Закон народов
ius права , gentium или jus gentium ( лат. «право народов») — это концепция международного права в рамках древнеримской правовой системы и традиций западного основанных на ней или находящихся под ее влиянием. ius gentium не является ни сводом статутного права , ни юридическим кодексом . [1] а, скорее, обычное право, которое считается общим для всех родов («народов» или «наций») в «разумном соответствии стандартам международного поведения». [2]
После христианизации Римской империи . право также внесло свой вклад в европейский ius gentium каноническое [3] веку общая концепция ius gentium распалась, поскольку отдельные европейские страны разработали отдельные своды законов, авторитет Папы К 16 снизился, а колониализм создал подчиненные нации за пределами Запада. [4]
римское право
[ редактировать ]Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
В классической античности ius gentium рассматривался как аспект естественного права ( ius naturale ) , в отличие от гражданского права ( ius Civile ) . [5] Юрист Гай определил ius gentium как то, что «естественный разум установил среди всех народов»: [6]
Каждый народ ( populus ), подчиняющийся законам и обычаям ( leges et mores ), соблюдает частью свой собственный закон, частью общий закон всего человечества. Тот закон, который народ установил для себя, свойственен ему и называется ius Civile (гражданский закон), поскольку он является особым законом этого civitas (государства), тогда как закону, который естественный разум устанавливает среди всего человечества, следуют все народы одинаково. и называется ius gentium (закон народов или закон мира) как закон, соблюдаемый всем человечеством. Таким образом, римский народ соблюдает частично свой собственный закон, а частично общий закон всего человечества.
Как форма естественного закона, ius gentium считался «врожденным для каждого человека», и эта точка зрения была созвучна философии стоиков . [8] Цицерон [9] различать написанное и неписаное, но поддерживаемое ius gentium или mos maiorum , «обычаем предков». [10] В своем трактате « De officiis » он рассматривает ius gentium как высший закон моральных обязательств, связывающих людей за пределами требований гражданского права. [11] Например, человек, изгнанный в изгнание, терял свой законный статус римского гражданина , но должен был сохранять базовую защиту, распространявшуюся на всех людей в соответствии с ius gentium . [12]
II века Однако римский юрист Ульпиан разделил право на три ветви: естественное право, которое существовало в природе и управляло животными, а также людьми; право народов, которое было исключительно человеческим; и гражданское право, которое представляло собой совокупность законов, специфичных для народа. [13] Рабство , например, поддерживалось ius gentium , хотя по естественному закону все рождаются свободными ( liberi ). [14] В этом трехстороннем разделении права права собственности можно считать частью ius gentium , но не естественного права. [15] Гермогениан , римский юрист второй половины III века, описал ius gentium как включающий войны, национальные интересы, царствование и суверенитет, права собственности, границы собственности, поселения и торговлю, «включая договоры купли-продажи и сдачи в аренду». и найм на работу, за исключением некоторых договорных элементов, выделяемых посредством гражданского права ». [16] Таким образом, ius gentium на практике имел важное значение для облегчения коммерческого права . [17]
Война, мир и роды
[ редактировать ]Теория и терминология частного права были у римлян гораздо более развиты, чем международное право. [18] Самая ранняя форма международного права была религиозной концепции «справедливой войны» ( bellum iustum ), которая должна начинаться только с ритуальным объявлением войны фетиальными и относилась к священниками. [19] Иностранные послы находились под защитой ius gentium , и причинение вреда посланнику считалось религиозным нарушением. [20]
условия мирных договоров Хотя можно сказать, что в целом подпадают под ius gentium , не существовало системы международного права как таковой, которой договор должен был соответствовать. Когда роды оказались под властью Рима, римское право фактически стало международным правом. [21] Местные законы оставались в силе до тех пор, пока они не вступали в противоречие с римским правом; эта совместимость понималась как отражение лежащего в основе ius gentium . [22] Многие ученые полагают, что претор , занимавшийся иностранными делами ( pretor peregrinus ), сыграл важную роль в распространении римского гражданского права на роды . [23] Законы, первоначально относящиеся к вопросам договорного права среди римских граждан, такие как передача собственности и освобождение на свободу , таким образом, были «интернационализированы» среди родов . [24] Вопросы «международного права» могут возникнуть в отношении индивидуального предоставления гражданства и того, согласуется ли оно с договором. [25] Поскольку не существовало общепринятого принципа международного права, споры также могли возникнуть по поводу того, был ли «Рим связан соглашением, заключенным полевым командиром без одобрения Сената - обычно перемирием, заключенным в бедственном положении и на невыгодных условиях». [26]
Ключевой отрывок, относящийся к тому, что римляне понимали под «международным правом», представлен Ливием в словах посланника царя Антиоха: [27]
По его словам, существует три вида договоров ( foedera , единственное число foedus ), по которым государства и короли заключали дружеские отношения ( amicitiae ): один, когда во время войны условия ( leges побежденным навязывались ); ибо, когда все было сдано тому, кто был сильнее в вооружении, победителю принадлежит право и привилегия решать, какую собственность побежденного он желает конфисковать; второй, когда государства, равные в войне, заключают мир и дружбу на условиях равенства; при этих условиях требования о реституции выдвигаются и удовлетворяются по взаимному согласию, и если право собственности на какую-либо собственность стало неопределенным из-за войны, эти вопросы решаются в соответствии с нормами традиционного права или удобством каждой стороны; третий существует, когда государства, которые никогда не были в состоянии войны, собираются вместе, чтобы заключить союзный договор о взаимной дружбе; ни одна из сторон не дает и не принимает условий; ибо это происходит, когда встречаются побеждающая и побежденная стороны. [28]
Терминология
[ редактировать ]Терминология, связанная с римским международным правом, была неспециализированной, но включала: [29]
- amicitia , «отношения дружбы без каких-либо дальнейших конкретных обязательств, то есть простое исключение военных действий; … они могут быть заключены посредством договора, но также и без него». [30]
- societas , хотя иногда это просто синоним amicitia , представляет собой «обязательство мира и нейтралитета» с «обязанностью предоставлять военную поддержку». [31]
- foedus , изначально священная клятва, произнесенная фетиальным священником от имени римского народа, который понесет «самопроклятие», если нарушит договор. [32]
- pax , «как состояние мира, так и средства достижения его посредством договора». [33]
- indutiae , «прекращение огня», которое «не прекращает войну в целом, а лишь временно прерывает военные действия». [34]
- deditio , сдача, с «врожденным нормативным ожиданием, что победитель в любом случае сохранит жизни жителей». [35]
- дедиций , человек, ставший подданным Римской империи посредством дедицио ; dediticii были исключены из универсального гражданства, распространявшегося на всех свободных жителей империи в соответствии с Constitutio Antoniniana . [36]
- fides , «надежность, лояльность, надежность», было качеством, которым римляне хотели гордиться, поддерживая его, включая уважение к закону и fides во внешних отношениях. [37]
Средневековая Европа
[ редактировать ]В средние века ius gentium возник из канонического права в дополнение к теории римского права. [38] В античности поздней Исидор Севильский (ок. 560–636) перечислил принципы ius gentium , сосредоточив внимание на foedera pacis , «мирных договорах»: [39]
Ius gentium — оккупация, строительство, укрепление, войны, плен, право восстановления гражданства после плена, рабство, договоры, мир, перемирие, неприкосновенность послов, запрещение смешанных браков; и это ius gentium, потому что его использует почти каждая нация. [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р. В. Дайсон, Естественный закон и политический реализм в истории политической мысли (Питер Ланг, 2005), том. 1, с. 127.
- ^ Дэвид Дж. Бедерман, Международное право в древности (Cambridge University Press, 2004), стр. 85.
- ^ Рэндалл Лесаффер, введение в мирные договоры и международное право в европейской истории от позднего средневековья до Первой мировой войны (Cambridge University Press, 2004), стр. 5, 13.
- ^ Рэндалл Лесаффер, «Мирные договоры от Лоди до Вестфалии», в книге « Мирные договоры и международное право в европейской истории» , стр. 34.
- ^ Брайан Тирни, Идея естественных прав (Wm. B. Eerdmans, 2002, первоначально опубликовано в 1997 году издательством Scholars Press для Университета Эмори), стр. 66–67; Дайсон, Естественный закон и политический реализм , с. 236.
- ^ Но что естественный разум устанавливает между всеми людьми ... призыватель закона народов , Дайджест 1.1.9; Тирни, Идея естественных прав , с. 136.
- ^ Цитируется по Лоренсу Винкелю, «Вестфальские мирные договоры как пример рецепции римского права», в « Мирные договоры и международное право в европейской истории» , стр. 225.
- ^ Винкель, «Вестфальские мирные договоры», стр. 225; Марсия Л. Колиш, Стоическая традиция от античности до раннего средневековья (Brill, 1980), стр. 360 и далее .
- ^ Цицерон, Ораторские перегородки 37.130.
- ^ А. Артур Шиллер, Римское право: механизмы развития (Mouton, 1978), стр. 254–255.
- ^ Цицерон, De officiis 3.17.69; Колиш, Стоическая традиция , с. 150
- ^ Клиффорд Андо , Закон, язык и империя в римской традиции (University of Pennsylvania Press, 2011), с. 29.
- ^ Дайджест 1.1.1.4; Тирни, Идея естественных прав , с. 136.
- ^ Дайджест 1.1.4; Тирни, Идея естественных прав , с. 136.
- ^ Дайджест 1.1.5; Тирни, Идея естественных прав , стр. 136–137.
- ^ Дайджест 1.1.5; Винкель, «Вестфальские мирные договоры», стр. 225–226.
- ^ Адда Б. Бозман, Политика и культура в международной истории от Древнего Ближнего Востока до начала современной эпохи (Transaction Publishers, 2010, 2-е изд., Первоначально опубликовано в 1960 г. издательством Princeton University Press), стр. 210.
- ^ Кристиан Бальдус, «Vestigia pacis. Римский мирный договор: структура или событие?» в «Мирных договорах и международном праве в европейской истории» , стр. 112–113.
- ^ Дэвид Дж. Бедерман, Международное право в древности (Cambridge University Press, 2004), стр. 231–239 и др .
- ^ Секст Помпоний (2 век нашей эры) в своем комментарии к гражданскому праву К. Муция Сцеволы: «Если кто-то ударит посла врага ( legatus hostium ), он считается действовавшим против национального права ( ius gentium ), потому что послы считаются священными ( « святыми »); Дэниел Перец, «Римский переводчик и его дипломатическая и военная роль», Historia 55.4 (2006), стр. 454; Бедерман, Международное право в древности , стр. 104–105, 114–115.
- ↑ После битвы при Пидне в 168 г. до н. э. ни одна западная держава не могла сравниться с Римом. После этого Персия была единственной крупной державой, с которой Рим поддерживал регулярные контакты. Бальдус, Vestigia pacis , стр. 111–112; Оливье Хекстер, Рим и его империя, 193–284 гг. н.э. (издательство Эдинбургского университета, 2008), стр. 47.
- ^ Бозман, Политика и культура в международной истории , стр. 208–209.
- ^ Т. Кори Бреннан , Преторство в Римской республике (Oxford University Press, 2000), стр. 134; Дайсон, Естественный закон и политический реализм , с. 127; Бозман, Политика и культура в международной истории , с. 208.
- ^ Шиллер, Римское право , с. 529; Бозман, Политика и культура в международной истории , стр. 206–208.
- ^ Бальдус, Тропы мира , стр. 135–136.
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 132.
- ^ Бальдус, Тропы мира , стр. 114–115.
- ^ Ливий, 34.57.7–9.
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 113
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 120
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 120
- ^ Бальдус, Тропы мира , стр. 120–121.
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 122
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 122
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 122
- ^ Хекстер, Рим и его империя, с. 47.
- ^ Бальдус, Тропы мира , с. 140
- ^ Лесаффер, введение в мирные договоры и международное право в европейской истории , стр. 5.
- ^ Карл-Хайнц Циглер, «Влияние средневекового римского права на мирные договоры», в книге « Мирные договоры и международное право в европейской истории» , стр. 147.
- ^ Исидор, Этимологии 5.6 (закон народов - это занятие мест, строительство, укрепления, войны, плен, сервитуты, пороги, мирные договоры, одежда, послы, не нарушающие религию, смешанные браки между иностранцами запрещены. И, следовательно, закон о нации, потому что по этому закону почти все нации используют ) Винкель, «Вестфальские мирные договоры», с. 226
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Relectiones , Франциск де Виктория (лект. 1532 г., первый паб. 1557 г.). Доступно онлайн здесь .
- Закон войны и мира , Гуго Гроций (1625). Доступно онлайн здесь .
- Закон природы и народов , Сэмюэл Пуфендорф (1674, тр. Бэзила Кеннета, 1703). Доступно онлайн здесь , в разработке.
- Вопросы публичного права , Корнелиус ван Бинкершук (1737). Доступно онлайн здесь .
- Закон народов , Эммерих де Ваттель (1758 г.). Доступно онлайн здесь .
- Такера Блэкстоун , Сент-Джордж Такер (1803 г.). Доступно онлайн здесь .