Хорошее событие
Bonus Eventus («Благий исход») — божественное олицетворение в древнеримской религии . Ученый республиканец - Варрон называет его одним из двенадцати божеств, управлявших сельским хозяйством . [ 1 ] в паре с Лимфой , богиней, влиявшей на водоснабжение. Первоначальная функция Bonus Eventus могла быть сельскохозяйственной, [ 2 ] но в эпоху Империи он представлял собой более общую концепцию успеха и был среди многочисленных абстракций, появившихся в виде икон на римских монетах .
Культ и надписи
[ редактировать ]Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Бонус Эвентус имел храм неизвестной даты на Марсовом поле . Он упоминается только Аммианом Марцеллином в связи с новым портиком (Porticus Boni Eventūs), построенным городским префектом Клавдием в 374 году нашей эры. Пять коринфских капителей «необычайных размеров», обнаруженных в XIX веке, возможно, принадлежали портику, располагавшемуся в садах Агриппы . [ 3 ]
Эпитет Бона Бонус , «Благо», используется по отношению к другим абстрактным божествам, таким как Фортуна («Удача»), Бона Менс («Хорошее мышление» или «Здравомыслие») и Бона Спес («Действительная надежда», возможно). перевести как «Оптимизм»), а также с загадочной и многозначной Бона Деа , богиней, обряды которой праздновали женщины. [ 4 ]
Надписи о боге найдены в нескольких местах, в том числе в провинциях . Высокопоставленные чиновники Сирмиума , Паннония , посвятили храм Bonus Eventus для благополучия высокопоставленных членов городского совета. [ 5 ] В римской Британии мозаичный пол виллы в Вудчестере своевременно напоминал о Worship Bonus Eventus. Посвящение , сделанное супружеской парой Бонусу Эвентусу вместе с Фортуной, указывает на то, что сфера влияния бога вышла за рамки сельского хозяйства и воплощения имперских добродетелей. [ 6 ] Изображения Bonus Eventus регулярно появляются на гравированных драгоценных камнях . [ 7 ] а в кладе ювелира из . Снеттишема Bonus Eventus был самым частым изображением на инталиях : он встречался на 25 процентах из 127 найденных [ 8 ] Эти обычаи указывают на защитную или охранительную функцию бога, а также на существование религиозной общины, которой ювелир продавал свои изделия. [ 9 ]
Иконография
[ редактировать ]Монеты с изображением Bonus Eventus были выпущены во время смуты Года Четырех Императоров (69 г. н. э.) и правления Гальбы , Веспасиана , Тита , Антонина Пия и Септимия Севера . [ 10 ] На этих монетах и драгоценных камнях Бонус Эвентус изображен стоящим обнаженным мужчиной, обычно с согнутой ногой и головой, повернутой к чаше для возлияния в вытянутой руке. Иногда он частично одет в хламиду закрывающий плечи, , закрывающую его спину, или в гиматий, концы которого обрамляют его туловище. Маки и стебли зерна – обычные атрибуты. [ 11 ]
В своей книге о скульптуре Плиний описывает две статуи «Bonus Eventus», которые на самом деле были переименованы в изображения греческих богов . Один был бронзовый работы Евфранора , другой — мраморный работы Праксителя . Последний стоял в Капитолии со статуей Бона Фортуны, а первый где-то между перепрофилированной Афиной под Капитолием и Лето в Храме Согласия . [ 12 ] Из описания Плиния неясно, представляли ли обе греческие статуи одно и то же греческое божество. [ 13 ] Историк классического искусства Адольф Фуртвенглер предположил, что Пракситель изобразил Даймона Агатоса , поскольку его сопровождала «Бона Фортуна», предположительно перевод греческой Агаты Тихе . Бронзу Евфранора иногда принимают за прообраз, на котором основывалась иконография монет и драгоценных камней, поскольку на фигурке были изображены маки и зерна. Эти атрибуты предполагают наличие элевсинского божества, и хотя греческий оригинал чаще всего принимается за Триптолема , ни одно из сохранившихся изображений Триптолема не показывает сочетание маков и зерна, которое связано с Деметрой (римской Церерой ). [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варрон , De re Rustica 1.1.4–6; Клиффорд Андо , Палладий и Пятикнижие: к священной топографии поздней Римской империи , Phoenix 55 3.4 (2001), с. 383.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 60.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь , с. 60.
- ^ Хендрик Х. Дж. Брауэр, Bona Dea: Источники и описание культа, стр. 245–246.
- ^ Дж. Дж. Уилкс, «Римский Дунай: археологическое исследование», Журнал римских исследований 95 (2005), стр. 142.
- ^ Дж. Руфус Фирс , «Культ добродетелей и римско-имперская идеология», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.17.2 (1981), стр. 935; Мартин Хениг, «Римская религия и римская культура в Британии», в «Спутнике римской Британии » (Блэквелл, 2004), стр. 227. Мозаичная надпись RIB 2448.2. Супругами были Корнелий Кастус и Юлия Белисмикус из Карлеона ( RIB 318).
- ^ Хениг, «Римская религия и римская культура в Британии», стр. 227.
- ^ Александра Крум , «Личный орнамент», в «Спутнике Римской Британии» , стр. 296. На большинстве гравюр изображены одни и те же четыре изображения: Церера (20 процентов), Фортуна (13 процентов) и попугай (12 процентов) являются наиболее популярными после Bonus Eventus.
- ^ Хениг, «Римская религия и римская культура в Британии», стр. 227–228; Крум, «Личное украшение», стр. 295–296.
- ^ Страхи, «Культ добродетелей», стр. 897, 900–901, 903–904.
- ^ Ольга Палагия, Евфранор (Brill, 1980), с. 35.
- ^ Плиний, Естественная история 36.23.
- ^ Палагия, Евфранор , с. 35.
- ^ Палагия, Евфранор , с. 35.