Jump to content

Новенсилс

В древнеримской религии dii раннехристианских (также di ) Novensiles или Novensides — это коллективные божества неясного значения, встречающиеся в надписях , молитвенных формулярах, а также в древних и литературных текстах.

, что начальный элемент слова novensiles В древности считалось происходит либо от «нового» ( novus ), либо от «девяти» ( novem ). [ 1 ] Форма novensides объясняется как «новые поселенцы», от novus и Insidere , «поселяться». [ 2 ] Неизменно влиятельный ученый 19-го века Георг Виссова считал, что новенсилы или новенсайды были божествами, которые римляне считали импортированными, то есть не местными, как ди Индигетес . [ 3 ]

Хотя Виссова рассматривал категории indigetes и novensiles как фундаментальный способ классификации римских богов, это различие трудно поддерживать; многие ученые отвергают это. [ 4 ] Арнальдо Момильяно отметил, что ни один древний текст не представляет novensiles и indigetes как дихотомию и что этимология novensides далека от устоявшейся. [ 5 ] В своем трактате по орфографии философ IV века Марий Викторин рассматривал правописание novensiles и novensides как простое фонетическое изменение l и d , характерное для сабинского языка . [ 6 ] В некоторых древних источниках говорится, что новенсилей девять, что приводит как к древним, так и к современным отождествлениям с другими божественными коллективами, насчитывающими девять человек, такими как девять этрусских божеств, наделенных силой владеть громом. [ 7 ] или с Музами . [ 8 ] Таким образом, имя иногда пишется Novemsiles или Novemsides .

Возможно, что только культы божеств, считавшихся местными, были впервые установлены в пределах священных границ Рима ( pomerium ), с «новыми» богами на Авентинском холме или на Марсовом поле , но неясно, ли термины indigetes и novensiles. соответствуют к этой топографии. [ 9 ] Уильям Уорд Фаулер заметил [ 10 ] что, во всяком случае, различие между «местными» и «привезенными» начинает исчезать во время Ганнибаловой войны , когда иммигранты [ 11 ] божества регулярно призываются для защиты государства .

Обращение к Децию Мусу

[ редактировать ]

Новенсилы сохранившейся упоминаются в списке божеств в молитвенной формуле, Августа историком Ливием . Молитва произносится Децием Мусом (консулом 340 г. до н. э.) во время Самнитских войн как часть его обета ( devotio ) принести себя в жертву адским богам, когда битва между римлянами и латинянами стала отчаянной. Хотя Ливий писал в то время, когда Август скрывал религиозные нововведения, апеллируя к старомодному благочестию и традиционализму , архаичные аспекты молитвы позволяют предположить, что она представляет собой традиционный формуляр, который может быть сохранен в официальных папских книгах. Другие призванные божества — среди них Архаическая Триада Юпитера, Марса и Квирина, а также Ларов и Манов — принадлежат к самым ранним религиозным традициям Рима. Ливи даже объясняет, что он подробно запишет архаичный ритуал преданности , потому что «память о каждом человеческом и религиозном обычае увяла из-за предпочтения всего нового и иностранного». [ 12 ] Удивительно , что новенсилы вообще появились в таком списке раньше, чем индигеты , если они «новые». [ 13 ]

И Лары, и Маны — «местные» боги, которых в древних источниках часто считают обожествленными мертвецами. Сервий говорит, что новенсилы — это «старые боги», которые заслужили сверхъестественный статус ( dignitatem numinis ) благодаря своей virtus , качеству своего характера. [ 14 ] Раннехристианский апологет Арнобий отмечает и других авторитетов, которые также считали их смертными, ставшими богами. В этом свете новенсилы , подобно ларам и манам, могут быть «заинтересованы подземным миром, где спали предки». [ 15 ]

Сабинское происхождение

[ редактировать ]

По словам Арнобия, Писона, скорее всего Кальпурния Писона Фруги , который был летописцем и консулом в 133 г. до н.э., [ 16 ] сказал, что новенсилы — это девять богов, чей культ был установлен в сабинской стране в Требии. Это место определялось по-разному: река Треббия , Тревинель-Лацио или одно из мест, называвшихся в древности Требулой, два из которых — Требула Мутуска и Требула Суффенас — находятся на территории Сабины. [ 17 ] Гэри Форсайт предположил, что семья Пизона происходила из долины среднего Тибра , на границе Этрурии и страны Сабинян, и что он опирался на личные знания. святилище Отцом этого Пизона, вероятно, является Л. Кальпурний, посвятивший Феронии в Луке Феронии близ Капены . [ 18 ]

Варрон , который сам был сабинянином, поместил Новенсайдов в свой широко известный каталог сабинских божеств. [ 19 ] Надписи в сабинской стране упоминают novensils или novensides , например, dieu. нов. Седэ в Писауруме . [ 20 ] надпись Марсианская также называет novensiles без indigetes . [ 21 ] Ученый 19-го века Эдвард Гресуэлл стремился связать девять новенсилей сабинян с нундинальным циклом , восьмидневной «неделей» римского календаря , которую римский инклюзивный счет считал девятью днями. [ 22 ]

Девять божеств

[ редактировать ]

Надпись из Ардеи 4-го или 3-го века до нашей эры , читающая neven deivo, была использована для обозначения новенсилов как девяти божеств. [ 23 ] Граний Флакк и Элий Стило , говорит Арнобий, отождествляют Novensiles с музами , подразумевая, что их девять. В римской традиции музы стали отождествляться с Каменами . , латинскими богинями источников пресной воды и пророческого вдохновения Двумя наиболее известными каменами были Карментида (или Кармента), имевшая свой собственный фламен и в честь которой Карменталия проводилась , и Эгерия , божественная супруга Нумы Помпилиуса , второго царя Рима, считавшегося основателем римского права. и религия. Нума установил бронзовый храм у фонтана в их роще, на месте своего божественного союза с Эгерией. [ 24 ] Фонтан Камены был источником воды для весталок . [ 25 ]

Ученый V века Марсиан Капелла поместил Dii Novensiles в свою небесную схему, вдохновленную этрусками, в своей работе «О браке Меркурия и филологии» : [ 26 ] и взял свое имя как означающее «девять». Он помещает Новенсилов во вторую область небес, вместе с Юпитером , Марсом Квирином , «Военным Ларом », Юноной , Фонс («Фонтан» или «Источник») и Лимфами (богинями пресной воды). [ 27 ]

Совет по молниям

[ редактировать ]

Плиний [ 28 ] упоминает девять богов этрусков, которые обладали силой владеть молниями, указывая на Новенсилов Марсиана как на богов, имеющих отношение к использованию грома и молнии (fulgura) в качестве знаков. Книги о том, как читать молнии, были одной из трех основных ветвей disciplina Etrusca , совокупности этрусских религиозных и гадательных учений. В этрусской дисциплине Юпитер обладает способностью владеть тремя типами предостерегающих молний ( манубий ), посланных из трех разных небесных регионов. [ 29 ] Первый из них, мягкий или «пробивающий». [ 30 ] молния — полезная форма, призванная убедить или отговорить. [ 31 ] Два других типа — это вредные или «сокрушающие» молнии, для которых Юпитеру требуется одобрение Di Consentes , и совершенно разрушительные или «жгучие» молнии, требующие одобрения di Superiores et Involuti (скрытых богов «высших» сфера). [ 32 ]

Несколько ученых [ 33 ] отождествили новенсилов с советом богов, которые принимают решение об использовании третьего, самого разрушительного типа молний. Карл Тулин предложил, чтобы два теонима из Печени Пьяченцы — бронзовой модели овечьей печени, покрытой этрусскими надписями, относящимися к гаруспичности , — должны быть отождествлены с двумя соборами: Циленс (l) с Новенсилами и Туфлата (с) с Согласиями . Пенаты . [ 34 ] Таким образом, новенсилы будут соответствовать богам, указанным выше и вовлеченным в них. [ 35 ] и, возможно, Favores Opertanei («Тайные боги благосклонности»), упомянутые Марсианом Капеллой. Однако Марсиан находит Фаворитов. [ 36 ] в первой области неба с Di Consentes и Penates и Novensiles во второй; Фаворитами , возможно, являются Фата , «Судьбы». [ 37 ]

  1. ^ Роберт Шиллинг, «Римская религия», в Historia Religionum: Religionum: Religions of the Past (Brill, 1969), vol. 1, с. 450; и «Римские боги» в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1981, 1992), с. 71.
  2. ^ Мэтью Диллон и Линда Гарланд, Древний Рим: от ранней республики до убийства Юлия Цезаря (Routledge, 2005), стр. 114.
  3. ^ Спор о нуждающихся римлянах и новенсидибусах (1892 г.), полный текст (на латыни) онлайн.
  4. ^ Франц Альтхайм, «История римской религии » в переводе Гарольда Маттингли (Лондон, 1938), стр. 110–112: «Я намеренно пропускаю несколько других возражений, которые могут быть выдвинуты против интерпретации Виссовой, потому что они потребуют длительного экскурса. ".
  5. ^ Арнальдо Момильяно, «От Бахофена до Кюмона», в книге А.Д. Момильяно: Исследования современной науки (University of California Press, 1994), стр. 319.
  6. ^ Мариус Викторинус, раздел De Orthography из Ars grammatica liber primus de orthography et de metricaratione , в издании Тойбнера Генриха Кейля (Лейпциг, 1874), стр. 26 онлайн.
  7. ^ Манилий , как отметил Арнобиус , Adversus gentes 38–39; упоминается также, хотя и не помечено как novensiles , Плинием , Natural History 2.52.
  8. Граний Флакк и Элий Стило , цитируется Арнобием, Adversus gentes 38.
  9. ^ Шиллинг, История религий , с. 450 и «Римские боги», с. 70
  10. ^ Фаулер, Религиозный опыт , стр. 157 и 319.
  11. ^ Дж. С. Вахер, Римский мир (Routledge, 1987, 2002), с. 751.
  12. ^ Ливий, 8.11.1: он уничтожил всякую память о божественной и человеческой смерти, отдав предпочтение новым и чуждым вещам ; Эндрю Фельдхерр, Зрелище и общество в истории Ливи (University of California Press, 1998), стр. 41, примечание 125.
  13. ^ Шиллинг, «Римские боги», с. 70–71; Бирд, Религии Рима: Справочник , стр. 158; Роджер Д. Вудард, Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ (University of Illinois Press, 2006), стр. 7–8; Уильям Фрэнсис Аллен, «Религия древних римлян», в «Очерках и монографиях » (Бостон, 1890 г.), стр. 68.
  14. Сервий, примечание к Энеиде 8.187: конечно, некоторые из старых богов называют девятнадцать богов, которым заслуги добродетели придали им достоинство богов.
  15. ^ Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима: Религия в повседневной жизни от архаических до имперских времен (Routledge, 1998, 2001), с. 97.
  16. ^ М. Бургард, Арнобиус Сиккский: Дело против язычников (Paulist Press, 1975), стр. 368, примечание 224 (где он ошибается, указывая год консульства Пизона как 233, а не 133 до н.э.); возможные идентификации обсуждались в отчетах о переговорах Королевского саксонского общества наук в Лейпциге (1848 г.), вып. 1, стр. 429–430.
  17. ^ Гэри Форсайт, «Племенная принадлежность Calpurnii Pisones», Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 83 (1990), стр. 297; Справочник по Риму и его окрестностям (Лондон, 1864 г., 7-е изд.), Стр. 370 онлайн.
  18. ^ Форсайт, «Племенная принадлежность Кальпурнии Пизонес», с. 297.
  19. ^ Варрон, Де Лингва Латина 5.74.
  20. ^ CIL 1.178; полную надпись, как она записана у Энгельберта Йозефа Шнайдера, Dialecti latinae priscae et Faliscae exampla selecta (Лейпциг, 1886), стр. 7 онлайн.
  21. ^ CIL 12.375. Esos Novesede pesco pacre : «Владыкам мира Носеде, приносящим жертву».
  22. ^ Эдвард Гресуэлл, Origins Kalendariae Italicae, Нундинальные календари Древней Италии, Нундинальный календарь Ромула, Календарь Нумы Помпилиуса, Календарь децемвиров, Нерегулярный римский календарь и юлианская поправка. Таблицы римского календаря, от 4 UC Варрона 750 г. до н.э. до 1108 г. UC 355 г. н. э. (Oxford University Press, 1884), том. 2, с. 394–397.
  23. ^ ЦИЛ I 2 .455; Витторе Пизани, (1943), стр. 253, цитируется GCL Bakkum. Латинский диалект Ager Faliscus Amsterdam, 2009, стр. 62; Эмиль Веттер, «Di Novensiles Di Indigetes» в Indogermanische Forschungen 62 (1956), стр.1.
  24. ^ Ричард Дж. Кинг, Желая Рима: мужская субъективность и чтение поста Овидия (Издательство Университета штата Огайо, 2006), с. 30.
  25. ^ Саролта А. Такач, Весталки, сивиллы и матроны: женщины в римской религии (University of Texas Press, 2008), стр. 2008. 30.
  26. ^ Диаграмму, сочетающую небесную сферу Марсиана Капеллы и печень Пьяченцы , см. в Нэнси Томсон Де Граммонд, Этрусский миф, священная история и легенда (Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 2006), стр. 50 онлайн.
  27. ^ Во втором они так же задержались мимо дома Юпитера, который также находится там в высоких местах, так как он наделен всем, Квирин Марс, Ларс Милитарис; Юнона также владела там резиденцией, источником также бога Лимфы и Ниневии : Де Граммонд, Этрусский миф , стр. 45 и 151.
  28. ^ Плиний, Естественная история 2.52.
  29. ^ Массимо Паллоттино , «Доктрина и священные книги Disciplina Etrusca », Римские и европейские мифологии (University of Chicago Press, 1992), стр. 43–44; Стефан Вайнсток, «Libri fulgurales», Документы Британской школы в Риме 19 (1951), с. 125. Это слово может быть либо латинизированным словом этрусского языка, либо, что менее вероятно, образованием от manus — «рука» и habere — «иметь, держать». Очевидно, оно не связано с более распространенным латинским словом manubiae, означающим «добыча (взятая генералом на войне)».
  30. ^ Описание трех типов молний как «пробивающих», «сокрушающих» и «жгучих» дано Вайнстоком, Libri fulgurales , стр. 127.
  31. ^ Жорж Дюмезиль , Архаическая римская религия (Париж, 1974), стр. 630 и 633 (примечание 3), на основе Сенеки , Naturales, вопросы 2.41.1–2 и 39.
  32. ^ Вайншток, с. 127.
  33. ^ CO Тулин, «Die Goetter des Martianus Capella und der Bronzenleber von Piacenza», в Religiongeschichtliche Versurche und Vorarbeiten (1906), стр. 34-40; А. Гренье, «Indigetes et Novensiles», в Boletim de Philologia supplium. 1951, с. 203-4; Жерар Капдевиль, «Les dieux de Martianus Capella», Revue de l'histoire des religies 213 (1996), стр. 269-274.
  34. ^ Тулин, «Die Goetter des Martianus Capella», стр. 34–40 и в других местах в Интернете.
  35. ^ Названы так Сенекой, Naturales Вопросы 2.41.1–2; Фест п. 219М = 114 выпуск Линдси; запись о смертельной молнии , с. 236 в издании Тойбнера 1997 года ; и Марсиан Капелла; см. также Арнобиус , Adversus Nations 3.38.
  36. ^ Мартанус Капелла, 1.45. Отрывок в переводе см. в de Grummond, Etruscan Myth, Sacred History and Legend , стр. 45–46. Имя Фаворес , «одобряющий» богов, — эвфемизм (ср. Эвмениды ) в отличие от их разрушительной силы; Ииро Каянто, «Фортуна», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II. 17.1 (1981), с. 507, примечание 18.
  37. ^ Жерар Капдевиль, «Les dieux de Martianus Capella», Revue de l'histoire des Religions 213 (1996), стр. 260–262 и 273–274; см. также Нэнси Томсон де Граммонд, Религия этрусков (University of Texas Press, 2006), стр. 41–42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a424a4a45711612e8f07434d94c38068__1723674420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/68/a424a4a45711612e8f07434d94c38068.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Novensiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)