Авентинская триада
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Авентинская триада (также называемая плебейской триадой или земледельческой триадой ) — современный термин, обозначающий совместный культ римских божеств Цереры , Либера и Либеры . Культ был основан ок. 493 г. до н.э. в священном районе ( templum ) на Авентинском холме или рядом с ним , традиционно связанном с римским плебсом . и обряды описываются В более поздних отчетах здание храма как «греческие» по стилю. Некоторые современные историки описывают Авентинскую Триаду как плебейскую параллель и застенчивую противоположность Архаической Триаде Юпитера Юноны , Марса и Квирина и более поздней Триаде Юпитера, Минервы и Капитолийской . Авентинская триада, храм и связанные с ним луди (игры и театральные представления) служили центром плебейской идентичности, иногда в оппозиции к первоначальной правящей элите Рима, патрициям .
Происхождение
[ редактировать ]Авентинские отношения между Церерой, Либером и Либерой, вероятно, основывались в первую очередь на их функциях как божеств земледелия и плодородия плебеев как отдельной социальной группы. Либер был спутником Цереры и Либеры в отдельных и разрозненных культах плодородия, которые были широко распространены по всему эллинизированному итальянскому полуострову, задолго до их официального принятия Римом – или, скорее, их частичной ассимиляции, как, по-видимому, считался собственный культ Цереры. более сговорчивый и послушный, чем у Либера. Их авентинские культы, о которых сообщается в более поздних римских источниках как явно греческие по своему характеру, возможно, были дополнительно усилены и подвержены влиянию их предполагаемого сходства с конкретными греческими божествами: Церера с Деметрой , Либер с Дионисом (римский Вакх ) и Либера с Персефоной (римская Прозерпина) . ) [1] или Ариадна . [2] В соответствии с римской теологией внутренняя и внешняя эквивалентность Авентинской триады оставалась умозрительной, широкой и гибкой. Спустя долгое время после его создания Цицерон отвергает эквивалентность Либера и Диониса и утверждает, что Церера является матерью Либера и Либеры. [3] [4]
Фундамент
[ редактировать ]Авентинская триада была создана вскоре после свержения римской монархии и установления республики . [5] ) Рима Большинство граждан-простолюдинов ( плебеев управлялись патрициями, небольшим количеством могущественных землевладельцев-аристократов, которые отстаивали традиционное, исключительное право на высшие религиозные, политические и военные должности Рима. Плебс . не только служил в легионах Рима : они были основой его экономики – мелкие землевладельцы, рабочие, квалифицированные специалисты, управляющие земельными владениями, виноделы, а также импортеры и экспортеры зерна и вина На фоне голода в Риме, неминуемой войны против латинян и угрозы отделения плебеев диктатор него А. Постумий поклялся построить храм божествам-покровителям плебеев Церере , Либеру и Либере или вблизи на Авентинском холме . Голод закончился, и плебейская гражданская армия Рима приняла участие в завоевании латинян. В 493 году до нашей эры новый храм на Авентинском холме или рядом с ним был посвящен Триаде , были проведены первые записанные в Риме ludi scaenici ( религиозные драмы и в честь Либера на благо римского народа ) . Фестиваль Либера, Либералия , возможно, датируется этим временем. [6]
Господство патрициев проявилось в триаде Юпитера Марса , Капитолийской и Квирина на Капитолийском холме, в центре города. Капитолийский храм находился в пределах священной границы Рима ( померий ). Авентин лежал за его пределами. В большинстве версий мифа об основании Рима это был холм, на котором несчастный Рем проиграл своему брату Ромулу в состязании прорицателей , решивших вопрос об основании Рима, его названии и руководстве. [7] Клятва Постумия была истолкована как прагматичное и своевременное признание плебейских граждан как отдельной социальной и политической группы со своими собственными ценностями, интересами и традициями; обет, возможно, имел целью подтверждение плебеев и их божеств как полностью римских, но его выполнение сосредоточило плебейскую культуру и идентичность на Триаде божеств, лишь частично ассимилированных в официальную римскую религию. Некоторые аспекты их культов все еще считались морально «неримскими» властями Рима . Таким образом, Авентинская триада дала плебсу то, что современные историки по-разному описывают как параллель официальной Капитолийской триады, а также ее «копию и антитезу». [8] Среди других религиозных нововведений, основанных на его антикварных интересах, император Клавдий перекроил померий , чтобы охватить Авентин. [9]
Разработка
[ редактировать ]Плебс из продолжал устанавливать и применять свои собственные законы ( plebiscita ) и проводить официальные собрания, которых патриции были исключены. Они избирали своих собственных судей и искали религиозного подтверждения своих решений через свои собственные предсказания, которые в плебейской религиозной традиции были представлены Марсием , сатиром или силеном из окружения Либера. Тем временем плебейские трибуны , появляющаяся плебейская знать и небольшое, но растущее число политиков- популистов патрицианского происхождения получали все большее влияние на религиозную жизнь и правительство Рима. Любой человек, нарушивший священные права и личность плебейского трибуна, подлежал объявлению homo sacer , которого можно было безнаказанно убить и чье имущество почти наверняка было передано Церере. [10] Несмотря на это, официальные Ludi Cereales были созданы только в 202 году до нашей эры. Фестиваль Либера и вакхические или дионисийские аспекты его культа были подавлены жестоким советом Сената Вакханалиба 186 г. до н.э. Обряды Либералии были перенесены в Цереалию; через несколько лет они были восстановлены в Либере. [11] [12]
Теллом Сложная, исследовательская теология поздней республики Варрона группирует Цереру с и Венерой , следовательно (в рассуждениях Варрона) с Викторией ; и Церера с Либерой, когда последняя понимается как женский аспект Либера. [13]
Культы и священство
[ редактировать ]Отсутствуют доказательства существования самых ранних жрецов Авентинской триады, будь то совместный или индивидуальный культ ее божеств. Плебейские эдилы , названные в честь их службы в эдесах (святилищах или храмах), возможно, действовали в качестве культовых жрецов для своей общины. [14] и, возможно, служил Либеру и Либере в этом качестве. Церере служил фламен Цереалис , обычно плебей. В его обязанности входило призывание ее божеств-помощников и культовое служение богине земли Теллус. Из ок. В 205 г. до н. э. в храме Авентинской Триады в дополнение к более старым обрядам проводился совместный мистериальный культ Цереры и Прозерпины. [15] Этот ritus graecus cereris признавал Либеру эквивалентом Прозерпины. Причастность Либера, если таковая имеется, неизвестна. Посвящение предназначалось только женщинам, а культ обслуживали жрицы из высшей социальной касты. По словам Цицерона, мужчинам запрещалось смотреть на культовое изображение Цереры; [16] это может подразумевать использование отдельных культовых изображений или использование одних и тех же изображений в разных обрядах, разделенных по признаку пола. [ нужна ссылка ]
Храм
[ редактировать ]Храм Авентинской триады был известен по имени своего ведущего божества – так, римские источники описывают его как Храм Цереры , хотя внутри него каждое божество имело отдельное внутреннее святилище ( целла ). Храм служил культовым центром божеств-покровителей плебса, священным хранилищем плебейских записей и штаб-квартирой плебейских эдилов; туда же помещались протоколы или заключения сенаторских декретов, под покровительством Цереры как хранительницы законов от имени римского народа. [17] Хотя первоначальная ткань и обстановка храма, возможно, полностью или частично финансировались его спонсорами-патрициями, его культовые изображения и, возможно, его содержание поддерживались частично за счет добровольных пожертвований, а частично за счет штрафов, взимаемых плебейскими эдилами с тех, кто нарушал плебейские гражданские и гражданские права. религиозные законы. [18] К поздней республике он, возможно, пришел в упадок: Август предпринял его восстановление, которое завершил его преемник Тиберий . Более позднее описание Плинием Старшим его стиля и дизайнеров как «греческих» воспринимается как еще одно свидетельство продолжающихся плебейских культурных связей с Великой Грецией , которые официально финансировались еще в имперскую эпоху . От здания храма не осталось никаких следов, а исторические и эпиграфические записи содержат лишь скудные подробности, позволяющие предположить его точное местоположение. [19]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Корнелл, Т., Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) , Routledge, 1995, стр. 264: «Мы не можем быть уверены, что эти греческие особенности культа восходят к 490-м годам до нашей эры, но остальные доказательства делают это вероятным; а аргументы, которые использовались для поддержки более поздней даты, чрезвычайно слабы». , contra Henri Le Bonniec, Le Culte du Ceres a Rome, Paris, 1958, p381, для гораздо более поздней даты, около 205 г. до н.э., на основе христианского полемиста Арнобиуса, Adversus Nationes , 2.73: согласно Корнеллу, Арнобиус - «высоко ненадежный» источник для аргументации о природе раннего авентинского культа.
- ^ Отождествление обожествленной Ариадны с Либерой происходит у Овидия Фасти III (цитируется по «Закажи и бесплатно » энциклопедия Британская Британская энциклопедия, Inc. 20 апреля 2018 г. ), а также в Hyginus Fabulae CCXXIV.2.
- ^ Барбетт Стэнли Спет, Римская богиня Церера , Техасский университет Press, 1996, стр. 6–8 , 44.
- ↑ См. также Т. П. Уайзман, Ремус: римский миф , Cambridge University Press, 1995, стр. 133 и примечания 20, 22.
- ^ Дионис Галикарнасский, Римские древности, 6.17, записывает традицию, согласно которой Триада была создана по рекомендации Сивиллинских книг .
- ^ Т.П. Уайзман, Ремус: римский миф , Cambridge University Press, 1995, стр.133.
- ^ Т.П. Уайзман, Ремус: римский миф , Cambridge University Press, 1995, 4–17 и др .
- ^ Барбетта Стэнли Спэт , Римская богиня Церера , University of Texas Press, 1996, 6-8 , 92 , со ссылкой на Анри Ле Боньека, Leculte de Cérès à Rome. Des origines à la fin de la République, Париж, Librairie C. Klincksieck, 1958, для авентинского культа с его центральным женским божеством как «копией и антитезой» ранней, полностью мужской Капитолийской Триады, сосредоточенной на Юпитере как верховном божестве Рима. Когда позже Марс и Квирин были заменены двумя богинями, Юпитер оставался основным центром капитолийского культа. В то время как Авентинский храм и люди могут представлять собой попытку патрициев примирить или, по крайней мере, успокоить плебс , Ле Бонньек утверждает их роль в религиозной, политической и моральной плебейской оппозиции господству патрициев на протяжении всей современной и более поздней республиканской истории.
- ^ Клиффорд Андо , Дело богов: религия и Римская империя (Калифорнийский университет Press, 2008), стр. 118, со ссылкой на Авла Геллия 13.14.7.
- ^ Барбетта Стэнли Шпет, «Богиня Церера и смерть Тиберия Гракха», Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte , Vol. 39, № 2 (1990), стр. 185-186. Священный статус и функции плебейских трибунов уважаются всей божественной общиной Рима, но как защитница плебейских прав Церера имеет право на собственность homo sacer .
- ^ Бирд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998, стр. 66–67, 93–96. Дата самой ранней записи ludi Cereales , см . Ливий , Ab Urbe Condita , 30.39.8.
- ^ Краткое описание этого периода см. Корнелл, Т., Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н. э.) , Routledge, 1995, 258–271.
- ^ CMC Грин, «Три теологии Варрона и их влияние на Фасти», в Джеральдин Герберт-Браун, (редактор), Фасти Овидия: исторические чтения в двухтысячелетии , Oxford University Press, 2002. стр. 78-80. [1] : цитируем Варрона, Res Divina, Cardauns 208 в качестве общего комментария к обоснованию этих группировок: sed potest... fieri ut eadem res et una sit, et in ea quaedam res sint plures - «но может случиться, что вещь едина, и в то же время некоторые вещи в ней множественны».
- ^ Бирд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998, стр. 64–5.
- ^ Джон Шейд , «Греко Риту: типично римский способ почитания богов», Гарвардские исследования по классической филологии, Vol. 97, Греция в Риме: влияние, интеграция, 1995, с. 23.
- ^ Цицерон, In Verres, 2.4.108 и др., цитируется Оливье де Казанове, в Rüpke, Йорг (редактор), Спутник римской религии, Wiley-Blackwell, 2007, стр. 56.
- ^ Бирд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998, стр. 64–5. См. также Корнелл Т., Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 гг. до н.э.) , Routledge, 1995, стр. 264.
- ^ Барбетта Стэнли Спэт, Римская богиня Церера , Техасский университет Press, 1996, стр. 90. [2]
- ^ Барбетт Стэнли Спет, Римская богиня Церера , Техасский университет Press, 1996, стр. 6–8, 86 и далее.