Летописцы
Летописцы (от лат. annus — год; отсюда annales — sc. libri — годовые записи) — класс писателей по римской истории , период литературной деятельности которых длился со времен Второй Пунической войны до эпохи Суллы . Они писали историю Рима с древнейших времен (в большинстве случаев) до своих дней, события которой освещались гораздо подробнее. [ 1 ] Летописцы отличались от историков тем, что летописцы с большей вероятностью просто записывали события для справочных целей, а не предлагали свое собственное мнение о событиях. Однако между этими двумя категориями существует некоторое совпадение. [ 2 ] а иногда летописец используется для обозначения обоих стилей письма римской эпохи.
Разные поколения
[ редактировать ]В более ранний период авторитетные летописцы должны были записывать государственные и семейные записи — прежде всего, annales maximi (или annales pontificum ), официальную хронику Рима, в которой были описаны примечательные события каждого года с момента основания города. установленный Великим Понтификом . Хотя эти летописи, несомненно, были уничтожены во время сожжения Рима галлами , они были восстановлены, насколько это было возможно, и продолжались до понтификата П. Муция Сцеволы , которым они были наконец изданы в восьмидесяти книгах. [ 1 ]
Выделено два поколения этих летописцев — старшее и младшее. В более старшем, охватывающем 150 г. до н.э., изложены неприглядным, непривлекательным языком, без каких-либо претензий на стиль, но с известной долей достоверности, важнейшие события каждого последующего года. Цицерон ( «De Oratore» , II. 12. 53), сравнивая этих писателей со старыми ионическими логографами, говорит, что они не обращали внимания на орнамент, а единственными достоинствами писателя считали доходчивость и краткость. Их анналы были простой компиляцией фактов. [ 1 ]
Молодое поколение, учитывая требования и критику читающей публики, культивировало искусство композиции и риторического украшения. Как правило, летописцы писали в духе некритического патриотизма, что заставляло их преуменьшать или замалчивать такие катастрофы, как завоевание Рима Порсеной и обязательная выплата выкупа галлам, а также льстить народу преувеличенными рассказами о Римская доблесть, облеченная в причудливый язык. Сначала они писали по- гречески , отчасти потому, что национальный стиль еще не сформировался, а отчасти потому, что греческий был модным языком среди образованных людей, хотя, вероятно, публиковались и латинские версии. [ 1 ]
Первым из летописцев, отцом римской истории, как его называли, был Кв. Фабий Пиктор ; Современником ему был Луций Цинций Алимент , процветавший во время Ганнибаловой войны (не путать с Л. Цинцием, автором различных политических и антикварных трактатов ( de Fastis, de Comitiis, de Priscis Verbis ), жившим в эпоху Августа , к какому периоду Моммзен , считая их позднейшей выдумкой, относит греческие анналы Л. Цинция Алиментуса). Как и Фабий Пиктор, он писал по-гречески. Он был взят в плен Ганнибалом ( Ливий, XXI, 38), который, как говорят, сообщил ему подробности перехода через Альпы. Его работы охватывали историю Рима от его основания до его дней. С М. Порция Катона началось историческое сочинение на латыни, и пробудился более живой интерес к истории Рима. [ 1 ]
Известные писатели
[ редактировать ]Среди главных писателей этого класса, пришедших на смену Катону, можно упомянуть следующих:
- Л. Кассий Гемина (около 146 г. до н. э.) в четвертой книге своих «Анналов» написал о Второй Пунической войне. Его исследования восходят к очень ранним временам; Плиний ( Nat. Hist . xiii. 13 [27]) называет его vetustissimus auctor annalium .
- Л. Кальпурний Пизон , по прозвищу Фруги , написал семь книг летописей, в которых рассказывается история города от его основания до его собственных времен. Ливий считает его менее заслуживающим доверия авторитетом, чем Фабий Пиктор, а Нибур считает его первым, кто ввел систематические подделки в римскую историю.
- В. Клавдий Квадригарий (около 80 г. до н.э.) написал историю, по крайней мере, в двадцати трех книгах, которая началась с завоевания Рима галлами и продолжалась до смерти Суллы или, возможно, позже. Ливий свободно использовал его в части своих произведений (начиная с шестой книги). Длинный фрагмент сохранился у Авла Геллия (IX, 13), в котором рассказывается о единоборстве между Манлием Торкватом и галлом. Его язык был устаревшим, а стиль сухим, но его работы считались важными.
- Валерий Антиас , младший современник Квадригария, написал историю Рима с древнейших времен, в объемистом труде, состоящем из семидесяти пяти книг. Он известен своим умышленным преувеличением, как в повествовательных, так и в цифровых заявлениях. Например, он утверждает, что сабинских девственниц было ровно 527; опять же, в определенный год, когда ни один греческий или латинский автор не упоминает ни о какой важной кампании, Антиас говорит о большом сражении с огромными жертвами. Тем не менее Ливий поначалу пользовался им как одним из своих главных авторитетов, пока не убедился в его ненадежности.
- Г. Лициний Мацер (умер в 66 г. до н. э.), которого называют последним из летописцев, написал объемистый труд, который хотя и уделял большое внимание изучению своих авторитетов, но был слишком риторическим и преувеличивал достижения собственных семья. Будучи осужденным за вымогательство, он покончил жизнь самоубийством (Цицерон, Де Легиб , i. 2, Брут , 67; Плутарх , Цицерон , 9). [ 1 ]
Другие летописцы
[ редактировать ]Упомянутые писатели занимались римской историей в целом; некоторые летописцы, однако, ограничились более короткими периодами:
- Л. Целий Антипатр (около 120 г. до н. э.) ограничился Второй Пунической войной. Его творчество было перегружено риторическими украшениями, которые он первым внес в римскую историю. Его считали самым осторожным писателем о войне с Ганнибалом и тем, кто не позволил себя ослепить пристрастием при рассмотрении свидетельств других писателей (Цицерон, «Ораторе» , II, 12). Ливи очень использовал его на третьем десятке лет.
- Семпроний Аселлион (около 100 г. до н.э.), военный трибун Сципиона Африканского при осаде Нуманции , составил Rerum Gestarum Libri как минимум в четырнадцати книгах. Поскольку он сам принимал участие в описываемых событиях, его творчество представляло собой своего рода мемуары. Он был первым в своем классе, кто попытался проследить причины событий, вместо того чтобы довольствоваться голым изложением фактов.
- Л. Корнелий Сисенна (119–67), легат Помпея в войне с пиратами, погиб в экспедиции против Крита . Он написал двадцать три книги о периоде между Социальной войной и диктатурой Суллы. Его работу похвалил Саллюстий ( «Югурта» , 95), который, однако, упрекает его в том, что он недостаточно высказался. Цицерон отмечает свою любовь к архаизмам ( Брут , 74. 259). Сисенна также перевела рассказы Аристида Милетского и, как полагают некоторые, написала комментарий к Плавту . Можно также упомянуть автобиографию Суллы. [ 1 ]
Критика термина
[ редактировать ]Цицерон резко отзывался о летописцах. В «Де Ораторе » он писал: «Напомню, что вначале сами греки тоже писали, подобно нашим Катону , Пиктору и Пизону . У греков были свои Ферекиды , Гелланики , Акусилаи и другие, поэтому мы имеем их эквиваленты у наших Катона, Пиктора и Писона, которые понятия не имеют, каким образом речь различается — такие вещи, в конце концов, были введены лишь недавно. здесь – и которые полагают, что, если то, что они говорят, понимают, единственным достоинством речи является краткость». [ 3 ]
Это различие между «летописцами» и «историками», возникшее под влиянием взглядов Цицерона, подверглось критике со стороны некоторых современных ученых. [ 4 ] [ 5 ] Ханс Бек отмечает, что «взгляд на сохранившиеся фрагменты... показывает, что концептуальные предположения этой модели (отсутствие стиля, простая компиляция людей, мест и чудес) неточны». [ 5 ] По словам Джона Маринколы, большая часть дискуссий «сосредотачивается вокруг того, кого следует считать «историком», а кого «летописцем». Тем не менее, остается под вопросом, имеет ли этот подход какую-либо обоснованность. античных авторов, где «scriptor annalium» и т.п. служат обозначением всех писателей-историков. Во-вторых, латинское слово annales означает как историю (в общем и объективном смысле), так и частную историю (литературное изображение событий). В-третьих, цитаты римских историков относятся без разбора к «Анналам» и «Историям», что позволяет предположить не только то, что сами писатели не присваивали своим произведениям такого названия, как «Анналы», но также и то, что не могло быть признанного поджанра «анналов». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г свободном доступе : Фриз, Джон Генри (1911). « Летописцы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 60. Здесь цитируется:
- CW Ницш , Римская летопись (1873)
- Х. Петр , О критике источников ранней римской истории (1879 г.)
- Л. О. Брокер , современный источниковед и историк древности (1882)
- Фрагменты из книг Х. Питера, Historicorum Romanorum Reliquiae (1870, 1906) и Historicorum Romanorum Fragmenta (1883);
- Паули-Виссова, Realencyclopädie , арт. «Анналы»
- Истории римской литературы Мартина Шанца и Тойфеля-Швабе.
- Mommsen , Hist. of Rome (Eng. tr.), bk. ii. ch. 9, bk. iii. ch. 14, bk. iv. ch. 13, bk. v. ch. 12
- К. Ваксмут , Введение в изучение истории пришельцев (1895 г.)
- Бурсиана Х. Питер, библиография по данному вопросу в годовом отчете , cxxvi. (1906)
- ^ Смолли 1974 , с. 15.
- ^ Де Ор. 2.51–53.
- ^ Jump up to: а б Маринкола, Джон, изд. (2010). Спутник греческой и римской историографии . Джон Уайли и сыновья. стр. 7–8. ISBN 978-1-4443-9382-8 .
- ^ Jump up to: а б Бек, Ганс (2012). «Фабий Пиктор, Квинт». Энциклопедия древней истории . Уайли-Блэквелл. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah08065 . ISBN 978-1-4443-3838-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- Смолли, Берил (1974). Историки в средние века . Темза и Гудзон. ISBN 0-684-14121-3 .