимомы. [ 6 ] Большинство историков полагают, что название происходит от Ателлы , осканского города в Кампании . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Фарсы были написаны на осканском языке и импортированы в Рим в 391 г. до н. э. В более поздних римских версиях только смешные персонажи говорят свои строки на осканском языке, а остальные говорят на латыни.

История и сохранившиеся свидетельства

[ редактировать ]

Ателланский фарс — это фарс с масками, который зародился в Италии около 300 г. до н. э. и оставался популярным более 500 лет. Первоначально фарсы были импровизированными и не записывались. [ 6 ] Свидетельства первоначальных форм скудны, в основном они встречаются в изображениях сцен и персонажей на древних вазах. [ 6 ]

Сохранившиеся литературные свидетельства содержат лишь фрагменты Ателланского фарса из 400 строк, а названия примерно 115 фарсов записаны с первого века до нашей эры драматургами Луцием Помпонием и Квинтом Новием. [ 6 ] Учитывая сохранившиеся доказательства, историки полагают, что пьесы содержали от 300 до 400 строк и длились от 15 до 28 минут. [ 6 ]

Сохранившиеся названия указывают на то, что «Ателлана» или короткие зарисовки предназначались для развлечения публики в праздники и базарные дни. Названия некоторых из этих дошедших до нас названий включают «Фермер» , «Коза» , «Поленница» и «Собиратели виноградной лозы». [ 10 ] Хотя актеры в «Фарсе Ателлана» были известны как осканы, свидетельства переключения языка с осканского на латынь очевидны в литературном «Ателлане». [ 11 ] Можно также предположить, что в сюжеты очерков входили нелепые ситуации, состоящие из каламбуров, шуток и загадок вульгарного и грубого характера. [ 12 ]

Стандартные персонажи и происхождение

[ редактировать ]

Некоторые из предполагаемых стандартных персонажей включали:

  • Маккус – считается, что происходит либо от греческого термина маккоан, означающего «быть глупым», либо от греческого префикса мак- , обозначающего жадность. [ 6 ] Персонаж Маккус чаще всего появляется из всех стандартных персонажей в произведениях Помпония и Новия, включая пьесу «Маккус-Служанка », где путаница возникает из-за «сюжетов-близнецов». [ 6 ] Маккус был самым популярным клоуном и главным героем многих пьес Ателлана. [ 6 ] в том числе и Дурак в образе горбуна с клювовидным носом. [ 13 ] [ 14 ]
  • Буккус . Хотя происхождение этого имени точно не известно, латинское слово bucca , означающее «щека» или «рот». общепринятым считается [ 6 ] и подразумевает "деревенскую олуху" [ 14 ] «толстощекий, прожорливый хвастун». [ 6 ]
  • Мандукус - происходит от латинского слова «Жевал», Мандукус - это предполагаемый стандартный персонаж, который не появляется ни в одном из сохранившихся названий. [ 15 ] Возможно, Мандукус и Доссеннус — один и тот же персонаж, а Мандукус — это просто описание Доссеннуса. [ 6 ] как высокомерный солдат. [ 14 ]
  • Паппус - имя считается производным от греческого паппос, что означает «дедушка». [ 6 ] Паппа было легко обмануть, и он часто становился жертвой дочери или жены. Персонаж появляется в пяти дошедших до нас пьесах. Паппус - единственный персонаж из Atellan Farce, у которого имя старика осканского происхождения. [ 16 ] [ 6 ] [ 14 ]
  • Центункул - имя комического раба. [ 14 ]
  • Доссеннус - Считается, что имя Доссеннус произошло от слова dorsum или «спина», поскольку персонаж был горбатым. [ 6 ] как напыщенный доктор [ 14 ] или «горбатый хитрый обманщик». [ 17 ]

Персонажи могут быть связаны с похожими ролями в «Комедии дель арте» и «Панч и Джуди» . И Atellan Farce, и Commedia были импровизированными комедиями в масках. Предполагается, что стандартные персонажи Atellan Farce положили начало стандартным персонажам Commedia dell'arte. Например, теоретические развития персонажей включают:

Однако эти связи остаются спекулятивными и оспариваются в текущих исследованиях. [ 23 ] Есть сходство между Панчем и персонажем комедии дель арте Пульчинеллой. Однако нет единого мнения о том, что происхождение Панча можно проследить до Пульчинеллы. [ 24 ] [ 25 ] Персонаж Цициррус, осканское слово, означающее «игровой петух», считается стандартным персонажем. [ 26 ]

Авторство

[ редактировать ]

Сюжеты и персонажи были выбраны непосредственно перед началом спектакля, а диалоги были импровизированы. Исполнителями были сыновья римских граждан, которым было разрешено служить в армии: профессиональные актеры были исключены. Простые прозаические диалоги дополнялись песнями на сатурнианском размере , обычном языке, сопровождаемыми оживленной жестикуляцией. Пьесы отличались грубостью и непристойностью. [ 27 ] В пьесе Ателлана было много пантомимы. Все роли исполняли мужчины. [ 6 ] Спектакли не имели сложных декораций и шли в обычных театрах. [ 28 ]

Пьесы Ателлана впервые стали популярны в Риме в III веке до нашей эры, а популярность в литературной форме возродилась в I веке до нашей эры. [ 6 ] и включил стандартных персонажей в письменные стихи. [ 6 ]

Позже диктатор Сулла написал несколько басен Ателлана. Драматург Квинт Новий , живший и писавший через 50 лет после отречения Суллы, написал пятьдесят басен, в том числе «Махус Эксул» («Изгнанный Макх»), «Галлинария» («Курятник»), «Сурдус » («Глухой»), «Виндемиаторес» («Жнецы») и «Парк» . (Казначей). Когда пьесы Ателлана были возрождены в I веке до нашей эры, профессиональные актеры больше не были исключены из роли стандартных персонажей. [ 29 ]

Луций Помпоний из Болоньи , под влиянием Паллиаты Фабия Дорсенна, написал несколько пьес Ателлана, в том числе «Махус Майлз» («Макх-солдат»), «Пифон Горгоний» , «Псевдоагамемнон» , «Букко Адоптатус» и «Аэдитум» . Квинт Новий и «Меммий» также были авторами этих комедий. Овидий и Плиний Младший сочли творчество Меммия неприличным.

Предполагается, что Помпоний является «основателем» пьес «Ателлан Фарс». [ 6 ]

Споры и подавление

[ редактировать ]

Из Тацита ( «Анналы» , книга 14): «…после различных и часто бесплодных жалоб преторов император Тиберий , наконец, выдвинул ходатайство о распущенном поведении играющих. «Они часто, — говорил он, — добивались нарушать общественный порядок и опозорить частные семьи, а старый осканский фарс, бывший когда-то жалким развлечением для простонародья, стал одновременно настолько неприличным и популярным, что его пришлось быть проверены полномочиями Сената. Игроки после этого были изгнаны из Италии».

Светоний ( Тиберий , 45, 1) сообщает, что самого Тиберия за его развратные привычки высмеивали в ателланском фарсе, после чего стала популярной поговорка «старая коза, лакающая лань» ( hircum vetulum capreis naturam ligurire ).

В 20-х годах нашей эры рост популярности и возрождение ателланских пьес встретил неодобрение старшего поколения патрициев и сенаторов. Представления стали настолько отвратительными, что в 28 году нашей эры все, кто участвовал в фарсах, были изгнаны из Италии. [ 30 ]

В «Истории Августа» записано, что Адриан устраивал на банкетах представления «Ателланских фарсов». [ 31 ]

Современные сравнения

[ редактировать ]

Из-за диковинного характера и краткости, которыми, как полагают, обладают «Ателланские фарсы», их можно сравнить с скетчами, которые можно увидеть в развлекательных шоу, таких как «Субботним вечером в прямом эфире» или «Чья это линия?» [ 32 ] Часто импровизированная игра концентрировалась на несложной ситуации, например, на переедании, опьянении или воровстве. [ 32 ] Например, в популярных телевизионных шоу, таких как «Субботний вечер в прямом эфире» и «Чья это линия», они включали контент для взрослых и создавались для развлечения других. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Древние и современные источники

[ редактировать ]
  • Фрагменты басен Ателлана можно найти в сцене Poetarum Latinorum. фрагменты , Лейпциг, 1834 г.
  • Морис Мейер , «Об Ателланах» ; Мангейм, 1826 г., -8°;
  • CE Шобер , Об Ателланах , Лейпциг, 1825, в -8°;
  • М. Мейер, Этюды по латинскому театру , Париж, 1847, в -8°.
  • Юрген Бленсдорф «Ателлана фабула», в: «Новые Поли» Брилла , античные тома под редакцией: Хуберта Канчика и Гельмута Шнайдера. Консультация онлайн 21 июля 2017 г.

Работы Помпония и Новия можно найти в

  1. ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 24. Импровизированные композиции под названием Fabulae Atellanae...
  2. ^ Кеннард, Джозеф (1964). Итальянский театр: от начала до конца семнадцатого века . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. стр. 5 . Другой ранней формой драмы была ателланская басня (favola atellana), названная так по имени этрусского города Ателла.
  3. ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. п. 78. ...Папп из комедии Ателлы
  4. ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 26. Ательны представляли собой фарсы, отмеченные импровизацией и персонажами в масках.
  5. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 25 . ISBN  9780486216799 . Позже их назвали Exodiae, потому что их часто давали в конце представления.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Трапидо, Джоэл (декабрь 1966 г.). «Пьесы Аттеллана». Учебно-театральный журнал . 18 (4): 381–389. дои : 10.2307/3205265 . JSTOR   3205265 .
  7. ^ Кеннард, Джозеф (1964). Итальянский театр: от начала до конца семнадцатого века . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. стр. 5 . Другой ранней формой драмы была басня Ателлана, названная так по имени этрусского города Ателла.
  8. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 25 . ISBN  9780486216799 . Древний город Ателла, ныне известный как Аверса, фактически был одним из первых, где появился театр.
  9. ^ Дюшарт, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications INC. с. 25. Когда их исполняли в Риме, их называли Atellanae, что и стало их общепринятым названием.
  10. ^ W Beare "Квинтилиан VI lii 47 и Фабула Ателлана" The Classical Review, том 51, № 06, 1937, стр. 215-218.
  11. ^ W Beare "Квинтилиан VI lii 47 и Фабула Ателлана" The Classical Review, том 51, № 06, 1937, стр. 213-215.
  12. ^ Дж. Адамс «Отрывок Варрона, Де Лингва Латина и осканский фрагмент Ателланского фарса». Мнемозина, том 57, №3, 2004, стр. 352-358
  13. ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блум. п. 22. В 1727 году в Геркулануме была обнаружена гротескная статуэтка, изображающая клювоносого, горбатого человека, который при небольшом воображении можно было отождествить с Маккусом.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Байром, Майкл (1972). Панч и Джуди: его происхождение и эволюция . Абердин: Публикации Шивы. п. 4. ISBN  0902982028 . Там были старик (Папп), старуха, комический раб (Центункул), деревенский олух (Букк), высокомерный солдат (Мандук), напыщенный врач (Доссен) и острый на язык крючконосый горбун ( Маккус).
  15. ^ J.Trapido Издательство Университета Джона Хопкиса, Журнал образовательного театра
  16. ^ П. Хартнолл, П. Фаунд, Oxford University Press, Оксфордский краткий справочник по театру
  17. ^ Дж. Трапидо, Издательство Университета Джонса Хопкинса, Журнал образовательного театра
  18. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 17 . ISBN  9780486216799 . Предком Панталона и его сына Гарпагона является Папп, старый развратный скряга из Антелланы.
  19. ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. п. 78. В древнем театре персонажами, напоминающими эту Маску, являются персонажи различных стариков Аристофана, Плавта, Теренция и Паппа из комедий Ателлы.
  20. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: The Dover Publications, INC., стр. 18 . ISBN  9780486216799 . Колыбелью семьи был древний город Ателла в римской Кампанье, а галерея предков показывает, среди прочего, Букко и чувственного Маккуса, чья худощавая фигура и трусливый характер вновь появляются в Пульчинелле.
  21. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Dover Publication, INC., стр. 29 . ISBN  9780486216799 . Пульчинелла всегда была одета в белое, как Маккус, mimus albus или белый мим.
  22. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: The Dover Publications, INC., стр. 18 . ISBN  9780486216799 . Далее идет людоед Мандукус, Майлз Славный в пьесах Плавта, который позже метаморфизируется в чванливого Капитана, или Капитана.
  23. ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 21. стр. 21 Об «эволюции» комедии дель арте написано немало ерунды. Из трех основных теорий, пытающихся объяснить наши фарсы, самая устаревшая и устаревшая — это теория, касающаяся их предполагаемого римского отца, призрака, который к настоящему времени должен быть окончательно уничтожен.
  24. ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 23. Отождествление статуэтки с будущим в «Мимах» или даже со сценическим персонажем вообще весьма сомнительно, как и небезопасно настаивать на ее сходстве с английским «Панчом»; нет сомнения, что она похожа на Панча, но это, я думаю, во многом объясняется известностью фигуры в момент ее открытия и влиянием ее особенностей на лицо и фигуру английского злодея-клоуна.
  25. ^ Байром, Майкл (1972). Панч и Джуди: его происхождение и эволюция . Абербин: Публикации Шивы. п. 5. ISBN  0902982028 . В 1662 году Пульчинелла пересекла Ла-Манш и стала «Пунчинелло», позже ставшей известной просто как Панч.
  26. ^ Дж. Трапидо, издательство Университета Джонса Хопкинса, издательство образовательного театра
  27. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ателланские басни ». энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 824
  28. ^ Дж. Трапидо Издательство Университета Джонса Хопкинса, Журнал образовательного театра
  29. ^ Дж. Трапидо The Johns Hopkins Press, Журнал образовательного театра
  30. ^ Чапо, Эрик; Слейтер, Уильям Дж. (1995). Контекст древней драмы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 324. ИСБН  978-0-472-08275-9 .
  31. ^ ХА Адриан 26.
  32. ^ Jump up to: а б с Д. Нардо, Энциклопедия Древнего Рима Гринхейвен, Сан-Диего, Калифорния, 2002, стр. 39–351, Greenhaven Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdc064ebc40a46e1f0157542b9c096d6__1718737020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/d6/cdc064ebc40a46e1f0157542b9c096d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atellan Farce - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)