Список римских сельскохозяйственных божеств
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
В древнеримской религии считалось , что сельскохозяйственные божества заботятся обо всех аспектах выращивания, сбора и хранения урожая. Выдающимися среди них являются такие главные божества, как Церера и Сатурн , но большое количество многих римских божеств, известных по именам, либо поддерживали сельское хозяйство, либо были посвящены исключительно определенной сельскохозяйственной функции.
С 272 по 264 год до нашей эры четыре храма были посвящены отдельно земледельческим божествам Консусу , Теллу , Палесу и Вортумнусу . Создание четырех таких храмов в течение восьми лет указывает на высокую степень заботы о стабилизации и развитии производительности Италии после Пирровой войны . [1]
Варрон, «Деревенская земля»
[ редактировать ]В начале своего трактата земледелии Варрон о [2] дает список двенадцати божеств, жизненно важных для сельского хозяйства. Они составляют концептуальную или теологическую группу и, как известно, не подвергались коллективному культу. Они есть:
- Юпитер – Земля
- Земля - Луна
- Церера - Либер
- Робигус - Цветочный
- Минерва – Венера
- Лимфа – хорошие результаты
Вергилий, Георгик
[ редактировать ]В своей «Георгике» , сборнике стихов на аграрные темы, Вергилий приводит список, на который повлияла литературная эллинизация и Августа : идеология [3]

Поэт предлагает добавить божества Юлия Цезаря в качестве тринадцатого.
Индигитация
[ редактировать ]Боги-помощники Цереры
[ редактировать ]Двенадцать специализированных богов, известных только по имени, призываются для «зернового обряда» (sacrum corneale) в честь Цереры и Теллуса. [7] Все двенадцать мужчин, их имена образованы от агента суффикса -tor . Хотя их пол указывает на то, что они не являются аспектами двух богинь, которые были основными получателями крестца , их имена являются «просто наименованиями» для словесных функций. [8] Обряд проводился незадолго до Feriae Sementivae . У. Х. Рошер перечисляет эти божества среди indigitamenta — списков имен, которые понтифики хранят для вызова определенных божественных функций. [9]
- Вервактор , «Тот, кто пашет». [10]
- Восстановитель , «Тот, кто готовит землю»
- Imporcitor : «Тот, кто пашет широкой бороздой». [10]
- Инситор , «Тот, кто сажает семена»
- Обаратор : «Тот, кто следит за первой вспашкой».
- Оккатор , «Тот, кто терзает»
- Серритор , «Тот, кто копает»
- Субрунцинатор , «Тот, кто пропалывает»
- Мессор , «Тот, кто жнет».
- Конуектор (Конвектор), «Тот, кто несет зерно»
- Кондитор : «Тот, кто хранит зерно».
- Промитор : «Тот, кто раздает зерно».
Другое указание
[ редактировать ]Имена других специализированных земледельческих богов сохранились в разрозненных источниках. [11]
- Русина — богиня полей (от лат. rus, ruris ; ср. англ. «сельский» и «деревенский»). [12]
- Русор вызывается вместе с Альтором понтификами во время жертвоприношения земным божествам Теллусу и Теллумо . Интерпретируя функцию бога, Варрон выводит Русор из rursus , «снова», из-за циклической природы сельского хозяйства. [13] С точки зрения лингвистики, это имя, вероятно, происходит либо от корня ру- , как в Румина , богиня кормления грудью (возможно, от рума, «соска»), [14] или рус, рурис как мужской аналог Русины. [15] Альтор — бог-агент от глагола alo, alere, altus — «растить, взращивать, питать». По словам Варрона, он получил res divina, потому что «все рожденное питается из земли». [16]
- Сатор (от того же корня, что и Инситор выше), бог-сеятель. [17]
- Сейя , богиня, защищающая семя, посеянное в землю; также как Fructesea, в сочетании с fructus , «продукт, плод». [18]
- Сегеста , богиня, способствующая росту рассады.
- Гостилина , богиня, которая заставляет зерно расти равномерно. [19]
- Кормящие [20] или Лактурн , [21] бог, наполняющий посевы «молоком» (соком или соком).
- Волутина «конверты» ( involumenta ) или листовые влагалища. , богиня, которая заставляет образовываться [22]
- Нодутус , бог, создающий «узел» (лат. nodus [23] ) или узел для формирования.
- Пателана ( Patelena, Patella ), богиня, открывающая (pateo, patere) зерно, возможно, в связи с появлением флагового листа . [12]
- Рунцина (как в Субрунцинаторе выше), богиня прополки или богиня покоса. [12]
- Мессия , женский эквивалент Мессора -жнеца, связанный с Тутелиной .
- Noduterensis (ср. Nodutus ) [24] или Теренсис , бог молотьбы
- Тутелина (также Тутулина или Тутилина ), богиня, наблюдающая за хранящимся зерном. [25]
- Sterquilinus (также как Sterces, Stercutus, Sterculus, Sterculinus ), управляющий полями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 340–341.
- ^ Варрон , De re Rustica 1.1.4–6.
- ^ Вергилий , Георгика 1,5–20.
- ^ Самые яркие огни мира.
- ^ Культиватор леса .
- ^ Мальчик Унци указывает на плуг .
- ↑ Двенадцать божеств-помощников Цереры перечислены Сервием , примечание к Георгике 1.21 , цитируется в Барбетт Стэнли Спет , Римская богиня Церера (University of Texas Press, 1996), стр. Сервий цитирует историка Фабия Пиктора (конец III века до н.э.). 36. В качестве источника
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), с. 69.
- ^ Вильгельм Генрих Рошер , Подробный лексикон греческой и римской мифологии (Лейпциг: Тойбнер, 1890–94), том. 2, ч. 1, стр. 187–233.
- ^ Jump up to: а б Прайс, Саймон; Борода, Мэри; Норт, Джон (1999). История . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 9780521316828 .
- ^ Согласно списку Германа Усенера , Götternamen (Бонн, 1896), стр. 76–77, если не указано иное.
- ^ Jump up to: а б с Августин, О городе Божием 4.8
- ^ Варрон, цитируется Августином, De Civitate Dei 7.23; Рошер, Ausführliches Lexikon, стр. 219.
- ^ С. П. Окли, Комментарий к Ливи, книги 6–10 (Oxford University Press, 2005), стр. 264.
- ^ Рошер, Подробный лексикон, с. 219.
- ^ Как сохранено Августином, De Civitate Dei 7.23: что из земли, говорит он, питается все, что рождается ; Рошер, Ausführliches Lexikon , с. 192.
- ^ Сервий, примечание к Георгике 1.21: «a satione Sator», «Сатор [назван] в честь [акта] посева».
- ^ Августин, О городе Божием 4.21.
- ^ Имя известно только от Августина, De civitate Dei 4.8, где оно происходит от старолатинского глагола hostire «сравнять счет».
- ↑ Как названо только Сервием , примечание к «Георгикам» 1.315 со ссылкой на Варрона : конечно, Варрон в своих божественных книгах говорит, что бог — это Молочник, который изливает себя на посевы и заставляет их доить.
- ^ По названию Августина, De Civitate Dei 4.8; Рошер, Ausführliches Lexikon , vol. 2, пт. 1, с. 201, предполагает, что эти два имени, вероятно, относятся к одной и той же божественной сущности.
- ^ Названо только Августином, De civitate Dei, 4. 8.
- ^ От *nōdo- PIE *ned- , «связывать, привязывать». [ нужна ссылка ]
- ^ Арнобиус 4.7; Цуркан, Боги Древнего Рима, с. 38.
- ^ Августин , О городе Божием 4.8; Тертуллиан, В очках 8