Сожительство
Concubinatus (лат. « сожительство ») был моногамным союзом, рассчитанным на определенный срок, но не обязательно постоянным, который был социально и в некоторой степени юридически признан в качестве альтернативы браку в Римской империи . Сожительство стало юридической проблемой в ответ на моральное законодательство Августа , которое устанавливало уголовную ответственность за супружескую измену и налагало наказания за некоторые сексуальные действия по обоюдному согласию вне брака. [ 2 ]
Причины выбора сожительства вместо брака были разными. Если один из партнеров был свободнорожденным и принадлежал к сенаторскому сословию , а другой был бывшим рабом , за бракосочетание существовало законное наказание. В более общем плане богатые вдовцы или разведенные мужчины могут избежать юридических сложностей второго брака, сохранив свое имущество для наследников, признавая при этом обязательства перед своим партнером. Однако оба партнера могут быть вольноотпущенниками , [ 3 ] при этом преимущества сожительства перед браком для людей с таким статусом не совсем ясны в исторических записях. Concubinatus отличался в римском праве от contubernium , фактического брака, в котором оба партнера были рабами или один был рабом, а другой - вольноотпущенником. [ 4 ]
Партнерша, «возможно, всегда» личность более низкого социального ранга в классический период, [ 5 ] была наложницей , буквально «спутницей по постели», с которой можно было лежать, но выполняла социально респектабельную роль в отличие от паэлекса , сексуального партнера, который был соперником жены. Имя наложницы как таковое в эпитафиях указывает на то, что она была принята как часть большой семьи, а юридические тексты предоставляют наложнице определенную защиту. Перечисление наложниц вместе с законными женами на надгробиях указывает на серийную моногамию, а не на их сосуществование, поскольку гробницы часто были общими и включали нескольких членов семьи из разных периодов жизни партнера-мужчины.
Однако в латинской литературе наложницы чаще пренебрегаются как рабыни, которых содержат в качестве сексуальной роскоши, иногда вместе с евнухами . [ 6 ] Расхождение заключается в том, был ли этот союз юридически проверен как моногамный concubinatus ; помощница , (рабыня как часть домашнего хозяйства) могла оставаться «сожительницей» и называться наложницей но не имела права на привилегии формального сожительства. [ 7 ] Эквивалентный термин для мужчины, concubinus , используется лишь неофициально, чаще всего для однополых отношений.
Паэлекс
[ редактировать ]Хотя использование слова «наложница» во времена Римской империи создает двусмысленность роли и статуса, разница между наложницей имперской эпохи как субъектом законного интереса и паэлексом или внелегальной наложницей во времена Республики довольно очевидна: паэлексом была женщина». «установлен» женатым мужчиной в качестве сексуального соперника своей жены, [ 8 ] тогда как наложница была как женоподобным компаньоном, так и сексуальным партнером.
II века По словам антиквара Авла Геллия , в раннем Риме паэлекс был уничижительным словом для женщины, находившейся в продолжающейся сексуальной связи с мужчиной, который также заключил архаичную форму брака cum manu , что означает, что он обладал патриархальной властью над своей женой. . [ 9 ] В широко цитируемом законе, приписываемом полулегендарному Нуме Помпилиусу , второму царю Рима (ок. 716–673 гг. до н. э.), наложнице ( paelex , а не наложнице ) было запрещено ухаживать за Юноной , богиней брака: паэлекс не должна прикасаться к алтарю Юноны. Если она прикоснется к нему, она принесет в жертву Юноне овцу с распущенными волосами». [ 10 ] Паэлекс в латинской литературе - это женщина , которую жена воспринимает как сексуальную угрозу, точно так же, как Юнона постоянно огорчалась «делами» своего мужа Юпитера , немногие из которых, если вообще были, совершались с добровольными партнерами. В мифологии, особенно в цикле мифов, касающихся Троянской войны , паэлекс часто является военным пленником и, следовательно, рабом, которого вернувшийся муж приносит в дом в качестве добычи. Слово paelex использовалось комическим драматургом Плавтом и было названием утраченной пьесы Невия . Написав при Августе, Овидий часто использует слово paelex для обозначения похищенных или плененных женщин, а также для нежен, подвергшихся домашнему изнасилованию в мифах, которые он изображает в « Метаморфозах» и других произведениях. [ 11 ] В этих историях паэлекс часто изображается как иностранец или варвар. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Когда concubinatus стал регулярным в соответствии с имперским законодательством и статус наложницы повысился до внелегального эквивалента жены в рамках навязанной моногамии, использование paelex наоборот деградировало, так что оно стало означать не что иное, как женщину, вступившую в половую связь с женатым мужчиной, и в поздней античности, по-видимому, было синонимом слова « проститутка ». [ 15 ] или «шлюха». [ 16 ]
Законодательная и социальная основа
[ редактировать ]Во время правления Августа , первого римского императора, некоторые формы сексуального поведения вне брака, в том числе некоторые виды поведения по обоюдному согласию, были криминализированы как ступрум , незаконный половой акт, иногда переводимый как «преступный разврат». [ 17 ] или « сексуальное преступление ». [ 18 ] Изнасилование включает в себя различные преступления сексуального характера, включая изнасилование. [ 19 ] и прелюбодеяние . Ступрум мог быть совершен только против гражданина с хорошей репутацией; рабы и проститутки не были ни защищены этими законами, ни подпадали под их действие, равно как и позорные люди, чье социальное положение было постоянно скомпрометировано их профессиями или преступлениями против общественной морали.
Раньше, в республиканскую эпоху, отец незамужней дочери мог предъявить обвинение в изнасиловании мужчине, который занимался с ней сексом, независимо от ее согласия, поскольку брак был необходим для сексуального доступа к женщинам, имевшим статус граждан. Изнасилование считалось тяжким преступлением, но намерения мужчины имели значение, а также обвинения отца в «изнасиловании», включая похищение невесты . [ 20 ] или побег, когда женщина согласилась [ 21 ] – обычно расселялись в частном порядке среди семей. Прелюбодеяние также обычно считалось частным делом семьи, а не серьезным уголовным преступлением. [ 22 ] [ 23 ] хотя цензоры могли понизить статус мужчин, унижающих институт брака, а некоторые случаи супружеской измены и сексуальных проступков со стороны женщин были переданы на суд эдилам . [ 24 ]
После 18 г. до н. э. lex Iulia de Adulteriis («Юлианский закон о супружеской измене») и другие законы установили незаконный секс как проблему публичного права. Если мужчину обвиняли в изнасиловании, согласие его партнерши не было защитой – его все равно можно было обвинить в более общем сексуальном преступлении - ступруме против гражданина или в прелюбодеянии , если один из них был женат на ком-то другом, и согласие подразумевало женщина тоже замешана в преступлении. [ 25 ] Если мужчина не был женат, его сексуальные партнерши, таким образом, ограничивались рабами, проститутками или позорными людьми, против которых не могло быть совершено ступрум - «легкомысленные связи», а не тот вид морального подъема, который законодательство было призвано поощрять. [ 26 ] Конкубинатус развился, чтобы приспособить отношения, основанные на дружеских отношениях, включая, помимо прочего, сексуальное общение, но которые вряд ли приведут к браку по разным причинам. [ 26 ]
и не был юридическим институтом, Хотя конкубинат он поднимал вопросы, связанные с браком, а наложницы занимали целую главу, теперь фрагментарную, в сборнике римского права VI века, известном как Дигесты . [ 27 ] Специальный характер сожительства отражается в разнообразных и порой противоречивых юридических рассуждениях со стороны римских юристов. [ 26 ] Даже экспертам по правовым вопросам было трудно разобраться в опасностях ступрума при анализе того, какие женщины имеют право быть сексуальными партнерами вне брака и какие могут быть партнерами в моногамном сожительство, не нанося ущерба социальному положению ни одной из сторон. [ 28 ] Юрист Ульпиан заявила, что "только те женщины, сношение с которыми не является противозаконным, могут содержаться в сожительство без страха совершить преступление". [ 29 ] но если бы женщина уже была сексуальным партнером, не подлежащим наказанию, сожительство не было бы необходимым, чтобы избежать обвинения в ступруме . [ 30 ]
Что юридически отличало сожительство от брака, так этоaffio maritalis , намерение обоих партнеров вступить в брак и иметь детей. Сам брак существовал в нескольких формах, порой неуловимых для доказательства, как отмечал юрист Папиниан . [ 31 ] Но лицу, совершившему сожительство, не разрешалось одновременно иметь супругу — мужчина не мог иметь одновременно законную жену (уксор) и наложницу . [ 32 ]
Конкубинат стал определять многие союзы, которые были бы неподходящими браками в соответствии с римскими обычаями , например, желание сенатора жениться на вольноотпущеннице или его сожительство с бывшей проституткой. [ 33 ] Сожительство между женщиной сенаторского ранга и ее бывшим рабом могло быть возможным, но не допускалось, отчасти потому, что римляне не одобряли женщину, имеющую более высокий статус в отношениях, которые не были социально равными. [ 34 ] Неравенство сожительства аналогично браку господина с рабом, которого он для этой цели освободил; когда освобождение вольноотпущенницы было организовано при условии, что она выйдет замуж за своего бывшего господина, она не имела обычного права римских женщин вступать в брак и могла получить развод только с согласия партнера-мужчины или при других очень ограниченных обстоятельствах. [ 35 ] Квазибрачные отношения между римским гражданином и иностранцем считались не сожительством, а неримским браком, основанным на международном праве ( matrimonium juris gentium ). [ 36 ] без юридических последствий, за исключением тех, которые вытекают из ius gentium .
Свидетельство
[ редактировать ]Хотя это и не является обязательным требованием, формальный конкубинат может получить пользу от подготовки завещания . [ 37 ] документ, подтверждающий благородное намерение пары в присутствии свидетелей, подписавших его. [ 38 ] Testatio — общий термин для обозначения доказательного документа, подписанного свидетелями. Это не было « лицензией на брак », выданной государством, а скорее документом, составленным сторонами по согласию, аналогичным документам, выражающим намерение и согласие на вступление в брак. [ 39 ] Соответствующий отрывок из « Дигест» вызывает споры, но юрист, похоже, рекомендует подготовить такой документ как лучший способ предотвратить обвинения в ступруме , когда наложница была свободнорожденной женщиной с хорошей репутацией. [ а ] Завещание отражения было одним из способов конкубината . брака как института [ 40 ]
Дети
[ редактировать ]Конкубинат отличался от законного брака главным образом правовым статусом наследников. Дети пары были naturales , «естественными» детьми. filius naturalis ( женский filia naturalis ) был любым ребенком, рожденным в семье, образованной от союза concubinatus или contubernium , которые не были действительными браками в римском праве, или, в более общем плане, любой ребенок, чье биологическое отцовство было известно. Naturalis (ребенка , отличали от filius legitimus рожденного от законного брака) или spurius (ребенка неизвестного отцовства). [ 32 ] [ б ]
Поскольку служанка не могла быть соучастником сожительства , ее ребенка нельзя было узаконить, просто назвав ее наложницей . Целью этого постановления при Константине I было отговорить мужчин ранга декуриона от сожительства с прислужниками и включения вопросов легитимности в наследственные гражданские обязательства семьи. [ 43 ] Однако в более поздней империи дети, рожденные от сожительства, могли быть узаконены, если пара заключила законный брак, и император мог предоставить легитимацию как особую привилегию. [ 44 ] Ретроактивная легитимация детей была поощрением высокопоставленного человека к женитьбе на свободнорожденной наложнице , с которой он жил моногамно, когда у него не было законных наследников от предыдущего брака. [ 45 ]
Римский закон о наследстве был одной из причин, по которой мужчина высокого ранга жил с женщиной, находящейся в сожительство после смерти его первой жены; претензии его детей от первого брака не могли быть оспорены естественными детьми от более позднего союза. [ 46 ] Марк Аврелий вместо того, чтобы жениться повторно, имел наложницу , чтобы отношения с его детьми не осложнялись мачехой. [ 47 ] Дети упоминаются нечасто в связи с сожительством , и в своем исследовании этого предмета Берил Роусон задавалась вопросом, возможно, дети не были особенно желанными от этих отношений. [ 48 ]
Партнер-мужчина
[ редактировать ]Нет слова, обозначающего партнера-мужчину в сожительство . [ 49 ] Мужчина из высшего сословия, имевший наложницу , обычно был либо молодым человеком, который не был готов вступить в постоянный брак, либо вдовцом или разведенным, который уже произвел на свет наследников и искал дружеских отношений ради самого себя. [ 49 ] Мужчины сенаторского ранга имели самые узкие возможности для заключения действительного брака. [ 50 ] Закон Юлии и Папии 9 г. н.э. установил юридические барьеры для сенаторов. [ с ] женитьба на женщинах с определенным статусом, в том числе на вольноотпущенниках; женщины, чья профессия сделала их бесславными , например, артистки театра; проститутки; или любая женщина, которая когда-либо была задержана при совершении преступления, независимо от осуждения. [ 52 ] Мужчины, нарушившие запрет, вступив в брак с неподходящим партнером, по закону считались келибами , не состоящими в браке, и подвергались наказаниям в соответствии с законами, регулирующими брак и мораль. [ 53 ]
Последовательность партнерш будущего святого Августина (родившегося в 353 году н.э. в римской Африке ) демонстрирует образец молодого человека, ищущего постоянного сексуального общения в период между половым созреванием и тридцатью годами. [ 54 ] С 18 до 29 лет, в то время, когда он был манихеем , Августин имел наложницу, зачавшую от нее внебрачного сына (filius naturalis) в первый год их совместной жизни. Он был ей верен и писал, что в их отношениях не хватает только «почетного имени брака». [ 55 ] но когда он обручился с десятилетней девочкой [ 56 ] по настоянию матери, [ 57 ] он бросил наложницу и отправил ее обратно в Африку. [ 58 ] Он не называет имя своей наложницы , хотя и говорит, что был убит горем из-за ее потери, и оставляет у себя их сына, который умирает в детстве, в то время как соглашается на брачного партнера, семья которого будет способствовать его запланированной карьере. В течение двух лет, пока ему пришлось ждать, пока невеста достигнет брачного возраста, Августин почувствовал, что не может хранить целомудрие, и взял себе вторую наложницу. Как оказалось, он так и не женился из-за своего нового христианского призвания, но его сочинения содержат много моральных указаний относительно сексуального поведения и обязанностей в браке. [ 59 ]
была признанная и социально принятая наложница . У некоторых императоров после смерти первой жены [ 60 ] включая Веспасиана , [ 61 ] Антонин Пий [ 62 ] [ 63 ] и Марк Аврелий . [ 64 ] Если бы император хотел жену соответствующего социального статуса, он мог бы легко ее найти, и выбор конкретной женщины, особенно вольноотпущенницы, как во всех трех этих союзах, может служить аргументом в пользу отношений, основанных на личной привязанности. [ 60 ]
Это неравенство статуса в сожительствах может вызывать романтические идеалы. [ 65 ] или динамика власти, [ 66 ] но когда вольноотпущенницы в надписях идентифицируются как наложницы , их партнер чаще всего также является бывшей рабыней; только около 21 процента партнеров-мужчин могут быть идентифицированы как свободнорожденные, но около 68 процентов являются либерти . [ 67 ] Среди партнеров-мужчин, которые либо являются вольноотпущенниками, либо имеют неустановленный статус, значительное число отмечено за их роль в имперском культе или местном самоуправлении. [ 68 ] Партнеры-мужчины также занимались повседневными профессиями, такими как «ремонтник чесальных гребней » или торговец плащами. [ 68 ] это сделало бы их древним эквивалентом надежного «среднего класса», ни бедного, ни богатого. [ 69 ]
В отличие от брака, который требовал намерения вступить в брак со стороны обеих сторон и для которого предпочтение отдавалось социальному равенству партнеров, в судебных делах, определяющих, являются ли отношения браком или сожительством, приоритет обычно отдается намерениям партнера-мужчины. [ 5 ]
Солдаты и наложницы
[ редактировать ]В провинциях солдатам действительной службы во времена принципата не разрешалось вступать в брак, но надписи указывают на то, что у них иногда была местная наложница . Эти союзы часто могли быть исключением из норм сожительства как альтернативы браку, когда брак был нежелателен; скорее, они заменяли брак, когда брак не разрешался. [ 26 ] пара надписей, сделанных братьями-ветеранами Восьмого легиона На сложность понимания причин выбора сожительства или брака указывает : оба брата поминают своих партнерш, но один после увольнения женился на вольноотпущеннице, а другой вольноотпущенница своего рода ( рода ) как наложница . [ 70 ]
Наложница
[ редактировать ]Титул наложницы не обязательно был уничижительным в Древнем Риме, поскольку он был написан на надгробиях. [ 46 ] Почти 200 известных надписей, в основном из Рима и итальянского полуострова, называют женщин наложницами ; из них 67 идентифицированы как libertae , вольноотпущенницы. Только трое — ingenuae , свободнорожденные. [ 71 ] Наложницы включены в надписи на семейных гробницах, и нередко их можно найти в списке вместе с законными детьми и умершей женой главы семьи-мужчины. [ 72 ] Эпитафии для всей семьи, которая должна была быть похоронена в определенном месте, часто воздвигались на одном камне заранее или добавлялись позже, что усложняло определение порядка, в котором мужчина мог иметь жен и наложниц. В Риме надпись, сделанная ликтором и вольноотпущенником Марком Сервилием Руфом, записывает трех партнерш-женщин: жену (уксор) , наложницу, указанную как умершую, и еще одну жену, перечисленную в этом порядке. Первая названная жена, вероятно, была его партнершей в то время, когда Руфус сделал надпись; наложница уже умерла; и вторая жена добавилась, когда он женился повторно после смерти первой. [ 73 ]
Женщина, состоящая в совокуплении с мужчиной высокого ранга, могла технически иметь право на брак, но социально невыгодна в качестве жены для него. Она выиграла от повышения уровня жизни и могла получать «существенные» подарки от своего партнера. [ д ] [ 49 ] Эти подарки принадлежали ей, и их нельзя было забрать, если отношения прекратятся. [ 74 ] Сьюзан Треджиари охарактеризовала положение женщины, находящейся в конкубинате , как «относительно безопасное». [ 49 ] Что касается разницы между наложницей и женой, юрист Паулюс писал, что «наложница отличается от жены только тем уважением, которым она пользуется», имея в виду, что наложница не была социальным равным, как в идеале была его жена. [ 75 ] Минимальный возраст для того, чтобы стать наложницей , составлял двенадцать лет. [ 29 ] установленный законом возраст обручения для римских девушек (четырнадцать для мальчиков). [ 76 ]
Одним из примеров императорской наложницы является Галерия Лисистрата , которая была вольноотпущенницей Фаустины , жены Антонина Пия, и сменила ее на посту главной спутницы императора. [ 63 ] Отношения Лисистраты необычайно громкие, но соответствуют общему образцу наложниц , освобожденных женщинами. [ 77 ]
Даже неофициальная наложница , бывшая рабыней, имела некоторую защиту закона. Если ее владелец обанкротился, почти все его активы могли быть конфискованы кредиторами и проданы, за исключением личного имущества, такого как одежда и рабов, которые были в доме в качестве личных помощников. Среди этих исключений были наложница и любые внебрачные дети, которых он родил от рабыни, поскольку римское право, как правило, не поощряло разрушение семей. [ 78 ] В поздней античности «неясная» конституция при Юстиниане, по-видимому, предполагает, что, если бы служанка жила со своим хозяином в качестве наложницы в течение длительного времени и до его смерти, и если бы у него в то время не было другой жены, она была бы освобождена. из рабства, и любые дети, которые у них были, будут считаться свободнорожденными. [ 79 ] Она также имела право оставить себе любой накопленный для нее пекулий , фонд или имущество, которое хозяин отвел для использования рабу. [ 80 ]
Христианское сожительство
[ редактировать ]Исключение из более низкого статуса женщин в конкубинате возникает с распространением христианства. Возможно, из-за того, что римская государственная религия была переплетена с занятием государственных должностей и службой в армии , мужчины обращались в христианство медленнее, чем женщины. Таким образом, христианке из высшего сословия, возможно, придется выбирать между браком с равным в обществе и сожительством с мужчиной-христианином более низкого ранга. [ 81 ] Первый собор Толедо (400 г. н.э.) признал респектабельность concubinatus как моногамного союза, не отказывая в общении участникам , но были исключены мужчины, у которых была и жена (уксор) , и наложница. [ 82 ]
Наложница
[ редактировать ]Мужская . форма concubinus может использоваться для обозначения подчиненного партнера-мужчины как мужчины, так и женщины Поскольку однополые союзы не признавались законными формами брака по римскому праву, наложница мужчины не могла быть партнером в сожителе как юридически признанной форме фактического брака. [ 83 ] мужчины обычно рассматривается В литературных источниках наложница как форма puer delicatus , ухоженного мальчика-раба, который может быть настолько молод, что с точки зрения сексуальной этики 21-го века такие отношения будут выражать педофилию.
В единственной сохранившейся и полной свадебной песне римской древности Катулл предупреждает жениха, что ему придется отказаться от своей наложницы : [ и ] который сам собирается оставить детство ради подросткового возраста. [ 84 ] Имперский биограф Светоний ссылается на наложницу Гальбы , которая оставалась спутницей императора, когда он стал старше. [ 85 ] Concubinus также может использоваться пренебрежительно по отношению к подчиненному мужчине, которого содержат в удовольствии женщины с более высоким статусом. [ 86 ] Ни в одной известной надписи ни один наложник не указан как таковой. [ 87 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сожительство с свободнорожденной проституткой не было бы преступлением, поскольку секс с проституткой по определению не был ступрумом .
- ^ Поскольку рабу было отказано в правосубъектности , раб-мужчина не мог осуществлять отцовские права в соответствии с римским законодательством, и его ребенок мог считаться как «естественным», так и ложным . [ 42 ]
- ↑ Когда закон Августа был впервые принят, брак с неподходящей партнершей-женщиной оставался действительным, хотя статус партнера-мужчины был официально понижен. под Консультативный сенат руководством Марка Аврелия и Коммода аннулировал брак. [ 51 ]
- ↑ Одной из особенностей римского брака было то, что супруги не могли дарить друг другу подарки, чтобы финансы пар из высшего сословия или владельцев собственности могли храниться отдельно. [ 74 ]
- ^ В этом случае ситуация наложницы отражает ситуацию наложницы , от которой необходимо отказаться, когда мужчина заключает законный брак.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корпус латинских надписей IX 2265.
- ^ Макгинн 1991 , стр. 335–375.
- ^ Роусон 1974 , с. 289.
- ^ Треджиари 1981a , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Треджиари 1981b , с. 59.
- ^ Уильямс 2006 , стр. 413–414.
- ^ Бакленд 1908 , стр. 77, 401, 609.
- ^ Дж. Н. Адамс, «Слова, обозначающие «проститутку» на латыни», Rheinisches Museum für Philologie 126:3/4 (1983), стр. 355.
- ^ Авл Геллий, Чердачные ночи 4.3.3, цитируется Бонни Маклахлан, Женщины в Древнем Риме: Справочник (Bloomsbury, 2013), стр. 15.
- ^ Лефковиц 2005 , с. 95.
- ^ Эми Ричлин , Аргументы молчанием: написание истории римских женщин (University of Michigan Press, 2014), с. 227; Рабский театр в Римской республике: Плавт и популярная комедия (Cambridge University Press, 2017), стр. 276–277, 495; Сад Приапа: сексуальность и агрессия в римском юморе , ред. ред. (Издательство Оксфордского университета, 1992) с. 97.
- ^ Линдхейм 2003 , стр. 119.
- ^ Мургатройд 2005 , с. 267.
- ^ Армстронг 2006 , с. 256.
- ^ Адамс, «Слова для слова «проститутка»,» с. 355, цитируется Исидор Севильский , Etymologiae 10.288.
- ^ Ричлин, Сад Приапа , с. 97
- ^ Брюс В. Фриер и Томас А.Дж. Макгинн, Сборник примеров по римскому семейному праву (Oxford University Press, 2004), стр. 38 и 52.
- ^ Эми Ричлин , «Не раньше гомосексуализма: существенность цинедуса и римского закона против любви между мужчинами», Журнал истории сексуальности 3:4 (1993), стр. 30.
- ^ Нефеле Папаконстантину и Энн Стивенс, « Раптус и римское право», Clio 52 (2020), стр. 25–26.
- ^ Папаконстантину, « Раптус и римское право», стр. 25–26.
- ^ Джудит Эванс-Граббс, «Брак с похищением в древности: закон Константина ( CTh IX. 24. I) и его социальный контекст», Journal of Roman Studies 79 (1989), стр. 62–65, 73–74, 76. .
- ^ Кэтрин Эдвардс, Политика безнравственности в Древнем Риме (Издательство Кембриджского университета, 1993), стр. 34–35.
- ^ Марта Нуссбаум , «Неполный феминизм Музония Руфа, платоника, стоика и римлянина», в книге «Сон разума: эротический опыт и сексуальная этика в Древней Греции и Риме » (University of Chicago Press, 2002), стр. 305.
- ^ Сьюзан Диксон, Римская семья (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 79.
- ^ Джейн Гарднер, Женщины в римском праве и обществе, стр. 120–121.
- ^ Jump up to: а б с д Макгинн 1991 , с. 338.
- ^ Треджиари 1981b , с. 60..
- ^ Треджиари 1981b , с. 71–74.
- ^ Jump up to: а б Лефковиц 2005 , с. 110.
- ^ McGinn 1991 , стр. 342–343 и др .
- ^ Треджиари 1981a , с. 58 н. 42, цитируется Цицерон , Де Ораторе 1.183; Квинтилиан , Декламации 247 (Риттер 11.15); Дайджест 23.2.24 ( Модестин ), 24.1.32.13 ( Ульпиан ); 39.5.31 ( Папиниан ).
- ^ Jump up to: а б Стокварт 1907 , с. 305 со ссылкой на Cod. 5, 27.
- ^ Кифер 2012 , с. 49.
- ^ Джудит Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние»: отношения рабыня-госпожа, «смешанные браки» и позднеримское право», Phoenix 47:2 (1993), стр. 127–128.
- ^ Кэтрин П.Д. Хюмюллер, «Свобода в браке? Освобождение от брака в римском мире», Журнал римских исследований 110 (2020), стр. 134.
- ^ Стокварт 1907 , с. 316.
- ^ Макгинн 1991 , с. 359, цитируя Марциана , Дайджест 25.7.3 пр.–1, как недовольный отрывок.
- ^ Бергер, sv testatio , Энциклопедический словарь римского права , стр. 735.
- ^ Макгинн 1991 , с. 361, особенно н. 116.
- ^ Макгинн 1991 , стр. 360–363, 366.
- ^ Надписи Италии XV, 352; Музей Санта-Джулия, Брешия, Италия
- ^ Бакленд, Римский закон о рабстве , стр. 77 (н. 3), 79; Бергер, Энциклопедический словарь римского права , sv filius iustus (= законный сын ), с. 473 и Спуриус , с. 714
- ^ Бакленд 1908 , с. 77.
- ^ Бергер, sv filius iustus (= законный сын ), с. 473 и Спуриус , с. 714, в Энциклопедическом словаре римского права (Американское филологическое общество, 1953, 1991).
- ^ Джудит Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние»: отношения рабыня-госпожа, «смешанные браки» и позднеримское право», Phoenix 47:2 (1993), стр. 149.
- ^ Jump up to: а б Кифер 2012 , с. 50.
- ^ Диксон 1992 , с. 93.
- ^ Роусон 1974 , с. 291 н. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Треджиари 1991 , с. 52.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , с. 153 н. 5.
- ^ Макгинн 1991 , стр. 345–346, 349 с. 63.
- ^ Макгинн 1991 , стр. 337 с. 11, 341 н. 28.
- ^ Макгинн 1991 , с. 341 н. 28.
- ^ Макгинн 1991 , с. 338, цитируя в н. 15 Августин, Исповедь 4.2.
- ^ Нунан 1986 , стр. 125–126.
- ^ Треджиари 1981b , с. 69.
- ^ Нунан 1986 , с. 125.
- ↑ Treggiari 1981b , стр. 68–69, со ссылкой на «Исповедь» 4.2 и 6.12–15.
- ^ Джудит Эванс-Граббс, «Позднеримский брак и семейные отношения», в книге «Спутник поздней античности» (Блэквелл, 2012), стр. 215–216, со ссылкой на Августина, De bono coniugali («Хороший брак») 5.
- ^ Jump up to: а б Макгинн 1991 , с. 337 н. 11.
- ^ Макгинн 1991 , с. 337 н. 11, цитирует Светония , Веспасиана 3.21, Домициана 12.3; Кассий Дион 6514.1–5; CIL VI 12037.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , с. 153 н. 9.
- ^ Jump up to: а б Макгинн 1991 , с. 337 н. 11, со ссылкой на «Историю Августы» , «Пий» 8,9; CIL VI 8972.
- ^ Макгинн 1991 , с. 337 н. 11, со ссылкой на Augusta History , «Маркус» 29.19.
- ^ Аннелиза Фрейзенбрух, Жены Цезаря: Секс, власть и политика в Римской империи (Саймон и Шустер, 2010), стр. 142, из Вепасиана и Кениса .
- ^ Кэтрин П.Д. Хюмюллер, «Свобода в браке? Освобождение от брака в римском мире», Журнал римских исследований 110 (2020), стр. 134, сравнивая сожительство с положением вольноотпущенницы, освобождение которой было обусловлено выходом замуж за своего бывшего хозяина.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Треджиари 1981b , с. 68.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , стр. 152, 161 (особенно п. 36), 177.
- ^ Treggiari 1981b , p. 68, citing CIL V 937.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , с. 153.
- ^ Сандон и Скальсо 2020 , стр. 179–180 и др .
- ^ Треджиари 1981b , стр. 69–70, со ссылкой на CIL VI 1906.
- ^ Jump up to: а б Треджиари 1991 , с. 56.
- ^ Лефковиц 2005 , с. 115.
- ^ Роусон 1974 , с. 282.
- ^ Треджиари 1981b , с. 71.
- ^ Finkenauer 2023 , стр. 35–37, со ссылкой на Дайджест 20.1.6–8.
- ^ Бакленд 1908 , стр. 401, 609.
- ^ Уотсон 1987 , с. 13, со ссылкой на Кодекс Юстиниана 6.4.4.3.
- ^ Треджиари 1981b , с. 59 н. 2.
- ^ Марта Эллен Сторц, «Где или когда ваш слуга был невиновен?»: Августин о детстве», в книге «Ребенок в христианской мысли» (Eerdmans, 2001), стр. 81 n. 12.
- ^ Герго Геллерфи, « Nubit amicus : однополые свадьбы в императорском Риме», Graeco-Latina Brunensia 25:1 (2020), стр. 89-100, особенно стр. 98–99.
- ^ Артур Дж. Помрой, «Трималхион как Deliciae », Phoenix 46:1 (1992), стр. 48 н. 14.
- ^ Дэвид Уордл, «Вкус Светония и Гальбы в мужчинах: примечание», Latomus 74:4 (2015), стр. 1007, 1011.
- ^ Рональд Сайм , «Принцессы и другие у Тацита», Греция и Рим 28:1 (1981), стр. 40, цитируется Тацит , Анналы 13.21 ( Проект Персей Ann.13.21 ).
- ^ Роусон 1974 , с. 283 н. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Армстронг, Ребекка (2006). Критские женщины: Пасифая, Ариадна и Федра в латинской поэзии . Оксфордские классические монографии. Издательство Оксфордского университета.
- Бакленд, WW (1908). Римское право рабства: положение раба в частном праве от Августа до Юстиниана . Издательство Кембриджского университета.
- Диксон, Сюзанна (1992). Римская семья . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Грималь, Пьер (1986) [1967]. Любовь в Древнем Риме . ИЛИ Нажмите . ISBN 9780806120140 .
- Финкенауэр, Томас (2023). « Филии Естественные :: Социальная судьба или правовая привилегия?». Положение римских рабов . Де Грюйтер: 25–66.
- Кифер, О. (12 ноября 2012 г.). Сексуальная жизнь в Древнем Риме . Рутледж . ISBN 978-1-136-18198-6 .
- Лефковиц, Мэри Р.; Фант, Морин Б. (2005). Женская жизнь в Греции и Риме . Балтимор: JHUP . ISBN 0-8018-4474-6 .
- Линдхейм, Сара Х. (2003). Овидия Кольчуга и женщина: эпистолярное повествование и желание в «Героидах» . Университет Висконсина Пресс.
- Макгинн, Томас А.Дж. (1991). «Сожительство и закон Юлии о прелюбодеянии». Труды Американской филологической ассоциации . 121 : 335–375. дои : 10.2307/284457 . JSTOR 284457 .
- Мургатройд, Пол (2005). Мифическое и легендарное повествование в «Фастах» Овидия . Брилл.
- Нунан, Джон Т. (1986). Контрацепция: история ее лечения католическими богословами и канонистами . Издательство Гарвардского университета .
- Роусон, Берил (1974). «Римское сожительство и другие фактические браки». Труды Американской филологической ассоциации . 104 . ЮХУП : 279–305. дои : 10.2307/2936094 . JSTOR 2936094 .
- Сандон, Татьяна; Скалсо, Лука (2020). «Больше, чем любовницы, меньше, чем жены: роль римских наложниц в свете их погребальных памятников». Документы Британской школы в Риме . 88 : 151–184.
- Стоквар, Эмиль (март 1907 г.). Шерман, Чарльз Финеас (ред.). «Брак в римском праве» . Йельский юридический журнал . 16 (5). Перевод Биркана, Эндрю Т.: 303–327. дои : 10.2307/785389 . JSTOR 785389 . Проверено 15 сентября 2020 г.
- Треджиари, Сьюзен (1981a). « Котуберналес в CIL VI». Феникс 35 (1). САС: 42–69. дои : 10.2307/1087137 . JSTOR 1087137 .
- Треджиари, Сьюзен (1981b). « Наложницы ». Документы Британской школы в Риме . 49 : 59–81.
- Треджиари, Сьюзен (1991). Римский брак: «Iusti Coniuges» от времен Цицерона до времен Ульпиана . Издательство Оксфордского университета.
- Уотсон, Алан (1987). Римское рабское право . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Уильямс, Кэтрин Ф. (2006). «Плиний и убийство Ларция Маседо». Классический журнал . 101 (4): 409–424. JSTOR 30038018 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бетциг, Лаура (ноябрь 1992 г.). «Римская моногамия». Этология и социобиология . 13 (5–6): 351–383. дои : 10.1016/0162-3095(92)90009-S . hdl : 2027.42/29876 .
- Эдвардс, Кэтрин (1993). Политика безнравственности в Древнем Риме . Издательство Кембриджского университета.
- Гарднер, Джейн Ф. (1991). Женщины в римском праве и обществе . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20635-9 .
- Граббс, Джудит Эванс (2002). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Справочники Routledge по древнему миру. Абингдон : Рутледж . ISBN 9781134743926 .
- Нуссбаум, Марта К. (2002). «Неполный феминизм Мусония Руфа, платоника, стоика и римлянина». Сон разума: эротический опыт и сексуальная этика в Древней Греции и Риме . Издательство Чикагского университета.