Ателлан Фарс
Ателланский Latin: Atellanae Fabulae or Fabulae Atellanaeфарс [ 1 ] «Ателланская басня»; [ 2 ] Ателланический экзодиум : «Ателла, ты съешь» [ 3 ] ), также известные как Осканские игры ( лат . ludi Osci , «Осканские пьесы»), представляли собой замаскированные импровизированные фарсы в Древнем Риме . [ 4 ] Спортивные игры Оскана были очень популярны, и им обычно предшествовали более длительные пантомимы . [ 5 ] Происхождение Ателланского фарса неясно, но фарсы похожи на другие формы древнего театра, такие как южноитальянские флиаки, пьесы Плавта и Теренция , а также римские мимомы. [ 6 ] Большинство историков полагают, что название происходит от Ателлы , осканского города в Кампании . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Фарсы были написаны на осканском языке и импортированы в Рим в 391 г. до н. э. В более поздних римских версиях только смешные персонажи говорят свои строки на осканском языке, а остальные говорят на латыни.
История и сохранившиеся свидетельства
[ редактировать ]Ателланский фарс — это фарс с масками, который зародился в Италии около 300 г. до н. э. и оставался популярным более 500 лет. Первоначально фарсы были импровизированными и не записывались. [ 6 ] Свидетельства первоначальных форм скудны, в основном они встречаются в изображениях сцен и персонажей на древних вазах. [ 6 ]
Сохранившиеся литературные свидетельства содержат лишь фрагменты Ателланского фарса из 400 строк, а названия примерно 115 фарсов записаны с первого века до нашей эры драматургами Луцием Помпонием и Квинтом Новием. [ 6 ] Учитывая сохранившиеся доказательства, историки полагают, что пьесы содержали от 300 до 400 строк и длились от 15 до 28 минут. [ 6 ]
Сохранившиеся названия указывают на то, что «Ателлана» или короткие зарисовки предназначались для развлечения публики в праздники и базарные дни. Названия некоторых из этих дошедших до нас названий включают «Фермер» , «Коза» , «Поленница» и «Собиратели виноградной лозы». [ 10 ] Хотя актеры в «Фарсе Ателлана» были известны как осканы, свидетельства переключения языка с осканского на латынь очевидны в литературном «Ателлане». [ 11 ] Можно также предположить, что в сюжеты очерков входили нелепые ситуации, состоящие из каламбуров, шуток и загадок вульгарного и грубого характера. [ 12 ]
Стандартные персонажи и происхождение
[ редактировать ]Некоторые из предполагаемых стандартных персонажей включали:
- Маккус – считается, что происходит либо от греческого термина маккоан, означающего «быть глупым», либо от греческого префикса мак- , обозначающего жадность. [ 6 ] Персонаж Маккус чаще всего появляется из всех стандартных персонажей в произведениях Помпония и Новия, включая пьесу «Маккус-Служанка », где путаница возникает из-за «сюжетов-близнецов». [ 6 ] Маккус был самым популярным клоуном и главным героем многих пьес Ателлана. [ 6 ] в том числе и Дурак в образе горбуна с клювовидным носом. [ 13 ] [ 14 ]
- Буккус . Хотя происхождение этого имени точно не известно, латинское слово bucca , означающее «щека» или «рот». общепринятым считается [ 6 ] и подразумевает "деревенскую олуху" [ 14 ] «толстощекий, прожорливый хвастун». [ 6 ]
- Мандукус - происходит от латинского слова «Жевал», Мандукус - это предполагаемый стандартный персонаж, который не появляется ни в одном из сохранившихся названий. [ 15 ] Возможно, Мандукус и Доссеннус — один и тот же персонаж, а Мандукус — это просто описание Доссеннуса. [ 6 ] как высокомерный солдат. [ 14 ]
- Паппус - имя считается производным от греческого паппос, что означает «дедушка». [ 6 ] Паппа было легко обмануть, и он часто становился жертвой дочери или жены. Персонаж появляется в пяти дошедших до нас пьесах. Паппус - единственный персонаж из Atellan Farce, у которого имя старика осканского происхождения. [ 16 ] [ 6 ] [ 14 ]
- Центункул - имя комического раба. [ 14 ]
- Доссеннус - Считается, что имя Доссеннус произошло от слова dorsum или «спина», поскольку персонаж был горбатым. [ 6 ] как напыщенный доктор [ 14 ] или «горбатый хитрый обманщик». [ 17 ]
Персонажи могут быть связаны с похожими ролями в «Комедии дель арте» и «Панч и Джуди» . И Atellan Farce, и Commedia были импровизированными комедиями в масках. Предполагается, что стандартные персонажи Atellan Farce положили начало стандартным персонажам Commedia dell'arte. Например, теоретические развития персонажей включают:
Однако эти связи остаются спекулятивными и оспариваются в текущих исследованиях. [ 23 ] Есть сходство между Панчем и персонажем комедии дель арте Пульчинеллой. Однако нет единого мнения о том, что происхождение Панча можно проследить до Пульчинеллы. [ 24 ] [ 25 ] Персонаж Цициррус, осканское слово, означающее «игровой петух», считается стандартным персонажем. [ 26 ]
Авторство
[ редактировать ]Сюжеты и персонажи были выбраны непосредственно перед началом спектакля, а диалоги были импровизированы. Исполнителями были сыновья римских граждан, которым было разрешено служить в армии: профессиональные актеры были исключены. Простые прозаические диалоги дополнялись песнями на сатурнианском размере , обычном языке, сопровождаемыми оживленной жестикуляцией. Пьесы отличались грубостью и непристойностью. [ 27 ] В пьесе Ателлана было много пантомимы. Все роли исполняли мужчины. [ 6 ] Спектакли не имели сложных декораций и шли в обычных театрах. [ 28 ]
Пьесы Ателлана впервые стали популярны в Риме в III веке до нашей эры, а популярность в литературной форме возродилась в I веке до нашей эры. [ 6 ] и включил стандартных персонажей в письменные стихи. [ 6 ]
Позже диктатор Сулла написал несколько басен Ателлана. Драматург Квинт Новий , живший и писавший через 50 лет после отречения Суллы, написал пятьдесят басен, в том числе «Махус Эксул» («Изгнанный Макх»), «Галлинария» («Курятник»), «Сурдус » («Глухой»), «Виндемиаторес» («Жнецы») и «Парк» . (Казначей). Когда пьесы Ателлана были возрождены в I веке до нашей эры, профессиональные актеры больше не были исключены из роли стандартных персонажей. [ 29 ]
Луций Помпоний из Болоньи , под влиянием Паллиаты Фабия Дорсенна, написал несколько пьес Ателлана, в том числе «Махус Майлз» («Макх-солдат»), «Пифон Горгоний» , «Псевдоагамемнон» , «Букко Адоптатус» и «Аэдитум» . Квинт Новий и «Меммий» также были авторами этих комедий. Овидий и Плиний Младший сочли творчество Меммия неприличным.
Предполагается, что Помпоний является «основателем» пьес «Ателлан Фарс». [ 6 ]
Споры и подавление
[ редактировать ]Из Тацита ( «Анналы» , книга 14): «…после различных и часто бесплодных жалоб преторов император Тиберий , наконец, выдвинул ходатайство о распущенном поведении играющих. «Они часто, — говорил он, — добивались нарушать общественный порядок и опозорить частные семьи, а старый осканский фарс, бывший когда-то жалким развлечением для простонародья, стал одновременно настолько неприличным и популярным, что его пришлось быть проверены полномочиями Сената. Игроки после этого были изгнаны из Италии».
Светоний ( Тиберий , 45, 1) сообщает, что самого Тиберия за его развратные привычки высмеивали в ателланском фарсе, после чего стала популярной поговорка «старая коза, лакающая лань» ( hircum vetulum capreis naturam ligurire ).
В 20-х годах нашей эры рост популярности и возрождение ателланских пьес встретил неодобрение старшего поколения патрициев и сенаторов. Представления стали настолько отвратительными, что в 28 году нашей эры все, кто участвовал в фарсах, были изгнаны из Италии. [ 30 ]
В «Истории Августа» записано, что Адриан устраивал на банкетах представления «Ателланских фарсов». [ 31 ]
Современные сравнения
[ редактировать ]Из-за диковинного характера и краткости, которыми, как полагают, обладают «Ателланские фарсы», их можно сравнить с скетчами, которые можно увидеть в развлекательных шоу, таких как «Субботним вечером в прямом эфире» или «Чья это линия?» [ 32 ] Часто импровизированная игра концентрировалась на несложной ситуации, например, на переедании, опьянении или воровстве. [ 32 ] Например, в популярных телевизионных шоу, таких как «Субботний вечер в прямом эфире» и «Чья это линия», они включали контент для взрослых и создавались для развлечения других. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Древние и современные источники
[ редактировать ]- Фрагменты басен Ателлана можно найти в сцене Poetarum Latinorum. фрагменты , Лейпциг, 1834 г.
- Морис Мейер , «Об Ателланах» ; Мангейм, 1826 г., -8°;
- CE Шобер , Об Ателланах , Лейпциг, 1825, в -8°;
- М. Мейер, Этюды по латинскому театру , Париж, 1847, в -8°.
- Юрген Бленсдорф «Ателлана фабула», в: «Новые Поли» Брилла , античные тома под редакцией: Хуберта Канчика и Гельмута Шнайдера. Консультация онлайн 21 июля 2017 г.
Работы Помпония и Новия можно найти в
- Отто Риббек , Фрагменты римской комедии, кроме Плавта и Теренция
- Эдуард Мунк , «По сказаниям об Атлантах» (1840).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 24.
Импровизированные композиции под названием Fabulae Atellanae...
- ^ Кеннард, Джозеф (1964). Итальянский театр: от начала до конца семнадцатого века . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. стр. 5 .
Другой ранней формой драмы была ателланская басня (favola atellana), названная так по имени этрусского города Ателла.
- ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. п. 78.
...Папп из комедии Ателлы
- ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 26.
Ательны представляли собой фарсы, отмеченные импровизацией и персонажами в масках.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 25 . ISBN 9780486216799 .
Позже их назвали Exodiae, потому что их часто давали в конце представления.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Трапидо, Джоэл (декабрь 1966 г.). «Пьесы Аттеллана». Учебно-театральный журнал . 18 (4): 381–389. дои : 10.2307/3205265 . JSTOR 3205265 .
- ^ Кеннард, Джозеф (1964). Итальянский театр: от начала до конца семнадцатого века . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. стр. 5 .
Другой ранней формой драмы была басня Ателлана, названная так по имени этрусского города Ателла.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 25 . ISBN 9780486216799 .
Древний город Ателла, ныне известный как Аверса, фактически был одним из первых, где появился театр.
- ^ Дюшарт, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications INC. с. 25.
Когда их исполняли в Риме, их называли Atellanae, что и стало их общепринятым названием.
- ^ W Beare "Квинтилиан VI lii 47 и Фабула Ателлана" The Classical Review, том 51, № 06, 1937, стр. 215-218.
- ^ W Beare "Квинтилиан VI lii 47 и Фабула Ателлана" The Classical Review, том 51, № 06, 1937, стр. 213-215.
- ^ Дж. Адамс «Отрывок Варрона, Де Лингва Латина и осканский фрагмент Ателланского фарса». Мнемозина, том 57, №3, 2004, стр. 352-358
- ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блум. п. 22.
В 1727 году в Геркулануме была обнаружена гротескная статуэтка, изображающая клювоносого, горбатого человека, который при небольшом воображении можно было отождествить с Маккусом.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Байром, Майкл (1972). Панч и Джуди: его происхождение и эволюция . Абердин: Публикации Шивы. п. 4. ISBN 0902982028 .
Там были старик (Папп), старуха, комический раб (Центункул), деревенский олух (Букк), высокомерный солдат (Мандук), напыщенный врач (Доссен) и острый на язык крючконосый горбун ( Маккус).
- ^ J.Trapido Издательство Университета Джона Хопкиса, Журнал образовательного театра
- ^ П. Хартнолл, П. Фаунд, Oxford University Press, Оксфордский краткий справочник по театру
- ^ Дж. Трапидо, Издательство Университета Джонса Хопкинса, Журнал образовательного театра
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC., стр. 17 . ISBN 9780486216799 .
Предком Панталона и его сына Гарпагона является Папп, старый развратный скряга из Антелланы.
- ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. п. 78.
В древнем театре персонажами, напоминающими эту Маску, являются персонажи различных стариков Аристофана, Плавта, Теренция и Паппа из комедий Ателлы.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: The Dover Publications, INC., стр. 18 . ISBN 9780486216799 .
Колыбелью семьи был древний город Ателла в римской Кампанье, а галерея предков показывает, среди прочего, Букко и чувственного Маккуса, чья худощавая фигура и трусливый характер вновь появляются в Пульчинелле.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Dover Publication, INC., стр. 29 . ISBN 9780486216799 .
Пульчинелла всегда была одета в белое, как Маккус, mimus albus или белый мим.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: The Dover Publications, INC., стр. 18 . ISBN 9780486216799 .
Далее идет людоед Мандукус, Майлз Славный в пьесах Плавта, который позже метаморфизируется в чванливого Капитана, или Капитана.
- ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 21.
стр. 21 Об «эволюции» комедии дель арте написано немало ерунды. Из трех основных теорий, пытающихся объяснить наши фарсы, самая устаревшая и устаревшая — это теория, касающаяся их предполагаемого римского отца, призрака, который к настоящему времени должен быть окончательно уничтожен.
- ^ Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Бенджамин Блом. п. 23.
Отождествление статуэтки с будущим в «Мимах» или даже со сценическим персонажем вообще весьма сомнительно, как и небезопасно настаивать на ее сходстве с английским «Панчом»; нет сомнения, что она похожа на Панча, но это, я думаю, во многом объясняется известностью фигуры в момент ее открытия и влиянием ее особенностей на лицо и фигуру английского злодея-клоуна.
- ^ Байром, Майкл (1972). Панч и Джуди: его происхождение и эволюция . Абербин: Публикации Шивы. п. 5. ISBN 0902982028 .
В 1662 году Пульчинелла пересекла Ла-Манш и стала «Пунчинелло», позже ставшей известной просто как Панч.
- ^ Дж. Трапидо, издательство Университета Джонса Хопкинса, издательство образовательного театра
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ателланские басни ». энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 824 Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Дж. Трапидо Издательство Университета Джонса Хопкинса, Журнал образовательного театра
- ^ Дж. Трапидо The Johns Hopkins Press, Журнал образовательного театра
- ^ Чапо, Эрик; Слейтер, Уильям Дж. (1995). Контекст древней драмы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 324. ИСБН 978-0-472-08275-9 .
- ^ ХА Адриан 26.
- ^ Jump up to: а б с Д. Нардо, Энциклопедия Древнего Рима Гринхейвен, Сан-Диего, Калифорния, 2002, стр. 39–351, Greenhaven Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (На французском языке) Мейер, Морис, «Исследования латинского театра»
- (на французском языке) Imago Mundi - Ателланы