Анжерона
Анжерона | |
---|---|
Богиня, которая облегчает боль и печаль, предотвращает стенокардию, защищает Рим и его священное имя. | |
Другие имена | Анджерония |
Символы | рот забинтован и заклеен, палец приложен к губам |
Фестивали | Дивалия |
В римской религии Анджерона или Анджерония была древней римской богиней, имя и функции которой объясняются по-разному. Иногда ее отождествляют с богиней Феронией . [1]
Описание
[ редактировать ]По мнению древних авторитетов, она была богиней, избавлявшей мужчин от боли и печали или избавлявшей римлян и их стада от ангины ( ангины ). Кроме того, она была богиней-защитницей Рима и хранительницей священного имени города, которое нельзя было произносить, чтобы оно не открылось ее врагам. Считалось даже, что это имя носила сама Анджерона . [2] [а] [б]
Современные ученые считают Анджерону богиней, родственной Опсу , Акке Ларентии и Деа Диа ; или как богиня нового года и возвращающегося солнца. [с] Ее фестиваль под названием Дивалиа или Анжероналия отмечался 21 декабря. Жрецы приносили жертву в храме Волупии , богини удовольствия, в котором стояла статуя Анджероны с пальцем на связанном и закрытом рту. [4] Ей поклонялись как Анчарии в Фесулах , где в конце 19 века был обнаружен принадлежащий ей алтарь. [2] В искусстве ее изображали с завязанным ртом и прижатым к губам пальцем, требующим молчания. [5]
Жорж Дюмезиль считает Анжерону богиней, которая помогает природе и людям успешно пережить ежегодный кризис зимних дней. Кульминацией этих событий является зимнее солнцестояние, самый короткий день, который на латыни известен как bruma , от brevissima (умирает) , самый короткий день. Смущение, боль и тоска, вызванные недостатком света и холодом, выражаются словом ангор . [6] В латинском языке родственное слово angustiae обозначает промежуток времени, который считается позорно и болезненно слишком коротким. [д] Анджерона и связанный с ней культ гарантировали преодоление неприятной тоски в узких и коротких днях.
Дюмезиль отметил, что римские богини, имена которых заканчиваются суффиксом -она или -ония, выполняют функцию помощи верующим преодолеть определенное время или кризисное состояние: примеры включают Беллону , которая позволяет римлянину наилучшим образом преодолевать войну. возможно, Орбона , которая заботится о родителях, потерявших ребенка, [9] Пелония , отталкивающая врагов, [10] Фессония , позволяющая путешественникам справиться с усталостью. [11]
Анжероны Ферия под названием Анджероналия или Дивалия состоялась 21 декабря – в день зимнего солнцестояния. в этот день понтифики принесли жертву богине в курии Аккулея. По словам Варрона, [12] или в sacello Volupiae , недалеко от Порта Романулы , одних из внутренних ворот на северной стороне Палатина. [13] Знаменитая статуя Анджероны с перевязанным и заклеенным ртом и пальцем на губах в жесте, требующем тишины. [14] был помещен в святилище Анджероны, на алтаре Волупии . [15] В этой своеобразной особенности Дюмезиль видит причину ее включения в число богинь, считавшихся кандидатками на титул тайного божества-покровителя Рима. [16]
Дюмезиль считает, что эта особенность статуи Анжероны намекает на прерогативу богини, которая была хорошо известна римлянам, а именно на ее волю требовать молчания. Он отмечает, что молчание во время космического кризиса является хорошо документированным моментом в других религиях, приводя два примера из скандинавской и ведической религий. [и] [ф]
Дюмезиль (1956) предполагает, что ассоциацию между Анжероной и Волупией можно объяснить как удовольствие, возникающее от исполненного желания, достижения цели. [г] Отсюда и описание бога совета и времен ["богиня совета и благоприятных случаев"], данное в латино-греческом глоссарии. [19] : 66–69
Сноски
[ редактировать ]- ^ Позднеантичный источник предполагает, что священное имя города было Амор, то есть перевернутый Рома.
- ↑ Сорания и Хирпа также были выдвинуты кандидатами на секретное имя. [3]
- ^ По Моммзену, ab angerendo = от упоминания солнца .
- ↑ Дюмезиль цитирует описание поворота года Макробия : «время, когда свет angusta …; солнцестояние, день, когда солнце наконец восходит» [ ex latebris angustiisque …] [7] и Овидий : «Летнее солнцестояние не делает мои ночи короткими, а зимнее солнцестояние не делает дни angustos ». [8]
- ^ У скандинавов бог Видарр считается вторым по силе после Тора . Его единственный известный поступок приходится на время « Заката богов », великого кризиса, в котором старый мир исчезает, когда волк Фенрир проглатывает Одина и солнце. [17] Затем Видарр побеждает Фенрира, позволяя возродить мир женщиной-солнцем, дочерью исчезнувшего. Эсхатологический кризис, во время которого Фенрир пожирает солнце, рассматривается как «Великая зима» Фимбулветр , а бог, убивающий Фенрира, Видарр, определяется как «безмолвный Ас»: [18] Молчание должно быть связано с его исключительной силой и его подвигом спасителя мира. Анджерона также выполняет функцию спасения солнца в опасности благодаря своему молчанию и концентрации мистической силы, которую оно приносит.
- ^ В ведической религии молчание используется во время другого кризиса солнца, затмения: когда солнце было скрыто в демонической тьме, Атри забрал его оттуда с помощью четвертого брахмана и культа богов посредством «обнаженного поклонения». ", то есть силой изнутри и без произнесенных слов. [19] : 55–64
- ^ Обратите внимание, что значение архаического прилагательного volup(e) не относится к «удовольствию» в плотском смысле более позднего слова voluptas . [19] : 66–69
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Римская богиня: Анджерона» . Цветы для богов . 2018-11-23. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ ЛаБади, Гораций В. младший «Каково было тайное название Рима?» . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Макробий I, 10;
Плиний , Естественная история III, 9;
Варрон , Де Лингва Латина VI, 23 года - ^ Статуя Анджероны. Бронза 662 ( http://medaillesetantiques.bnf.fr/ark:/12148/c33gbf19z ), из коллекции Люйнеса, BnF.
- ^ Дюмезиль (1977) с. 296-299.
- ^ Макробиус Сатурналии I 25, 15
- ^ Ovid . Tristia , V 10, 7-8
- ^ Цицерон О природе богов III 63; Арнобиус Против язычников , IV 7.
- ^ Арнобиус Против язычников IV 4.
- ^ Августин. О Граде Божием , IV 21.
- ^ Варрон . Де Лингва Латина , VI 23
- ^ Макробиус Сатурналии , I 10, 7.
- ^ Солинус. О чудесах света , я 6
- ^ Макробиус Сатурналии , I 10, 8.
- ^ Макробиус Сатурналии , III 8, 3-4.
- ^ Валуспа 53;
Эдда Снорри Стурлусона ( Snorri's Edda ) с. 73 Ф. Йонссон (1931), цитируется Дюмезилем (1977), с. 298. - ^ Эдда Снорр Стурлусон с. 33, цитируется Дюмезилем (1977), с. 298.
- ^ Jump up to: а б с Дюмезиль, Ж. (1956). Латинские богини и ведические мифы . Париж.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Анжерона » энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 8. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Библиография
[ редактировать ]- Дюмезиль, Г. (1977) Архаичная римская религия. С приложением о религии этрусков . Милан, Риццоли. Издание и перевод Фурио Джези на основе расширенной версии La Religion Romain Archaïque Paris Payot, 1974, 2-е издание.
- Хендрик Вагенворт , «Дива Анджерона», перепечатано в журнале Pietas: Selected Studies in Roman Religion (Brill, 1980), стр. 21–24 онлайн.