Сицелы
Эта статья требует внимания эксперта по классической Греции и Риму . Конкретная проблема такова: представить это как традиционалистскую грамотную тему. смотрите на странице обсуждения Подробности ( июль 2020 г. ) |
Сикелы . ( / ˈ s ɪ k əl z , ˈ s ɪ s əl z / SIK -əlz, SISS -əlz ; лат племенем , Sicelī или Siculī ) были индоевропейским населявшим восточную Сицилию , их тезку, во времена железного века. . Они говорили на сицилийском языке. После поражения сикелов в битве при Номе в 450 г. до н.э. и смерти лидера сикелов Дуцеция в 440 г. до н.э. государство сикелов распалось, и культура сикелов слилась с Великой Грецией .
История
[ редактировать ]Археологические раскопки показали некоторое микенское влияние на Сицилию бронзового века . Самое раннее литературное упоминание о сикелах находится в « Одиссее» . Гомер также упоминает Сиканию , но не делает различий: «они были (из) далекого места и далекого народа и, по-видимому, они были одним и тем же» для Гомера, отмечает Робин Лейн Фокс. [1]
Вполне возможно, что сикелы и сиканы железного века состояли из иллирийского населения, которое (как и мессапийцы ) навязало себя местному, доиндоевропейскому (« средиземноморскому ») населению. [2] Фукидид [3] и другие писатели-классики знали о традициях, согласно которым сикелы когда-то жили в Центральной Италии, к востоку и даже к северу от Рима. [4] Отсюда они были вытеснены умбрийскими и сабинскими племенами и, наконец, переправились на Сицилию. Их социальная организация, по-видимому, была племенной, экономической и сельскохозяйственной. По словам Диодора Сицилийского , [5] после серии конфликтов с сикани река Сальсо была объявлена границей между их территориями.
Распространено предположение, что сикелы прибыли совсем недавно, они ввели использование железа на Сицилию бронзового века и привезли с собой одомашненную лошадь. [ нужна ссылка ] Это датирует их прибытие на остров началом I тысячелетия до нашей эры. Однако есть некоторые свидетельства того, что этот этноним мог появиться еще до железного века, и они основаны на имени Шекелеш, данном одному из народов моря в Великой Карнакской надписи. [6] на 5-м году Мернептаха правления ( ок. 1207 г. до н. э.). Имя Шекелеш также упоминается на настенном рельефе в Мединет-Хабу ( храм-заупокойный храм Рамзеса III ) с изображением и надписями, описывающими второе за 30 лет вторжение «народов моря» на 8-м году Рамзеса III правления . (1177 г. до н. э. или 1186 г. до н. э., историки расходятся в этих двух датах). Эрик Клайн тесно связывает эти два нападения на Египет с началом краха позднего бронзового века . [7] Археологические данные указывают на прибытие сикелов на остров между тринадцатым и одиннадцатым веками до нашей эры . [6]
Сикельский некрополь Панталика , недалеко от Сиракуз , является самым известным, а второй по величине — некрополь Кассибиле , недалеко от Ното . Их элитные гробницы форно , или печи, имеют форму ульев.
Главными городами Сицелии были Агириум ( Агира ); Centuripa или Centuripae (Centorbi, но теперь снова названный Centuripe ); Хна (позже Кастроджованни, которая представляет собой искаженное название Castrum Hennae через арабское Каср-джанни , но с 1920-х годов снова называется Энна ); и три места под названием Хибла: Гибла Майор , называемая Гелеатис или Гератис, на реке Симаэт; Гибла Минор, на восточном побережье к северу от Сиракуз (возможно, до дорийской колонии Гиблейская Мегара ); и Гибла Герея на юге Сицилии.
С приходом греческих колонистов — как халкидийцев , поддерживавших хорошие отношения с сикелами, так и дорийцев , не имевших [8] — и растущее влияние греческой цивилизации, сикелы были вытеснены из большинства выгодных портов и постепенно отступили во внутренние районы. В шестидесяти километрах (сорок милях) от побережья Ионического моря сикелы и греки исключительно жили бок о бок в Моргантине до такой степени, что историки спорят, был ли это греческий полис или сисельский город. Греческие товары, особенно керамика, перемещались по естественным маршрутам, и в конечном итоге эллинистическое влияние можно наблюдать в упорядоченном городском планировании Сицелии. Однако в середине пятого века до нашей эры лидер сикелов Дуцеций смог создать организованное сисельское государство как унитарную область в противовес греческим Сиракузам , включая несколько городов в центральной и южной части острова. После нескольких лет независимости, в 450 г. до н. э., его армия потерпела поражение от греков в битве при Номе , и десять лет спустя он умер. Без его харизмы движение рухнуло, и все более эллинизированная культура сикелов потеряла свой самобытный характер. Но зимой 426/5 Фукидид заметил присутствие среди союзников Афин в осада Сиракуз сицелами, которые «ранее были союзниками Сиракуз, но находились под жестоким управлением сиракузян и теперь восстали». (Фукидид 3.103.1) Помимо Фукидида, греческие литературные источники о сикелах и других доэллинских народах Сицилии можно найти в фрагментарных разрозненных цитатах из утраченных материалов Гелланика Лесбосского и Антиоха Сиракузского .
Есть некоторые свидетельства того, что у сикелов существовало несколько матриархальных обычаев, чего нет в других индоевропейских группах региона. [9]
Язык
[ редактировать ]Лингвистические исследования показали, что сикелы, возможно, говорили на индоевропейском языке. [10] и оккупировал восточную Сицилию, а также самую южную Италию. [11] тогда как элими (греч. Elymoi ) и сикани (греч. Sikanoi ) населяли западную и центральную Сицилию соответственно. Вполне вероятно, что сиканы говорили на неиндоевропейском языке, классификация их языка остается неопределенной. И наоборот, общепризнано, что элимский язык был индоевропейским языком, хотя его точная классификация внутри семьи неясна. [12] Некоторые считают его родственным Лигурийскому , [13] в то время как другие - на курсивные языки . [14]
О сисельском языке известно немногое из толкований древних писателей и очень немногих надписей, не все из которых явно сисельские. [15] Считается, что сикелы не использовали письменность до тех пор, пока не оказались под влиянием греческих колонистов. На сегодняшний день найдено несколько надписей на сикеле: Мендолито (Адрано), Центурипе, Пойра, Патерно-Чивита, Палике (Роккичелла ди Минео), Монтанья ди Рамакка, Ликодия Эубеа, Рагуза Ибла, Скири Соттано, Монте Касазия, Кастильоне ди Рагуза, Терравеккья. Грамишель, Моргантина, Монтанья-ди-Марцо (Пьяцца-Армерина) и Терравеккья-де-Кути. [16] [17] Первая обнаруженная надпись из девяноста девяти греческих букв была найдена на кувшине с носиком, найденном в 1824 году в Центурипе ; [18] он использует греческий алфавит VI или V веков до нашей эры. Там написано:
- "нунустентимимарустайнамиемитоместидуромнанепос дуромиемтоместивелиомнедемпонитантомередесуино бртоме..."
Были различные попытки интерпретировать это (например, В. Пизани, 1963, Г. Радке, 1996), но без определенных результатов. Еще одна длинная надпись на сикеле была найдена в Монтанья-ди-Марцо: [19]
- "tamuraabesakedqoiaveseurumakesagepipokedlutimbe levopomanatesemaidarnakeibureitamomiaetiurela"
Лучшим доказательством индоевропейского происхождения Sicel является форма глагола pibe «пить», активное повелительное наклонение настоящего времени от второго лица единственного числа, точно родственное латинскому bibe (и санскритскому piba и т. д.). [20] принадлежность к италийской ветви, возможно, даже близкой к латино-фалисканской Нельзя исключать : Варрон утверждает, что сицель был строго связан с латынью, поскольку многие слова звучали почти одинаково и имели одно и то же значение, например, oncia , lytra , moeton (лат. мутуум ). [21]
Религия
[ редактировать ]Характерный для них культ паликов находится под влиянием греческого мифа в дошедшей до нас версии, в котором местная нимфа Талия родила Адрану , вулканическому богу, которого греки отождествляли с Гефестом , сыновей-близнецов, которые были «дваждырожденными» ( палин «снова»; ikein «прийти»), рожденные сначала от их матери-нимфы, а затем от земли, из-за «ревности» Геры , убеждавшей Мать-Землю, Гею , поглотить нимфу. Затем почва разошлась, и на свет появились близнецы, которых на Сицилии почитали как покровителей мореплавания и земледелия. На самом архаичном уровне греческой мифологии титан Титиос вырос настолько большим, что разорвал чрево своей матери, и его пришлось вынашивать самой Гее. Он привлек внимание более поздних греческих мифографов только тогда, когда попытался подстерегать Лето возле Дельф. Если такая мифология приводится в действие в виде ритуала , то обычно можно увидеть пару жертвенных детей, закопанных в землю, чтобы стимулировать рост зелени. [ нужна ссылка ]
В храме Адрана, отца Паличей, сикелы хранили вечный огонь. Бог Хибла (или богиня Гиблея [22] ), в честь которого были названы три города, имел святилище в Хибле Гератис . Связь Деметры и Коры с Хной (похищение Прозерпины ) и нимфы Аретузы с Сиракузами обусловлена греческим влиянием.
См. также
[ редактировать ]- Древние народы Италии
- Древние италийские народы
- Италиоты
- Доисторическая Италия
- сицелиоты
- Морские народы
- Сикани
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фокс, Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера , 2008:115; Упоминания Гомера есть в «Одиссее» 20 383; 24.207-13, 366, 387-90.
- ^ Хорошо, Джон (1985). Древние греки: критическая история . Издательство Гарвардского университета. п. 72. ИСБН 0674033140 .
Большинство ученых теперь полагают, что сикане и сикелы, а также жители южной Италии были в основном иллирийцами, наложившимися на аборигенное «средиземноморское» население».
- ^ Заботой Фукидида является ознакомление своей афинской аудитории с культурными и историческими предпосылками афинских изобретений в делах Сицилии, начиная с 415 г. до н.э., в его книге VI, разделы 2.4-6.
- ^ Сервия Комментарий к Энеиде VII.795; Дионисий Галикарнасский i.9.22
- ^ Диодор Сицилийский V.6.3-4
- ^ Jump up to: а б Ле Глей, Марсель. (2009). История Рима . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8327-7 . OCLC 760889060 .
- ^ Клайн, Эрик . 1177 г. до н.э.: год падения цивилизации [видео], 2016, 1ч10'17. См. 5'41 о вторжении Народа Моря в 8-м году правления Рамзеса III; 6'19 за неуверенность в датах; 4:30 — начало краха позднего бронзового века «по обе стороны от 1200 г. до н.э.».
- ^ Сьёквист, Эрик (1973). Сицилия и греки: исследования взаимоотношений между коренным населением и греческими колонистами . Лекции Джерома. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08795-9 .
- ^ Ле Глей, Марсель. (2009). История Рима . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8327-7 . OCLC 760889060 .
- ^ Основное исследование - Джошуа Ватмо в книге Р. С. Конвея, Дж. Ватмо и С. Е. Джонсона, «Пра-курсивные диалекты Италии» (Лондон, 1933), том. 2:431-500; более поздним исследованием является А. Зампони, «Il Siculo» в AL Prosdocimi, ed., Popoli e Civiltà dell'Italia antica , vol. 6 «Lingue e Dialetti» (1978949-1012.)
- ^ все еще существовали Сикули Фукидид сообщил, что в Италии , что относилось лишь примерно к современной Калабрии в его время; он получил Италию от одноименного Итала, сисельского царя ( «Истории» , VI.4.6), ср. Название Италии .
- ^ Маркезини, Симона (2012). «Элимский язык». В Трибулато, Ольга (ред.). Язык и лингвистические контакты в Древней Сицилии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 95–114. дои : 10.1017/CBO9781139248938.005 . ISBN 9781139248938 .
Все ученые сходятся во мнении, что элимский язык принадлежит к индоевропейской семье (с. 96).
- ^ Браччези, Лоренцо (1993). Гесперия: исследования западной гречности (на итальянском языке). ГЕРМС БРЕТШНАЙДЕРА. ISBN 978-88-7062-809-8 .
- ^ «Элимо» .
- ^ Цена 1998 г.
- ^ Агостиниани, Лучано (2012). «Грамотность догреческой Сицилии» . Аристоноф 4 (4): 139–164. дои : 10.6092/2037-4488/1940 .
- ^ Кордано, Федерика (2012). «Монументальные надписи сикелов» . Аристоноф 4 (4): 165–184. дои : 10.6092/2037-4488/1942 .
- ^ Сейчас в Badisches Landesmuseum, Карлсруэ (цена 1998 г.)
- ^ Марцлофф, Винсент (2011). «Лингвистические вариации и палео-итальянская экзегеза. Сикулийская идиома Монтанья ди Марцо» . Лингвистическая вариация в языках доримской Италии (на французском языке). Лион. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г.
- ^ Фортсон, Бенджамин В. IV (2009). Индоевропейский язык и культура (Второе изд.). Молден/Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 469. ИСБН 978-1-4051-8895-1 .
- ^ Варрон, Де Лингва Латина V, 105 и 179.
- ^ Люсия Кьявола Бирнбаум (1 января 2000 г.). Черные Мадонны: феминизм, религия и политика в Италии . iUniverse. стр. 31–. ISBN 978-0-595-00380-8 .
Источники
[ редактировать ]- Фукидид , vi.2 и vi.4.6
- Прайс, Гланвиллская энциклопедия языков Европы под названием "Sicel (Сикулан)"
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антоначчо, Карла М. и К.М. Антоначчио. «Κυπάρα, нимфа Сикеля?» Журнал папирологии и эпиграфики 126 (1999): 177–85. JSTOR 20190439 .
- Бернабо Бреа, Луиджи. 1966. Сицилия до прихода греков. Переработанное издание. Нью-Йорк: Ф.А. Прегер.
- Бордман, Джон, редактор. 1988. Кембриджская древняя история. Том 4, Персия, Греция и Западное Средиземноморье, с 525 по 479 год до нашей эры. 2-е издание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Циттер, Карло, Джузеппе Мария Амато, Валентина Ди Натале и Андреа Патаккини. 2017. «Слоистая сеть маршрутов в многослойном ландшафте: регион Энна (Центральная Сицилия) от бронзового века до 19 века нашей эры». Открытая археология 3 (1): 305–12.
- Феррер, Меритчель. 2016. «Накормление общества: участие женщин в общественных праздниках, Западная Сицилия (восьмой – шестой века до н.э.)». Журнал археологического метода и теории 23 (3): 900–20.
- Кнапп, А. Бернард и Питер ван Доммелен, редакторы. 2014. Кембриджская предыстория Средиземноморья бронзового и железного веков. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Лейтон, Роберт. 1999. Сицилия до истории: археологические исследования от палеолита до железного века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- ————. 2015. «Высеченные в скалах гробницы и погребальные пейзажи позднего бронзового и железного веков на Сицилии: новые полевые исследования в Панталике». Журнал полевой археологии 40 (2): 190–203.
- Марцлофф, Винсент. Лингвистические вариации и палео-курсивная экзегеза. Сицилийская идиома Монтанья ди Марцо. В кн.: Лингвистическая вариация в языках доримской Италии. Лион: Дом Востока и Средиземноморья Жан Пуйу, 2009. стр. 93-132. (Собрание Дома Древнего Средиземноморья Востока. Филологическая серия) [www.persee.fr/doc/mom_0184-1785_2009_act_45_1_1985]
- Ментесана, Роберта, Джузеппе Де Бенедетто и Джироламо Фьорентино. 2018. «Сказка одного горшка: реконструкция движения людей, материалов и знаний на Сицилии раннего бронзового века через микроисторию судна». Журнал археологической науки: отчеты 19: 261–69.
- Орен, Элиезер Д. 2000. Народы моря и их мир: переоценка. Филадельфия: Университетский музей Пенсильванского университета.
- Рассел, Энтони. 2017. «Сицилия без Микен: межкультурный анализ потребительских связей в Центральном Средиземноморье бронзового века». Журнал средиземноморской археологии 30 (1): 59–83.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архаичная Италия: Сикули (URL проверен 26 марта 2006 г.)
- Сицилийские народы: сикелы Винченцо Салерно [1]