Королевские законы
Leges regiae («королевские законы») были ранними римскими законами , которые, по мнению классических историков, таких как Плутарх, были введены полулегендарными королями Рима . [1]
Хоть иногда и подвергают сомнению, [2] [3] ученые современной эпохи в целом признают, что законы или основные источники для них возникли очень рано в римской истории, еще в период Римского царства (753–509 до н.э.). В 20 веке ранее непризнанные фрагменты, цитируемые древними авторами, были идентифицированы как leges regiae и приписаны или повторно приписаны различным королям. [4] [5]
Рима Король в период правления был политическим, военным, религиозным и судебным главой общества, хотя его фактические обязанности могли быть делегированы и возложены на его многочисленных помощников. [ нужна ссылка ]
Исторический обзор
[ редактировать ]Согласно Сексту Помпонию , Ромул организовал римские племена в тридцать отрядов, названных « куриями », и затем управлял делами государства на основе мнения Куриатского собрания . [6] Это событие лежит в основе lex regia . [7] [8]
Ромулу приписывают также создание еще одного института, участвовавшего в эманации leges regiae, — совета старейшин или сената Римского королевства . [9]
После междуцарствия Нума Помпилий стал преемником Ромула: как это бывает с каждым из его преемников, интеррекс удерживал власть до выборов нового царя. Нума издал ряд важных царских законов . Ему приписывалось составление книги Commentari regi . [10]
Великое новшество его касалось уголовного закона о добровольных и недобровольных преступлениях. [11]
Некоторые ученые на лексических основаниях утверждают, что в этот период в некоторых leges regiae присутствовало сабинское влияние. [12]
Преемника Тулла Гостилия традиционно называют «королем-воином». Торжественные жертвоприношения он отпраздновал, используя произведение Numa Commentari Numae . [13] Он создал чиновников по имени Фетиалес , которые представляли собой жреческую коллегию . [14]
После него Анк Марций приказал переписать и обнародовать сакральные нормы из сочинений Нумы. [15] Он установил jus fetiale и тюремное заключение. [16] [17]
Согласно традиции, последние три короля были этрусками. Их культурное наследие повлияло на царские законы того периода. [18]
Тарквиний Приск издал множество законов, охватывающих разные области: он удвоил число сенаторов и весталок . [14]
Затем Сервий Туллий использовал работу Нумы для выборов консулов . [19] Более того, он учредил перепись населения и тимократическую конституцию , которые станут основой будущего развития республиканских учреждений.
Во время правления Тарквиния Гордого следует упомянуть репрессивные законы, международные договоры и принятие Libri Sibyllini .
Конец царства рассматривается некоторыми учеными как медленный, постепенный процесс. [20] в то время как традиционно это было внезапное изгнание короля. Это событие привело к отмене царских законов . Однако, конечно, не все из них, как, например, ауспиций. [21] и реформа восемнадцати всадников Сервия Туллия сохранилась. [22]
С приходом Римской республики возникла потребность в официальном лице, которое могло бы совершать священные обряды или принимать решения через ауспициум , институт, управляемый lex regia . [23] Короче говоря, фигура, которая могла бы взять на себя функции, ранее исполняемые рексом .
Так была создана должность rex Sacrorum . Оно просуществовало до 390 года нашей эры, когда император Феодосий I отменил его. Его власть была строго ограничена сферой крестца . Ученые отмечают, что, когда Помпоний в своем «Энхиридионе» утверждает, что принятие царем законов происходило на совещании курий, он имеет в виду этот период, т. е. время, когда власть короля была уменьшена.
Пожар, устроенный галлами короля Бренна, привел к утрате письменных записей царских законов . Работа по переписыванию, проводимая жрецами, имела важное значение. Кроме того, считается, что коллекция Секста Папирия сохранилась и была доступна для ознакомления во времена Помпония.
Помпоний утверждает, что все leges regiae были отменены и действительно исчезли в последующие времена.
Тем не менее исследования ученых доказывают, что некоторые законы все еще использовались, например, норма Сервия Туллия о восемнадцати всадниках . и сенатом были собраны не только законы XII таблиц Сам Ливий пишет, что после пожара жрецами , но и законы королей, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые другие хранились жрецами в тайне .
Наконец, царские в компиляции Юстиниана упоминаются законы .
Функция lex regia в римском обществе
[ редактировать ]Законы короля были не только инструментом его власти, но и отвечали потребности общества, состоящего из различных племен, в наличии определенного закона, a ius certum, как утверждает Помпоний. [24]
Более того, в то время король играл роль верховного судьи и гаранта pax deorum , мира между общиной и богами. Эта цель должна была быть достигнута с помощью юридического инструмента lex regia , при этом сакральная роль короля фактически заключалась в роли верховного судьи.
lex regia выполнял функцию разрешения споров, когда нравы не могли их разрешить. Более того, оно даровало королю способ решения религиозных и военных вопросов. [25] либо напрямую, либо посредством какого-либо вспомогательного лица, такого как magister populi во времена Тарквиния. [26]
С одной стороны, leges regiae создали новый закон, отличный от нравов , с другой стороны, они превратили некоторые из них в законы. [25]
Считается, что в первые времена республики они использовались как мнемонический инструмент и основа децемвирами при составлении XII Таблиц . Кроме того, они выступали промежуточной ступенью между нравами и XII таблицами, отвечая требованиям общества, которое уже не удовлетворялось откровениями Великого Понтифика .
Влияния, присутствующие в Lex Regia
[ редактировать ]Влияние варьируется в зависимости от времени и в основном проявляется в текстовых изданиях. Вначале заметно явное греческое влияние. Предание хочет, чтобы Ромул учился в Габиях , [27] [28] более того, греческий элемент в первоначальной римской культуре очевиден. [29] Торговые, а затем и политические отношения засвидетельствованы в VIII веке. [30]
Еще одним влиянием является сабинское влияние, которое отражено в использовании бычьей кожи в качестве основы для письма. [31] Кроме того, это можно обнаружить в характере самих законов, как в случае с законами, исходившими от Сервия Туллия, Нумы Помпилиуса и даже Ромула. [32] как он царствовал вместе с Титом Татием .
Этрусские влияния становятся очевидными в период этрусских царей и носят политический, экономический и юридический характер: примером может служить отношение короля к родам , функция которых была ослаблена этрусскими королями. [33]
Законодательные и исполнительные аспекты Lex Regia
[ редактировать ]Фрагменты, найденные у Помпония [34] и в других авторах на эту тему показано, что lex regia был предметом обсуждения как курии, так и сената. [35] которые были одобрены царем при поддержке понтифика.
Многие ученые полагают, что Помпоний относится к республиканскому периоду и rex Sacrorum, поскольку у него было мало источников по архаическому периоду. [36] Они не доверяют точности этих источников: во-первых, они полагают, что на рассказ Помпония повлияла модель метода голосования собраний народа республики ( Comitia tributa , Comitia centuriata ), в которой голосование по закону, предложенному проголосовали за трибуном группы, называемые «единицами». Голоса подсчитывались не по главам, а по большинству внутри каждого отдельного подразделения. Система отрядов была установлена царем Сервием Туллием: отряды могли состоять из граждан, не являвшихся владельцами какого-либо имущества или кавалерии первого класса. [37]
Более того, на основании полномочий, которыми обладал король во время королевского периода, они считают более вероятным, что он принял решение без , а вето курии только при поддержке коллегии понтификум . [38] и по решению сената. Некоторые предполагают, что курии выполняли только функцию общественного участия. Leges Regiae провозглашались публично в присутствии курий ( comitia curiata ). [23]
Другие источники утверждают, что в некоторые дни король проводил комитальные собрания, подобные тем, что проводились в республиканский период. Об этом свидетельствуют слова « Quando Rex Comitiavit Fas (QCRF)», присутствующие в первом римском календаре. [39]
На основании изложенного ученые [ ВОЗ? ] полагают, что курии не имели права голоса, а имели только право присутствовать при обнародовании в качестве свидетеля и выражать свое отношение по этому вопросу посредством одобрения или громкого несогласия.
Однако в некоторых случаях король допускал вмешательство курии в принятие решений в судебных процессах. Записан только один случай — с Публием Горацием . [40] Так было до тех пор, пока репрессивные меры по уголовным делам не стали предметом исключительного решения народного собрания. [39]
Некоторые источники [ ВОЗ? ] предполагают, что Сервий Туллий отстранил курии и проголосовал за свои решения центуриями, организованными в военном отношении . Сначала он собрал первый класс из восьмидесяти центурий и восемнадцати голосов всадников . Если все соглашались, что закон принят, если нет, то следующим пяти классам в порядке убывания переписи по очереди предлагалось проголосовать, вплоть до самого низкого, который состоял из малообеспеченных граждан, освобожденных от военной службы. . Этот процесс завершился, когда было достигнуто число девяносто семи центурий , выступавших за. [41]
Поскольку lex regia , с одной стороны, предназначался для создания ius certum , а с другой, вытекал из нравов , средствами обеспечения его соблюдения в большинстве случаев были санкции религиозного, сакрального характера. [42] ( чаша или жертвоприношение ). [43]
Однако это были не единственные применявшиеся санкции: другие включали конфискацию имущества. [43] и смертная казнь, которая применялась не по какому-то сакральному принципу, а по принципу возмездия за преступление равным наказанием. [44]
На основании фрагментарности наших сведений, [45] можно сказать, что они касались общественных, сакральных, наследственных, процессуальных, сельскохозяйственных, семейных, уголовных вопросов, а также контрактов и обязательств, хотя редко касались частной сферы, которая была оставлена в основном на усмотрение pater familias и рода .
Частичное подробное изложение следует ниже.
Ромул
[ редактировать ]Ромула Царские законы были отчасти схожи с законами Тита Татия .
Многие из них касаются публичного права. К ним относятся союз различных племен, участвовавших в основании Рима, и учреждение трех юридических племен, названных в честь трех их вождей Ромула, Тита Татиуса и Лукумо , Рамненсов , Титиенсов и Луцеров соответственно. Они, в свою очередь, были разделены на десять курий каждая.
Согласно нашим источникам, они имели функцию избрания судей, принятия законов. [46] и рассмотрение вопросов, касающихся войны, если об этом попросит король.
Другим важным актом стало учреждение римского сената . Его сформировали сто патрициев . Ромул предоставил ему право принимать решения по предложенным им законам большинством голосов.
Он постановил, что римские граждане тоже должны быть воинами, способными обрабатывать землю и вести войну. Он создал воинскую часть, известную как Легио , и свою личную охрану, названную Целерес .
Он оставил за собой решения относительно священных обрядов и жертвоприношений богам, учредив шестьдесят священнослужителей, призванных их совершать. Для этой цели он создал покровительства и авгуры . Эти люди были взяты из каждой курии . Он создал Fratres Arvales , священное братство, посвященное сельскохозяйственным обрядам умилостивления, три фламината , то есть три фламина майоре , фламен Диалис , фламен Марциалис и фламен Квириналис, каждое из которых посвящено культу главного божества.
Он создал первый римский календарный год из 304 дней, разделенный на десять месяцев: шесть по тридцать дней и четыре по тридцать один.
Он установил ритуал освящения храмов .
Его положения относительно частного права заключались в следующем: наследование жены по отношению к мужу. Если муж умирает первым, то жена наследует его имущество, в случае, если детей осталось только наполовину.
Он определил юрисдикцию короля как гаранта lex regia . Он также оставил за собой право судить самые тяжкие преступления, оставив другие на усмотрение сената.
Он решил разделить землю между куриями, отдав ее частично под сельское хозяйство, а частично под строительство храмов или других священных целей.
Он установил, что родители обязаны воспитывать своих детей, по крайней мере первого ( primogenitus ), и им не разрешается убивать их, если они не достигли трехлетнего возраста. Исключением был случай, когда ребенок был чудовищем (серьезным инвалидом): хотя в этом случае процедура требовала, чтобы ребенка показали пяти соседям, которые подтвердили его состояние. В случае несоблюдения этой процедуры наказанием была конфискация половины имущества или другие санкции.
Он установил родовую власть и власть pater familias , patria potestas в отношении нелегальных детей ( filius Alieni iuris ), включая право их убивать.
В брачном праве он установил практику manus брака , при котором жена переходит в «руку» мужа; то есть она находится под его контролем, как и его дети. По этому положению жена подчинялась мужу и была обязана следовать за ним и поддерживать его во всех делах, включая культы. (Начиная со II века до н. э. это уже не была преобладающей формой брака в Риме; вместо этого жена юридически оставалась частью своей семьи и никогда не подвергалась контролю со стороны мужа.) Предполагается, что в социальной сфере он должен иметь создал систему патронажа ( патронус и клиенты ).
Преступления женщин, такие как прелюбодеяние и распитие вина, должны были наказываться в соответствии с законом, но решение было передано семье женщины. [47]
Нума Помпилиус
[ редактировать ]Нума был возведен на трон на основании знаменитого lex curiata de Imperialo . [48] [49] [50] Этим актом он подчинил свою будущую власть решению куриатных комиций . Этот закон будет использоваться каждым королем до императора Августа и даже позже.
Он отменил целересу .
Он разделил Рим на паги , каждый из которых имел своего магистрата и стражу для охраны территории.
Он был первым, кто ввёл разделение людей по профессиям, создав таким образом корпорации .
В религиозной сфере он ввел менструации ( лунные месяцы) и реформировал календарь, создав год с двенадцатью лунными месяцами плюс вставной месяц ( мерцедоний ), создал различные фламинаты (включая те, которые другие источники приписывают Ромулу). [51] и священнослужители , среди которых были Фетиалы и Салии , увеличили число весталок с четырех до шести. он учредил Верховного понтифика Помимо увеличения числа священнослужителей и Понтификум коллегии , и установил различные формы посвящения в отношении различных культов.
В частном праве он предусмотрел положение о паэлексе (наложнице).
Он произвел новые переделы земли в виде наделения плебеев деманской земли.
В области уголовного права его новации были замечательны: он установил различие между умышленным убийством (названным парицидом) [52] ) и не добровольно. В делах первой инстанции для расследования дела были назначены два Questore paricidi , и обвиняемый классифицировался как paricida, если он был признан виновным в умышленном убийстве свободного человека или даже родителя или родственника. В первом случае парицид понимается как убийство . Санкционированное наказание parricidas неизвестно. Во втором случае наказанием parricidas была poena cullei . Его положения заключались в том, чтобы виновника убийцу заключить в мешок из бычьих шкур и бросить в море. Позже его заменили на изгнание виновного . [42]
В случае непреднамеренного убийства требовалось только принести в жертву козла, чтобы искупить преступление и очистить виновного.
Некоторые источники приписывают Нуме создание весталок . Однако, согласно традиции, они существовали в латинских городах еще до основания Рима (в Альбе Лонге были весталки, в том числе мать Ромула Сильвия), и следует помнить, что Тит Татий уже посвятил Aedes Vestae . Кража священных предметов или в священных местах рассматривалась как paricidium , лжесвидетельство каралось смертью.
Отец мог законно продать сына, если только он еще не разрешил ему жениться. Женам запрещалось пить вино, а также вступать в какие-либо отношения, если только муж не решал подарить их бездетному мужчине, чтобы тот стал отцом детей. После этого он мог бы решить забрать ее обратно.
Брак разрешался даже с девочками до двенадцати лет. Однако женщинам разрешалось давать завещание, пока их отец был еще жив. [53]
lex regia, традиционно приписываемый Нуме, касается spolia opima , или, точнее, одного из двух определений этого института: [54] для них есть повод всякий раз, когда римлянин побеждает dux hostium (главу врагов), даже если победителем не обязательно является римский герцог . Упоминаются три вида добычи: первый состоит из подношения оружия побежденных Юпитеру Феретриусу и принесения в жертву быка, второй — из их предложения Марсу и жертвоприношения солитаурилии (вероятно, suovetaurilia ) и третий — из их приношения. и принесению в Джануи Квирино жертву ягненка. Они применимы к случаю, когда римлянин был вождем, армейским офицером или простым солдатом соответственно.
Тулл Враждебный
[ редактировать ]Согласно источникам, царь Тулл учредил должность ликтора , ввёл использование расписной тоги, называемой тога претекста , создал должность фетиалес . [55] [56] и их ритуальная функция при объявлении войны. Только благодаря этому обряду война могла стать справедливой войной ( bellum iustum ), т. е. войной, соответствующей требованиям религии.
Он также учредил фестивали Агоналес и Сатурналии, посвященные богу , а также внес связанную с богом Квирином в жречество еще одну группу (Коллини) , Салии . Сатурну
Он позволил некоторым безземельным римлянам заселить Целийский холм .
Во время его правления выдающимся в области уголовного права является дело Марка Горация. Когда этого Марка Горация обвинили в perduellio , duumviri perduellionis вынесли приговор о виновности по вопросу о provocatio ad populum , своеобразно разработанном процессуальном условии. Однако отец Горация возражал против приговора. Король Гостилий не смог прийти к решению и поэтому передал решение народу, то есть куриям. Маркус был оправдан.
Король Гостилий также издал законы, которые карали смертью измену королю и дезертирство.Ему приписывают создание наказания, известного как arbor infelix . [57]
В области морали и семьи он издал закон, осуждающий инцест : виновник станет священным для Дианы в публичной церемонии насмешек и презрения. Он также решил, что государство будет субсидировать семьи, у которых роды были тройничным. [58]
Анкус Марций
[ редактировать ]«Более того, созвав понтификов и получив от них распоряжения относительно res Sacrae , которые установил Помпилий, приказал вырезать их на маленьких столиках и выставить на Форуме для всех, кто хотел бы на них посмотреть»Дионисий Галикарнасский Ант. ПЗУ. 3, 36, 4
Марций тоже издал свой собственный закон о куриях империи .
В области публичного права были созданы основы rerum repetitio , законы о морской торговле и налогообложении соляных прудов ( salinae ).
Он решил, что распоряжения короля Нумы относительно коллегии точек будут высечены на маленьких столиках.
Он создал первую тюрьму как меру, предназначенную для пресечения преступности.
После победы над латинянами он позволил им поселиться в Риме. [59]
Тарквиний Приск
[ редактировать ]Тарквиний увеличил число сенаторов с двухсот до трехсот или, по другим данным, вдвое. Он разделил их на gentes maiores и gentes majores .
Он учредил римские игры , удвоил число курий и ввел различия в одежде для разных классов.
Он добавил двух весталок к первоначальным четырем и ввел календарь из двенадцати месяцев. [60]
Некоторые источники приписывают ему санкции против весталок. [61] [62]
Сервий Туллий
[ редактировать ]Сервий еще раз разделил территорию Рима на паги : четыре из них были городскими (регион Палатина, Субурана, Коллина и Эсквилина) и двадцать шесть пригородных или сельских.
Он установил, что жители обязаны жить в своих пагу и не могут переехать в другое место. Это положение предназначалось для финансовых целей, поскольку люди должны были платить налоги в паге, которому они принадлежали.
Сервий первым установил перепись . Для участия в переписи граждане должны были заплатить пошлину. Перепись требовала от граждан предоставить оценку стоимости их собственности, чтобы правительство могло собрать информацию и пропорционально взимать налоги. Таким образом, граждане были разделены на пять эшелонов или классов.
Он создал рынки, учредил новый фестиваль Паганалии и посвятил храмы, например, богине Форс Фортуне .
В области судебной власти он решил, что будет выносить решения только по делам публичного права, а оставил на усмотрение отца семьи и родов по делам частного права .
Завоевав и аннексировав территории коллис Виминалис и Эсквилин, он раздал их безземельным римлянам.
Он также постановил, что освобожденные рабы могут принимать участие в общественной жизни и подвергаться цензуре, как если бы они были обычными свободными людьми. Те, кто не желал возвращаться на родину, должны были быть зарегистрированы в одном из четырех созданных им племен.
Он поручил куриям утвердить пятьдесят постановлений, касающихся преступлений и договоров. [63] Наконец, Сервию приписывают возведение храма Дианы Неморской на Авентине . [64]
Тарквиний Гордый
[ редактировать ]Царь Тарквиний Гордый отменил систему налогообложения, основанную на переписи населения, и возложил на каждого гражданина равное налоговое бремя.
Он заключил различные мирные договоры. [65]
В религиозной сфере он принял « Libri Sibyllini» , книги, с помощью которых можно было узнать волю богов и наблюдать за их характерами. Он также посвятил новые храмы и основал новые культы.
В области уголовного права он использовал arbor infelix, положение Тулла Гостилия. Он прибегал к отстойным наказаниям (то есть poena cullei ), например, в случаях Марка Аквилия и Атилия.
Он отменил все законы Сервия Туллия об обязательствах и договорах. [66]
Королевские законы неопределенного происхождения
[ редактировать ]Некоторые фрагменты содержат законы, атрибуция которых неясна.
Одним из замечательных примеров является lex regia , который запрещает ингумацию беременной женщины перед родами, поскольку считается, что это будет означать убийство жизни. [67]
Материал, используемый для написания царских законов
[ редактировать ]Вначале (то есть во времена Ромула) царские законы были неписаны. [68]
Они передавались устно, даже если нет уверенности в том, что письменности не существовало. Однако законы Ромула были записаны только во времена Нумы. [31] самим Нумой.
Во времена Нумы законы Ромула и самого Нумы (Commentarius Numae и все папские труды того времени, приписываемые Нуме, т. е. Libri pontificum ), [69] были написаны на коре липы [70] Использовалась в качестве бумаги, по свидетельствам наших источников. [71]
Впоследствии их писали на бычьей коже. [72] Такое использование засвидетельствовано во времена Тарквиния. [73]
По другой традиции [74] они были написаны на деревянном столе, покрытом штукатуркой (tabula Dealbata). В этом случае текст будет нарисован, а не вырезан.
В любом случае, несомненно, они были написаны на скоропортящемся материале. Это может быть причиной того, что нам передали очень мало такого рода законодательной продукции.
Следует помнить, что пожар, устроенный галли- сенонами в 390 или 387 г. до н.э. еще одной причиной их исчезновения стал [75]
Чтобы восполнить утрату, приходилось обращаться к памяти жрецов, знавших их наизусть, или к трудам историков и юристов. Маловероятно, что такие разработки были точными цитатами из царских законов, как утверждают некоторые источники, просто это были переформулировки, содержащие некоторые архаичные выражения. [76]
Известные источники
[ редактировать ]Существуют разные источники lex regia . Одним из источников является «Энхиридион Секста Помпония » Секста Помпония , хотя это всего лишь фрагмент, сохранившийся до нас в Юстиниана » «Дигестах . Этот источник, безусловно, богат интерполяциями и поэтому не вполне надежен.
Другой источник – Папирия » «Ius Papirianum . [77]
Ниже приведена соответствующая цитата: [78]
«Таким образом, он (Ромул) предложил народу некоторые leges curiatae . Другие были предложены следующими царями. Все эти законы записаны вместе в книге Секста Папирия, который жил во времена Демарата, гордого сына Коринфа, среди самых прославленных людей. Книга эта, как мы уже говорили, называется Ius Civile Papirianum ».
(Секст Помпоний Энхиридион, пар. 2, строка 10)
Этот труд должен был содержать списки leges regiae , но они до нас не дошли.Однако характер и авторство этой работы оспариваются. Некоторые ученые полагают, что это могла быть переработка lex Papiria и, следовательно, не содержало бы списков, или что автором был не Секст Папирий, а Гай Папирий , первый верховный понтифик Римской республики (должен был произойти перерыв в 40–40 лет). 50 лет между этими двумя персонажами, оба членами одного и того же патрицианского рода ), или это может быть переработка « Новых комментариев» .
Ливий ясно ссылается на существование leges regiae, касающегося работы по реконструкции законов, проделанной магистратами и сенатом в неспокойные времена Марка Фурия Камилла . Он также утверждает, что некоторые книги не были доступны в государственных архивах, но тайно хранились в архивах понтификов или даже частных лиц. [79]
В словаре Бергера под статьей « Папирий » (без преномена ) говорится, что «он был верховным понтификом, автором сборника правил сакрального права под названием Ius Papirianum, обычно приписываемого Leges Regiae . Существование такого сборника основано на упоминании комментария к нему, написанного Гранием Флакком во времена Цезаря или Августа и озаглавленного « De iure Papiriano ». [80]
Однако многие другие источники содержат соответствующий материал. [81]
, очень мало Эпиграфических источников, современников римским царям .
Библиография
[ редактировать ]- К истории римского права и историческому контексту lex regia
- Марио Амелотти, Очерки истории римского права Джуффре, Милан, 1989.
- Амарелли История римского права, изд. Альдо Скьявоне, Джаппичелли, Турин, 2001.
- Альдо Скьявоне Строки истории римской юридической мысли Джаппикелли, Турин, 1994.
- П. А. Брант Классы и классовые конфликты в республиканском Риме Латерца, Бари, 1972.
- Сальваторе Тондо Кризис республики в Риме: уроки, II Giuffre', Милан, 1992.
- Федерико Д'Ипполито Юристы и ученые в архаичном Риме Латерца, Бари, 1986.
- "Potestas Regia" М.И. Хендерсон Журнал римских исследований 47 , 1957, стр. 83–87.
- К.В. Веструп. Введение в раннее римское право 4, I (1950) 47.
- Пьеранджело Каталано Линии римской наднациональной системы Джаппикелли, Турин, 1965.
- Пьеранджело Каталано. Вклад в изучение закона предсказаний Джаппикелли, Турин, 1960.
- Уго Коула Королевство , 1951 год.
- Пьеро де Франциски Primordia Civitatis Рим, 1959 год.
- Святой Мазарини От монархии к республиканскому государству, 1945 год.
- П. Фраккаро «История Рима в царственный период» Журнал римских исследований 47 , 1957, с. 64.
- Альфред Бергер «Энциклопедический словарь римского права» Труды Американского философского общества. Новая серия Том 43, часть 2, Филадельфия, 1953 г. sv "leges regiae", "lex regia".
- Общая информация о lex regia
- Джованни Пульезе Институты римского права Джаппикелли, Турин.
- Джованни Пульезе Институты римского права-Sintesi Giappichelli, Турин.
- Конкретные работы и источники, касающиеся lex regia
- Никола Палаццоло Ab urbe condita. Источники по истории римского права от царской эпохи до Юстиниана .
- Патриция Джунти Прелюбодеяние и королевские законы. Преступление между историей и пропагандой Джуффре», Милан, 1990.
- Секст Помпоний Помпоний о происхождении фрагментов закона, признанный и подготовленный с критической заметкой Ф. Осанна 1848 г.
- Дженнаро Франчиози, изд. Королевские законы Джавини, Турин, 2003 г.
- Salvatore Tondo Leges regiae e paricidas Olschki, Флоренция, 1973 год.
- С. Риккобоно Fontes iuris romani antejustiniani II, Флоренция, 1941 г.
- Джузеппе Вальдитара Исследования магистров народа: от военных помощников короля до первых республиканских судей II, Джуффре, Милан, 1989.
- Риккардо Орестано Факты регулирования в архаичном римском опыте Турин, 1967.
- Леонхард Шмитц св. Комиции ап. Уильям Смит изд. Словарь греческих и римских древностей , Лондон, 1875 г.
Примечание
[ редактировать ]Эта статья представляет собой перевод статьи на ту же тему в итальянской Википедии.Переводчик, придерживаясь принципа внесения как можно меньшего количества изменений, взял на себя смелость совершенствовать язык, исправляя очевидные ошибки и добавляя библиографическую информацию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Уотсон , Правовое происхождение и правовые изменения (Hambledon, 1991), стр. 109–114.
- ↑ В XIX веке некоторые историки сомневались в подлинности истории Leges Regiae .
- ^ Позиция, которую все еще занимает, например, Риккардо Орестано, Факты нормирования в архаическом римском опыте , Турин, 1967.
- ^ Институты римского права с. 30
- ^ Перевод leges regiae , приписываемый каждому королю и с комментариями, можно найти в Древнеримских статутах Аллана Честера Джонсона, Пола Робинсона Коулмана-Нортона и Фрэнка Карда Борна (University of Texas Press, 1961), стр. 3–6. [1] .
- ^ Секст Помпоний ап. 1,2,2,2 Юстиниана В Дигесте записано: «Говорят, что позже, когда число граждан значительно увеличилось, Ромул сам разделил народ на тридцать частей, которые он назвал куриями , и затем управлял делами государство на основе мнения этих партий. Таким образом, он предложил народу некоторые куриальные законы; другие были предложены следующими королями». ( «Впоследствии, когда город несколько увеличился, сообщается, что Ромул сам разделил народ на тридцать частей, которые он назвал куриями, по той причине, что в это время он облегчил заботу об общественных делах решениями эти партии и таким образом он сам довел до народа некоторые законы через курии: они приняли их и следующих царей» ).
- ^ источники фрагментов в изд. Дженнаро Франчози. Королевские законы Турина, 2003 г.
- ^ Аллен Честер Джонсон и др. Древнеримские статуты Техасского университета, 1961.
- ^ Амелотти (1989)
- ^ Тондо (1973) , с. 19
- ^ Тондо (1973) , стр. 87–165
- ^ Тондо (1973) , стр. 11–18
- ^ Ливий 1, 38, 8; Л. Пизон будет. Плиний. 28, 4,14
- ^ Jump up to: а б Дженнаро Франчиози изд. Предисловие к королевским законам с. 18
- ^ Ливий 1, 32, 2
- ^ Геннар Франчиози изд. Предисловие к королевским законам с. 17-18
- ^ Пьеранджело Каталано Линии римской наднациональной системы Джаппикелли, Турин, 1965.
- ^ Дженнаро Франчози изд. Предисловие к королевским законам с. 19 и 20
- ^ Ливий 1, 60, 4.
- ^ Амелотти (1989) , с. 78
- ^ Классы и классовые конфликты в республиканском Риме с.72.
- ^ Кризис республики в Риме с. 18.
- ^ Jump up to: а б Амелотти (1989) , стр. 19–29
- ^ Помпоний Дигеста 1, 1, 1,2.
- ^ Jump up to: а б Амелотти (1989) , стр. 19–21
- ^ Джузеппе Вальдитара Исследования магистров народа: от военных вспомогательных войск короля до первых республиканских судей, Милан, 1989.
- ^ Plut. Rom. 7, 6; 8, 2.
- ^ Дион. Хэл. Муравей. ПЗУ. 1, 82, 5.
- ^ Тондо (1973) , стр. 16–17
- ^ Джузеппе Вальдитара Исследования магистров населения, стр. 10-11.
- ^ Jump up to: а б Тондо (1973) , стр. 18–19
- ^ Тондо (1973) , с. 18
- ^ Г. Пульезе Институты римского права-Sintesi стр.12.
- ^ Помпоний ап. Переварено 1,1,1,2
- ^ источники, цитируемые Амарелли. История римского права, с. 30; например, Дион. Хэла. 2, 14. 1-2.
- ^ Г. Пульезе Институты римского права с. 30.
- ^ П. А. Брант Классы и классовые конфликты в республиканском Риме стр.75.
- ^ Амелотти (1989) , с. 32
- ^ Jump up to: а б Амелотти (1989) , с. 43
- ^ Вал. Макс. 8.1.1; Цик. Про Милон 3.7.
- ^ Дион. Хэла. Муравей. ПЗУ. 4, 20, 3-5.
- ^ Jump up to: а б Г. Пульезе Институты римского права-Sintesi с.11.
- ^ Jump up to: а б Амелотти (1989) , с. 37
- ^ Амелотти (1989) , стр. 40–41
- ^ Для презентации см.: Королевские законы , Королевские законы от отцеубийств и источники римского права Антеюстиниани .
- ^ ученые полагают, что курии имели лишь своего рода право участия, а не права принятия решений, по крайней мере, в отношении leges regiae . См., например, L. Schmitz sv Comitia ap. У. Смит. Словарь римских древностей, Лондон, 1875 г.
- ^ Королевские законы с. 3-57.
- ^ U. Coli Regnum 1951, часть 4 «Религиозные аспекты королевской власти. Инаугурация короля»
- ^ П. Каталано Вклад в изучение закона о предсказаниях, Турин, 1960, часть 3 «Пожелания и покровительства в королевскую эпоху»
- ^ "Potestas Regia", М. И. Хендерсон, Журнал римских исследований 47 , 1957, стр. 83-87.
- ^ Неясно, кто их установил, поскольку источники различаются. Возможно, что Нума взял их из законов Ромула, так как они еще не были записаны и он первый зафиксировал их в своем сочинении. Однако Флор. 1. 1. 2-3 и Ливий 1.19.6 утверждают, что он установил календарь из двенадцати месяцев, тогда как календарь Ромола состоял только из десяти месяцев.
- ^ Тондо (1973) , стр. 137–138
- ^ Королевские законы стр.61-121.
- ^ Фест. стр.302 Л2
- ^ Уже приписано Нуме, см. выше.
- ^ П. Каталано Линии римской наднациональной системы Турин, 1965 г.
- ↑ Oldfather, Уильям А. Ливий I, 26 лет, и sumlicium de more maiorum, доступные в Интернете по адресу Penelope, Un. Чикаго
- ^ Королевские законы с. 125-134
- ^ Королевские законы, стр. 137-142
- ^ Положение, уже приписываемое Нуме, однако несомненно, что Тарквиний использовал Commentari regi Нумы.
- ^ Источники различаются, однако весталки должны вернуться к самым ранним временам Рима, см. Фас Овидия. , Варро Линг. лат. В, Х
- ^ Королевские законы, стр. 145-153
- ^ Королевские законы, стр. 157-191
- ^ П. Де Франциски Primordia Civitatis 1959
- ^ Королевские законы с. 196
- ^ Королевские законы, стр. 195-205
- ^ Королевские законы с. 209
- ^ Тондо (1973) , с. 17
- ^ Предисловие к Королевским законам , с. 17
- ^ Тондо (1973) , стр. 27–31
- ^ Плиний Нат. Ист, 16. 55. 126.
- ^ Плиний Нат. Хист. : Плиний вспоминает использование деревянного щита, покрытого бычьей кожей.
- ^ Фест. Искл. 48, 19; Дион. Хэл. 4, 58, 4; Хор. Эп. 2, 1, 25.
- ^ Жизнь. 1, 32, 2.
- ^ Институты римского права с. 33.
- ^ Тондо (1973) , стр. 56–65
- ^ Тондо (1973) , стр. 35–56; он назван так в Macrobius Saturnalia 3, 11, 5; Павел Диакон 50, 16, 144.
- ^ "И таким образом он сам принес людям через суды некоторые законы: они также привели следующих царей. Все это записано в книге Секста Папирия, который был в те времена, когда гордый сын Демарата Коринфий был одним из вожди эта книга, как мы уже сказали, называется « Гражданским законом папирусцев » .
- ^ Ливий , Аб Урбе Кондита 6, 1.
- ^ CW Westrup Введение в раннее римское право 4, I (1950) 47.
- ^ Корнелий Непос О выдающихся силах ; Аврелий Августин О граде Божием ; Комментарий Сервия Гонората к «Энеиде» ; Секста Помпея Феста словарь ; Cedrenus Compendium of History ; Цензорин В день своего рождения ; М. Туллий Цицерон «О законах» , «Де республика » и др.; Колумелла ; Переваренный или Пандемический ; Дион Кассий Римская история ; Дионисий Галикарнасский «Римские древности» (этот труд содержит наибольшее количество фрагментов); Энния Анналы ; Евтропий Бревиарий, основанный городом ; Ливий Из города основал книги ; Цветок ; Авл Геллий Аттические ночи ; Гораций ; Лактанций ; Йоханнес Лидус ; Макробий Сатурналий ; Овидий Фасти ; Плиний Старший Естественная история ; Плутарх «Римские вопросы» , «Параллельные жизни» (Ромул, Нума); Сицилийский Флакк ; Солинус ; пот ; молчит Валерий Максим ; Варрон ;Отец Веллей ; Зонарас – воплощение истории