Лимфа
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Лимфа ) (множественное число Lymphae — древнеримское божество пресной воды. [1] Она одно из двенадцати сельскохозяйственных божеств. [ сломанный якорь ] перечислены Варроном как «вожди» ( дуки ) римских земледельцев , потому что «без воды всякое земледелие засушливо и бедно». [2] Лимфа часто связана с Фонсом , что означает «Источник» или «Купель», богом фонтанов и устьев колодцев . Согласно концептуальному подходу Михаила Липки к римскому божеству, лимфа представляет собой «функциональный фокус» пресной воды. [3] или, в более общем плане, влага. [4]
Витрувий сохраняет некоторые из ее ассоциаций в разделе своей работы «Об архитектуре» , в котором он описывает, как дизайн храмового здания ( aedes ) должен отражать природу божества, которое будет в нем размещено:
Характер коринфского ордера кажется более подходящим для Венеры , Флоры , Прозерпины и Нимф [Лимф] Фонтанов; потому что его стройность, элегантность и богатство, а также декоративные листья, увенчанные завитками , кажутся аналогией их расположению. [5]
Название «Лимфа » эквивалентно, но не полностью взаимозаменяемо с нимфой , « нимфа ». Одно из посвящений по восстановлению водоснабжения было посвящено Nymphis лимфиске августис , «для нимф и августейших лимф». [6] как и отрывок из Августина Гиппонского . [7] В поэтическом использовании лимфа как нарицательное существительное во множественном числе или реже в единственном числе может означать источник пресной воды или просто «воду»; сравните ее частого спутника Фонса, чье имя означает «фонтан», но которого также называют божеством.
Когда она появляется в списке собственных имен божеств , Лимфа рассматривается как объект религиозного почитания, олицетворяющий божественный аспект воды. Как и некоторые другие божества природы, которые появляются как в единственном, так и во множественном числе (например, Фавн / фауни ), она имеет как единый, так и множественный аспект. [8] Она была подходящим божеством, которому можно было молиться за поддержание водоснабжения, так же, как Либер вино или давал Церере хлеб. [9]
Название и функции
[ редактировать ]Происхождение слова лимфа неясно. Первоначально это могло быть лумпа или лимпа , что связано с прилагательным limpidus, означающим «прозрачный, прозрачный», особенно применяемым к жидкостям. [10] промежуточная форма lumpha . Встречается также [11] На написание, похоже, повлияло греческое слово νύμφα нимфа , поскольку ипсилон (Υ,υ) и фи (Φ,φ) обычно транскрибируются на латынь как u или y и ph или f . [12]
Эта лимфа — это выделенное курсивом. понятие, [13] обозначается осканским родственным словом diumpā- (записанным в дательном падеже множественного числа, diumpaís , «для лимфы»), с характерным чередованием d на l . [14] Эти богини появляются в Tabula Agnonensis как одно из 17 самнитских божеств, в число которых входят эквиваленты Флоры, Прозерпины и, возможно, Венеры (все они отнесены Витрувием к Лимфам), а также несколько богов из списка Варрона из 12 сельскохозяйственных богов. божества [ сломанный якорь ] . На табличке Оскана они фигурируют в группе божеств, обеспечивающих влагу для сельскохозяйственных культур. [15] В , основанной на этрусках космологической схеме Марсиана Капеллы , Лимфы помещены во вторую из 16 небесных областей, вместе с Юпитером , Квирином , Марсом (эти трое составляют Архаическую Триаду ), Военным Ларом , Юноной , Фонсом и малоизвестным Итало. -Этрусские новенсилы . [16] Посвящение Лимфам было сделано в I веке нашей эры совместно с Дианой . [17]
Итальянские лимфы были связаны с культами исцеления. Ютурна , которую обычно называют «нимфой», Варрон отождествляет с Лимфой : «Ютурна — это Лимфа , которая помогает: поэтому многие больные люди из-за ее имени обычно ищут эту воду», с обыгрыванием имени Ю- турна и глагол iuvare «помогать, помогать». [18] Водное святилище Ютурны представляло собой источникное озеро на форуме , которое привлекало искателей исцеления, и Проперций связал его силу с озерами Альбано и Неми знаменитое святилище Дианы Неморской . , где находилось [19] Культ Ютурны, которую Сервий идентифицирует как фонс , поддерживался для обеспечения водоснабжения, и она была матерью божества Фонса. [20]
В Цизальпийской Галлии надпись связывает лимфы с Виресами, «(Физическими) силами, энергией», олицетворяемыми как совокупность мужских божеств. [21] связь, которую в своей монументальной работе Зевс Артур Бернард Кук определил в текучем или жидком аспекте лимф, поскольку это связано с выработкой семенной жидкости . [22] В качестве дополнения к Вирам, Лимфы и нимфы, с которыми они так тесно отождествлялись, олицетворяют стремление к продолжению рода, и, таким образом, эти виды водных божеств также связаны с браком и рождением детей. [23] Когда Проперций ссылается на историю о том, как Тиресий подсмотрел купающуюся девственную богиню Афину Палладу , он играет на сексуальных свойствах лимфы, советуя против теофаний, полученных против воли богов: «Пусть боги даруют вам другие источники (fontes) : этот жидкость (лимфа) течет только для девочек, эта беспутная струйка тайного порога». [24]
Поэты Августа часто играют с двусмысленным двойным значением лимфы как «источника воды» и как «нимфы». поэзии Горация В [25] лимфы работа [26] танец, [27] и шуметь; [28] они разговорчивы, [29] а когда они злятся, они вызывают засуху, пока их обряды не будут соблюдены. [30] Некоторые текстовые редакторы отреагировали на эту персонификацию , изменив рукописное прочтение лимфы на нимфеи . Когда первая буква формы -ympha в надписи стерта или нечеткая, слово обычно принимается за нимфа вместо менее распространенного лимфа . [31]
Божественное безумие
[ редактировать ]
В религиях древней Греции , Рима и кельтских территорий [32] водные богини обычно являются источниками вдохновения или божественного откровения, которое может иметь вид безумия или безумия. В греческом языке «нимфолепсия» («припадок нимф») представляла собой прежде всего «обострение сознания и повышение речевых навыков», возникающее в результате влияния нимф на человека. [33] Этот термин также означал физическое похищение или похищение человека нимфами, как в мифе о Гиласе , и, в более широком смысле, стал эвфемизмом или метафорой смерти, о чем свидетельствуют как греческие, так и римские эпитафии. [34] Человека, который был религиозным поклонником нимф, также можно было назвать «нимфолептом». [35]
Латинский глагол лимфо, лимфаре означает «сводить с ума» или «быть в состоянии безумия», прилагательные лимфатик и лимфатус означают «бешеный, невменяемый», а абстрактное существительное лимфатио относится к самому состоянию. Вергилий использует прилагательное лимфата только один раз: [36] в «Энеиде», чтобы описать безумие Аматы , жены Латина , подстрекаемой Яростью Аллекто и бредящей вопреки моему , социально одобряемому поведению. [37]
У греков культ нимф был частью экстатической орфической или дионисийской религии . Прилагательное лимфатус «сильно напоминало о вакхическом безумии». [38] а римский драматург Пакувий (220–130 гг. до н.э.) явно связывает его с сакра Вакхи , «обрядами Вакха ». [39] Р.Б. Онианс объяснил «текучесть» экстатических богов в контексте древних теорий об отношениях тела и разума, при этом сухость — качество рациональности, а жидкость — порождающая эмоции. Вода как локус божественного, даже безумного вдохновения связывает Лимфы с латинскими Каменами , которые стали отождествляться с Музами . [40]
В своей статье о Фест отмечает лимфах лексикограф , что греческое слово нимфа повлияло на латинское название, и уточняет:
Распространено поверье, что тот, кто увидит в фонтане определенное видение, то есть привидение нимфы, сойдет с ума. Этих людей греки называют нумфолептои («одержимые нимфой»), а римляне — лимфатическими . [41]
Поскольку в древности состояния безумия, одержимости и болезни не всегда строго различались, «нимфолепсия» стала болезненным или нежелательным состоянием. [42] Исидор сравнивает греческое водобоязнь , что буквально означает «боязнь воды», и говорит, что « лимфотик — это слово, обозначающее того, кто заражается болезнью от воды, заставляющей его бегать туда-сюда, или от болезни, полученной от потока воды. " В поэтическом смысле, добавляет он, лимфатики — это сумасшедшие. [43]
Во время христианизации Империи в поздней античности положительные эффекты одержимости нимфой были стерты, и нимфы были синкретизированы с падшими ангелами и опасными фигурами, такими как Ламия и Гелло . [42] Тертуллиан точки зрения усиливает с христианской опасения по поводу того, что нечистые духи могут скрываться в различных источниках воды, отмечая, что людей, которых вода (aquae) убила или довела до безумия или состояния ужаса, называют «пойманными нимфами (nympholeptos) , лимфатическими или гидрофобными». [44]
См. также
[ редактировать ]- фон
- Нимфа
- Нимфей
- Лимфа , лимфатические узлы и лимфатическая система происходят от слова лимфа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флойд Г. Баллентайн, «Некоторые фазы культа нимф», Гарвардские исследования по классической филологии 15 (1904), стр. 15. 90.
- ^ Варрон , De re Rustica 1.1.4–7; Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), с. 136.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 67.
- ^ Патрисия А. Джонстон, «Таинственные культы и георгика Вергилия », в книге «Мистические культы в Великой Греции» (University of Texas Press, 2009), стр. 268; Мэтью Диллон и Линда Гарланд, Древний Рим: от ранней республики до убийства Юлия Цезаря (Routledge, 2005), с. 137.
- ^ Витрувий , De Architectureura 1.1.5 , издание Билла Тэйера в Lacus Curtius перевода Джозефа Гвилта, Архитектура Марка Витрувия Поллиона (Лондон, 1826). Латинский текст в LacusCurtius соответствует Валентина Роуза 1899 года изданию Тойбнера : Venus Florae Proserpina Fonti Lumphis, принадлежащая к коринфскому роду, будет иметь соответствующие свойства, потому что эти боги, благодаря своей нежности, будут увеличивать справедливость. красота работ, выполненных из цветов, листьев и свитков. Fontium Fonti Lumphis В соответствующей фразе встречается текстовый крест: Гвилт переводит ( «для лимфы фонтанов»), но в некоторых изданиях дается Lumphis («для Fons, для лимф»).
- ^ CIL 5.3106; Баллентайн, «Некоторые фазы», с. 95; Теодор Бергк , «Критические замечания о римских трагиках», Philologis 33 (1874), с. 269.
- ^ Августин Гиппонский , De civitate Dei 4.34: древние евреи, по его словам, «не поклонялись нимфам и лимфам, когда ударяли по скале и изливали воду для жаждущих » английский перевод Р.В. Дайсона).
- ^ Липка, Римские боги , с. 67; Джошуа Ватмо , Основы Римской Италии (1937), с. 159. Одновременное единство и множественность этих божеств является примером монотеистических тенденций в древней религии: «Низшие боги были исполнителями или проявлениями божественной воли, а не независимыми принципами реальности. Называются ли они богами, демонами, ангелами или нуминами . «Эти бессмертные существа являются эманациями Единого»: Мишель Рене Зальцман, «Религиозный койне в частном культе и ритуале: общие религиозные традиции в римской религии в первой половине четвертого века нашей эры», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), с. 113. Нимфы, с которыми лимфы отождествляются , относятся к числу существ, населяющих леса, редколесья и рощи (silvas, nemora , lucos ) и пруды, водные источники и ручьи (lacus, fontes ac fluvios) , по Марсиану Капелле. (2.167), который перечисляет эти существа как паны , фавны , фонтесы , сатиры , сильвани , нимфы, фатуи и фатуаэ (или фаутуае ), а также таинственные Фанае , от которого фанум (священное место или святилище), как предполагается, получил свое название.
- ^ Баллентайн, «Некоторые фазы», с. 91, цитирует Августина , De civitate Dei 4.22, 34; 6.1.
- ^ Статьи о лимпиду и лимфе , Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 1031 и 1055; Артур Сиджвик , П. Вергили Маронис Энеиды, Книга VII (Архив прессы Кембриджского университета, дата), с. 61, прим. 377; Фердинанд Наварро Антолин, Лигдамус. Корпус Тибуллианум III. 1–6: Elegiarum liber в Лигде (Brill, 1996), стр. 1–5. 418–419. В своих «Этимологиях» (20.3.4) Исидор Севильский говорит, что «прозрачное (limpidus) вино, то есть прозрачное, называется так по сходству с водой, как если бы оно было лимфидом , потому что лимфа есть вода»; перевод Стивена А. Барни и др. , Этимологии Исидора Севильского (Издательство Кембриджского университета, 2006), стр. 398.
- ^ CIL 1.1238, цитируется Бергком, «Критические замечания о римских трагиках», стр. 269. Бергк продемонстрировал, что термин «лимфа» по происхождению был курсивом, а не заимствованным греческим термином, несмотря на написание.
- ^ Бергк, «Критические замечания о римских трагиках», стр. 264–269.
- ^ Жаклин Шампо, «Заклинания и вдохновенное гадание. Предыстория италийских оракулов», « Смеси французской римской школы 102.2» (1990), стр. 827.
- ^ Whatmough, Основы Римской Италии , с. 383; Р.С. Конвей , Курсивные диалекты (издательство Кембриджского университета, 1897), стр. 676; Джонстон, Мистические культы в Великой Греции , с. 268; Бергк, «Критические размышления», с. 265.
- ^ Джонстон, Мистические культы в Великой Греции , стр. 268–269.
- ^ Марсианус Капелла , Брак филологии и Меркурия 1.46 онлайн.
- ^ 9,4644 CIL = 3857 шекелей .
- ^ Варрон, De lingua latina 5.71: ( Lympha Juturna, которая могла бы помочь: поэтому многие больные люди обычно просят эту воду из-за этого названия ). См. также Фронтин , Об акведуках 1.4, где Ютурна находится в компании с Каменами и Аполлоном . К. Беннетт Паскаль, Культы Цизальпийской Галлии (Latomus, 1964), с. 93, читается надпись, связывающая кельтского бога Белена (обычно отождествляемого с Аполлоном) и Лимфами , но Дессау читает Нимфы ( ILS 4867). Сервий , примечание к «Энеиде» 12.139, имеет Ютурну в качестве источника , а Проперций 4.21.26 — в качестве лимфы спасительной , восстановившей коня Поллукса ( в некоторых изданиях указано нимфа . ; см. примечание к строке в Sexti Aurelii Propertii Elegiarum Libri Quattuor , под редакцией) Н. Лемера (1840), стр. 448 онлайн ).
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 74, 105, 152, 228, 230–231.
- ↑ Сервий , примечание к Энеиде 12.139: «Ютурна — это фонтан (fons) в Италии… Было принято приносить жертвы этому фонтану из-за нехватки воды», как цитирует и обсуждает Баллентайн, «Некоторые фазы », стр. 100-1. 91–93. Храм был освящен Г. Лутацием Катулом в результате морского сражения во время Первой Пунической войны . Арнобиус , Adversus Nationes 3.29, идентифицирует ее как мать Фонса.
- ^ CIL 5.5648; Джозеф Клайд Мёрли, Культы Цизальпийской Галлии, как видно из надписей (Банта, 1922), стр. 32–33.
- ^ Артур Бернард Кук , Зевс (Архив прессы Кембриджского университета), стр. 306.
- ^ Р.Б. Онианс, Истоки европейской мысли о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе (Cambridge University Press, 1951), стр. 220; Баллентайн, «Некоторые этапы культа нимф», с. 97 и далее; о браке (в основном в отношении нимф, но см. примечание 216), Сальваторе Сеттис, «'Esedra' e 'ninfeo' nella terminologia Architettonica del mondo romano», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt (1973), стр. 685–688.
- ^ Проперций , Элегии 4.9.59–60, цитируется и обсуждается Тарой С. Уэлч, «Мужественность и памятники в Проперции 4.9», American Journal of Philology 125 (2004), стр. 81.
- ^ Баллентайн, «Некоторые фазы», с. 94.
- ^ Гораций , Кармен 2.3.11–12 (лаборатория) .
- ^ Песня 3.13.13–16 (прыжки) и Эпод 16.47–48 (прыжки) .
- ^ Epode 2.27 (obstrepunt) .
- ↑ Песня 3.13.13–16 (красноречивая) .
- ^ Сермо 1.5.96–103 (гнева) .
- ^ Бергк, «Kritische bemerkungen zu den römische Tragikern», стр. 268–269; Вильгельм Адольф Богуслав Герцберг, примечание к Проперцию 3.16, Пол. Четыре элегии Аврелия Проперция (1845), с. 340
- ^ Авзоний , Ordo urbium nobilium 20.29–34, упоминается Дивона ; запись о «Весенних божествах» в «Кельтской культуре: Историческая энциклопедия » под редакцией Джона Коха (ABC-Clio, 2006), стр. 1623–1624.
- ^ Дженнифер Линн Ларсон, Греческие нимфы: миф, культ, знания (Oxford University Press, 2001), стр. 13.
- ^ Ларсон, Греческие нимфы , стр. 13–14, 70.
- ^ Ларсон, Греческие нимфы , с. 14.
- ^ Гертруда Херст, «Попытка датировать состав Энеиды VII», Classical Quarterly 10 (1916), стр. 93.
- ^ Вергилий , Энеида 7.377, как отметил Сиджвик, стр. 61, и Р.Д. Уильямс, Энеида Вергилия: Книги 7–12 (St. Martins Press, 1973, 1977), стр. 195–196, который отмечает, что это «очень сильное слово». См. также Дебра Гершковитц, «Безумие эпоса: чтение безумия от Гомера до Статиуса» (Oxford University Press, 1998), с. 50.
- ^ у Пакувия Как Траг. 422ф.; Катулл 64.254, Ариадны эпиллион ; и Лукан , Bellum Civile 1,496, как отметил Пол Рош, Лукан: О красивых гражданских, Книга 1 (Oxford University Press, 2009), стр. 309.
- ^ Пакувий, цитируется Варроном, De lingua latina 7.5. См. также Джонстон, Мистические культы в Великой Греции , с. 268. В 186 г. до н. э., при жизни Пакувия, римский сенат наложил строгие юридические ограничения на вакханалии , дионисийские обряды, празднуемые в Италии.
- ^ Р.Б. Онианс, Истоки европейской мысли о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе (Cambridge University Press, 1951), стр. 34–35, 67.
- ^ Перевод Ларсона, Греческие нимфы , стр. 62–63. Фест утверждает, что лимфы «названы так в честь нимф», а затем поясняет: « Но память простого народа была предана тому, что всякий, кто увидит из источника определенный вид, то есть изображение нимфы, не сделал конец ярости; которого греки называют νυμφολήπτους. Латиняне называют лимфатикосом (стр. 107, Линдсей, издание Тойбнера, 1997 г.).
- ^ Jump up to: а б Ларсон, Греческие нимфы , с. 62.
- ^ Исидор, Этимологии 4.6.12 и 10.L.161, в переводе Барни и др. , стр. 110, 223. См. также Фест , статья о лимфах , стр. 107 в издании Линдси.
- ↑ Тертуллиан , «О крещении». в переводе С. Телволла: «Разве нет и других случаев, когда без какого-либо таинства нечистые духи вынашивают воды на водах, в ложном подражании тому вынашиванию Божественного Духа в самом начале? Свидетельствуют все тенистые источники (fontes) .» , и все нечастые ручьи, и пруды в банях, и каналы в частных домах, цистерны и колодцы, которые, как говорят, обладают свойством «уносить духами» силой, то есть вредного духа. воды, утонувшие или пораженные безумием или страхом, называют пойманными нимфами ( nympholeptos) , или «лимфатическим», или «гидрофобным» quique fontes et avii quique rvi, et in balneis piscinae et euripi in domibus vel cisternae, et putei qui rapere dicuntur, scilicet per vim Spiritus Nocentis et esetos et лимфатик и гидрофобный голос quos aquae necaverunt aut amentia vel formidine exercuerunt). .