Граниус Флакк
Граниус Флакк ( 1 век до н.э.) был антикваром и исследователем римского права и религии , вероятно, во времена Юлия Цезаря и Августа .
Религиозный ученый
[ редактировать ]Граниус написал книгу De indigitamentis («О формах обращения») об indigitamenta , то есть тех папских книгах, которые содержали молитвенные формулы или списки имен божеств в качестве справочника для точных призывов. [ 1 ] Граний посвятил этот труд Цезарю, как его современник Варрон — свои Antiquitates Divinae . [ 2 ] Название книги взято из цитаты грамматика Цензорина III века . [ 3 ] Макробий цитирует его вместе с Варроном как авторитета в религиозном вопросе. [ 4 ]
использовали Граниуса как источник по древнеримской религии Отцы церкви ; Арнобий , например, упоминает его целых пять раз. [ 5 ] в своих книгах Contra Paganos уступает по численности только Варрону, равняется знаменитому -пифагорейцу учёному Нигидию Фигулу , а чаще Цицерону . Арнобиус подразумевает, что он знает труды Аристотеля лишь косвенно, и хотя бы один раз цитирует Грания как своего промежуточного источника. Граниус, говорит он, доказывает, что Минерва есть Луна , а также отождествляет Новенсилей с Музами . [ 6 ]
Граниус утверждал, что Гений и Лар — одно и то же. [ 7 ] Он разделял мнение Варрона о том, что res divinae и Аполлона , и отца Либера праздновались на горе Парнас . [ 8 ] Иногда неясно, относятся ли ссылки к «Флакку» к нему или к Верриусу Флакку .
Юрист
[ редактировать ]Граниус упоминается как авторитетный авторитет в Дигестах Юстиниана , где он, как говорят , написал книгу о папирианском праве ( Ius Papirianum ), приписываемую понтифику Папирусу, жившему в VI веке до нашей эры . Ссылка Цицерона на Папирии датирует книгу где-то после октября 46 г. до н.э. [ 9 ] Ius Papirianum имел дело с законами королей ( leges regiae ), которые были священными законами и требовали знания папских записей; поэтому интересы Граниуса в юридических и религиозных формулах следует рассматривать как совместимые. [ 10 ] Граниус [ 11 ] записано, например, что Нума Помпилиус , основав религиозные обряды для римлян, заключил сделку с богами, чтобы наказать тех, кто лжесвидетельствовал . [ 12 ] Возможно, ранее никакого сборника leges regiae не существовало, а идея о существовании ius Papirianum возникла в работах Грания в начале правления Августа . [ 13 ] Таким образом, он может быть более значительным юристом, чем можно предположить по крайне скудным остаткам его работы. [ 14 ]
Пункт права, упомянутый в Дайджесте, предполагает различие подруги ( amica ) от наложницы , как это определено законом . Граниус объяснил, что pellex (в других местах встречается как paelex ), греческий pallakis , стал обычным термином для женщины, регулярно спящей с мужчиной, у которого есть законная жена ( уксор ), но раньше он относился к сожительнице вместо жена. [ 15 ]
Этого Грания иногда отождествляют с Гранием Лицинианом ; последнее, однако, почти всегда датируется временем Адриана .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Price. Религии Рима: История (Издательство Кембриджского университета, 1998), том. 1, с. 152; Маттиас Клингхардт, «Формулы молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999), стр. 44; Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), с. 89.
- ^ Элеонора Г. Хузар, «Поклонение императору в Египте Юлия-Клавдия», Взлет и падение римского мира II.18.5 (1990), стр. 3106.
- ^ Цензорин 3.2 : в книге, которую он оставил Цезарю о расследованиях ; французский перевод
- ^ Макробий , Сатурналии 1.18.4.
- ↑ Четыре раза и, возможно, пятый как «Флакк», который также может быть Верриусом Флакком .
- ^ Джордж Э. Маккракен, Арнобиус Сиккский: Дело против язычников (Newman Press, 1949), стр. 35, 36, 216, 221–222, 258, 364–365. Отрывок с участием Аристотеля, Минервы и Луны — 3,6.
- ^ Цензорин 3.2
- ^ Макробиус, Сатурналии Билла Тэйера 1.18.4, издание в Lacus Curtius .
- ^ Цицерон на самом деле не упоминает Грания или книгу; датировка основана на научных выводах.
- ^ Алан Уотсон, Правовое происхождение и правовые изменения (Hambledon Press, 1991), стр. 113; Х. Дж. Роуз , Справочник по латинской литературе (Лондон, 1936, 1996), стр. 29–30.
- ^ Если это «Флакк», упомянутый в толковании к «Энеиде» 12.234 (фр. 8 Huschke).
- ↑ Нума Помпилиус, когда он основал священные места римлян, получил обет, что все боги подтвердят ложную клятву ; Джон Шейд , «Устная традиция и письменная традиция в формировании», в книге «Религия и право в классическом и христианском Риме » (Франц Штайнер, 2006), с. 28, примечание 55.
- ^ А. Артур Шиллер, Римское право: механизмы развития (Mouton, 1978), стр. 140–143.
- ^ Глория Феррари, Фигуры речи: мужчины и девушки в Древней Греции (University of Chicago Press, 2002), с. 307; Генри Джон Роби, Введение в изучение Дигеста Юстиниана (Издательство Кембриджского университета, 1886), стр. cxxiv.
- ^ Роуз, Справочник по латинской литературе , с. 29; Дайджест 50.16.144: Граний Флакк в своей книге о папирианском праве пишет, что в народе теперь называется кожа, которая смешивается с телом того, чья она жена: некоторые называют ее той, которая находится в доме вместо жена без брака, которую греки называют паллакин .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фрагменты Граниуса Флакка, объединенные с фрагментами Граниуса Лициниана, собраны Филиппом Эдуардом Хушке, Iurisprudentiae anteiustinianae quae supersunt (Лейпциг, 1889, 4-е изд.), стр. 107–109 онлайн.