Цирковой насос
В Древнем Риме pompa circensis («цирковой парад») представляло собой процессию , предшествовавшую официальным играм ( люди ), проводимым в цирке в рамках религиозных праздников и других мероприятий.
Описание
[ редактировать ]Наиболее подробное описание pompa circensis в республиканскую эпоху дано Дионисием Галикарнасским , основанным на наблюдениях очевидца и историка Фабия Пиктора , [2] который говорит, что описывает оригинальную Ludi Romani ; Однако на Фабия, возможно, большее влияние оказало то, что он увидел в помпе Светских игр в 249 г. до н.э. Шествие возглавляли мальчики дворянства ( nobiles ), едущие верхом на лошадях, за ними следовали пешие мальчики, которые были будущими пехотинцами. Затем шли колесничие и спортсмены, которые участвовали в играх. [3]
Труппы танцоров следовали под музыкальное сопровождение, исполняемое на аулое , разновидности деревянного духового инструмента, и лире . Танцоры были разделены на возрастные категории: мужчины, молодежь и дети. Одетые в пурпурные туники , они размахивали мечами и короткими копьями в танцах с оружием, подобных критским пиррихам . Взрослые танцоры также носили бронзовые шлемы. [4] с «заметными гребнями и крыльями». [5]
Хор, одетый как сатиры и силены, следовал за вооруженными танцорами и издевался над ними. Они были одеты в шерстяные туники, гирлянды из разных цветов и набедренные повязки из козьей кожи, а волосы торчали на головах клочьями. [6] Появление сатиристов в оригинальном Ludi Romani является самым ранним известным упоминанием сатиров в римской культуре. [7] Хотя Дионисий предполагает, что и танцы с оружием, и вакхические танцы были подражанием грекам, танцы с оружием имели римский прецедент у салийских жрецов , которые танцевали с мечом и щитом, а роль сатиров, по-видимому, основана на этрусских обычаях . [8]
Процессия завершалась мужчинами, несущими золотые чаши и благовония, а затем статуи богов несли на носилках (fercula) , а их атрибуты (exuviae) перевозили отдельно в специальных колесницах или повозках ( tensae или thensae ). Тенса . тянули мальчики, чьи матери и отцы были еще живы [9] Изображения и эксувии выставлялись в цирке, вероятно, на деревянной платформе, называемой пульвинар . [10]
Процессия стартовала от Капитолия и через склон Капитолия подошла к Римскому форуму . Затем он проследовал по Виа Сакра и через Викус Тускус, чтобы добраться до Большого цирка . [11]
Судья , председательствовавший на играх, ездил на запряженной двумя лошадьми колеснице ( бига ) и носил традиционное одеяние победившего полководца (триумфатора) . [12] считал, Теодор Моммзен что pompa circensis — это просто перепрофилирование триумфального шествия , к которому изначально было привязано представление игр. После того, как люди стали представляться отдельно от триумфатора, место триумфатора на параде занимал председательствующий судья. [13] Х.С. Верснель считал помпу смесью греческих, римских и этрусских элементов. [14] Франк Бернстайн утверждал, что традиция этрусского происхождения по сути верна, и что цирковые игры и их открывающая процессия были установлены в период правления Рима под властью этрусских королей как часть культа Капитолийского Юпитера . [15]
Во времена Империи
[ редактировать ]Pompa circensis претерпела значительные изменения во время диктатуры Юлия Цезаря , когда к процессии были добавлены его изображение и колесница. Во времена правления Августа и Тиберия другие члены императорской семьи были представлены изображениями и селлами (специальными «сидениями» или тронами; см. курульное кресло ). Затем в I веке стало обычным, чтобы изображения семьи императора присоединялись к изображениям божеств. [16] Ко времени Тиберия маршрут парада включал в себя Храм Марса Ультора , построенный Августом, вобравший в себя несколько церемоний, ранее проводившихся в Храме Капитолийского Юпитера . Новый расширенный маршрут проходил бы вдоль Форума Августа . [17]
Жречество братьев Арвал приносило жертвоприношения, когда эти ludi circense проводились в сочетании с различными торжествами императорского культа . До правления Нерона жертвоприношения Арваля приносились на Капитолии, где традиционно начиналось шествие. Однако в ранней Империи арвалы приносили жертвы в новом Храме Божественного Августа по случаю ludi Martiales , ludi Augustales и дня рождения Августа. В это время там начиналось шествие. Топография . маршрута парада может варьироваться в зависимости от желаемой символики мероприятия [18]
Более традиционный маршрут парада был восстановлен при династии Флавиев . Капитолий снова оказался в центре внимания, а храмы, наиболее явно связанные с Юлиями-Клавдиями, были менее центральными, хотя изображения императорской семьи продолжали отображаться. Маршрут был расширен и прошел вдоль Марсова поля во времена Домициана , который построил там величественный храм обожествленным Веспасиану и Титу . Во II веке маршрут pompa circensis, вероятно, стал более похож на маршрут триумфа. [19] Таким образом, pompa circensis превратилась в весьма заметное средство выражения нового политического и религиозного порядка Империи. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Как указано Кэтрин М.Д. Данбэбин , «Победоносный возничий о мозаиках и связанных с ними памятниках», Американский журнал археологии 86.1 (1982), стр. 71.
- ^ Дионисий Галикарнасский , 7.72.1–13 = Q. Фабий Пиктор , FRH 2 1 фрг. 20.
- ^ HS Верснель, Триумф: исследование происхождения, развития и значения римского триумфа (Brill, 1970), стр. 96–97.
- ^ Верснель, Триумф , с. 97.
- ^ У. Дж. Слейтер, «Три проблемы в истории драмы», Phoenix 47.3 (1993), стр. 202.
- ^ Слейтер, «Три проблемы», с. 203.
- ^ Т. П. Уайзман , «Сатиры в Риме? Предыстория Ars Poetica Горация », Журнал римских исследований 78 (1988), стр. 7.
- ^ Уайзман, «Сатиры в Риме?» п. 11, примечание 86; Слейтер, «Три проблемы», с. 203.
- ^ Верснель, Триумф , стр. 98, 260
- ^ Дункан Фишвик, «Пруденциус и культ Божественного Августа», Historia 39.4 (1990), стр. 481, со ссылкой на Фестуса (500 в издании Линдсея).
- ^ Патриция Арена, « Pompa circensis и domus Augusta (1–2 вв. н.э.)» в книге «Ритуальная динамика и религиозные изменения в Римской империи». Материалы восьмого семинара по международному сетевому влиянию империи (Гейдельберг, 5–7 июля 2007 г.) (Brill, 2009), с. 86.
- ^ Верснель, Триумф , стр. 102, 104, 129–130.
- ^ Как резюмировал Верснель, Triumphus , стр. 101ф.
- ^ Верснель, Триумф , с. 97.
- ^ Фрэнк Бернштейн, «Сложные ритуалы: игры и шествия в республиканском Риме в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 223 и далее.
- ^ Патриция Арена, « Pompa circensis и domus Augusta (1–2 вв. н.э.)» в книге «Ритуальная динамика и религиозные изменения в Римской империи». Материалы восьмого семинара по международному сетевому влиянию империи (Гейдельберг, 5–7 июля 2007 г.) (Brill, 2009), с. 78 и след.
- ^ Арена, « Циркулярная помпа », с. 86.
- ^ Арена, « Циркулярная помпа », с. 87 и след.
- ^ Арена, «The pompa circensis », стр. 91–92.
- ^ Арена, «The pompa circensis », стр. 92–93.