Желание
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
В древнеримской религии вотум ( во множественном числе ) — это клятва или обещание, данное божеству . Слово происходит от причастия прошедшего времени латинского глагола voveo, vovere , «клятва, обещание». В результате этого словесного действия вотум также является тем, что выполняет обет, то есть обещанной вещью, например, подношениями, статуей или даже храмовым зданием. Таким образом, вотум : «Я даю , — это аспект договорной природы римской религии, торг, выражаемый do ut des чтобы вы могли дать». [1]
Частные голоса
[ редактировать ]
В повседневной жизни люди могут делать вотивные подношения божеству по личным соображениям. Vota privata в изобилии подтверждается надписями , особенно для поздней имперской эпохи . Они регулярно помечаются буквами VSLM, votum solvit libens merito , отмечая, что человек, совершающий посвящение, «выполнил свою клятву добровольно, как и должно». Уильям Уорд Фаулер нашел в этих пожертвованиях «выражения… религиозного чувства» и благодарности за полученные благословения, которые выходят за рамки договорного формализма. [2]
Военные голоса
[ редактировать ]В республиканскую эпоху вотум Капитолии был регулярной частью церемоний, проводимых на генеральным империем перед развертыванием войск. [3] Триумф . с вручением добычи и жертвоприношением животных в Капитолии был отчасти исполнением такого обета [4] Полководец, столкнувшийся с неопределенным исходом битвы, мог дать вотум на поле боя, пообещав построить храм в знак благодарности за божественную помощь в победе. В 311 г. до н.э. Юний Бубулк стал первым плебейским полководцем, давшим обет и наблюдавшим за строительством храма; он чтил богиню Салус, «Спасение». [5] Обет также давался в связи с ритуалом эвокации врага, , переговорами с божеством-покровителем чтобы предложить высший культ . Крайней формой вотума было devotio — ритуал, во время которого полководец приносил себя в жертву в бою и просил хтонических божеств взять с собой врага в качестве подношения. [6]
Общественное голосование
[ редактировать ]В Республике публичное голосование ( vota publica ) или vota pro salute rei publicae («клятвы за благополучие республики») предлагалось в день вступления консулов в должность, в конечном итоге установленный на 1 января ( кал. Ян. ). . [7] К ним присоединились голоса за Цезаря ( vota pro Caesare или pro saluta Caesaris ) в 44 г. до н.э. [8]
При Империи Сенат постановил голосовать от имени Октавиана (позже Августа ) в качестве принцепса в 30 г. до н.э. [9] [8] Эти обеты ради благополучия императора ( vota pro salute imperatoris , principis , [10] или август ) [11] были перенесены на 3 января — обычную дату Компиталия — при Калигуле в 38 году нашей эры. [8] Голосование за государство продолжало проводиться 1 января, в то время как клятвы императора распространялись и на его семью.
Во время этих публичных обетов приносились подношения Юпитеру , Юноне , Салусу , а иногда и другим божествам . [12] В Риме эти церемонии проводили консулы и понтифики , а в провинциях, вероятно, губернаторы , местные священники и чиновники. [13] Для голосования за императора и его семью жители столицы собрались, чтобы принести коллективные клятвы; [14] именно отказ принимать участие в этих мероприятиях и подобных ритуалах иногда приводил к гонениям на христиан .
Впоследствии годовщину провозглашения каждого императора ( dies imperii ) отмечали подобными ритуалами; более крупные ритуалы отмечали 5-летие ( пятилетия ) и 10-летие ( деценналии ). Неполные записи заставили ученых спорить о том, отмечались ли конкретные пятилетия и десятилетия в начале года, в dies imperii или в какое-то другое время по конкретным причинам в каждом случае.
Vota publica продолжалась в Риме даже после того, как христианство стало официальной религией Империи, возможно, даже в VI веке. [15] Поскольку клятвы были в такой же степени подтверждением политической лояльности, как и религиозными выражениями, их было трудно отменить, не подорвав сакральную ауру власти императора. [16]
В Восточной Римской империи этот праздник был известен как Вота ( Βότα ). Императоры Аркадий и Гонорий запретили жертвоприношения, связанные с праздником. В 692 году Пятишестый Собор запретил христианам праздновать, но оно оставалось в придворном календаре по крайней мере до правления Константина VII Багрянородного (годы правления 905–959). [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джон Шейд , «Жертвоприношения богам и предкам», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 270; Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 200–202.
- ^ Фаулер, Религиозный опыт , стр. 201–202.
- ^ Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), стр. 15.
- ^ Фридерика Флесс и Катя Мёде, «Музыка и танец: формы изображения в изобразительных и письменных источниках», в «Спутнике римской религии» , стр. 259–260.
- ^ Анна Кларк, Божественные качества: культ и сообщество в республиканском Риме (Oxford University Press, 2007), стр. 50; Ричард Д. Вейгель, «Римские генералы и храмовые обеты, 500–100 до н.э.», Classica et Mediaevalia (Museum Tusculanum Press, 1998), стр. 122; Эрик М. Орлин, Храмы, религия и политика в Римской республике (Brill, 1997), стр. 179–180.
- ^ Фаулер, Религиозный опыт , стр. 206–207.
- ^ Фрэнсис Хиксон-Хан, «Политика Дня благодарения», в Августе Авгурии: Человеческие и божественные комментарии в честь Ежи Линдерского (Франц Штайнер, 2004), стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Кинг (2006) , с. 243 .
- ^ Дункан Фишвик, Имперский культ на Латинском Западе (Brill, 1987), том. Я, 1, с. 89.
- ^ Рейнольдс, Дж. М. (1962), «Vota Pro Salute Principis», Документы Британской школы в Риме , том. 30, Лондон: Британская школа в Риме, стр. 33–36, JSTOR 40310628 .
- ^ Альфельди, Андреас (март 1975 г.), «Штефан Вайншток: Divus Julius», Gnomon , vol. 47, Мюнхен: Verlag CH Beck, с. 167, JSTOR 27686173 .
- ^ Дж. Руфус Фирс , «Культ Юпитера и римско-имперская идеология», « Взлет и падение римского мира » , II.17.2 (1981), стр. 98.
- ^ Фишвик, Имперский культ на Латинском Западе , стр. 89–90.
- ^ Питер Герц, «Императоры: забота об Империи и их преемниках», в «Спутнике римской религии» , стр. 312; Фаулер, Религиозный опыт , с. 200.
- ^ Фриц Граф, «Римские фестивали в Сирии, Палестине», в «Талмуде Йерушалми и греко-римской культуре» (Мор Зибек, 2002), том. 3, с. 441.
- ^ Страхи, «Культ Юпитера и римско-имперская идеология», стр. 99–105, 119–122. Фирс исследует этот вопрос посредством перехода от культа Юпитера к культу христианского бога : «Присвоив центральную роль Юпитеру Оптимусу Максимусу в теологии победы, христианский бог легко занял свое выдающееся положение в имперской идеологии Христианская империя… Как и теология победы, тема королевской должности как imitatio Dei легко христианизировалась… Именно в этой ассоциации императора с высшим богом мы наиболее отчетливо наблюдаем преемственность между языческой и христианской империей. идеология» (с. 121–122).
- ^ Тромбли, Фрэнк Р. «Бота» . Оксфордский словарь Византии . Проверено 24 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кинг, Ричард Джексон (2006), Овидия Желая Рима: мужская субъективность и чтение Фасти , Колумбус : Издательство Университета штата Огайо, ISBN 978-0-8142-1020-8 .